Вмс сша работают над созданием робота-пожарного

Как США готовят военно-морскую революцию

История с аргентинской подлодкой «Сан-Хаун», которая пропала в Атлантике и поиски которой ведутся уже более недели, вернула в информационное поле словосочетание необитаемые подводные аппараты (НАП). О них заговорили, как об одном из наиболее эффективных средств международной спасательной операции.

Несмотря на сравнительно малое внимание со стороны общественности, которое объяснимо не очень привлекательным внешним видом и непонятным функционалом, подводные роботы уже давно стали одним из важнейших направлений модернизации военно-морского флота развитых стран мира, а также Китая и России.

Подобные системы активно применяются для разведки и рассматривается возможность установки на них вооружений. «Ридус» решил разобраться в том зачем такие аппараты нужны военным и в каком направлении они «развиваются» в России и в США.

Эта статья посвящена истории, настоящему и перспективам необитаемых подводных аппаратов (НАП) на службе наших заокеанских партнеров.

Обратная сторона военной мощи

Обратите внимание

США — страна с самым сильным военно-морским флотом, сильным настолько, что может при силовом сценарии развития событий полностью «закрыть» море любому противнику или даже группе сильнейших государств мира.

Военно-морская мощь — одновременно основной столп и ахиллесова пята американской военной машины (возможно, не только военной). Это понимали в СССР, понимают и самые серьезные противники США в настоящем — окрепший в последние два десятилетия Китай и современная Россия.

Не имея возможности прямого противостояния США на море эти страны стремятся максимально ограничить возможность развертывания сил США в непосредственной близости от собственных границ.

Такая тактика позволит, как минимум, задержать американскую военную машину в случае начала конфликта, усложнив применение обычных вооружений для подавления ответного потенциала.

В результате особо важные береговые районы и прибрежные воды Китая и России напичканы различными системами вооружения — от систем ПВО, РЭБ тактических ракетных и противокорабельных ракет до морских мин, которые в условиях военной угрозы очень быстро будут установлены для закрытия акваторий от противника.

Мины, сэр!

О сложности борьбы с морскими минами пусть даже не очень современными американские военные моряки знают, как никто другой.

Десантный вертолетоносец типа «Ивадзима» LPH-10 USS Tripoli во время операции «Буря в пустыне» подорвался на иракской мине LUGM-145 и едва избежал еще трех аналогичных, встреча с которыми могла бы окончиться для корабля и его экипажа трагически.

Также известно о случае подрывы крейсера УРО типа «Тикондерога» CG-59 USS Princeton. Тральщикам пришлось очень хорошо поработать во время той кампании.

Важно

Современные мины могут быть куда более коварны, не говоря уже о донных ракетах, которые недавно упомянул бывший главком ВВС России, а ныне глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев.

Впрочем, американцы поняли это еще в начале 1990-х и решили использовать для решения проблемы имевшийся у них опыт эксплуотации автоматических подводных аппаратов, полученный с 1957 года, когда на средства Управления военно-морских исследований США был создан исследовательский подводный аппарат специального назначения SPURV.

Он мог погружаться на глубины до 3 тыс. метров и работать на протяжении 4 часов. Судно предназначалось для разведки и выполнения научных миссий (по официальным данным в последний раз применялось в 1979 году). С начала 1990-х годов Минобороны США начало активно инвестировать в создание НПА.

В рамках принятой в 1994 году программы развития этого вида технических средств планировалось разработать систему, которая бы могла незаметно для противника вести работы по обнаружению мин еще до появления надводного тральщика.

В 1996 году, Northrop Grumman представил Near-Term Mine Reconnaissance System (NMRS), платформу с двумя НПА, которая запускалась из торпедного аппарата подводной лодки и управилась по оптоволоконному кабелю. Вскоре другая корпорация — Boeing в рамках программы Long-Term Mine Reconnaissance System (LMRS) создала НПА AN/BLQ-11.

Этот робот длиной в шесть метров и диаметром 533 мм может вести автономную разведку на дальности до 200 км и глубинах до 1000 м на протяжении 60 часов. Он также запускается из стандартных торпедных аппаратов подводных лодок класса Los Angeles, Seawolf и Virginia.

Вместо дельфинов

По мере появления новых технологий и отработки «старых» американские военно-морские чиновники все больше видели в НПА большой потенциал, а корпорации все лучше ощущали запах денег.

Манифестом желаний обеих сторон стал Генеральный план развития НПА, принятый в 2004 году.

Совет

Авторы этого документа проявили воображение на миллиарды долларов, предложив добавить НПА функции борьбы с подлодками противника и даже транспортные задачи.

Стоит отметить, что незадолго до этого во время операции США в Ираке 2003 года, ВМС США впервые использовали в боевых условиях для разминирования проходов к порту поселка Ум-Каср НПА REMUS (Remote Environmental Monitoring UnitS), поставленные компанией Hydroid.

Позднее на базе модели REMUS 600 был изготовлен, пожалуй, самый известный подводный робот ВМС США MK18 Mod 2 Kingfish. Именно этот аппарат постепенно заменяет морских львов и дельфинов, которые традиционно использовались для обнаружения мин.

Данные НПА могут не только находить мины, но и устанавливать на них заряды для подрыва.

Противоминные НПА в США производят компании Bluefin Robotics (BPAUV­­­­ и Bluefin-21), General Dynamics (Knifefish) и Lockheed Martin (AN/WLD-1 RMS Remote Minehunting System), над аппаратами нового типа начал работу Boeing.

Такой интерес корпораций к подводным роботам не удивителен, поскольку власти США уделяют все больше внимания этой тематике. О значимости темы говорит и масштабе административных задач в рамках ее развития говорит появление в 2015 году должности заместителя помощника министра ВМС США по НПА.

Уравнение с большим количеством нулей

Вслед за назначениями пришли большие деньги, к потоку которых готовились (и как могли способствовали его появлению) крупные корпорации. В том же 2015 году глава военно-морского ведомства Рэймонд Мабус рассказал СМИ о планах запустить к 2020 году целую эскадру НПА, действующих автономно без поддержки обычных кораблей.

В 2015 году на НИОКР в сфере создания НПА было выделено более $146 млн, в 2016 году — $232 млн Более того, в 2016 году еще $83,4 млн были выделена на создание технических средств для обнаружения подводных лодок противника и часть этих средств также была направлена на финансирование создания НПА. На закупку уже производящихся НПА MK18 Mod 2 Kingfish в 2016 году были выделены $51,7 млн, на Remote Minehunting System (те самые, которые критиковал Дж. Маккейн) — $87,6 млн Кроме того, отдельное финансирование в $38,8 млн в 2016 году получила программа LDUUV (Large Displacement Unmanned Undersea Vehicle), направленная на разработку крупного подводного разведывательного аппарата. Итого только по этим известным статьям расходов сумма финансирования разработки и поставки небольшого количества аппаратов составила порядка $0,5 млрд

Отдельно стоит упомянуть программы DARPA: $32,7 млн на проект под названием Hydra, $22 млн на проект Upward Falling Payloads. Обе этих инициативы предполагают создание сетей необитаемых систем, которые смогут использоваться для разведки.

Еще один проект DARPA, Distributed Agile Submarine Hunting, на который выделяется $8,5 млн, включает в себя разработку НПА, который сможет отслеживать подводные лодки.

Выделяются средства и на модернизацию ранее закупленных аппаратов. В 2017 году стало известно о контракте с Hydroid на модернизацию аппаратов семейства MK 18 Swordfish.

Обратите внимание

Компания получит27,3 млн на «улучшение возможностей по поиску донных мин в сложной боевой обстановке». Эта работа будет закончена к октябрю 2018 года.

Еще больше денег промышленности и ученым посулил экс-министр обороны США Этон Карер, заявив в 2016 году (https://defensesystems.com/articles/2016/02/04/dod-navy-uuv-investments.

aspx), что правительство СШ в ближайшие пять лет инвестирует в НПА $600 млн Это, по словам экс-министра, должно способствовать реализации на море концепции «распределенной летальности» (дословно с англ. — прим.

МР), которую он описал как необходимость «заставить наши корабли и самолеты работать вместе так, как они не делали это раньше, но как позволяют нынешние технологии».

Вместе с подлодками и вместо подлодок

США нужны новые НПА для сдерживания растущего военного могущества Китая и компенсации недостатка субмарин, с которым ВМС США столкнется в ближайшие годы. Об этом, выступая в Конгрессе США, заявил глава тихоокеанского командования ВМС США адмирал Харри Б. Харрис.

По его словам, субмарины являются «основным ассиметричным преимуществом США на Китаем», но на тихоокеанском театре у США есть только половину от необходимых субмарин для сдерживания Китая. Стоит отметить, что в составе ВМФ США сегодня не считая стратегических субмарин класса «Огайо» насчитывается 52 подлодки.

Из-за вывода старых лодок и загруженности стапелей к 2024 году состав подводного флота США составит 48 субмарин, а к 2029 году может сократиться до 42 кораблей. При этом согласно NavyForce Structure Assessment (FSA) 2016 года для поддержания глобальной функции американского военно-морского флота требуется по меньшей мере 66 нестратегических подводных лодок.

Создание НПА может сгладить эту разницу. Речь идет прежде всего о больших (типа LDUUV — порядка 2 метров диаметр корпуса) и очень больших (программа XLUUV — диаметр более 2 метров) НПА по классификации крупнейшей американской отраслевой организации UAVAC.

Всем сестрам по серьгам

Программа Large Displacement Unmanned Underwater Vehicle — LDUUV, в рамках которой планируется создать аппарат c автономностью в 70 суток, способный обнаруживать движущиеся корабли противника на расстоянии более 5 км.

Важно

В 2016 году в Сенате США этот проект назвали «слишком дорогим» для массового производства и при этом «слишком маленьким для несения на борту всего оборудования и запаса топлива для столь длительных операций».

Но уже в апреле 2017 года представитель Управления по разработке морских систем ВМС США заявил, что она программа будет ускорена, а прототип аппарата будет спущен на воду не позднее 2019 года (напомним, что в 2011 году, когда программа была запущена речь шла о подготовке прототипа к 2014 году — прим.).

Пока только на разработку было технологий было потрачено как минимум $15 млн В проект вовлечено много компаний американского и транснационального ВПК — Metron, Hydroid Mass, Fuelcell Energy, Sierra Lobo, Hamilton Sundstrand, General Atomics, Lynntech и др.

Этой осень решилась судьба еще одного большого проекта по созданию НАП — Orca Extra Large Unmanned Undersea Vehicle (XLUUV) system. Контракт на разработку получили Lockheed Martin и Boeing Defense, Space & Security. В результате совместной работы двух военно-промышленных гигантов должна получиться мини-субмарина диаметром корпуса немногим более 2 метров, которая будет использоваться для длительных разведывательных миссий или для доставки других автономных аппаратов или сенсоров в определенный район. В том числе сможет нести вооружение.

У Boeing в портфолио есть проект НАП Echo Voyager, длиной 15,5 м, который может работать на глубине до 3,3 км «на протяжении месяцев». О проекте стало известно в 2016 году, а уже летом 2017 года прошли испытания аппарата.

Кроме того компании имеют совсем недавний опыт сотрудничества по военно-морской тематике. Два года назад они совместно работали над проектом DARPA Blue Wolf, в рамках которого планировалось создать революционные подводные движители с применением технологии снижения акустической заметности.

Незадолго до того, как были оглашены победители тендера по XLUUV, Lockheed Martin инвестировала в компанию Ocean Aero, стартап, который создает бесплиотный аппарат Submaran, способный работать как под водой, так и на поверхности.

Boeing также в последние годы активно пополнял портфель технологий. Так, в 2016 году была приобретена компания Liquid Robotics, стартап который занимается созданием технологий для беспилотных подводных аппаратов.

Не осталась в стороне от раздачи финансов на НАП и BAE Systems. Компания участвует в программе DARPA Mobile Offboard Clandestine Communications and Approach (MOCCA).

направленной на создание дрона, «который поможет американским субмаринам искать подводные лодки противника».

Аппарат будет выпускаться из стандартного 533-мм торпедного аппарата, уходить в сторону и включать активный сонар, который лучше пассивного локатора может обнаруживать неприятеля, но выдает свое местоположение.

Совет

Также BAE Systems займется созданием системы подводной навигации в рамках другого проекта DARPA — POSYDON.

В рамках этого проекта предполагается создать сеть акустических маяков с точным расположением, который будут использоваться для внесения поправок в работу бортовой инерциальной навигационной системы подлодок, которым для этого не придется всплывать и ловить сигнал GPS Пока об американской программе создания НАП известно только то, что существующие модели способны искать и уничтожать мины. Перомышленность и военные моряки находятся в состоянии технологического поиска, который щедр финансируется. Заявленные цели перспективных програм, очевидно, не всегда совпадают с технологическими возможностями, а разработка принципиально новых решений требует много времени и средств. Если результат будет таков, как это обещают рекламные мультики оборонных корпораций, то нас ждет революция в военно-морском деле, лидерство в которой сумеет оставить за собой США. Если планы останутся только планами… чтож, американская экономика вполне может себе это позволить. Возможности ВМС США еще многие годы будут превосходить возможности ВМС любой другой страны. Что касается бюджетных расходов, то, учитывая характерную для США эффективность трансфера военных разработок в гражданский сектор, деньги налогоплательщиков пойдут не только на новую дорогую недвижимость корпоративных боссов, но и на поддержание технологического лидерства страны — в обоих случаях средства будут реинвестированы в развитие экономики государства.

Читайте также:  За безопасностью портов будут следить роботы

Источник: https://news.rambler.ru/army/38540417-kak-ssha-gotovyat-voenno-morskuyu-revolyutsiyu/

Вмс сша

В последние годы на 3D-принтере напечатали, наверно, все, что только можно. Мосты, дома и даже транспортные средства. А недавно к «мании» печати на 3D-принтере присоединились и Военно-морские силы США.

Их научно-исследовательское подразделение совместно со специалистами из национальной лаборатории Оук-Ридж разработало подводный аппарат Optionally Manned Technology Demonstrator (OMTD), корпус которого полностью изготовлен при помощи технологий трехмерной печати.

Самое интересное, что на это ученым потребовалось очень всего 4 недели.

Читать далее

Доставлять боеприпасы, еду и другие нужные вещи на поле боя или в засаду — сложное и дорогостоящее занятие.

Можно сбрасывать грузы с вертолёта или самолёта, но проще поручить это дело роботам или дронам, вот почему армия США подключилась к разработке летательной грузовой платформы JTARV.

Её создание началось на Kickstarter, но стартап быстро заключил нужные договоры с армией и морской пехотой США, после чего дела пошли гораздо быстрее. К проекту подключились военные инженеры, а средства, необходимые для того, чтобы довести всё до ума, начали поступать чаще.

Читать далее

Военное агентство DARPA совместно с компанией Northrop Grumman объявили о том, что представят миру новый военный БПЛА с возможностью вертикального взлёта уже в 2018 году.

В данный момент инженеры вносят финальные правки в проект, после чего будет произведена версия дрона, пригодная для полевых испытаний.

Обратите внимание

Дрон, который был назван «Tern», отличается от существующих на сегодняшний день военных моделей тем, что способен взлетать даже с небольших военных судов, не оборудованных специальной взлётной полосой.

Читать далее

Мы уже рассказывали вам про спуск на воду новейшего американского эсминца USS Zumwalt (DDG-1000), который обошёлся Пентагону в сумму, превышающую 4 миллиарда долларов. Выглядит он поистине впечатляюще. Кажется, что именно таким было бы оружие, если бы его выпускала корпорация Apple.

Однако с надёжностью конструкции этого судна то и дело возникают всевозможные проблемы. На этапе испытаний выяснилось, что при проектировании судна был допущен ряд критических ошибок, из-за чего Zumwalt многократно отправлялся на капитальный ремонт и доработки.

В прошлый понедельник эсминец в очередной раз вышел из строя прямо посреди Панамского канала, после чего был отбуксирован на ближайшую американскую морскую военную базу.

Читать далее

В 2010 году DARPA начало работу над 40-метровым автономным кораблём для поиска и слежения за подводными лодками. Теперь создание 140-тонного дрона близко к завершению. 27 октября представители агентства заявили, что строительство корабля завершено на 90 процентов и морские испытания начнутся в феврале 2016 года.

Читать далее

Американские военные показали свое новейшее оружие – подводный беспилотник, который запускается с субмарины. После проведения успешных испытаний на корабле «Северная Дакота» технологию планируется использовать в боевых подводных лодках. Для Вмс сша это был первый запуск с атомной субмарины и возвращение на нее необитаемого подводного аппарата.

Читать далее

С 50-х годов прошлого века на большинстве американских авианосцах для запуска самолётов использовались паровые стартовые катапульты. Но всё меняется со временем, вот и на смену пару пришёл электромагнетизм.

Вмс сша испытали первую электромагнитную катапульту, установленную на авианосце Gerald R Ford.

Впервые катапульту испытывали ещё в 2011 году, но прежде чем ввести её в эксплуатацию, потребовалось дополнительное время на доработки.

Читать далее

Крылья обычного самолета имеют жесткую конструкцию. Они прекрасно подходят для использования на открытом пространстве, но не выдерживают столкновений с препятствиями, такими как стены или ветки деревьев. Вертолетные пропеллеры также не защищены от ударов. Вдохновившись природой, ученые создали механическое крыло с гибкостью крыла летучей мыши, стойкого к столкновениям во время полета.

Читать далее

Американский военный спутник передачи данных метеорологических наблюдений разрушился на 43 части. Космический аппарат находился в пользовании ВМС и ВВС США. Силовики сообщили, что причиной крушения DMSP-F13 стало «катастрофическое событие».

Читать далее

Важно

Вмс сша тестируют автономного робота в виде сферы, способного плавать в воде и двигаться по различной местности, выполняя данные ему задания.

Машина названа именем своего создателя – американской компании GuardBot.

Изначально GuardBot планировалось использовать для миссий на Марсе, но позже роботом заинтересовались военные, которые увидели в нем инструмент разведки и охраны незнакомой территории.

Читать далее

Вмс сша разрабатывают робота-пожарного для применения на морских кораблях. Shipboard Autonomous Firefighting Robot, или сокращенно SAFFiR, представляет собой 177-сантиметрового гуманоида, обученного ходить, открывать двери и работать с пожарными рукавами. Двуногая машина была создана инженерами Вирджинского политехнического института при поддержке Управления морских исследований.

Читать далее

Беспилотный вертолет американской оборонной компании Northrop Grumman совершил первые испытания с использованием эсминца Вмс сша в качестве взлетно-посадочной площадки. В целом MQ-8C Fire Scout выполнил 22 автономных взлета и посадки на палубу Jason Dunham (DDG 109) у побережья города Норфолк штата Виргиния.

Читать далее

Управление военно-морских исследований (ONR) сообщило о развертывании экспериментального лазерного оружия LaWS на американском десантно-транспортном корабле USS Ponce в Персидском заливе. Новая система является частью исследовательской программы с бюджетом 40 миллионов долларов, нацеленной на создание энергетического оружия направленного действия.

Читать далее

Вмс сша строят 12-метровое роботизированное судно, которое будет спускаться на воду с литорального боевого корабля для поиска и уничтожения подводных мин на расстоянии, которое безопасно для кораблей военного флота и их экипажа.

Читать далее

Военно-морские силы США запустили новый крытый бассейн размером с футбольное поле и вместимостью более 45 миллионов литров воды. На этой площадке американцы будут тестировать свои будущие военные корабли.

Читать далее

Военно-морские силы США сообщили о планах по установке мощнейшей электромагнитной рельсовой пушки на своих кораблях в 2016 году. Орудие использует электромагнитную энергию для запуска 10-килограммового снаряда со скоростью, в семь раз превышающей скорость звука, на расстояние более 160 километров. До этого пушка, как и новая лазерная турель, испытывалась исключительно на суше.

Читать далее

Совет

Военно-морские силы США заявили, что наконец-то нашли решение вопроса, который волновал многие человеческие умы на протяжении десятилетий: как превратить морскую воду в топливо.

Освоение технологии производства жидкого углеводородного топлива станет поворотным моментом, который серьезно укрепит ключевое звено в цепочке поставок, не оставив врагу ни единого шанса на атаку корабля при его дозаправке.

Читать далее

Военно-морские силы США тестируют две установки виртуальной реальности, которые в будущем позволят управлять флотом или починкой кораблей в виртуальном трехмерном окружении на расстоянии нескольких тысяч километров от управляемого объекта. Проект выступает под общим названием BlueShark и является совместной инициативой подразделения Swampworks Научно-исследовательского управления ВМС и Института творческих технологий при Университете Южной Калифорнии.

Читать далее

Последнюю неделю беспилотники то и дело привлекают внимание журналистов. Сначала мы узнали о том, что Amazon собирается их использовать в качестве курьеров для быстрой доставки товаров.

Затем о таком же желании их использования объявила курьерская служба UPS.

А сейчас беспилотник стал главным героем заголовков газет, потому как Вмс сша провела первый успешный запуск подобного аппарата из-под воды.

Читать далее

Источник: https://Hi-News.ru/tag/vms-ssha

Акула-робот ВМС США

Американские военные продолжают подражать самой природе в конструкции своих роботов. В самом деле, использовать результат сотен миллионов лет эволюции очень логично.

Последним результатом реализации этого принципа стал GhostSwimmer или Silent Nemo, тестирование которого закончилось на прошлой неделе. Этот беспилотник плавает под водой и настолько похож на настоящую рыбу, что он может напугать зазевавшегося пловца.

Показанный робот имеет длину в полтора метра и весит примерно 45 кг. Размером он похож на взрослую особь длинноперого тунца, но издали его можно принять за акулу.

Робот был создан в рамках эксперимента по изучению возможностей заимствования принципов построения живых организмов для создания беспилотных подводных аппаратов.

Над проектом работает CRIC (Chief of Naval Operations Rapid Innovation Cell) на военной базе JEBLC-FS (Joint Expeditionary Base Little Creek-Fort Story) в Вирджинии.

Как настоящая рыба, для движения и управления его направлением робот использует хвост. Фотографии и видеоролики запечатлели (1, 2), как GhostSwimmer плавает на поверхности, но он может и нырять на глубину до примерно 90 метров. Робот в состоянии работать на мелководье в 25 см.

Управляется рыба по кабелю длиной 150 м, но также может плавать сама по себе, периодически возвращаясь на поверхность для общения. Устройство имеет спинной и грудные плавники. Робот движется по-рыбьи, поэтому его очень трудно отличить или хотя бы выделить на фоне реальной морской фауны.

Читайте также:  Business wisdom summit 2016 готов к очередной встрече профессионалов

Кроме того, звук движения плавников труднее зафиксировать, чем шум гребного винта.

Назначение проекта — разведка и наблюдение, а также куда более мирные цели, к примеру, изучение состояния корпуса дружественных кораблей.

Возможно, что есть цели ублажить активистов за защиту прав животных путём передачи роботам функций существующих программ по тренировке дельфинов для поиска подводных мин.

GhostSwimmer — не первый проект американских военных, в рамках которого заимствуют принципы движения животных. До него уже были гепард Cheetah, который развивает скорость до ≈45 км/ч, робот Stickybot, способный карабкаться за счёт подражания тканям лап геккона, и таракан iSprawl, покрывающий 2,28 метра за секунду. Сухопутные войска США создают робота-птицу Maveric.

Обратите внимание

Есть похожая рыбка и у другой государственной структуры США: Министерство внутренней безопасности работает над проектом BIOSwimmer.

О стоимости и приблизительных сроках начала эксплуатации GhostSwimmer пока ничего не сообщается.

По материалам Wired.com.

Источник: https://habr.com/post/364511/

Робот-огнеборец и другие перспективные «гаджеты» ВМС США

Пожар – пожалуй, самая большая беда на кораблях и судах. Даже с пробоиной в борту чаще справиться легче, чем с огнем. На кораблях горит все, даже то, что, кажется, в принципе гореть не может. Вот почему борьба с воспламенениями занимает приоритетное место в борьбе за живучесть.

Отработкой приемов противодействия стихии занимаются все флоты мира, в том числе и американский.

На состоявшейся в Вашингтонском центре съездов 4-5 февраля этого года выставке перспективных военно-морских научных разработок и технологий Naval Future Force Science and Technology (S&T) EXPO был продемонстрирован корабельный автономный противопожарный робот (Shipboard Autonomous Firefighting Robot – SAFFiR).

Он создан студентами Вирджинского технологического университета при содействии Управления исследований ВМС США (Office of Naval Research – ONR). Этот андроид имеет вес 65 кг и высоту 177 см, то есть своими параметрами напоминает человека.

Он шагает по палубе, может открывать двери и люки, разматывать и подключать пожарные шланги. SAFFiR напичкан детекторами огня и дыма, имеет вращающийся лазерный дальномер, благодаря которому он способен передвигаться в задымленных помещениях.

SAFFiR уже прошел в ноябре прошлого года успешные испытания на борту бывшего десантного корабля-дока (ДКД) Shadwell, который специально приспособлен ONR для отработки перспективных противопожарных технологий, а также снаряжения для кораблей действующего флота ВМС США. На нем, в частности, проводилась проверка новейшей противопожарной системы для суперэсминцев типа Zumwalt.

Бывший ДКД Shadwell на нынешнем месте своей работы у острова Литл-Сэндз.

У этого ДКД богатая биография. Shadwell (LSD-15) – один из 17 десантных кораблей-доков типа Casa Grande, построенных в годы Второй мировой войны. Он назван в честь плантации Шэдуэлл в Вирджинии, где родился и провел детство Томас Джефферсон – один из авторов Декларации независимости Соединенных Штатов и третий президент США.

Корабль был спущен на воду на верфи Newport News Shipbuilding and Drydock 24 мая 1944 г., вошел в строй ВМС США 24 июля того же года и сразу же был направлен в зону боевых действий на Тихом океане. Там события для Shadwell развивались драматически.

Во время высадки десанта в заливе Лингаен филиппинского острова Лусон, ДКД 9 января 1945 г. подвергся удару японской авиации. Зенитчики корабля-дока отбили атаку и уничтожили истребитель Zero. А вот вечером 24 января ДКД не повезло.

Воздушный патруль американского флота южнее филиппинского острова Сикихор отбил атаку трех японских торпедоносцев. Два были сбиты, а третий, казалось, бежал под покровом темноты. Недобитый самолет все-таки вернулся, и сброшенная им торпеда поразила Shadwell. Он начал тонуть, но энергичные и грамотные действия аварийной команды спасли корабль и около 500 жизней членов экипажа и десанта.

SAFFiR во время испытаний на бывшем ДКД Shadwell.

Важно

После восстановления Shadwell продолжал нести службу в составе Тихоокеанского флота, пока его не вывели в резерв в июле 1947 г. Однако в сентябре 1950 г. он снова вернулся в строй. Корабль можно было встретить в Карибском море и Средиземном, у берегов Гренландии и Испании, пока в 1976 г. ДКД снова не вывели в резерв, а в 1988 г. исключили из списков флота.

Ему предстояло быть разобранным на металл. Но судьба улыбнулась старому кораблю. Он продолжил службу.

10 ноября 1988 г. Shadwell бросил якорь у острова Литл-Сэндз, что поблизости от Мобила – портового города на берегу Мексиканского залива в штате Алабама. Там он начал служить плавучим стендом подразделения противопожарных исследований американского флота (сейчас входит в состав ONR).

Робот-огнеборец SAFFiR на борту Shadwell не ударил в грязь лицом и наилучшим образом показал свои неординарные способности.

«Цель испытаний на Shadwell заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что робот способен передвигаться по очень неровной палубе, ориентироваться в направлении пожара, автономно разворачивать шланг, включать и направлять его для подавления возгорания, – заявил на выставке S&T EXPO руководитель профильных программ ONR доктор Том Маккенна. – Все это ему удалось».

Однако SAFFiR пока не является совершенным андроидом. Время его эксплуатации составляет пока полчаса. Поэтому требуется увеличить емкость батарей, питающих током аппарат.

Создатели робота хотят, чтобы он научился понимать команды голосом и жестами. В перспективе SAFFiR должен стать универсальным – не только бороться с огнем, но и вести обследование поврежденных отсеков корабля, а также участвовать в разведывательно-диверсионных операциях.

На выставке S&T EXPO корабельный автономный противопожарный робот привлек внимание командующего военно-морскими операциями (главкома) ВМС США адмирала Джонатана Гринерта, который не понаслышке знает о последствиях пожаров на кораблях и подводных лодках.

Ему пояснения давал командующий ONR контр-адмирал Мэт Винтер. Вообще на этом вернисаже побывали, пожалуй, все высокопоставленные офицеры американского флота, Корпуса морской пехоты, чиновники Пентагона и Министерства ВМС США. И это не случайно. Как подчеркнул на конференции форума Джонатан Гринерт, «все, что здесь представлено необходимо для будущего Вооруженных Сил».

Совет

А было, очевидно, много чего. Поскольку выставка предназначалась для специалистов, то есть носила закрытый характер, далеко не обо всех продемонстрированных на ней экспонатах рассказывалось в средствах массовой информации.

На борту бывшего ДКД Shadwell отрабатываются перспективные технологии борьбы с огнем.

Но поскольку Джонатан Гринерт в своем выступлении назвал несколько ключевых технологий, в которых остро нуждается американский флот, попробуем представить некоторые направления развития Военно-морских сил США.

Так, начальник военно-морских операций сказал, что корабли по-прежнему возят на себе «бочки с порохом», то есть их ракетные и артиллерийские арсеналы представляют немалую угрозу для их же носителей. Поэтому разработкам лазерного оружия и электромагнитных пушек (ЭМП или рельсотронов) должен быть отдан приоритет.

Командующий ONR контр-адмирал Мэт Винтер (на фото справа) знакомит начальника военно-морских операций ВМС США адмирала Джонатана Гринерта с автономным противопожарным роботом.

Второе направление – обеспечение высокой жизнеспособности пропульсивных комплексов подводных необитаемых аппаратов (ПНА), которые в уже ближайшем будущем должны получить широкое распространение, особенно в сфере противолодочной борьбы и разведки. Энергетические установки таких ПНА должны быть мощными и экономичными, а движители – малошумными.

Системы кибербезопасности и кибервойны, по мнению Гринерта, должны стать третьим столпом развития военно-морской техники.

«Я призываю вас закрыть ваши компьютерные двери, – обратился он к присутствующим. – Вы делаете это дома, теперь необходимо перенести это правило и на работу. Кибербезопасность – ключевой элемент всех наших систем и оружия».

В речи адмирала Джонатана Гринерта содержалась некая вторичность. Да, нечто подобное уже звучало в выступлениях адмирала Вернона Кларка, который занимал пост начальника военно-морских операций на рубеже XX-XXI веков.

При нем была разработана амбициозная программа научно-технического отрыва ВМС США от флотов остального мира. Она включала гораздо более широкий круг передовых технологий, нежели то, что предусмотрено программой Джонатана Гринерта.

Значились в ней и лазерные пушки, и рельсотроны, и НПА с невиданными характеристиками, и средства видения кибервойны. Конечно, кое-что в урезанном виде нашло воплощение в военно-морском строительстве, однако денег на «прорыв» и «отрыв» не хватило.

Нет их и сейчас.

Да, в прошлом году лазерную пушку LaWS установили на передовой плавучей базе снабжения Ponce (AFSB(I)-15), которая базируется в Персидском заливе. Посредством этого «орудия» можно поджигать небольшие катера и тихоходные беспилотные летательные аппараты. Для создания же полноценных боевых лазерных установок еще нужны время и деньги, причем немалые.

Обратите внимание

Еще один дистанционно управляемый аппарат, продемонстрированный на выставке S&T EXPO.

В следующем году должны начаться морские испытания рельсотрона, установленном на скоростном транспортном судне Millinocket (JHSV 3), имеющем мощную главную энергетическую установку. Что они покажут, говорить преждевременно.

Но уже не без влияния настроений, навеянных выставкой S&T EXPO, у Главного управления вооружения ВМС США (NAVSEA) возникла идея вооружить электромагнитной пушкой строящийся эсминец Lyndon B. Johnson – третий и последний серии типа Zumwalt. Его передача флоту намечена на 2018 год.

Читайте также:  В оон призывают ужесточить контроль за созданием военных роботов и роботов-убийц

Лазерная пушка LaWS на корабле Ponce.

Рельсотроном предполагается заменить одно из двух носовых 155-мм орудий AGS эсминца. Электромагнитная пушка корпорации BAE Systems, которая демонстрировалась на выставке S&T EXPO, способна стрелять 18-килограммовыми снарядами на 203 км со скоростью, в шесть раз превышающей скорость звука (на стендовых испытаниях скорость полета достигала и 7,5 М).

Боезапасу этих пушек не нужны пороха или какие-нибудь другие взрывчатые вещества. Снаряд, а по сути дела стальная болванка, запускается электромагнитной силой, создаваемой между рельсовыми направляющими-проводниками.

Поражение и разрушение цели происходит за счет огромной кинетической энергии снаряда. К числу преимуществ ЭМП относят и их низкую стоимость по сравнению с ракетным оружием.

Ведущий инженер Центра надводной войны ВМС США Бен Макглассон (слева) на выставке S&T EXPO обсуждает с контр-адмиралом Мэтом Винтером плюсы и минусы рельсотронов (на заднем плане ствол ЭМП корпорации BAE Systems).

Но это пока в теории. Сейчас рельсотроны стоят очень дорого. Кроме того, устанавливаться они могут только на немногих кораблях. Сейчас к ним относятся только строящиеся эсминцы типа Zumwalt, которые еще называют «электрическими кораблями», поскольку все их системы, оружие и агрегаты управляются, а также питаются током и объединены в единую систему.

Важно

Для выстрела ЭМП на полную дальность необходимо придать импульс в 32 мегаджоуля (МДж). Энергетическая установка эсминцев типа Zumwalt может выдать 78 МДж, что более чем достаточно для стрельбы сразу двух пушек без ущерба для всех прочих электросистем корабля.

А вот на других боевых кораблях американского флота за исключением атомных авианосцев ничего подобного не наблюдается. Так, эсминцы типа Arleigh Burke, которые составляют основу надводного флота США, способны выдать только одну треть от необходимой энергии при стрельбе из рельсотрона.

В следующем году планируется начать морские испытания ЭМП на скоростном транспортном судне Millinocket.

Первым боевым кораблем, оснащенным рельсотроном, вероятно, станет эсминец Lyndon B. Johnson.

Существующие электромагнитные пушки тяжелы и имеют большие габариты, что затрудняет их установку на боевые корабли. Сейчас ведется работа по снижению их массогабаритных характеристик, однако в этой области достижения пока не очевидны. Поэтому скептики призывают воздержаться от установки электромагнитной пушки на эсминце Lyndon B. Johnson.

Безусловно, передовые технические решения в военно-морской сфере, продемонстрированные на выставке Naval Future Force Science and Technology (S&T) EXPO, представляют большой интерес. Некоторые из них, как, например, робот-огнеборец, будут внедряться уже завтра, а для других «гаджетов» время еще не настало.

Источник: https://stockinfocus.ru/2015/04/17/robot-ogneborec-i-drugie-perspektivnye-gadzhety-vms-ssha/

Будущее ВМС США за подводными роботами охотниками и глубоководными автономными станциями

Революция роботов изменила способы ведения военных действий в воздухе и скоро доберется до морских глубин с автономными подводными разведчиками и охотниками за субмаринами противника, с разбросанными по дну океана вспомогательными модулями.

Чиновники военного исследовательского агентства США недавно представили новые программы развития, включающие ряд потенциально революционных технологий, которые могут изменить способы ведения морских сражений, таким же образом, как это уже произошло на земле и в воздухе.

Одна из предлагаемых систем предусматривает роботизированные модули на дне океана, которые активируются, когда это будет необходимо.

Такие модули помогут связаться с беспилотными аппаратами-разведчиками в воздухе или на море, или предоставить линии связи, когда американские войска сталкиваются с воздействием систем радиоэлектронного подавления, сказал Джаред Адамс, представитель агентства DARPA.

«Развертывание распределенных в пространстве мирового океана автономных систем должно обеспечить при необходимости возможность их всплытия и быстрого задействования в будущем», — сказал Адамс.

Программа получила название «Глубоководные всплывающие модули». Такие всплывающие платформы могут быть предназначены для разных целей, выполняемых в настоящее время с помощью подводных лодок, которые намного дороже в эксплуатации.

Совет

В условиях сокращения технологических преимуществ Америки, исследователи ищут способы быстро разработать и создать новое оружие, сделать это без задержек, которые, как правило, характерны для военного ведомства США.

Заместитель директора DARPA Стивен Уолкер сказал, что агентство сейчас «пересматривает подход к разработке новых военных систем, чтобы он стал более гибким и более эффективным экономически.»

«Некоторые из наших сегодняшних систем очень эффективные, они являются лучшими в мире, но при этом очень сложные и дорого обходятся. Они также требуют много времени для развертывания в полевых условиях», сказал он.

Программа подводных всплывающих модулей требует решения серьезных технологических задач, включая подъем на поверхность, обеспечение электропитания в течение длительного (более года) времени глубоко на дне океана, говорит Уолкер.

Глаза в океане

На протяжении многих лет агентство DARPA известно своими прорывными исследованиями, которые помогли создать интернет, самолеты невидимки, БПЛА, «умные» бомбы и микро технологии, теперь они заинтересованы в развитии морских исследований.

Одна из программ предусматривает шпионские «глаза» на дне океана, в том числе мобильные и стационарные системы, которые действовали бы как спутники или стационарные пункты слежения, позволяющие американским военным обнаруживать подводные лодки других стран.

Исследователи ожидают, что рассредоточенные подводные разведчики позволят охватить довольно обширную зону контроля. Ученые DARPA также работают над глубоководными пассивными гидролокаторами, которые позволили бы слушать акустические шумы подводных лодок.

Другая морская программа DARPA более реалистична, потенциально способна обеспечить новые методы противолодочной борьбы. Проект предусматривает развертывание автономных судов на поверхности океана, чтобы отслеживать вражеские подводные лодки, «корабли-призраки» могли бы высвободить военно-морские суда для выполнения других задач.

Известно, что подводная охота – дорогостоящая задача и отнимает много времени, особенно в отношении дизельных подводных лодок, которые имеют чрезвычайно тихие двигатели. Если проект удастся, он может кардинально изменить ситуацию для военно-морского флота, сообщили официальные представители.

Морские охотники

Обратите внимание

В рамках программы противолодочной обороны разрабатывается 40-метровая автономная лодка под названием «Морской охотник», она предназначена для постоянного выслеживания субмарин противника.

Небольшое экспериментальное судно недавно без сбоев прошло основные шестинедельные испытания в водах Миссисипи. В следующем тесте полноразмерный прототип будет пытаться преследовать другую лодку на расстоянии в один километр.

«Мы работаем с военно-морским флотом, чтобы осенью провести морские испытания», — говорит Уолкер.Система является относительно недорогой, по сравнению со стоимостью современной подводной лодки, но предлагает потенциально эффективный способ отслеживания вражеских подводных лодок.

Источник: http://www.robogeek.ru/voennaya-robototehnika/buduschee-vms-ssha-za-podvodnymi-robotami-ohotnikami-i-glubokovodnymi-avtonomnymi-stantsiyami

Подводные убийцы авианосцев: глубинные беспилотники против ВМС США

Боевые подводные роботы

Еще недавно подобное словосочетание относились к разряду научной фантастики. Сегодня о них не грезят — их создают, а о «беспилотниках из глубин» говорят высокопоставленные военные и сами разработчики субмарин.

Заявление главкома ВМФ России не оставляет сомнений в правоте этого утверждения.

«Мы четко осознаем и понимаем, что повышение боевых возможностей многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок будет обеспечиваться за счет интеграции в состав их вооружения перспективных роботизированных комплексов», — цитирует «ТАСС» адмирала Виктора Чиркова. Конструкторы отечественных субмарин дают немного больше информации о том, что за роботы появятся на борту российских подводных лодок.

«Можно говорить о боевых робототехнических средствах, которые могут выпускаться из подводной лодки, типа подводных беспилотников. Они могут находиться в режиме «офлайн», а затем по команде активироваться. Лодка за это время может уйти из этого района», — рассказал журналистам заместитель генерального директора Конструкторского бюро «Малахит» Николай Новоселов.

Немногим позже этого заявления на лентах информационных агентств появилась информация со ссылкой на анонимный источник в оборонном комплексе.

«В 2016 году в России должны завершиться работы по созданию подводных роботов, способных уничтожить авианесущую группировку противника, в том числе и за счет своих малых размеров и незаметности для радаров», — цитировали источник СМИ.

Подводные войны будущего. Реконструкция

Историка и писателя Дмитрия Верхотурова нельзя назвать экспертом, имеющим доступ к секретной информации по тематике боевых подводных роботов. Однако исследователь проанализировал исторический опыт использования подводного оружия и попробовал реконструировать морской бой с участием роботизированных субмарин.

Схема, предложенная Верхотуровым, конечно, не полностью вписывается в данные анонимного источника, однако позволяет, хотя бы отчасти, представить, как могут выглядеть подводные войны будущего при атаке на авианосец.

По мнению писателя, вполне вероятно — создание небольшой субмарины-робота (по аналогии с кайтэн — японской лодкой-торпедой, управляемой камикадзе), на борту которого дополнительно будет находится несколько ракето-торпед, подобных советским «Шквалам» способных развивать скорость до 375 км/ч.

«Лодку-робота доставляет в район применения обычная субмарина. «Подводный беспилотник» может наводиться, по кильватерному следу, а при приближении к цели — стрелять высокоскоростными ракето-торпедами. После расхода боезапаса роботизированный кайтэн протаранит днище корабля противника.

Так же он отвлечет на себя противолодочные корабли авианесущей группы, что даст возможность командиру лодки атаковать главный корабль группы с более выгодной позиции», — рассказал Верхотуров. Писатель убежден, что роботизированная лодка должна быть автономной и уметь уклонятся от обнаружения и атаки.

Конечно, неизвестно насколько прогнозы Верхотурова соответствуют реальным разработкам российской оборонки, но субмарина, с которой запускают опытных роботов, реально существует — это дизель-электрическая подлодка «Саров», созданная в 2007 году. Она стала стендом для испытаний нового оборудования. Однако работы, ведущиеся на ней, засекречены.

Что имеем?

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201504271716-4r23.htm

Ссылка на основную публикацию