Трансгуманизм

Трансгуманизм

DOI: 10.17805/zpu.2017.1.20

Трансгуманизм*

В. А. Луков Московский гуманитарный университет

Энциклопедическая статья раскрывает сущность трансгуманизма как современной философской доктрины изменяющегося человека, где под воздействием генной инженерии человек приобретает свойства, не характерные для него от природы и фактически относящиеся к свойствам вещей.

В статье показывается история термина от первого его появления до настоящего времени, а также движение от человека к трансчеловеку и далее — к постчеловеку. Особо рассмотрено положение новых поколений в отношении трансгуманизма как теории и практики. Утверждается, что молодежь иначе воспринимает трансгуманистическую идею, чем представители старших поколений.

Рассматриваются вопросы превращения философской доктрины в общественное движение, каковым сегодня выступает трансгуманизм в различных странах.

Обратите внимание

Ключевые слова: трансгуманизм; биосоциология; молодежь; история гуманизма; философия человека; генная инженерия

Трансгуманизм — современная философская доктрина, утверждающая, что человек не сохраняет свои природные качества по мере своего развития и под действием генной инженерии превращается в существо, подобное вещи, которое в зависимости от обстоятельств имеет различные интеллектуальные, креативные, физические и другие свойства.

По определению пропагандистов трансгуманизма, он представляет собой «рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека» (Введение в трансгуманизм: Электронный ресурс). Отличительными чертами трансгуманизма как философской теории являются: 1) стремление к включению именно в научный дискурс — на языке науки и в правилах научного рассуждения, хотя по видимости ее тематический строй должен был бы сближать ее с фантастикой, сферой художественного вымысла; 2) агрессивная позиция ее сторонников в вопросах самоорганизации общественного движения и реализации уже «здесь и сейчас» тех или иных экспериментов над человеческой природой. В известном смысле трангуманизм является метафорой, как метафорой является наиболее привлекательное в тезаурусном аспекте понятие трансгуманизма — бессмертие. Согласно высказанному в 1980 г. утверждению родоначальников когнитивной теории метафоры Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона, неметафорическая мысль для человека в обыденной жизни возможна, но только в отношении физической реальности (Lataff, Jоhnsоn, 2003). В этом смысле трансгуманизм, как и бессмертие, становятся понятны именно как метафоры. Они как метафоры соотносимы с тезаурусным подходом, поскольку составляют субъектную организацию гуманитарного знания (Луков В., Луков Вл., 2008).

Дискуссия о трансгуманизме приобрела всемирный характер, впрочем, как и трансгуманистическое движение, которое не знает государственных границ. На одной сто-

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №15-1830057).

The article was written within the framework of a project supported by the Russian Science Foundation (Grant No. 15-18-30057/16).

роне в дискуссии стоят ярые сторонники этой доктрины, видящие в ней новое мировоззрение, направленное в будущее. На другой — непримиримые критики, характеризующие трансгуманизм как «наиболее опасную в современном мире идею» (Fukuyama et al., 2004: 42-43).

Имеются трактовки трансгуманизма, в которых обнаруживается его связь с философской традицией от эпической песни о Гильгамеше, возрожденческих идей Дж. Пи-ко делла Мирандолы, Фрэнсиса Бэкона и других, представителей академической науки на протяжении тысячелетий (Bostrom, 2005). Естественным стало обращение к мыслям Ф.

Ницше о сверхчеловеке, наиболее отчетливо сформулированным в книге «Так говорил Заратустра» (1883-1885) (Ницше, 1990).

Важно

Идеи Ницше содержат доводы «в пользу генетической инженерии» или даже трансгуманизма в целом (Sorgner, 2009: 34), однако такая попытка малопродуктивна, поскольку расходятся сами основания для сближения трансгуманистического «трансчеловека» и «постчеловека» и ницшеанского «сверхчеловека» (Hauskeller, 2010).

Прежде всего, трансгуманисты считают возможным и желательным улучшить человеческую природу с помощью технологии; «сверхчеловек» Ницше основан на признании зла как высшего блага, а идеальное выражение «сверхчеловека» Ницше находил в Цезаре Борджииа (которого не раз упоминает в качестве «своего рода сверхчеловека») — «человека-хищника» (Raubmensch).

Ницшеанский «сверхчеловек» — не лучший из людей, а «исключительный человек» (Ausnahme-Mensch). В этом отношении ницшеанского «сверхчеловека» и трансгума-нистского «постчеловека» связывает фактически только то, что, по Ницше, «человек есть нечто, что должно быть преодолено» (Nietzsche, 1966: 279).

Термин «трансгуманизм» был предложен биологом, основателем ЮНЕСКО Джулианом Хаксли в 1957 г. (Huxley, 1957), но трансгуманизм, по Хаксли, имеет иное содержание, чем приписывается ему трансгуманистами. Своими идейными предшественниками современные западные трансгуманисты считают в основном ученых 1920-1950-х годов — биолога Дж. Б. С.

Холдейна, физика Дж. Д. Бернала, палеонтолога П. Тейяр де Шардена и др. (Артюхов, 2008: Электронный ресурс). В своей нынешней форме трансгуманизм был в основном сформулирован в лекциях и публикациях иранского фантаста и футуролога Ф. М. Эсфендиари, писавшего в 1970-е годы под псевдонимом FM-2030 (FM-2030, 1970, 1973, 1977).

Вклад в развитие концепции внесли Р. Эттингер (его известная книга по крионике вышла в 1962 г.), К. Э. Дрекслер, М. Мински (Ettinger, 2005; Drexler, Minsky, 1986). На их идеи опираются основные научные направления, с которыми трансгуманисты связывают свои надежды, — иммор-тализм, искусственный интеллект, нанотехнологии.

Иммортализм — доктрина, провозглашающая основной ценностью человеческую жизнь. Иммортализм ставит своей целью продление жизни людей и достижение в конечном счете неограниченного долголетия.

Совет

Искусственный интеллект представляет собой науку и технологию по созданию компьютеров (компьютерных программ), которые могли бы заменить человека и понять его, в частности распознать его творческие и другие способности (распознавание речи, начатое в 1952 г. с распознавания произносимых цифр, и т. д.) (Davies, Biddulph, Balashek, 1952).

Нанотехнологии в данном случае понимаются как совокупность технологий, основанных на заданной атомной структуре, которая поддерживается на атомном и молекулярном уровне.

Трансгуманистическая концепция эволюции человека. Уже в ранних трактовках трансгуманизма возникает представление, что применение достижений науки и техники непосредственно к человеку, причем в аспекте решительного воздействия на его

природные свойства и границы жизни, имеет последствия, затрагивающие общество в самых разных отношениях, включая экономику, политику, право, религию и т. д.

Один из идейных основателей трансгуманизма Роберт Эттингер в книге «Перспективы бессмертия» (1964) утверждал, что у большинства людей, ныне живущих, есть шансы на личное физическое бессмертие (Эттингер, 2002).

Теоретическая конструкция трансгуманизма, по существу, является новой концепцией эволюции человека в современных условиях. Переходным типом объявляется трансчеловек, впервые детально описанный в работах FM-2030.

На развитие трансгуманистического движения определенное воздействие оказала книга FM-2030 Are You a Transhuman? (Трансчеловек ли ты?) (1989), в которой содержалось определение транслюдей как новых существ, проистекающих из современных прорывов в науке и технике (FM-2030, 1989).

По первоначальному определению FM-2030, транслюди не обязательно должны быть наиболее ориентированными на будущее или самыми сведущими в технологии людьми и не обязательно должны осознавать свою «связующую роль в эволюции».

По мере того как идеи FM-2030 распространялись и росло трансгуманистическое движение, понятие трансчеловека стало включать в себя аспекты самоидентификации и активной деятельности. FM-2030 называет такие признаки трансчеловечности, как улучшение тела имплантатами, бесполость, искусственное размножение и распределенная индивидуальность.

Обратите внимание

Соответственно строятся характеристики трансчеловека в последующей литературе. По определению «Словаря трансгуманистической терминологии», трансчеловек — это некто, активно готовящийся стать постчеловеком. В этом случае вектор трансчеловеческой активности определяется приближением к состоянию постчеловека.

Постчеловек (posthuman), как следует из данной концепции, — это потомок человека, модифицированный до такой степени, что уже не является человеком. Идеал постчеловека выглядит так: «В качестве постчеловека вы будете обладать умственными и физическими возможностями, далеко превосходящими возможности любого не-модифицированного человека.

Вы будете умнее, чем любой человек-гений, и будете обладать намного более совершенной памятью. Ваше тело не будет подвержено заболеваниям, и оно не будет разрушаться с возрастом, что обеспечит вам неограниченную молодость и энергию. Вы сможете получить гораздо большие способности испытывать эмоции, удовольствие и любовь или восхищаться красотой.

Вам не придется испытывать усталость или скуку и раздражаться по мелочам» (Общие вопросы … : Электронный ресурс). В духе этого утверждения построен целый ряд фантастических фильмов для молодежной аудитории, таких как «Терминатор» (1984, англ. The Terminator, в главной роли Арнольд Шварценеггер), «Робот-полицейский» (1987, англ.

RoboCop, в главной роли Питер Уэллер), «Киборг» (1989, англ. Cyborg, в главной роли Жан-Клод Ван Дамм), «Газонокосильщик» (1992, англ. The Lawnmower Man, в главной роли Джефф Фейи), «Универсальный солдат» (1992, англ. Universal Soldier, в главных ролях Жан-Клод Ван Дамм, Дольф Лундгрен), «Я робот» (2004, англ.

I, Robot, в главной роли Уилл Смит), «Суррогаты» (2009, англ. Surrogates, в главной роли Брюс Уильямс), «Киборг Х» (2016, англ. Cyborg X, в главной роли Ив Мауро) и др.

Следует за этим идеальным образом видеть уже утвердившийся в виртуальном пространстве и освоенный прежде всего молодежью нескольких поколений образ киборга (от англ. cybernetic organism — кибернетический организм), под которым в медицине понимается биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты, а в научной фантастике используется в качестве одного из

обозначений андроидов. Термин «киборг» введен Манфредом Е. Клайнсом и Натаном С. Клином в 1960 г. в связи с их концепцией расширения возможностей человека для выживания вне Земли.

Важно

В теоретическом плане понятие «киборг» отражает возрастание зависимости человека от искусственного мира, где протезы и имплантаты уже означают путь к превращению человека в киборга (киборгизации, согласно термину Джеймса Литтена).

Разновидностью киборга является конструированный объект, обозначаемый термином «омар» (англ. Lobster), который был введен Брюсом Стерлингом в рассказе «Царица Цикад» (Cicada Queen).

Этот киборг создан путем объединения человека со скафандром.

Киборг-терминология вошла в компьютерные игры для юношества. Так, в компьютерной игре Deus Ex: Invisible War омарами называется «большая группа киборгов, модификации которых были созданы русскими учеными, объединившими свои нервные системы в единое сознание».

И далее: «В игре они представлены как активная фракция, а в одной из концовок игры можно стать одним из них» (Омар (киборг), 2016: Электронный ресурс). Другие киборги в компьютерных играх называются «ки-мек» (кимех, саймех, англ.

Cymech) — вселенная «Батлерианский джихад» (приквел к «Дюне»); «строги» (англ. Stroggs) — киборги вселенной «Quake»; «борг» — цивилизация киборгов из вселенной «Звездный путь»; «синтеты» — вселенная «Half-Life 2»; «биороид» — мир Apple Seed; «киберлюди» — персонажи сериала «Доктор Кто» и др.

В западной литературе с конца 1990-х годов обсуждается проблема идентичности киборгов (Столярова, 2000).

Биосоциология молодежи и трансгуманизм. Трансгуманизм в России — заимствованная теория, и его зарождение восходит к интеллектуальным экспериментам западных литераторов и ученых. Тем не менее трансгуманизм не воспринимается, особенно в молодежной среде, внешним заимствованием применительно к его отдельным частям.

Это относится, например, к киборгизации, которая в особой форме затрагивает молодое поколение. Экспериментирование над собой, понимаемое как раскрытие новых возможностей человека, отражает этот процесс (Луков, 2016; Лапшин, 2016).

Биосоциология молодежи дает возможность охарактеризовать человеческий потенциал, в частности человеческий потенциал России (Ламажаа, Лапшин, 2013). Особенности биосоциологии молодежи состоят в том, что в XXI в. ее определяет электронная форма передачи и накопления информации. Но именно так видит будущее трансгуманизм.

Концептуализация будущего с позиций трансгуманизма сохраняет оптимизм и агрессивность первооткрывателей, сконцентрированных в призыве FM-2030: «Не стоит бояться мечты и надежды.

Совет

Ведь именно дерзость мечтателей завела нас так далеко — из мрачных первобытных болот к тому, где мы сейчас — в шаге от покорения галактик, в шаге от бессмертия» (FM-2030, 1989: 1). С учетом этого биосоциология молодежи непременно требует опоры на трансгуманизм.

Молодежь иначе воспринимает трансгуманистическую идеею, нежели представители старших поколений, что показали проведенные в 2016 г. в университетских городах России эмпирические исследования. Выявлено, в частности, что неприемлемые в отношении себя практики бодимодификейшн молодежи представляются интересной формой самопрезентации нового поколения.

Идеология трансгуманистического движения. Трансгуманизм —это организованное общественное движение. На международном уровне действует, среди прочих

объединений и организаций, Институт этики и новых технологий (IEET). В 2002 г. принята Трансгуманистическая декларация (The Transhumanist Declaration), в которой представлен идеологический облик движения.

В одной из версий трансгуманизм (постгуманизм, ньюгуманизм) рассматривается как новый этап в развитии гуманизма, научно ориентированное мировоззрение, согласно которому современный человек не является вершиной эволюции, но скорее — началом эволюции вида Homo Sapiens.

В декларациях крупнейшей группы российских трансгуманистов, каковой является Российское трансгуманистическое движение (Д. А. Рязанов, И. В. Вишев, Д. А. Медведев, И. С. Алмазов, А. Н. Гордеев, А. А. Еремин, И. В. Артюхов и др.

Читайте также:  Железный человек: настоящее и будущее экзоскелетов

; движение существует в виде интернет-сообщества, сложившегося вокруг сайтов transhumanism-russia.ru и bessmertie.ru), такая установка изначально включает и идею выхода человека за свои природные границы.

В Манифесте Российского трансгуманистического движения содержится следующее понимание центрального понятия: «Трансгуманизм — это новое гуманистическое мировоззрение, которое утверждает не только ценность отдельной человеческой жизни, но и возможность и желательность — с помощью науки и современных технологий — безграничного развития личности, выхода за считающиеся сейчас «естественными» пределы человеческих возможностей» (Манифест Российского … , 2007: Электронный ресурс).

Соответственно формулируются и цели движения:

1. Развитие и распространение идей трансгуманизма и иммортализма с целью наиболее разумного и демократичного использования новейших достижений технического прогресса.

Обратите внимание

2. Содействие развитию новых и традиционных наук и технологий в той их части, которая непосредственно касается трансгуманистических и имморталистических аспектов бытия человечества, а также безопасности использования этих технологий.

3. Консолидация усилий всех прогрессивно мыслящих людей для создания предпосылок наиболее благоприятного и неконфликтного развития человечества в новых условиях (там же).

Члены Российского трансгуманистического движения считают: «.скорость изменений в мире и потенциальная опасность неуправляемого развития сверхтехнологий таковы, что каждый должен дать себе отчет: или мы будем бездействовать — и человечество погибнет, или мы вместе построим прекрасное будущее. В том числе и для себя» (там же).

Иммортализм, искусственный интеллект, нанотехнологии не могут однозначно быть признанными действительным путем в будущее человека.

Даже там, где в общественном мнении и в научных сообществах достаточно велика близость при оценке перспективности этих направлений научно-технического и биотехнологического развития, в действительности общего мнения нет.

В наибольшей степени это характерно для общества, приближающегося к информационному.

Некоторые черты будущего уже видны и закрепляются в тезаурусах подрастающих поколений, некоторые оказываются на пересечении реального и виртуального и не могут быть определенно отнесены на уровне здравого смысла (т. е. без специализиронанного, экспертного знания) ни к тому, ни к другому. В этих условиях тезаурусный подход, особенно к молодежи, наиболее применим (Луков, Погорский,2014).

Лит.: Артюхов, И. В. Трансгуманизм — философские истоки и история возникновения (2008) [Электронный ресурс] // Российское трансгуманистическое движение. URL: http://www.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/transgumanizm

Трансгуманизм: новая цивилизационная угроза человечеству

Катасонов Владимир Николаевич,
профессор, доктор философских наук, доктор богословия

В феврале 2011 года в Росии было создано стратегическое[1] общественное движение «Россия – 2045».

Целью этого движения является «создание международного научно-исследовательского центра киборгизации с целью практического воплощения главного технопроекта — создания искусственного тела и подготовки человека к переходу в него»[2].

Важно

Достижение этой цели разбито на этапы, главные из которых следующие (проект «Аватар»): Искусственная копия тела человека (2015-2020), искусственная копия тела человека, в которую пересаживается мозг (2020-2025), искусственная копия тела человека, в которую переносится сознание (2030-2035), тело-голограмма (2040-2045).

Тем самым человек, де, преодолеет страдания, болезни, старение и, наконец, достигнет давно взыскуемого  бессмертия: искусственное тело, или механическое, или голографическое, или какое другое гораздо «прочнее» естественного, а сознание можно будет пересаживать по желанию во что угодно… Выход в космос, безграничное освоение Вселенной будет облегчен тем, что человеку уже не нужны будут те условия, которых требует его биологическое форма существования. Трансгуманисты считают себя наследниками идей Н.Ф.Федорова, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского. Все это предполагает, что развитие информационных технологий к 2030 году достигнет точки сингулярности, когда будет изобретена самосовершенствующаяся программа и откроется путь к бесконечному машинному прогрессу.

Движение «Россия – 2045», объединяющее некоторых отечественных ученых и философов, было создано по следам международной неправительственной «Всемирной ассоциации трансгуманистов», возникшей в 2008 году и преследующей ту же глобальную цель[3]. К этим движениям тяготеют также сторонники иммортализма (в частности, на основе крионики), постгендеризма (преодоление пола), техногайанизма (экология и защита окружающей среды) и др.

Эти факты могли бы быть интерпретированы как некие маргинальные футурологические тенденции современной культуры, которых всегда было достаточно, если бы не два существенных момента:

  1. В условиях отказа от классических идеологий XIX – XX веков, трансгуманизм, опирающийся на современный научно-технический прогресс, столь популярный в молодежной среде, вбирающий в себя и экологические течения, остается по существу, единственной идеологией, которая обещает человечеству поступательное развитие;
  2. В отечественной культуре, где по причине 70-летнего торжества идеологических и технократических тенденций, роль гуманитарных наук не очень высока, идеология трансгуманизма настойчиво пробивает себе дорогу. Российские трансгуманисты достаточно активны, они обращаются с письмами к руководству России, Генеральному Секретарю ООН. Их поддерживают ряд отечественных ученых, футурологов и Далай Лама. В августе 2011 году на совещании в Департаменте государственной научно-технической политики и инноваций Министерства образования и науки, на котором присутствовали руководители движения «Россия – 2045», Курчатовского института, представители ряда других департаментов Министерства, были одобрены направления работы Движения и обещана поддержка в плане контактов с РАН и РАМН.

Все это внушает серьезные опасения и настоятельно ставит вопрос научно-философского анализа трансгуманистических идей.

В XX веке наступление технологической цивилизации на естественную среду человеческого обитания продолжилось. Создание искусственных материалов привело к тому, что человек в своем доме почти не встречает вещей из натуральных материалов: электрический свет, пластиковые окна, искусственная древесина, краски, полученные химическим путем, синтетические ткани и т.д.

Однако в прошлом веке началась также активная фаза проникновения искусственных «материалов» и, так сказать, внутрь человека. Все более активизируется индустрия замены естественных органов искусственными. Эти технологии комбинируются с заменой больных органов здоровыми, взятыми у других людей.

Большинство продуктов питания, потребляемых сегодняшним человеком, суть генетически модифицированные продукты.

С середины прошлого века начинает развиваться информационная техника, степень и скорость развития которой к началу нашего столетия достигает титанических масштабов. Компьютеры и связанные с ними технологии, насыщают все пространство человеческой культуры: образование, науку, искусство, СМИ, бизнес, торговлю, военную сферу, домашнее хозяйство.

Компьютерные нововведения там, где еще не применяется информационная техника, считаются прогрессом и всячески поощряются государством, выполняющим, по существу, негласный заказ индустрии информационных технологий.

Компьютеризация, внедрение информационных технологий отвечает духу новоевропейской цивилизации, которая стремится сделать жизнь человека максимально комфортной, переложить тяжелую и грязную работу со своих плеч на машину.

Совет

Начав с простейших механизмов, с паровой машины, человечество к сегодняшнему дню создало огромное количество технических приспособлений, позволяющих перестраивать по своему желанию окружающую среду, «побеждать» пространство и время, устраивать жизнь человека на земле по своему произволу.

В рамках же информационной техники мы видим, что и задача управления всеми этими механизмами постепенно отдается машинам. Все настойчивей выдвигается идея создания искусственного интеллекта, способного к самообучению, программы, более или менее сравнимой с человеческим интеллектом.

Источник: https://riss.ru/analitycs/6613/

Трансгуманизм как современная концепция социального развития — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1Нафикова А.И. 11 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Стерлитамакский филиалРассмотрено состояние общества на современном этапе развития цивилизации. Проведен анализ понятия «трансгуманизм», изучена взаимосвязь данного явления с состоянием социальной структуры.

Обозначена взаимообусловленность процессов глобализации, научно-технической революции и возникновения в современном обществе идей о возможности единения человека и техники.

В частности, проанализирована эволюция представлений о совершенствовании человеческого существования в истории общественного развития, рассмотрены основные положения концепции трансгуманизма как варианта развития современной постиндустриальной (информационной) цивилизации, проявляющего себя в непосредственной связи биологических и научных составляющих.

Обозначены такие перспективы развития общества, как компьютеризация человека, идеи бесконечного совершенствования и расширения человеческих возможностей. Также представлено рассмотрение концепции трансгуманизма как международного общественного движения, выступающего за поддержку технического прогресса.Постиндустриальное общество1. Августин Блаженный. О Граде Божием. — М.: АСТ, 2000.

— 1296 с.2. Бауман З. Текучая современность. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.3. Данте. Божественная комедия. – М.: Эксмо, 2015. – 864 с.4. Платон. Государство. – СПб.: Норма, 2005. – 571 с.5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.: АСТ, 2009. – 320 с.6. Ламетри Ж. Человек-машина. – Минск: Литература, 1998. – 704 с.7. Циолковский К.Э. Очерки о вселенной. – Калуга: Золотая аллея, 2001.

– 384 с.8. Эттингер Р. Перспективы бессмертия. – М.: КриоРус, 2003. – 262 с.9. Esfandiary F. Are You a Transhuman?: Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World 198910. Kurzweil R. How to Create a Mind, The Secret of Human Thought Revealed «Viking», 2012. – 352 р.

Постиндустриальный (информационный) этап социального развития ознаменовался коренными трансформациями во всех сферах человеческого бытия. Инновационные, компьютерные технологии, телекоммуникации стали неотъемлемым атрибутом жизни современного человека. Виртуальное пространство предопределило создание мира без пространственно-временных границ.

Метафоричное описание «текучей современности» Зигмунда Баумана (род. 1925 г.) довольно точно характеризует состояние современного общества. Его переход от «твердого» к «жидкому» [2] состоянию есть не что иное, как новая форма человеческого общежития, предполагающая проживание жителей Земли в одно время и в одном месте.

Организация общественной жизни оказалась невозможной без применения технической составляющей, предполагающей всецелое, а во многих случаях — даже агрессивное вмешательство во взаимодействие в триединой системе «человек — общество — природа».

В этой связи актуальной концепцией, исследующей и прогнозирующей направленность современного и будущего социального развития, является концепция трансгуманизма, предполагающая возможность создания новых форм человеческого существования в условиях всемасштабного использования передовых технологий.

Целью настоящей статьи явилось исследование положений концепции трансгуманизма, представляющей собой один из возможных сценариев дальнейшего развития современной цивилизации, истории возникновения идей совершенствования человека.

Трансгуманизм (в переводе с лат. trans — «сквозь, через, за» и  homo — «человек») представляет собой философскую концепцию, систему взглядов, ратующую за необходимость использования современных технологий и достижений различных наук для совершенствования тела и разума человека.

Данная система также предполагает возможность искоренения в будущем нежелательных аспектов человеческого существования, таких как, например, болезнь, старость, смерть; вмешательство в геном человека для получения желаемых и социально значимых качеств, регулирования рождаемости и процессов размножения.

Концепция трансгуманизма, рассматриваемая в качестве философской концепции, представляет собой, кроме того, международное общественное движение, особенно популярное среди представителей молодежи, выступающих за поддержку технического прогресса, и бесконечное совершенствование как отдельно взятого человека, так и человечества в целом.

Обратите внимание

Обратив внимание на историю возникновения и развития трансгуманизма как философской концепции, нельзя не заметить, что проблемы совершенствования человека, провиденциальности или же конечности его земного существования, расширения возможностей его духа и тела представляли собой наиболее актуальные философские проблемы на протяжении всего человеческого существования.

Следует отметить, что изначально, в мифологических, религиозных и философских концепциях Древнего мира, христианских учениях Средневековой Европы возможности совершенного существования человека усматривались по большей части лишь в ином, неземном мире (например, в «мире Эйдосов» Платона [4], «Граде Божием» Августина Блаженного [1] и др.). Однако уже в эпоху Возрождения отношение к человеку стало все более отчетливо определяться идеалами гуманизма, антропоцентричности, когда сам человек мог иметь право определять смысл и форму своей жизни.

Однако нельзя также не отметить, что уже в эпоху Средневековья получили распространение идеи  о возможности создания так называемого гомункулуса (лат.

homunculus — «человечек, маленький человек») — существа, которое представляет собой подобие человека и может быть получено искусственным путем. В данных идеях можно усмотреть попытки человека возвыситься над природой, над Богом, самому стать Творцом.

Можно заключить, тем самым, что активное распространение и развитие идей о «сверхчеловеке», возможностях совершенствования человечества, зарождаясь в лоне Средневековья, все более явственно проявилось именно в эпоху Возрождения.

В этот промежуток человеческой истории идея совершенного, всемогущего человека, не зависящего от Природы или Божественной воли, обрела вполне реалистичные формы.       

Примечательно также, что именно в произведении гуманиста эпохи Возрождения Данте Алигьери впервые использовано понятие «трансгуманизм» [3].

Важно

Зарождение и распространение идей трансгуманизма, слияния человека с техникой в целях более продуктивного развития человечества можно также отчасти связать с идеями и реальными попытками мыслителей Нового времени создать механизмы, моделирующие человеческие действия. Также внимание привлекают идеи французского гуманиста Ламетри, предложившего рассмотрение организма человека как машины [6].

Идея «Сверхчеловека» Ф. Ницше [5], возможности преодоления человеком собственной природы, предложенные К.Э. Циолковским [7], другими представителями русского космизма, все более приближают человечество к идее о необходимости использования современных технологий и достижений наук для совершенствования тела и разума человека.

В настоящее время идей трансгуманизма придерживается все большее число философов, футурологов (от лат. Futurum — «будущее» и греч. Λόγος — «учение»), создаются ассоциации, движения, выступающие за развитие данной концепции, и следует отметить, что трансгуманизм приобретает все большее значение в современной науке.

Читайте также:  Мир находится на грани электромобильной революции

Резюмируя вышесказанное, отметим, что трансгуманизм в нашем понимании представляет собой закономерно возникшую философскую концепцию, продолжающую традиции социально-философских поисков ответов на вопросы: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (по аналогии с вопросами знаменитой картины Поля Гогена « D'où venons nous? Que sommes nous? Où allons nous?»)

Говоря о положениях концепции трансгуманизма, следует отметить, что основные из них наиболее полно отражены в работах Ф. Эсфендиари [9], Р. Эттингера [8], Р. Курцвеля [10], предлагающих осмысление современного состояния общества и возможного пути его дальнейшего развития.

Одним из основных положений трансгуманизма выступает идея о том, что современный этап развития представляет собой лишь начальную стадию человечества, возможности дальнейшего эволюционного развития человека проявят себя в непосредственной связи биологических и научных составляющих. Общество, тем самым, в ближайшей перспективе должно перейти к биолого-общественно-интеллектуальной фазе своего развития.

Также внимания заслуживает и положение об активном процессе расширения возможностей человека при помощи разработки средств, берущих на себя функции человеческого тела (создание искусственных органов, развитие протезирования и др.).

Трансгуманисты также выступают за возможности компьютеризации человека, слияния человеческого мозга с машиной и возможность загрузки человеческого сознания в компьютер.

Возможности бесконечного совершенствования человечества также являются одним из актуальных положений рассматриваемой концепции.

Совет

Завершая рассмотрение вопросов, связанных с трансгуманизмом как с современной концепцией социального развития, можно сделать определенные выводы.

Во-первых, вопросы, связанные с возможностями человеческого существования, путей общественного развития, представляют собой основополагающие вопросы человечества.

Во-вторых, развитие представлений о месте человека в окружающем его мире, о его возможностях предопределило возникновение концепции трансгуманизма, опирающегося на идею о необходимости совершенствования человечества с помощью использования передовых технологий.

В-третьих, достижения современной науки ставят перед обществом задачи осмысления пределов вмешательства передовых технологий в бытие человека, необходимости глубокого и всестороннего анализа перспектив дальнейшей эволюции человечества, и трансгуманизм в этой связи представляет собой одну из актуальных концепций социального развития.

Рецензенты:

Сабекия Р.Б., д.ф.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак;

Шергенг Н.А., д.ф.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Библиографическая ссылка

Нафикова А.И. ТРАНСГУМАНИЗМ КАК СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22306 (дата обращения: 25.02.2019).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22306

Трансгуманизм

Трансгуманизм — это очень интересная философская концепция, поддерживающая использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными — страданий, болезней, старения и даже смерти. Трансгуманисты изучают возможности и последствия применения таких технологий, опасности и преимущества их использования, рассматривая в том числе идею конвергенции биологических, информационных, познавательных и нанотехнологий. К сожалению, трансгуманизм сильно скомпрометирован околорелигиозными движениями.

Улучшение нашей собственной биологии может показаться чем-то из разряда научной фантастики, но попытки улучшить человечество, на самом деле, предпринимались уже тысячи лет назад.

Каждый день мы улучшаем себя при помощи кропотливых упражнений, медитации или принимая энергетики, например, кофе или популярные среди студентов ноотропы.

Обратите внимание

Вместе с тем улучшаются инструменты, при помощи которых мы улучшаем свою биологию, становятся все более инвазивными и эффективными.

Читать далее

С каждым днем наука приближает человечество к давней мечте: бессмертию. Путь к бессмертию тернистый и трудный, но конечная цель оправдывает любые средства (хотя с этим можно поспорить). Весьма вероятно, что рожденным в этом столетии уже не придется умирать.

Глядя на достижения биологов, нейробиологов, инженеров и фармацевтов в контексте продления жизни, хочется только одного: оттянуть критический момент максимально далеко, чтобы преодолеть порог бесконечного обновления.

Да, человек «внезапно смертен», как говорил один из главных персонажей классика литературы, но примеры людей, живущих до ста лет и больше, дают надежду, что старуху с косой можно обмануть. Хорошая новость в том, что если встать на дорогу борьбы с неизбежным концом, терять ничего не придется.

Смерть — это ультимативный конец любой борьбы, поэтому борьба со смертью кажется сама собой разумеющейся.

Читать далее

Насколько близки мы будем с технологиями в будущем? Как они изменят нас? Насколько близким будет это «близко»? «Призрак в доспехах» представляет собой футуристический, хай-тек, но при этом мрачный японский мегаполис, населенный людьми, роботами и технологически развитыми человеческими киборгами.

Помимо сверхчеловеческой силы, стойкости и рентгеновского зрения, обеспечиваемых улучшением тела, одним из самых преобразующих аспектов нашего мира также считается идея дополнения мозга. То есть, когда мы будем киборгами, у нас будет два мозга, а не один.

Наш биологический мозг — «призрак» в «доспехе» — будет взаимодействовать через нейронные имплантаты с мощными встроенными компьютерами, которые дадут нам молниеносные реакции и повышенные возможности к рассуждению, обучению и памяти.

Читать далее

«Биохакинг» — термин, который начинает приобретать определенную популярность вместе с появлением определенных тенденций в сфере хай-тек.

Важно

Считайте это своего рода гражданской биологией; большинство проделок в этой сфере осуществляется людьми в небольших независимых лабораториях в свободное от работы время, где они экспериментируют с вещами вроде модификации ДНК растений или выделением определенного генетического материала, который может его улучшить. Основная идея этого движения — улучшение биологических объектов, вроде того, как вы улучшаете свой компьютер.

Читать далее

Если бы у вас была возможность объединить ваши текущие разум и тело с технологиями, которые дадут вам сверхчеловеческие способности и позволят жить вечно, пошли бы вы на это? В этом состоит суть такого течения, как трансгуманизм.

Трансгуманисты ожидают дня, когда технологии позволят людям стать настолько совершенными, что болезни, слабости, нищета и войны будут ликвидированы насовсем.

Они считают, что слияние с машинами позволит нам стать в триллионы раз умнее, чем сегодня, а также позволит нам достичь бессмертия.

Читать далее

Каждый раз, когда вы выходите на улицу большого города, вы видите массу людей, которые настолько увлечены своими смартфонами и планшетами, что практически не обращают внимание на окружающий мир.

Цифровая зависимость растет и пугает некоторых, вызывая в воображении образы несчастных граждан в «Матрице», прикованных к стулу и решивших прожить в иллюзии, подменяющей реальность.

Что же будет дальше?

Читать далее

Клик-клик-клик. Это то, что вы услышите во время беседы со Стивеном Хокингом. Ни голоса, ни звуков, ни мимики. Да, возможно, те, кто знают его, понимают его взгляд, но для остальных единственным средством общения будет инфракрасный порт и компьютер.

8 января, то есть позавчера, у Хокинга был день рождения. Но кто, в сущности, его отмечал: человек, разум или машина?
Читать далее

Источник: https://Hi-News.ru/tag/transgumanizm

Про трансгуманизм. Часть первая

Если кто из читателей знаком с историей европейской этической мысли, он наверняка слышал  о гуманистах. Эти ребята верили (и верят до сих пор), что главное в мире — отдельные личности. Люди не идеальны, но гуманисты стремятся улучшить их положение в мире, содействовать лучшему образованию, большей свободе и тому подобным вещам.

Трансгуманисты (любят обозначать свое присутствие броским значком H+) с этим, в целом, согласны, но считают также, что улучшение положения человека в мире логически ведёт к попыткам улучшить себя самого, причём не только духовно, но и физически. И доступные человечеству методы уже не ограничены образованием и воспитанием (как у «старших» гуманистов). На помощь ему в этом святом деле приходит медицина и высокие технологии.

Короче говоря, постгуманизм (другое название того, о чем мы говорим) имеет одной из своих целей сознательное усовершенствование человека техническими средствами и избавление его от ограничений, которые на него наложены бренным телом.

Совет

Как известно, вид наш эволюционировал в условиях довольно жёстко ограниченного набора альтернатив. У нас нет крыльев, жабр, мы не светимся в темноте, прыгать и бегать способны заметно хуже иных животных, зрение и память наши слабы и несовершенны.

С помощью техники некоторые из этих возможностей уже вполне можно расширять. Можно летать на самолетах, смотреть в бинокль и телескоп. Протезы конечностей с недавних пор перестали быть плохой компенсацией анатомического дефекта.

Сегодня это произведение искусства и даже более — расширение возможностей для этих самых конечностей.

Пример Эйми Маллинз (Aimee Mullins), фотомодели (официальное лицо L`Oreal), спортсменки (два мировых рекорда по бегу) и киноактрисы, показывает, что отношение к инвалидам в ближайшие годы может здорово трансформироваться. Если инвалид на искусственных ногах способен делать то, чего не может профессиональный спортсмен на обычных*, то кто из них более «полноценен»?

*Сегодня в спорте на полном серьёзе идёт дискуссия, считать ли простетические ноги разновидностью «технического допинга».

Эйми Маллин и её 12 пар ног.

Современные протезы помогают не только ходить и бегать. На них можно и весьма грациозно танцевать.

Источник: youtube.com

Есть версии ног для альпинистов, помогающие более эффективно лазать. Есть рука-протез для музыканта-ударника, позволяющая ему отбивать ритмы, на которые обычный человек физически не способен.

Рука-протез для ударника.

Есть уже подключаемые напрямую к нервной системе чувствительные протезы рук. Года четыре как доступен промышленный образец функционального протеза глаза с несовершенной, но вполне работающей искусственной сетчаткой. И это лишь вершина айсберга, господа.

Функциональный протез глаза с искусственной сетчаткой.

Что дальше?

Дальше, по всей вероятности, нас ждет технологическая сингулярность. Эту концепцию в 90-е популяризировал математик и писатель-фантаст Вернор Виндж.

Речь идет о моменте в истории человечества, когда технический прогресс окажется настолько быстрым и сложным, что перестанет быть доступным пониманию (и прогнозу).

В конце прошлого века Виндж предсказывал начало техносингулярности на отрезке между 2005-м и 2030-м годами.

Источник: https://newtonew.com/science/magic-people-transhumanists

Трансгуманизм, что это такое

Так как моим читателям может быть не известно понятие трансгуманизм и базовые тезисы, выдвигаемые этим философским течением, я начну с краткого разъяснения и своего понимания. В дальнейшем я буду публиковать развернутые статьи, связанные с данным термином и основными идеями.

Трансгуманизм, в первую очередь, это философское течение. Впервые термин ввел британский биолог Джулиан Хаксли в 1957 году. И тут стоит сказать, что интерпретация Хаксли отличается от более современного толкования. Хаксли называл трансгуманистами людей, желающих самосовершенствоваться с целью получения новых умений и возможностей, но при этом остающимися людьми.

Сейчас довольно часто встречается иная интерпретация, согласно которой трансгуманист желает не остаться человеком, а скорее наоборот, перестать им быть и стать новым более совершенным существом.

На первый взгляд это весьма противоречивые высказывания, но они имеют право на жизнь и даже согласуются друг с другом.

Аналогичный пример – кроманьонцы, которые тоже являются людьми, хотя между ними и современным человеком имеется масса отличий как физиологических, так и интеллектуальных. А если мы углубимся по эволюционному древу глубже, то увидим более яркие отличия.

Таким образом, трансгуманист мне представляется иной формой человека. А как эта форма была достигнута путем естественной эволюции или искусственной уже не столь важно.

Основой трансгуманизма, на мой взгляд, является использование научно-технического прогресса с целью улучшения способностей человека и избавление оного от страданий и старения.

Обратите внимание

В какой-то мере мы все трансгуманисты: мы используем обезболивание, улучшаем свои интеллектуальные способности с помощью компьютеров и продлеваем свою жизнь благодаря достижениям медицины. Но это если рассматривать трансгуманизм поверхностно.

Если же несколько углубиться, отличие в том, что предлагается более радикальное использование технологий, порой не соответствующее этическим нормам общества и весьма опасным для него.

Развитие бионики уже сейчас дает людям, лишенным конечностей, возможность вернуть их. Биотические протезы с каждым годом совершенствуются и в перспективе станут не только похожи на биологические, но и превзойдут их.

Трансгуманизм рассматривает возможность замены частей тела на бионические или кибернетические у совершенно здоровых людей.  Противники трансгуманизма считают, что такие модернизации людей приведут к расслоению общества и превосходству одних над другими.

На мой взгляд, опасность в данном случае сильно преувеличена. Но существует и довольно обоснованные угрозы. Например, развитие интерфейсов мозг-компьютер неизбежно приведет к Улучшенному Интеллекту. И тут опасности гораздо больше, чем у Искусственного Интеллекта.

Человек с настолько развитым интеллектом, который в перспективе мы можем получить, будет действительно превосходить всех вокруг. И представьте, если он будет единственным на планете?

Читайте также:  Нейронные сети способны распознавать объекты

Жизнь в банке

Не исключено, что однажды человек в поисках бессмертия создаст технологию, которая позволит переселить разум в некую питательную среду, и находясь там, использовать роботизированные системы для жизнедеятельности.

Уже сейчас профессор Кевин Уорвик провел серию экспериментов в этом направлении. В частности, он подключал мозг мышей к небольшим роботам.

Важно

О полноценном избавлении от тела с сохранением разума и интеллекта говорить пока рано, но работы и эксперименты в этой области ведутся.

Будет ли мозг, отделенный от тела и помещенный в машину, человеком? Или это существо иного порядка? Данный вопрос остается для меня открытым.

Генетика и биоинженерия

Достижения в генной инженерии на животных и растениях уже дают колоссальные результаты и в будущем мы неизбежно придем к модификации генома человека.

Есть довольно обоснованные опасения накопления негативных генетических мутаций.

Эволюция нас создавала так, чтобы при негативной мутации человек умирал, но мы смогли развить медицину, улучшить качество жизни, что в свою очередь приводит к возможности существования и размножения людей с негативными генетическими мутациями. В будущем у человека может и не быть выбора, кроме как модифицировать геном последующего поколения.

Если принять во внимание угрозу накопления мутаций, перед нами появляется всего два пути. Отказаться от медицины и дать естественному отбору сделать свое дело или же создавать технологии и модифицировать людей. С точки зрения этики и гуманности оба этих метода чудовищны.

В одном случае мы позволим умирать людям, хотя могли бы их лечить. В другом – мы «играем в Бога» и создаем отличное от человека существо. Как по мне, в искусственной эволюции человека нет ничего плохого. Мы уже можем подтолкнуть эволюцию в нужном нам направлении. Но так и до идей евгеники не далеко.

Тут стоит чувствовать тонкие грани.

Когда появятся биоинженерные технологии, эффективно применимые на людях, возникнут вполне здоровые люди, которые пожелают изменить себя. Допускать ли такие модификации? К чему это приведет? Гипотез очень много, доводы сторонников и противников бывают весьма убедительными. В любом случае, я никогда не поверю, что люди предпочтут вымирание модификациям.

Перенаселение планеты

Одной из идей трансгуманизма является бессмертие человека. Бессмертие может быть достигнуто разными способами. Тут и генная инженерия, и кибернетика.

Я затрону аспект, когда медицина и генная инженерия смогут либо омолаживать организм или останавливать старение вовсе, как наиболее близкий к реализации. К чему может это привести? Первым нам видится перенаселение планеты.

Противники таких технологий говорят о том, что Земля не выдержит такое население и просто-напросто наступит голод. В естественной среде да, я соглашусь.

Совет

Но появление технологии, которая существенно продлит нашу жизнь, неизбежно повлечет появление технологий по жизнеобеспечению людей. Тут нам голод не грозит. Но согласитесь, при сохранении темпов размножения людей и снижении смертности мы неизбежно придем к нехватке территорий.

Регулирование рождаемости на большом промежутке времени не даст результатов, в конечном итоге, планета будет перенаселена. Выходов тут довольно много, от колонизации других планет до оцифровки сознания.

Личный взгляд

Я – сторонник идей трансгуманизма в целом. Я искренне убежден, что модификация человека вполне приемлема и риски, которые она за собой несет в конечном итоге меркнут по сравнению с получаемой выгодой. Главное, чтобы данные технологии были доступны всем людям, а не только элитному меньшинству. 

Источник: http://Romanchuk.pro/blog/transgumanizm-chto-eto-takoe

Трансгуманизм будущее без человека!

Термин «трансгуманизм» был заимствован у Р. Хаксли, но у него речь шла о «понимании новых возможностей человеческой природы», при котором человек остается человеком. Современные же трансгуманисты рассматривают «эволюционный гуманизм» (так они определяют трансгуманизм) как процесс, направленный на преодоление человеческой природы и переход в качественно новое состояние.

Средствами достижения являются применение и конвергенция, так называемых, НБИК-технологий. НБИК-технологии – это нано технологии, биологические, информационные и когнитивные технологии. В результате синтеза этих технологий должно быть создано новое человеческое существо для нового человеческого общества. Создатели называют такого человека транс-человеком.

Понятие «трансчеловек» было описано футурологом Ф.М. Эсфендиари (псевдоним FM-2030). Транс-человек – это переходная модель человека, между настоящим человеком и пост-человеком, сродни ницшеанскому пониманию человека как промежуточного звена между обезьяной и сверхчеловеком. Говорят, этот пост-человек будет обладать сверхразумом, и сверхспособностями.

Сами авторы проекта утверждают, что этот человек будет иметь некие имплантаты соединяющие его напрямую с техническими устройствами. Люди будут бесполые, размножаться будут искусственным путем с помощью биотехнологий.

Существовать люди будут не только обычным, биологическим способом, но также в техническом, информационном и цифровом состоянии.

То есть с помощью технологий планируется создать некое существо, которое преодолеет свою человеческую природу и ее ограничения.

Это не сказки, не фантастика. Это одно из главных направлений сегодняшней западной науки и философии.

История трансгуманизма

Идейное и культурно-интеллектуальное обоснование трансгуманизма произошло в 80-е годы в Калифорнии, в местном университете. Ведущую роль в этом сыграл английский футуролог и философ Макс Мор (ОКоннор), который в 1990 г.

разработал собственную доктрину «Принципы экстропианства» (экстропия – степень живучести или организованности системного интеллекта) и изложил пути перехода человека в постчеловеческое существование. В 1992 г.

совместно с Томом Морроу он создал Институт экстропии, в котором обсуждались неодарвинистские футурологические проекты, предлагаемые в качестве «идеологии будущего».

Обратите внимание

Эрика Дэвис в своей книге «Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху» сообщает, что экстропианская антропология – это «старый гуманизм, только включённый на полную катушку».

Она объединила ньюэйджевскую перспективу (шестая раса) с техническим либертарианством, которое не признаёт никаких природных барьеров для эволюции человека и требует также убрать все политические и культурные границы для «самоактуализации и самореализации».

Как пишет Мор, «когда технология позволит нам преодолеть себя в психологическом, генетическом и нейрологическом аспектах, мы, ставшие трансчеловеками, сможем превратить себя в постчеловеков – существ беспрецедентных физических, интеллектуальных и психологических способностей, самопрограммирующихся, потенциально бессмертных, ничем не ограниченных индивидов».

В своих работах Мор бросают вызов Богу: «Богу также претит то, что мы можем получать удовольствие от жизни. Если мы войдём во вкус, то можем потерять интерес к послушанию. Мы скорее могли бы направить усилия на то, чтобы получить от жизни положительные ощущения, а не на то, чтобы избежать кары».

В 1998 г. единомышленники Мора профессор Оксфордского университета Ник Бостром (специалист по вопросам клонирования, искусственного интеллекта, нанотехнологий, крионики и пр.

) и Дэвид Пирс (сторонник «гедонистического императива» в сфере внедрения нанотехнологий) основали Всемирную трансгуманистическую ассоциацию (ВТА) – неправительственную организацию, поставившую цель добиться признания трансгуманизма широкой научной общественностью и правительственными структурами (в 2008 г. для придания имиджу ВТА более «человеческого измерения» её стали называть «Человечество плюс» (h+). 

ВТА подготовила принятую в 2002 г.

Трансгуманистическую декларацию, в которой говорилось не только о том, что передовые технологии радикально изменят людей (преодолеют старение, ограниченность естественного и искусственного интеллекта, страдания и «заточение в пределах планеты Земля»), но и о необходимости отстаивать моральное право тех, кто собирается использовать эти технологии, перед лицом технофобии и нелепых запретов.

Эта претензия на ничем не ограниченную «рукотворную эволюцию» была усилена следующим положением: трансгуманизм «защищает право на достойную жизнь всех существ с чувственным восприятием, о каком бы мозге ни шла речь – человеческом, искусственном, пост-человеческом или животном». Другим словами, человек рассматривается как экспериментальный объект, как биологический материал для применения новых технологий.

Такой своеобразный привет от евгеники и опытов доктора Менгеле. Использование его не ограничено какими-либо соображениями нравственного порядка, а определяется только правами экспериментатора, вписывающимися в концепцию «прав Человека» и находящими выражение в законах биоэтики, которые крайне конъюнктурны и меняются в зависимости от потребностей заказчика.

Важно

Например, Ник Бостром, директор Института будущего человечества, убеждён, что нет никаких нравственных и этических причин, по которым они не должны вмешиваться в природу и добиваться бессмертия. Более того, он рассматривает как опасные и даже смертельные те религиозные доктрины, которые учат воскрешению в другом мире, поскольку «они беспомощны и поощряют бездействие».

Развитие идей трансгуманизма очень щедро финансируется как государствами, так и частными корпорациями. Сторонниками трансгуманизма становятся политические деятели. Несмотря на атеистическое содержание, трансгуманизмом всё больше интересуются некоторые католические общины, пытаясь переосмыслить трансгуманизм, как некое восхождение к Богу.

Бунт против Бога ради «Рая на земле» для избранных

Один из ключевых этапов трансгуманизма   создание сверхразума, который мыслится как эдакий технический аналог Бога. Его планируется создать к 2035 2050 году. Это событие они называют сингулярностью или антропологическим поворотом.

И конечно дальше после создания этого сверхразума, в который они собираются кооптироваться, стать его частью, встанет простой вопрос: а что делать со всем остальным человечеством, которое не захотело и не смогло превратиться в сверхчеловека?

Эти сверхлюди поставят вопрос о существовании людей, так как сами себя они причислят не просто к другим людям, а к другому антропологическому виду. Их отношение к нам может быть примерно таким же, какое мы сейчас испытываем к человекообразным обезьянам.

В трансгуманистическом мире те немногие, кто воспользуется новыми технологиями, сделают себя биороботами и объявят себя избранными, а все остальное человечество   неизбранными, отставшими в эволюционном развитии. Тогда со всей остротой встанет вопрос: что делать со всей этой несовершенной людской массой?

Исторически сложилось, что в обществе доминировали традиционные семейные и нравственные ценности, поощрялись и поддерживались большие крепкие семьи.

Все понимали: чем больше будет людей, чем больше будет многодетных семей, тем сильнее будет народ. Традиционные религии благословляли брак, семью и чадородие.

Из-за низкого уровня медицины, войн, болезней много людей умирало в трудоспособном возрасте, а то и в раннем детстве. Людей всегда не хватало.

Совет

Ситуация стала кардинально меняться в XX веке. Открытия в науке и медицине значительно уменьшили смертность и увеличили среднюю   продолжительность жизни, из-за чего рост населения Земли пошел резко вверх. В то же время, с развитием науки и техники люди стали все меньше нужны на производстве и в сельском хозяйстве.

Мы живем в информационно-технологической цивилизации. Человеческие руки гораздо менее востребованы, чем раньше. Вместе с этим чрезвычайно выросли запросы человека в области потребления.

По прогнозам специалистов, в ближайшие 30 лет нас ждет гораздо более сильный скачок в развитии технологий, чем он был в XX веке. Место человека в новом технологичном мире еще больше уменьшится. Человек станет не нужен на производстве, в армии, возможно, даже для рождения других людей, людей с заданными характеристиками смогут производить с помощью биотехнологий.

Поэтому идеологи трансгуманистического будущего уже сегодня ставят вопрос о радикальном сокращении населения планеты.

Они исходят из осознания собственной исключительности, воспринимая людей как биомассу, количество которой они могут регулировать исходя из своих соображений.

Исходя из их логики, большая часть населения не нужна, поскольку она ничего не производит, при этом нуждается в пище и других материальных ресурсах, которые ограничены.

Сокращение населения позволит обеспечить фактически бесконечное безбедное существование для немногих избранных, избежать социальных волнений, войн и революций. Как говорится, есть человек   есть проблема, нет человека – нет проблемы.

Благодаря мощнейшим технологиям у правящей элиты впервые появляется возможность завершить ход мировой истории, обеспечив себе тотальный контроль над всем обществом, превратив его в чудовищную рабски послушную, безбожную и бездушную машину.

Обратите внимание

Такое «светлое» будущее, вернее, его отсутствие, приготовлено человечеству. Так гуманизм, который со времен Возрождения был положен в основу западной цивилизации, извращается в свою античеловеческую противоположность.

Человечество как вид, впервые оказалось перед таким серьезным вызовом, который проблематизирует само существование человека.

Ответ на этот вызов человекобожия, преодоление этого дьявольского искушения построения новой Вавилонской башни достигающей Небес и подменяющей Небеса, невозможны без смиреной веры в человека как творение по образу и подобию Божию, без формирования справедливого эгалитарного общества, с опорой на традиционные христианские ценности.

Статья подготовлена в рамках работы дискуссионного клуба «Слово» при Ханты-Мансийской епархии

Источник: http://union-press.ru/rubrics/otechestvo/moya-rossiya/692

Ссылка на основную публикацию