Дети будут учить робота письму

Дети учат робота писать

Часто возникают дискуссии о том, способствуют ли новые технологии повышению успеваемости детей в школе или лишь отвлекают их от процесса познания. Вопрос более сложен, чем может показаться. Ведь дело не только в том, чтобы ребенок учился. Важно, чтобы он хотел учиться. А для этого ему должно быть интересно.

Порой бывает так, что ученик не может освоить какой-то навык и навсегда теряет интерес к этому предмету. К примеру, не удается ему красиво писать. Помочь ему может умный робот, которого ребенок научит писать красиво и в процессе научится сам.

Если против планшетов в школьном классе существует пять аргументов, то что можно сказать об использовании робота в качестве «учителя»?

Обратите внимание

Впрочем, в данном случае роботу отведена скорее роль «ученика». Показывая роботу, как писать буквы, дети совершенствуют свои навыки письма и развивают уверенность в себе, сообщает ресурс ScienceDaily. Маленькая девочка обводит пластиковые буквы с QR-кодами. Небольшой робот не может воспроизвести их на планшете.

Особенно ему не удается буква «p». Девочка старается научить робота выводить буквы. Она выступает в роли учителя, но в процессе сама учится.

Такая возможность обеспечивается новым обучающим инструментом CoWriter, представленным EPFL на конференции, посвященной взаимодействию людей и роботов, «Conference on Human-Robot Interaction (HRI)» в Портленде, США.

В рамках данной программы обучаемый сам выступает в роли учителя. Когда детям трудно писать, они могут утратить уверенность в себе и постепенно потерять интерес к учебе. Когда ученик сам становится учителем, у него возрастает самоуважение и повышается мотивация.

Результатом слабой успеваемости может стать нежелание ученика и дальше совершенствовать свои знания. Он может перестать видеть смысл в том, чтобы продолжать бесполезные усилия.

Идея исследователей состоит в том, что робот играет роль нуждающегося в помощи ученика. В классе оказывается ученик, который с еще худшей успеваемостью, чем у самого слабого из учащихся.

Учеными были разработаны прогрессивные алгоритмы письма, и они были воплощены в модели 58-сантиметрового робота-гуманоида. Руководствуясь этими алгоритмами, робот сначала пишет плохо, а потом его способности к письму улучшаются.

Для этого используется обширная база данных почерков, позволяющая воспроизвести распространенные ошибки, которые делают маленькие дети, обучаясь письму. Возможна также программа, в рамках которой робот испытывает те же затруднения, что и ученик. Например, плохо пишет букву «P».

Со временем форма буквы становится все более аккуратной.

Важно

Система CoWriter в настоящее время находится в стадии прототипа, но уже может использоваться для обучения детей в возрасте от шести до восьми лет, а также индивидуально с шестилетними детьми по часу в неделю в рамках месячного курса.

Исследователи проводят дальнейшую работу. В будущем подобный робот сможет использоваться для терапии нарушений произношения.

Все чаще становится вопрос о том, что высокие технологии могут заменить учителей. На самом деле новые инструменты, планшеты и даже роботы используются в классе под руководством учителя. Это обучающая игра. В данном случае ученик осваивает новые для себя навыки, обучая им робота, которому искусство письма дается еще труднее, чем самому ребенку.

Так ли уж необходимо в эпоху, когда даже в университете можно получить специальность геймера, уметь красиво писать от руки? Какие самые перспективные направления применения высоких технологий в образовании? А где лучше обойтись проверенными веками методами обучения?

Источник: https://Hi-News.ru/robots/deti-uchat-robota-pisat.html

Роботы будут преподавать в школах

C-3P0, R2-D2 и Валл-И — три разных робота, которых знают по всему миру благодаря их появлению на широких экранах. Однако небольшие, дружелюбные и гуманоидные роботы стали уже чем-то большим, чем просто выдуманные персонажи. Они постепенно начинают преподавать. И пока что проявляют себя как очень хорошие учителя.

Начиная с возраста 12 месяцев — в среднем — дети учат новые слова от инструкторов-роботов (которые присматривают за ними, танцуют и всячески развлекают). К начальной школе дети уже способны запоминать основы иностранных языков, преподаваемых им гуманоидными роботами.

Похоже, роботы преуспевают в преподавательской деятельности, а как они справляются с ролью партнеров по играм? Детям роботы нравятся — настолько, что даже когда робот их игнорирует, они пытаются привлечь его внимание. Дети рассказывают роботам свои секреты. Они даже чувствуют давление с их стороны вплоть до того, что дают неверный ответ на вопрос, если до этого другие роботы также ответили неправильно.

Проект Humanoid Robot Research Project 2015-2018 / © Independent Schools of South Australia/YouTube

Что же происходит, когда дети становятся учителями для роботов? Оказывается, они отлично справляются с этой ролью. Более того, исследование, проведенное этой весной, показало, что дети учатся лучше, когда запоминают материал для преподавания роботу, чем если бы им не надо было этого делать.

Для того чтобы обучить чему-то роботов, ребенку необходимо научиться программировать, а это значит, что они получают фундаментальные навыки, изучают науку, технологии, инженерию и математику (НТИМ) даже в начальной школе.

Гуманоидные роботы представляют собой уникальный пример преподавания навыков программирования ученикам, так как те хотят научить ИИ выполнять задачи, которые он не умел выполнять ранее.

С уникальной мотивацией обучить робота ученики направляют собственный интеллект к получению основ программирования.

К тому же дети учатся решать проблемы, искать новую информацию и делиться своими находками со сверстниками.

Несмотря на то что роботизированные платформы еще очень новы и большинство школ пока не решились на такой серьезный шаг, уже видны успешные результаты по внедрению роботов в систему образования.

В одном из исследований, которое вскоре будет опубликовано в рецензируемом издании, рассказывается о школе для девочек в Южной Австралии, преуспевшей в использовании роботов в качестве учителей и учеников.

Ученицы восьмого класса решили, что для их проекта по программированию потребуется запрограммировать робота NAO для обучения девочек из четвертого класса немецким словам. Восьмиклассницы не знали, ни как программировать робота, ни как говорить по-немецки. Ученицы самостоятельно изучили, как запрограммировать NAO для разговора на иностранных языках, и сами выучили фразы на немецком.

Совет

Как только школьницы успешно справились с поставленными задачами, они отправили робота в четвертый класс, чтобы их NAO (и их тяжкий труд) мог пригодиться младшим ученикам в изучении немецкого языка.

Поэтому роботам определенно найдется место в школе. Они интересные и мотивируют подростков, а также могут оказать каскадный эффект на образование всех классов. Обучение с роботами, с их помощью и для них делает учебу эффективнее — не только уроки информатики. И с этого начинается новая эпоха обучения для поколения Z.

Источник: https://naked-science.ru/article/sci/roboty-budut-prepodavat-v-shkolah

Робот vs учитель: нереальная реальность

Фото: media2.govtech.com

«…До чего дошел прогресс – труд физический исчез,Да и умственный заменит механический процесс.Позабыты хлопоты, остановлен бег,Вкалывают роботы, а не человек…»Слова: Ю. Энтин

Музыка: Е. Крылатов

«Время традиционного обучения и биологических белковых преподавателей закончилось, начинается время электронного обучения и электронных преподавателей».
М.П. Карпенко, президент Академии компьютерных наук

Неоднократно мне как специалисту по электронному обучению, дистанционным образовательным технологиям задают вопрос: «Через сколько времени робот сможет заменить учителя?».

Я всегда старался избегать ответа на данный, на мой взгляд, совершенно провокационный вопрос, однако в марте 2017 года на конференции в Казани после моего доклада о цифровизации образования одна из слушательниц напустилась на меня с критикой, мол, никогда, ни при каких обстоятельствах мои дети не будут ничему учиться дистанционно, и уж тем более никакой цифровой мир им не угрожает, потому что они были правильно воспитаны, ходят в библиотеку, много читают книжек и т.д. Конечно, на такую провокацию я нашелся что ответить, и свой ответ я приведу в конце данной статьи, если вы на данный вопрос не ответите за меня. Но обо всем по порядку.

Желая найти ответ на вопрос «Через сколько времени робот сможет заменить учителя?», я всегда задаю уточняющий вопрос – а каким вы себе представляете этого самого робота? Для большинства задающих данный вопрос, а это люди от 40 до 60 лет, робот представляется в образе робота Вертера из кинофильма «Гостья из будущего», в образе Терминатора из одноименного американского фильма, в образе робота из фильма «Я, робот»… На самом деле все эти фильмы, равно как и романы Айзека Азимова и других писателей, постепенно нас подводили к одной очень и очень интересной мысли. Время роботов наступает, и мы должны научиться жить с ними в одном пространстве в одно время. Мы все еще ждем с вами этого времени, хотя на самом деле это время уже наступило… Не верите – судите сами!

Давайте с вами окунемся в мир 70–80-х годов прошлого века. Для меня это годы беззаботного детства, когда я мог позволить себе мечтать. Вот я с родителями иду в парк аттракционов и играю в игру «Ралли», где по экрану катается машинка.

А вот мы с родителями зашли в сберегательную кассу, где вежливая кассир-операционист, уверенная в своей незаменимости, принимает платежи за квартиру. А вот мы заходим в старинное здание почты, чтобы отправить письмо в соседний город с поздравлениями ко дню рождения.

Мы отправляем его заранее, чтобы оно за две с лишним недели точно дошло до адресата и порадовало его нашими словами и открыткой. А вот мы зашли в автобус, подошли к специальному устройству с билетиками и, опустив 5 копеек, оторвали один билет. А вот я сам зашел в библиотеку, чтобы взять интересных книжек на каникулы.

Обратите внимание

Библиотекарь интересуется любимыми жанрами, любимыми авторами, потом исчезает в глубине хранилища и выносит небольшую стопку книг. Из них я выбираю одну, которую еще не читал. Мы быстро оформляем карточку, и я, счастливый, убегаю домой читать книжку. Книжка быстро закончилась, а каникулы еще продолжаются.

Я включаю телевизор, там сегодня передача про спортсменов-раллистов, про то, как важно штурману правильно читать карту и подсказывать направление движения своему водителю.

Ну что? Представили себе тот мир? Сравните с миром сегодняшним.

Год 2017. Вот я со своими сыновьями иду в парк, чтобы провести время на аттракционах. Сын покупает в кассе пластиковую карточку, на которую записывается информация о нашем денежном взносе. Дальше эта карточка прикладывается к роботу-контролеру на входе на каждый аттракцион, и робот сам списывает необходимое количество денег.

Вот сын выбрал аттракцион в виде кабины грузовика. Вместо стекол у кабины специальные панели, которые выводят специальное изображение. Кабина подвешена на специальных рычагах, которые приводятся в движение специальным роботом.

Робот отслеживает рельеф местности в игре, действия водителя, нажатые педали и подает сигналы на тот или иной рычаг, кабина приходит в движение, полностью имитируя реальную поездку на большегрузном автомобиле.

А вот мы подходим после парка аттракционов к отделению банка, где робот-банкомат по нашему запросу выдает нам необходимое количество наличных средств, а также принимает платежи за квартиру. После этого нам необходимо подойти к роботу-почтомату, чтобы в нашей ячейке забрать посылку, которую прислали нам из другого города.

Нужно написать благодарственное письмо, для этого мы достаем телефон и в специальном почтовом приложении набираем текст, снабжая его декоративными цветочками и рамками. Нажимается кнопка – и письмо уже в электронном ящике у адресата. При помощи почтового робота такие письма можно отправить всем нашим друзьям и товарищам за считанные минуты.

Забрав посылку, мы садимся в автомобиль, где робот-навигатор, спрятавшийся в маленьком телефоне, нам подсказывает самый лучший путь до дома, скоростной режим, возможные пути объезда. Он справляется с этой работой не хуже спортивного штурмана из передачи про ралли из моего детства.

Дома, желая найти интересный материал, уже не нужно идти в библиотеку и просить библиотекаря, достаточно просто в компьютере в роботе-поисковике написать запрос из нескольких ключевых слов, и он сам найдет все, что может меня заинтересовать. Кухонный робот, спрятавшийся в мультиварке, самостоятельно готовит кашу к заданному времени из заранее засыпанных ингредиентов, а робот-пылесос проворно заканчивает убирать квартиру вместе с роботом-стиральной машинкой и роботом-посудомойкой.

Важно

Ну, теперь-то вы уже знаете ответ на вопрос из начала статьи? Нет? Ну что ж, тогда давайте вернемся на конференцию в город Казань к вопросу слушательницы. Я выслушал все ее претензии и начал задавать вопросы. У нас получился очень интересный диалог.

Читайте также:  Руководители компаний предпочитают роботов

Слушательница: – Мои дети никогда не учились и не будут учиться дистанционно, ни при каких обстоятельствах!

Я: – Скажите, пожалуйста, а у вас есть дома компьютер, которым пользуются дети?

С.: – Да!

Я: – Они на нем играют в игры?

С.: – Да, конечно!

Я: – Вы их научили играть в игры на компьютере и проходить уровни?

С.: – Нет, они сами научились.

Я: – В книжках прочитали, как это делается, или в видеороликах посмотрели?

С.: – В видеороликах.

Я: – У них после просмотра получается проходить уровни в играх дальше?

С.: – Да, конечно.

Я: – То, что вы отрицаете, а именно электронное образование, уже обучило ваших детей играть в игры…

Есть много статей о том, какую работу могли бы или не могли выполнять роботы-учителя, но давайте посмотрим на работу современного учителя и подумаем, какую часть работы он уже отдал роботам, но не таким человекоподобным, с руками и ногами, как робот Вертер, а автоматизированным системам, которые сами выстраивают свои алгоритмы работы.

Во-первых, процесс поиска литературы к уроку, самих вариантов урока и многое другое уже отдано в руки роботов-поисковиков. Учитель сам опирается только на результаты предыдущих поисков или на ключевые слова. Причем робот сортирует информацию.

Более того, роботы-поисковики помнят, что и когда вы искали, могут хранить информацию о ваших предпочтениях и предлагать вам рекламу именно в соответствии с вашими предпочтениями.

То есть если вы все время выискиваете материалы по математике для 6-го класса, то поисковик может вам порекомендовать и программы повышения квалификации для учителей 6-х классов, и вспомогательный материал, и интересные онлайн-курсы, и многое другое.

Фактически простота и удобство поисковых роботов привели к опустению в обычных библиотеках. Загоняя весь свой демонстрационный материал в презентации, показ этого материала учитель тоже отдает роботу в виде связки видеопроектора и компьютера, иногда с интерактивной доской.

Совет

Проверку работ в виде тестов учителя уже более 30 лет доверяют компьютеру, а значит, это работа настоящего робота. Фактически все, что происходит в школе, может быть отдано на исполнение программе-роботу, и находиться в одном помещении учителю и ученику в современной школе нет никакой надобности.

До недавнего времени считалось, что робот не может показывать эмоции. Однако это заблуждение, которое мы, педагоги, несем из попыток регулировать качество образования через создание идеальных условий с нашей стороны и со стороны школы.

Вот у нас стены покрашены, доска хорошая, мел самый лучший, учителя отличные, а потому знания наших детей самые-самые…

На самом деле процесс получения знаний субъективен, если ребенок не захотел получать знания, то ни красивые стены, ни самый белый мел ему не помогут. Ему помогает учитель, который работает с его мотивацией и вызывает в ребенке эмоцию. Так же поступает и современный компьютерный робот.

Снова не верите? Зайдите на общеизвестный видеопортал и введите ключевое слово, которое вас интересует. Вам выдадут несколько видеороликов, которые соответствуют данному ключевому слову. С этого момента робот следит за вашими эмоциями.

Как он отслеживает ваши действия, какой ролик вы выбрали, сколько вы будете смотреть выбранный ролик, если во время или после показа вам предложить еще несколько роликов, то какие вы выберете потом. Каждое ваше действие для робота имеет значение, чтобы вас увлечь материалом, оставить на портале как можно дольше, дать вам более правильный контент.

И только когда у вас закончится мотивация к приему информации, вы перестанете делать выбор. Точно так же работает учитель в классе, но только сразу со всеми учениками, и вариантов выбора у него значительно меньше.

Подводя итог, хочется сказать: если вы слишком часто задаете себе вопрос «Через сколько времени робот заменит учителя?», это означает только одно – он уже заменил учителя, и учителю в этом мире становится не комфортно, в отличие от детей, которые родились и растут в эпоху рождения и расцвета роботов. Они растут друг с другом и учатся друг у друга, как бы мы им это ни запрещали!

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2017/11/8/blog/864-robot_vs_uchitel_nerealnaya_realnost

В сингапуре детей с яслей учат взаимодействовать с роботами

В течение семи месяцев в сингапурских яслях и детских садах проходили испытания человекоподобных роботов. Проект запустили власти Сингапура в рамках программы создания умного города-государства Smart Nation. Как сообщает Financial Times, на роботизацию детских учреждений выделили S$1,5 млн.

В двух детских садах воспитателям ассистировали роботы Pepper и Nao. Также небольшие роботизированные устройства внедрили в 160 яслях по всей стране. Детей учат взаимодействовать с роботами: отдавать им простые команды и программировать их на элементарные действия.

В некоторых случаях роботов используют для обучения. Так робот Pepper читает детям басни Эзопа и преподает базовую математику, а игрушечный робот Bee-Bot помогает учить китайский язык.

Обратите внимание

Результаты взаимодействия детей с роботами оценивают эксперты по робототехнике. По словам Чэня Ы-Миня, руководителя Центра интеллектуальных систем Наньянского технологического университета, эксперимент пока не позволяет сделать конкретных выводов. К тому же исследование не учитывает влияние роботов на оценки детей. В первую очередь, ученые исследуют социальные факторы.

ИИ создал реалистичное видео с речью Обамы

В раннем детстве человек учится наиболее интенсивно, а его мозг развивается наиболее активно. Авторы проекта надеются, что ранние контакты с роботами помогут детям легко взаимодействовать с техникой в будущем и понимать, как работают автоматизированные системы.

Также андроиды учат детей общению и умению работать в команде. Как отмечают сингапурские воспитатели, роботы часто помогают застенчивым детям более активно проявлять себя в группе.

Однако некоторые ученые считают, что ранние контакты с ИИ могут нанести вред. Профессор социальной психологии в МТИ Шерри Теркл опасается, что роботы научат детей строить ложные и изначально обреченные на неудачу связи.

«С роботом нельзя построить реальные отношения. Зачем с самого начала делать вид, что фальшивые отношения — это нормально?».

Другие эксперты отмечают, что роботы не могут задавать вопросы, по-настоящему анализировать ответы, подталкивать к новым идеям. Даже контакты с виртуальными помощниками могут привить детям неестественную модель общения.

Несмотря на это, Сингапур продолжит экспериментировать с робототехникой в детских садах и яслях. В будущем власти города-государства планируют повсеместно внедрять роботов в дошкольных учреждениях.

Роботы работают с детьми не только в Сингапуре. В Бирмингеме андроиды Nao помогают детям с аутизмом готовиться к школе. А в Израиле эти же роботы рассказывают детям истории.

Анонимный трейдер эфира заработал $200 млн за месяц

Многие стартапы занимаются разработкой роботизированных систем для обучения детей с самого раннего возраста. К примеру, Robo Wunderkind помогает детям собирать роботов из программируемых кубиков. Стартап RoboTerra предоставляет робототехнический конструктор, а Makeblock выпускает программируемых роботов для детей.

Источник: https://hightech.fm/2017/07/18/robotic_education

Чему учить ребёнка, чтобы он достиг успеха в будущем

Каждый родитель желает своему малышу лучшего. Но есть одна беда: искренне мечтая подготовить ребёнка к будущему, мы учим его тому, что подсказывает наш опыт. И редко задумываемся, насколько быстро вместе с этим опытом устареваем.

Почему пора менять подход к обучению

Социологи заявляют, что в ближайшие 10–15 лет исчезнут до 20% существующих профессий. И появится минимум столько же новых.

К 2030 году, как считают эксперты исследовательской организации McKinsey Global Institute, с рынка труда испарится не менее 375 миллионов рабочих мест. Работу, которую сегодня выполняют люди, возьмут на себя роботы.

Важно

Есть даже специальный сервис, с помощью которого можно определить, находится ли ваша профессия в группе риска. Впрочем, речь сейчас не о вас, а о детях.

Вы думаете, что раннее развитие, математический лицей и поступление на престижный экономический факультет какого-нибудь столичного вуза гарантируют ребёнку должность минимум бухгалтера, а при хороших раскладах и быстрый рост до финансового директора крупной корпорации? Окститесь! В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе экономисты и бухгалтеры были названы среди основных профессий-лузеров: в этой сфере в ближайшие годы ожидается максимальное число сокращений.

Те навыки, которые окажутся решающими при приёме на работу в роботизированном завтра, сегодня ещё не играют весомой роли, мы их игнорируем. Между тем, чтобы не потеряться в новом мире, люди будут вынуждены прокачивать умения, в которых по-прежнему превосходят роботов. Именно это и определяет новые принципы обучения и воспитания.

К сожалению, стандартные современные школы по-прежнему дают детям навыки родом из прошлого века. Поэтому так важно, чтобы каждый родитель объяснил сыну или дочери пять простых вещей.

Чему учить ребёнка

1. Не зубрить

По способности к запоминанию мы — люди — проиграли компьютерам и роботам уже давно. Объём знаний, который теоретически можно вложить в голову школьника за 10 лет, не превышает 1 ГБ.

Считайте сами: средний учебник, содержащий 150 страниц по 2 400–2 500 символов на каждой, весит около 0,35 МБ. Пусть в год дети изучают 10 таких учебников.

Тогда объём полученной ими текстовой информации за 11 лет обучения составит менее 40 МБ.

Добавим сюда дополнительные внеклассные занятия и чтение, изображения и изучение других языков… Даже увеличив школьные 40 МБ в 25 раз, мы получим всего-навсего 1 ГБ информации.

А теперь сравним. Весь архив Великобритании, хранящий в себе полную историю государства за тысячелетие, равен примерно 70 ТБ. Что касается компьютеров, в этом году память отдельно взятого электронного вычислительного устройства уже достигла 160 ТБ.

А значит, если вы по-прежнему полагаете важным впихнуть в память чада годы правления Тутанхамона или, положим, нюансы абелева многообразия, ваш ребёнок проиграл машинам уже сейчас. Он потратил время и силы на зубрёжку ненужной информации, в то время как его сверстники-конкуренты приобретали другой, гораздо более важный навык.

2. Быть открытым для нового

«Модель, в которой люди ходят в школу в течение первых 20 лет жизни и далее следующие 40 или 50 лет работают по приобретённой профессии, нарушена, — говорит Сьюзен Ланд, эксперт по социальным взаимоотношениям и соавтор исследования McKinsey Global Institute. — Нам придётся думать о постоянном обучении на протяжении всей карьеры».

Это значит, что важнейший навык, который должен вынести ребёнок из школьных лет — умение и желание учиться.

Не надо корпеть над математикой, «пока всё не сделаешь». Устал — отдохни. Переключись. Вернёшься к математике, когда вновь почувствуешь в себе силы и интерес. Ну или не вернёшься, если увлечёшься чем-то новым.

3. Делать упор на том, что по-настоящему интересно

«Этим денег не заработаешь», — нередко отмахиваются родители от каких-либо, как им кажется, бестолковых увлечений подрастающего поколения.

И упрямо подталкивают сына или дочь в юристы (а вдруг станет директором юридического департамента крупной корпорации?), программисты (а вдруг дорастёт до «сеньора»?), менеджеры (топ-менеджмент звучит солидно!), медики (непременно главврач!)… И, в общем-то, родителей можно понять: весь XX век готовил их к вертикальной карьере, когда из грязи — в князи, ступенька за ступенькой, из учеников — в работники, из работников — в начальники, из начальников — в big boss.

Но мир изменился, и сейчас на первый план выступает горизонтальная карьера. Это когда ты не рвёшься вверх, а просто делаешь то, что тебе нравится: ну, например, кукол из фарфора или оружие «под Средневековье».

При этом ты совершенствуешься, твои произведения день ото дня становятся всё круче. Пусть даже твоё хобби интересно всего 500 людям на планете, благодаря интернету эти люди находят тебя.

Совет

И вот уже твои самые крутые в мире куклы или кинжалы становятся востребованными, растут в цене, а ты приобретаешь статус мастера.

Ни один робот не сможет вложить душу в изделие так, как это сделает человек. А значит, именно то дело, к которому лежит сердце, в конечном итоге может оказаться для вашего ребёнка страховкой от потери места в жизни.

4. Видеть возможности

С большой вероятностью люди, которым сейчас менее 15 лет, проживут век-полтора. А это огромный срок. Сравните, например, себя и среднестатистического жителя Европы 120 лет назад.

Как вам общность интересов? Пригодился бы вам его опыт чинить повозку или чистить дымовую трубу? А две коровы (между прочим, большая ценность для сельского жителя 120 лет назад!) — как вам такой капитал, оцените?

Уже не кажется столь важным хранить невинность до брака. Любовь до гробовой доски, о которой мечтали люди со средней продолжительностью жизни 50–60 лет, исчезнет как понятие при продолжительности в 150. Ну правда, с чего вы взяли, что человек, который был интересен вам в 20 лет, будет столь же интересен в 80? Вы представляете себе пенсионерку, влюблённую в Джастина Бибера?

Читайте также:  Как будет выглядеть жизнь следующих поколений с технологиями искусственного интеллекта

Впереди у наших детей — огромный жизненный срок.

Стоит ли плакать над несчастливой первой любовью, если у тебя впереди ещё минимум 100 лет, в течение которых ты влюбишься десяток раз? Стоит ли расстраиваться из-за плохо написанной контрольной по химии, если химию — вдруг она понадобится — ты сможешь изучить ещё раз пять? Стоит ли считать себя неудачником, если не поступил в вуз или не получил работу мечты?

Для человека из прошлого, которому на карьерный взлёт было отведено всего-то 15–20 лет, год-два промедления — критический срок. Для человека из будущего те же год-два — это шанс оглядеться и увидеть другие перспективы. Не стоит упираться рогом в дело, которое не поддаётся. Лучше потратить время на поиск того, что окажется действительно твоим.

5. Уметь кооперироваться с другими людьми

Это один из важнейших навыков будущего, которому категорически не учит современная школа. Ведь что такое кооперация? Это когда, например, контрольную работу получает не один ребёнок, а группа детей с разным уровнем знаний и отношением к учёбе: «Вот вам, ребята, задача. У вас есть 20 минут, чтобы подумать и дать совместное решение».

Стандартная школа чаще всего такой подход не приемлет. Потому что учитель думает: «Да ну! А вдруг контрольную решит кто-то один, а остальные просто спишут?» И в чём-то он прав. С другой стороны, решение задач во взрослом мире — это всегда групповой проект.

В коммерческих организациях никто не ставит перед каждым сотрудником разные варианты одной и той же «контрольной».

Там создаются группы, которые получают некую общую задачу, а далее решают её по мере возможностей и способностей каждого.

Один придумал идею, другой её записал, третий раскритиковал, четвёртый воплотил, а пятый вроде бы ничего не сделал — просто чай вовремя принёс, создал атмосферу для творчества.

Обратите внимание

И пусть от реальной контрольной по старым правилам ребёнок пока не отвертится, разрабатывать навык кооперации можно на других, более групповых уроках. Например, на физкультуре, внушая школьнику: «Если с твоей эмоциональной поддержкой друг победил, это ваша общая победа».

Умение работать в команде — причём работать не только «решателем вопросов», но и создавать творческую атмосферу, давать коллегам эмоциональный отклик — уже к 2020 году станет одним из наиболее важных навыков при приёме на работу. И его пока не может имитировать ни один робот.

Источник: https://Lifehacker.ru/chemu-uchit-rebenka/

Зачем нам дети-роботы?

Мы ожидаем прорыва в области интернета вещей, обработки больших массивов информации, существенный скачок в развитии медицины, биоинформатики, роботизации и нейропрограммирования. Все это в конце концов приведет к полному переделу рынка профессий.

Уже сегодня появляются очень убедительные прогнозы, что «умрут» профессии переводчиков, бухгалтеров, мойщиков стекол, низкоквалифицированных садовников: все эти дела могут прекрасно выполнять компьютеры и роботы — собственно, уже сейчас есть полностью автоматизированные склады, на которые вообще не заходит человек.

Что это означает для человека, занимающегося образованием? Что сложившаяся система, нацеленная на выполнение определенных требований в определенной последовательности (сначала пишем число, потом «Классная работа», через клеточку — «Задача №», через клеточку «Условие задачи»), не работает (в теории управления такая модель называется тейлоризм). Нам больше не нужны послушные, удобные дети, потому что в будущем с высокой вероятностью такого работника заменит дешевый робот.

Чему учить детей?

Параллельно мы должны держать в голове список глобальных вызовов для человечества.

Первое — популяция. Совершенно очевидно, что если нас сегодня 7 миллиардов, то через 20 лет нас будет никак не меньше 9. Как накормить и напоить всех людей?

Второе — не секрет, что многие войны происходят не по причине того, что сунниты расходятся во взглядах с шиитами, а потому что идет глобальная битва за источники энергии: трубопроводы, газопроводы, каналы поставки нефти и прочее. Поиск дешевых альтернативных источников энергии и способов их доставки — это очень актуальный вопрос.

Третье — нехватка пресной воды. На сегодняшний момент эффективного экологичного способа опреснения воды не существует. У нас есть дорогостоящие механизмы по превращению морской воды в пресную, но мы не умеем утилизировать оставшийся высококонцентрированный «рассол», который сжигает все живое.

Четвертое — расслоение между богатыми и бедными. Почти 60% населения Земли — а это более 4 миллиардов людей — живут меньше чем на 1 доллар в день.

И пятое — критические изменения климата и вопросы экологии в целом.

С проблемами из этого списка, далеко не полного, и столкнутся наши дети. В 2025–2035 годах они войдут во взрослый мир.

Что должен делать разумный родитель, понимающий это? Спросить себя, где сегодня находится самая передовая точка на планете, где будущее становится настоящим? Для того, чтобы понимать, какой образ в будущем примут те или иные формы человеческого взаимодействия, управления, мы должны заглядывать сегодня в самые современные компании, самые лучшие, технологичные, капитализированные и изучать их опыт.

Источник: https://snob.ru/go-to-comment/809351

Компьютер вместо ручек: американских школьников больше не учат писать от руки

Умение писать считается одним из основных элементов жизни человека. Однако существует опасность, что будущие поколения могут полностью разучиться использовать ручки и карандаши. Согласно американским нормативам, уроки чистописания есть только в детском саду и первом классе.

Большинство средних школ США не учат детей писать от руки, алфавит преподаётся при помощи клавиатуры. Некоторые американские педагоги отмечают, что из-за этого ученики проявляют меньше творческого подхода и сообразительности. Тревожную тенденцию изучала корреспондент RT Марина Портная.

Важно

И в решениях исполнительной власти, и в Декларации независимости США история запечатлена почерком государственных деятелей. Но вскоре всё это может безвозвратно уйти в прошлое. Как выясняется, искусство писать ровным, изящным почерком сейчас практически не преподаётся.

Американские федеральные общеобразовательные нормативы, опубликованные в 2010 году, призывают учить детей разборчивому письму только в детском саду и первом классе.

В итоге большинство средних школ в США больше не учат детей чистописанию, уделяя больше внимания технологиям. В некоторых классах от карандашей отказались вовсе. Алфавит преподают при помощи клавиатуры. Учительница чистописания Лори Спигел называет это ошибкой, которая имеет пагубные последствия.

«Люди проявляют меньше творческого подхода, и процесс письма будет вызывать у них больше расстройства, поскольку от руки они уже не пишут — только набирают тексты на клавиатуре. Если ограничивать письмо клавишами, это отразится и на работе нашего мозга», — уверена она.

Исследования показывают, если дети сначала привыкают писать от руки, они не только учатся читать быстрее, но и легче генерируют идеи и запоминают информацию. Иными словами, важно не только что мы пишем, но и как мы пишем.

Учёные также установили, что написание букв развивает моторику и содействует лечению дислексии.

Сделанная от руки подпись когда-то воспринималась как отражение индивидуальности и характера. Для будущих поколений рукописный текст превращается в иностранный. Технологии позволяют отказаться от каллиграфии и взрослым. Новый сервис пишет записки «от руки» для тех, кому не до того. Робот компании «Бонд» может воспроизвести любой почерк или разработать его для вас.

«Просто напечатайте текст записки и адрес. Остальное мы сделаем сами», — говорит он.

Если в США клавиатура победит ручку и карандаш, будущие поколения станут писать меньше. И подпись достопочтенного Джона Хэнкока под Декларацией независимости рискует превратиться в закорючку под текстом, который большинству учащихся будет даже не под силу прочесть.

Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»Школа Барак Обама Сюжеты RT Видео

Источник: https://russian.rt.com/article/71800

Язык будущего: как научить детей программированию

Екатерина Ушахина

Вы знаете, за каким языком будущее? Английским? Китайским? На самом деле, нет. В цифровом мире самый важный и необходимый язык — язык программирования.

Совсем скоро без него не сможет обходится ни один хороший специалист. Поэтому очень важно научить детей программированию уже в детстве.

Поверьте, освоить его совсем не сложно. Это даже весело и увлекательно. Сегодняшняя новинка «Программирование для детей» подскажет как.

Это весело!

Учиться программировать очень интересно, ведь можно придумывать собственные игры. Вот лишь несколько, которые сможет создать ваш ребенок во время чтения книги:

Убеги от дракона! Простая игра, которая поможет освоить азы и понять, как управлять спрайтами (персонажами). Задача маленького программиста — помочь спрайту коту увернуться от огнедышащего дракона.

Бешеные обезьяны. Поможет проверить на практике все возможности языка программирования Scratch. Задача программиста — сбить летучую мышь бананом.

Дом с привидениями. Научит программировать на языке Python. Это увлекательная игра квест, задача разработчика — создать код, которые поможет спастись из дома с привидениями.

Охотник за пузырями. Сложная в создании, но очень захватывающая игра. Поможет закрепить навыки программирования на языке Python. Задача маленького программиста — создать алгоритм, который поможет подводной лодке лопать пузыри на скорость.

Думай как компьютер

Программист должен научиться думать как компьютер. Все задачи стоит разбивать на небольшие подзадачи, которым легко следовать и которые невозможно понять неправильно.

Представь себе кафе с официантом-роботом. Поскольку у робота бесхитростный компьютерный мозг, ему нужно объяснить, как доставлять блюда с кухни посетителям, ожидающим в обеденном зале.

Сперва эту проблему нужно разбить на простые, понятные компьютеру подзадачи.

То есть придумать алгоритм действий (по-другому — компьютерную программу) — это набор простых инструкций, объясняющих, как выполнить задачу.

Языки программирования

Программисты — это люди, которые создают программы, управляющие всем, что мы видим и делаем на компьютере. Вы сможете писать собственные программы, если освоите какой-нибудь язык программирования. Их очень много. Каждый можно использовать для выполнения разных задач.

Существуют немного странные веселые языки. Например:

Ook! Язык Ook! разработан для орангутанов и содержит лишь три команды: Ook, Ook! и Ook? Из них можно составить еще шесть команд, таких как «Ook! Ook» или «Ook? Ook!».

Chef. Программы на языке Chef выглядят как кулинарные рецепты! Впрочем, по ним вряд ли получится приготовить что-то съедобное.

В этой книге авторы учат детей двум языкам:

1. Scratch (читается «скрэтч») отлично подходит, чтобы начать программировать. Программы на этом языке состоят не из текстовых инструкций, а из блоков кода, соединенных между собой. Scratch — простой и эффективный язык, знакомящий с основными понятиями, необходимыми, чтобы программировать на других языках.

2. Python. Люди по всему миру используют Python (читается «пайтон») для создания игр, приложений и веб-сайтов. Освоив этот замечательный язык, можно писать самые разные программы. Код на Python состоит из слов английского языка и символов.

Программируем при помощи картинок

Scratch — это визуальный язык, программировать на котором очень просто. С его помощью можно создавать самые разные веселые и интересные программы, например игры и анимацию.

Для него есть целые библиотеки картинок и звуков, с которыми можно позабавиться.

Scratch почти не требует ввода текста с клавиатуры. При этом в программу можно добавлять объекты: людей, автомобили, животных. Такие объекты называются спрайтами. Попросту спрайты — это фигурки-персонажи.

Чтобы заставить их двигаться или разговаривать, нужны скрипты — специальные цветные блоки кода. Выбирая блоки и соединяя их вместе, можно составить набор инструкций — скрипт.

С чего начать?

Вот пример Scratch-программы. Действие происходит на экране с картинками. На компьютерном языке он называется сценой. На сцену можно добавлять фоновые картинки и спрайты, «оживляя» их с помощью скриптов. Сцена находится слева, а справа можно создавать программы.

Простой урок

Чтобы поместить спрайт в определенное место или узнать его положение, нужны координаты — пара чисел, указывающая положение спрайта на сетке X–Y. Это, как в математике. Посмотрите на картинку:

Как стать знатоком программирования

Навыки программирования улучшаются с опытом — как при игре на пианино или занятиях спортом. На то, чтобы стать экспертом, можно потратить годы, но дорога будет легкой, если она в радость. Вот несколько советов, как стать знатоком программирования.

Программируй больше. Говорят, что повторение — мать учения, и это правда. Чем больше кодов ты пишешь, тем выше твое мастерство. Не останавливайся, и скоро ты станешь экспертом.

Читайте также:  Робот-саламандра был создан учеными из швейцарии

Больше любопытства. Изучай сайты и книги по программированию, читай чужой код. Так ты узнаешь приемы и трюки, доходить до которых самостоятельно пришлось бы годами.

Заимствуй идеи. Встретив хорошую программу, подумай, какие идеи и приемы из нее можно использовать в своем коде. Даже лучшие программисты занимаются копированием чужих идей и их усовершенствованием.

Научи друга. Научив кого-нибудь программировать, ты тоже многому научишься. Объяснять, как работает код, — хороший способ проверить свои знания.

Построй армию роботов. Ты можешь подключать свой компьютер к различным устройствам, от светодиодов до роботов. Выясняя, как завоевать мир, ты узнаешь много нового и интересного.

Программирование похоже на разгадывание головоломок. Это сложно, увлекательно и очень полезно. Научите вашего ребенка экспериментировать и идти против правил, доверяя собственному любопытству. И тогда он обязательно станет гуру программирования и цифровой мир будет открыт для него!

По материалам книги «Программирование для детей».

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2015/05/21/yazyk-budushhego-kak-nauchit-detej-programmirovaniyu/

Нужно ли учить ребенка письму: разбираем все «за» и «против»

Современные дети буквально с пеленок учатся печатать.

И тут встает важный вопрос: а нужно ли их тогда учить чистописанию?

С тех пор как компьютеры, а за ними и смартфоны плотно вошли в нашу жизнь, в обществе не утихают споры.

Нужно ли учить детей писать от руки или это анахронизм, который уже изжил себя? Конечно, «про запас» никакие знания и умения не помешают. Но всему выучиться невозможно, значит, нужно выбирать самое важное.

Не забывайте, если подходить к предмету не прямолинейно, а смотреть на ситуацию шире, то часто выясняется, что та же математика, например, это не только подсчет синусов и косинусов, но и развитие системного мышления. Так может и рукописный текст нам все-таки нужен больше чем просто для того, чтобы фиксировать с помощью него сведения на бумаге?

С другой стороны, не стоит забывать, что все привычное автоматически кажется правильным.

Люди гораздо охотнее выбирают то, что было в их жизни годами, чем то, что увидели в первый раз. Но обстоятельства меняются — и то, что было правильным раньше, теперь может стать бесполезным, а иногда даже вредным.

Совет

Чтобы найти ясность в этом вопросе, мы разобрали все «за» и «против», которые приводятся в спорах о том, нужно ли писать от руки.

1. Письмо развивает мелкую моторику. А мелкая моторика, в свою очередь, положительно влияет на работу головного мозга. В данном случае речь идет о его теменной доле. Она отвечает за умение ориентироваться в пространстве, определяя границы своего тела и расстояние до предметов, за координацию, понимание смысла текста и многое другое.

Также развитие мелкой моторики помогает улучшить концентрацию внимания и продуктивность.

Конечно, письмо вовсе не единственный способ ее развить. Но очень действенный.

2. Письмо улучшает память. Помните старый студенческий способ подготовки к экзаменам? Чтобы выучить предмет, нужно переписать его несколько раз от руки. И за это время знания усваиваются сами собой.

С компьютером такого эффекта не наблюдается или он гораздо слабее.

Поэтому современные родители, чьи дети готовят доклады и презентации на компьютере, жалуются, что через неделю подростки и не помнят даже, о чем там шла речь.

3. Письмо улучшает грамотность. Есть такое понятие «механическое запоминание».

Когда человек много раз пишет одно и то же сочетание букв, то со временем рука автоматически тянется вывести «и» в «жи-ши» или поставить запятую после слова «во-первых».

Оппоненты же указывают на то, что при печатании эта мышечная память никуда не исчезает, и что пальцы точно так же тянутся к нужной клавише. Но есть один нюанс.

Почти все мессенджеры и текстовые редакторы автоматически исправляют ошибки или подчеркивают сомнительные места.

Правда, не всегда получается грамотно — машина не может учесть все нюансы русского языка. А потому правильные шаблоны могут не осознаваться и не закрепляться.

4. Компьютер — это вредно. По этому пункту у родителей обычно нет возражений. Кто-то опасается за зрение и осанку, кто-то переживает об излишнем погружении ребенка в виртуальное пространство, кто-то боится получить в будущем проблемы с социализацией.

С этой точки зрения переключение деятельности — это, конечно, хорошо. И чистописание не худший вариант отвлечься от компьютера или смартфона.

Однако стоит помнить, что это тоже сидячая работа, при которой серьезно напрягаются глаза.

И если не следить за правильной постановкой руки и позой, в которой ребенок пишет, то это тоже может негативно отражаться на здоровье.

5. Письмо формирует ясность ума и психологическое здоровье. Есть мнение, что возможность бесконечно стирать и править приучает людей к безалаберности в мыслях, неумению выстроить полноценное предложение, а тем более держать в голове весь абзац и полную структуру текста. Научного подтверждения этому нет.

Но трудно не согласиться, что письмо от руки — это тот вариант, когда «семь раз отмерь, один раз отрежь».

То есть приучает нас к тщательному формулированию в уме, чтобы не пришлось бесконечно зачеркивать или переписывать заново.

Психологи же добавляют, что по своим свойствам письмо от руки схоже с творчеством. А потому успокаивает и делает человека увереннее в себе, помогает ему раскрыться. Поэтому дневники советуют вести именно в рукописном варианте.

1. Это устаревший навык. В современной жизни все меньше и меньше реальной необходимости пользоваться этим умением.

Единственный момент, ради которого мы все еще носим в сумке шариковую ручку, — это необходимость расписываться в документах.

Но недалек тот день, когда подпись окончательно станет электронно-цифровой, и ручки с тетрадками можно будет сдать в музей. Туда же, где уже покоятся веретено, счеты и чернильница.

2. Оно приносит детям стресс и плохие оценки. Нет, с психологами из абзаца выше никто не спорит. Свободная, ничем не ограниченная возможность делать записи своей рукой действительно приносит пользу.

Речь идет конкретно про школу в том формалистическом исполнении, которое до сих пор преобладает. Десять клеточек перед словами «Классная работа», две клеточки между упражнениями, условия и решение должны быть оформлены определенным образом.

Исправлять ничего нельзя.

Обратите внимание

Сколько раз родители жаловались на то, что оценку снижают не из-за пробелов в знаниях, а из-за плохого почерка или исправлений.

Вряд ли это способствует нежной любви к школе и развитию любознательности.

Компьютерная печать же исключает вовсе эти моменты и концентрируется на самом важном — обучении непосредственно школьному предмету, будь это русский язык, физика или биология.

3. Экономия времени. Жизнь все время ускоряется. Количество заданных на дом уроков неизменно растет. И вместо того, чтобы найти способы оптимизировать их выполнение, школьников по-прежнему заставляют переписывать целиком все слово там, где надо поставить одну пропущенную букву, переписывать целое упражнение, чтобы расставить запятые.

Да и во взрослой жизни скорость печати позволяет существенно увеличить скорость работы и сделать за единицу времени гораздо больше, чем возможно было бы при бумажном документообороте.

А вспомните еще, сколько времени тратилось раньше, когда за любой справкой нужно было идти и отстаивать очереди вместо того, чтобы отправить или получить ее по электронной почте.

4. Это практично. Написанное от руки, как правило, хранится только в одном экземпляре. Можно, конечно, написать повторно. Но кто будет переписывать одно и то же домашнее задание по пять раз?

И если тетрадь случайно залили соком или просто потеряли, то прощай все записи!

А копировать файл можно бесконечно. И при должной предусмотрительности потерять его довольно трудно. На случай, если с жестким диском случится какая-то проблема, документы легко дублировать в облачное хранилище или на флешку.

5. Экономия ресурсов. Посчитайте, сколько тетрадей ежегодно исписывается всеми школьниками и студентами планеты. А ведь далеко не все письменные принадлежности используются до конца. И сколько деревьев можно было бы спасти, если бы отменить хотя бы половину из них. Да и учителям таскать с собой эти тяжеленные стопки вряд ли в радость.

Гораздо проще было бы открыть ноутбук и быстро проверить все работы.

На самом деле радикальных сторонников той или иной теории довольно мало. Большинство признает, что истина где-то посередине.

В мировом опыте есть школы, где полностью отказались от обучения детей письму. Такие случаи, например, есть в финском образовании.

Но даже сторонники компьютера соглашаются, что в начальной школе все же стоит учить детей чистописанию, а уже дальше сделать каллиграфию факультативом.

К тому же может статься, что пока мы спорим, нужно ли позволять детям печатать на уроках, сам этот навык тоже станет анахронизмом, как и письмо от руки, поскольку на смену ему придет автоматическое распознавание голоса или еще какие-нибудь новые технологии.

Благодарим за подготовку материала экспертов онлайн-школы EnglishDom.ru

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/nuzhno-li-uchit-rebenka-pismu-razbiraem-vse-za-i-protiv.htm

Актуальные советы по обучению ребенка письму – Развитие ребенка

Обучение письму обычно занимает немало времени. Сначала ребенок учится писать отдельные элементы: палочки, кружочки и т. д.

Важно поддержать интерес малыша к этому занятию, и направить обучение в нужное русло.

Например, если он складывает фигурки из еды – это не просто бессмысленное занятие, ведь так он учится писать простейшие знаки. Эти навыки пригодятся в дальнейшем освоении навыков письма.

Подготовка к обучению письму

Важно

Дети с раннего возраста любят рисовать карандашами. Рисуя большие круги и линии, малыш не просто рисует, а пробует нечто новое, чтобы посмотреть на результат. Важно позволить ребенку учиться в наиболее подходящем для него темпе.

Не заставляйте его учиться письму, если он еще не готов к этому. Подождите, пока он сам проявит интерес к данному занятию. Слишком раннее обучение письму не сделает ребенка умнее и успешнее сверстников в школе.

Всему должно быть свое время.

Большинство детей начинает понимать разницу между рисованием и письмом примерно в трехлетнем возрасте. До этого у ребенка есть время поэкспериментировать с рисованием кругов и линий на бумаге. Обучение тому, как писать буквы и слова, напрямую связано с обучением речи. Пока ребенок не научился говорить, он будет распознавать буквы и слова только по форме, а не по значению.

По мере того, как ребенок учится говорить слова и составлять из них предложения, он начинает видеть взаимосвязь между буквами и звуками, которые им соответствуют.

В детском саду учат основам фонетики, то есть видеть соответствие букв и звуков или их комбинаций. Однако этому малыша нужно учить только тогда, когда он уже понимает, что каждая буква имеет свое значение.

Как привить интерес к письму

В детском саду ребенок научится составлять слова из букв. Но и до этого вы можете научить малыша многим важным вещам, если у него появится интерес к письму:

  • Прежде всего, необходимо, чтобы под рукой всегда были карандаши и бумага, чтобы ребенок мог заняться письмом в любой момент, когда пожелает. Для этого нужно положить большие листы бумаги на столе, использовать картонные коробки, бумажные пакеты или газеты. Накройте бумагой всё, что может исписать ребенок – стол, пол, одежду ребенка и т. д.
  • Дайте ребенку толстые, прочные карандаши, ручки со смывающимися чернилами или смывающиеся краски. Летом можно писать мелом на асфальте. Позвольте малышу экспериментировать. Пусть он испишет весь лист бумаги вдоль и поперек. Это полезно для развития уверенности в себе и самостоятельности.
  • Хвалите ребенка за маленькие достижения. Поставьте рисунки на видном месте. Так малыш поймет, что родители ценят все его усилий.
  • Пока ребенок еще не умеет писать буквы, покажите ему, что письмо – это важная часть повседневной жизни. Например, обратите внимание ребенка на то, что вы пишете список покупок в магазине.
  • Покажите ребенку, как пишется его собственное имя. Напишите на его собственном рисунке его имя и покажите, из каких букв оно состоит. Можно также составить имя ребенка из кубиков с буквами.

Разговаривайте с ребенком и читайте ему как можно больше. Позже чтение поможет ребенку выучить, как передать буквами звуки, которые он слышит.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 5 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/edu/4000/

Ссылка на основную публикацию