Глубокое обучение и автономия ускорят рождение нового автомобильного рынка

Машинное обучение и искусственный интеллект: итоги за 2017 год

Посвящённый технологиям машинного обучения проект WILDML опубликовал краткий обзор важнейших достижений в области искусственного интеллекта за последний год. dev.by приводит сокращённый перевод текста.

Пожалуй, самым громким публичным успехом года стало появление новой версии AlphaGo — программы, которая благодаря обучению с подкреплением разгромила чемпионов мира по игре в Го. Из-за огромного количества возможных ходов считалось, что победить в этой игре искусственному интеллекту не удастся ещё как минимум пару лет.

Изначально нейронные сети AlphaGo обучались на человеческих ходах, после чего начинали играть сами с собой, опираясь на метод под названием Monte Carlo Tree Search. Новая модель AlphaZero научилась играть лучше предыдущих версий, не имея никаких обучающих данных.

К концу года вышел ещё более усовершенствованный алгоритм AlphaZero, который в добавок к Го играет ещё и в шахматы и сёги. Способности программы поражают даже самых продвинутых игроков, они сами готовы учиться у неё и заимствовать ловкие комбинации.

В помощь им DeepMind выпустил специальное обучающее ПО AlphaGo Teach.

Обратите внимание

Однако Го — не единственная игра, которую освоил компьютер. Программе Libratus, разработанной в Университете Карнеги-Меллон, удалось стать на один уровень с топовыми игроками в покер на 20-дневном чемпионате по техасскому холдему.

Чуть ранее покерный бот DeepStack впервые обыграл профессионалов. Его созданли учёные из Карлова университета (Чехия), Чешского технического университета и Университета Альберты (Канада).

В обоих случаях игра была «один на один», где генерировать решения значительно проще, чем в игре за полным столом. 

Таким образом, следующей вершиной, которую покорят технологии обучения с подкреплением, должны стать более сложные игры с большим числом участников.

DeepMind активно работает над превращением среды Starcraft 2 в тестовую площадку для искусственного интеллекта, а бот OpenAI, который один на один победил сильнейших игроков в Dota 2, в недалёком будущем сможет сражаться с профи в игре пять на пять.

Возвращение эволюционных алгоритмов

В контролируемом обучении нейросетей успешно использют метод обратного распространения ошибки, и замену ему найдут нескоро.

А в обучении с подкреплением, похоже, снова становятся актуальными эволюционные методы, основанные на других принципах, чем градиентные алгоритмы. Так нейронные сети можно тренировать параллельно и с очень большой скоростью, на тысячах компьютеров.

При этом не нужны дорогостоящие графические чипы — можно использовать большое количество (от сотен до тысяч) относительно дешёвых центральных процессоров.

Важно

В начале 2017 года исследователи из OpenAI также показали, что эволюционные стратегии могут достичь не худших результатов, чем обычные алгоритмы обучения с подкреплением, например, Q-обучение.

К концу года команда Uber в своём блоге привела ряд научных статей, демонстрирующих потенциал генетических алгоритмов и дальнейших исследований.

Используя простой генетический алгоритм без каких-либо градиентов, их нейросеть учится играть в сложные игры от Atari, и показывает результаты в десять раз лучшие, чем DQN, AC3 или другие эволюционные стратегии.

Новые модели генерации речи, нейросети, распознающие изображения, и механизмы внимания

Источник: https://dev.by/news/iskusstvennyy-intellekt-i-glubokoe-obuchenie-itogi-za-2017-god

Автономия учащихся как принцип организации обучения иностранным языкам – современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1Григорьева Е.Я. 1 Малеева Е.А.

21 ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», Институт иностранных языков2 ГБОУ СОШ №844 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 844Cтатья посвящена актуальной проблеме современной методики обучения иностранным языкам, такой, как развитие автономии учащихся при изучении иностранных языков.

Проанализированы проблемы формирования умения учиться, развития самостоятельности учащихся, современной роли учителя в учебном процессе. Самостоятельная деятельность учащихся предполагает разную степень педагогического руководства. Представлены основные методы, которые используются учителем в учебном процессе для развития активности и самостоятельности учащихся.

Формирование навыков самостоятельной работы включает в себя обучение не только приёмам учебного труда, но и приёмам самоконтроля. Рассмотрены метакогнитивные стратегии, которыми овладевают учащиеся в процессе изучения иностранных языков; роль Европейского портфолио в повышении уровня самооценки обучающихся.метакогнитивные стратегии1. Алексеева М.Ю.

Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии (на мат-ле обучения иностранному языку): дис. … канд. пед. наук (13.00.01) / Курский гос. ун-т. – Курск, 2007.2. Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. – М.: Школьная книга, 2003.3. Allwright R.

What do we want teaching materials for?, ELT Journal,36/1,1981/4. Dworkin G. Theory and practice of Autonomy. – Сambridge: Сambridge University Press, 1988.5. Education pour l’autonomie: un nouveau modèle d’enseignement? /L’approche actionnelle des langues, onze articles pour mieux comprendre et faire le point. – Paris: Editions des langues, 2003.6. Holec H.

Autonomie et apprentissage des langues étrangères. – Strasbourg: Conseil de l’Europe, 1980.

В настоящее время в обучении иностранным языкам доминируют личностно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный и социокультурный подходы. В рамках данных подходов язык рассматривается как инструмент общения, с одной стороны, и инструмент познания, с другой.

Обучение направлено на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности, подготовки его к непрерывному процессу образования и самосовершенствования в течение всей жизни. В контексте современных подходов к обучению иностранным языкам в средней школе развитие автономии учащегося в учении рассматривается как один из важнейших принципов обучения и в отечественной, и в зарубежной лингводидактике.

Совет

Во второй половине ХХ века в зарубежной лингводидактике существовали две проблемы, которые не были настолько актуальны, как сейчас, а в настоящее время пристально изучаются. Это признание того, что обучающийся является субъектом своего обучения, а классная комната – социальным пространством обучения и взаимодействия [5].

До этого в психологических исследованиях уже рассматривался вопрос потребностей учащихся (причем подчеркивалась разница между всеобщими и индивидуальными потребностями), их ожиданий, знаний, накопленном опыте, верованиях и мнениях, познавательных умениях и их статусе.

Анализу были подвергнуты не только личные и индивидуальные достижения обучаемых, но и их участие в совместной деятельности, осуществляемой в группе и в классе.

Предметом изучения стали модели личного взаимодействия, распределение пространства и ролей, способ управления разными видами деятельностями и взаимоотношениями с внешним миром [6].

Таким образом, в последние десятилетия роль учащегося как активного субъекта в ходе своего обучения стала одним из основных направлений лингводидактики. Ключевым понятием в определении этой роли стало понятие «автономия обучающегося».

В психологии и педагогике автономность рассматривается как индивидуальная позиция человека, которая характеризуется самостоятельностью и независимостью в выборе мотивов, целей, стиля поведения и т.п.

Потребность в автономии включена в механизм становления личности – индивидуализации, предусматривающую формирование человека как самостоятельного, мыслящего и ответственного общественного существа.

По мнению Дворкина, «автономия является способностью критически размышлять о своих собственных предпочтениях, пожеланиях, устремлениях, как умение с ними жить или стараться их изменить в зависимости от предпочтений или ценностей высшего характера» [4].

Обратите внимание

Таким образом, автономия – это способность действовать и мыслить согласно критериям, присущим различным областям человеческой деятельности. Эта способность может быть также применима во всех видах обучения человека, в том числе и в тех, что относятся к образованию, и которые возникают в течение всей жизни.

Очевидно, что в рамках обучения в школьных условиях, автономию можно рассматривать не только как способность, которой ученики будут обладать в большей или меньшей степени с рождения в зависимости от индивидуальных особенностей каждого, но как и цель, которую нужно достигнуть.

В одной из публикаций Совета Европы, посвященной обучению/изучению иностранных языков, автономия определяется как «способность самому управлять своим обучением». Чтобы обладать этой способностью, учащийся должен взять на себя какую-то часть ответственности за свое образование.

Эта ответственность ни в коем случае не исключает присутствия ученика на уроке, в группе или совместной работы с учителем. Напротив, именно на уроке для выработки ответственности создается благоприятная атмосфера, и от этого результаты урока будут гораздо более продуктивными [6].

Отсюда вытекает мнение ряда исследователей о пересмотре традиционных ролей учителя и ученика в учебном процессе.

Как правило, на традиционном уроке информация, в которой нуждаются ученики, чтобы справиться с заданием, изначально является знаниями учителя; деятельность на уроке ограничивается следованием инструкциям, предлагаемым учителем; оценка разных видов деятельности на уроке дается только учителем.

Что касается новой роли учителя в современной школе, то одна из ее главных функций состоит в том, чтобы стать посредником в делегировании информации, передать контроль и наблюдение за процессом обучения самим ученикам, таким образом усилив активные и интерактивные составляющие [3].

В рамках автономного/самоуправляемого изучения учащимися иностранного языка существует (по мнению ряд исследователей) три основных метода, повышающих их активность и самостоятельность. Это такие методы, как:

  • метод проблемного изложения, который трактуется как формулирование педагогом на уроке познавательной задачи непосредственно перед изложением материала для того, чтобы раскрыть систему доказательств, сравнить разные точки зрения и подходы, показывая способ решения поставленной задачи;
  • частично-поисковый (эвристический) метод, который заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний;
  • исследовательский метод, который предполагает, что учащиеся после постановки ряда проблем и задач, краткого устного или письменного инструктажа самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют другие действия поискового характера [1].

Применяя данные методы на уроке, учитель развивает у ученика такие качества, как инициативность, творческий поиск, повышение интереса к познанию и гибкость мышления, догадку.

Таким образом, педагогу необходимо не просто передавать знания, но учить учеников их добывать, то есть учить их самостоятельно учиться, так как целью обучения иностранному языку признается развитие у учащихся умений учиться самыми эффективными способами, умений управлять, организовывать свое обучение и самостоятельно оценивать результаты своего труда [2].

С целью развития у учеников автономии задача учителя состоит в том, чтобы повысить частоту использования некоторых стратегий обучения, в частности тех, которые называются метакогнитивными [5].

Важно

В этом случае обучающиеся контролируют свое обучение и управляют им, оценивая процесс обучения, и принимают необходимые решения. Метакогнитивные стратегии в свою очередь могут подразделяться на стратегии планирования и контроля результатов.

Среди метакогнитивных стратегий можно выделить:

  • планирование своих действий при выполнении учебного задания;
  • постановку промежуточных целей;
  • рефлексию, позволяющую ученику адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны;
  • самооценку;
  • гибкость, позволяющую выбрать нужную стратегию обучения.

Именно в развитии этих стратегий и состоит основная задача учителя иностранного языка, который готовит учащегося к дальнейшему, автономному обучению. Учащиеся также должны активно использовать индивидуальный набор когнитивных стратегий при обучении, например, стратегии обобщения, сверхобобщения, регуляризации.

Таким образом, овладение иностранным языком предполагает применение учащимися последовательных когнитивных стратегий. Соответственно, процесс научения языку должен быть исследовательским и экспериментаторским. Только следуя по своему собственному пути в изучении иностранного языка, учащиеся добиваются наибольшего прогресса.

При этом деятельность учителя считается важнейшей частью окружения ученика, организующего как материал, находящийся в распоряжении ученика, так и возможности для его усвоения. Чем больший эффект независимости учащихся в овладении иностранным языком сможет создать учитель, тем выше будет оценена ими руководящая роль учителя [2].

В целях передачи ученику контроля и ответственности за свое обучение было создано Европейское портфолио в области обучения/изучения языков.

Портфолио является вспомогательным средством, которое способствует не только внешней оценке знаний, но также повышению уровня самооценки и самопознания обучающегося, анализу результатов достигнутых учащимся в различных видах речевой деятельности, которые ранее всегда осуществлял учитель.

Читайте также:  Искусственный интеллект будет бороться с раком

Итак, на сегодняшний день эффективный учащийся – это не тот, кто безупречно выполняет все распоряжения учителя, а тот, который умеет организовать свое обучение.

Учитель делегирует ученику часть своих полномочий, и чем меньше он использует источников и материалов в обучении, тем больше у ученика появляется шансов самостоятельно выстроить свою собственную модель познания.

Таким образом, учитель выполняет роль советчика, наставника и руководителя, помогает учащимся сделать выбор в использовании ряда эффективных когнитивных стратегий, выбрать оптимальный алгоритм выполнения задания [2].

Совет

Как справедливо отмечает ряд исследователей, учащиеся должны вести себя более самостоятельно, используя разные приемы, которые приведут их к автономии. Главное – это развитие самооценки учащихся и взаимоконтроль, использование всех возможностей для того, чтобы оценка ученика постепенно стала самооценкой или результатом оценки коллектива соучеников [6].

Для обучения приёмам самооценки и самоконтроля необходима постоянная тренировочная работа, построенная на функционировании опосредованного самоконтроля. Такого рода самоконтроль действует при опоре учащихся на ключи, схемы, таблицы, образцы выполнения заданий, вопросы для самопроверки.

Значительное место на занятиях должна занимать собственно самостоятельная деятельность учащихся, предполагающая разную степень педагогического руководства.

Можно выделить следующие формы самостоятельной работы в классе: индивидуальная деятельность, групповая (парная), коллективная, индивидуально-парная деятельность, совмещённая с индивидуальной работой преподавателя.

Таким образом, автономия приводит к изменению стиля общения и поведения как учащихся, так и учителя. На занятиях создается климат сотрудничества, поддержки и взаимопомощи.

Учителем используются различные виды и формы организации учебного процесса для развития автономии обучаемых.

Самостоятельная работа учащихся по приобретению знаний и сведений с использованием иностранного языка способствует развитию информационной культуры, создает предпосылки для успешной самостоятельной познавательной деятельности после окончания обучения в школе.

Рецензенты:

Обратите внимание

Сороковых Г.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры французского языка и лингводидактики Института иностранных языков ГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет», г. Москва.

Рыжова Л.П., д.фил.н., профессор, профессор кафедры романской филологии Института иностранных языков ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Григорьева Е.Я., Малеева Е.А. АВТОНОМИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12621 (дата обращения: 26.02.2019).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12621

Ford создаст полностью автономный автомобиль для райдшеринга к 2021 году

Ford сообщает о своих планах по созданию к 2021 году массового полностью автономного автомобиля, соответствующего категории 4 по классификации SAE, для коммерческого использования в сервисах райдшеринга.

Для реализации это плана компания инвестирует и будет сотрудничать с четырьмя стартапами, чтобы ускорить разработку своего автономного автомобиля, а также удваивает команду специалистов в Кремниевой долине и более чем в два раза увеличивает свой кампус в Пало-Альто.

Создание автономных автомобилей к 2021 году является частью плана Ford Smart Mobility, направленного на лидерство компании в области автономных автомобилей, а также связи, мобильности, удовлетворения потребностей клиентов, использования больших данных и аналитики.

В основе первого полностью автономного автомобиля Ford будет лежать более чем десятилетний опыт компании в области исследований и разработки в сфере автономных автомобилей.

Он будет соответствовать категории 4 по классификации Сообщества автомобильных инженеров SAE, не будет иметь руля, педалей газа и тормоза.

Автомобиль специально разрабатывается для коммерческого использования в сервисах мобильности, таких как райдшеринг, и будет массово доступен.

В этом году компания Ford утроит свой парк тестовых автономных автомобилей, что сделает его крупнейшим среди всех автопроизводителей. Около 30 самоуправляемых четырехдверных Fusion Hybrid будут тестироваться на дорогах Калифорнии, Аризоны и Мичигана (США), в планах компании — увеличить их количество в три раза в следующем году.

Ford был первым автопроизводителем, который начал испытывать свои автомобили в Mcity, полномасштабном городе-полигоне, созданном Мичиганским университетом; первым автопроизводителем, который публично продемонстрировал автономный автомобиль, способный передвигаться в условиях снега; а также первым автопроизводителем, протестировавшим исследовательский автономный автомобиль в ночное время, в условиях полной темноты, в рамках разработки сенсоров LiDAR.

Ford анонсирует, что для создания автономных автомобилей к 2021 году компания инвестирует и будет вести сотрудничество с четырьмя стартапами, что позволит расширить разаботку в области передовых алгоритмов, 3D-карт, LiDAR, радаров и сенсоров на основе камер.

  • Velodyne: Ford инвестировал в Velodyne, лидера Кремниевой долины в области сенсоров LiDAR. Целью является быстрый переход к серийному производству более доступных автомобильных сенсоров LiDAR. Компания имеет давние и сложившиеся отношения с Velodyne и была одной из первых, кто более 10 лет назад использовал LiDAR для создания карт высокого разрешения и в начале разработок в области автономных автомобилей.
  • SAIPS: Ford приобрел расположенную в Израиле компанию, специализирующуюся в области компьютерного зрения и машинного обучения, для повышения квалификации в области искусственного интеллекта и ускорения разработок в сфере компьютерного зрения. SAIPS разработал алгоритмические решения в области обработки изображений и видео, глубинного обучения, обработки и классификации сигналов. Эти разработки помогут автономным автомобилям Ford обучаться и адаптироваться к окружающей их среде.
  • Nirenberg Neuroscience LLC: Ford имеет эксклюзивное лицензионное соглашение с Nirenberg Neuroscience, компанией в сфере компьютерного зрения, основанной нейробиологом доктором Шейлой Ниренберг, которая раскрыла нейронный код, используемый глазом для передачи визуальной информации в мозг. Это привело к разработке мощной платформы компьютерного зрения, обеспечивающей навигацию, распознавание объектов и лиц, а также другие функции и имеющей множество потенциальных сфер применения. К примеру, она уже применяется доктором Ниренберг для разработки устройства для восстановления зрения у пациентов с дегенеративными заболеваниями сетчатки. Партнерство Ford с Nirenberg Neuroscience поможет привнести человекоподобный интеллект в модули машинного обучения автономного автомобиля Ford.
  • Civil Maps: Ford инвестировал в расположенную в Беркли, Калифорния, Civil Maps для дальнейшего развития возможностей 3D-карт высокого разрешения. Civil Maps — пионер в области инновационной техники создания 3D-карт, которая является масштабируемой и более эффективной, чем существующие процессы. Это обеспечивает Ford дополнительный способ разработки 3D-карт окружающего автономный автомобиль пространства в высоком разрешении.

Ford также расширяет свое присутствие в Кремниевой долине, создавая специализированный кампус в Пало-Альто. Благодаря возведению двух новых зданий и дополнительным 14 000 кв.м. для работы лабораторий, которые расширят существующий Центр исследований и инноваций Ford, кампус позволит значительно увеличить локальное влияние компании и в два раза расширить команду, работающую в Пало-Альто.

С момента открытия в январе 2015 года Центра исследований и инноваций Ford в г.

Пало-Альто эта исследовательская площадка быстро превратилась в один из крупнейших среди принадлежащих автопроизводителям научно-исследовательских центров в регионе.

Сегодня его команда насчитывает более 130 исследователей, инженеров и ученых, сосредоточенных на расширении сотрудничества Ford с экосистемой Кремниевой долины.

Важно

Центр исследований и инноваций Ford в Пало-Альто является новейшим из почти десятка глобальных центров исследований, инноваций, IT и разработки компании Ford в мире. Расширенный кампус в Пало-Альто будет открыт в середине 2017 года.

Источник: http://www.content-review.com/articles/36595/

Титова С.С. Тенденции развития автомобильного рынка в России

Библиографическая ссылка на статью:
Титова С.С. Тенденции развития автомобильного рынка в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/10/6036 (дата обращения: 07.02.2019).

Для того, чтобы заметить существенное усиление тренда снижения автомобильных продаж, не требуется быть специалистом. За 8 месяцев 2014 года в России было продано всего 1,58 млн. новых автомобилей, что является на 12,1% меньше чем за аналогичный период 2013 года.

К такому ужасающему падению привело замедление роста российской экономики:

  • ослабление курса рубля;
  • снижение уровня уверенности потребителей;
  • уменьшение темпов розничных продаж;
  • снижение темпов роста ВВП;
  • уменьшение роста промышленного производства;
  • замедление оборота розничной торговли;
  • снижение объема перевозки груза;
  • рост дефицита региональных бюджетов;
  • увеличение оттока капитала.

Как считают эксперты, данное влияние на российский авторынок оказала и ситуация на Украине: к разрушению торговых связей привели внешнеполитические факторы, а также произошло падение фондового рынка. На этом фоне в стране вырос страх безработицы. И это понятно.

У людей сложилась ужасная неуверенность в завтрашнем дне, именно поэтому они не очень стремятся тратить огромные деньги на товары длительного пользования, например, дорогую электронику, автомобили и недвижимость.

И этому есть причина: они опасаются, что их доходы в ближайшем будущем будут снижены до минимума.

Данная нестабильность экономической ситуации смогла прямо повлиять на российские банки, которые были вынуждены “ужесточить” политику в отношении заемщиков. В России до 90% автомобилей покупается в кредит, а из-за увеличения процентной ставки в стране начались проблемы на отечественном авторынке.

Судя по прогнозам экспертов, падение продаж автомобилей в России в 2014 году может составить, на самом деле, очень значительный процент: от 0,7% до 6,5%.

Однако, можно расписать и оптимистичный сценарий, который будет предполагать падение продаж только легковых, грузовых автомобилей, а также LCV и автобусов на 0,7% (до 2,89 миллиона автомобилей), а производство автомобильной техники при данном исходе событий вырастет на 3,7% (2,27 миллиона штук).

Согласно базовому сценарию, весь авторынок в 2014 году сократится на 2,8% (2,83 миллиона автомобилей), в производство в России вырастет на 1,5% (2,23 миллиона автомобилей).

Совет

Но вот по пессимистичному прогнозу можно описать предположение снижения продаж и производства автотехники на целых 6,5% (2,72 миллиона штук) и 1,6% (2,16 миллиона штук) соответственно.

Специалисты считают, что ждать оптимистичного сценария не стоит. Вероятнее всего, развитие авторынка в 2014 году будет проходить либо по базовому, либо по пессимистичному направлению.

Для того, чтобы полностью рассмотреть ситуацию на автомобильном рынке нашей страны, следует предоставить некоторую статистику самых продаваемых машин в России.[4]

  1. По традиции, наиболее популярным производителем является ВАЗ: за несколько месяцев было продано более 90 тыс. моделей. Однако, это меньше на целых 17 тысяч, чем в прошлом году.
  2. На втором месте идет Renault, однако тоже переживает падение спроса на 4 процента.
  3. Nissan же наращивает обороты — продажи выросли на целых 27 процентов — 45 тысяч против 35-и тысяч в прошлом году.
  4. Небольшой прирост , который составляет один процент, показали KIA и Hyundai — 4-ое и 5-ое места с показателем чуть более 40 тыс единиц каждой марки.
  5. Шевроле также показывает падение продаж на один процент — 35 тыс против 36 тыс в прошлом году.
  6. Японская Toyota, как впрочем и все азиатские производители, показывает стабильный рост в первом квартале 2014 года — занимает седьмое место.
  7. Volkswagen — восьмые, показали упали на три процента — 34 тыс против 35 в прошлом году.
  8. С небольшим приростом первый квартал 2014 года закончила и Шкода, занявшая десятое место с показателем 18900 проданных авто.

Из-за нестабильной экономики в стране, выгоднее всего покупаются автомобили ВАЗа[3], это обуславливается достаточно низкими ценами по сравнении с остальными марками, качеством сборки и ее безпроблемной службой в первые несколько лет.

Далее все покупаемые марки доказывают проблемное состояние России в мировой экономике, так как все они отличаются, как минимум, сравнительно небольшими ценами.

Если же сравнить количество проданных машин за период январь-август, то так же можно увидеть, что спрос на автомобили в России резко упал(таблица 1):[1]

Читайте также:  Джордж буль (george boole)

Табл.1 “Разница между продажами автомобилей в 2014-2013 годах за период январь – август”

Место Марка Продано (янв.-авг. 2014) Продано (янв.-авг. 2013) Отклонение
1 Lada 247289 303357 -18%
2 Renault* 124028 137827 -10%
3 KIA 122920 128982 -5%
4 Hyundai* 117451 118438 -1%
5 Nissan* 102545 86963 18%
6 Toyota* 102522 101431 1%
7 VW 84967 103607 -18%
8 Chevrolet 81701 111671 -27%
9 Skoda 55885 56755 -2%
10 Mitsubishi 46157 49789 -7%

Для того, чтобы было нагляднее видно отклонение, следует вывести данные на график:

Чтобы решить данные проблемы на автомобильном рынке, в России необходимо построить высокотехнологичную отрасль утилизации транспортных средств, которая сможет стимулировать производство новых и безопасных машин.

Целевой показатель данного проекта — 6% утилизации в год от общего парка. К 2020 году, по поставленной цели, данная отрасль России должна перерабатывать приблизительно 3,2 млн. машин в год.

Для этого необходимо создать 83 региональных центра утилизации, а так же 800 приемных пунктов.

Отличие России от стран, где программа утилизации уже есть в том, что по меркам Европы, Россия – очень большая страна, поэтому решения, которые есть там, здесь могут работать только частично. Пока на всю Россию работают всего 12 шрёдерных установок. В Европе — другой порядок цифр (только в Германии — 47 шрёдерных заводов).

Сейчас автопроизводителей закабалили единственным сбором — оплатить сбор и все. Потребителя тоже текущее положение не стимулирует. Сегодня в России даже нет точных цифр по размерам имеющейся утилизации. В лучшем случае — найдется лишь статистика по утилизации кузовов.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время автомобилестроению принадлежит одна из самых ведущих ролей в развитии и машиностроения вообще, в частности и транспортного машиностроения.

Автомобильная промышленность мира – это некий емкий и довольно значительный сектор мировой экономики, ведь это не только именно автомобили, но и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля, а также, в значительной мере, рынок производства и продажи автозапчастей.

Обратите внимание

Автомобильный рынок имеет ряд смежных рынков и отраслей: от наиболее тесно прилегающих (рынка деталей и блоков автомобилей и нефтедобывающей промышленности) до менее очевидных (строительство дорог, производство аксессуаров для автомобилей и т.п.).

Автомобиль имеет значительное место в жизни человека: обеспечивает высокую мобильность, эффективность труда, определяет современный образ жизни общества. Поэтому проблема автомобильного рынка в России актуальна, как никогда раньше.

Библиографический список

  1. Green Way – Автостатистика;
  2. Статистика автомобильного транспорта – И.М.Алексеева, О.И.Ганченко, Е.В.Петров, Москва, Экзамен, 2013 г.256 стр.;
  3. Доклад на Международной конференции по автомобильному маркетингу, 2013г.;
  4. Данные Комитета автопроизводителей АЕВ.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://ekonomika.snauka.ru/2014/10/6036

Автомобили с пробегом: мнения экспертов (“АВТОСТАТ”)

8 сентября в Москве прошла конференция аналитического агентства «АВТОСТАТ», посвященная вторичному рынку: «Автомобили с пробегом: рынок, программы, инструменты». В настоящее время практически все автомобильные компании плотно взялись за усиление позиций на вторичном рынке и организацию продаж подержанных машин через авторизованные дилерские центры.

Мы задали по три одинаковых вопроса нескольким руководителям, которые занимаются развитием продаж автомобилей с пробегом в компаниях-импортерах. Они рассказали об основных тенденциях на вторичном рынке и планах на будущее. Из ответов экспертов видно, что площадка по организации продаж автомобилей с пробегом еще очень нестабильна. Кратко – в тезисах ниже.

     Дмитрий Горностаев, Hyundai

Что происходит:

Конкуренция увеличивается, что заставляет участников рынка «поворачиваться лицом к клиенту» и сегментировать рынок с целью занять на нем свою нишу.

В свою очередь, клиент хочет иметь возможность выбора «живых» автомобилей с пробегом, чтобы минимизировать свои риски при покупке, не стать жертвой мошенников и недобросовестных продавцов.

Этим обусловлен рост продаж автомобилей с пробегом через дилерские сети, при этом нельзя сказать, что дилеры для увеличения продаж в этом направлении предпринимают какие-либо сверхусилия.

Основные проблемы:

Уровень развития дилерских подразделений «трейд-ин» слабо отличается от обычных «перекупов». Считаю, что общий уровень персонала и технологий, используемых в дилерских центрах при продажах автомобилей с пробегом, является тормозом для наращивания объемов этого рынка.

Если говорить о Hyundai, то на рынке автомобилей с пробегом дилерские сети занимают крайне не прочное положение, так как ликвидность автомобилей Hyundai позволяет без проблем продавать их на свободном рынке.

Тем не менее, учитывая общую тенденцию – стремление покупателей к выбору «живых» машин – мы планируем несколько поправить ситуацию в следующем году.

В планах:

На данном этапе мы расширяем количество дилеров, подключенных к нашей фирменной программе «H-Promise», а также развиваем инфраструктуру (сайт, маркетинг, программы лояльности и т.п.). До конца года планируем этот этап завершить. Следующий год будет посвящен развитию технологий качества обслуживания клиентов.

     Игорь Громов, Mazda

Что происходит:

2015 год был непростым для всех направлений автобизнеса, что сопровождалось ростом цен на новые автомобили и падением покупательной способности клиентов. Сейчас клиенты все больше начинают осознавать реалии жизни, понимают, что все назад не откатится и, если планировал покупку, то тянуть нет смысла.

Основные проблемы:

Важно

Отсутствует законодательная база по правилам перепродажи автомобилей с пробегом частным лицом, а это потерянный доход государства. Считаю необходимым все сделки по перепродажам автомобилей с пробегом отдать авторизованным официальным дилерам, которых можно контролировать и с которыми можно взаимодействовать.

В планах:

Специализированная программа продаж автомобилей с пробегом «Mazda NEXT» включила в себя лучшие практики данного бизнеса, которые мы охотно внедряем в нашу дилерскую сеть. Уже есть первые результаты, которые говорят только о том, что курс выбран верный, и дилерский центр уже не представляет, как без данного направления бизнеса можно работать эффективно и прибыльно.

     Елена Иванова, Renault

Что происходит:

Увеличение доли продаж автомобилей с пробегом через официальную дилерскую сеть. Рост присутствия иномарок на рынке, увеличение доли trade-in до пропорций, когда в продажах на 1 новый автомобиль приходится 2 автомобиля с пробегом, а в некоторых случаях даже 3 – 4 автомобиля с пробегом.

Основные проблемы:

Недоверие покупателей к дилерам, особенно в регионах; предпочтение системе С2С («покупатель для покупателя» – прим. ред.); пока рынок автомобилей с пробегом крайне хаотичен.

В планах:

Внедрение специализированной программы «Renault Selection».

     Алексей Жильцов, Nissan

Что происходит:

В 2016 году вторичный рынок автомобилей стал более структурированным, стабильным и растущим. Причин несколько:
1. Нет перекосов по складу, как в 2015 году, когда после бума на складах зависло очень много дорогих и/или неликвидных автомобилей.

2. Постоянная поддержка программ трейд-ин/утилизации вынудила почти все дилерские центры так или иначе структурировать этот бизнес и, как следствие, свободный рынок тоже начал подстраиваться под B2C канал («бизнес для потребителя» – прим. ред.).

3. Появились или усилились сервисы, поддерживающие оборот на вторичном рынке. У покупателя появилась возможность выбора, каким образом реализовать свой автомобиль.

Основные проблемы:

Отсутствие рынка B2B («бизнес для бизнеса» – прим. ред.) и относительно низкий уровень реализации автомобилей через дилера со свободного рынка.

В планах:

Мы планомерно развиваем дилеров через нашу программу «Одобрено Ниссан».

     Дмитрий Степин, Mitsubishi

Что происходит:

Совет

Рост количества продаж автомобилей с пробегом через официальные торговые предприятия дистрибуции. Возраст автомобилей бренда Mitsubishi с пробегом увеличился. Значительно увеличилась стоимость автомобилей с пробегом.

Основные проблемы:

Отсутствие цивилизованного рынка оценки автомобилей, значительные отклонения по стоимости автомобилей в различных регионах РФ.

В планах:
Развитие направления продажи сертифицированных автомобилей с пробегом бренда «Diamond Car» от компании «ММС Рус».

     Алексей Шилыковский, Jaguar Land Rover

Что происходит:

Факторы, влияющие на рынок, всем известны: это и курс валют, и платежеспособность, и в целом сложная экономическая ситуация. Во многом рынок автомобилей с пробегом от этого даже выигрывает, т.к. потребительский спрос частично переориентируется с новых на подержанные автомобили.

Основные проблемы:

Нужно понимать, что многие производители, поднимая цены на новые автомобили, стараются нивелировать эффект роста цен более весомыми поддержками и скидками, что опять-таки позитивно скажется на ценах автомобилей с пробегом, которые в данном случае будут держаться. Так что будем наблюдать за ценами новых автомобилей – они во многом определяют ценообразование на вторичном рынке.

В планах:

В 2015 году мы ставили себе цель значительно нарастить долю автомобилей Jaguar и Land Rover, проданных по программе «Approved», по отношению к продажам новых автомобилей, чего и достигли. В 2016 году мы планируем масштабную поддержку дилеров по данному направлению. Поддержка будет касаться как стимулирования приема автомобилей с пробегом, так и развития продаж.

Алексей Жирнов, KIA

Что происходит:

Основной тенденцией на вторичном рынке можно считать увеличение срока владения автомобилем. Например, средний срок владения автомобилем KIA увеличился с 2,6 до 2,9 года. Программы по приобретению автомобиля с пробегом работают и будут развиваться и дальше.

Основные проблемы:

Вторичный рынок, как и рынок продаж новых автомобилей, подвержен влиянию макроэкономических факторов, вот почему и на этом рынке не удалось избежать повышения цен и снижения объемов продаж.

Обратите внимание

В планах:
Развитие собственной программы продаж сертифицированных автомобилей с пробегом «KIA УВЕРЕН». После восстановления рынка программа будет развиваться за счет увеличения количества дилеров-участников.

Игорь Мацкевич, Volkswagen

Что происходит:

Очень большие кадровые потери, снижение маржинальности. Безусловно, легче дилерам, которые вошли в кризис с подготовленным и опытным отделом «трейд-ин».

Основные проблемы:

Увеличение разрыва между доходами покупателей и ценой автомобилей играет огромную роль в построении современной кривой продаж. Мы в этом году впервые столкнулись с ситуацией полного разрыва с ценами на автомобили с пробегом и на новые автомобили.

Больше всего вызывает опасение то, что рынок движется только в двух сегментах – до 500 000 и от 2 000 000 рублей. Все, что между этими значениями – предмет особой озабоченности дилеров.

Нельзя не отметить и то, что ситуация на рынке автомобилей с пробегом находится под давлением безумно высоких ставок по кредиту, а особенно удручающе влияют на продажи цены на КАСКО. Автомобили с пробегом в кредит практически не продаются.

В планах:
Мы поддерживаем «трейд-ин» и продолжим эту практику. Сейчас работаем над несколькими новыми проектами, которые, возможно, перевернут наши привычные представления об автомобилях с пробегом.

   Данил Пивоваров, Audi

Что происходит:

Наиболее явные тенденции на данный момент – смещение спроса на новые автомобили в сторону автомобилей с пробегом: часть автовладельцев, которые приобрели свой текущий автомобиль новым несколько лет назад, привыкли за последние годы к постепенному росту статуса (каждый следующий автомобиль часто был выше классом); теперь многие из них рассматривают относительно «молодые» автомобили с пробегом как возможность сохранения своего статуса или привычек.

Основные проблемы:

В случае роста цен на новые автомобили, цены на автомобили с пробегом, скорее всего, вырастут, но в меньшем процентном выражении, чем цены на новые автомобили.

Если же, в силу давления объема, цены на новые автомобили незначительно снизятся, то цены на автомобили с пробегом также снизятся, и тоже незначительно.

Важно

В процентном выражении колебания цен на рынке автомобилей с пробегом все равно не будут значимыми.

Читайте также:  Проекты по управлению роботами импульсами мозга разработали томские и японские студенты

В планах:

Мы в Audi делаем акцент на автомобили до 5 лет. Несколько лет назад мы доказали перед штаб-квартирой бизнес-кейс, для того чтобы инвестировать в этом направлении. Если бы не прикладывали усилий, объем продаж здесь оставался бы примерной константой, даже где-то падал бы. В 2015 году прогноз по рынку в сегменте Audi до 5 лет в плане падения на 15% практически оправдался.

Наш внутренний план продаж таких автомобилей через официальных дилеров, тем не менее, был заложен с ростом относительно 2014 года – за счет более активного участия дилеров в привлечении таких автомобилей с рынка, и, как следствие, увеличения доли рынка дилеров в сегменте. Рост продаж дилеров составил около 4%. План на этот год – 9 тыс.

машин, что составит 45% от количества перегистраций на рынке.

Источник: https://www.autostat.ru/articles/27315/

Об автономности университетов

Все прямо наоборот.

Чтобы образование стало хорошим и интересным, оно не может быть исключительно предметом прямой заботы централизованной власти, а должно стать предметом заботы самих университетов.

В этом смысле необходимо завершить переход от советского вуза как формы подготовки персонала для отраслевого министерства к университету как рискующей на рынке репутации автономной организации.

Проблема автономности высших учебных заведений не нова. Ей почти тысяча лет – от момента появления европейских университетов Болоньи, Саламанки и Парижа. Тогда же начались дискуссия и борьба за автономию, которые ведутся до сих пор.

Сегодня лучшие университеты в англосаксонском мире, занимающие топовые места в международных рейтингах, практически полностью автономны от государства или региональной власти.

Гарвард не нуждается в разрешении Вашингтона или штата Массачусетс, чтобы сформировать свою траекторию развития на следующее десятилетие, а канцлер Оксфорда больше озабочен сохранением статуса своего вуза в глазах абитуриентов, выпускников и международного академического сообщества, чем министерства образования Великобритании. Даже несмотря на эти свободы, они продолжают отстаивать свою автономию. Ситуация в странах континентальной Европы намного сложнее. Европейские университеты институционально отстают от англосаксонских в среднем на 30 лет. Общий тренд – на увеличение самостоятельности в принятии решений и собственной ответственности за риск.

Еще более неоднородна ситуация в университетах растущего образовательного континента (Азиатско-Тихоокеанский регион).

Снаружи кажется, например, что китайская система высшего образования активно развивается и улучшается – об этом, казалось бы, говорит рост количества студентов в высших учебных заведениях и количества научных публикаций. Однако есть ряд признаков кризиса.

Совет

Самые значимые из них – растущий отток интеллекта и падение индекса цитируемости, указывающие на то, что среда плохо поддерживает развитие талантов и интересные инновативные исследования. Исторически у китайских университетов не было никакой автономии: система копировала высшее образование СССР.

Большинством университетов до сих пор дуально управляют партия и академическое сообщество. В 1990-х правительство стало ослаблять контроль, но ограниченно, в русле политики «пекинского консенсуса»: постепенные реформы, инновации на местах, а не сразу по всей системе. Но все знают, что в любой момент гайки могут закрутить.

Следствие? Университеты больше заинтересованы в соответствии формальным требованиям министерства, чем в оптимальном для них курсе развития и научных прорывах. Проблема здесь не столько в отсутствии формальной автономии, сколько в том, что самостоятельность университета не является генетической ценностью.

В 300-летней истории российских университетов, начиная с создания Московского и Санкт-Петербургского в начале XVIII в., с автономией были большие «качели».

Изначально организационный дизайн заимствовался у немецких университетов, которые к этому времени накопили столетия опыта отстаивания самостоятельности, и потому первые уставы российских университетов содержали смелый уровень автономности (по сравнению с большинством общественных институтов имперской государственности), что и было зафиксировано в университетском уставе 1804 г. Через 30 лет Николай I значительно понизил права университетов. Затем Александр II в программе послаблений и реформ фактически восстановил исходный уровень самостоятельности начала XIX в.

Молодая советская власть, перекраивая социальное устройство, лишила университеты всякой автономности и стала регулировать даже предметное содержание, а не только, например, присвоение степеней и вопросы финансирования.

В 1930-е большинство университетов СССР были разобраны на отдельные институты в ведомственной логике – так возникли медицинские, педагогические, сельскохозяйственные вузы. Тут вопрос об автономности был уже неуместен.

Кого, чему, как учить – все эти полномочия были изъяты из компетенции вузов.

Холодная война и гонка вооружений заставили пересмотреть вопросы подготовки современных кадров в области науки и технологий.

Обратите внимание

Появление в 1950-х целой группы вузов с расширенными правами в определении содержания образования было вынужденным отступлением от тотального регулирования.

Ярким примером является московский Физтех со своим особым дизайном образовательной логистики и индивидуальных траекторий студентов.

Следующий период можно условно назвать «брошенными девяностыми». В хаосе распада СССР университеты, как и многие общественные инфраструктуры, оказались сами по себе. К этому никто не был готов.

Так же как и у китайских, у советских вузов никогда не было не то чтобы реальной автономии, но даже понимания, что с ней гипотетически можно было бы делать. Один из эффектов нежданной свободы реализовался в скачке количества получающих высшее образование с 17 до 60%.

Вместе с массовой потерей молодых исследователей и преподавателей (ушедших в другие сферы деятельности или эмиграцию) это создало драматичные эффекты для качества образования.

Ситуация стала меняться в 2000-х, когда в обмен на выполнение определенных условий университетам были выделены значительные ресурсы и присвоены новые статусы.

Появились федеральные, национально-исследовательские и опорные университеты, а также элитная группа университетов программы 5-100, заключивших контракт с государством на новые обязательства и тем самым на ограничение своих свобод.

Параллельно произошло сжатие сектора, значительно дискредитировавшего сам смысл университета.

Важно

Сейчас, пройдя этот длинный путь взлетов и падений самостоятельности, российское высшее образование опять стоит перед выбором: курс на реальную автономию и международную конкурентоспособность или ход к утопическому режиму тотального контроля, при котором университеты существуют как подразделения министерства. Тем временем по средним показателям уровень университетской автономии в мире растет – правительства разных государств осознают, что это инструмент повышения конкурентоспособности университетов.

Здесь нужно обратиться к тому, что стоит за понятием автономии университетов. С одной стороны, это возможность университета как организации самостоятельно определять траекторию своего развития, формировать видение себя и своего влияния на мир. С другой – это академическая свобода, т. е.

те самые принципы свободы преподавания и свободы исследований, на которых был построен гумбольдтовский университет в XIX в. и которые стоят в основе современного исследовательского университета. Наконец, в третьих, автономия университета имеет еще одну грань, о которой обычно говорят меньше.

Это свобода студента выстраивать свою траекторию обучения (выбор университета, предметов, преподавателей), обеспечивающая полноценное развитие личности.

Для университетов автономия не значит, что им позволено делать все, что они пожелают. За свободу они платят ответственностью за свои решения перед обществом, профессурой, студентами и выпускниками.

Если университет берет на себя ответственность за свои цели и действия, исследователь сам определяет тематику и ход своей работы, а студент – порядок своего обучения, им уже не с руки винить систему.

Ответственность означает и способность, и необходимость держать открытый ответ перед студентами, преподавателями, партнерами и обществом в широком смысле. Это, в свою очередь, требует публичности целей и результатов их достижения.

Так понимаемая публичность зафиксирована англоязычным термином accountability, т. е.

Совет

буквально – «подотчетность», но в нашем пространстве, где университеты перегружены разнообразной отчетностью, призывать их к дополнительной подотчетности было бы неразумно.

Девяностые с их массовым возникновением псевдоуниверситетов научили нас бояться, что на повышенную автономию университеты могут среагировать резким падением качества. Для многих университетских систем автономия и публичность традиционно находятся на разных полюсах. При этом выиграть в обе игры нельзя.

Высокая автономия и нулевая публичность в этой картине мира значат злоупотребление доверием общества. Низкая автономия и высокая подотчетность непременно приводят к имитации.

Однако такая шкала – не единственный возможный вариант, а продукт устаревших представлений о взаимоотношениях правительства и высших учебных заведений.

Университеты могут одновременно обладать высоким уровнем автономии и демонстрировать высокий уровень публичности. Без автономии имеем то, что имеем: отсутствие стратегического мышления и формальные миссии.

Сюда можно добавить низкий статус университетов в обществе – если университет не воспринимает себя всерьез, почему это должны делать другие? Низкий статус исследований и скучное образование усугубляется закрытостью университетов друг от друга.

Администрации слишком заняты вопросами отчетности и соответствия нормативам, а не своей образовательной, исследовательской и инновационной политикой.

С другой стороны, совсем без регулирования система высшего образования может войти в состояние энтропии. Например, проект 5-100 уже четыре года работает как вектор развития, сначала установив, а теперь удерживая рамку международной конкурентоспособности.

Обратите внимание

Что же можно сделать, чтобы и автономность, и публичность стали ядерными принципами российского университета?

Университеты должны иметь право самостоятельно создавать и модифицировать свои учебные планы, выбирать язык преподавания, определять плату за обучение и свои требования к абитуриентам.

С точки зрения финансов ситуация сейчас критична. У российских вузов в основном операционный бюджет – вместе с деньгами приходят указания, на что и когда их тратить.

Жесткий контроль трат не позволяет открыться длинному горизонту планирования, поскольку университеты не могут делать инвестиции и хеджировать свои риски. Здесь об инновативном и трансформационном развитии не может быть и речи – необходим переход к блочному финансированию на длительный срок.

Сами же университеты должны направить свои усилия на диверсификацию источников финансирования.

Хотя российские университеты за последние 15 лет научились формировать порядка 50% бюджета из негосударственных источников, усилиями министров Фурсенко и Ливанова был значительно увеличен объем государственного финансирования ведущих вузов. При всей необходимости повышенного финансирования эта зависимость от единственного источника денег снижает самостоятельность.

Историческая форма управления, при которой не нужно все решения спускать из одного центра, состоит в том, что функция принятия стратегии делегирована совету директоров, который у нас существует в форме наблюдательного совета.

К сожалению, и закон, и складывающаяся практика наблюдательных советов сводит их к аудиторскому органу, в основном одобряющему имущественные и правовые сделки. Предназначение же настоящего наблюдательного совета – гарантия следования университетом своей миссии и ядерным принципам.

Чтобы это было возможным, наблюдательные советы должны нести ответственность за подбор, назначение и увольнение лидера университета – ректора, канцлера, CEO, президента (в зависимости от конкретного управленческого дизайна).

Почти 800 лет в европейском мире университет решал светские задачи церкви. Начиная с XVIII в. – национальных государств. Последние 30 лет он больше воспринимается как корпоративно-рыночный институт.

Важно

Но для того чтобы стать передовым общественным институтом, формирующим будущее, университет должен быть автономным в определении своей деятельности и одновременно публичным в открытости своих замыслов и достижений.

Это более чем актуально и для нашей страны.

Авторы: Андрей Волков, профессор Московской школы управления «Сколково»; Дара Мельник, исследователь центра образовательных разработок Московской школы управления «Сколково»

Оригинал публикации на сайте газеты «Ведомости».

Источник: http://trends.skolkovo.ru/2017/02/ob-avtonomnosti-universitetov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector