Создана модель иммунной системы новорожденных

Американские ученые разработали модель иммунной системы новорожденных

30 мая 2012

Американскими учеными в помощь коллегам в разработке исследований вакцин, была разработана модель иммунной системы новорожденного.

На конференции Американской ассоциации иммунологов, были представлены результаты работ проведенных исследований .

У младенцев иммунная система еще слабо развита, связано это с тем, что организм реагирует на большое количество антигенов, которые обрушиваются при рождении.

Обратите внимание

Согласно данным ВОЗ ежегодно от стандартных поддающихся лечению инфекций умирает примерно 100000 младенцев, поэтому очень важна разработка для новорожденных специальных вакцин . Ученые взяли кровь из пуповинной вены для создания искусственной иммунной системы.

Использовали они ее для культивирования клеток стенки кровеносных сосудов и лейкоцитов. Эти клетки вырастили на коллагеновой матрице и потом поместили новорожденным в плазму крови .

Затем был проведен ряд исследований, в ходе которых было доказано, что искусственная модель реагирует так же, как настоящая на чужеродные агенты. В ходе исследований было выявленно, что искусственная иммунная система реагирует на БЦЖ (противотуберкулезную вакцину).

Ученые предполагают, что разработанная ими модель обеспечит надежную проверку вакцин перед началом их испытаний на грудничках.

Ни для кого не секрет, что велоспорт и велопрогулки положительно влияют на организм и здоровья человека в целом. Но далеко не всегда можно сесть на велосипед и покататься на природе. В случае, когда на велопрогулки нет времени или погода не располагает, стоит задуматься о приобретение домашнего велотренажера для дома. Выбор очень большой, но есть магазин,…

Проблемы наркозависимости и алкоголизма,к сожалению на сегодняшний день встают, как никогда остро.

Ведь последствия такой зависимости выражаются в разрушенных семьях, совершении преступлений, деградации личности и асоциальных проявлениях.

Многие современные наркологические центры и клиники оказывают услуги по лечению зависимости от наркотиков, алкоголя, игровой зависимости. Вместе с тем, если вы хотите эффективный результат, следует обращаться к профессионалам….

Важно

По данным Американского института исследований рака, около трети наиболее распространенных видов рака в Америке можно предотвратить с помощью здорового питания, регулярной физической активности и поддержания здорового веса. Но широкий спектр мифов о раке может затруднить понимание того, что включает в себя выбор здорового питания. 1. Сахар «питает» рак? Все клетки в нашем организме используют сахар…

Для нормального функционирования человеческий организм должен ежедневно получать несколько сотен витаминов, минералов, аминокислот и других полезных веществ.

Даже самое полноценное и продуманное питание не всегда может ликвидировать дефицит необходимых элементов.

На помощь приходят биологически активные добавки, которые являются концентрированными витаминами и минералами естественного происхождения или их искусственно созданными заменителями. Мнения ученых разделились. Некоторая часть исследователей…

Лечение алкоголизма имеет комплексный характер. Необходима психотерапия и, следовательно, помощь психолога. Дополнительным, но от этого не менее важным элементом является медикаментозное лечение.

Осознание серьезности проблемы и ее последствий – очень важный фактор, с которым необходимо столкнуться зависимому человеку. Главным препятствием к этому является нежелание посещать специалистов.

Поэтому, на сегодняшний день существует возможность вызова нарколога на…

Источник: https://www.medkursor.ru/other_about_health/14418.html

Иммунитет новорожденных детей и иммунодефицитные состояния

В отличие от грудничка-«искусственника» иммунитет новорожденного ребенка, находящегося на грудном вскармливании, более крепок. Такие малыши, в достаточном количестве получающие с материнским молоком иммуноглобулины класса G, не так часто подвержены простудам и стрессовым ситуациям, а значит, у них реже возникают имуунодефицитные состояния.

Какой иммунитет у новорожденного ребенка и как он формируется

В первый год жизни ребенка закладывается основа его будущего здоровья. Самая пора подумать об укреплении иммунитета новорожденных детей и детей первых месяцев жизни. Защитные функции их организма осуществляются антителами (IgG), полученными от матери через плаценту и грудное молоко.

Поэтому дети, находящиеся на естественном вскармливании, до 6 месяцев не восприимчивы к ряду инфекционных болезней, например к скарлатине, кори, эпидемическому паротиту, полиомиелиту.

«Искусственникам» повезло меньше, так как мамины антитела сохраняются в организме и защищают их только до 3—4 месяцев, а затем исчезают.

Ответ на вопрос «какой иммунитет новорожденного ребенка?» очевиден – он слишком слаб. Наибольшее количество иммуноглобулинов G плод получает после 32-й недели беременности.

Совет

Отсюда становится понятной высокая заболеваемость у недоношенных детей: в связи с преждевременным появлением на свет они недополучили значительное количество антител от матери.

Это обстоятельство подчеркивает первейшую необходимость грудного вскармливания у преждевременно родившихся малышей: антитела материнского молока некоторым образом компенсируют иммунную недостаточность.

Имеют значение и содержащиеся в материнском молоке неспецифические защитные факторы: лизоцим, ферменты, витамины, гормоны и т. д. Продукция собственных антител довольно низкая по причине недоразвития лимфоидной ткани — основного отдела иммунной системы.

Зачатки лимфатических узлов закладываются уже в конце второго месяца внутриутробной жизни, но окончательно формируются после рождения. Лимфатические фолликулы слизистых оболочек (носоглотки, языка, кишечника) и лимфатические скопления, рассеянные по всему организму, развиваются в течение первого месяца жизни. А полностью лимфоидная ткань формируется к 5-летнему возрасту.

Вот с этого момента уже можно говорить о вполне достаточной продукции собственных антител, но лишь к 14-15 годам формируется полноценная иммунная система.

Пока формируется иммунитет новорожденного, до 6-9 месяцев дети не чувствительны к микробным токсинам, поэтому у них не наблюдается токсических форм дифтерии, дизентерии. Недостаточно зрелый организм и несовершенная нервная регуляция не реагируют на токсическое воздействие. С возрастом чувствительность организма к токсинам повышается.

Ещё одна особенность иммунитета новорожденных – сниженные защитные реакции. Маленький ребенок не может локализовать инфекцию в месте внедрения, ограничить ее распространение и вывести из организма, поэтому у них легко возникает генерализация процесса, септические состояния и однотипные изменения в ответ на внедрение различных возбудителей.

Инфекционные заболевания протекают атипично, без ярко выраженных основных симптомов, что затрудняет диагностику. На первый план выступают общие симптомы недомогания: снижение аппетита, срыгивания и рвота, расстройство стула, повышение температуры, судороги и т. д. Часто присоединяются осложнения (пневмония, отит, инфекция мочевыводящих путей).

Первичные и вторичные иммунодефицитные состояния у ребенка

Если по какой-то причине произошли нарушения в лимфоидной системе, и она оказалась не способной к иммунным реакциям, у детей развиваются иммунодефицитные состояния (не путайте с синдромом приобретенного иммунодефицита — СПИДом).

Согласно классификации иммунодефицитов у детей, такие состояния делятся на первичные и вторичные.

Первичные иммунодефицитные состояния у детей могут произойти на любом уровне:

  • пороки развития вилочковой железы ведут к недостаточной выработке Т-лимфоцитов;
  • врожденное отсутствие или снижение уровня иммуноглобулинов делает невозможным образование антител;
  • комбинированная недостаточность, связанная с патологией вилочковой железы и низким уровнем иммуноглобулинов и лимфоцитов. Это тяжелые состояния, проявляющиеся в первые дни после рождения легочными, кишечными и кожными инфекциями, переходящими в сепсис. Дети с таким первичным иммунодефицитом могут жить только в абсолютно стерильной среде, ибо любой, даже самый безобидный, микроб способен привести к летальному исходу. Недаром журналисты называют таких новорожденных «ребенок в пузыре», подчеркивая их нежизнеспособность в обычных условиях. Как правило, они погибают в первые месяцы жизни.

Но наука не стоит на месте и постоянно ищет способы борьбы с кознями природы. Настоящей победой британских врачей явилась проведенная несколько лет назад операция, спасшая жизнь одному такому ребенку.

В результате каких-то неблагоприятных воздействий на организм матери во время беременности произошла мутация гена, отвечающего за формирование иммунитета плода. Ребенок родился с комбинированной иммунной недостаточностью, обрекавшей его на летальный исход.

Больше года он находился в специально оборудованной стерильной палате, исключающей его контакт с обычными людьми. В результате сложной операции, произведенной на клеточном уровне, ему ввели правильно работающий ген, и его иммунитет заработал, как у обычных детей.

Обратите внимание

Теперь этот ребенок абсолютно здоров и растет на радость матери и всей Великобритании, гордящейся успехами своих врачей в области генной терапии.

Вторичные иммунодефицитные состояния у ребенка могут возникать на фоне неблагоприятных условий окружающей среды, недостаточного поступления белков с пищей (нарушается синтез иммуноглобулинов), дефицита витаминов и микроэлементов, Также вторичный иммунодефицит у детей может возникнуть из-за применения некоторых лекарственных препаратов, угнетающих выработку иммунитета.

Причины первичного и вторичного иммунодефицита у детей

На то, какой иммунитет у новорожденного ребенка, влияет множество факторов, и главный враг иммунитета — стресс. Острые стрессовые ситуации и длительные нервные перегрузки ослабляют иммунитет, как у взрослых, так и у детей.

К сожалению, возросший стрессовый уровень жизни значительно снизил и продолжает снижать иммунитет населения нашей страны.

Ни для кого не секрет, что с каждым годом общая и детская заболеваемость растут, и роль стресса в этом печальном обстоятельстве остается высокой.

https://www.youtube.com/watch?v=5DcE5sv5QVI

Многие могут возразить: какие стрессовые ситуации могут быть у младенца? Да какие угодно, и первая среди них — роды. Из привычной уютной материнской утробы — в холодный ослепляющий и оглушающий мир.

Развивается стресс, который можно снизить только немедленным прикладыванием к материнской груди. Если сразу после родов к груди не приложили и разлучили с матерью, стрессовая ситуация продолжается, а иммунитет понижается.

Раннее отлучение от груди, конфликтная обстановка в доме, воспитание в неполной семье, курение родителей в квартире, обиды от старших братьев и сестер и т. д., и т. п. — эти факторы, безусловно, являются стрессом для любого ребенка.

Совокупность неблагоприятно влияющих факторов становится причиной иммунодефицита у детей, приводит к тому, что ребенок часто болеет, «не вылезает из болячек», — жалуется мама.

В середине первого года жизни у каждого ребенка наступает период временного снижения иммунитета, когда исчезают полученные от матери антитела, а собственные вырабатываются недостаточно.

Чтобы повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, необходимо вести здоровый образ жизни, проводить профилактику инфекционных болезней, в том числе иммунопрофилактику.

Для повышения иммунитета детей грудного возраста нужно обеспечить полноценное питание с достаточным поступлением белка, не допускать развития дисбактериоза, поражающего, к сожалению, многих малышей первого года жизни, осуществлять санацию хронических очагов инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит, кариозные зубы, инфекции мочевыводящих путей и т. д.), проводить закаливающие процедуры.

Источник: https://ladycharm.net/2018/08/immunitet-novorozhdennyx-detej/

Особенности иммунной системы новорожденного

ВОЗРАСТНАЯ ИММУНОЛОГИЯ

В последние годы во всем мире пристальное внимание исследователей и практических врачей – неонатологов, акушеров-гинекологов, педиатров, терапевтов – уделяется комплексу проблем, связанных с изучением онтогенеза иммунной системы в норме и функционированием ее при патологических состояниях в перинатальном периоде, раннем детском, подростковом возрасте и при старении.

По значимости для становления иммунной системы перинатальный период уникален и не сопоставим ни с одним другим возрастным периодом (созревание, обучение лимфоцитов, формирование иммунного ответа и т.д.).

Хронология появления иммунных клеток в эмбриогенезе человека

Клетки Возраст плода к моменту появления, нед. Орган, в котором клетки появляются
Макрофаги 2-3 Желточный мешок (мало клеток) Печень, легкие, мозг (много клеток)
NK 8-9 Печень
Нейтрофилы Печень (мало клеток) Костный мозг (много клеток)
В-клетки Плазмациты 8-9 10-12 Печень, сальник
Т-клетки 8-9 Тимус

Критические периоды развития иммунобиологической реактивности (верстовые столбы) – это периоды развития, когда на АГ воздействие иммунная система может давать неадекватный или парадоксальный ответ.

Читайте также:  Лыжные палки в помощь роботам

Этот ответ может быть недостаточным для защиты (гипо – или анергическим) или чрезмерным (гиперэргическим).

Первыйкритический период(28 дней)

Второйкритический период(3-6 мес.)

Третийкритический период2-й год жизни.

Четвертыйкритический период жизни(4 – 6 лет)

Пятыйкритический период(подростковый возраст: девушки – 12-13лет; юноши – 14 -15 лет)

Особенности иммунной системы новорожденного

В норме здоровый доношенный ребенок имеет особое, отличное от взрослого состояние иммунной системы, являющееся биологически целесообразным: из стерильных условий внутриутробного развития ребенок совершает переход в мир, где на него с первой секунды и даже уже в родах обрушивается огромное количество антигенов (вирусной, бактериальной, грибковой природы). Состояние ИС здорового доношенного новорожденного не является иммунодефицитным. Наряду со снижением некоторых показателей иммунитета (ИФН-γ) имеет место повышение ряда параметров (продукция ИЛ-1 моноцитами и МФ, ИЛ-2 и др.), которые сопоставимы с показателями взрослого человека.

Если ребенок имел пренатальную патологию, в т.ч. инфекции, поражения нервной системы, то в кровь могут поступать эндогенные АГ забарьерных органов, что может привести к развитию аутоиммунных реакций.

Важно

Если бы на каждый из АГ у новорожденного ребенка формировался нормальный иммунный ответ по взрослому типу, то это бы привело к развитию запредельных, гиперэргических реакций и к гибели ребенка.

Иммунные реакции новорожденного ребенка имеют супрессорную направленность, что позволяет сдерживать чрезмерный иммунный ответ и постепенно формировать нормальный (нормэргический) иммунный ответ.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1196;

Источник: https://poznayka.org/s34838t1.html

Мифы и правда об иммунитете новорожденного

Новорожденный крошка выглядит таким маленьким, нежным, беззащитным и уязвимым. Так ли это? Или невидимый иммунитет младенца не дремлет и находится постоянно настороже? Давайте разберемся.

Заблуждение 1. Иммунитет новорожденного неразвит и слаб.

Формирование иммунной системы завершено уже к 15 неделе внутриутробного развития. Поэтому иммунитет малыша имеет все те же элементы и структуру, как у взрослого.

Конечно, это система не так совершенна пока что, и полностью сформирована у младенца лишь неспецифический иммунитет, то есть тот, который направлен на устранение любого инородного вещества в организме (в отличие от специфического иммунитета, который атакует только конкретные отдельные элементы). У новорожденных пока не вырабатываются антитела, однако, природа позаботилась и об этом. Через плаценту мамы к малышу поступили все основные и необходимые мамины антитела, для защиты младенцы в первое время после рождения на свет. А если мама кормит малыша грудным молоком, то защитные антитела он продолжает получать вплоть до шести месяцев – возраста, когда антитела начинают вырабатываться организмом самостоятельно.

Заблуждение 2. Ребенок на грудном вскармливании защищен от всех болезней.

Да, малыш, действительно защищен, но лишь от тех болезней и инфекций, которыми в свое переболела мама (например, ветрянка, краснуха, корь и другие «детские» болезни), и защита от которых у нее уже имеется.

Мамино молоко также защищает от сезонных бактерий и вирусов. Пока крохин иммунитет среагирует на «агрессора», мамин уже выработает антитела и через молоко передаст их малышу. Но там где с болезнями борются не антитела, а лимфоциты, мама помочь бессильна.

Лимфоциты (т.н. клетки-киллеры) вырабатываются только самим организмом.

Заблуждение 3. Иммунитет новорожденного необычайно силен и защищает его от всех болезней.

Не зря существует поверье не показывать никому ребенка месяц после родов. Ведь стерильный малыш попадает в мир с миллионами самых разных бактерий, на которые его иммунная система обязана реагировать. Антитела она вырабатывать пока не может, но работать и напрягаться должен.

Слишком большое количество чужеродных элементов ослабляет иммунитет и приводит к его истощению.

Поэтому всех молодых родителей педиатры призывает к обеспечению относительно стерильных условий по уходу за новорожденным: чистая проветренная комната, кипяченая вода для купания до заживания пупочка, чистые руки взрослых, регулярная смена белья и одежды.

Однако, неспецифический иммунитет поддается тренировке уже сейчас. С первого дня дома малыша можно начинать закаливать: обливание прохладной водичкой, воздушные ванны, массаж, плавание и прогулки, — все эти действия помогут малышу при встрече со случайной инфекцией.

Заблуждение 4. Чем больше ребенок болеет сейчас, тем меньше он будет болеть потом.

Совет

Антитела, выработанные организмом в результате какой-либо болезни, являются гарантией того, что человек не заболеет этой же болезнью опять. Однако, к сожалению, далеко не все вирусы и инфекции оставляют иммунитету подобную «память».

Иначе бы раз переболев гриппом, мы забыли бы о нем навсегда. Но вирусы и микроорганизмы имеют свойство постоянно мутировать и видоизменяться, атакуя наш организм в новой доселе неизвестной форме.

Поэтому надеяться стоит лишь на неспецифический иммунитет.

Заблуждение 5. Дисбактериоз появляется от неправильного питания.

Дисбактериоз – это состояние дисбаланса между «хорошими» и «плохими» бактериями в организме. У малышей первого года жизни количество и качество микроорганизмов очень непостоянно, нарушить это равновесие очень легко.

Дисбактериоз сильно ослабляет защиту иммунитета и облегчает проникновение в организм патогенных бактерий. Если дисбактериоз развился в малышовом кишечнике, это грозится болями в животике, газами, поносом, запором и прочими неприятными явлениями.

Дисбактериоз, «властвующий» на коже, усугубляет протекание всевозможных диатезов и аллергий. Винить себя в плохом уходе бесполезно – вы тут не причем. Лучше вовремя настоять, чтобы малыша положили вам на грудь сразу после рождения.

Помимо всех психологических преимуществ, этот прием преследует медицинскую цель – заселить кожу и слизистые оболочки новорожденного мамиными микроорганизмами, а с первой каплей молозива в кишечник ребеночка попадет целый комплекс полезных и нужных для его полноценной работы бактерий.

Заблуждение 6. Часто болеющий малыш нуждается в приеме иммуномодуляторов.

Иммунологи утверждают, что все дети до 15 лет «страдают» иммунной недостаточностью. Это состояние считается нормой и в лечении не нуждается. Все же широко рекламируемые препараты-иммуностимуляторы лишь «подстегивают» иммунитет, что в итоге приводит к его резкому спаду и ослаблению.

Нельзя ни назначать подобные средства своему ребенку самостоятельно, ни слушаться советов фармацевта прикупить еще «вот это замечательное средство для поднятия иммунитета». Такие препараты должен назначать только врач, который знает, на какие звенья иммунной цепочки нужно воздействовать в тот или иной момент.

Помните, что нельзя принимать иммуностимуляторы в период обострения болезни. Если ребенок уже заболел – иммунные препараты ему не только не помогут, но могут даже навредить.

Лучший способ укрепить иммунитет – это закаливание и активный здоровый образ жизни.

Источник: http://yoga-mama.ru/pervyj_god/mify-i-pravda-ob-immunitete-novorozhde/

Иммунитет ребенка: этапы развития, особенности формирования

Иммунитет ребенка – предмет страстной полемики между родителями. Одни – сторонники строгих мер, обливаний и закаливаний. Вторые трепетно оберегают отпрысков от любого сквозняка. Иногда в спорах участвуют педиатры, но тоже не вносят ясности: каждый имеет свою теорию и обосновывает взгляд на укрепление детского здоровья, исходя из собственной практики.

Что такое иммунитет и как он работает

Иммунитетом называют невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, патогенным микроорганизмам, ядам и токсинам, поступающим из окружающего мира. Говоря образно, это – броня, через которую чужеродные микроорганизмы не могут добраться к здоровью.

При хорошем иммунитете на любое внешнее вторжение запускается сложная реакция: эндокринная, нервная системы, обмен веществ начинают вырабатывать антитела (они бывают разные), и таким способом сопротивляться внешней атаке. Чем больше антител вырабатывается – тем мощнее защита. В первом случае говорят о сильном иммунном ответе, во втором – о слабом.

Какие органы формируют иммунную систему

Прямое влияние оказывают:

  • вилочковая железа;
  • костный мозг;
  • эмбриональная печень (печень плода тоже вырабатывает защитные клетки в период внутриутробного развития);
  • лимфоидные образования кишечника;
  • лимфатические узы;
  • селезенка.

Вилочковая железа, напрямую отвечающая за защиту организма, расположена за грудиной. Самый крупный орган у ребенка: его вес 15 граммов. У взрослого вилочкового железа весит уже гораздо меньше – всего 6 граммов.

Активное участие в иммунной охране принимают и клетки костного мозга: это лимфоциты, моноциты, которые находятся в тканях и крови человека (так работает клеточный иммунитет). Имеет значение работа продуктов жизнедеяльности клеток (речь идет об иммунитете гуморальном).

Но часто мы слышим – крепкий иммунитет передался ребенку по наследству. Или фразы в духе: иммунитет надо зарабатывать. Оказывается, многое зависит от вида иммунитета.

Виды иммунитета

Иммунологи выделяют два основных типа иммунитета. Это врожденный и приобретенный.

Врожденный иммунитет достается ребенку генетически: в наше время человечество не болеет такими страшными болезнями, как чума или черная оспа. И «знание» достается ребенку по наследству.

Другое дело приобретенные способности защитной системы: они появляются после перенесенной болезни, даже в самой легкой форме. На этом строится принцип вакцинации.

В процессе формирования иммунитет проходит сложный путь: на каждом этапе появляются свои особенности, которые всегда учитывают иммунологи и врачи-педиатры для укрепления детского здоровья. Ниже мы привели таблицу, где наглядно показали: с чем сталкивается иммунная система ребенка с рождения и вплоть до подросткового возраста.

У вас есть вопрос о здоровье вашего ребенка? Задайте его прямо тут на сайте и мы обязательно ответим!

Пять критических периодов в жизни ребенка

Формирование иммунитета у детей начинается в первом триместре беременности между 8- 10 неделями. Тогда закладываются первые лимфоциты, вырабатываются антитела у матери. К моменту появления на свет число антител увеличивается. Они защищают дитя во время родов: риск заражения столбняком, корью, краснухой и некоторыми другими инфекциями первое время минимален.

Но уже после рождения малыша, родителям важно быть на страже. Основные этапы развития иммунитета в детском возрасте включают 5 периодов, когда защитный барьер сильно уязвим.

Витамины для детей с 3 лет: какие лучше для иммунитета

Стадия Возраст ребенка Что происходит с иммунитетом Риск для здоровья
1 период развития Первые 29 дней жизни Защитные силы продолжают поддерживать антитела матери. Они достаются младенцу через материнское молоко. Иммунитет новорожденного во многом зависит от питания молодой мамы. Имеет значение: достаточно ли витаминов, минералов поступает с питанием, нет ли вредных привычек. Сопротивление патогенной флоре пока очень слабое. Существует риск развития гнойных поражений отдельных участков тела, гнойничков при неправильном уходе. В редких случаях развивается опасный сепсис – воспалительный процесс в крови.
2 период развития 3-6 месяц Количество материнских антител постепенно сокращается, а собственных пока недостаточно. Те, что есть не оставляют иммунологической памяти. Ребенок может быстро заболеть гриппом, подхватить насморк, кашель. Если в этом возрасте ребенок заболел корью (гриппом, коклюшем), то иммунитет не вырабатывается и риск подхватить заболевание второй раз высокий. В этот период дает о себе знать предрасположенность к аллергии, развивается дисбактериоз при несвоевременном питании, нарушении диеты мамы (если вскармливание грудное).
3 период развития С 6 до 24 месяцев Материнские антитела прекращают помогать ребенку, а собственных клеток еще крайне мало. Этот период считается для иммунитета ребенка весьма опасным. Проявляет себя предрасположенность к кожным болезням – появляются дерматиты, многие дети страдают диатезом. Все чаще появляется аллергическая реакция на отдельные виды продуктов питания, молоко. Дети часто болеют простудами, страдают насморком и другими ЛОР-заболеваниями.
4 период развития 4-6 лет жизни Формирование антител идет очень медленно. Иммунитет крайне слаб. Сохраняется высокий риск подхватить вирусы: именно поэтому в детских садах дети беспрерывно болеют. Если болезни запустить, недуги могут перейти в хроническую форму. Иммунологи говорят: задатки многих взрослых хронических «болячек» закладываются именно в этом возрасте.
5 период развития 12-13 лет у девочек, 14-15 лет у мальчиков. Иммунные силы подростков заметно укрепляются, их формирование подходит к концу. Но начинаются «игры гормонов». Растет число андрогенов (половых гормонов), отчего подавляется клеточный иммунитет, и число антител уменьшается. Становится окончательно видно: как будет организм реагировать на атаку вирусов: сильно или слабо. Поскольку подростки начинают баловаться сигаретами, пробуют спиртные напитки, едят вредную пищу (фастфуд) врачи говорят о проверке защитных сил на воздействие внешних факторов. От этого развивается кашель, появляются угри. Зато снижается риск заболеть бронхиальной астмой, дерматитом – то есть любой патологией, вызванной аллергией.
Читайте также:  Подросток написал искусственный интеллект, который пишет стихи

Если внимательно следить за реакцией организма ребенка в критические периоды, можно понять многое. Например, выяснить: склонен ли он к аллергии, долго ли болеет простудой, да и в принципе как часто это происходит. Именно в критические периоды болезни могут меняться: аллергический ринит переходить в астму, или астма в реакцию на продукты питания (включая неожиданные).

Выводы и наблюдения за тем, как формируется иммунитет ребенка помогают корректировать курс лечения, проводить своевременную профилактику, уделять большее внимание здоровью малыша.

Что вредит детскому иммунитету

Понимая всю нежность и хрупкость детского организма, родители, бабушки и дедушки принимаются активно его опекать.

В практике врачей скорой помощи есть случаи откровенно парадоксальных поступков, которые должны были помочь ребенку, но на деле привели к роковым последствиям. Одна бабушка решила вылечить кашель младенца в сильно натопленной бане.

Это привело к разрыву сосудов головного мозга, отеку и гибели малыша. Вот почему врачи единогласно призывают помогать формированию иммунитета у детей, придерживаясь здравого смысла.

Что вредно ребенку:

  • Тугое пеленание. Плотные пеленки не дают сформироваться естественной терморегуляции. Легкий ветерок – ребенок заболевает.
  • Вредные привычки родителей. Пассивное курение разрушает ценный витамин С. А ведь именно аскорбиновая кислота существенно повышает способность адаптироваться к внешним условиям, сопротивляться инфекциям.
  • Иммуномодуляторы. Современные родители поддаются массовому увлечению, покупая стимуляторы при первом «чихе». Невинная эхинацея и та вносит дисбаланс при простуде, мешая защитным силам становится сильнее. К тому же многие стимуляторы являются продуктами растительного происхождения и изготавливаются на травах. Травы чреваты аллергиями.
  • Стерильные условия. Антитела начинают вырабатываться только в обычных условиях, без фанатичной слежки за чистотой. Ребенок обязательно встретится с бактериями при контакте с другими детьми в садиках, школах, на прогулках в парках. И большой вопрос, как организм отреагирует на новые для себя условия.

Наконец, не стоит перегружать детей «развивалками». Особенностью незрелой иммунной системы является быстрая реакция на чрезмерные нагрузки. Постоянно уставший ребенок – значит болезненный. Здоровые дети должны много гулять, играть, есть вкусную домашнюю пищу, фрукты, овощи и кисломолочные продукты и заниматься спортом. Тогда никакие болезни им не будут страшны.

Источник: https://KrohaZdorov.ru/zdorove/immunitet/immunitet-u-detej-jetapy-razvitija-i-osobennosti-formirovanija

Иммунная система ребенка: строение, функции, особенности

Если Вы не нашли ответ или Вам может быть полезна помощь врача – Вы можете обратиться к нашим специалистам и получить ответ в течение часа.

Задать вопрос врачу

Иммунная система ребенка очень отличается от иммунной системы взрослого человека, поэтому очень важно знать ее особенности и критические периоды развития, это поможет избежать многих заболеваний и сохранит здоровье ребенка. В этой статье пойдет речь об особенностях строения и функционирования иммунной системы детей разной возрастной категории.

Формирование иммунной системы в эмбриогенезе

Процесс закладки органов иммунной системы начинается на 4-6 неделе беременности, образуется фетальная печень, которая выполняет иммунную функцию на внутриутробном этапе жизни. Затем происходит закладка всех органов иммунной системы: костного мозга, тимуса, селезенки и лимфатических узлов.

В первом триместре беременности формируется подавляющее большинство органов иммунитета, основные органы начинают свое формирование в самом начале гестации, когда женщина еще не подозревает о наступившей беременности.

Обратите внимание

  Поэтому в этот период будущей маме чрезвычайно важно избегать воздействия негативных факторов: рентгеновского излучения, вирусных и бактериальных инфекций, необоснованного приема лекарственных препаратов.

Прием некоторых медикаментов допускается, но это необходимо согласовывать с акушером-гинекологом, наблюдающим беременность.

Строение иммунной системы у ребенка

Органы иммунной системы ребенка можно разделить на центральные и периферические. К центральным органам иммуногенеза относятся костный мозг и тимус (вилочковая железа). К периферическим  органам –  селезенка, лимфатические узлы и особые скопления лимфатической ткани (пейеровы бляшки, групповые фолликулы).

В центральных органах иммуногенеза происходит непосредственно созревание иммунных клеток (иммуноцитов), у детей раннего возраста развита вилочковая железа, где активно происходит иммуногенез, в то время как у взрослого человека тимус находится в состоянии инволюции и практически не определяется.

В костном мозге происходит образование и созревание всех клеток иммунной системы, а так же идет гемопоэз.

В периферических органах иммунной системы происходит дальнейший рост иммунных клеток и их дифференцировка на субпопуляции. В лимфатических узлах, которые располагаются вдоль крупных кровеносных сосудов и внутренних органов содержатся зрелые лимфоциты, осуществляющие строгий иммунный контроль.

Лимфатические узлы одни из первых реагируют на проникновение чужеродного агента ивозникновение воспалительного процесса, они увеличиваются в размерах и становятся болезненными, что регистрируется лечащим врачом во время осмотра ребенка. У детей до 3-х летнего возраста может быть в норме увеличены лимфатические узлы 1-2 групп.

Если это не является признаком наличия хронического очага инфекции в этой области тела, то не требуется никаких лечебных мероприятий.

Особое значение имеют лимфоидные фолликулы и пейеровы бляшки, они располагаются вдоль кишечника, их количество сравнительно площади кишечника достаточно велико и позволяет осуществлять иммунный контроль.

Важно

Нормальный биоценоз кишечника обеспечивает активное функционирование пейеровых бляшек, что не позволяет многим чужеродным агентам попасть в кровеносное русло посредством всасывания из кишечника.

Функции иммунной системы

Иммунная система обеспечивает чрезвычайно важные функции организма:

  1. Защита от инфекционных агентов (бактерий, вирусов, грибов и простейших). Выработка специальных белков – иммуноглобулинов позволяет осуществлять борьбу с чужеродными агентами и вырабатывать длительно персистирующий иммунитет.
  2. Иммунологическая память. Данная функция позволяет организму «запоминать» инфекционного агента и воспроизводить иммунный ответ по уже заготовленной заранее схеме. На этом принципе основана работа поствакцинального иммунитета.
  3. Иммунологическая толерантность. Данная функция иммунной системы обеспечивает «терпимость» иммунной системы к собственным тканям и клеткам организма, что предотвращает развитие аутоиммунных заболеваний, когда антигеном выступают собственные клетки организма человека.
  4. Поддержание нормальной микрофлоры. Нормальный биоценоз позволяет осуществлять защитные свойства слизистых оболочек. Особое вещество лизоцим обладает бактерицидным свойством и позволяет слизистым оболочкам выполнять барьерную функцию по отношению к болезнетворным микроорганизмам.

Критические периоды развития иммунной системы

После рождения ребенка иммунная система продолжает дальнейшее активное формирование, в котором выделяют несколько критических периодов развития:

  1. Первый месяц жизни ребенка (период новорожденности). Сразу же после рождения ребенок начинает получать сначала молозиво, а затем и грудное материнское молоко, которые богаты антителами (особыми белками, способными защитить организм новорожденного от инфекций). В то же время собственная иммунная система малыша находится еще в подавленном состоянии – состоянии выраженной иммуносупрессии. В этот период ребенок очень восприимчив к вирусным заболеваниям, так как материнские антитела не способны его защитить от заболеваний вирусной природы. Из соображений безопасности именно в первые несколько суток жизни ребенок должен быть вакцинирован от вирусного гепатита В, так как в этом возрасте велика вероятность заражения, а само заболевание происходит в тяжелой форме и нередко приводит к циррозу печени и смертельному исходу. К 5-м суткам жизни новорожденного ребенка в крови осуществляется первый «перекрест», в периферической крови начинают преобладать лимфоциты (лимфоцитоз). Это является нормальным и такие изменения в лейкоцитарной формуле не должны тревожить родителей.
  2. Первое полугодие жизни (5-6 месяцев). В этот период происходит постепенное разрушение материнских антител, вследствие чего организм ребенка становится восприимчивым к инфекциям различного рода. При встрече организма ребенка этого возраста с инфекционным агентом происходит выработка специфических иммуноглобулинов класса М, при этом организм еще не в состоянии выработать антитела класса G, которые «запоминают» антиген, антитела этого класса начинают вырабатываться только при повторной встрече с антигеном. Это и обусловливает частые инфекционные заболевания у детей после первого полугодия жизни. В этот период так же увеличивается количество аллергических реакций на пищевые продукты, тяжело поддающиеся медикаментозной коррекции.
  3. 2-2.5 года жизни. Данный возрастной период характеризуется частыми и повторными заболеваниями ЛОР-органов, так как происходит социальная адаптация детей, увеличивается число личностных контактов. В организме ребенка продолжается активная выработка антител класса М в ответ на действие инфекционных факторов, в то же время постепенно начинается выработка иммуноглобулинов класса G, при этом ослабевают проявления аллергических пищевых реакций, но могут сохраняться симптомы различных диатезов (аномалий конституции). Многие дети начинают в этом возрасте посещать дошкольное учреждение и начинаются частые заболевания, нередко сопровождающиеся осложнениями. Это говорит о функциональной незрелости иммунной системы ребенка и неподготовленности ее к посещению детского сада и нахождению в тесном детском коллективе, так как при не выработке антител класса G ребенок часто заболевает повторно, сразу же после клинического выздоровления.
  4. 5-6 лет. В этом возрасте выравнивается количество антител класса М и G, ребенок становится менее восприимчивым к инфекционным респираторным заболеваниям и заболеваниям ЛОР-органов. Однако, количество секреторного иммуноглобулина А еще не достигает уровня взрослого человека, поэтому местные защитные свойства тканей еще не в полной мере реализованы. В четвертом критическом периоде увеличивается число паразитарных инфекций (глистных инвазий), поэтому прогрессивно увеличивается содержание иммуноглобулина класса Е.
  5. 11-12 лет. Начинается период полового созревания и активных гормональных перестроек в организме ребенка. Подростки становятся менее восприимчивыми к инфекционным заболеваниям, в то же время может увеличиваться число аллергических и аутоиммунных болезней. Возможна манифестация аллергических заболеваний именно в этом возрасте. Частота пищевой аллергии, как правило, значительно снижается.

Методы оценки работы иммунной системы

Необходимость наблюдения за состоянием здоровья ребенка подразумевает оценку правильной работы иммунной системы в первую очередь. Самым простым рутинным методом исследования работы иммунной системы является клинический анализ крови.

По общему анализу крови ( количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула, СОЭ) можно сделать вывод о наличии воспалительного процесса в организме, оценить реактивность иммунитета. Для каждого возрастного периода соответствуют свои референтные пределы нормы каждого показателя крови, это должно обязательно учитываться при интерпретации полученных данных.

Для детей до 3 лет характерно преобладание в периферической крови лимфоцитов, это является особенностью функционирования иммунной системы ребенка.

Оценка лейкоцитарной формулы позволяет делать вывод о состоянии защитных сил организма, об их реакции на инфекционный агент. Существует два понятия в оценке иммунной системы по лейкоформуле: сдвиг лейкоцитарной формулы влево и сдвиг лейкоцитарной формулы вправо.

Сдвиг лейкоцитарной формулы влево представляет собой увеличение количества молодых форм лейкоцитов (палочкоядерных нейтрофилов), что свидетельствует о хорошем ответе организма на инфекцию, об активном процессе борьбы. Сдвиг лейкоформулы влево сопровождает большинство заболеваний у детей и является прогностически благоприятным критерием.

Читайте также:  Робот помощник от отечественных разработчиков будет запущен в производство

Сдвиг лейкоцитарной формулы вправо означает повышение процента зрелых и старых форм нейтрофилов с сегментированным ядром. Повышение их количества означает об истощении иммунных сил, такое возникает при длительно протекающих, тяжелых инфекционных заболеваниях.

Напряженность иммунитета к определенным инфекциям может выявить анализ крови на иммуноглобулины класса М и G.

Антитела класса М указывают на наличие острого инфекционного процесса в организме, а антитела класса Gвыявляют хроническую инфекцию или поствакцинальный иммунитет.

В некоторых случаях показано проведение иммунограммы – специального исследования, позволяющее оценить качественные и количественные признаки гуморального и клеточного иммунитета, системы комплемента и интерферона.

Иммунограмма позволяет выявить наличие первичного (врожденного) или приобретенного иммунодефицита, исходя из ее результата, становится возможным подобрать ребенку адекватную схему лечения.

Важной задачей родителей является позволить иммунной системе ребенка формироваться в нужном направлении, немного помогая правильным уходом за ребенком, особенностями питания и закаливанием организма.

По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для формирования иммунной системы у ребенка важно производить первое прикладывание к груди непосредственно сразу после рождения ребенка в родильном зале, продолжать грудное вскармливание до достижения ребенком возраста полтора-два года. При частых инфекционных заболеваниях, особенно протекающих в тяжелой форме, выраженных аллергических реакциях следует своевременно обращаться к иммунологу для проведения обследования ребенка и назначения адекватной иммунной коррекции.

Источник: https://puzkarapuz.ru/content/2378

Возрастные особенности иммунитета: Иммунная система новорожденных, детей и подростков

Второй период развития иммунной системы (после рождения) характеризуется дальнейшим постепенным ее совершенствованием под воздействием разнообразных факторов внешней и внутренней среды организма. Наибольшее значение для полного созревания материального субстрата иммунной системы и тренировки ее функциональных возможностей имеют антигенные стимулы со стороны микрофлоры и других экзоантигенов.

На протяжении всего времени развития детей и подростков происходит адаптация систем и звеньев иммунной системы к динамичным условиям внешней среды, а также координация иммунологичеких механизмов с нейроэндокринной регуляцией функций организма.

Несмотря на кажущуюся анатомическую обособленность иммунных органов и клеток, они являются частью целостного организма. Be только патология иммунитета отражается на работе других орга-аов и систем, но и иммунная система реагирует в большей или меньшей мере на патологию других систем организма.

Особенно она чувствительна к метаболическим нарушениям, которые вносят дисбаланс в физиологию иммунокомпетентных клеток, извращают продукцию аитокинов.

Совет

Понятно, что пока в основном не завершится процесс становления иммунной системы (до 16-18 лет), воздействие неблагоприятных химических, биологических и физических факторов вызывает более глубокое нарушение иммунитета, чем в зрелом возрасте.

В иммунной системе детей, от момента рождения до периода зрелости, закономерно происходят критические морфофункциональные сдвиги. Эти этапные моменты в онтогенезе иммунной системы совпадают с переходными периодами общего развития детского организма. Иногда их образно называют вехами, или верстовыми столбами (milestones).

Первый иммунный кризис по времени совпадает с периодом новорожденности, когда организм впервые встречается с огромным количеством чужеродных антигенов. Лимфоидная ткань, клетки, ответственные за механизмы неспецифической реактивности, получают колоссальный стимул для развития уже в первые часы.

Разнообразная микрофлора активно колонизирует желудочно-кишечный тракт, дыхательные пути, кожу, при этом на организм обрушивается водопад антигенов.

Конечно, большое значение имеет качественный состав естественной микрофлоры тела: если быстро сформируется нормальная микробиота толстого кишечника (с преобладанием бифидобактерий и других анаэробов), то развитие иммунной системы пойдет правильнее.

Физиологическое развитие лимфоидного аппарата новорожденного характеризуется быстрыми темпами заселения лимфоцитами брыжеечных, мезентериальных и других периферических лимфоузлов, увеличением их массы и нарастанием функциональной активности. В них резко возрастает концентрация плазматических клеток, синтезирующих иммуноглобулины.

Отставание в развитии лимфоидной системы отмечено у детей, рожденных при помощи операции кесарева сечения. При этом заселение полостей организма микрофлорой происходит с существенной задержкой, к тому же качество этой микрофлоры отличается от приобретенной при нормальных родах.

Показано на животных, выращенных в безмикробных условиях (гнотобионтах), что их лимфоидный аппарат недостаточно развит из-за отсутствия антигенной стимуляции.

Только после рождения впервые активно и широко включаются механизмы иммунного реагирования Т- и В-систем. Однако в этих реакциях преобладает супрессорный компонент, потому что процесс антителообразования (реакция В-системы) и цитотоксические реакции Т-клеток еще развиты недостаточно.

Обратите внимание

Интересно отметить, что количество Т- и В-клеток в крови новорожденных чаще всего соответствует их содержанию у взрослых. Главное отличие – функциональная неполноценность регулятор-ных и исполнительных клеток из-за несовершенства системы цито-киновой регуляции иммунной системы у детей раннего возраста.

Как было отмечено выше, иммунная регуляция осуществляется противовоспалительными цитокинами – ИЛ-1, ИЛ-6, ИЛ-8, ИЛ-12, фактором некроза опухоли (ФНО), альфа- и гамма-интерферонами и др., а также цитокинами, непосредственно регулирующими направление и спектр иммунного ответа (ИЛ-2, ИЛ-5, ИЛ-7).

Другие участвуют на этапе более ранней регуляции миеломоноцитопоэза и лимфопоэза (ИЛ-3, колониестимулирующие факторы). В разных ситуациях некоторые цитокины способны осуществлять противоположные эффекты, что свидетельствует о широком спектре их физиологических функций.

Механизмы функционирования многокомпонентного ансамбля цитокинов, участвующих в регуляции системы, еще недостаточно изучены.

Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что слаженная работа клеток иммунной системы зависит, с одной стороны, от эффективности синтеза этих цитокинов разнообразными продуцентами (макрофаги, моноциты, Т- и В-клетки, ЕК-клетки, эпителиальные клетки, фибробласты, стромальные клетки костного мозга и др.

), с другой – от способности чувствительных клеток иммунной системы воспринимать цитокиновые сигналы и адекватно отвечать на них. Это зависит от качества экспрессии на мембранах клеток соответствующих рецепторов. Естественно, что для созревания сложной системы цитокиново-клеточной иммунной регуляции системы требуются годы.

Если судить по внешним проявлениям, то для периода новорожденности характерен слабый иммунный ответ на антигены из-за незрелости Т- и В-лимфоцитов, а также в связи с функциональной слабостью фагоцитоза (мала концентрация опсонинов в крови, снижен процессинг антигенов макрофагами, что ведет к невыразительной антигенной презентации). Еще недостаточно развиты естественные киллеры (ЕК-клетки). Этим, в частности, объясняется низкий уровень гаммаинтерферона.

В силу несостоятельности иммунной системы ребенка раннего возраста основные защитные функции выполняют пассивно приобретенные сывороточные и секреторные антитела.

Сывороточные антитела в основном представлены материнским IgG, которые совершили трансплацентарный переход в эмбриональной стадии. Часть сывороточных иммуноглобулинов диффундирует из материнского молока в кровоток ребенка из кишечника.

Важно

При инфицировании иммунная система новорожденного способна к первичному гуморальному иммунному ответу с преимущественным синтезом IgM, иммунологическая память еще не функционирует.

Секреторные иммуноглобулины, в основном в виде SIgA, в большом количестве поступают с материнским молоком и осуществляют функцию местного иммунитета в желудочно-кишечном тракте.

В целом для новорожденных характерна низкая резистентность по отношению к различным бактериям, особенно к условно-патогенной, гноеродной (слабый фагоцитоз), грамотрицательной (низкая активность системы комплемента и антител) микрофлоре. В этот период отмечается опасная тенденция генерализации гнойно-воспалительных инфекций с переходом в сепсис.

Второй критический период в иммунном статусе ребенка приходится на возраст 3-6 мес. Он характеризуется постепенным ослаблением пассивного гуморального иммунитета из-за уменьшения концентрации материнских иммуноглобулинов, полученных еще в эмбриональном периоде.

Полное исчезновение молекул материнских антител происходит значительно позднее. Высокочувствительные методы иммунного анализа обнаруживают их до 18 мес, что имеет определяющее значение при решении вопроса о происхождении антител к возбудителю СПИДа в крови ребенка.

В это время на фоне сокращения запаса материнских антител и преобладания супрессорной реакции иммунной системы младенца могут проявляться скрытые до сих пор признаки врожденных имму-нодефицитов, нередко развивается ранняя иммунопатология в виде пищевой аллергии.

Источник: https://www.eurolab.ua/microbiology-virology-immunology/3662/3678/31615

Онтогенез иммунитета плода

Становление иммунокомпетенции в период внутриутробной жизни определяется преимущественно генетически детерминированными способностями развития индивидуума, которые изменяются под влиянием различных факторов эндогенного и экзогенного происхождения и обусловливают фенотипически выраженную иммунологическую реактивность.

Иными словами, происходит спонтанное, физиологическое развитие иммунитета, основанного на морфологическом, метаболическом и функциональном созревании организма. Специфика этого периода формирования иммунной системы состоит в том, что происходит в условиях почти полной изоляции от воздействий и стимулов внешней среды, обеспечиваемой плацентарным барьером.

В настоящее время известно, что плод не изолирован полностью от контакта с чужеродными веществами (клетками, протеинами), например материнского происхождения, или же с веществами экзогенного происхождения (вирусы, лекарства и др.), проникающими через плаценту при патологических состояниях. Тем не менее антигенная стимуляция плода несравненно ниже, чем в какой-либо другой период постнатальной жизни.

Совет

Закладка иммунокомпетенции плода обусловлена созданием клеточного субстрата, являющегося носителем иммунных функций. Клетки, способные осуществлять неспецифические и специфические иммунные реакции, исходят из общей основы кроветворной системы, т. е. из примитивных стволовых клеток желточного пузыря.

Гемопоэз начинает формироваться в этом органе на 3—6-й нед внутриутробной жизни; на 6-й нед происходит миграция этих клеток в печень плода, вилочковую железу, а затем и в костный мозг. Здесь они подвергаются дальнейшей пролиферации и дифференциации, становясь прекурсорами отдельных клеточных линий — эритроцитов, гранулоцитов, моноцитов, мегакариоцитов и лимфоцитов.

«Физиология и патология новорожденных детей»,

К. Полачек

Клеточный иммунитет плода

Активность этого звена иммунной системы очень важна для плода не только с точки зрения антиинфекционной резистентности, но также и потому, что предохраняет плод от возможной атаки со стороны материнских лимфоцитов, проникших через плаценту. Фетальный тимус уже на 11-й нед беременности содержит 65 % Т-лимфоцитов, а на 15-й нед — свыше 90 %. Однако на 19-й…

Функциональная активность Т-клеточной системы плода

Активность Т-лимфоцитов оценивают как на основе способности последних реагировать пролиферацией на стимуляцию неспецифическими и специфическими антигенными раздражителями, так и на основе их эффекторной способности, т. е. цитотоксичности и продукции биологически активных веществ — лимфокинов. У фетальных лимфоцитов удалось установить некоторые из этих функций. Способность лимфоцитов тимуса отвечать на стимуляцию in vitro фитогемагглютинином (ФГА) бласт-трансформацией и…

Иммунологический статус новорожденного является результатом изменений, которым подвергался плод в процессе формирования и созревания иммунной системы на протяжении внутриутробного развития.

Как уже отмечалось, некоторые иммунологические функции достигают по степени своего развития эффекторного уровня уже в антенатальном периоде, тогда как другие функции, основой формирования которых является клеточный субстрат иммунологической реактивности, развиты пока не полностью вследствие недостаточной…

Естественный (неспецифический) иммунитет

Функция лейкоцитов (гранулоцитов) Уже давно известно, что кожа новорожденных отвечает на некоторые раздражители сниженной воспалительной реакцией и проявляет меньшую резистентность к инфекции.

Было установлено, что клеточный инфильтрат, образовавшийся в месте повреждения кожи после искусственной абразии ее поверхности, качественно отличается от такового у взрослого, что проявляется прежде всего задержкой поступления клеток мононуклеарного типа.

Применением методов in…

Гуморальные факторы естественного иммунитета

Система комплементаУже не один раз было доказано, что сыворотка новорожденного по сравнению с сывороткой матери содержит приблизительно половину уровня гемолитического комплемента.

С помощью новейших методов, позволяющих количественно определить отдельные компоненты системы комплемента, было обнаружено, что концентрация некоторых компонентов С-системы (С1, С3, С4, С5, С7, С9) в сыворотках пуповины снижена до уровня, достигающего 1/2 или 1/3…

Источник: https://www.kelechek.ru/fiziologiya_i_patologiya_novorozhdennyh_dete/immunitet_ploda_cheloveka_i_novorozhdennogo/3097.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector