В 2016 году в ввс россии поступят ракеты с искусственным интеллектом

Гонка вооружений 2.0 и причем тут ИИ?

Гонка вооружений с искусственным интеллектом – соперничество между двумя и более государствами за право иметь вооруженные силы, оборудованные последними достижениями в области искусственного интеллекта (ИИ). Начиная с середины 2010-х годов, многие аналитики утверждают, что гонка вооружений подобного типа уже началась.

Позиции по отношению к военному искусственному интеллекту

Россия

Российский генерал Виктор Бондарев, командующий ВВС России заявлял, что, начиная с февраля 2017 года, Россия работает над созданием управляемых ИИ ракет, которые могут принимать решение о переключении на другую цель во время полета.

Сообщения о возможном использовании ИИ в военной сфере стали чаще появляться от российских государственных СМИ в середине 2017 года.

Обратите внимание

В мае 2017 года главный исполнительный директор российской компании «Kronstadt Group», военного подрядчика, заявил: «Уже почти созданы полностью автономные системы с ИИ, которые обеспечивают средства для групп БПЛА, когда они выполняют миссии автономно, распределяют задачи между собой и взаимодействуют», и неизбежным является то, что «рои дронов» однажды будут летать над зонами боевых действий. Россия уже протестировала несколько автономных и полуавтономных боевых систем по типу боевого модуля Калашникова с «нейронной сетью», оборудованного пулеметом, камерой и ИИ, и, по заявлениям создателей, он может самостоятельно и без внешнего человеческого вмешательства принимать решение о выборе целей. В сентябре 2017 года, в День знаний, обращаясь к более чем миллиону учащихся из 16 000 школ России, президент России Владимир Путин сказал: «Искусственный интеллект – это будущее не только для России, но и для всего человечества… Тот, кто станет лидером в этой сфере, станет править миром».

Российское правительство резко отвергло любые запреты на летальные автономные оружейные системы, предполагая, что такой запрет может быть проигнорирован.

Китай

Согласно заявлением Эльзы Кениа из Центра Новой Американской Безопасности, «Китай больше не является технологически неполноценным, а, наоборот, считает себя близким к тому, чтобы догнать и превзойти США в области ИИ.

По сути, (китайская армия) пытается получить преимущество за счет смены парадигм ведения войны при помощи военных инноваций, таким образом, изменяя «важность командования»… в будущем военном соперничестве».

Тесные связи между Кремниевой долиной и Китаем, открытость американского научного сообщества делают самые последние технологии Запада в области ИИ легкодоступными для Китая.

К тому же, китайская промышленность совершила множество собственных достижений в области ИИ, как, например, «Baidu», создавшая в 2015 году достойную систему распознавания речи на китайском языке. По состоянию на 2017 год дорожная карта Пекина предусматривает создание ИИ-индустрии стоимостью в 150 миллиардов долларов к 2030 году.

До 2013 года китайскими оборонными закупками занимались, в основном, лишь несколько промышленных конгломератов. Однако по состоянию на 2017 год Китай часто получает секретные перспективные технологии типа дронов и искусственного интеллекта от частных стартапов. Китайские власти пообещали инвестировать 5 миллиардов долларов в ИИ.

Пекину были переданы 2 миллиарда долларов для собственного парка разработки ИИ. Газета «Japan Times» в 2018 году сообщила, что ежегодные частые инвестиции в ИИ в Китае достигают 7 миллиардов долларов в год. Китайские стартапы, связанные с ИИ, получают примерно половину общих мировых инвестиций подобного рода за 2017 год. Китайцы подали в пять раз больше патентов по ИИ, чем американцы.

Важно

В 2016 году Китай опубликовал меморандум, подвергающий сомнению компетентность международного права в связи с возможностью существования полностью автоматизированного оружия, став первым постоянным членом Совета Безопасности ООН, начавшим обсуждение этого вопроса.

Соединенные Штаты Америки

В 2014 году бывший министр обороны Чак Хэйгел утвердил «Стратегию третьего поколения», согласно которой быстрый прогресс в области искусственного интеллекта определит способы ведения войны нового поколения.

Согласно данным научно-аналитической организации «Govini», американское Министерство обороны увеличило инвестирование в искусственный интеллект, обработку большого объема данных и облачные вычисления с 5,6 миллиардов долларов в 2011 году до 7,4 миллиардов долларов в 2016 году.

Однако, бюджет гражданского Национального научного фонда в отношении ИИ не изменился в 2017 году.

У США есть много программ, связанных с боевыми системами с ИИ, как, например, автономный военный корабль «Sea Hunter», разработанный для работы в течение долго срока без единого члена экипажа, и способный даже самостоятельно заходить и выходить из порта.

По состоянию на 2017 год, временная директива Министерства обороны США требует наличия оператора, который будет в курсе, когда потребуется уничтожить человека при помощи автономных оружейных систем.

Газета «Japan Times» в 2018 году сообщила, что частные инвестиции США составляют около 70 миллиардов долларов.

Соединенное Королевство

В 2015 году правительство Великобритании выступило против запрета летального автономного оружия со словами: «международное гуманитарное право уже предоставило достаточно инструкций в этой области», но все виды оружия, используемые Вооруженными Силами Великобритании, должны находиться «под надзором и контролем человека».

Израиль

Совет

Израильский антилокационный дрон с самонаведением «Harpy» разработан для запуска механизированными подразделениями и способен самостоятельно совершать облет территории для поиска и уничтожения радаров по предустановленным признакам.

Южная Корея

Южнокорейская автоматическая турель «Super aEgis II», продемонстрированная в 2010 году, используется как в самой Южной Корее, так и на Ближнем Востоке. Она может определять, отслеживать и уничтожать движущиеся цели в радиусе 4 км.

Хоть, теоретически, технология может работать без вмешательства человека, на практике для ручного ввода исходных данных установлены предохранительные приспособления. Южнокорейский производитель утверждает: «Наше оружие не дремлет, в отличие от людей. Оно может видеть в темноте, чего не могут люди.

Поэтому наши технологии заполняют пробелы человеческих возможностей», и они хотят «попасть туда, где наша программа сможет понять, является ли цель другом, врагом, гражданским или военным».

Тенденции

По заявлениям «Siemens», мировые затраты на военную робототехнику составили 5,1 миллиардов долларов в 2010 году и 7,5 миллиардов долларов – в 2015 году.

Китай стал главным игроком в области исследования искусственного интеллекта в 2010-е годы. Согласно сведениям «Financial Times», в 2016 году, впервые за всю историю, Китай опубликовал больше документов по ИИ, чем весь Европейский Союз.

Если ограничить число документов по ИИ 5 % всех цитируемых документов, то Китай в 2016 году перегнал США, но отстал от Европейского Союза. 23 % исследователей, присутствовавших на конференции, организованной Ассоциацией по развитию искусственного интеллекта в 2017 году, были из Китая.

Эрик Шмидт, бывший председатель компании «Alphabet», предположил, что к 2025 году Китай станет страной-лидером в области ИИ.

Предложения по международному урегулированию

Обратите внимание

В начале 2007 года такие ученые, как профессор ИИ Ноэль Шарки, предупреждали о «начале гонки вооружений между высокотехнологичными государствами для разработки автономных подлодок, реактивных истребителей, линкоров и танков, способных находить цели и применять грубую силу без использования содержательных решений человека». В начале 2014 года специалист по ИИ, как, например, Стив Омохандро, предупреждали: «Гонка вооружений в области автономного оружия уже происходит». Майлз Брандэйдж из Оксфордского университета утверждал, что гонка вооружений с ИИ может быть несколько смягчена посредством дипломатии: «В ходе разных гонок вооружения в прошлом мы видели, что сотрудничество и диалог могут приносить много пользу». В 2017 году свыше сотни экспертов подписали открытое письмо, призывающее ООН обратить внимание на летальное автономное оружие. Однако, в ноябре 2017 года на сессии ООН, посвященной Конвенции о конкретных видах обычного оружия», дипломаты даже не смогли договориться о том, как определять подобное оружие. Посол Индии и председатель Конвенции заявил, что согласование этих правил останется делом далекого будущего. По состоянию на 2017 год 22 страны призвали к полному запрещению летального автономного оружия.

Многие эксперты предполагают, что попытки полностью запретить роботов-убийц, вероятно, провалятся. В отчете из Центра международных и научных проблем имени Белфера при Гарвардском университете 2017 года делается предположение, что ИИ может стать таким же способным к трансформации, как и ядерное оружие.

Далее в отчете говорится: «Предотвращение расширенного военного использования ИИ, вероятнее всего, невозможно» и «должны преследоваться самые скромные цели безопасности и эффективного управления технологиями», как, к примеру, запрет прикрепления аварийного переключателя с ИИ к ядерному арсеналу.

Отчасти невыполнимыми они являются потому, что обнаружить нарушения договора будет крайне тяжело.

Другие реакции на автономное оружие

В 2015 году открытое письмо, призывающее запретить летальные автоматические оружейные системы, было подписано десятками тысяч граждан, в числе которых были такие ученые, как физик Стивен Хокинг, руководитель «Tesla» Илон Маск и руководитель «Apple» Стив Возняк.

Профессор Ноэль Шарки из Шеффилдского университета предупреждал, что автономное оружие неизбежно попадет в руки террористических групп типа Исламского государства.

Отказ от сотрудничества

Многие западные технологические компании подозреваются в чрезмерно близкой ассоциации с военной верхушкой США из-за страха потерять доступ к китайскому рынку. Более того, некоторые исследователи, как, например, Демис Хассабис из «DeepMind», идеологически отказываются сотрудничать с военными.

К примеру, проект «Maven» — проект Пентагона, предполагающий использование машинного обучения и инженерных навыков для различения людей и объектов на видео дронов, был указан в меморандуме заместителя министра обороны США от 26 апреля 2017 года.

Важно

Также известный под названием «Комплексная команда по алгоритмическим методам ведения войны», он, по словам генерал-лейтенанта ВВС США Джека Шаханана от ноября 2017 года, проект «является пилотным, тем первопроходцем, той искрой, что разожжет пламя горения искусственного интеллекта для остальных людей из Министерства [Обороны]». Его начальник, полковник морской пехоты Дрю Кьюкор, отметил: «Люди и компьютеры будут работать вместе для увеличения способности оружейных систем к обнаружению целей». На втором техническом саммите «Defense One» в июле 2017 года он заявлял, что инвестиции во «взвешенный трудовой процесс» были профинансированы Министерством [Обороны] через его «возможности по быстрым закупкам» на «следующие 36 месяцев».

Источник: http://news-time24.ru/vooruzhenie/gonka-vooruzhenij-2-0-i-prichem-tut-ii.html

Средства ПВО объединят искусственным интеллектом

Российские Воздушно-космические силы впервые испытали автоматизированную систему управления (АСУ) средствами ПВО с элементами искусственного интеллекта.

АСУ-ПВО позволяет объединить в единый ударный кулак зенитные ракетные системы (ЗРС) С-300 и С-400, зенитные ракетно-пушечные комплексы (ЗРПК) «Панцирь» и современные радиолокационные системы.

Комплекс в автоматическом режиме анализирует воздушную обстановку и выдает рекомендации на применение вооружения. По словам экспертов, это значительно повысит скорость реагирования частей и соединений ПВО.

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, уже проводятся опытные учения с применением новой АСУ. В частности, весной нынешнего года система была испытана на базе одного из зенитно-ракетных полков 14-й армии ВВС и ПВО. Ее эффективность оценивается совместно с представителями профильного направления оборонной промышленности. Планируется, что новинку передадут в войска уже в этом году.

С принятием на вооружение новой АСУ, дивизии и полки ПВО смогут оперативно реагировать на изменение боевой обстановки. Сегодня каждая зенитно-ракетная система и радиолокационный комплекс имеют собственные системы управления.

Информация, поступающая от них, сводится воедино на командном пункте полка или дивизии и анализируется офицерами управления.

Теперь эти данные будут обрабатываться в режиме реального времени с использованием элементов искусственного интеллекта.

Совет

Новая АСУ-ПВО будет в автоматическом режиме отображать полную картину воздушной обстановки. Цели классифицируют на одиночные или групповые, сообщат их тип, уровень опасности, скорость, высоту и направление полета. Командир получит полную картину действий противника и рекомендации по его уничтожению.

Это позволяет принять точное решение, рационально распределить подчиненные силы и средства. Уменьшается время принятия решения, облегчается распределение целей между средствами поражения.

У командира полка появится возможность вести бой в широком диапазоне высот — от сотен километров до нескольких метров — и на дальности до сотен километров.

Благодаря АСУ-ПВО появится возможность в автоматизированном режиме отражать массированный ракетный удар одновременно несколькими типами зенитных систем, используя сильные стороны каждой. Можно будет создать несколько рубежей ПВО.

Например, совместно использовать ЗРС С-400 «Триумф», эффективно работающие на больших высотах, и зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С», который хорош в ближнем бою.

Это позволит эффективно уничтожать самолеты, отражать массированный удар крылатых и баллистических ракет, малоразмерные беспилотники и снаряды реактивных систем залпового огня.

Читайте также:  Опрос: почему реалистичные роботы настолько страшны?

В современной концепции противовоздушной обороны централизованное управление и автоматизация — это главные принципы ее построения, рассказал «Известиям» генерал-лейтенант Александр Горьков, бывший начальник зенитных ракетных войск.

— Новая АСУ сократит время на доведение задач, повысит точность целеуказания, — рассказал эксперт. — Превратятся в одно целое разнородные силы ПВО малой, средней и большой дальности. Собранная в автоматическом режиме информация будет максимально быстро обобщена и передана на командные пункты. Это очень важно при современных скоростях самолетов и высокой плотности воздушных атак.

По данным ежегодного издания Международного института стратегических исследований The Military Balance, на вооружении российских Военно-космических сил — 126 дивизионных комплектов С-300, 46 дивизионов С-400.

Обратите внимание

Дивизионы ЗРПК «Панцирь-С» включаются в состав полков С-400 в качестве средства обороны от крылатых и противорадиолокационных ракет в ближней зоне.

В этом году ВКС получит 10 комплектов С-400 «Триумф» и комплексы ПВО «Панцирь.

Источник: https://iz.ru/733333/aleksandr-kruglov-aleksei-ramm-evgenii-dmitriev/sredstva-pvo-obediniat-iskusstvennym-intellektom

Летчик-ас проиграл искусственному интеллекту и был сбит в виртуальном воздушном бою

Искусственный интеллект, выигравший у человека в го и сёги, одолел человека и в воздушном бою.

Искусственный интеллект для управления истребителями ALPHA, совместно разработанный Университетом Цинциннати, промышленными кругами и ВВС США, провел виртуальный воздушный бой с бывшим летчиком-асом американской армии и одержал в нем уверенную победу.

Более того, стоимость оборудования, которое управляло искусственным интеллектом, составила всего 35 долларов. Похоже, что воздушные бои будущего будут происходить без участия человека. Их будут вести беспилотные истребители.

Непобедимый король воздушного боя

Вся комната покрыта панелями, на которых изображено голубое небо. Опытный летчик в кресле пилота, расположенном по центру, ведет виртуальный воздушный бой с самолетом, управляемым искусственным интеллектом.

Полковник ВВС США в отставке Джин Ли принимает участие в имитации воздушного боя против искусственного интеллекта

Действие происходит в крупном развлекательном центре. О победе искусственного интеллекта в виртуальном пространстве в конце июня сообщили университетский журнал, Newsweek и Daily Mail.

С ALPHA, который аспиранты университета разработали совместно с промышленностью и властями, сражался бывший полковник военно-воздушных сил США Джин Ли (Gene Lee). Ли — летчик-ас, окончивший Школу по отработке боевого применения истребителей. Его навыки не вызывают сомнений.

Однако в ходе воздушного боя с ALPHA Ли ни разу не удалось сбить самолет противника, в то время как ALPHA сбивал опытного пилота несколько раз. Ли высоко оценил искусственный интеллект: «Из тех искусственных интеллектов, что я видел, ALPHA демонстрирует самую быструю реакцию. Он мощный и надежный».

Важно

Свой первый опыт виртуальных боев с искусственным интеллектом Ли получил еще в 1980-х годах. Летчик признается, что был удивлен скоростью реакции и сознанием ALPHA. «Он осознавал мои намерения и моментально реагировал на мои действия, когда я менял положение своего самолета и готовился атаковать его ракетами.

По мере необходимости ALPHA быстро переходил из атаки в оборону», — отмечает Ли. «Современные летчики и предыдущие искусственные интеллекты не могут сравниться с ALPHA в скорости движения и действиях на опережение», — хвалит Ли ALPHA. Это касается не только боя один на один.

В одном из виртуальных боев против ALPHA сражались два пилота на двух истребителях. Искусственный интеллект победил, одновременно управляя четырьмя самолетами. Более того, удивительно то, что для управления ALPHA использовался компьютер стоимостью всего 35 долларов.

Лучший пилот — Raspberry Pi с нечеткой логикой

В прошлой статье я писал о компьютере Raspberry Pi, который был разработан для британских школьников и продается по низкой цене. Американский журнал Newsweek подчеркивает, что железом для Alpha стал именно этот Raspberry Pi за 35 долларов.

В настоящее время на подготовку одного пилота истребителя уходит примерно 500 миллионов йен. Для того чтобы вырастить аса, требуется еще больше денег, однако специальная программа, установленная на Raspberry Pi, позволяет сделать это за 35 долларов.

Группа специалистов во главе с выпускником университета Ником Эрнстом (Nick Ernest), который также участвовал в разработке, применила способ управления на основе команд, а не цифр.

Благодаря этому стало возможно отдавать технике нечеткие команды: не «увеличить за 20 секунд высоту на тысячу метров, двигаясь в направлении 300-330 градусов», а «быстро подняться в северо-западном направлении».

Благодаря использованию подобной нечеткой логики удалось применить «генетическую систему нечеткого дерева принятия решений» (genetic fuzzy tree system), которая позволяет качественно ускорить принятие решений.«Нихон кэйдзай»01.05.2016ИноСМИ02.03.2015Bellingcat17.01.2016Санкэй симбун14.03.2016ИноСМИ03.01.

Совет

2016Кроме того, искусственный интеллект был наделен способностью просчитывать около тысячи комбинаций сложного воздушного боя. Скорость вычисления в 250 раз превышает скорость моргания человеческого глаза.

ALPHA мгновенно реагирует на действия вражеского самолета, выбирает наиболее подходящую тактику и адаптируется к последующим событиям. Профессор Университета Цинцинатти Кэри Коэн (Kerry Cohen), принимавший участие в разработке, приводит пример, когда компьютер Deep Blue, разработанный компанией IBM в 1997 году, одолел шахматного гения Гарри Каспарова. По его словам, в этом случае шахматы заменил беспилотник.

В первую очередь это виртуальный инструктор

Примерно 55 лет назад последним управляемым истребителем считался Lockheed F-104 Starfighter. В воздушных силах самообороны Японии ему даже дали прозвище «слава», поскольку он долгое время стоял на страже воздушных границ Японии.

«Последним» его называли по той причине, что в то время преобладала теория о том, что наземные ракетные системы вытеснят самолеты. Однако развитие ракетных систем проходило не так быстро, как предполагали специалисты.

Поскольку сенсоры и системы наведения не отличилось надежностью, появилось много управляемых истребителей, которые могли эффективно вести воздушный бой. В последние годы применяются автономные ракеты воздух — воздух, которым не требуется управление с самолета.

Между тем, появление ALPHA означает, что параллельно с теорией об абсолютном превосходстве ракет в ближайшем будущем могут стать реальностью беспилотные истребители.«В будущем беспилотные истребители, управляемые ALPHA, могут стать многообещающими членами команды», — говорит Коэн.

Они могут войти в состав управляемой пилотажной группы, где будут получать приказы от командира группы и давать советы летчикам в зависимости от военной тактики и ситуации.

Однако сказать однозначно, будут ли в ближайшее время разрабатываться беспилотные истребители, пока нельзя.

Программа ALPHA можно запустить на дешевом Raspberry Pi. По словам представителей университета, программы виртуального воздушного боя, включая ALPHA, можно будет запускать на обычных компьютерах. Наиболее реален вариант, при котором дешевые системы моделирования с использованием ALPHA будут применять для тренировки пилотов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Обратите внимание

Полковник ВВС США в отставке Джин Ли принимает участие в имитации воздушного боя против искусственного интеллекта.Полковник ВВС США в отставке Джин Ли принимает участие в имитации воздушного боя против искусственного интеллекта.© public domain, Lisa Ventre, University of Cincinnati© public domain, Lisa Ventre, University of Cincinnati

Агрегатор новостей 24СМИ

Источник: https://inosmi.ru/science/20160720/237262458.html

Интеллект истребителя против человека

Министерство обороны России заявило о повышении интенсивности боевой учебы армейской авиации Южного военного округа в этом году на 30 процентов.

Военные намерены освоить около 50 новых самолетов и более 20 вертолетов, что поступят на вооружение в 2015 году.

А через год войска получат авиационный комплекс Т-50, сочетающий в себе массу уникальных особенностей, в том числе — функции ударного самолета и истребителя.

Первый в России серийный боевой самолет 5-го поколения разработали конструкторы «Сухого», а строят на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Обладающий искусственным интеллектом Т-50 невидим для радаров противника, а его примерная стоимость доходит до 100 миллионов долларов.

Усиление воздушного присутствия

В этом году количество летно-тактических учений пилотов армейской авиации Южного военного округа возрастет на 30 процентов. Как правило, учения будут проводиться в сложных погодных условиях, ночью и в горной местности.

Например, вертолетчикам авиабазы в Краснодарском крае предстоит отработать сопровождение колонн, переброску и высадку тактического воздушного десанта, огневую поддержку действий штурмовых отрядов и другие сложные задачи.

Всего в этом году с краснодарскими экипажами будет проведено более 25 учений различного масштаба на территории Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, а также республик Северного Кавказа, сообщила пресс-служба Южного военного округа.

Важно

Таким образом пилоты не только повысят свои навыки, но и освоят более 70 единиц новой авиационной техники, которая поступит на вооружение в войска Южного округа в соответствии с планом переоснащения.

В частности, летчики ожидают прибытия с заводов-изготовителей России истребителей-бомбардировщиков Су-34, многоцелевых истребителей Су-30СМ, Су-30М2, многоцелевых самолетов-амфибий Бе-200, а также транспортно-штурмовых вертолетов Ми-8АМТШ «Терминатор» и ударных боевых Ми-28Н.

Поставки нового вооружения на юг увеличиваются почти в два раза — в прошлом году в войска поступило более 40 единиц новых и модернизированных самолетов и вертолетов, оснащенных мощным ракетно-пушечным вооружением, новейшими средствами связи, тепловизионной системой наблюдения, как следует из данных Минобороны.

Читайте также  Испытания второго истребителя Т-50 прошли успешно

Но больше всего ожидают главную новинку отечественного военно-промышленного комплекса — боевой самолет пятого поколения Т-50.

Его принципиально новый комплекс авионики, интегрирующий функцию «электронного пилота», и перспективная радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, значительно снизят нагрузку на пилотов и позволят им сконцентрироваться на выполнении тактических задач.

Т-50 уже успели окрестить «самолетом с искусственным интеллектом» с подачи начальника Генерального штаба Вооруженных сил России Николая Макарова. По его словам, российский самолет будет обладать рядом преимуществ перед американским аналогом — F-22 Raptor, и прежде всего — «высоким, практически человеческим интеллектом».

Неуступчивый невидимка

Информацию о превосходстве российского самолета над заокеанским соперником на днях подтвердил и Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев, который анонсировал начало поставок Т-50 в российские войска в 2016 году.

«Авиация живет, с каждым годом растет ее количество, увеличиваются ее возможности.

Пока приходят самолеты поколения 4++, ну а со следующего года мы начнем получать Т-50 — самолет пятого поколения, который ничем не уступает американским F-22, а по большинству показателей и превосходит его», — подчеркнул Бондарев.

Если судить по открытым данным, которые из соображений секретности могут отличаться от реальных показателей, то проект многофункционального многоцелевого истребителя Т-50 не зря выиграл конкурс на право участия в программе «Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации» (ПАК ФА).

Совет

Самолет полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью благодаря бесфорсажной работе двигателей, способен маневрировать с большими перегрузками и оснащен передовой электроникой.

ОКБ Сухого создало самолет-невидимку с беспрецедентно низким уровнем радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности.

Этого удалось добиться благодаря аэродинамической компоновке, снижению заметности двигателя и применению композиционных материалов в конструкции. Порядка 70 процентов обшивки истребителя 5-го поколения выполнено из полимерных углепластиков разработки Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов.

Читайте также  Дебют ПАК ФА заставил США задуматься

Ожидается, что длина серийного самолета составит 22 метра, высота — 5,3 метра, а размах крыла — 14,2 метра. Максимальная скорость — 2500 км/ч, а потолок полета — 20 километров.

Бортовое оборудование самолета позволит осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и между самолетами авиагруппы.

За сбор информации отвечает принципиально новый комплекс радиолокации — на самолете будет установлено целых 6 интегрированных систем обнаружения целей.

Это не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор активных и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, разнесенных по всей поверхности самолета, фактически составляющих «умную обшивку». Благодаря такой серьезной информационной поддержке управляться с истребителем будет всего один пилот.

Для боя на средней дистанции истребитель получит ракету РВВ-СД класса «воздух-воздух», предназначенную для высокоэффективного поражения различных самолетов, вертолетов и крылатых ракет в любое время суток, в том числе и в режиме многоканального обстрела на дальности до 110 км. Автономность применения этой ракеты по принципу «пустил-забыл» обеспечивает комбинированная система наведения — инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением.

Обратите внимание

В качестве ракет «воздух-поверхность» предполагается использование новой противорадиолокационной ракеты Х-58УШКЭ со складным оперением, а также противокорабельной ракеты типа Х-35. Считается, что Т-50 получит как минимум одну сдвоенную пушку калибра 30 мм, установленную в фюзеляже, а также 16 точек подвески для боевой нагрузки.

Читайте также:  Ученые создают мораль для роботов будущего

Что касается стоимости супер-самолета, то по словам президента России Владимира Путина его создание обошлось стране в 60 миллиардов рублей. При этом, по словам президента, серийное производство самолета выйдет в 2,5-3 раза дешевле его зарубежных аналогов. Давний партнер ВПК России — Индия уже заявила, что готова закупать эти самолеты даже по цене 100 миллионов долларов за один Т-50./Владислав Жуковский, svpressa.ru/

Источник: https://army-news.ru/2015/02/intellekt-istrebitelya-protiv-cheloveka/

Искусственный интеллект для самолётов: будущее авиации

На сегодняшний день специалисты уверены в том, что уже в течение ближайших 15-20 лет, компьютеры смогут успешно заменить человека, причём, относится это не только к сфере, где требуется проведение точных расчётов, но и в сфере авиации, где от квалифицированных действий пилота, зависит не только успешность производимого перелёта, но и судьба пассажиров находящихся на борту. К сожалению, на сегодняшний день авиакатастрофы зачастую происходят из-за ошибок допускаемых в ходе пилотирования, а это десятки и сотни человеческих жертв ежегодно, однако, специалисты из США полагают, что к 2030 году, компьютеры уже смогут беспрепятственно управлять самолётами, причём, гораздо более эффективно чем люди.

В ходе недавно проведённых экспериментов, стало известно о том, что на территории США уже создан искусственный интеллект (ИИ), который своими действиями превосходит интеллект человека.

В частности, в минувшем месяца американские учёные оснастили компьютер программой искусственного интеллекта, который должен был управлять военным самолётом, и каково же было удивление специалистов, когда обычный компьютер смог «победить», причём неоднократно, специалиста по боевой тактике. На создание искусственного интеллекта ушло не так уж и много времени – всего лишь несколько месяцев, однако, подобное открытие уже назвали весьма значимым, тем более что, сфера внедрения ИИ может быть гораздо шире, начиная от мониторинга положения воздушных судов в пространстве, и оканчивая управлением гражданскими и военными летательными аппаратами.

Специалисты полагают, что оснащение искусственного интеллекта заранее заложенными правилами позволит обеспечить более высокий уровень безопасности , в частности, компьютерная программа беспрепятственно сможет произвести посадку самолёта в аэропорту даже в сложных метеорологических условиях, обеспечить безопасность полёта в случае возникновения какого-либо технического отказа (например в случае выхода из строя одного из двигателей), обойти штормовой фронт в случае непогоды. Эти частные примеры не более чем демонстрация самых простых возможностей ИИ при внедрении его в сферу авиации, однако, существуют и другие, более сложные задачи, например, управление теми же боевыми самолётами в беспилотном режиме, тестовые испытания новой воздушной техники и т.д.

В настоящий момент работа в этом направлении ведётся весьма активно, тем более, что уже через два десятилетия, востребованность в этом будет просто колоссальной.

Костюченко Юрий специально для Avia.pro

Источник: http://avia.pro/blog/iskusstvennyy-intellekt-dlya-samolyotov-budushchee-aviacii

Ввс израиля – 4-е в мире

Ведущие авиационные эксперты составили список пяти сильнейших военно-воздушных сил мира, который опубликовало издание National Interest. Это – США, Китай, Россия, Израиль и Великобритания.

По прогнозу аналитиков, авиация этих стран будет до 2030 года, как и сегодня, доминировать в различных сценариях конфликтов – от единичных акций против террористов (количество которых будет расти) до полномасштабной войны в том или ином географическом пространстве.

Эти страны обладают большим количеством техники, имеющей высокое или относительно высокое качество, современными методами быстрого реагирования, средствами воздушной разведки и глобального контроля.

Король воздуха, уже занявший свой трон – истребитель-невидимка F-35 Lightning II, выполненный по технологии Stealth. Это – комплекс способов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов и покрытий.

В консорциум производителей F-35 во главе с корпорацией Lockheed Martin входят мировые лидеры в сфере технологий, авионики и авиадвигателей. Это – американские компании Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и британская British Aerospace (BAE Systems).

F-35 обеспечивает независимость тактических операций от наземных средств противника – ни один радар в мире эти истребители не видит.

Уровень автоматизации самолета таков, что пилот, практически, не следит за приборами и полетными характеристиками самолета, а сосредоточен на выполнении задания.

Тем самым резко возрастает надежность полета и значительно уменьшается его зависимость от, так называемого, человеческого фактора.

В разработке F-35 участвовала также израильская компания Elbit Systems – для взаимодействия с ней Lockheed Martin открыла в Израиле технологический центр.

Израильские исследователи и инженеры создали для F-35 оригинальное крыло, композитные материалы, элементы авионики и высокотехнологичный шлем пилота, многие элементы которого засекречены.

Важно

Принятие на вооружение израильского варианта шлема тем более радует, что это первенство Elbit выиграл у одного из мировых лидеров – британского концерна BAE Systems.

Именно в связи с этим, по мнению аналитиков, стоимость истребителей для Израиля снизилась до $90 млн, в то время как для остальных стран он стоит, в среднем, на 30% дороже.

В конце июня 2011 года ВВС Израиля направили своих специалистов в США, где они возглавили группу, занимающуюся разработкой израильской версии истребителя — F-35I. Совместно с инженерами Пентагона и компании Lockheed Martin они осуществили интеграцию израильских технологий в новом самолете.

По договоренности с израильтянами, американцы долгое время скрывали «израильские элементы» F-35 – до тех пор, пока Саудовская Аравия и Эмираты, приобретая эти истребители на сумму в десятки миллиардов долларов, потребовали оснастить их не «родной», а израильской авионикой, приспособленной для ведения боевых действий в условиях Ближнего Востока.

ВВС США имеют полный набор высших показателей воздушной мощи: это и самолеты всех без исключения типов, и собственная элементная база, позволяющая производить все необходимое для войн в воздухе, глобальной разведки, ведения сете-центрических войн с участием ВВС.

США отличаются от остальных тем, что сами производят свою авиационную технику, практически, без помощи иностранных компаний. Исключение составляют лишь 2 страны – Великобритания и Израиль, которые поставляют для американских истребителей свои разработки – авионику, оружие, шлемы, аксессуары.   

Все остальные страны значительно уступают США по всем параметрам, особенно – в части высоких технологий и качества техники.

США критикуют за высокую стоимость истребителей. Но критики лукавят: не стоимость определяет приобретение оружия – его выбирают по критерию «эффективность/цена», по которому F-22 Raptor и F-35 Lightning II значительно опережают своих конкурентов, которые тоже не дешевые, но намного менее эффективные. Впрочем – их еще и нет в природе.

Применение современных истребителей благодаря их эффективности экономит средства на ведение войн, так как снижает продолжительность военного конфликта.

К 2030 году ВВС США будут иметь 187 многоцелевых истребителей V поколения F-22, 178 всепогодных истребителей поколения IV++ F-15C с радиолокационными системами и датчиками в инфракрасном спектре.

Но главную силу ВВС США составят 1800 истребителей-бомбардировщиков V поколения F-35 – «невидимки», которых радары противника не видят.

На вооружении будут также состоять самолеты-заправщики Boeing KC-46 Pegasus и 100 бомбардировщиков-невидимок B-21.

Немаловажно и то, что США (вместе с Израилем) значительно оторвались от конкурентов в области создания беспилотных летательных аппаратов.

Ну, и конечно, эксперты учитывают то, что США уже (судя по многим событиям) имеют прототип истребителя VI и даже VII поколения – как пилотного, так и беспилотного.

ВВС Китая, по мнению экспертов, прогрессируют – количество самолетов воздушного флота уменьшается, а качество растет.

Тем не менее, к 2030 году ВВС Китая будут состоять, в основном, из истребителей поколения IV и IV+, значительно отставая от США. Речь о самолетах Су-30 и серии J с номерами 10, 11 и 15.

В планах Китая – создание истребителя V поколения, заявленного как J-20 и J-31. Однако пока уровень развития технологий в Китае не позволяет создать современный истребитель.

Китай имеет также Y-20 – тяжелый военно-транспортный самолет, весьма посредственный – с точки зрения современных технологий, а также группу самолетов-заправщиков.

Китай расширяет и разнообразит парк самолетов поддержки – разрабатывает собственные самолеты раннего предупреждения и разведки, воздушные танкеры и беспилотные летательные аппараты, самый интересный из которых – «Божественный орел». Но все они пока лишены главного – технологической перспективы по боевому применению.

ВВС России, которые после II Мировой войны долгое время были сильнейшими в мире, а потом первенство уступили американцам и европейцам, сегодня переживают «второе рождение». Его определяют как количественное – армия регулярно получает новые истребители. Но в отношении качества необходимо отметить – они разработаны еще в конце 90-х годов, хотя их и модернизируют.

Эксперты издания National Interest считают – если развитие событий пойдет по оптимальному для России варианту, то ВВС страны к 2030 году могут стать 2-й после США по огневой мощи.

Наилучшими условиями для российской экономики эксперты назвали повышение цен на нефть, выход из состояния рецессии, снятие санкций и рост экспорта товаров.

Но даже при худшем сценарии ВВС России, уверены эксперты, войдут в десятку лучших.

В России анонсированы 2 важнейшие разработки – истребитель V поколения Т-50 и стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения.

Обладая лучшей среди истребителей мира аэродинамикой, Т-50 пока удовлетворяет лишь требованиям IV поколения – сказывается отставание в технологиях и элементной базе.

Аэродинамика – это важно для самолета, но сегодня воздушных боев между истребителями, где аэродинамические характеристики играли жизненно важную роль, уже нет.

Сегодня решающую роль, как было сказано выше, играет эффективность применения истребителей, а это зависит от его «интеллекта», определяемого уровнем развития технологий. 

Говорить о российском ракетоносце нового поколения, который будет малозаметным, способным нести ядерные заряды, не приходится – его пока нет. Однако сомнений в том, что он будет создан – тоже нет. Он должен будет заменить сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 Blackjack и ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М (BACKFIRE – по классификации НАТО).

Но характерная деталь – слово «бомбардировщик» в авиации передовых стран мира сегодня применяется только в сочетании со словами «умные бомбы», а для их производства тоже нужны технологии.

Кадры, где Ту-160 в Сирии раскрывают отсек и сбрасывают на террористов Фронт ан-Нусра дождь бомб, летящих под собственным весом – исторические, в будущем вы их не увидите – бомбы в старом понимании уходят в прошлое как неточное оружие. 

В отношении ВВС России эксперты отмечают негативное влияние на их развитие скромного оборонного бюджета, усугубленного санкциями, бюрократией и коррупцией.

ВВС Израиля эксперты поставили на 4-е место, считая, что это самая боеспособная авиация на Ближнем Востоке, которая и через несколько лет будет самой мощной в регионе. Мнение экспертов – к 2030 году Израиль продвинется вверх в военно-воздушной «табели о рангах».

Но если от США Израиль сегодня отстает и по количеству самолетов и по их качеству, то от Китая и России – только по количеству, опережая их самолетный парк в части технологий – авионики и вооружений.

Тем не менее, необходимо отметить – Россия сама производит свои самолеты, а Израиль летает, в основном, на американской технике, в составе которой, правда, как уже было сказано, содержится множество израильских патентов и разработок.

Сегодня ВВС Израиля состоят из 58 истребителей F-15A и F-15C, 25 истребителей F-15I и 312 многоцелевых истребителей F-16.

Для прогнозируемого экспертами будущего технологического лидерства в части ВВС, Израилю необходимо перевооружить свой военно-воздушный флот, так как к тому времени большинству истребителей будет более 40 лет. И этот процесс уже начался: на смену F-15 приходят F-35.

В октябре 2010 года Израиль подписал договор о закупке 50 истребителей F-35 по цене $90 млн (в среднем), и получил разрешение на установку целого ряда дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений. Тех, что позже попросили установить на их самолеты арабы.

Читайте также:  Военные сша разрабатывают нейронные имплантаты для восстановления слуха и зрения

Новый качественный этап в истребительной авиации Израиля начался 12 декабря 2016 года: в этот день на военной авиабазе в Неватим приземлились 2 первых истребителя. К этому времени группа израильских пилотов и техников прошли обучение на базе Пентагона в США.

В ночь на 13 января 2017 года на военном аэродроме Меззе – важной стратегической авиационной базе правительственных войск Сирии, в 5 км от президентского дворца в Дамаске, прогремели несколько мощных взрывов.

В результате ракетного удара разгорелся сильный пожар, который долгое время не могли потушить, и погибли высокопоставленные офицеры сирийской армии и Хизбаллы. И это произошло не случайно.

Израиль все последние годы внимательно следит за поставками иранских ракет в адрес Хизбаллы.

Ливан запрещает делать это через свою территорию, и потому шииты используют для этих целей аэропорт Меззе – и акция новых израильских F-35, а это, по мнению военных экспертов, были именно они, превратила ракеты «земля-земля», а также зенитные и противокорабельные ракеты Хизбаллы в груду железа.

Обращает на себя внимание тот факт, что действия «невидимок» не зафиксировали радары сирийских ПРО.

ВВС Великобритании – Королевские военно-воздушные силы, на 5-м месте рейтинга, и они сохранят свое место к 2030 году.

К этому времени под британским флагом будут летать 160 мощных многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon, оснащенных управляемыми авиационными бомбами с лазерным наведением серии Paveway производства американской корпорации Rockwell Automation.

На смену сегодняшним боевым реактивным самолетам Panavia Tornado к 2030 году в Королевские ВВС поступят 138 F-35B.

2030 год – эра беспилотных летательных аппаратов (БЛА), оснащенных искусственным интеллектом, «умным» оружием, в том числе – лазерным. За ними – будущее ВВС мира.

Сегодня рейтинг этого класса с большим отрывом от преследователей возглавляют США и Израиль. Лидер экспорта боевых БЛА – Израиль. Основные импортеры – страны Европы, Индия, арабские страны, Австралия, Япония, Россия.

Соперник БЛА, которого они призваны вытеснить – F-35, эксплуатация которого все ближайшие годы и должна настроить интеллект лучших БЛА в 2030 году.

Источник: https://newrezume.org/news/2017-04-16-20589

Полет за предел возможностей

Крылатые ракеты Х-101, примененные против укрепленных пунктов террористов в Сирии, подтвердили свои уникальные ТТХ. И это лишь одно наименование из широчайшей номенклатуры изделий корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

В 2016 году объем ее производства вырос на сотни единиц ВВСТ, освоена новая продукция. Выручка превысила 172 миллиарда рублей, консолидированная чистая прибыль – 17 миллиардов. КТРВ – один из лидеров рейтинга крупнейших оборонных предприятий мира.

О том, как создается оружие, часто не имеющее аналогов, «Военно-промышленному курьеру» рассказал генеральный директор корпорации Борис Обносов.

– Борис Викторович, какими силами решаются уникальные задачи? Насколько полезен оказался боевой опыт ВКС в Сирии?

– Сегодня в корпорацию входит около 30 предприятий, общая численность – почти 51 тысяча человек.

Боевой опыт наших Воздушно-космических сил в Сирии неоценим.

Совет

Он позволил своевременно внести необходимые коррективы в тактико-технические характеристики выпускаемых изделий, установить более тесный рабочий контакт с Министерством обороны.

В частности, согласовать дальнейшие действия в производстве продукции, достижении необходимых характеристик, ценовой политике. Если раньше по ряду этих вопросов были какие-то расхождения, то сейчас их фактически нет.

В 2017 году будет доведен до готовности еще ряд образцов ВВСТ как по авиационной, так и по подводной тематике.

Сегодня заканчивается формирование ГПВ-2025. Мы уверены, что у высокоточного оружия, которое позволяет успешно бороться с целями, определяющими ход и исход войны, хорошие перспективы.

– Корпорация выпускает сложнейшие изделия с полностью цифровым бортом. Их носители служат 30–40 и более лет. А есть ли возможность продлить жизненный цикл электронных устройств и бортовых систем?

– Именно этот подход лежит в основе нашей идеологии по разработке изделий – максимально продлить сроки эксплуатации. Каждый раз что-то создавать с нуля было бы нерационально. Так работают американцы, другие так называемые партнеры.

Наше известное изделие – ракета Х-25, например, прошла за многие годы несколько этапов модернизации и сегодня успешно применяется в войсках, что как раз говорит о последовательности и сохранении в работе лучших традиций наших предшественников.

По такому же принципу построена новейшая модульная ракета Х-38МЭ. На МАКС-2017 была представлена модификация ракеты с лазерной головкой наведения. Сегодня дорабатывается вариант с тепловизионной системой.

Следующий этап – изделие с радиолокационной ГСН. Кстати, на основе Х-38МЭ создано изделие «Гром-Э» (ракетно-бомбовое вооружение в двух вариантах), в которое также заложен большой модернизационный потенциал.

Многие наши вооружения показали: при наличии надежной элементной базы мы можем поддерживать боевую эффективность изделий (жизненный цикл) 25–30 лет, что позволит говорить о паритете с нашими потенциальными противниками в этой области.

– Президент России высоко отозвался о вашей новейшей крылатой ракете Х-101, которая успешно отработала в боевых условиях Сирии. Каковы ее тактико-технические характеристики?

– Не скрою, приятно было услышать высокую оценку работы КР Х-101. Что касается ТТХ, то некоторые из них в СМИ уже промелькнули, не буду конкретизировать. Они близки к реальным данным. Сказал о них и Верховный главнокомандующий.

Обратите внимание

Сегодня по таким параметрам, как дальность, стоимость, боевая эффективность, ни одно изделие конкурентов даже рядом не стоит. Аналогов Х-101 в мире нет.

А у нас есть хорошая перспектива эти характеристики существенно улучшить в дальнейшем.

На самом деле изделие очень непростое и далось нам огромным умственным и физическим напряжением разработчиков, испытателей и рабочих.

В том числе и представителей Министерства обороны, без которых невозможно было бы подтвердить боевую эффективность Х-101.

И это тот самый пример, где мы (КТРВ и МО РФ) показали самое тесное взаимодействие, оправдали надежды руководства страны на создание непревзойденного оружия. Для нас это серьезное испытание, хороший побуждающий стимул идти дальше.

– Сегодня на Западе все чаще ставится в повестку дня вопрос о создании оружия с искусственным интеллектом. Вы отслеживаете эти процессы?

– Мы видели, когда американцы в той же Сирии применили оружие, которое уже в полете можно перенаправлять на другие цели, ставить новые задачи. Но это не означает, что подобное оружие уже создано. Об этом можно будет говорить тогда, когда ракета (снаряд) сама будет выбирать при подлете наиболее важную цель.

Подобные работы ведутся и у нас. Это очень серьезная область, где необходимы и фундаментальные, и прикладные исследования. Определенные успехи в этой области есть, хотя для их воплощения в конкретных изделиях потребуется еще значительное время.

– Но в создании гиперзвуковой ракеты у вас, судя по некоторым данным, наблюдается явный прогресс?

– С гиперзвуковой тематикой мы продолжаем работать. Причем по нескольким направлениям.

Первое – баллистическое. Например, космический корабль на одном из этапов полета двигается со скоростью 10–15–20 Махов. Это происходит в разряженной атмосфере. А потом идет маневрирование головной части в плотных слоях атмосферы.

Источник: https://vpk-news.ru/articles/38497

Интеллект истребителя против человека

Министерство обороны России заявило о повышении интенсивности боевой учебы армейской авиации Южного военного округа в этом году на 30 процентов. Военные намерены освоить около 50 новых самолетов и более 20 вертолетов, что поступят на вооружение в 2015 году.

А через год войска получат авиационный комплекс Т-50, сочетающий в себе массу уникальных особенностей, в том числе — функции ударного самолета и истребителя. Первый в России серийный боевой самолет 5-го поколения разработали конструкторы «Сухого», а строят на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.

Обладающий искусственным интеллектом Т-50 невидим для радаров противника, а его примерная стоимость доходит до 100 миллионов долларов.

Усиление воздушного присутствия

Важно

В этом году количество летно-тактических учений пилотов армейской авиации Южного военного округа возрастет на 30 процентов. Как правило, учения будут проводиться в сложных погодных условиях, ночью и в горной местности.

Например, вертолетчикам авиабазы в Краснодарском крае предстоит отработать сопровождение колонн, переброску и высадку тактического воздушного десанта, огневую поддержку действий штурмовых отрядов и другие сложные задачи.

Всего в этом году с краснодарскими экипажами будет проведено более 25 учений различного масштаба на территории Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, а также республик Северного Кавказа, сообщила пресс-служба Южного военного округа.

Таким образом пилоты не только повысят свои навыки, но и освоят более 70 единиц новой авиационной техники, которая поступит на вооружение в войска Южного округа в соответствии с планом переоснащения.

В частности, летчики ожидают прибытия с заводов-изготовителей России истребителей-бомбардировщиков Су-34, многоцелевых истребителей Су-30СМ, Су-30М2, многоцелевых самолетов-амфибий Бе-200, а также транспортно-штурмовых вертолетов Ми-8АМТШ «Терминатор» и ударных боевых Ми-28Н.

Поставки нового вооружения на юг увеличиваются почти в два раза — в прошлом году в войска поступило более 40 единиц новых и модернизированных самолетов и вертолетов, оснащенных мощным ракетно-пушечным вооружением, новейшими средствами связи, тепловизионной системой наблюдения, как следует из данных Минобороны.

Но больше всего ожидают главную новинку отечественного военно-промышленного комплекса — боевой самолет пятого поколения Т-50.

Его принципиально новый комплекс авионики, интегрирующий функцию «электронного пилота», и перспективная радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, значительно снизят нагрузку на пилотов и позволят им сконцентрироваться на выполнении тактических задач.

Совет

Т-50 уже успели окрестить «самолетом с искусственным интеллектом» с подачи начальника Генерального штаба Вооруженных сил России Николая Макарова. По его словам, российский самолет будет обладать рядом преимуществ перед американским аналогом — F-22 Raptor, и прежде всего — «высоким, практически человеческим интеллектом».

Неуступчивый невидимка

Информацию о превосходстве российского самолета над заокеанским соперником на днях подтвердил и Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев, который анонсировал начало поставок Т-50 в российские войска в 2016 году.

«Авиация живет, с каждым годом растет ее количество, увеличиваются ее возможности.

Пока приходят самолеты поколения 4++, ну а со следующего года мы начнем получать Т-50 — самолет пятого поколения, который ничем не уступает американским F-22, а по большинству показателей и превосходит его», — подчеркнул Бондарев.

Если судить по открытым данным, которые из соображений секретности могут отличаться от реальных показателей, то проект многофункционального многоцелевого истребителя Т-50 не зря выиграл конкурс на право участия в программе «Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации» (ПАК ФА).

Самолет полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью благодаря бесфорсажной работе двигателей, способен маневрировать с большими перегрузками и оснащен передовой электроникой.

ОКБ Сухого создало самолет-невидимку с беспрецедентно низким уровнем радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Этого удалось добиться благодаря аэродинамической компоновке, снижению заметности двигателя и применению композиционных материалов в конструкции.

Порядка 70 процентов обшивки истребителя 5-го поколения выполнено из полимерных углепластиков разработки Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов.

Ожидается, что длина серийного самолета составит 22 метра, высота — 5,3 метра, а размах крыла — 14,2 метра. Максимальная скорость — 2500 км/ч, а потолок полета — 20 километров.

Обратите внимание

Бортовое оборудование самолета позволит осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и между самолетами авиагруппы.

За сбор информации отвечает принципиально новый комплекс радиолокации — на самолете будет установлено целых 6 интегрированных систем обнаружения целей.

Это не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор активных и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, разнесенных по всей поверхности самолета, фактически составляющих «умную обшивку». Благодаря такой серьезной информационной поддержке управляться с истребителем будет всего один пилот.

Для боя на средней дистанции истребитель получит ракету РВВ-СД класса «воздух-воздух», предназначенную для высокоэффективного поражения различных самолетов, вертолетов и крылатых ракет в любое время суток, в том числе и в режиме многоканального обстрела на дальности до 110 км. Автономность применения этой ракеты по принципу «пустил-забыл» обеспечивает комбинированная система наведения — инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением. В качестве ракет «воздух-поверхность» предполагается использование новой противорадиолокационной ракеты Х-58УШКЭ со складным оперением, а также противокорабельной ракеты типа Х-35. Считается, что Т-50 получит как минимум одну сдвоенную пушку калибра 30 мм, установленную в фюзеляже, а также 16 точек подвески для боевой нагрузки.

Что касается стоимости супер-самолета, то по словам президента России Владимира Путина его создание обошлось стране в 60 миллиардов рублей. При этом, по словам президента, серийное производство самолета выйдет в 2,5−3 раза дешевле его зарубежных аналогов. Давний партнер ВПК России — Индия уже заявила, что готова закупать эти самолеты даже по цене 100 миллионов долларов за один Т-50.

Снимок в открытие статьи: «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» /Фотографии предоставлены автором

Источник: https://yug.svpressa.ru/war21/article/111494/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector