Самоуправляемые автомобили и дтп. как искусственный интеллект справится с чс?

Беспилотный автомобиль: остановят ли ДТП самоуправляемые машины

Еще пару лет назад сюжет видеоролика о запуске сервиса самоуправляемых такси в Дубаи казался чем-то невероятным (смотри видео ниже). Но будущее наступило раньше, чем все думали. Уже сегодня практически все автопроизводители разрабатывают машины без водителя либо инвестируют в беспилотные технологии.

Известный футуролог, технический директор Google Рэй Курцвейл, чьи прогнозы сбываются с 86% точностью, считает, что к 2033 году беспилотный автомобиль станет привычным делом на мировых дорогах.

Однако участившиеся аварии с “самостоятельными” машинами вызывают много вопросов по поводу “самоуправляемой тенденции”. Так ли безопасно ездить на автопилоте? Какие “стороны” этого транспорта остаются самыми уязвимыми? И главное — сможем ли к 2030 году пересесть на “умные автомобили”? Полный обзор “беспилотного” тренда от 365-invest.com.

Что такое самоуправляемые машины

Автомобиль может стать самоуправляемым двумя способами. Первый — с помощью функции автопилота разной степени “обученности”. Второй — в авто в принципе не предусмотрен водитель: нет руля, педалей и даже намека на рычаги управления. Между первым и вторым методами лежат все шесть классов (от 0 до 5) автономности вождения.

Как работает функция автопилот: разбор на примере Toyota Prius

При нулевом уровне автопилота человек вручную управляет автомобилем и получает только некоторые сведения от ИИ: приближающийся транспорт, препятствие (при парковке) и так далее. При пятом — машину полностью контролирует искусственный интеллект (ИИ). Человек при этом лишен возможности влиять на процесс, он просто задает конечный пункт или маршрут.

На промежуточных уровнях ИИ в разной степени помогает водителю: может экстренно тормозить, держаться или перестраиваться между полосами, пропускать пешеходов и так далее.

Американская компания General Motors в 2019 году выпустит беспилотный автомобиль 5-го поколения

Лидером “беспилотной отрасли” могут стать США. Автогигант GM сообщил недавно, что в 2019 году хочет “выпустить” на улицы города полностью беспилотные автомобили. Собирать их будут на заводах Мичигана.

Однако у экспертов остаются опасения насчет реальности этого заявления и готовности властей принять “самоуправляемого игрока дорожного общества”.

Узнать подробнее

Технологии, от которых зависит будущее «умных» машин

Распространение беспилотных авто зависит от того, как быстро будут развиваться интернет 5G, датчики, а главное — машинное обучение.

Также много вопросов возникает из-за так называемого “морального выбора” ИИ: чья жизнь важнее — пешехода или пассажира? Ученые все еще работают над компромиссами.

Обратите внимание

Однако большинство сходится во мнении, что если запрограммировать автопилот на защиту пассажиров, число ДТП в любом случае уменьшится. За редким исключением.

Вообще мораль искусственного интеллекта — одна из самых спорных и обсуждаемых тем из-за приближения эры роботов. Но это — тема отдельного тренда.

5G для “бесперебойной адекватности”

О скором внедрении сверхскоростного мобильного интернета 5G говорят многие. Его ждут не только пользователи, но и разработчики беспилотных технологий. Постоянный доступ к сети гарантирует “разумность” и “зрячесть” машины.

С технической точки зрения 5G — это часть цикла подключения транспортного средства к IoT (интернет вещей). Бесперебойный интернет позволяет обмениваться информацией между машинами и лучше контролировать дорогу.

5G много значит для мира технологий, поэтому компании, приближенные к нему, обязательно обогатятся. Японский стратег Казунори Ито считает, что пятое поколение мобильное связи и технологии беспилотников будут развивать экономику “страны восходящего солнца” в 2018 году. Он также назвал компании, которые взлетят на этом тренде.

Узнать подробнее

Только практика: машинное обучение приблизит эру беспилотников

Опыт ИИ (а точнее, отсутствие) остается слабым местом самоуправляемых авто. Чтобы научиться качественно управлять транспортным средством, автопилоту нужно “наездить километры”. Пока он плохо различает дорожные знаки, если они запятнаны или повернуты, нечеткую разметку и так далее.

Ранее тесты беспилотников проводили в некоторых штатах США, однако после смертельного ДТП с Uber, испытания приостановили. А некоторые бренды самостоятельно свернули тесты, пока все стихнет.

Узнать подробнее

Впрочем, уже в начале апреля власти Калифорнии начали выдавать разрешения на испытания беспилотных машин без водителя в салоне. Чтобы получить такой “билет”, компания должна соответствовать определенным требованиям. К тому же, чиновники в любой момент могут отозвать разрешение, если заподозрят неладное.

Таким образом, власти демонстрируют, что дают «зеленый свет» технологии.

Не остановился и Китай — на окраинах Пекина открывают специальные трассы для беспилотников. Кто будет на них ездить и что еще это означает для отрасли?

Узнать подробнее

«Зрячие» лидары для безопасности

Сложно у беспилотников и со “зрением”. Датчики-”глаза” автомобиля (лидары) плохо видят в темноте и тумане. Однако ученые работают над “остротой” их зрения. Недавно исследователи МТИ протестировали новые лидары, которые могут отличить отражение мглы от объектов.

Узнать подробнее

Интересный метод лечения «ослепших» авто предложил Ford. Компания подала заявку на патент. Он касается помощи машинам со сломанными лидарами.

Инженеры автогиганта предложили спасать ослепший автомобиль дроном с запасным датчиком. Он должен пристыковаться к крыше и довести машину до ближайшего автосервиса (адрес, кстати, тоже определяет дрон).

Интересно, что авто само запросит недостающий сенсор.

Дроны Ford будут садиться на крыши «ослепших» автомобилей

Это не первое применение дронов в автоиндустрии. Ранее Amazon получила патент на летающего дозаправщика. Он должен прилететь на помощь к разрядившемуся электрокару и “подживить” его.

Способ “подружиться”: тест-драйвы для смельчаков

Из-за консерватизма (а может, здравого смысла?) и участившихся аварий с беспилотниками, люди все еще боятся ездить на самоуправляемых машинах. Поэтому автомобильные бренды периодически проводят промо-акции, предлагая желающим “прокатиться с ветерком”.

Недавно подобное сделала компания Waymo. Кроме этого она выложила в интернет видеоролик, как люди реагируют на эти поездки. Такой реакции вы точно не ожидали. По ссылке ниже — заметка с тем самым видео.

Смотреть подробнее

Как инвестировать в беспилотный автомобиль

Кто станет “золотым” стартапом? Исследовательская фирма Navigant Research опубликовала рейтинг автопроизводителей и разработчиков технологии, у которых есть шансы вывести машины на дороги в ближайшие 10-15 лет. В списке — знанные автогиганты и новички.

Для объективности компания оценивала главных игроков по 10 критериям, присваивала им баллы, а затем выводила суммарный рейтинг. Компании в топе — главные претенденты на успех. Некоторые имена звучат совершенно неожиданно. Читайте, анализируйте и покупайте акции на бирже.

Узнать подробнее

Samsung берется за беспилотные технологии

В сентябре 2017 года южнокорейская компания сообщила, что вступает в борьбу за беспилотные технологии. Самих машин холдинг производить не будет, но испытает технологию на одном из авто с пометкой “Made in South Korea”. Кстати, в планах Samsung разработать технологию, которая сможет управлять машиной даже во время “неблагоприятных погодных условий”.

Узнать подробнее

Резюме. Сможем ли мы через 15 лет ездить на самоуправляемых машинах пятого поколения? Начнем с первых уровней автопилота.

Функция самоуправления удобна: при длительной поездке она позволяет водителю отдохнуть. Однако пока еще знаки, разметка и другая дорожная инфраструктура не приспособлены к таким машинам. А в некоторых странах (особенно развивающихся) дорожное полотно изрешеченное ямами, с которыми тяжело справиться живому человеку. Сможет ли это сделать робот?

Развитие технологии тормозит несовершенство датчиков и то, что у ИИ пока нет достаточного опыта вождения. А периодические аварии с беспилотными машинами не позволяют его получить.  

Важно

Вместе с тем, слабые места самоуправляемых машин, — это их потенциал. И в это верят автогиганты, ведь они уже вложили миллиарды долларов в распространение беспилотников. А это значит, что они будут продолжать.

Развитие технологий автопилота обязательно повлечет за собой изобретение “умного” асфальта, интерактивных знаков, разметки, светофоров. Вся инфраструктура, как и авто, будут подключены к бесперебойному интернету.

Поэтому, 5G — это надежда и один из катализаторов прогресса для авто без водителя. По прогнозам, мобильный интернет пятого поколения должен появиться в 2018 году. Так что у компаний есть шансы за заявленные 15 лет довести беспилотные машины до совершенства.

Тем более, власти поддерживают тренд, несмотря на участившиеся ДТП с беспилотными автомобилями.

Подготовила Наталья Най

Расскажите об этом друзьям

Хотите узнать о будущем больше?

Узнайте где деньги будут завтра!

Как современные технологии изменят бизнес? От чего стоит отказываться уже сейчас? Какие бизнес-идеи будут востребованы через 5, 10 и 15 лет? Какие отрасли останутся выгодными и актуальными, а какие умрут?

Заглянуть в будущее

Источник: http://365-invest.com/smogut-li-dtp-ostanovit-samoupravlyaemyie-mashinyi/

Технологические прорывы 2017 года. Самоуправляемые грузовики

Будущее Автор: Мария Непомилуева |  28 марта 2017, 15:51

Грузовики с прицепом без человека за рулем скоро появятся на шоссе рядом с нами. Что это будет означать для нас и более миллиона водителей грузовиков по всему миру?

Читайте также:  История эволюционного моделирования

Роман Мугриев ехал на своем дальнемагистральном грузовике вниз по двустороннему шоссе Техаса, когда увидел мчащийся ему по встречной полосе автомобиль всего в нескольких сотнях футов впереди.

Справа был ров, а слева – множество встречных машин, так что возможностей для действия у Романа почти не оставалось. «Я помню, как человек, который учил меня водить, говорил мне всегда: «Запомни, правило номер один: никого не задеть», – говорит Роман.

Но в этой ситуации золотое правило не работало, встречный автомобиль столкнулся с передней частью грузовика Мугриева, разрушил его передний мост. Роман старался принять удар на себя, но сделать так, чтобы больше никто не пострадал.

Когда обе машины наконец были остановлены, он узнал, что женщина, выехавшая на встречную полосу, была убита при столкновении.

Может ли компьютер, управляющий машиной, без жертв справиться с ДТП?

Об этом, видимо, мы узнаем в ближайшие несколько лет, потому что несколько компаний в настоящее время тестируют самоуправляемые грузовики.

Хотя многие технические проблемы все еще остаются нерешенными, сторонники этой технологии утверждают, что самоуправляемые грузовики будут более безопасными и менее дорогостоящими.

«Эта система часто водит лучше, чем я», – говорит Грег Мерфи, профессиональный водитель-дальнобойщик с 40-летним опытом.

На первый взгляд, возможности и проблемы, создаваемые беспилотными грузовиками, могут показаться всего лишь повторением тех, что связаны с разработкой самоуправляемых легковых автомобилей. Но грузовики не просто длинные автомобили.

С одной стороны, экономическое обоснование превосходства самоуправляемых грузовиков может быть даже весомее. Автономные грузовики могут координировать свои движения на более длинных отрезках шоссе, сокращая сопротивление воздуха и экономя на топливе.

К тому же, в систему управления таким грузовиком можно будет ввести желательное время маршрута, что поможет дальнобойщикам завершать свои поездки в срок или даже раньше.

Совет

Но технологические трудности, с которыми сталкиваются автономные грузовики станут выше, чем для самоуправляемых автомобилей.

«Отто» и другим компаниям нужно будет доказать, что используемые датчики и код будут справляться с ситуативными проблемами на дороге не хуже профессионального водителя, чьи навыки, отточены годами: например, в условиях низкого качества дорожного покрытия или непредсказуемого поведения других водителей.

Но, как всегда, у технологии есть и обратная сторона медали – социальная. В условиях повсеместной автоматизации рабочих мест, внедрение в производство самоуправляемых автомобилей может сильно сказаться на классе «синих воротничков».

Возникнет вероятность, что самоуправляемые грузовики могут снизить необходимость в труде водителей-дальнобойщиков как таковых. Хотя в ближайшее время технология вряд ли заменит их деятельность, но на характере труда отразится точно.

И не факт, что все дальнобойщики будут этому рады.

Самоуправляемые грузовики

– В чем прорыв?

Дальнемагистральные грузовики, которые едут без водителя на расширенных участках автодорог.

– Почему это важно?

Технология может решить для водителей грузовиков вопрос: как быстрее и эффективнее завершить маршрут? Однако это же может и снизить оплату их труда, а также, в конечном счёте, сократить рабочие места для водителей-дальнобойщиков.

– Кто является ключевыми игроками?

Компании: «Otto», «Volvo», «Daimler», «Peterbilt».

– Когда это будет доступно?

Через 5 – 10 лет.

«Мы не строим воздушных замков»

Компания «Отто» входит в некогда бесперспективный Южный сегмент автомобильного рынка в Сан-Франциско. Штаб компании занимает не так уж много места, как и многие другие стартапы.

Основатели компании не обращают внимания на условия едва отремонтированного здания бывшего мебельного склада, который преобразуется в гаражи и мастерские с грузовиками, различными неповоротливыми установками для демонтажа, инструментами и компьютерами.

«Мы не мечтаем о блестящих офисах на этом месте», – заявил Эрик Бердинис, молодой и вполне презентабельно выглядящий продукт-менеджер самоуправляемых грузовиков.

Бердинис демонстрирует последнее поколение быстро развивающейся технологии компании. Такая технология в настоящее время используется «Volvo». Оборудование включает в себя четыре фронтальных видеокамеры, радар и поле акселерометров.

Обратите внимание

Использует импульсный лазер, чтобы получать и накапливать подробные сведения о грузовике. Сегодня текущая версия такого лазера «Отто» стоит в районе $100 тыс. Но в компании есть своя команда, которая занимается проектированием его фирменной версии.

Компания ставит целью добиться уменьшения её стоимости до порога ниже $10 тыс.

Внутри кабины есть опция жидкостного охлаждения, микросуперкомпьютер размером с хлебницу, который, по утверждению Бердиниса, обеспечит максимальную мощность – такую, что будет невероятным, что порождается она такой маленькой коробкой.

Микросуперкомпьютер позволит регулировать торможение и поворот рулевого колеса, чтобы компенсировать вес грузовика и нагрузки на него.

Завершает модельный ряд оборудования привод, соединённый с помощью проводов с компьютером, отправляющий импульсы для физического управления грузовиком: его рулевому повороту и торможению.

В кабине расположены «две большие красные кнопки», которые могут отрезать автоматическое управление грузовиком и перевести его в режим механического управления. Но даже без них система предусматривает запасные буксиры на рулевом колесе или тяжелые насосы педалей наподобие тех, что обычно встроены в сиденье водителя.

Будет ли экономика на стороне водителя?

Источник: https://futurist.ru/articles/882

Машина с автопилотом впервые насмерть сбила человека

Случилось то, чего боялись и о чем предупреждали эксперты. Автомобиль под управлением автопилота задавил женщину.Есть даже видеозапись с регистратора беспилотного автомобиля, которая тактично прерывается в момент удара:Полиции еще предстоит разобраться во всех деталях происшествия. Важен сам факт гибели человека от «руки» компьютера.

Точнее вопрос, кто ответит за его смерть: производитель автопилота, компания-эксплуатант, или виновной окажется погибшая (что скорее всего, ведь переходила она дорогу в неположенном месте). Но даже если она виновата, почему автопилот не предотвратил аварию?К сожалению или к счастью, но прогресс не остановить.

Уже сейчас системы удержания автомобилем полосы движения, активного торможения, автопарковки (параллельной и перпендикулярной) доступны любому желающему. А в ближайшие пару лет мировые автопроизводители обещают представить серийные автомобили, которые смогут ездить без участия человека.

Еще немного (5-10 лет) и водителей начнут массово заменять автопилоты. Профессия шофера навсегда уйдет в прошлое. Первые на очереди — таксисты. Это касается не только американского Убера. Совсем недавно прошло тестирование беспилотного Яндекс-мобиля в условиях заснеженной Москвы.Пока автопилот в обязательном порядке страхуется водителем-человеком.

Важно

Но, очевидно, Яндекс обкатывает такие автомобили не просто так. Скоро мы увидим такси без водителя не только в новостях из-за океана, а на улицах наших городов.

Готовы ли мы к этому?Машины находящиеся под управлением искусственного интеллекта полностью изменят нынешние представления об автомобилепользовании:- минимизация аварий и практически полное исключение человеческих жертв (теоретически);- снижение стоимости грузо- и пассажирских перевозок за счёт экономии на зарплате водителей;- повышение эффективности использования дорог за счёт централизованного управления транспортными потоками;- стирание грани между личным автомобилем и каршеринговым. Пока человеку не нужна его машина (а это большая часть времени), автопилот подрабатывает таксистом. В перспективе это приведет к практически полному отказу от личного автомобиля. Разве что коллекционеры и большие любители машин будут собственниками авто.Однако все не так безоблачно, как может показаться. У миллионов автомобилей под управлением автопилота есть и недостатки: лишение работы миллионов водителей. Куда податься всем этим людям, которые, кроме управления автомобилем, и делать-то толком ничего не могут.

Спаситель жизней или убийца?

Главная проблема машин с автопилотами — ответственность в случае аварии. Ремонт автомобиля покроет страховая компания. Кто ответит в случае человеческих жертв? Древний принцип «око за око» никто не отменял. В случае водителя-человека — ясно, кто будет нести ответственность. А если машиной, сбившей человека, управлял автопилот, то бортовой компьютер будут в тюрьму сажать, отключать от питания? С другой стороны, люди гибнут на дорогах в большом количестве и сейчас. Если автопилоты заметно снизят смертность на дорогах, то не будет ли гибель нескольких человек приемлемой ценой спасения жизни десяткам или даже сотням тысяч людей?Не стоит также сбрасывать со счетов возможность выхода из строя искусственного интеллекта автомобиля в случае случайного вируса или спланированной хакерской атаки. Думаете, это фантастика? Пару лет назад два айтишника взяли под контроль движущийся Jeep Cherokee через систему беспроводного подключения автомобиля к интернету. В даркнете при желании можно найти коды доступа к машинам, напичканным электроникой.Между прочим, самым эффективным способом управления машиной без водителя является не автономная система, независимая от других участников движения, а некая сеть, в которой автомобиль будет активно «общаться» с другими машинами, светофорами, знаками и прочей дорожной инфраструктурой. Представьте себе, что все машины на дороге, а также светофоры, пешеходные переходы и пешеходы получат специальные датчики, которые будут оперативно обмениваться сведениями. В зависимости от этого автомобиль будет сам решать притормозить ему или, наоборот, слегка ускорит движение. Здорово, конечно, только в случае компьютерного вируса мы можем получить на улицах городов миллионы неуправляемых автомобилей.

Читайте также:  Робот marty с открытым кодом

Восстание машин — это пока сюжет для блокбастеров

Но, кто знает, возможно через пару десятков лет главными законами станет не конституция, а «Три закона роботехники», Айзека Азимова:

— Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.- Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

— Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

А если столкнутся две машины под управлением искусственного интеллекта, как два компьютера-автопилота будут выяснять между собой, кто из них был прав? Станут ли они в обязательном порядке вызывать робота-ГАИшника?

К сожалению, мир не идеален.

А искусственный интеллект пока не готов к столкновению с реальностью. Но в будущем все обязательно изменится.

Вы готовы доверить свою поездку машине под управлением ИИ? Не пугает ли вас перспектива погибнуть под колесами беспилотного автомобиля?

Источник: https://proboknet.livejournal.com/864108.html

Четыре мифа о беспилотных автомобилях

Экология потребления.Мотор:Пока на рынке еще нет беспилотных автомобилей, но люди уже опасаются того момента, когда водители окажутся на пассажирских местах, а робомобили станут полноправными пользователями дорог и интернета.

Пока на рынке еще нет беспилотных автомобилей, но люди уже опасаются того момента, когда водители окажутся на пассажирских местах, а робомобили станут полноправными пользователями дорог и интернета. 

На самом деле для них не потребуется даже отдельных выделенных линий. Иначе пропадают любые преимущества от появления полноценного автопилота. ИИ внутри автомобилей должен быть развит настолько, что сможет передвигаться по любым дорогам.

Совет

Даже при всем желании разработка специальной инфраструктуры для автономного транспорта выглядит сложно реализуемой.

В большинстве городов уже просто нет мест, поэтому логично направление развития автономного транспорта — совершенствование алгоритмов для езды по общим трассам, а не строительство отдельных трасс.

2. Только новые автомобили получат преимущество

Если отказаться даже от малейших обновлений оборудования, то этот миф близок к реальности, но развитие технологий позволит и старым автомобилям обеспечить владельцам преимущества умного транспорта. Точно так же, как можно улучшить старый компьютер, докупив нужные платы, старый автомобиль можно сделать умнее.

Например, компания Navdy создает дополнительные дисплеи, они крепятся над рулем и обеспечивают навигацию, подключение к интернету, выводят сообщения с iPhone и умеют взаимодействовать с Siri. Ford выпустила приставку SmartLink, которая даст автомобилям 2010-2016 годов выпуска возможности современных версий: выход в сеть, удаленный контроль, мониторинг основных показателей.

Этот миф касается того, что автомобили без водителей соберут все ямы и выбоины на дорогах, и для нормального запуска автономного транспорта нужен полный ремонт всего дорожного покрытия. В противном случае неизбежны многочисленные поломки и аварии, вызванные плохими дорогами.

Но и тут технологии спасают бюджеты городов и стран. Компания Savari представила специальные передатчики, которые крепятся на перекрестках и передают информацию о состоянии дорог между автомобилями.

Что-то подобное реализовала и Volvo: автомобиль предупреждает тех, кто едет сзади о сложной дорожной ситуации.

Так что на плохие дороги робомобили отвечают усложнением алгоритмов и увеличением числа сенсоров.

4. Автопилоты опаснее живых водителей

Этот тезис опровергается тем, что, согласно опросам, 69% водителей уже считают, что ИИ водит лучше человека. И действительно, в работу автопилота не заложены интуиция и шестое чувство. Он основывается только на реальных фактах.

Источник: https://econet.ru/articles/155871-chetyre-mifa-o-bespilotnyh-avtomobilyah

Беспилотные автомобили: объяснение 6 уровней автономности — Транспорт на vc.ru

Что имеют в виду, когда говорят об автопилотах автомобилей «Уровень 4» или «Уровень 5»? Что это за уровни, и кто их определяет?

Это перевод статьи John Rosevear. В оригинальном тексте используется слово self-driving, я переводил его как “автопилот”, “беспилотный”.

Что имеют в виду, когда говорят об автопилотах автомобилей «Уровень 4» или «Уровень 5»? Что это за уровни, и кто их определяет?

«Уровни» устанавливаются организацией SAE International. Это профессиональная ассоциация инженеров-автомобилестроителей, и уровни автономности кратко описывают, как далеко продвинулась конкретная система автоматизации задачи вождения транспортного средства. Стандарты SAE были приняты к использованию государственными регуляторами, инженерами и автопроизводителями, а также инвесторами.

Стандарты SAE описывают шесть уровней автоматизации: от его абсолютного отсутствия до полностью автоматизированной системы управления, что означает систему, которая в любой ситуации ведет себя как квалифицированный водитель.

Инвесторам в этой область очень важно понимать, что подразумевается под разными уровнями, кто решает, какой уровень присвоить данной системе, и в чем заключаются различия между уровнями – особенно по мере того, как системы становятся более продвинутыми. (Расскажу вам тайну: иногда системы, описанные как «автопилоты», на самом деле таковыми не являются).

Тесты беспилотников Ford

Обратите внимание

Не всегда легко понять, в чем именно заключаются эти стандарты. Как и следовало ожидать от общества инженеров-автомобилестроителей, собственные описания уровней SAE изобилуют жаргонизмами и трудны для неспециалиста. Но они обретают смысл, когда объясняются простым языком – как раз то, что вы найдете ниже.

Что такое автономное вождение?

Прежде всего, система «автономного вождения» – это та, которая позволяет транспортному средству безопасно ездить по общественным дорогам без участия человека.

Такие термины, как «автономное вождение», «без водителя» и «самоуправляемый автомобиль» описывают одну и ту же технологию: компьютерный мозг и датчики, которые могут управлять транспортным средством вместо человека, по крайней мере, при некоторых условиях.

Вот несколько ключевых вещей, которые нужно помнить, когда мы исследуем мир автоматизированных систем вождения:

  • Продвинутые системы «drive-assist» и «без водителя» опираются на несколько типов датчиков, включая камеры, радар и лидар (сенсор, который использует невидимые лазерные лучи для точного измерения расстояний), чтобы помочь компьютерному «мозгу» понять, где находится транспортное средство относительно его окружения.
  • Количество используемых датчиков, количество вычислительной мощности, требуемое для «мозга», и общая стоимость системы, как правило, возрастают по мере увеличения уровня автоматизации.
  • Система автопилота – это форма искусственного интеллекта. Он подразумевает наличие машинного обучения, то есть алгоритмы, которые могут корректировать себя и повышать свою эффективность по мере получения большего количества данных.
  • Полностью беспилотные системы в процессе движения с места на место собирают огромное количество данных и постоянно сталкиваются с новыми ситуациями дорожного движения. Система на каждом транспортном средстве обычно делится этими данными с удаленным центром обработки, который, в соответствии с извлеченными уроками, обновляет поведение всех остальных транспортных средств.

Есть еще одна вещь, которую нужно знать, и очень важно иметь в виду, когда вы оцениваете требования к конкретным системам:

Уровень, присвоенный данной системе, присваивается ее изготовителем. На данный момент нет независимого или государственного учреждения, удостоверяющего систему как Уровень 3 или Уровень 4 или что-то еще. До тех пор, пока это не изменится, уровни лучше всего воспринимать как утверждения производителя: они могут быть немного оптимистичными, поэтому будьте осторожны.

Уровни автопилотов по SAEУровни автопилотов по SAE

Уровень 0: Без автоматизации

Стандарты SAE начинаются с Уровня 0: отсутствие автоматизации. Водитель-человек несет 100% ответственности за то, что SAE называет «динамической задачей вождения», что означает работу по фактическому вождению транспортного средства на постоянной основе. (Держите слово «постоянный» в уме во время чтения — это ключевая часть того, как SAE определяет автоматизацию).

Уровень 0 не так уж трудно понять, но даже здесь есть некоторые нюансы. Вероятно, наиболее важным моментом является то, что существует много современных автомобилей с функциями помощи водителю, которые по-прежнему соответствуют Уровню 0.

Например, антиблокировочная система не считается автоматизацией, поскольку человеку все же приходится нажимать на педаль тормоза.

Даже системы, которые автоматизируют мгновенную задачу – например, автоматические системы экстренного торможения, поставляемые на некоторые новые автомобили, не считаются автоматизацией, потому что они не автоматизируют «динамическую задачу вождения» – вы уже догадались – на постоянной основе.

Как старый жигуль вашего деда, так и многие современные автомобили, даже оснащенные системами помощи водителю, являются транспортными средствами одного уровня – нулевого.

Уровень 1: Некоторая помощь для водителя

SAE определяет систему Уровня 1 как систему управления либо рулением либо ускорением/торможением на постоянной основе, но только при ограниченных конкретных обстоятельствах.

Важно

Что это значит? Вот пример использования технологий, которые, вероятно, вам знакомы.

Помимо очень простых моделей начального уровня, большинство автомобилей, сделанных в последние годы, имеют систему круиз-контроля. Вы почти наверняка использовали его, принцип прост: ускоряетесь до желаемой скорости, активируете круиз-контроль, и система будет удерживать автомобиль на этой скорости после того, как вы снимите ногу с педали акселератора.

Читайте также:  Технологии, которые сделают нас суперлюдьми

Это не считается «автоматизацией» в рамках SAE, потому что динамическая часть задачи вождения не автоматизирована: человек все еще должен быть готов нажать на тормоз (и деактивировать систему), если впереди транспорт, движущийся медленнее.

В последние годы автопроизводители начали предлагать более продвинутые системы круиз-контроля, так называемый адаптивный круиз-контроль.

Адаптивные системы круиз-контроля умнее – они используют радар, чтобы удерживать автомобиль на безопасном расстоянии до впереди идущего транспорта.

Если автомобиль впереди замедляется, система автоматически замедляет и ваш автомобиль, чтобы сохранить безопасное расстояние.

Благодаря адаптивному управлению круиз-контролем, одна часть динамической задачи вождения – управление ускорением и торможением – автоматизирована. Конечно, это автоматизация только при определенных обстоятельствах, а именно, когда вы включаете систему во время движения по шоссе. Но этого уже достаточно, чтобы присвоить адаптивной системе круиз-контроля Уровень 1.

Уровень 2: Ограниченная помощь с рулением и торможением

Уровень 2 – «частичная автоматизация». Это касается систем ассистентов водителя, обеспечивающих управление рулением и ускорением/торможением, но опять же, только при определенных обстоятельствах.

Совет

Если водитель должен регулярно вмешиваться – например, когда автомобиль съезжает с шоссе – тогда это, вероятно, система Уровня 2.

Важно отметить, что это не автопилот, даже если иногда похоже на то, что машина едет сама.

Это может сделать понимание Уровня 2 более запутанным. Давайте посмотрим поближе.

Уровень 2 иногда может выглядеть как автопилот, но это не так

Autopilot в Tesla и Super Cruise в General Motors, которые могут ускоряться, тормозить и рулить во многих (но не во всех) обстоятельствах, могут, безусловно, дать ощущения как от автопилота.

Но есть причина, по которой GM и (обычно) Tesla очень осторожны в том, чтобы не описывать их как полностью автономные системы в их нынешних формах: при использовании обеих, водитель должен быть готов взять управление на себя практически мгновенно.

Это критическое различие. Если системе даже на короткий период требуется участие человека, то система не должна описываться как автопилот. Вместо этого правильно называть ее расширенной системой поддержки водителя (ADAS, advanced driver-assist system).

Это очень важно, потому что ожидания от данной системы могут повлиять на то, насколько безопасно ее использование на практике. Модель Tesla S, оснащенная ранней версией Автопилота, участвовала в аварии со смертельным исходом в мае 2016 года, когда система автомобиля не смогла распознать трейлер, пересекающий дорогу, и водитель, судя по всему, не вмешался и не нажал педаль тормоза.

Tesla Model S

Это была первая известная авария со смертельным исходом, связанная с чем-то близким к системе автопилота. И она подчеркнула, что для этих систем необходимо сделать более эффективную работу по обеспечению того, чтобы водители были всегда готовы взять управление под контроль.

Это, в свою очередь, привело к значительным обсуждениям в отрасли: как система могла обеспечить вовлеченность водителя без чрезмерного раздражения человека?

Задача: как держать водителя начеку, но не раздражать?

Обратите внимание

Раздражение может показаться мелочью, когда мы говорим об избежании несчастных случаев со смертельным исходом. Но учтите следующее: если система слишком раздражает, она не будет использоваться.

Текущая версия автопилота Tesla предупреждает водителей не убирать руки с руля во время использования системы. Для обеспечения этого, система имеет специальные датчики, направленые на обнаружение того, находятся ли руки водителя на руле.

Если руки водителя не находятся на руле, система дает визуальное напоминание через 30 секунд, за которым следует звуковое предупреждение через 45 секунд. Через минуту без вмешательства со стороны водителя система автопилота отключается и не может быть включена, пока автомобиль не будет перезапущен.

Это неплохая система, но обзоры говорят о том, что ее легко обмануть – водители могут просто потрогать рулевое колесо, когда включается индикатор, чтобы сбросить цикл предупреждения, и продолжать езду без рук на руле.

Super Cruise GM применяет элегантное решение.

GM позволяет управлять автомобилем без рук. Вместо того, чтобы наблюдать за движениями рулевого колеса, используется камера для отслеживания положения головы водителя. Если система обнаруживает, что взгляд водителя находится не на дороге, она начинает серию предупреждений, чтобы попытаться вернуть внимание водителя на дорогу.

Cadillac CT6 с опцией Super Cruise

Источник: https://vc.ru/transport/48947-bespilotnye-avtomobili-obyasnenie-6-urovney-avtonomnosti

Итоги опроса Cognitive Technologies

JSON.TV, официальный информационный партнер Cognitive Technologies, публикует результаты опроса, решающего важную задачу в сфере законодательно-правового обеспечения систем беспилотного транспорта в России. Беспилотный автомобиль и Connected Car в целом, является одной из ключевых областей развития Интернета вещей (IoT) во всем мире. Итоги опроса размещены по адресу:

Компания Cognitive Technologies, основной разработчик системы искусственного интеллекта для беспилотного КАМАЗа, подвела итоги социологического исследования, проведенного среди граждан Российской Федерации при поддержке НИТУ МИСиС и МФТИ.

Его целью было формирование системы моральных критериев, определяющих поведение авторобота в критических ситуациях, когда избежать аварии невозможно и ущерб здоровью и даже жизни для участников дорожной ситуации неизбежен.

Важно

Стимулом к его проведению для компании стала необходимость разработки сценариев поведения беспилотного автомобиля. В исследовании приняли участие порядка 80 тыс. человек из 47 регионов России.

Напомним, что организаторы исследования подготовили описания нескольких типичных ситуаций с участием авторобота, требующих моральной оценки поведения искусственного интеллекта. При этом рассматриваемая в исследовании модель предполагала полную автономность автомобиля, когда вмешательство водителя в процесс управления полностью исключено.

Основным итогом исследования стало намерение граждан России обязать искусственный интеллект минимизировать общее число пострадавших в аварии.

Почти 71% респондентов был готов направить авторобот в кювет, чтобы не задавить других людей, случайно вышедших перед ним на проезжую часть, несмотря на то, что это может привести к неминуемым глобальным его повреждениям и критическим для жизни и здоровья травмам пассажира (рис. 1).

Однако, проведенные в рамках исследования дополнительные, персональные интервью с разными категориями граждан России, показали, что направляя беспилотный автомобиль в кювет, участники исследования не до конца отдавали себе отчет, что они сами могут оказаться в его кабине. Получается, чтобы сохранить жизнь выбежавших на дорогу людей, авторобот будет запрограммирован на самоуничтожение вместе со своим пассажиром.

Стоит сказать, что это обстоятельство вызвало наибольшую сложность у интервьюируемых. Довольно значимая их часть (43% из 1384 участников) даже предложила искусственному интеллекту автомобиля формировать, своего рода, рейтинг участников ДТП.

Иными словами, они посчитали возможным, определять наиболее и наименее «ценных» его участников, например, на основании сравнения возраста, пола или других характеристик. Но главное, и это можно считать важным итогом исследования.

было предложено использовать результаты мгновенного поиска информации в интернете и соцсетях для составления подробного портрета участника ДТП, чтобы на основании этих данных искусственный интеллект мог принимать решение о том, кем жертвовать, а кого спасать.

Совет

К примеру, если перед автороботом в кабине которого находится человек с запятнанной репутацией, на дорогу выбегает передовик производства, то искусственный интеллект должен будет гарантированно направить машину в кювет.

Еще одним итогом исследования стало отсутствие явного преобладания какой-либо социальной группы в каждом из рассматриваемых вариантов поведения искусственного интеллекта.

Ответы всех категорий граждан распределены примерно с одной степенью равномерности (в пределах погрешности 10%). Наибольшая дисперсия наблюдается лишь в случаях, когда перед автороботом внезапно появляется собака.

Ее «жалеет» на 13% больше женщин, чем мужчин.

Наиболее отчаянные поступки в критических ситуациях рекомендуют искусственному интеллекту совершать женщины в возрасте от 31 до 50 лет с высшим образованием. Например, эта категория предпочитает съезд в кювет разрешенной ПДД возможности объехать выбежавшую на дорогу собаку (их доля составила порядка 8% всех женщин, участвовавших в исследовании).

Пенсионеры меньше других рекомендовали автороботу нарушать ПДД. Например, не оказалось ни одного пенсионера, который бы предложил ему пересечь двойную сплошную линию разметки в ситуации рис.2.

Интересно также, что практически поровну разделились мнения респондентов (55% — задавить собаку и 40% — затормозить) в случае (см. рис. 2), когда можно затормозить и ценою глобальных повреждений автомобиля сохранить жизнь собаке.

По словам Президента Cognitive Technologies Ольги Усковой, «Мы предполагаем использовать полученные в ходе исследования результаты для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля, как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования».

Полная версия результатов исследования опубликована на сайте http://www.cognitive.ru/survey/

Исследование было проведено в конце 2015 г. – начале 2016 г.

Источник: http://json.tv/ict_news_read/cognitive_technologies-bespilotnyy_avtomobil-rezultaty_oprosa-20160128124005

Ссылка на основную публикацию