Британцы начали разработку безэкипажных грузовых судов

Капитан удаленного плавания

Фото: Частично затонувший контейнеровоз «Рена»

Читать все комментарии(48)

Британская компания Rolls-Royce приступила к разработке проекта безэкипажных грузовых судов с дистанционным управлением.

Такие сухогрузы и контейнеровозы помогли бы операторам сэкономить на содержании экипажей и топливных расходах, сделали бы морские грузоперевозки экологичнее и безопаснее. Технически решить поставленную задачу не сложно, но на практике потребуются годы, прежде чем безэкипажные суда выйдут в Мировой океан.

Ведь Rolls-Royce в первую очередь придется добиться изменения морского законодательства, пока не допускающего возможности удаленного управления кораблями.

Разработкой проекта занимается подразделение Blue Ocean компании Rolls-Royce.

В базовом варианте с контейнеровозов планируется убрать капитанский мостик, надстройки, жилые помещения для экипажа, системы водораспределения, канализации и кондиционирования, а также оборудование электроснабжения.

Обратите внимание

Благодаря этому дистанционно управляемые суда при схожих размерах будут примерно на пять процентов легче кораблей с экипажем. Эти же контейнеровозы будут потреблять на 12-15 процентов меньше топлива, но благодаря освобождению дополнительного пространства смогут перевозить больше грузов.

При этом для обеспечения высокой надежности потребуется продублировать многие системы управления и контроля окружающего пространства. По оценке Rolls-Royce, безэкипажные суда будут востребованы на рынке морских перевозок, объем которого оценивается в 375 миллиардов долларов.

В интервью агентству Bloomberg Оскар Левандер, вице-президент Rolls-Royce по инновациям в судовом машиностроении, заявил, что современный уровень технологий позволяет производить дистанционно управляемые суда, а общественное мнение уже готово к их появлению.

По словам Левандера, перед Rolls-Royce стоит задача сделать безэкипажное судно таким же надежным, как и судно с экипажем.

Благодаря использованию дистанционно управляемых судов операторы смогут существенно экономить. В частности, содержание экипажа крупного контейнеровоза во время плавания в среднем обходится в 3,3 тысячи долларов в день. Это составляет примерно 44 процента всех операционных расходов на перевозку грузов морем.

Кроме того, компьютерные системы безэкипажных судов смогут рассчитывать оптимальные параметры плавания и снижать расход топлива. По данным Rolls-Royce, новые типы судов позволят снизить уровень пиратства, поскольку у них на борту некого будет брать в заложники.

Бортовые же системы обещают надежно защитить от взлома, что сделает угон судна невозможным.

Другие подробности о британском проекте пока неизвестны. Между тем, подразделение Blue Ocean уже построило в Олесунне в Норвегии прототип капитанского мостика, симулирующего круговой обзор реального мостика на корабле. На нем планируется изучать новые технологии дистанционного управления судами, правда пока лишь в виртуальной реальности.

Важно

Впрочем, в подразделении объявили, что в перспективе наземные мостики будут похожи на прототип и их можно будет использовать для управления судами в открытом море.

Первые безэкипажные суда могут появиться в Мировом океане самое раннее лет через десять, однако даже в этом случае повального перехода на дистанционно управляемые сухогрузы, скорее всего, не последует.

Идеи создания безэкипажных гражданских судов высказываются уже давно, однако первые практические шаги в эту сторону были предприняты лишь несколько лет назад.

Пионером в этой области стал проект MUNIN (Maritime Unmanned Navigation through Intelligence in Networks, «морская безэкипажная навигация посредством информации в сетях»).

Его реализацией занимаются девять компаний во главе с немецкой Fraunhofer CML при финансовой поддержке Евросоюза. Бюджет проекта оценивается в 3,8 миллиона евро, из которых 2,9 миллиона Евросоюз уже перечислил разработчикам.

К настоящему времени в рамках проекта в Гамбурге был создан капитанский мостик, оснащенный навигационными приборами, штурвалом и панелями управления и мониторами высокой четкости, имитирующими круговой обзор.

Предполагается, что на эти мониторы будет выводиться изображение с дистанционно управляемого судна, которое получит имя «Отэмэт Сиуэйз» (Automat Seaways).

Бортовые системы корабля будут регистрировать и анализировать температуру забортной воды и воздуха, скорость и направление ветра, волнение, данные о подводных препятствиях и надводных объектах и передавать их в наземный центр управления. В перспективе будет возможна и автономная работа корабля.

Совет

Когда именно судно отправится в путь, пока неизвестно. Каким образом могло бы протекать первое плавание контейнеровоза без единого человека на борту, в художественной форме описывается на сайте проекта MUNIN.

Согласно сюжету рассказа, контейнеровоз длиной 200 метров с грузом бумажного сырья массой 350 тысяч коротких тонн (317,5 тысячи тонн) весенним утром выйдет из порта Гётеборга в Швеции и направится в Кейптаун в ЮАР. Управлять судном будет попивающий кофе оператор из Виго в Испании.

Поскольку в проливе Каттегат, на берегу которого стоит Гётеборг, судоходство довольно плотное, выводить «Отэмэт Сиуэйз» в открытое море придется экипажу.

После того как контейнеровоз выйдет за пределы зоны активного судоходства, экипаж с судна заберет катер или вертолет, а само судно переключится в режим дистанционного управления. Через 15 дней плавания датчик на судне обнаружит прямо по курсу на удалении 24 миль скопление рыбацких лодок и подаст соответствующий сигнал на пульт управления.

Получив инструментальные и визуальные данные (изображения с инфракрасных и электронно-оптических камер), капитан на суше примет решение о перекладывании судна на новый курс во избежание столкновения. Собственно, на этом все «неприятности» плавания и закончатся.

При подходе к Кейптауну управление «Отэмэт Сиуэйз» снова возьмут на себя люди, которых высадят на борт судна.

Завершение проекта MUNIN запланировано на сентябрь 2015 года. К этому времени планируется произвести симулированное плавание дистанционно управляемого судна и оценить общую экономическую эффективность проекта. Но когда именно безэкипажные суда появятся в Мировом океане, разработчики MUNIN прогнозировать не берутся.

За регулирование мореходства отвечает Международная морская организация (IMO) ООН. Правила, разработанные IMO, распространяются на суда водоизмещением не менее 450 тонн, плавающие в международных водах, но не касаются военных кораблей и рыбацких катеров.

Обратите внимание

Действующее международное право пока не подразумевает использование безэкипажных судов.

Разработка и испытание безэкипажных сухогрузов или контейнеровозов на данном этапе обязательно столкнется с определенными рисками. В частности, каждое судно, отправляющееся в плавание, и его груз должны быть застрахованы.

Поскольку морское законодательство не оговаривает безэкипажные суда как класс, найти страховую компанию, которая возьмется их страховать, будет непросто. По этой же причине перемещение в международных водах безэкипажных кораблей будет считаться незаконным.

Впрочем, отдельные государства могут организовать такие испытания в своих водах, но и это будет сложно из-за развитого судоходства вблизи берегов.

Впрочем, в интересах военных подобные разработки ведутся уже давно. Существуют и гражданские проекты дистанционно управляемых судов, однако все они касаются кораблей, чье водоизмещение существенно меньше 450 тонн, — следовательно, они не подлежат регулированию со стороны IMO.

Например, в начале февраля 2014 года израильская госкомпания Israel Aerospace Industries объявила о создании надводного патрульного робота Katana. Этот робот может быть использован для автономной охраны морских платформ, входов в порты и военно-морские базы и патрулирования территориальных вод.

Katana способен обнаруживать и классифицировать надводные цели, а также обеспечивать их сопровождение и перехват.

В августе прошлого года американская компания Swiftships Shipbuilders провела испытания прототипа надводного робота Anaconda, предназначенного для наблюдения, доставки боеприпасов и провизии и эвакуации военных.

Важно

Новый робот сможет действовать в трех режимах: в первом управление будет осуществляться человеком на борту, во втором — дистанционно, а в третьем Anaconda будет действовать автономно в соответствии с программой и данными, поступающими с различных сенсоров.

Anaconda фактически представляет собой небольшой катер, который можно транспортировать на борту вертолета типа Chinook.

Между тем, студенты и преподаватели Нового университета Лиссабона разработали проект «сумчатой воздушно-поверхностной команды роботов для экологического контроля рек» (Marsupial Surface-Aerial Robotic Team for Riverine Environmental Monitoring) RIVERWATCH.

В состав этой «команды» входит надводный автономный катамаран и беспилотный летательный аппарат, созданный по схеме мультикоптера.

Этот роботизированный комплекс должен будет самостоятельно передвигаться по рекам, собирать данные об экологии и передавать их в центр управления.

Безэкипажное судоходство пока еще только начинает развиваться, и разработчикам потребуются годы, прежде чем крупнотоннажные суда начнут ходить в Мировом океане.

Для сравнения, развитие беспилотной авиации шло куда более стремительными темпами: военные нескольких стран мира (и прежде всего в США) обзавелись таким количеством беспилотных летательных аппаратов, что еще в 2010 году встал вопрос об их интеграции в единое воздушное пространство, где «дроны» могли бы выполнять полеты наравне с пассажирскими и грузовыми самолетами. Определенных успехов на этом пути военные уже добились — к 2017 году ВВС и ВМС США намерены обзавестись полностью рабочей наземной системой увода беспилотников от столкновения в воздухе.

Василий Сычев

Источник: https://lenta.ru/articles/2014/02/28/crewless/

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Источник: http://lentka.com/a/536433/2/

Проект безэкипажного корабля от Rolls-Royce

16 января 2018, 05:40  •  382 • Вооружение

Регулярно появляются новые беспилотные и безэкипажные системы разных классов и типов, предназначающиеся для решения различных боевых и вспомогательных задач. В частности, ведутся работы по созданию безэкипажных морских судов и кораблей, пригодных для эксплуатации военно-морскими силами. Один из последних проектов такого рода был предложен британской компанией Rolls-Royce.

Согласно последним новостям, такое предложение может быть реализовано на практике.В недавнем прошлом компания Rolls-Royce неоднократно упоминала свои намерения присоединиться к работам над перспективными беспилотными системами тех или иных классов. Несколько лет назад были начаты первые изыскания в области морских беспилотников.

Специалисты британской компании изучили потребности рынка и потенциал технологий, после чего сформировали облик оригинального многоцелевого безэкипажного судна / корабля, пригодного для эксплуатации военными флотами разных стран.

Безэкипажный корабль-платформа Rolls-Royce в предлагаемом виде
В сентябре 2017 года морское отделение компании Rolls-Royce опубликовало пресс-релиз, посвященный ее новой разработке в области беспилотных систем. Специалисты компании проработали предварительное предложение, касающееся создания целого семейства безэкипажных судов разного назначения.

Совет

В зависимости от потребностей заказчика, такие суда могли бы перевозить разнообразные грузы или получать специальное оборудование либо вооружение для решения боевых задач. Габариты, водоизмещение, масса и состав полезной нагрузки и другие параметры конкретного образца могли бы определяться в соответствии с требованиями рынка и пожеланиями заказчика.

В рамках крупного предварительного проекта был проработан облик перспективного безэкипажного корабля, который можно было бы предложить военно-морским флотам разных стран. В качестве главных преимуществ такого корабля назывались высокая автономность, большая дальность плавания и возможность полноценного решения поставленной задачи.

Проектом предлагалась модульная архитектура судна, благодаря которой на основе общей платформы можно было бы строить корабли разного назначения.Пока компания Rolls-Royce предлагает не полноценный проект многоцелевой платформы, а только лишь его концепцию. Более того, он пока даже не имеет собственного названия и обозначается как Autonomous vessel («Автономное судно»).

В дальнейшем, в случае появления интереса со стороны потенциальных покупателей или даже получения заказа, компания могла бы заняться созданием полноценного проекта с последующим строительством опытной техники и подготовкой к серийному производству. В течение нескольких первых месяцев концепт-проект сохранял такой статус, но теперь ситуация изменилась.

В обозримом будущем может появиться новое соглашение, в соответствии с которым предложенные идеи будут реализованы в виде комплекта полноценной конструкторской документации.Как следует из опубликованной информации, пока безымянный проект «Роллс-Ройс» предлагает строительство морской платформы в виде корабля длиной 60 м водоизмещением порядка 700 т.

Такой корабль в базовой конфигурации должен будет иметь корпус традиционных обводов с высоким баком, дополненным П-образным мостиком-платформой для некоторых радиоэлектронных систем. Значительная часть внутренних объемов корпуса, а также ровная прямоугольная палуба предназначены для монтажа специального оснащения или вооружения.

Читайте также:  Одесский мальчик обманул специалистов

На опубликованных рисунках судно не имеет никаких целевых систем и изображено в базовой конфигурации морской платформы.

С целью определенного упрощения эксплуатации и обслуживания в новом концепте предлагается использовать энергетическую установку с дизельными и электрическими двигателями.

Основу такой установки составит пара дизельных двигателей Rolls-Royce MTU 4000, соединенных с генераторами. Последние будут вырабатывать порядка 4 МВт электроэнергии, необходимые для выдачи на ходовые двигатели и все бортовое оборудование. Движение будет обеспечиваться комбинированной установкой с электрическим двигателем мощностью 1,5 МВт. Предлагается использовать винто-рулевые колонки типа Rolls-Royce Azipull и носовые тоннельные подруливающие устройства.

Обратите внимание

Также новый концепт-проект предлагает использование иных вариантов энергетической установки. В частности, для снижения расхода горючего вместо дизелей можно использовать газотурбинные двигатели с требуемыми характеристиками. Еще одним средством повышения экономичности должна стать конструкция корпуса, обеспечивающая наименьшее сопротивление воды.

Бак, надстройка или другие элементы корпуса могут оснащаться панелями солнечных батарей. Последние предлагается использовать в качестве некоего подобия вспомогательной силовой установки, обеспечивающей энергоснабжение бортовых систем без включения основных генераторов.

В состав главных электрических систем могут быть включены аккумуляторные батареи, при помощи которых корабль сможет запасать вырабатываемую, но не используемую в данный момент энергию.В пресс-релизе компании Rolls-Royce отмечалось, что отсутствие экипажа накладывает определенные ограничения.

Невозможность постоянного контроля и обслуживания силами механиков предъявляет высокие требования к надежности механизмов. Во избежание поломок во время автономного плавания предлагается использовать системы с достаточным запасом надежности. Следить за работой энергетической установки должны самые современные интеллектуальные системы.

В каталоге продукции компании уже присутствуют автоматические системы, способные решать подобные задачи и заменять экипаж.Расчеты специалистов показали, что безэкипажный боевой корабль с предложенной энергетической установкой сможет развивать скорость до 25 узлов. Максимальная дальность плавания на экономической скорости будет составлять 3500 морских миль.

Автономность корабля по топливу превысит 100 суток. После возвращения в порт, дозаправки и некоторого технического обслуживания корабль сможет возвращаться в район выполнения боевой задачи.Также автоматика должна будет взять на себя все функции в области вождения, в том числе слежение за безопасностью.

Так, для безопасного судовождения безэкипажный корабль может использовать комплекс Intelligent Awareness System, разработанный компанией Rolls-Royce. Он автоматически собирает данные с разных средств наблюдения и датчиков, анализирует ее и принимает меры по исключению столкновений или иных инцидентов.

Подобные комплексы могут применяться как на автоматических военных кораблях, так и на безэкипажных коммерческих судах.
При необходимости безэкипажный корабль может быть носителем беспилотных летательных аппаратовКорабль без экипажа будет иметь несколько характерных особенностей. В первую очередь, решение боевых задач не будет связано с рисками для людей.

Важно

Операторы всех бортовых систем будут находиться на безопасном расстоянии от корабля и смогут работать в максимально комфортных условиях. Отказ от экипажа также позволяет убрать из корпуса и надстройки все жилые, бытовые и хозяйственные помещения, оставив только объемы для целевого оборудования, вооружения и т.д.

При равных возможностях, это дает самый серьезный выигрыш в габаритах и массе конструкции в сравнении с «обычными» кораблями.Предложенный малый военный корабль водоизмещением 700 т предлагается комплектовать сокращенным набором оборудования.

Ввиду ограниченного пространства в корпусе и невысокой надстройке, а также в связи с не самой большой грузоподъемностью корабль от «Роллс-Ройс» сможет нести аппаратуру только для решения одной задачи. Таким образом, на основе универсальной платформы могут строиться патрульные корабли, тральщики, разведчики и т.д.

Возможно, в некоторых случаях удастся даже обеспечить взаимозаменяемость целевого оборудования и менять оснащение конкретного корабля в соответствии с особенностями следующей миссии.Как указывалось в рекламных материалах компании-разработчика, подобные особенности будущих безэкипажных кораблей положительно скажутся на возможностях флота в целом.

Крупные корабли с экипажем по-прежнему смогут решать определенный круг задач, находя и атакуя те или иные цели. Легкие безэкипажные корабли, в свою очередь, станут дополнением к ним, и будут брать на себя часть необходимых работ. Правильный подбор кораблей с экипажами и без них позволит сформировать наиболее эффективный ордер.

Компания Rolls-Royce представила свои идеи в области безэкипажных кораблей в начале прошлой осени. В течение нескольких следующих месяцев ее концепт-проект был темой многочисленных обсуждений на разных уровнях и закономерно привлекал внимание как специалистов, так и любителей морской тематики. Тем не менее, до определенного времени реальная судьба проекта оставалась под вопросом. Ни одни военно-морские силы мира не проявили реального интереса к предложенному проекту. Такая ситуация сохранялась до недавнего времени, когда прозвучали весьма интересные заявления.

12 января тему концепта от «Роллс-Ройс» поднял руководитель военно-морскими операциями ВМС США адмирал Джон М. Ричардсон. Об этом проекте он вспомнил, комментируя текущие цели и задачи военно-морских сил. В соответствии с распоряжением руководства страны, в будущем боевой состав военно-морских сил должен быть доведен до 355 кораблей. Одним из способов достижения подобных целей адмирал Ричардсон назвал строительство безэкипажных кораблей.Следует отметить, что на вооружении американских ВМС уже состоит несколько безэкипажных комплексов разведывательного и патрульного назначения. Тем не менее, все они выполнены в форм-факторе лодки или легкого катера, что понятным образом сказывается на характеристиках и круге решаемых задач. Более крупные системы подобного рода разрабатываются и испытываются, но пока не смогли дойти до принятия на вооружение и начала полноценной эксплуатации.Концепт-проект многофункциональной безэкипажной морской платформы от компании Rolls-Royce уже привлек внимание крупного потенциального заказчика в лице военно-морских сил Соединенных Штатов, однако и теперь его будущее оказывается под вопросом. Из слов адмирала Дж.М. Ричардсона следует только то, что новый проект может представлять интерес в контексте требуемого наращивания боевого состава ВМС. Какие-либо реальные шаги он пока не указывал.Несмотря на это, компания-разработчик прочит своему новому проекту большое будущее. Еще осенью прошлого года глава управления Naval Electrics, Automation and Control компании «Роллс-Ройс» Бенджамин Торп, комментируя новый концепт, рассказал об особенностях рынка, пожеланиях заказчиков и планах на будущее. По его словам, в настоящее время военно-морские силы крупных развитых государств проявляют интерес к надводным безэкипажным платформам. При этом потенциального эксплуатанта больше интересует автономный комплекс, а не дистанционно управляемая техника. Причины такого интереса просты: корабли с максимальной автоматизацией могут быть проще в эксплуатации, а также отличаться меньшей стоимостью строительства и обслуживания.
Предложенный вариант безэкипажного коммерческого суднаСпециалисты компании Rolls-Royce ожидают, что в течение следующих 10 лет безэкипажные системы новых типов среднего класса найдут применение в развитых военно-морских силах. По мере развития концепции смешанного флота, составленного из «традиционных» и безэкипажных кораблей, доля последних будет постепенно увеличиваться. Используя свои опыт и наработки, крупная британская компания намеревается занять лидирующие позиции в такой отрасли.Нельзя не отметить, что компания Rolls-Royce имеет все основания для оптимистичных оценок и прогнозов. Ее новый концепт-проект действительно представляет определенный интерес и, в случае реального интереса со стороны заказчиков, может дойти до реализации на практике и, как минимум, до испытаний на морских полигонах. Нельзя исключать и дальнейшее развитие событий, в результате которого безэкипажные корабли с тем или иным специальным оборудованием пойдут в серию и поступят на службу.Разделяя оптимизм британских судостроителей, не стоит забывать о том, что пока была предложена только общая концепция перспективной морской платформы. Был сформирован ее общий облик, но детальная проработка не проводилась, а кроме того, еще не были решены некоторые специфические задачи. Таким образом, для воплощения всех имеющихся идей потребуется длительная опытно-конструкторская работа, требующая определенного времени. Нельзя исключать, что на этом этапе проект столкнется с теми или иными трудностями, что приведет к его удорожанию или смещению сроков завершения работ.К настоящему времени компания «Роллс-Ройс» опубликовала основные сведения о техническом облике будущей морской платформы, однако пока не уточняла другие важные моменты. Так, было указано, какие миссии сможет выполнять перспективный корабль, однако пока не уточнялось, какое именно оборудование он будет получать для этого. Также не были названы варианты вооружения для выполнения ударных задач или самообороны. Остаются под вопросом и другие аспекты полноценного проекта. Как именно будут решены имеющиеся конструкторские задачи – пока неизвестно.На данный момент проект перспективной морской безэкипажной платформы от компании Rolls-Royce остается на стадии предварительных проработок и пока его будущее является предметом споров. Если военно-морские силы какой-либо страны заинтересуются этим предложением, то оригинальная идея получит развитие и будет доведена, как минимум, до испытаний. В противном случае концепт-проект пополнит печальный список оригинальных, но бесполезных предложений. Каким будет будущее нового британского проекта – станет известно позже. Возможно, новые сообщения об этой разработке появятся в самое ближайшее время.По материалам сайтов:https://rolls-royce.com/https://military.com/https://maritime-executive.com/

https://popsci.com/

Источник: http://www.globalwarnews.ru/proekt-bezekipazhnogo-korablya-ot-rolls-royce-15130.html

Россия начнет разработку безэкипажных кораблей :: Флот – 21 век



Россия начнет разработку безэкипажных кораблей

2012-06-30 19:55 Кораблестроение

“Мы планируем в инициативном порядке выйти на Военно-морской флот по разработке таких кораблей”, – сказал Комраков на проходящем в подмосковном Жуковском международном форуме “Технологии в машиностроении-2012”, передает “Интерфакс”.

Он отметил, что на сегодняшний день в России такой темой никто не занимается. “В 80-х годах созданием безэкипажных кораблей занимался “Алмаз”. У них было две темы: по одной они делали корабль-цель, который эмитировал эсминец и мог маневрировать, как эсминец, отражался в радарах, как эсминец, применял различное оружие.

По второй теме – безэкипажный тральщик. Но потом эти темы были закрыты”, – сказал Комраков. По его словам, в других странах безэкипажные корабли сегодня больше используются для патрульных, антитеррористических и антипиратских целей.

“Оператор сидит на расстоянии нескольких миль от корабля и управляет радаром, тепловизором, громкоговорящей связью, прожектором, вооружением, то есть всем комплексом, при этом сам находится в безопасности, причем один оператор может сразу управлять несколькими кораблями”, – пояснил Комраков.

Он отметил, что безэкипажные корабли, например, сейчас активно используют сингапурские ВМС. Они закупили их у Израиля. “Весь мир идет по пути создания безэкипажных кораблей. Их сегодня производят США, Израиль, ряд европейских стран”, – сказал Комраков.

Совет

По его словам, такие корабли, как правило, небольшого размера – от 7 до 20 метров. На их создание требуется немного времени – год-два.

По словам Комракова, безэкипажные корабли интересны, прежде всего, пограничной службе, министерству обороны, другим силовым структурам.

Просмотреть все комментарии к новости

Последние публикации
СБУ возбудила дела в отношении семи офицеров РФ из-за инцидента в Керченском проливеСреди них – командующий войсками Южного военного округа Александр Дворников и командующий Черноморским флотом Александр Моисеев >>> Раскрыты детали обвинений бывшему начальнику украинского ГенштабаЗадержанного за госизмену бывшего начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины (ВСУ) генерал-полковника Владимира Заману обвиняют в &laqu >>>
ПУБЛИКУЕМ БЕЗ КУПЮР: Американский эсминец в Одессе: в порту приняты беспрецедентные меры безопасностиОдесский портал “Думская” сообщил; “Беспрецедентные меры безопасности приняты в Одесском порту в связи с  заходом америк >>> Флот: события и фактыИнформационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщ >>>
НАТО с арабским лицом: как США уничтожат ИранВашингтон не оставляет попыток создать на Ближнем Востоке военный альянс по образцу НАТО. Его главные цели — прикрыть американские позиции в >>> Американцы в Сирии примеряют голубые каски. США могут разместить в буферной зоне подготовленные в Ираке отряды пешмергаВашингтон в очередной раз корректирует свои планы по Сирии. После вывода оттуда основных сил Пентагона в стране все-таки останется небольшой военный >>>
Сирия: трудный путь к миру. Москва помогает восстановить Арабскую РеспубликуИменитые политики и эксперты из многих стран, собравшиеся на минувшей неделе в Москве на международную встречу Валдайского клуба по Ближнему Востоку >>> Приднестровье отказывается от капитуляции. Свои проблемы жители непризнанной республики хотят решать в союзе с Россией24 февраля 2019 года – день выборов в высший орган законодательной власти Республики Молдова (РМ). В парламент. В последние месяцы целый ряд м >>>
Кандидаты в президенты поделили Украину. Политическая элита не ставит задачу решения межрегиональных противоречийНа предстоящих выборах президента основные кандидаты вновь разделят страну по региональному принципу, используя существующие противоречия. >>> В день выборов в Молдавии агитировали и митинговали. В стране избирали парламент, который, по мнению властей, должен остаться проевропейскимВ минувшее воскресенье в Молдавии состоялись парламентские выборы. Это первые выборы, когда никто в республике не мог предсказать, куда они ее приве >>>

Источник: http://blackseafleet-21.com/news/30-06-2012_rossija-nachnet-razrabotku-bezekipazhnyh-korablej

Улица кораблестроителей. Как верфи реагируют на новые технологические вызовы

Алла Чередниченко

В прошлом году 70% от общего числа действующих верфей в мире не получили ни одного заказа на новые суда. Это значит, что трудное время в судостроительной отрасли еще не закончено.

Сейчас идет смена поколений судов торгового флота. И Петербургу самое время устремиться на кораблестроительный пьедестал не только России, но и мира. ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Выживут в таких условиях лишь те верфи, которые делают ставку на развитие инновационных технологий. О перспективах отрасли и о том, какое место в этих процессах занимают отечественные судостроители, говорили в Петербурге на V международной конференции «Российское судостроение. Глобальные тренды».

Классика уходит в прошлое

В 2017 году на мировом рынке основными поставщиками новых судов были верфи Китая, которые обеспечили более 36% поставок.

При этом всеми кораблестроителями планеты было построено на 40% судов меньше, чем в 2016-м.

Ситуацию отчасти спас рост международной морской торговли, благодаря чему число заказов в главные мировые центры судостроения на постройку новых судов за последний год увеличилось более чем в два раза.

Основная часть новых заказов была поделена между верфями Южной Кореи и Китая. Оставшиеся проценты приходятся на долю Японии, Западной Европы и других стран. Сюрпризом стал выход на мировой рынок верфей Филиппин и Вьетнама. А вот доля России на рынке новых судостроительных заказов снизилась до 0,5%.

Несмотря на некоторое оживление, ситуация в мировом судостроении стабилизируется крайне медленно. Можно сказать, что корабелы не поспевают за темпами роста торговли.

Из-за технологического отставания многие средние и малые верфи остаются без контрактов на постройку новых судов. Так, на начало 2018 года в мире насчитывалось 357 активных верфей, а в 2007-м их было 860.

Сейчас лишь 108 верфей имеют заказы на новострой.

Обратите внимание

Испытание на прочность смогут выдержать только те верфи, которые будут коренным образом перестроены и перейдут с дедовского способа судостроения, когда почти все работы ведутся на стапелях в сухом доке, к сборке судов из крупных, заранее изготовленных в специальных цехах, покрашенных и оснащенных оборудованием элементов. Это позволяет существенно сократить сроки строительства плавсредств и, как следствие, снизить его себестоимость. В итоге собранные по новым технологиям суда будут более конкурентоспособными на рынке.

Об этих технологиях мы писали не раз. Отметим, что сейчас на Северо-Западе России на новый технологический уровень может выйти «Северная верфь». На ее модернизацию государство выделило десятки миллиардов рублей. Смогут ли перестроиться другие судостроительные заводы Петербурга и СЗФО, пока неясно.

Эпоха «динозавров»

Ключевым вектором развития мирового судостроения стала гигантомания. Только что на воду было спущено самое крупное круизное судно «Симфония морей», в несколько раз превосходящее по водоизмещению легендарный «Титаник».

«Сейчас пользуются спросом круизные лайнеры пассажировместимостью от 3 до 5 тысяч человек, – отметил советник генерального директора Крыловского государственного научного центра Александр Пен.

– В этом году французы сдали судно на 6,8 тыс. пассажиров, а японцы уже проектируют круизный лайнер на 8,4 тыс. человек.

Для сравнения: «Титаник» вмещал 2500 человек, и большинство пассажиров на этом легендарном судне размещались, по нынешним меркам, достаточно плотно».

Впрочем, пассажирский флот считается красивой «розочкой», украшающей огромный торт.

Основное внимание бизнеса в сфере морских перевозок обращено на строительство контейнеровозов вместимостью несколько тысяч контейнеров и газовозов длиной полкилометра.

Именно такой флот способен снизить тариф на провозку груза до минимума. По дешевизне транспортировки у морского торгового флота нет конкурентов.

Ключевыми критериями предпочтений современных судовладельцев являются экономика, экология и безопасность. В частности, судостроители отмечают увеличение новых заказов на крупные и сложные суда, работающие в том числе на сжиженном природном газе (СПГ).

Упор на гигантоманию в отрасли легко объясним. Ведь чем больше судно перевезет грузов, тем выгоднее.

Важно

В качестве примера можно привести первый из десяти сверхкрупных рудовозов длиной 362 м и шириной 65 м, который только что был построен на китайской верфи Shanghai Waigaoqiao Shipbuilding.

Остальные суда данной серии будут поставлены заказчикам в 2018 – 2019 гг. Эти рудовозы предназначены для перевозки бразильской руды, а их энергопотребление снижено на 30%.

Появились на рынке и уникальные контейнеровозы грузовместимостью более 20 тысяч контейнеров. Один из крупнейших в мире – MOL Triumph длиной 400 м и шириной 52 м – был построен для японцев на верфи Samsung Heavy Industries в Южной Корее всего за 15 месяцев.

Еще одна южнокорейская верфь – Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering – построила для датской судоходной компании контейнеровоз Madrid Maersk на 20,6 тыс. контейнеров.

А в сентябре прошлого года две главные верфи Шанхая смогли получить сенсационный заказ на постройку серии девяти самых больших в мире контейнеровозов (вместимостью 22 тыс. контейнеров каждый), которые будут работать на сжиженном газе.

Зеленое на голубом

На сегодня наибольшую долю мирового рынка экологически чистого гражданского флота (на сжиженном природном газе) составляют автопассажирские паромы.

Большинство из них было построено в Польше на верфи Remontowa. Изначально единственной страной, располагающей флотом паромов на газомоторном топливе, была Норвегия.

Со временем к ней присоединились Швеция, Финляндия, Германия, Дания, Аргентина, Канада и Эстония.

Совет

В прошлом году «Совкомфлот» совместно с компанией Shell первыми в отрасли сделали шаг к переводу нового поколения танкеров типоразмера Afromax на газомоторное топливо. Танкеры начнут пополнять флот «Совкомфлота» уже в этом году.

Они будут заняты в транспортировке нефти и нефтепродуктов, прежде всего на Балтике и в Северной Европе. Дедвейт каждого из новых танкеров составит 114 тыс.

тонн, они будут иметь ледовый класс 1А, что позволит работать в режиме круглогодичной навигации.

Использование СПГ в качестве топлива позволит танкерам ледового класса сократить вредные выбросы. Также у судов этого проекта наполовину снижены шумы двигателя.

В то же время владельцы судов и судоверфей вкладывают все больше средств и в морские гибридные двигательные системы. Несмотря на то что создание судна с гибридной установкой на 15 – 20% дороже «классики», в процессе эксплуатации оно значительно дешевле – окупается за 3 – 5 лет. В отечественной практике тенденция перехода на гибридную энергетику коснулась в основном малых судов и катеров.

«Говоря о гибридах, нельзя забывать об экзотике, – говорит Александр Пен. – Так, французская компания разработала проект гибридного круизного судна на парусах. Новое судно Silenseas является результатом десятилетних НИОКР.

Оно будет иметь длину 190 м и пассажировместимость 300 человек. При отсутствии ветра судно сможет достигать скорости 12 узлов при использовании двухтопливных двигателей. Паруса соединены таким образом, что они могут складываться автоматически.

Предполагается, что первое судно Silenseas будет построено к 2022 году».

Морской «троллейбус»

Если переход на более чистые виды топлива, такие как сжиженный природный газ, уже начался, то следующий шаг – переход к использованию судов с полностью электрическими двигателями. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время возникнет крупный рынок для электрических судов, чему будет способствовать появление новых типов аккумуляторов.

Впрочем, уже сегодня компания Havyard Group из Норвегии получила заказ на постройку семи паромов, работающих на аккумуляторных батареях. В рамках контракта будет построено пять паромов вместимостью 50 автомобилей и два – вместимостью 80 автомобилей. Паромы сдадут в эксплуатацию в 2020 году.

Перевод на электрическое питание паромов будет проходить намного проще, чем остальных видов морского транспорта. Дело в том, что такой тип судов предназначен исключительно для коротких расстояний с заранее известными маршрутами. Благодаря этому развернуть инфраструктуру для зарядки аккумуляторов не составит особого труда.

Обратите внимание

Учитывая в том числе и этот фактор, голландцы намерены осуществить революцию на рынке перевозок, заменив автомобильные фуры инновационными электробаржами. На данный момент Голландия готова реализовать проект по перевозке на электрических баржах 20-футовых контейнеров.

И уже с августа 2018 года экологичные суда свяжут Амстердам, Антверпен и Роттердам. Предполагается, что баржи с электродвижением смогут поставить объем грузов, который ежегодно перевозят по европейским дорогам 23 тыс. грузовиков.

Не отстают и китайцы, которые недавно спустили на воду первый в мире электрический саморазгружающийся сухогруз.

Штурвал без капитана

Несмотря на скептицизм многих судостроителей, сейчас в мире активно разрабатываются технологии строительства и эксплуатации безэкипажных судов. Великобритания и Норвегия планируют запуск электрических автономных судов, рассчитанных на обслуживание небольших расстояний, в ближайшие пару лет.

«Среди преимуществ таких судов – на первое место ставят сроки, стоимость их создания и прежде всего безопасность, – подчеркивает Александр Пен.

– Это очень важно, поскольку за последние пять лет 70% аварий в море связаны с человеческим фактором. Кроме того, создание безэкипажных судов решит проблему нехватки квалифицированных кадров.

Не секрет, что желающих посвятить свою жизнь карьере моряка, который занимается морскими грузоперевозками, становится меньше».

Запуск на линии безэкипажных судов будет происходить в три этапа. Сначала, до 2020 года, судостроители планируют уменьшить численность экипажа за счет внедрения некоторых автономных функций.

На втором этапе – к 2025 году – возможно создание дистанционно управляемого прибрежного безэкипажного судна. На третьем этапе, уже к 2030 году, должен произойти переход к судну океанского уровня без капитана-человека.

Появление полностью автономного дистанционно управляемого океанского «беспилотного» судна можно ожидать к 2035 году.

Однако создание такого судна – полдела. Намного сложнее обстоит дело с его эксплуатацией. Ведь для этого требуется мощная береговая и мобильная инфраструктура, включающая навигационные системы, береговые центры управления и поддержки. Кроме того, необходимы полигоны для испытания таких судов. На сегодняшний день таких полигонов в мире всего четыре. Три в Норвегии и один – в Финляндии.

Источник: https://spbvedomosti.ru/news/ekonomika/okeany_zhdut_gigantov/

Пока британцы и японцы только планируют, норвежцы уже будут бороздить на беспилотных морских судах

Рубрики:

  • Инфраструктура
  • Складская логистика
  • Таможня и ВЭД
  • Транспорт

25 Июля 2017

Норвегия за $25 млн построит беспилотный электрический грузовой корабль к 2018 году

Норвегия захватила лидерство в строительстве полностью автономных морских судов, которые, как предполагается, перевернут рынок морских грузовых перевозок. Стоимость проекта судна, которое может быть введено в эксплуатацию уже в конце следующего года, оценивается в $25 млн.

Два года назад одна из ведущих мировых компаний, связанных с судостроением,— британская Rolls-Royce Plc прогнозировала появление автономных торговых кораблей к 2020 году.

В Японии уже официально объявили о планах к 2025 году ввести в эксплуатацию самоуправляемые корабли. Две норвежские компании, похоже, намерены приблизить это революционное событие.

Важно

Как пишет, газета The Wall Street Journal, первое в мире автономное грузовое судно — Yara Birkeland — будет введено в эксплуатацию в конце 2018 года.

Строительством судна занимаются компании Yara International и Kongsberg Gruppen. Первая знаменита своими удобрениями, вторая — системами навигации для гражданских судов и военных кораблей. Судно длиной 70 метров рассчитано на перевозку 100-150 контейнеров общим весом 3500-4500 тонн. За питание движителей корабля отвечают аккумуляторы общей емкостью от 3.

5 до 4 мегаватт в час. Yara Birkeland будет перевозить контейнеры с удобрениями от места их производства через фьорд к порту Ларвик, где контейнеры будут перегружаться уже на обычные суда. Протяженность маршрута — около 65 км. При этом на данном этапе строительство судна обойдется в три раза дороже, чем обычного контейнеровоза, управляемого командой,— $25 млн.

Возможности судна довольно ограничены. Полностью электрическое судно будет управляться при помощи системы навигационного оборудования на базе GPS, радаров, камер и особых сенсоров, которые позволят ему не только идти без экипажа, но и самостоятельно швартоваться.

Как утверждают в Yara International, все испытания судно будет проходить с экипажем. Экипаж понадобится и для первых морских переходов судна.

Как и в случае с беспилотными автомобилями, едва ли не самой серьезной проблемой для развития автономных морских грузоперевозок является отсутствие соответствующей нормативной базы. Поэтому пока строится небольшое судно, которое будет эксплуатироваться на небольших дистанциях во внутренних водах.

По словам главного производственного директора Yara International Петтера Эстбё, компания будет строить суда большего размера только после того, как появятся правила их эксплуатации.

В свою очередь, по данным Международной морской организации (IMO), международное регулирование будет закреплено не раньше 2020 года.

Источники: The Wall Street Journal и газета «Коммерсантъ»

Тэги: беспилотники, Yara Birkeland, доставка грузовВам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер

Хотите больше юмора, видео, инфографики – станьте нашим другом в Фейсбуке

Совет

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости

Источник: http://logirus.ru/news/transport/poka_britantsy_i_yapontsy_tolko_planiruyut-_norvezhtsy_uzhe_budut_borozdit_na_bespilotnykh_morskikh_.html

В “росатоме” создадут цифровую модель безэкипажного судна для арктики

Специалисты предприятия госкорпорации “Росатом” Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ – ВНИИЭФ) ведут разработку цифровой модели безэкипажного судна (БЭС), которое поможет повысить эффективность морских перевозок в Арктике.

“Безэкипажное судовождение – это наиболее перспективное направление применения информационных технологий в области морского и речного транспорта.

При создании цифровой модели безэкипажного судна станет возможным получить существенные улучшения в конструкции корпуса, отказаться от надстройки, разместить в носовой части грузовой трюм, оптимизировать соотношения размерений судна, не боясь неблагоприятного влияния резкой качки на обитаемость экипажа, исключить системы обеспечения жизнедеятельности. Также можно увеличивать площади грузовых отсеков и увеличить сроки плавания судна”, – рассказал РИА “Новости” представитель ядерного центра.

Большая доля затрат в судовождении приходится именно на создание инфраструктуры для жизнеобеспечения персонала корабля. И 60-80% всех инцидентов на судах происходит по вине экипажа. Ущерб от допущенных ошибок в судовождении оценивается в 1,5 миллиона долларов в день. Все это закладывается в стоимость судна.

“На безэкипажном судне вместо людей будут приборы, которые обеспечивают передачу, получение сигнала, диагностику, мониторинг систем корабля и так далее. Это должно дать экономический эффект, особенно в трудных условиях арктического региона”, – отметили в РФЯЦ – ВНИИЭФ.

Проект по созданию безэкипажного судна для Арктики является совместным проектом саровского ядерного центра с ФГУП “Крыловский государственный научный центр” и Институтом океанологии имени Ширшова Российской академии наук. В конце марта проект БЭС был представлен на совещании в Агентстве стратегических инициатив.

В настоящее время в мире отмечается тенденция увеличения речных и морских перевозок, с одной стороны, и снижения числа квалифицированного персонала, с другой. В связи с этим обозначилось инновационное направление по созданию безэкипажных судов.

В этой области свои разработки ведут Великобритания, которая планирует реализовать свой проект в 2019 году, и Норвегия, рассчитывающая к концу 2018 года запустить электрическое автономное БЭС на небольшие расстояния для речных перевозок.

Занимаются этой темой Нидерланды, Франция и Китай, а также группа компаний в Евросоюзе.

Обратите внимание

В России разработка технологий безэкипажного судовождения ведется в отношении различного рода судов (научно-исследовательских, спасательных, транспортных и так далее. Это заявлено как одна из целей национальной технологической инициативы “Маринет”, в рамках которой Россия должна получить приоритет в создании и применении технологий безэкипажного судовождения гражданского назначения.

Источник: https://www.newsru.com/russia/05apr2018/no_crew.html

Специалисты оценили перспективы безэкипажных судов

Министерство промышленности и торговли РФ формирует перспективный план развития морской робототехники и безэкипажных судов, сообщил портал Sudostroenie.info.

Об этом в ходе прошедшего 24 августа на площадках Росморречфлота и МГУ им Невельского круглого стола по морской робототехнике рассказал заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Николай Шабликов.

Как следует из сообщения Росморречфлота, одним из итогов круглого стола стало включение в резолюцию круглого стола предложения о создании межведомственной рабочей группы по внедрению в России морской робототехники и безэкипажных судов.

Комментарий эксперта

Директор Московского филиала Российского Речного Регистра, член Российской академии транспорта Сергей Преснов:

Современное развитие науки и техники уже позволило вплотную подойти к созданию безэкипажных судов.

  Это не является совершенно новым направлением, а продолжает работу по разработке и внедрению аппаратно-программных комплексов на вновь проектируемые и строящиеся суда.

К сожалению, речной флот здесь не первый, так как в мировой практике уже реализованы схемы работы поездов метро без машинистов, беспилотные летательные аппараты, безэкипажные разгрузочные платформы на воздушной подушке и другие виды автономного транспорта.

Наличие оцифрованных внутренних водных путей, математических моделей движения судов и составов при воздействии различных эксплуатационных факторов и меняющейся судоходной обстановки, многовариантность решения разных ситуационных задач, а также оснащенность судов радио и навигационным оборудованием, включающими спутниковые системы места определения и идентификации GPS, ГЛОНАСС, АИС, позволяют реализовать схемы эксплуатации судна в автоматическом режиме без участия человека. Это позволит организовать работу водного транспорта с математической точностью, а также свести к минимуму, а впоследствии и исключить влияние «человеческого фактора».

Кажущаяся простота создания безэкипажных судов в части работы техники понятна и прогнозируема, и уже возможно создание опытных образцов для отработки различных эксплуатационных ситуаций и безотказной работы оборудования и систем.

Однако отсутствует, в том числе и в российских классификационных обществах, нормативная база, содержащая критерии оценки систем, аппаратно-программных модулей и безэкипажных судов в целом.

В противном случае, отсутствие единых требований приведет к многообразию программных, аппаратных, управляющих, воздействующих и блокирующих систем, увязать которые между собой в случае разных производителей и разработчиков будет невозможно. Поэтому в ближайшее время необходимо разработать такую нормативную базу.

Важно

Да, она будет корректироваться на стадии отработки опытных образцов, но тем не менее приведет к выработке основных критериев, непосредственно воздействующих на безопасность плавания, сохранность жизней пассажиров, грузов, на окружающую среду.

На первых этапах создания безэкипажных судов придется решить вопросы линий, на которых возможна эксплуатация таких судов, подготовить и ввести в действие береговую инфраструктуру, увязав ее программно и аппаратно с движением безэкипажных судов.

Если учесть, что даже на сегодняшний день зона покрытия УКВ-радиосвязью не везде непрерывна, то для безэкипажных судов будет требоваться сетка покрытия спутниковой связью, исключающая «зоны с неустойчивой связью» и «черные дыры», т.е.

где связь отсутствует.

В целом задача создания безэкипажных судов и их последующей работы актуальна для отрасли, города, государства в целом, и решаема уже даже на данном этапе, при  целевом подходе решения поставленных задач, ориентированных на результат.

Здесь как раз вовремя представлены предложения по созданию межведомственной рабочей группы по внедрению в России морской робототехники и безэкипажных судов, которая сможет скоординировать перспективные направления,  участвовать в отборе опытных образцов и стать связующим звеном при решении межотраслевых задач по созданию робототехники и безэкипажных судов.

Комментарий эксперта

Заведующий кафедрой гидрографии моря Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, член Российской академии транспорта, профессор, д.т.н. Александр Тезиков:

24 августа Росморречфлот в режиме круглого стола организовал и провел обсуждение проблем, связанных с развитием морской робототехники и перспектив использования безэкипажных судов на морском и речном транспорте.

Развитие морской робототехники в настоящее время можно охарактеризовать как планомерный рабочий процесс.

Вместе с тем, наряду с частными достижениями, робототехника послужила одним из оснований развития идей беспилотных транспортных средств.

Совет

Водный транспорт вступает в эпоху очередного исторического преобразования: от эпохи гребных, парусных судов и судов с механическими двигателями, управляемых экипажами, к безэкипажным судам.

Обсуждаемый вопрос о перспективах безэкипажных судов представляется очень интересным, так как, по сути, посвящен кардинальным преобразованиям водного транспорта, которые с высокой вероятностью могут произойти в ближайшее десятилетие.

Ожидаемые преобразования существенным образом повлияют на все стороны отрасли, и затронут систему морского образования и дипломирования моряков, кораблестроение, морское право, экономику, методы навигационного и информационного обеспечения, инфраструктуру и систему управления водным транспортом.

Обоснование идеи безэкипажных судов основывается на нескольких основных положениях:

Положение 1 — при отсутствии экипажа расходы на содержание судна могут быть сокращены на 30- 40%;

Положение 2 — при отсутствии экипажа компоновка и архитектура судна существенно упрощаются, что влечет за собой снижение стоимости постройки и обслуживания судна;

Положение 3 — расходы на подготовку судовых специалистов могут быть существенно сокращены;

Положение 4 — достижения науки и технологий позволяют утверждать, что с технической точки зрения принципиальных ограничений задача не имеет;

Обратите внимание

Положение 5 — разработка и внедрение безэкипажных судов относится к новому направлению в науке и технике, которое объединяет и способствует росту творческой активности научных, проектных, образовательных, и производственных организаций отрасли;

Положение 6 — строительство и внедрение безэкипажных судов представляется длительным многоэтапным процессом, предполагающим постепенное изменение структуры флота, которая будет состоять из традиционных судов, обслуживаемых экипажами, и безэкипажных судов, управляемых дистанционно или полностью автономно по заданной программе.

Проведенное Росморречфлотом мероприятие, безусловно, должно иметь продолжение.

Созданная рабочая группа в установленный срок разработает план мероприятий по решению обсуждаемой проблемы. В план будут включены тематические конференции, совещания, выставки и публикации, а также перечень перспективных НИР и НИОКР.

Источник: http://rosacademtrans.ru/perspektivy-bezekipazhnykh-sudov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector