Audi провела испытания своего беспилотного автомобиля

Euro NCAP протестировал системы автономного вождения 10 машин – Колеса.ру

В испытаниях участвовали Audi A6, BMW 5 серии, DS 7 Crossback, Ford Focus, Hyundai Nexo, Mercedes-Benz C-класса, Nissan Leaf, Tesla Model S, Toyota Corolla и Volvo V60. Тесты с подрезанием не смог пройти ни один из автомобилей.

Автопроизводители тратят миллиарды долларов на разработку систем автономного вождения и уверяют нас, что беспилотное будущее не за горами.

Некоторые фирмы, например Audi и Tesla, снабжают свои модели полным комплектом аппаратуры, необходимым для работы беспилотника четвёртого уровня по классификации SAE, при котором водителю разрешается полностью расслабиться и не следить за дорогой – даже поспать в теории можно! Однако пока водителям таких машин доступен максимум второй уровень автономности. На первом машина может сама разгоняться, тормозить и подруливать в пределах заданной полосы, при этом от человека требуется постоянное внимание и готовность в любой момент взять управление на себя, руки должны лежать на руле. На втором можно ненадолго отпустить руль и убрать ноги с педалей, а машина при определенных условиях может сама совершать перестроения, но водитель должен по-прежнему следить за дорогой.

Обратите внимание

Лишь беспилотник четвертого уровня позволит водителю полностью расслабиться и заняться своими делами.

Третий уровень автономности подразумевает возможность полностью отвлечься от вождения, то есть отпустить руль и не смотреть на дорогу, но при этом водитель всё равно должен быть готов по команде системы взять управление на себя.

Понятно, что в критической ситуации он, скорее всего, этого сделать не успеет (скандальное смертельное ДТП с беспилотником Uber на базе кроссовера Volvo XC90 – наглядное тому подтверждение), а потому третий уровень многие автопроизводители считают бессмысленным.

Практическая польза от систем первого и второго уровней тоже сомнительна – многих водителей они только сбивают с толку и нервируют, однако разработчики считают их важным этапом на пути к настоящим беспилотникам, и на серийных машинах такие системы появляются всё чаще, а в премиум-сегменте фактически стали стандартом.

Поскольку системы первого и второго уровней требуют постоянной включенности водителя, то законодательством их применение никак не ограничено, при этом в рекламе всячески подчеркивается их удобство и безопасность – мол, в случае чего подстрахуют, позволят избежать аварии.

Так это или нет, решили проверить специалисты Euro NCAP: собрали десять новеньких автомобилей с первым или вторым уровнем автономности и устроили им серию натурных испытаний.

Программа натурных испытаний предусматривала две тематические части. В первой оценивалась работа адаптивного круиз-контроля, а именно его способность с разных скоростей самостоятельно замедлять машину вплоть до полной остановки перед внезапно возникшим препятствием – слишком медленным автомобилем, резко тормозящим автомобилем, стоящим автомобилем и подрезающим автомобилем.

Даже с дежурными торможениями перед стоящим автомобилем справились далеко не все, а тест с подрезающим автомобилем не прошёл ни один из испытуемых. Этот тест состоит из двух этапов.

Важно

В первом перед тестовым автомобилем из соседней полосы перестраивается муляж машины-помехи. Во втором впереди едущий автомобиль, наоборот, уходит с полосы, чтобы объехать резко остановившийся муляж.

Задача тестового автомобиля в обоих случаях – не врезаться в муляж, и вся десятка хотя бы в одном из этих двух испытаний потерпела неудачу.

Вторая область натурных исследований – это тест системы удержания автомобиля в полосе. Моделируется движение по криволинейной S-образной траектории и ситуация, при которой водителю нужно объехать небольшое препятствие, например выбоину или камень.

Цель – понять, насколько система сопротивляется действиям водителя, который резким поворотом руля пытается сместить автомобиль к краю полосы или за её пределы.

В идеале система не должна мешать объехать помеху, и в девяти случаях из десяти так и было: лишь Tesla оказывала активное сопротивление действиям водителя, что эксперты Euro NCAP однозначно расценили как недостаток.

Отдельно оценивалось то, как производители разъясняют работу своих автономных систем в инструкциях по эксплуатации и рекламных материалах.

В «мануалах» всех испытуемых чётко прописаны все ограничения и необходимость следить за дорогой, однако рекламные видеоролики BMW и Tesla могут ввести зрителя в заблуждение, так как в них показывается водитель, убравший руки с руля, то есть можно подумать, что автомобиль полностью берёт управление на себя, а это не соответствует действительности.

По итогам тестов какие-либо баллы не ставились, давалась лишь качественная оценка уровня помощи водителю.

Совет

Так, в испытаниях адаптивного круиз-контроля эксперты оценили уровень поддержки водителя в автомобилях BMW и DS как недостаточный, а в Тесле – как избыточный.

Остальные обеспечили более-менее сбалансированный уровень поддержки, то есть позволяли либо снизить скорость перед столкновением либо вовсе избежать ДТП.

Теперь вкратце пройдёмся по всем участвовавшим в тестах моделям. Видеоролики показывают комплекс испытаний адаптивного круиз-контроля.

Audi A6 не смог самостоятельно остановиться перед стоящим автомобилем (со скорости 80 и 130 км/ч) и провалил оба теста с подрезанием.

BMW 5 серии не смог самостоятельно остановиться перед медленно едущим автомобилем, перед тормозящим автомобилем и перед стоящим автомобилем (со скорости 130 км/ч). В тестах с подрезанием баварский седан вообще не распознал помеху!

DS 7 Crossback не смог самостоятельно остановиться перед стоящим автомобилем (со скорости 80 км/ч) и провалил оба теста с подрезанием.

Новый Ford Focus не смог самостоятельно остановиться перед стоящим автомобилем (со скорости 130 км/ч) и провалил тест с подрезанием, в котором машина-помеха въезжает на полосу.

Водородный кроссовер Hyundai Nexo не смог самостоятельно остановиться перед стоящим автомобилем (со скорости 130 км/ч) и провалил оба теста с подрезанием, причем в варианте с въезжающей на полосу помехой вообще не смог её распознать.

Mercedes-Benz C-класса не смог самостоятельно остановиться перед стоящим автомобилем (со скорости 80 и 130 км/ч) и провалил оба теста с подрезанием.

Обратите внимание

Электромобиль Nissan Leaf не смог самостоятельно остановиться перед стоящим автомобилем (со скорости 80 и 130 км/ч) и провалил оба теста с подрезанием.

Tesla Model S провалила оба теста с подрезанием.

Хэтчбек Toyota Corolla нового поколения не смог самостоятельно остановиться перед стоящим автомобилем (со скорости 80 и 130 км/ч) и провалил тест с подрезанием, в котором впереди движущийся автомобиль выезжает с полосы перед помехой.

Наконец, универсал Volvo V60 не смог самостоятельно остановиться перед стоящим автомобилем (со скорости 80 и 130 км/ч) и провалил оба теста с подрезанием.

Испытания систем автономного вождения пока не войдут в стандартную методику Euro NCAP наравне с краш-тестами и тестами систем автоматического аварийного торможения, поскольку эксперты ещё не разработали четких критериев оценки «автопилотов».

Проведенная сессия была, так сказать, пристрелочной, пробной, она лишний раз подтвердила известную истину: то, что многие уже сегодня называют автопилотом, таковым не является. Современные машины, даже самые продвинутые, пока не могут ездить самостоятельно, и ответственность за все совершаемые манёвры лежит на водителе.

Тем не менее, системы автономного вождения первого и второго уровней могут в ряде случаев помочь избежать аварий, и Euro NCAP в целом поддерживает внедрение таких систем при условии, что они будут использоваться корректно.

Источник: https://www.kolesa.ru/news/euro-ncap-protestiroval-sistemy-avtonomnogo-vozhdeniya-10-mashin-eto-proval

Беспилотный Audi RS7: Слепая скорость

У «Робби», как у обычного RS7, мотор 4,0 л V8 мощностью 560 л. с. У него нет зрения, он двигается по дороге вслепую, как герой комедийного боевика 80-х «Слепая ярость»

Audi

Отправляясь в Барселону, я купил в аэропорту в киоске журнал «Космополитен». «Нужно же будет чем-то занять себя на заднем сиденье автомобиля, когда его буксируют…» – как-то так, поминая анекдот про двух блондинок, представлялось мне передвижение на роботизированном, или, как его называют в Audi, пилотируемом автомобиле.

Покупка оказалась напрасной: заднего сиденья в пилотируемом RS7 нет. И даже если бы оно было, то читать в автомобиле, движущемся на таких скоростях и с такими боковыми ускорениями, не удастся.

Важно

Мне, плотно пристегнутому к тесному «ковшу» Recaro, удавалось прочитывать только цифры на спидометре, и то не всегда. Самая большая, которую я смог разглядеть, – 208.

Говорят, надо быть внимательней: бывает и 240.

Аттракцион, ради которого мы отправились на расположенную в горах Каталонии трассу Parcmotor Castellolí, состоял из двух частей.

Сначала трассу проезжал роботизированный автомобиль с двумя пассажирами – сотрудник компании на левом кресле, не трогая руля и педалей, но сжимая в руке кнопку-активатор автопилота, и второй справа просто наслаждался ощущениями.

Затем гости (журналисты и энтузиасты марки) проходили ту же трассу в одиночку за рулем обычного RS7, преследуя пейскар под управлением профессионального инструктора. То есть происходило что-то вроде квалификационных заездов перед соревнованием людей с искусственным интеллектом, который представлял самодвижущийся механизм по имени Robby.

Каждый пилотируемый автомобиль Audi, как оказалось, имеет имя собственное. «Когда вы учите машины принимать решения, они обретают индивидуальность. Поэтому им нужно давать имена собственные», – говорит Клаус Фервейен, руководитель предварительных разработок автоматизированного вождения.

Я заикаюсь про «Чаппи», но Клаус еще не смотрел новый сайфай Нила Бломкампа. Имена машины получили от членов знаменитой гоночной династии из Америки. RS7 с именем Bobby, показанный год назад на трассе «Хоккенхаймринг», назван в честь Бобби Анзера.

Robby, следующий этап развития технологии, – в честь его сына.

Audi

Спортивная трасса – только демонстрация одного из этапов разработки самоуправляемого автомобиля

1/9

Г. Анисимов / Ведомости

Технически “пилотируемый” RS7 ничем, кроме модулей управления и антенны на крыше, не отличается от серийного

2/9

Audi

Нашей подгруппе в некотором смысле не повезло: мы оказались во второй партии и гонялись за «Робби» при ярком солнце под голубым небом. С утра же был туман и мокрая трасса – следить за действиями системы стабилизации роботизированного RS7 наверняка было бы зрелищнее и занятнее

3/9

Audi

Сначала трассу проезжал роботизированный автомобиль с двумя пассажирами. Затем гости (журналисты и энтузиасты марки) проходили ту же трассу в одиночку за рулем обычного RS7, преследуя пейскар под управлением профессионального инструктора

4/9

Г. Анисимов / Ведомости

Совет

Беспилотный Audi RS7 с имением AJ проехал по трассе с пустым салоном и остановился на финише

5/9

Audi

Машина запрограммирована так, чтобы двигаться по трассе максимально быстро, но без излишних рисков – практически по идеальной траектории, как ее проложил бы инструктор для обучения

6/9

Audi

Скорость на треке не максимально возможная, тем не менее часто с легким проскальзыванием колес

7/9

Audi

Особенность трассы Parcmotor Castellolí в горах Каталонии — несколько скоростных прямых и существенные уклоны в 8-9 градусов

8/9

Audi

Некоторым «приглашенным пилотам» удалось обогнать “робота” на несколько весомых секунд

9/9

У «Робби», как у обычного RS7, мотор 4,0 л V8 мощностью 560 л. с., и он весит на 400 кг меньше по сравнению со своим «папой». У «Робби» нет зрения, он двигается по дороге вслепую, как герой комедийного боевика 80-х «Слепая ярость».

Но ориентируется не на слух и чутье, как герой Рутгера Хауэра, а на заложенную в память цифровую карту трассы и данные DGPS (Differential Global Positioning System), которые сопоставляются с акселерометрами штатной системы стабилизации хетчбэка.

Благодаря DGPS «Робби» знает свое положение на трассе с точностью до 5 см, а система предотвращения заносов помогает ему удерживать траекторию и расчетную скорость.

Обратите внимание

Машина запрограммирована так, чтобы двигаться по трассе максимально быстро, но без излишних рисков – практически по идеальной траектории, как ее проложил бы инструктор для обучения.

Читайте также:  Affetto: робот-ребенок для изучения социальных функций

Поэтому скорость не максимально возможная (тем не менее часто с легким скольжением колес) – и некоторым «приглашенным пилотам» удалось обогнать робота на несколько весомых секунд (см. галерею). Нашей подгруппе в некотором смысле не повезло: мы оказались во второй партии и гонялись за «Робби» при ярком солнце под голубым небом. С утра же был туман и мокрая трасса – следить за действиями системы стабилизации роботизированного RS7 наверняка было зрелищнее и занятнее.

Спортивная трасса – демонстрация только одного из этапов разработки самоуправляемого автомобиля. Роботу придется намного тяжелее в потоке машин, чем на широкой пустой дороге, которую он полностью «держит в памяти».

В Audi считают, что пилотируемые автомобили будут внедряться на обычные дороги этапами: сначала парковка без водителя (уже применяется на новом поколении BMW 7-серии и будет предлагаться для следующего поколения Mercedes-Benz E-класса), затем «автопилот» для движения в пробках (у Audi он появится в 2018 г.

на новом поколении А8) и чуть позже – по шоссе, еще позже – самостоятельная парковка с поиском места в большом паркинге и в далекой перспективе – автономное движение в городских условиях.

Для использования технологии самодвижущихся автомобилей нужна хорошая дорожная инфраструктура — в первую очередь разметка.

Сможет ли автономный автомобиль ехать по снегу или когда просто не видно дорожной разметки? Решения этой проблемы пока нет, честно говорит Клаус, только идеи.

Возможно, поможет специальная дорожная разметка, которую «видят» ладары (лазерные радары, обычная им не воспринимается) или цифровые маячки, установленные на дороге.

Важно

Специфическое оснащение дорог сейчас обсуждается регуляторами во всех странах, которые планируют использовать беспилотные автомобили. Например, в Германии собираются сделать «цифровым» автобан A9 из Берлина в Баварию. Но автопилот для пробок сможет работать на снегу, сказал Клаус, потому что будет ориентироваться не на разметку, а на окружающие машины.

Г. Анисимов / Ведомости

Сотрудник компании на левом кресле не трогает руль и педали, но сжимает в руке кнопку-активатор автопилота

1/10

Г. Анисимов / Ведомости

Чтобы система работала, нужно нажать и не отпускать кнопку на рукоятке

2/10

Г. Анисимов / Ведомости

Автопилот включается тумблером, спрятанным под красной крышкой-предохранителем, на центральной консоли

3/10

Г. Анисимов / Ведомости

Мозг беспилотного Robby – маленький белый ящик в нише запасного колеса в багажнике. Остальные системы машины штатные

4/10

Г. Анисимов / Ведомости

У “зрячего” AJ дополнительный компьютерные блоки в багажнике для обработки информации с двух стереокамер

5/10

Г. Анисимов / Ведомости

Сдвоенные видеокамеры установлены на задней двери хетчбэка AJ, точно такие же – на лобовом стекле

6/10

Г. Анисимов / Ведомости

Экраны в салоне Robby показывают параметры движения машины, в том числе вектор ускорения. Видеокамеры на боковых только для того, чтобы фиксировать эмоции пассажира

7/10

Audi

Оснастка компьютерного мозга AJ

8/10

Audi

Экраны в салоне Robby визуализируют текущие параметры движения машины – траекторию прохождения поворотов, положение на трассе, крутящий момент от двигателя и его распределение по колесам, наклон и вращение кузова

9/10

Audi

В салоне только два сидения – тесные и легкие “ковши” Recaro

10/10

Совет

Уже сейчас многие автомобили премиум-сегмента умеют удерживать полосу движения на обычном европейском шоссе, регулировать скорость и даже перестраиваться по сигналу поворотника, но автопилот — это другой уровень, объясняет Клаус.

Принципиальная разница с системами-ассистентами (адаптивным круиз-контролем, удержания полосы движения, предотвращения столкновений) — субъект ответственности.

То есть сейчас водитель может пользоваться всем, чем оборудована машина, но должен постоянно ее контролировать и отвечать сам за последствия.

За действия автопилота будет отвечать производитель машины, и в ней будет установлен «черный ящик», фиксирующий все происходящее на случай аварии и разбирательства, например, между страховыми компаниями. То есть за развитием технологий должны поспевать и законы, которые пока не разрешают водителю отвлекаться от дороги.

Покупателей и пользователей самодвижущихся автомобилей ожидает прямая выгода — они смогут использовать время, потраченное на дорогу для чего-то другого, говорят в компании.

«Мы уверены, что люди хотят [автономные автомобили] и готовы платить за технологию, иначе бы этим не занимались», – уверяет Клаус.

О том же говорит свежее исследование The Boston Consulting Group (BCG) и ВЭФ об автономных машинах в городах: 58% потребителей хотели бы использовать полностью автономные автомобили.

Примерно половина опрошенных BSG в таких странах, как Япония, Франция, ОАЭ и Индия, готовы доплатить за автономную машину, а больше половины из них готовы выложить за «робомобиль» сумму на $5000 больше, чем за обычную машину. Кстати, первое, чего ожидают горожане от самоуправляемых автомобилей, согласно BCG, это экономия времени на поиске мест для парковки, которым будет заниматься авторобот.

Под завязку аттракциона роботизированный автомобиль по имени AJ ( в честь племянника Бобби Анзера) проехал несколько кругов по треку с пустым салоном. Эта машина уже «зрячая» — впереди и сзади у нее установлены стереокамеры, благодаря которым робот анализирует дорожную ситуацию, то есть может заметить неожиданно возникшее препятствие и затормозить.

Обратите внимание

Технологию развивают и отрабатывают на многих прототипах. В начале 2015 г. автопилотируемый концепт Audi A7 (с именем Jack) проехал в автономном режиме 900 км от Кремниевой долины до Лас-Вегаса и ездил по немецким автобанам со скоростью 130 км/ч. В мае 2015 г. пилотируемый Audi ездил в городских условиях по Шанхаю.

«Сейчас мы учим систему пилотируемого вождения очень трудной задаче — начинать перестроение и понимать, пропускают машину или нет», – рассказывает Клаус. В пример он приводит невозможность ожидания окна для перестроения в плотном городском потоке Барселоны.

А полный автопилот, то есть полноценный автономный автомобиль, появится не так скоро – может быть, в 2029 г., может быть, позже, считают в компании.

То есть, похоже, к тому времени, когда в любой автомобиль нужно будет садиться только на заднее сиденье, уже и не придется идти в киоск за бумажными журналами. Их можно будет купить в электронной версии прямо из автомобиля. И еще, думаю, упразднят спидометры, чтобы не отвлекали пассажиров от чтения.

Источник: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2015/12/06/619564-bespilotnii-audi-rs7

История беспилотных автомобилей

Прошлое беспилотных автомобилей не менее интересно, чем их будущее. Сегодня вопрос господства беспилотников на дорогах уже не обсуждается – он давно решен. Но еще каких-то 40-50 лет назад о том, чтобы передать управление транспортным средством роботу, не могло быть и речи. Такие идеи казались утопическими, но не для пионеров беспилотного автопрома.

Как все начиналось

Все началось еще в далеких 30-х годах ХХ века, когда инженерам компании General Motors пришли на ум две гениальные для того времени идеи.

  • Первая идея состояла в том, что машины будут управляться с помощью радиосигналов. Так они смогут контролировать дистанцию на трассе и избегать аварийных ситуаций.
  • Вторая была более интересной – для реализации беспилотных поездок нужно построить специальные трассы в виде скейтбордных рамп. Автомобили будут ехать посередине, а если их начнет клонить к обочине, сила притяжения вернет их на место, в углубление дороги.

И хотя идеи были встречены скептически, они дали мощный толчок для развития технологий в нужном направлении.

Уже в 50-х технологи General Motors протестировали «умный» автомобиль Firebird II, который кроме новой системы торможения имел магнитные датчики и взаимодействовал с «умной» дорогой (с электро-кабелем под асфальтом).

Версия №3 этого концепт-кара оснащалась первой системой автопилота, которая известна сегодня в качестве круиз-контроля. Эта система отвечала за удерживание постоянной скорости и значительно облегчала задачи водителя на дороге.

Но до автопилота было еще далеко.

Первые беспилотные эксперименты

В анналы истории беспилотных авто вошел 1961 год, когда учащийся Стэнфорда Джеймс Адамс создал и протестировал первую самоуправляемую тележку. Она управлялась обычным сигналом, посредством кабеля. Но уже прототип №2 Стэнфордской тележки был радиоуправляемым.

Этот эксперимент не прошел незамеченным и в 1970-х годах известный ученый-практик Дж. Маккарти внес свои корректировки в устройство тележки, модернизировал ее с помощью системы технологического зрения.

Теперь тележка могла передвигаться самостоятельно и ориентироваться при этом на линию белого цвета. Прототип также оснастили дальномером, видеокамерами и 4-мя каналами для сбора данных.

Но и этого оказалось мало пытливому уму Маккарти – еще в 70-х он попытался создать трехмерное картографирование местности.

После успехов Маккарти усилия инженеров были брошены на создание 100% автономного транспорта без дистанционного управления. Ученые США и Японии добились значительных успехов, однако настоящий прорыв совершили немецкие исследователи во главе с Эрнстом Дикмансом.

«Умная» машина Дикманса

Это звание присуждается автоматизированному Mercedes-Benz Vario. Внушительные размеры этого фургона позволили поместить огромную компьютерную систему, и силиконовый мозг стал управлять передвижением 5-ти тонного железного монстра.

Первый беспилотник Дикманса стал прототипом современных робокаров – здесь впервые были применены вычислительные механизмы и система имитации движения глаз.

Эти инновации позволили сформировать модель обучения автомобиля, который самостоятельно оценивает ситуацию и принимает решения.

Важно

Автоконцерн Daimler-Benz обратил пристальное внимание на разработки Дикманса и запустил проект «Прометей», основной целью которого было усовершенствование беспилотников и достижение беспрецедентной безопасности на дорогах.

Проект взял старт в 1987 году и за время его существования (8 лет) было потрачено больше 1 млрд долларов. «Прометей» вошел в историю как самый дорогой проект в сфере разработок робокаров ХХ века.

Однако инвестиции были потрачены не зря.

К середине 90-х миру были представлены два роботизированных беспилотника – VaMP и VITA-2. Они прошли успешное тестирование на полигоне (в области Парижа), в процессе которого:

  • передвигались со скоростью до 130 км/ч полностью на автопилоте;
  • самостоятельно перестраивались и меняли ряд;
  • следили за дистанцией и передвижением других участников движения;
  • обгоняли впереди идущие машины.

Результатами проекта «Прометей» и разработками Дикманса воспользовались для серийного производства Mersedes-ов S-класса 1995 года. Эти машины были оснащены более продвинутой системой круиз-контроля, которая позволяла адаптироваться к средней скорости автомобильного потока и не нарушать дистанцию между авто.

Беспилотное настоящее

  • В 2004 году состоялось первое в истории авто-соревнование с участием робокаров DARPA, где беспилотники настойчиво заявили о себе.

Источник: https://bespilot.com/info/istoriya

Последние публикации

ПодробностиКатегория: НовостиОпубликовано 08.05.2018

На специально подготовленном участке федеральной трассы А-290 Новороссийск — Керчь (автодорожный подход к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края) состоялся премьерный тестовый проезд беспилотных автомобилей. Министр транспорта прокатился на беспилотном КАМАЗе.

Это яркое завершение первого этапа проекта «Караван», направленного на своевременное создание федеральной автодорожной инфраструктуры для передвижения беспилотного и электрического транспорта. Старт проезду дали и.о.

Министра транспорта РФ Максим Соколов, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, начальник Главного управления по обеспечению дорожного движения Министерства внутренних дел РФ Михаил Черников.

Это первое в России столь масштабное испытание. На одном участке дороги, каждая по собственной программе, двигались 5 единиц техники российского производства. Проезд осуществлялся без водителей. Для контроля процесса разработчики находились в кабинах на пассажирских сиденьях.

После начала движения автомобили продемонстрировали разгон до максимальной скорости 40 км/ч, перестроение из правого в левый ряд, проезд по транспортной развязке, распознавание дорожных знаков, объезд препятствий и торможение. Протяженность маршрута проезда каждой машины составила более 10 километров.

Все транспортные средства показали высокое качество маневрирования и бесперебойное функционирование системы высокоточного спутникового позиционирования, а также системы «машинного зрения», обеспечивающего детекцию и распознавание объектов, разметки, дорожных знаков и анализ обстановки.

Читайте также:  На ces представили уникальный искусственный интеллект

Благодаря передаваемой навигационной информации точность позиционирования движения составляет 3-5 см.

Успешно проведенный тестовый заезд беспилотного транспорта – это совокупный результат работы дорожников, автопроизводителей, телекоммуникационных компаний, разработчиков инженерной инфраструктуры и систем связи, а также ученых научно-исследовательских институтов и ведущих отечественных технических вузов.

И.о. Министра транспорта РФ Максим Соколов подчеркнул, что проект «Караван» – пример эффективной работы по цифровизации российской экономики.

«Данное испытание – значимая отправная точка для дальнейшей масштабной работы по развитию беспилотного движения, а именно автоматических систем управления и инфраструктуры, учитывающей все необходимые для таких поездок нормативы уже на стадии проектирования дорожных объектов.

Это станет современным инновационным и динамично развивающимся сектором экономики, который позволит существенным образом повысить производительность труда в транспортном комплексе», — заявил он.

Совет

Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт отметил, что проект «Караван» дает уникальную возможность его участникам синхронизировать свои действия: все предприятия, организации и научные центры собраны на единой площадке и имеют исключительные возможности по обмену опытом и демонстрации достигнутых результатов, что способно придать развитию беспилотного движения дополнительный синергетический поступательный импульс. «Данный тестовый проезд – не просто завершение начального этапа проекта, это важный шаг для того, чтобы участники научились результативно работать в кооперации, смогли определить наиболее эффективные направления взаимодействия. Особо хочется отметить добровольный характер участия всех организаций за счет собственных средств – это свидетельствует о высокой мотивационной ценности ожидаемых результатов», — подчеркнул Роман Старовойт.

Важно, что пилотный проезд, в том числе, послужит основанием для принятия законодательства, которое будет разрешать движение автомобилей по дорогам общего пользования в беспилотном режиме.

В завершение демонстрационного проезда, Максим Соколов в качестве пассажира протестировал один из беспилотных грузовиков российского завода «КАМАЗ». Вернувшись к финишу, и.о.

Министра отметил ощущение исключительной точности и надежности алгоритмов управления беспилотного автомобиля, реализованных российскими автомобилестроителями.

Максим Соколов поблагодарил Федеральное дорожное агентство, как инициатора и катализатора проекта «Караван», и пожелал всем его участникам дальнейших успехов в реализации проекта.

Справка

Цель проекта «Караван» — создание отечественной кооперативной интеллектуальной транспортной системы, позволяющей реализовать потенциал от использования подключённого и беспилотного транспорта.

На автоподходе к Крымскому мосту на Таманском полуострове в апреле 2018 года была развёрнута инфраструктура, обеспечивающая движение экспериментальных беспилотных транспортных средств.

В тестовом проезде приняли участие следующие беспилотные транспортные средства: два грузовика «КамАЗ», технологическая платформа для отработки функционала автономного движения совместной разработки «КАМАЗ – НАМИ», легковые автомобили НПО «СтарЛайн» и университета «МАДИ», АО «РИРВ», АО КБ «Панорама» на шасси «Шкода Суперб» и «Форд Фокус 2». В проекте участвуют специалисты Государственного научного центра Российской Федерации Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»), Российского института радионавигации и времени, Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Московский инженерно-физический институт), ООО «СОРБ ГРУПП» и ООО «Курсус». Главным агрегатором и интегратором проекта выступает Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Источник: https://avtospravochnaya.com/news/10275-pervye-dorozhnye-ispytaniya-bespilotnykh-avtomobilej-proshli-v-rossii

Выспаться за рулем: тест-драйв самой умной Audi A7

Тест-драйвы

Думаете, беспилотники – это картинка далекого будущего? Ошибаетесь! Такие автомобили уже существуют, ездят, и вот-вот изменят мир транспорта.

Вот только оставьте, пожалуйста, шутки про „Запорожец”, который едет по деревенской колее без водителя благодаря кирпичу на педали газа. В конце концов, уже давно стало понятно, что беспилотные автомобили пришли всерьез и надолго.

Сейчас разработками автономных транспортных средств занимается практически каждый уважающий себя автопроизводетель. Подключился даже российский КамАЗ и такие не совсем профильные корпорации, как Uber и Lyft.

Поэтому данные технологии действительно прокладывают путь в будущее.

О потенциальных плюсах беспилотных автомобилей для человечества известно немало.

Обратите внимание

Это – и меньший расход топлива, и комфорт для пассажиров, и более грамотное использование дорожной инфраструктуры, и, самое главное – безопасность.

Но как себя будет чувствовать водитель такого автомобиля, если он по большому счету будет не нужен? Чтобы узнать это мы отправились в Мюнхен, где познакомились с очень интересными автомобилем — беспилотной Audi A7.

Да, у автомобиля может быть вполне человеческое имя. Например, наш беспилотник зовут “Джеком” (Jack). Его разработкой компания Audi занимается аж с 2013 года.

За это время в беспилотном режиме Jack проехал более 100 000 километров, в ходе которых разработчики вносили различные технические изменения.

Проект получил поддержку на самом высоком уровне – к примеру, в 2015 году за рулем беспилотного автомобиля проехался министр транспорта ФРГ Александр Добриндт. А сегодня проехаться на “Джеке” сможем и мы.

Если вы представили, что беспилотный автомобиль должен обязательно напоминать пришельца из будущего, спешим разочаровать. На вид – ничего необычного.

Jack – это совершенно стандартная Audi A7, которая отличается лишь небольшими квадратиками лазерных сканеров в передней и задней части, да специальной раскраской, рассказывающей, что автомобиль умеет ездить без водителя. В салоне изменений уже больше.

Прежде всего — другое рулевое колесо со специальными кнопками, предназначенными для активации автопилота, а на передней консоли под «мультимедийкой» – небольшой экранчик, рассказывающий о выбранном режиме автопилота. О нем же информируют приборная панель, и светодиодная подсветка по нижней кромке лобового стекла.

Важно

Под центральным боксом и в передней нише – специальные реле, отвечающие за выбор той или иной функции. Разумеется, это – переходное решение, ведь мы ездим на прототипе, а на серийных автомобилях будущего такого не будет.

Ну, а главный «командный центр» беспилотной Audi A7 расположен в багажнике – там размещены компьютеры, отвечающие за работу системы. Увы, снимать их нам строго-настрого запретили. Но можете поверить на слово, они занимают почти все свободное пространство. Правда, пока.

Ведь, по словам представителей Audi, уже готово решение, благодаря которому весь блок управления автопилотом будет умещаться в один небольшой компьютер толщиной с ноутбук.

А что же этот Audi может? Оказывается, довольно много. Отъезжаю от аэропорта Мюнхена и беру курс на автобан А9, где в Германии официально разрешено испытывать беспилотные автомобили. Поначалу управлять машиной приходится самостоятельно, но с каждой секундой тестовый участок все ближе.

Вот, световая индикация под ветровым стеклом меняет цвет на приятно бирюзовый, на передней панели загорается соответствующее табло, а из динамиков звучит сообщение: «Активировать автопилот разрешено». Я нажимаю на две небольшие кнопки на рулевом колесе, рулевое колесо отъезжает, и… ничего не происходит! Машина продолжает катиться с заданными 80 км/ч, как ни в чем не бывало.

«Не бойтесь, посмотрите назад!», – подбадривает меня наш сопровождающий от Audi. Я отвожу глаза от дороги, оборачиваюсь и… вновь ничего! Мы едем так, будто я сижу не за рулем, а на заднем ряду.

Ощущения – очень странные, и поначалу даже некомфортные: ведь так и хочется проконтролировать, что там происходит на дороге! Но потом к ним привыкаешь, ведь Jack едет аккуратно, и поддерживает безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, а также боковые интервалы.

Неожиданно наш Audi A7 начинает ускоряться и набирает довольно приличную скорость – 130 км/ч! В чем тут дело? Оказывается, все в порядке. Просто Jack адаптировался под окружающие условия и ритм движения – на это ему требуется примерно полторы минуты.

Теперь система работает на полную катушку, и едет в боевом режиме. А вот и первый обгон! Наш автомобиль сам включает поворотник, перестраивается в левый ряд, обходит слегка медлительного бюргера на Volkswagen, и возвращается в свою полосу.

Быстро и безопасно! Вот бы живые водители в России тоже ездили так же, как Jack!

Совет

А я тем временем ловлю себя на мысли, что “Джеку” было бы очень здорово работать в такси.

Представьте себе: машина, которая поддерживает хорошую скорость, не слушает в поездке “Шансон”, не курит и не досаждает навязчивыми разговорами. Да еще и не требует отдельной зарплаты.

В общем, если и не полноценный автомобиль-робот, то уже этакий Голем, который на дороге способен избавить водителя от самой утомляющей и скучной работы.

Правда, в дальнейшем система беспилотника несколько раз допустила небольшие помарки. В одном случае беспилотник включил сигнал поворота, видимо, сначала решив, что можно обогнать, но вовремя одумавшись. В другом – после перестроения автомобиль слегка сместился к границе занимаемой полосы.

Но придираться не будем: такие действия никак не назовешь грубыми ошибками. К тому же, повторимся, едет беспилотная Audi A7 очень и очень безопасно.

Ну, а реакция окружающих водителей так вообще говорит сама за себя: когда их приветствуешь сразу обеими руками, на их лицах отражается смесь удивления и восхищения.

Во время поездки мы не могли не затронуть тему конкурентов. Ведь известно, что беспилотные автомобили разрабатывают не только в Audi. Приятно, что представители ингольштадтской компании не боятся подобных вопросов, и с радостью на них отвечают. Впрочем, не сказать, что стало ясно, в чем именно преимущество «Джека».

Да, автомобиль прекрасно ездит по автомагистрали, ускоряется, тормозит, обгоняет и т.д. Но нельзя не отметить, что все это уже умеют и конкуренты – например, Volvo, Lexus и Nissan. К тому же, не стоит забывать, что данный Audi A7 – не самый новый проект.

Обратите внимание

Например, министр транспорта ФРГ Александр Добриндт совершил точно такую же поездку на „Джеке”, как и мы, еще в 2015 году. А два года в мире высоких технологий – это существенный срок. С другой стороны, Audi A7 Jack – это самый настоящий беспилотный автомобиль, а не просто машина с очень продвинутым круиз-контролем, как, скажем у Tesla.

Это значит, что во время работы данной функции водитель действительно имеет право не контролировать происходящее на дороге, а это – согласитесь, большой шаг вперед.

Через примерно 40 минут катания по автобану в беспилотном режиме, наше знакомство с «Джеком» подошло к концу. Как, неужели все?! Увы, но это так. Да, и собственно говоря, мы увидели львиную долю того, что может эта машина.

А как же поездки в беспилотном режиме по городу, которых мы так ждали? Увы, Audi A7 Jack относится к так называемому третьему классу на шкале автономности. Это означает, что пока что автомобиль может беспрепятственно двигаться по автомагистралям, выполняя те же действия, что и обычный водитель.

Справляться с городскими условиями – то есть наличием большого количества перекрестков, пешеходов, велосипедистов и т.д. – будет уже машина четвертого класса автономности.

Ну, а когда-нибудь дело обязательно дойдет до пятого класса – то есть полностью беспилотного автомобиля, в котором даже не будет привычного нам рулевого колеса.

Впрочем, до этого момента еще пройдет немало времени. Ведь нужно не только довести до совершенства технику, но и разобраться с законодательством, из-за которого и возникает больше всего проблем.

Так что всем, кто считает, что беспилотники лишат нас всяческого драйва от вождения автомобиля, можно выдохнуть. Революций в ближайшем будущем не случится.

Зато возможность перевести дух прямо за рулем машины во время движения по трассам может появиться уже очень и очень скоро.

Тимофей Исаев

Источник: https://autorambler.ru/test-drives/golem-avtomobilista-test-draiv-bespilotnoi-audi-a7.htm

На российских дорогах испытали беспилотные автомобили. Вы не поверите где! – журнал За рулем

8 мая 2018 года

Читайте также:  Искусственный интеллект поможет оценить опасность вирусов

Испытания легковых автомобилей и грузовиков прошли на специально подготовленном участке федеральной трассы А-290 Новороссийск — Керчь (автодорожный подход к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края).

В мероприятии участвовали министр транспорта РФ Максим Соколов, руководитель Росавтодора Роман Старовойт и глава ГИБДД Михаил Черников. На беспилотном КАМАЗе прокатили самого Максима Соколова, который сейчас, правда, исполняющий обязанности министра транспорта, пока не сформировано новое правительство. «Беспилотник настоящий, все по-честному», — с удовлетворением отметил он.

Всего по одному участку проехали пять беспилотников, причем каждый по своей программе накатал порядка 10 километров.

Важно

Ситуацию контролировали разработчики, которые на всякий случай находились в кабинах, но не на водительском месте. Максимальная скорость движения техники с автономным управлением достигала 40 км/ч.

Автомобили демонстрировали различные маневры — перестроение, проезд по транспортной развязке, объезд препятствий и торможение.

Испытывали не только маневрирование беспилотников, но и работу системы спутникового позиционирования, систему «машинного зрения», которая распознавала объекты, разметку, дорожные знаки и анализ обстановки. Все тесты автомобили прошли успешно.

Пилотный проезд автономных транспортных средств, в том числе, даст толчок для разработки законодательства, которое разрешит движение таких автомобилей по дорогам общего пользования в беспилотном режиме.

Справка

В тестовом проезде приняли участие следующие беспилотные транспортные средства: два грузовика КАМАЗ, технологическая платформа для отработки функционала автономного движения совместной разработки «КАМАЗ — НАМИ», легковые автомобили НПО «СтарЛайн» и университета «МАДИ», АО «РИРВ», АО КБ «Панорама» на шасси Шкода Суперб и Форд Фокус 2. 

  • Недавний опрос, проведенный немецкими исследователями, показал, что покупатели все активнее интересуются электронными помощниками, притом что 62% скептически относятся к тому, что автомобили станут полностью автономными.
  • Готовы ли россияне платить за новые технологии в автомобиле? Скорее нет, чем да, полагает наш автор.

На российских дорогах испытали беспилотные автомобили. Вы не поверите где!

Фото, видео: Росавтодор

На российских дорогах испытали беспилотные автомобили. Вы не поверите где!Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Источник: https://www.zr.ru/content/news/911995-na-avtopodkhode-k-krymskomu-mos/

Прощай, автопилот! Почему Tesla запретили использовать это слово

Прощай, автопилот! Почему Tesla запретили использовать это слово

Власти Германии попросили компанию Tesla не использовать в рекламе термин “автопилот”.

Чиновники пояснили, что это может вводить потенциальных покупателей в заблуждение, так как система Tesla представляет собой функцию помощи водителю и не может полностью его заменить.

Совет

Чуть раньше департамент транспорта Калифорнии поступил более жестко и наложил запрет на использование термина, а также словосочетаний “самостоятельное вождение” и “беспилотник”.

Меры объяснили тем, что подобные термины не могут быть применены к автомобилям, которые требуют личного присутствия водителя за рулем. Кроме того, Tesla самостоятельно отказалась от использования термина “автопилот” на своем китайском сайте после того, как в Пекине электрокар Model S под управлением электроники попал в ДТП.

Благодаря информационному фону, который сложился вокруг продукции Илона Маска, а также ранним заявлениям представителей компании, у потребителей сложилось обманчивое впечатление того, что электронике Tesla уже сейчас можно полностью доверить управление автомобилем.

Тем не менее, возможности машины на данном этапе не позволяют использовать ее в беспилотном режиме.

Сейчас представители Tesla постоянно объясняют, что электроника в машинах является вспомогательной, а ответственность за возможные происшествия в любом случае лежит на водителе.

После ряда аварий машин, которые управлялись электроникой, компания и сама меняет термин “автопилот” словосочетанием “ассистент вождения”, чем фактически признает: в области технологий автономного вождения Tesla если и опережает своих конкурентов, то ненамного.

Важная кнопка

Представители других компаний часто заявляли о том, что сходный с Tesla функционал электронных систем-помощников есть и у их моделей, однако термин «автопилот» никто из них применять не решался. В приватной беседе с корреспондентом Autonews.

ru один из топ-менеджеров немецкой марки сказал, что давно ждал подобных решений регуляторов, поскольку пользователи, по его мнению, вводились в заблуждение и неверно оценивали технические возможности других автомобилей.

Кроме того, производители не готовы взять на себя ответственность за возможные ДТП по вине электроники при отсутствии нужной законодательной базы. 

Обратите внимание

Так называемый “автопилот” Tesla представляет собой набор тех же систем-помощников, которые в той или иной форме есть и у других автомобильных брендов. Электронные компоненты включают набор ультразвуковых сенсоров, всепогодный фронтальный радар и камеру, распознающую объекты, разметку и дорожные знаки, а также навигатор с точными картами.

При движении по шоссе автомобиль способен автоматически поддерживать скорость и направление движения, дистанцию и боковой интервал, а также самостоятельно двигаться в пробке, останавливаясь и трогаясь вновь.

Принципиальное отличие состоит только в том, что электроника Tesla не требует, чтобы водитель постоянно держал руки на руле. 

Робот с проблемой: почему автопилот Tesla не является автопилотом

Системы, которые можно назвать зачатками автопилота, есть, например, у Mercedes, Audi, BMW, Volvo и других производителей, включая массовые Volkswagen, Skoda и Opel.

Адаптивный круиз-контроль позволяет вести машину в пробке, останавливать и трогать с места, а также корректировать траекторию в пределах полосы, причем работают эти системы не только на небольших скоростях, но на магистралях.

Тем не менее, все традиционные автопроизводители не позволяют водителю убирать руки с руля на время более десяти секунд – в случае, если он не контролирует машину, сработает звуковое предупреждение, затем автомобиль кратковременно ударит по тормозам после чего круиз-контроль полностью отключится.

Похожие алгоритмы недавно ввела и сама Tesla при последнем обновлении программного обеспечения своих машин, но срабатывают они только в случаях, когда водитель не реагирует на критические подсказки системы безопасности. Теперь в сложных ситуациях Tesla будет самостоятельно останавливаться, не доводя дело до аварии. 

Tesla раньше других внедрила системы, которые самостоятельно паркуют машины и позволяют им выезжать из гаража, однако аналогичные технологии есть и у других фирм.

BMW и Mercedes позволяют парковать машины при помощи смартфона, аналогичную технологию вскоре предложит и концерн Volkswagen.

Volvo уже показала почти серийные прототипы системы, которая не только ставит автомобиль в парковочный слот, но и самостоятельно ищет его, двигаясь вдоль рядов стоящих машин. А системы, которые самостоятельно крутят руль при заезде на парковочное место и выезде из него, сегодня есть даже на массовых моделях гольф-класса.

Город в городе

Известно, что нынешний вариант автопилота Tesla не умеет распознавать стоп-сигналы, что может быть опасным в условиях плотной городской езды и передвижения с минимальной дистанцией.

Важно

Кроме того, японцы из Nissan жаловались на то, что автоматике не только сложно распознать включенные стоп-сигналы, но и отличить их от красного сигнала светофора, а также сфокусироваться на сигналах через полупрозрачную преграду или забор.

Актуальным остается и вопрос оптического распознавания. Камеры системы Tesla следят за разметкой и держат машину внутри полосы, но путаются, если разметка становится плохоразличимой или нестандартной.

В условиях плохой разметки или полного ее отсутствия автопилот Tesla вовсе прекратит работу. Кроме того, серьезной проблемой для оптических систем распознавания образов является зависимость от погодных условий. 

Настоящий автопилот должен иметь в памяти огромную матрицу дорожных ситуаций, включая самые нестандартные случаи. Для этого беспилотные автомобили накатывают десятки тысяч тестовых километров, фиксируя и оцифровывая все, что происходит на дороге. Ради этого строят огромные испытательные комплексы.

Ford проводит испытания на специально оборудованной площадке Mcity на территории Мичиганского университета, где на площади в 13 га была построена модель города с кварталами, развязками с эстакадами и имитацией реальных условий.

В Mcity перекрывают дороги, местами на дорогах стерта разметка, а знаки разрисованы маркерами. Honda тестирует свои системы на закрытом полигоне в Калифорнии под названием GoMentum Station.

Площадка GoMentum Station включает в себя 20 миль асфальтированных дорог с имитацией городской инфраструктуры, что позволяет максимально приблизить испытания к реальным условиям.

Еще одна проблема, которую только предстоит решить инженерам – социально приемлемое поведение беспилотника.

В Nissan считают, что для комфорта водителя очень важно сделать передвижение в беспилотном автомобиле привычным, поэтому автомобиль должен запоминать манеру езды своего хозяина, учиться привычкам и манерам своего владельца, например, разгоняться и тормозить с определенной динамикой, проходить повороты и объезжать препятствия. Теми же вопросами активно занимаются в Audi. Экспериментальный беспилотник Jack на базе Audi A7 проезжает рядом с грузовиками, немного увеличивая боковой интервал, а о предстоящей смене полосы движения сообщает не только включением указателя поворота, но и приближением к дорожной разметке, как это сделал бы человек. Когда другие автомобили пытаются перестроиться в ту же полосу движения, экспериментальный Jack сам решает, как поступить – ускориться или затормозить. Те же решения автопилот должен принимать и в отношении пешеходов или животных. Российская компания “Когнитивные технологии” разрабатывает матрицу решений – иногда не слишком этичных, но более верных с точки зрения безопасности максимального количества участников дорожного движения. 

Диалоги роботов 

Развивая электронные системы, компании в большинстве случаев не рассчитывают на дорожную инфраструктуру, либо собираются использовать ее лишь в качестве дополнительного источника информации. Речь, в основном, о системах обмена данными между автомобилями.

Так, BMW уже сейчас внедряет на серийных “пятерках” и “семерках” систему обмена Car-to-Car, которая фактически стала прообразом единого канала коммуникации для будущих беспилотных автомобилей. Баварские машины будут фиксировать все опасности на дороге, включая поломку, аварии, сложные погодные условия, и отправлять их на единый сервер.

Совет

А Mercedes внедряет на своих новых моделях аналогичную технологию Car-to-X

Кстати, технология Car-to-X является открытой, и эксперименты с ней проводят другие компании.

Например, Volkswagen еще три года назад демонстрировал, как машина получает информацию об аварии или ремонте от передатчиков, установленных на дорожных ограждениях и автомобилях ремонтных бригад. Еще более интересными являются алгоритмы поведения в таких ситуациях.

Например, камеры Volkswagen распознают дорожные конусы и строительные столбики, а активное рулевое берет управление на себя, заправляя машину в узкие коридоры между ними.

Или вариант попроще: увидев ремонт, электроника активирует дополнительные сегменты головной оптики, проецируя на асфальт световые пятна, имитирующие траекторию передних колес. Эти системы пока не ставят на серийные машины, но на полигонах они испытываются давно. 

А вот серийная BMW 5-Series уже сейчас научилась самостоятельно объезжать препятствия на скоростях до 160 км/ч, и эта система также может появиться в будущем на баварских беспилотниках. Если электроника посчитает, что водитель вовремя не среагировал, и столкновение неизбежно, автомобиль сам снизит скорость и вырулит на соседнюю полосу. 

Беспилотник по-русски: на что будут тратить миллиард в месяц

В России “Росавтодор” тоже заявлял о планах подготовить российские дороги для беспилотного транспорта и оснастить их специальными электронными устройствами-информаторами. Сейчас технология проходит тесты в Финляндии.

Пилотный участок дороги с электроникой для беспилотных транспортных средств обещают запустить на одном из участков платной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург. Однако российские производители не очень рассчитывают на помощь извне.

КамАЗ, который строит собственный беспилотник совместно с инжиниринговой фирмой «Когнитивные технологии» на базе серийного КамАЗ-5350, исповедует подход, при котором никакая инфраструктура не требуется.

Обратите внимание

В компании неоднократно заявляли, что беспилотный КамАЗ будет ориентироваться только на актуальную дорожную обстановку и показания собственных датчиков и камер. 

Производители утверждают, что все технические проблемы должны быть решены в ближайшие годы. Например, Honda обещает представить серийный беспилотник в 2020 году, Volvo – в ближайшие пять лет.

Ford более сдержанно обещает массовые беспилотники к 2025 году, однако речь идет уже о машинах без руля и педалей. Единственным производителем, который забросил идею беспилотных автомобилей, оказалась компания Apple.

На днях стало известно, что обещанный iCar не появится ни в 2020-м, ни позднее.  

Иван Ананьев

Источник: https://avtomir.zahav.ru/articles/4589/proschai_avtopilot_pochemu_tesla_zapretili_ispolsovat_eto

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector