Взгляд на архитектуру и требования к нейроимитатору для решения современных индустриальных задач

Взгляд на архитектуру и требования к нейроимитатору для решения современных индустриальных задач

Царегородцев В.Г.

 Рассмотрен опыт автора по созданию и использованию программы-нейроимитатора для решения широкого круга задач прогнозирования и классификации на базе наборов экспериментальных данных.

Дано описание идей организации внутренней архитектуры программы и указаны реализованные нейросетевые, статистические и эмпирические методы обработки данных, составляющий авторский “ритуал” анализа данных.

Для решения сложных неформализованных задач прогнозирования и классификации широко применяются искусственные обучаемые нейронные сети [1,2].

Несколько основных нейросетевых архитектур, такие, как многослойные персептроны, сети и карты Кохонена, делают возможным решение широкого спектра задач, зачастую нерешаемых классическими статистическими методами обработки данных. Среди привлекающих пользователя достоинств нейронных сетей можно выделить такие:

  • Обучаемость на наборе примеров.
  • Построение нелинейной регрессионной зависимости или нелинейной разделяющей поверхности без априорного задания вида нелинейной функции с точностью до значений параметров, идентифицируемых в дальнейшем.
  • Возможность решения одновременно нескольких задач прогнозирования или классификации одной нейромоделью с векторным выходом.
  • Целевая функция, оптимизируемая при обучении нейросети, не ограничена обычной классическим МНК и может быть робастной к выбросам в данных [4], может включать в себя дополнительные слагаемые, например, регуляризующие решение.
  • Построение нелинейных главных компонент нейросетью с “узким горлом” [2,3].

При недостаточности линейных главных компонент для описания данных с нужной точностью с целью их дальнейшей визуализации в пространстве двух или трех первых ГК, возможна визуализация в пространстве нейросетевых нелинейных главных компонент или путем проекции на двумерное нелинейное многообразие, порождаемое картой Кохонена (набором квантующих данные ядер, между которыми задано топологическое соседство и на которые затем натягивается кусочно-линейная или гладкая интерполирующая поверхность).

Рост объемов баз данных в технике, бизнесе, медицине, экологии и растущие требования к точности решения ставят новые требования перед нейроимитаторами.

Современные нейропакеты (NeuroSolutions, StatisticaNeuralNetworks, Trajanи подобные) по прежнему ориентированы в основном на жесткую схему “создание нейросети → обучение → выдача прогноза-решения”, что уже неадекватно.

Обратите внимание

К тому же, наблюдается значительное отставание между давно ставшими стандартными в литературе передовыми методами и их реализацией в распространенных нейропакетах. В последних до сих пор реализованы в основном базовые методы, ныне трактуемые только как учебные, и не позволяющие эффективно решать современные задачи.

Автор разрабатывает собственное нейросетевое программное обеспечение с 1997г. В 1999-2000гг. начальная версия авторской программы NeuroPro была одной из наиболее широко используемых в России нейропрограмм.

С тех пор опыт автора в решении индустриальных задач экологического и биомедицинского прогнозирования, обработки заводской технологической информации, обработки приходящей информации с многоканальных датчиков и принятия решения в реальном времени и других задач потребовал значительного расширения программы как в плане реализации нейросетевых и иных методов обработки данных, так и в плане сервисных возможностей, автоматизирующих основные ритуалы действий.

Настоящая работа представляет собой нечто вроде эссе без стремления дать детальный список литературы как по нейромоделированию и нейроинформатике, так и для обоснования выдвигаемых авторских утверждений.

Методологические вопросы нейромоделирования

В разделе рассмотрение будет касаться только многослойных персептронов, решающих задачи прогнозирования (регрессии, авторегрессии, автоассоциации) и классификации с учителем.

Несмотря на то, что оптимальная структура нейросети и настройки алгоритма обучения подбираются для достижения минимума ошибки обобщения – ошибки решения на независимой тестовой выборке, задача доказательства адекватности построенной нейромодели остается необходимой в любом случае.

Регуляризующие критерии, при обучении штрафующие за излишнюю сложность модели, или критерии типа “бритвы Оккама”, выбирающие баланс между сложностью и ошибкой модели, задачу обеспечения адекватности решают не полностью.

Современные нейропакеты не имеют средств для решения этой задачи. Часто пользователи даже не оценивают работу модели на независимой тестовой выборке.

Автор использует классический анализ коэффициентов корреляции между входными и внутренними сигналами сети и ошибками нейросети на обучающей и тестовой выборках.

Для доказательства полезности подхода рассмотрим возможные причины, приводящие к возникновению индикаторов – высоких корреляций.

  • Малые корреляции на обучающей и большие на тестовой выборках: причиной может быть недостаточность размера обучающей выборки и произошедшая во время обучения настройка на выборку.
  • Высокие корреляции для обоих выборок: возможно, нейросеть недостаточна по объему (недостаточно гибка) или неоптимальны настройки алгоритма обучения. Возможно, потенциально достижимы мeньшие ошибки обучения и обобщения.
  • Наличие корреляций между сигналами внутри слоя сети означает либо избыточность архитектуры сети, либо, наоборот, какие-то внутренние ограничения (вынуждающие дублировать цепочки вычислений внутри сети).

Также возможна и двумерная визуализация точек выборки в координатах “входной сигнал – ошибка сети”, позволяющая для задач прогнозирования обнаружить нелинейные зависимости между этими переменными.

Количественным выражением силы нелинейной связи между переменными может быть значение кросс-энтропии.

Для задачи классификации возможна двумерная визуализация в пространстве пар независимых признаков с раскраской точек в зависимости от правильности решения соответствующего примера выборки.

Таким образом, разработанные в рамках статистического и эмпирического подходов к анализу данных методы могут и должны применяться при нейромоделировании.

Наиболее интересным и важным фактором здесь выступает то, что в роли переменных (дополнительных к наборам независимых и зависимых переменных самой задачи) можно использовать внутренние сигналы нейросети, и с их использованием детально анализировать выстроенный нейросетью при обучении алгоритм решения неформализованной задачи и целенаправленно ликвидировать узкие места и получать нужные свойства решения.

Наличие средств, автоматизирующих процесс выбора оптимальной структуры нейросети и настроек алгоритма обучения (наподобие реализованных в Statistica Neural Networks), часто бывает недостаточно, поскольку оптимизируется при этом величина ошибки обобщения, но не свойства распределения ошибок модели.

Важно

Поэтому в случае выбросов в данных не будет ни использовано робастных методов, ни сделано попытки откорректировать выбросы (хотя-бы путем исключения таких примеров из обучающей выборки).

Все это может привести к переобучению – запоминанию отдельных свойств выборки или нахождению существующих только в пределах обучающей выборки корреляций между реализациями “сигнал+шум” для независимых и зависимых переменных. Очевидно, что качество обобщения это не повысит.

Ритуалы нейросетевой обработки данных

Большое число содержательно интересных задач обработки данных требует выполнения не одного, а нескольких, зачастую различающихся методами и целями шагов нейромоделирования. Это приводит к необходимости построения “ритуалов” решения таких задач.

Так, для задач прогнозирования (регрессии) или классификации, решаемых на основе таблиц данных, схематичный ритуал был дан, например, в [5].

Для задач прогнозирования временных рядов нужны дополнительные или замещающие шаги ритуала – например, для определения глубины погружения ряда.

Ритуалы в нейроинформатике обычно конструируются так, чтобы обеспечивать решение задачи нейросетевыми методами. Однако, зачастую с точки зрения полезности, скорости обработки данных, гибкости или потенциальной расширяемости оптимальнее применение иных методов, классических или неклассических.

Так, в [5] для определения потенциальной разрешимости задачи предлагается определять внутреннюю размерность набора независимых переменных и внутреннюю размерность набора “независимые плюс зависимые переменные” и далее сравнивать эти две цифры.

Равенство показателей указывает на возможную удачу при решении задачи (с предположением, что шум в данных позволит обеспечить нужную точность решения), превышение второго показателя над первым зачастую говорит о том, что для описания точек в более высокоразмерном пространстве недостаточно глобальной параметризации низкомерного пространства.

Для надежности эмпирики внутреннюю размерность [5] предлагается определять по числу нейронов в “узком слое” нейросети- автоассоциатора, т.е. по числу нелинейных главных компонент.

Совет

Обучение нейросети-автоассоциатора требует порядка O(N3) операций при примерах обучающей выборки и может быть неуспешным при наличии шумовых или малоинформативных признаков. Однако, можно использовать для оценки внутренней размерности данных фрактальную размерность, для расчета которой к настоящему времени предложены алгоритмы со сложностью вплоть до O(N) [6].

Вообще, стоит обратить внимание на современные передовые алгоритмы для задач data mining, разрабатываемые для обработки очень больших массивов данных.

По многим направлениям удалось добиться линейных зависимостей вычислительных затрат от числа примеров и переменных, как, например, в [7] для обнаружения нетипичных паттернов во временных рядах.

Использование таких быстрых алгоритмов вместо более медленных на персональных компьютерах (в силу невозможности распараллеливания) нейросетевых алгоритмов может ускорить этап разведочного анализа данных и этап анализа реализуемости (решаемости задачи).

Одновременное же использование нейросетевых и иных алгоритмов позволяет с разных сторон взглянуть на задачу и ее свойства, подтвердить полученные результаты результатами других методов.

Автор всегда начинает моделирование с построения классических линейных (линейная регрессия, ARIMA, линейная разделяющая поверхность), квадратичных (байесов классификатор), локальных моделей (классификатор по ближайшим соседям) и только после этого переходит к обучению нейросетей – классические модели задают уровень точности, ниже которого не должна опускаться более гибкая нелинейная нейромодель, и покажут реальную пользу от использования более сложных методов по сравнению с более простыми при решении конкретной задачи.

Автор развивает собственные ритуалы моделирования для итерационной схемы над этапами “анализ данных – оптимизация способа предобработки данных .

Обратите внимание

исследование динамики показателей в ходе обучения нейросети – исследование статических свойств обученной сети . исследование свойств выдаваемого сетью решения”.

На каждом этапе (как анализа данных, так и моделирования) возникающие переменные и показатели анализируются с привлечением базовых стандартных методов – визуализация, статистика и т.д.

Гибридное программное обеспечение, реализующее нейросетевые и иные методы  обработки и анализа данных  

Два предыдущих раздела автор старался показать пользу от совместного и дополняющего друг друга использования классических и неклассических методов анализа данных и моделирования наряду с нейронными сетями. Укажем еще на пару работ, использующих гибридизацию для повышения точности решения задач.

В [8] для задачи аппроксимации многомерных данных произведен синтез метода динамических ядер и метода главных компонент. С каждым ядром связывается свое пространство линейных главных компонент над относящимися к ядру-кластеризатору точками данных.

Оптимизация положений ядер и перерасчет главных компонент идет так, чтобы минимизировать в итоге дисперсию длин проекций точек на ГК. Получаем возможность визуализации данных в пределах каждого кластера (при ограничении двумя линейными ГК), снижаем ошибку описания данных по сравнению с тем же числом глобальных главных компонент.

Сходный по идее метод “мозаичной регрессии” [1] способен работать и при многозначных или разрывных функциях.

В [9] для увеличения горизонта прогнозирования временных рядов используется построение иерархии предикторов.

Сначала строится хороший одношаговый предиктор и для каждой точки ряда делается прогноз на шагов вперед итерированием этого предиктора: получаем переменных – новых колонок в таблице данных.

Для коррекции возможной систематической ошибки итерированного предиктора эти переменных выступают в качестве независимых признаков для нового, векторного предиктора-корректора на шагов, причем может быть больше p.

Т.о., при решении задач кроме переменных из обрабатываемой таблицы данных возникают переменные, связанные с методами моделирования (внутренние и выходные сигналы модели, ошибки модели), возникают “разметки” таблицы данных метками классов-кластеров и т.д. Т.е.

Важно

построение каждой новой модели расширяет пространство переменных новыми переменными, которые потенциально можно использовать наряду с исходными. Главное – предоставить такую возможность в рамках моделирующей программы.

Примером подобной реализации может служить модуль работы с временными рядами пакета Statistica, где каждое преобразование переменной (вычитание тренда, взятие первых разностей, сглаживание и т.д.) порождает новый ряд данных, а каждая модель – ряд прогноза модели и ряд невязок.

Источник: https://neuronus.com/stat/56-vzglyad-na-arkhitekturu-i-trebovaniya-k-nejroimitatoru-dlya-resheniya-sovremennykh-industrialnykh-zadach.html

Промышленная архитектура

Важную роль в жизни современного человеческого общества имеет промышленное производство. Все предметы, окружающие нас, изделия, которые мы используем, транспортные средства и средства связи, продукты питания изготовлены на предприятиях, или каким-либо образом связаны с производством.

Степень развития производства в сегодняшних реалиях определяет развитие экономики большинства стран мира. Объекты производственного назначения являются неотъемлемой частью архитектурно-пространственной среды.

Промышленные комплексы достаточно активно формируют застройку площадей и улиц, часто становясь композиционными доминантами целых городских ансамблей.

Архитектура сегодняшних предприятий, разных по своим размерам, характеру застройки и по расположению внутри города, очень сложная, она бывает яркой и выразительной объемами, необычными формами и их сочетаниями.

Читайте также:  Сможем ли мы увидеть репликантов из фильма «бегущий по лезвию» в реальной жизни?

Замечание 1

Фабрики и заводы в большинстве своем существенно отличаются своими пространственными характеристиками от жилых и административных зданий. Главная их черта — это наличие технологического оборудования, являющегося определяющим при создании архитектуры производственного сооружения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Некоторые крупные и, даже, гигантские промышленные цеха по размерам можно сравнить с целыми городскими районами. При этом параллельно есть производство, которое представлено небольшими мастерскими и участками, соотносимыми с городским окружением, и очень органично входящими в городской облик.

Индустриальная среда превращается в образы городов будущего, современные промышленные конструкции украшают общественные и промышленные постройки, отражаются в деталях множества престижных общественных комплексов.

Роль промышленности в архитектуре невозможно переоценить.

Совет

Самобытность художественного облика промышленности, ее насыщенность инженерными сооружениями, отражение социальных задач общества позволят рассказать о нас археологам будущего.

Сегодняшнее состояние архитектуры производственных зданий является результатом их длительной эволюции и трансформаций. Совершенствование производственных сооружений происходило за счет развития новых технологий и строительной техники, появления новых материалов, видов сырья и топлива, за счет развития социальных, экологических, градостроительных требований к строящимся предприятиям.

В сфере промышленного зодчества трудились известные отечественные и зарубежные архитекторы: Беренс, Гропиус, Мендельсон, Кан, Аалто, Сааринены, братья Веснины, Леонидов, Орлов, Кузнецов, Фисенко.

В современное время свое дальнейшее развитие архитектура производственных комплексов получает в необычных постройках Роджерса, Фостера, Гримшоу, Перро. Теория промышленной архитектуры, взаимосвязь предприятий и города рассматривались в работах Николаева, Кима, Бочарова и Фильварова.

Исторические аспекты проблемы затрагивали в своих трудах: Алферов, Акерман, Хенн, Мюнце, Костов.

Во всем развитии архитектуры предприятий выделяется четыре основных этапа. Началом последних трех фактически считаются три «революции», которые произошли в промышленном производстве и архитектурном облике предприятий. Результатом этого стало значительное изменение принципов организации производства, а также эстетических взглядов в целом на промышленную застройку.

Границы этих этапов очень условны. Это обусловлено тем, что зарождение черт любого периода начиналось еще до его начала, а постройки последующих этапов еще долго хранили черты этапа предыдущего. Границы этапов скорее отражают начало новых прогрессивных посылов в развитии промышленной архитектуры, которые в дальнейшем получили распространение или же послужили основой для новых направлений.

К основным вехам относятся:

  • доиндустриальный этап;
  • этап становления промышленности;
  • индустриальный этап;
  • постиндустриальный период.

Доиндустриальный этап

Данный этап берет свое начало с древнейших времен и продолжается до 1770 года. Он является предысторией промышленной архитектуры с простым производством, базирующимся на ручном труде.

Замечание 2

Архитектура зданий, связанных с производством, на этом этапе не имела специфических особенностей и была похожа на гражданскую архитектуру.

Этап можно разделить на два периода:

  • период аграрно-ремесленного производства с кустарными мастерскими, часто размещаемыми непосредственно в структуре жилья;
  • мануфактурный период, характеризующийся объединением кустарных производств в мануфактуры с простым оборудованием.

Началом мануфактурного периода можно считать появление в середине 16 века в Англии первых мануфактур.

Этап становления индустрии

Этот этап охватывает период с 1770 года по 1910 год. Он характеризуется промышленной революцией. Началом которой стали технические изобретения в Англии, и зарождение непосредственно промышленности. На данном этапе начинается переход от ручного труда к машинному, на предприятиях появляется функциональная архитектура, которая сыграла важную роль в развитии архитектуры 20 века.

Индустриальный этап

Индустриальный этап начинается в1910 году и заканчивается в 1970 году. Для него характерно активное развитие промышленности на базе машинного производства. Началом данного этапа и параллельно завершением предыдущего стали промышленные постройки Беренса и Гропиуса.

Рисунок 1. Промышленные постройки Беренса и Гропиуса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Они целенаправленно формировались на основе функционального подхода и новейшей промышленной эстетики, по значимости для промышленной архитектуры, сравнимой с промышленной революцией. Этот небольшой отрезок стал этапом функциональной архитектуры. Его можно разделить на два периода:

  • период развития функционализма в качестве ведущего направления промышленной архитектуры, с формулировкой основных принципов, переходом к новым пространственным формам предприятий, основанным на рациональности и эффективности;
  • послевоенный период, который знаменит кризисом из-за всеобъемлющей унификации, стандартизации промышленных сооружений, эстетической невыразительности, бездушности производственной среды.

Постиндустриальный этап

Это период длится по настоящее время. Начало ему положила третья промышленная революция начала 70-х годов, которая совпала с мировым энергетическим кризисом в $1973$ году.

Рисунок 2. Постиндустриальный этап. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Она заключалась в переходе к производству, которое основано на энергосберегающих технологиях, автоматизации технологических процессов, компьютеризации, введении электронных средств телекоммуникаций, активном развитии средних и малых предприятий. Улучшение условий работы и гуманизация сферы производства становятся главными факторами формирования новой промышленной архитектуры.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/promyshlennaya_arhitektura/

Промышленная архитектура

Промышленная архитектура, архитектура заводов, фабрик и других зданий производственного назначения. К сфере промышленной архитектуры относят также всевозможные гидротехнические сооружения – гидростанции, шлюзы, мосты, всю систему теплоэнергетики, а также уникальные технические системы, требующие значительного пространства (радиотелескопы, синхрофазотроны и т.п.).

Вычленение промышленной архитектуры началось лишь во второй половине 19 в.

, когда новые материалы, вроде конструкционной стали и железобетона, стали широко использовать для нужд крупномасштабного производства, ориентированного на массовую продукцию.

Как правило, промышленное предприятие характеризуется простой композицией объемов, четкими линиями. Делается это ради снижения первичных затрат. Что касается интерьеров, то они должны обеспечивать максимальную производительность труда.

Ведущим принципом проектирования промышленного предприятия является подчиненность технологическому процессу: сначала в пространстве располагаются участки производственных операций, а затем они словно окутываются строительными конструкциями. Однако эта схема проектирования отнюдь не предполагает, что сооружение приравнено к элементарному амбару.

В нем должны быть созданы надлежащие условия для всех технологических операций, включая достаточное освещение и вентиляцию. Оно должно обеспечить доступ ко всем инженерным системам, включая электро- и водоснабжение, подачу перегретого пара, сжатого воздух и т.п., равно как систему опор для всех погрузочно-разгрузочных и складских механизмов.

Один специалист не в состоянии совладать с множеством взаимосвязанных проблем, и потому промышленная архитектура требует координированных усилий множества квалифицированных специалистов – по энергетике, отоплению и вентиляции, технологов, гигиенистов, конструкторов и архитекторов.

Обратите внимание

В промышленной архитектуре больше инженерно-технических решений, чем собственно архитектуры, но они настолько переплетаются, что разделять их нет оснований.

При выборе участка для строительства архитектор работает в сотрудничестве с инженерами. Здесь смыкаются две фундаментальные задачи: правильный выбор участка и оптимальное его использование.

При выборе локализации первенство явно за инженерами, тогда как при определении схемы его использования инженерные соображения важны, но уступают архитектурным.

При выборе локализации нового завода должны быть учтены требования экономического характера: расположение относительно источников сырья и рынков готовой продукции, наличие достаточных транспортных возможностей при относительно низкой их цене, возможность обеспечить предприятие энергией, топливом, пресной водой.

При выборе конкретного участка в избранном уже регионе возникает ряд дополнительных инженерно-экономических соображений.

Так, при размещении в сельской местности или дальнем пригороде предприятию необходимо самостоятельно построить системы канализации и водоснабжения; если вода используется в самом технологическом процессе, требуются уточненные анализы ее доступности и ресурсов, химического и биологического состава, температуры; необходимо учитывать состав и состояние грунтов, что существенным образом влияет на конструкцию фундаментов и тем самым на стоимость строительства.

С точки зрения специалиста по промышленной архитекторе удачно выбранный участок должен обеспечить и экономную и внешне привлекательную планировку целого и его частей. Требуется тщательный анализ рельефа местности, чтобы определить взаиморасположение уровней пола построек, профиля подъездных дорог и проездов, системы дренирования почвы и наиболее выигрышного размещения вспомогательных служб.

При строительстве предприятия с большим числом работающих необходимо обеспечить достаточные площади автостоянок и их удобную связь с предприятием и автомагистралью.

Во многих случаях необходимо для создания наиболее благоприятных условий труда найти место, например, для спортивных занятий служащих – теннисные корты, спортплощадки.

Важно

Наконец, планировочное решение участка должно быть выполнено таким образом, чтобы сделать возможным расширение предприятия при минимуме дополнительных затрат.

При проектировании отдельных сооружений промышленного предприятия главная задача заключается в выборе конструктивных решений, которые в наибольшей степени отвечали бы функциональному назначению постройки.

Такого рода выбор охватывает множество вопросов, включая предпочтение одно- или многоэтажной схемы, уточнение степени контроля за рабочими условиями, проверка достаточности естественного света и вентиляции или необходимости дополнения их искусственными системами, определение оптимального шага колонн каркаса и их рабочей высоты и т.п.

С начала 20-х годов промышленность предпочитает одноэтажные сооружения – особенно в автомобильной или авиастроительной индустрии этот тип сооружения обеспечивает сочетание наивысшей производительности и наибольшей экономии средств.

Одноэтажное сооружение позволяет, как правило, сэкономить материалы и строительные операции – по крайней мере это справедливо при учете нагрузок на основание и фундаменты. Исключаются две весьма удорожающие системы: лифтовое оборудование и шахты, лестничные марши и их клетки.

Давно считается аксиомой, что одноэтажное сооружение обеспечивает больший выход полезной площади, чем многоэтажное с такой же общей площадью этажей.

В многоэтажном сооружении увеличивается также расход времени на перемещение материалов и деталей: при использовании лифтов требуются операции погрузки и разгрузки, скорость движения подъемников невелика, и опасность остановки всего процесса при неизбежных авариях существенно возрастает.

Совет

В одноэтажном сооружении перемещение и доставка материалов существенно упрощаются: погрузка или выгрузка с грузовых автомобилей или тележек может производиться прямо у станка или у конвейера.

При освоении новой продукции или нового технологического процесса может возникнуть необходимость в перемещении или изменении площади отдельных производственных участков и изменении нагрузки на основание. В одноэтажном сооружении такого рода изменения осуществляются значительно легче, чем в многоэтажном. И все же, несмотря на множество преимуществ одноэтажных сооружений, в ряде производств, особенно тех, где для перемещения сырья и полуфабрикатов используется сила тяжести, многоэтажные сооружения оказываются предпочтительнее. Их используют также в случае строительства на плотно освоенных территориях, где стоимость земли столь высока, что многоэтажная схема оказывается экономичнее.

Обычный тип здания неприемлем для ряда производств, где технологический процесс напрямую связан со строгим поддержанием требуемого микроклимата, что характерно для электронной промышленности, производства точных приборов, полиграфии или текстильной промышленности.

Ответом на эти специфические требования становится предприятие с искусственно контролируемой средой, где автоматически регулируются освещение, влажность, температура воздуха и звуковой фон.

Стоимость такого рода систем затрудняет использование наружных окон, и от них нередко полностью отказываются, хотя в большинстве случаев из сугубо психологических соображений в наружных стенах делаются видовые проемы.

Промышленный архитектор решает, разумеется, и сугубо эстетические задачи. Размещение основных сооружений на участке должно быть таким, чтобы подчеркнуть их значимость, обеспечить их видимость с автомагистрали или других транспортных маршрутов, что решает задачу постоянной эффективной рекламы.

Разработка архитектуры ландшафта является как правило интегральным элементом общего планировочного решения и максимально использует существующие возможности места. Из-за жесткого функционализма и в связи с недостатком традиции в промышленной архитектуре культивируется выразительность мощи, однако ведутся постоянные поиски свежих решений для новых проблем.

Именно в промышленной архитектуре возникли наиболее удачные решения в современных стилях.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/tekhnologiya-i-promyshlennost/promyshlennaya-arkhitektura

Влияют ли современные методы строительства на архитектуру?

Когда люди работают в одной сфере, кажется, что они должны примерно одинаково оценивать происходящие вокруг процессы. На самом деле такого практически не бывает, особенно если речь идет о творческой профессии. Итак, сегодня мы узнаем, что думают московские архитекторы о современном состоянии и перспективах дальнейшего развития архитектуры.

  Лызлов   Николай Всеволодович,   руководитель   «Архитектурной мастерской  Лызлова»,

  г. Москва

На любой стиль архитектуры самое большое влияние оказывают три фактора: новые материалы, новые технологии в проектировании, новые жизненные запросы. Это делает архитектуру современной. Современная архитектура зависит от технических возможностей.

Красота – это то, что получается от правильного использования материалов и возможностей строительной конструкции, как это делал в свое время известный инженер, изобретатель, архитектор В.Г. Шухов.

Обратите внимание

Новые технологии строительства работу архитекторов не столько облегчают, сколько видоизменяют. А вот новые технологии проектирования стимулируют и оказывают очень большое влияние на архитектуру.

Сейчас взят курс на энергосбережение, повысились требования к энергоэффективности и теплоизоляции зданий. Однако ни наука, ни производство не могут предложить строительные материалы, которые одновременно решали бы сразу две проблемы: несущую способность и теплоизоляцию.

Если раньше были дома только с кирпичными и каменными фасадами, то сегодня у нас появились наружное утепление и вентилируемые фасады.

Мне не нравится, что конструктивная система стала опутываться эфемерным телом в виде вентилируемых фасадов, которые изображают то, чем дом не является.

На мой взгляд, это очень сильно повлияло на развитие архитектуры в негативную сторону. Дома стали обрастать каким-то лживым хитином, не отражающим их внутреннюю конструкцию.

Если говорить о России в целом, то с точки зрения архитектуры существует два города – Москва и Санкт-Петербург, остальные, как правило, находятся в их тени. Все интересное происходит сначала в этих двух городах.

В то же время наблюдается тенденция авторизации регионов. Если поехать в Екатеринбург, то можно убедиться, что он все меньше ориентируется на центр, в этом есть определенная перспектива. Нужно, чтобы города в большей мере зажили самостоятельно, как, например, в Германии, где каждый город обретает свое лицо.

Проблемой современности является то, что архитектор не всегда обладает полной свободой творчества, все определяют девелоперы. Они называют архитектуру одним из потребительских качеств здания, но не единственным и даже не главным.

Важно

Именно с целью повышения стоимости сооружения часто приглашаются зарубежные архитекторы, хотя не могу назвать ни одного позитивного примера работы западного специалиста в России. Исключение составляют некоторые частные заказы. При этом в Казахстане, например, другая ситуация.

Вот и получается, что все лучшее, построенное в последнее время, – результат коммерческой девелоперской деятельности.

  Бавыкин   Сергей Львович,  главный архитектор   ООО «АрхПроектСтрой»,

  г. Москва

Современное архитектурное движение, на мой взгляд, не имеет дальнейшего продолжения, чтобы стать стилем, как, например, барокко, модерн, по причине отсутствия «точки опоры». Многие архитекторы хватаются за современные строительные технологии и компьютерные проектные программы как за волшебную палочку.

Начинают ломать форму, изгибать внешнее и внутреннее пространство, но понятие стиля при этом отсутствует. Конструктивизм в России 20–30 годов ХХ столетия оказался несостоятелен, в отличие от любимого мною модерна, и логически перерос в сталинский ампир 40–50-х, не менее мною любимый во многих своих проявлениях.

«Архитектура божественна в своей симметрии, пропорциях и соотношениях» (Тот, Гермес Трисмегист).

В настоящее время необходима реформа архитектурного образования в основных вузах страны, и многое в этом направлении уже сделано. Как-то в студенческие времена мой брат посоветовал мне: «Сережа, не бойся рисовать всякие глупости.

Глядишь, что-нибудь из этого получится путное». Этим я до сих пор и занимаюсь. НЕЛЬЗЯ студентам мешать в их полетах фантазии. Преподаватель должен направлять, а не навязывать.

Выявлять неординарность и поддерживать в начинании, а не подавлять.

Недостатком современной архитектуры является прагматизм в подходе к созданию объектов архитектуры. Как следствие этого – упрощенность образа здания (вплоть до безликости). Понятие контекста во многих градостроительных решениях просто игнорируется.

Современные методы строительства облегчают задачу архитекторов, другой вопрос – как ими пользоваться (качество строительства), какие проектные решения заложены в создании объектов архитектуры (выразительность, запоминаемость, неординарность и т.д.).

На архитектуру сегодня, безусловно, повлияли новые технологии строительства, так называемый хайтек. Металл, бетон, стекло, высокотехнологичные композитные материалы – характерные составляющие этого стиля, но я остаюсь приверженцем использования традиционных материалов (дерева, кирпича, камня) и пытаюсь находить что-то новое в этой традиции. Ведь новое – это хорошо забытое старое. 

   Блоцкий   Евгений Игоревич,  главный архитектор проекта   ООО «ХоумЛондГрупп»,

  г. Москва

Совет

Архитектура вбирает в себя все: инженерные изобретения, искусство, живопись, технические достижения, прогресс, политику, сознание. Однако нужно признать, что технологический процесс в России отстает пока от Запада.

Например, в Германии развитие архитектуры и промышленности – на первом месте, и они в большой степени взаимосвязаны. Там производство подстраивается под архитектора, что значительно экономит время.

А мы в настоящий момент страдаем от дилетантства руководящих органов, которые диктуют условия выполнения своих задач. Это вредит архитектуре. Школа архитекторов, на мой взгляд, слаба. В архитектуру делают мало инвестиций, больше внимания уделяется серийному производству, которое уже морально и физически устарело.

У современного архитектора связаны руки, процессом руководит заказчик, приходится подстраиваться под него. Давят экономия и сжатые сроки. В тендерной и конкурсной системах есть свои минусы.

Сегодня нередко бывает, что для своевременной сдачи объекта проекту приходится вступать в противоречие с нормативами.

А ведь нормативы рождались в процессе долгого анализа проектирования и эксплуатации объектов, следовательно, они необходимы и должны соблюдаться.

Сейчас архитектура отличается более упрощенными и лаконичными формами, но я думаю, время расставит все точки над i.

Материал подготовлен И. Черноголовым

Источник: http://www.s-zakon.ru/catalog/kryglyi-stol/vlijajut-li-sovremennye-metody-stroitelstva-na-arhitekturu-.html

Тенденции развития информационных технологий

В самом общем виде под архитектурой организации (ЕА – Enterprise Architecture) понимается всестороннее и исчерпывающее описание (модель) всех ее ключевых элементов и межэлементных отношений. Согласно ISO 15704 (“Industrial Automation Systems – Requirements for Enterprise-Reference Architectures and Methodologies.

1999″) архитектура организации должна включать роль людей, описание процессов (функции и поведение), и представление всех вспомогательных технологий на протяжении всего жизненного цикла организации. Архитектура (в соответствии с документом “Federal Enterprise Architecture Framework. Dev.

by: The Chief Information Officers Council (USA)”) является стратегической информационной основой, определяющей:

  1. структуру бизнеса;
  2. информацию, необходимую для ведения бизнеса;
  3. технологии, применяемые для поддержания бизнес-операций;
  4. процессы преобразования, развития и перехода, необходимые для реализации новых технологий в ответ на изменение/появление новых бизнес-потребностей.

Архитектура организации традиционно представляется в виде следующих слоев (таблица 1.1):

  1. корпоративные миссия и стратегия, стратегические цели и задачи;
  2. бизнес-архитектура;
  3. системная архитектура (ИТ – архитектура).

Корпоративные миссия и стратегия определяют основные направления развития организации и ставят долгосрочные цели и задачи.

Под миссией организации понимается основная ее общая цель или задача, четко выраженная причина ее существования.

Фактически миссия организации обобщает и унифицирует такие понятия как предназначение, стратегическая установка, кредо, политика, бизнес-идея и др.

Миссия объединяет задачу и коренную причину, оправдывающую существование данной конкретной организации, она позволяет потребителю отличить одну организацию от другой, занимающейся аналогичной деятельностью.

Таблица 1.1. Слои архитектуры организации

Корпоративные миссия и стратегияБизнес-архитектураСистемная архитектура
Бизнес-процессы Организационно-штатная структура Система документооборота
Приложения Данные Оборудование

Назначение миссии заключается в том, что она способствует формированию имиджа организации во внешнем мире.

Внутренняя задача миссии заключается в поддержке и развитии корпоративного духа, поскольку она проясняет сотрудникам общую цель существования организации, выражает принципы и ценностные ориентиры организации, облегчает сотрудникам осознание своего места и роли в системе деловых отношений, что в конечном итоге способствует созданию благоприятной атмосферы.

Конкретизация миссии осуществляется посредством формирования основных (стратегических) целей организации и последующей разработки корпоративной стратегии и корпоративной философии (культуры).

Обратите внимание

При этом вырабатываемые на основе миссии цели (отвечающие на вопрос “Чего мы хотим достичь?”) служат критериями всего последующего процесса принятия управленческих решений – если основные цели неизвестны, то у руководства нет точки отсчета для выбора наилучших по тем или иным параметрам решений.

Под корпоративной стратегией понимается долгосрочное направление развития организации, следование которому приведет к достижению стратегических целей.

Стратегия формулирует общие направления развития организации, в первую очередь касающиеся производимой продукции и каналов ее продвижения. При этом стратегия должна обеспечить концентрацию усилий в той области, где будут иметься устойчивые конкурентные преимущества.

Разработка корпоративной стратегии позволяет перейти от управления организацией, зависящего от воздействия случайно возникающих внешних и внутренних факторов, к планомерной деятельности по достижению определенных результатов с возможностью оценки их достижимости по определенным критериям и применения адекватных управляющих воздействий.

Корпоративная культура направлена на формирование общих для всех сотрудников организации целей, ценностей и принципов поведения, она должна способствовать развитию организации и достижению ею своих бизнес-целей.

Основным принципом формирования корпоративной культуры является ее соответствие всем элементам системы управления.

На практике этот принцип означает, что при разработке или внедрении изменений в стратегии, структуре и в других элементах системы управления необходимо оценивать степень их реализуемости в рамках существующей культуры и, при необходимости, предпринимать шаги по ее изменению.

При этом нужно учитывать, что культура по своей природе более инертна, чем остальные элементы системы управления. Поэтому действия по ее изменению должны опережать все остальные преобразования, необходимо понимать, что результаты будут видны не сразу.

Важно

Бизнес-архитектура на основании миссии, стратегии развития и долгосрочных бизнес-целей определяет необходимые бизнес-процессы, информационные и материальные потоки, а также поддерживающую их организационно-штатную структуру.

Системная архитектура определяет совокупность методологических, технологических и технических решений для обеспечения информационной поддержки деятельности организации, определяемой его бизнес-архитектурой, и включает в себя архитектуру приложений, архитектуру данных и техническую архитектуру.

Архитектура приложений, в свою очередь, включает в себя:

  1. собственно прикладные системы, поддерживающие исполнение бизнес-процессов;
  2. интерфейсы взаимодействия прикладных систем между собой и с внешними системами и источниками или потребителями данных;
  3. средства и методы разработки и сопровождения приложений.

Архитектура данных включает в себя:

  1. базы данных и хранилища данных;
  2. системы управления базами данных или хранилищами данных;
  3. правила и средства санкционирования доступа к данным

Техническая архитектура состоит из сетевой архитектуры и архитектуры платформ. Сетевая архитектура включает в себя:

  1. локальные и территориальные вычислительные сети
  2. используемые в сетях коммуникационные протоколы, сервисы и системы адресации;
  3. аварийные планы по обеспечению бесперебойной работы сетей в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Архитектура платформ включает в себя:

  1. аппаратные средства вычислительной техники – серверы, рабочие станции, накопители и другое компьютерное оборудование;
  2. операционные и управляющие системы, утилиты и офисные программные системы;
  3. аварийные планы по обеспечению бесперебойной работы аппаратуры (главным образом – серверов) и баз данных в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Значение архитектуры организации в современных условиях постоянно увеличивается за счет обеспечения возможностей эффективного использования существующих технологий и эволюционного перехода к новейшим технологиям. Фактически, архитектура организации является одним из главных средств управления изменениями, обеспечивая при этом:

  1. оказание помощи менеджерам при анализе потенциальных изменений и их реализации;
  2. предоставление основы для совместной работы бизнес-менеджеров и ИТ-менеджеров над целями, бизнес-процессами и выстраиванием организации в целом;
  3. предоставление единого хранилища всей информации об организации;
  4. обеспечение менеджерам поддержки в принятии решений: они могут обозревать отношения, задавать вопросы, идентифицировать проблемы, выполнять моделирование и т.д.

    Таким образом, концепция корпоративной архитектуры напоминает градостроительство в области ИТ – составление общего плана интеграции различных объектов в рамках всей организации, определение порядка их использования и путей построения необходимых для этого механизмов. Ее суть заключается в том, чтобы разработать план использования ИТ-ресурсов бизнес-процессами, а также совокупность принципов управления, позволяющих выразить стратегию бизнеса через ИТ.

    Непосредственно архитектура организации не описывает конкретные технические решения отдельных информационных систем, но позволяет получить существенную выгоду для бизнеса организации в целом.

    Основные аспекты связаны с повышением эффективности эксплуатации информационных систем, снижением рисков инвестиций в ИТ, а также с повышением гибкости или возможности относительно простой адаптации под изменяющиеся внешние условия и требования бизнеса.

    Наличие в организации разработанной архитектуры обеспечивает:

  5. поддержку принятия решений и управление в условиях сложных бизнес-процессов и информационных технологий;
  6. план развития и изменений;
  7. основу для назначения приоритетов при формировании ИТ-бюджетов;
  8. основу для управления портфелем ИТ- проектов;
  9. соответствие принятым корпоративным стандартам;
  10. поддержку разработки новых систем.

    Архитектура в конечном итоге обеспечивает более эффективное использование ИТ-систем за счет:

  11. снижения стоимости разработки, внедрения и поддержки, в том числе и уменьшения излишних и необоснованных расходов на ИТ (предприятия лучше понимают, какими ИТ-активами они владеют, что уменьшает риск принятия решений о покупке или разработке систем, имеющих аналогичную функциональность, а также для их консолидации и уменьшения общего количества);
  12. упрощения процессов управления системами;
  13. повторного и многократного использования технологий;
  14. оптимизации функциональности и процессов внедрения новых ИТ-систем, а также проведение доработок используемых ИТ-систем;
  15. оценки внедрения по времени и результатам;
  16. обеспечения взаимопонимания между всеми участниками ИТ-деятельности предприятия.
Читайте также:  Сможем ли мы подготовиться к жизни с роботами и ии?

Архитектура является средством снижения рисков и увеличения отдачи от инвестиций в ИТ. Причина в том, что она четко определяет структуру как существующих, так и будущих ИТ-систем, что приводит к снижению их сложности.

А наличие ясной стратегии будущих закупок, выбора поставщиков технологий и планируемых изменений позволяет упростить и ускорить все процессы, связанные с закупками, при одновременном обеспечении совместимости и взаимодействия компонент ИТ-систем организации.

Наконец, необходимая гибкость развития бизнеса и структурных изменений обеспечивается за счет простоты доступа к интегрированным информационным ресурсам в масштабе организации.

Ускорение выхода новых продуктов на рынок может осуществляться за счет быстрого внедрения новых или модификации существующих приложений.

Существенный выигрыш может быть получен при проведении слияний и поглощений, связанных с реинжинирингом процессов или объединением ИТ-систем и служб.

Таким образом, имеется три причины использования архитектурного подхода:

  1. рост масштаба и сложности ИТ, рост их стоимости и рисков в проектах их создания и внедрения;
  2. включение ИТ в основную деятельность, рост требований к эффективности инвестиций в ИТ;
  3. переход к процессному подходу, интегрирующему деятельность подразделений, рост требований к эффективному взаимодействию ИТ-систем между собой.

В результате его использования обеспечивается:

  1. Информационная поддержка работ по сопровождению и развитию ИТ-инфраструктуры, включает:
    1. выявление бизнес-процессов, требующих первоочередной автоматизации;
    2. выявление первоочередных направлений совершенствования каналов связи;
    3. анализ ИТ-систем и их взаимодействия, оценка степени покрытия бизнес-процессов и информационных потоков существующими системами;
    4. оптимизация обработки информации во взаимодействующих системах (избавление от дублирующих систем и данных, согласование справочников и классификаторов, используемых в различных системах и т.п.);
    5. выявление, согласование, формализация и документирование требований к перспективным ИТ-системам, контроль внедрения новых систем на предмет соответствия согласованным требованиям в части покрытия информационных потоков;
    6. анализ альтернативных вариантов совершенствования ИТ-инфраструктуры.
  2. Информационная поддержка работ по совершенствованию бизнес-процессов организации, включая:
    1. выявление бизнес-процессов, требующих совершенствования;
    2. избавление от дублирующих действий в различных сценариях (ввод одних и тех же сведений в различные системы);
    3. анализ альтернативных вариантов совершенствования бизнес-процессов.
  3. Информационная поддержка всех заинтересованных лиц, включая сотрудников организации, использующих ИТ-системы в силу своих должностных обязанностей, а также разработчиков и сопровожденцев различных систем, используемых организацией (включая обеспечение всех заинтересованных лиц единым языком базовых представлений, наглядным и интуитивно понятным)
  1. Что такое стратегическое управление информационными системами?
  2. В чем заключаются основные отличия процессного подхода от функционального?
  3. Назовите этапы развития ИТ, какой из этапов является революционным?
  4. Каковы основные цели использования ИТ?
  5. Перечислите проблемы и причины неудач при внедрении ИТ в организации.
  6. В чем состоят задачи стратегических ИТ-консультантов?
  7. Что такое стратегический ИТ-аудит?
  8. Что понимается под архитектурой организации?
  9. Что включает в себя ИТ-архитектура, каково ее место в архитектуре организации?
  10. За счет чего архитектура обеспечивает более эффективное использование ИТ-систем?
  11. Каковы основные причины использования архитектурного подхода?

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/532/388/lecture/9001?page=4

Понятие архитектуры и требования к ней – Архитектура

Архитектура — весьма сложное и многостороннее понятие. Прежде всего — это материальная действительность в виде разного рода зданий, сооружений и их комплексов, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей человека.

Но архитектура также — особое искусство, способное выражать большие идеи и доставлять эстетическое наслаждение.

В связи с этим под архитектурой понимают наличие определенных художественно-композици-онных признаков в зависимости от назначения и градостроительной роли того или иного здания и сооружения.

Слово «архитектура» греческого происхождения. Оно не имеет буквального перевода и происходит от древнегреческого слова «ар-хитектон», что означает главный строитель.

Под архитектурой некоторые авторы понимают искусство проектировать и строить. Однако такое понятие неполно.

Правильнее под архитектурными сооружениями понимать такие, которые хорошо удовлетворяют утилитарным требованиям и вместе с тем обладают качествами прекрасного.

Совет

На каждом этапе истории человеческого общества архитектура развивалась в зависимости от социальных, материальных и климатических условий, а также в прямой связи с национальными особенностями быта и художественными традициями, высоко ценящимися народом.

Материальное содержание и эстетическая форма в архитектуре находятся в тесной взаимосвязи между собой, отражая назначение зданий, их социальную функцию и градостроительную роль в системе застройки.

Иными словами, в архитектурных сооружениях должны сочетаться современные для данного периода времени функциональные и художественно-идеологические требования.

Функциональная сторона архитектуры (уровень удобств) зависит от практического назначения зданий, экономических возможностей и уровня развития строительной техники.

Вместе с тем архитектура, выступающая как искусство, является одной из форм общественного сознания и должна обладать способностью отражать передовые идеи общества. В наших условиях она Должна отражать коммунистическую идеологию, служить средством идейного и художественного воспитания людей.

Помимо того, что архитектурная композиция зданий должна содержать в себе определенный идейно-художественный замысел, способный влиять на сознание человека и его воображение, архитектура сильно воздействует на сознание своими крупными объемами, которые почти повсюду окружают жителей. Таким образом, архитектура представляет собой гармоничное едгга-ство материальных благ и искусства большого социального значения.

Вследствие того, что долговечность зданий и их художественная композиция во многом зависят также от конструкций и материалов, архитектуру можно рассматривать с трех сторон: функциональной, инженерно-конструктивной и эстетической. Эти требования предъявляются к архитектуре с древних времен.

Так, еще две тысячи лет тому назад древнеримский теоретик архитектуры Витрувий отмечал* что архитектурные сооружения должны обладать тремя качествами — пользой, прочностью и красотой. В XVI в.

Обратите внимание

итальянский архитектор Палладио писал: «В каждой постройке должны быть соблюдены три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, или удобство, долговечность и красота; ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но неудобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести».

В процессе проектирования зданий различается несколько фаз или звеньев композиции, а именно: 1) функциональная композиция, обеспечивающая функциональные требования; 2) конструктивная композиция, целью которой является подбор соответствующих строительных конструкций и материалов;

3) художественная композиция, сущность которой заключается в гармоничном сочетании объемно-пространственных элементов здания с целью придания ему требуемой идейно-художественной выразительности, причем это требование относится в равной мере как ко внешнему виду здания в целом (экстерьер), так и к его внутренним помещения А1 (интерьер).

Все фазы композиции находятся во взаимозависимости, причем определяющим моментом во всех случаях должно быть функциональное решение.

Так, архитектурно-художественная композиция не может игнорировать конструктивные требования, а конструкция, в свою очередь, должна выбираться с учетом функциональных требований.

Одновременно все эти фазы композиции должны исходить из условий целесообразности, экономики и требований индустриализации строительства.

Художественная композиция зданий создается с помощью различных формообразующих средств и художественных приемов.

К ним относятся, в частности, тектоника, под которой понимают художественное выражение работы конструкций и материалов здания, ритмические членения, пропорции, масштабность, контрастное или нюансное сочетание объемов, материалов, их цвета и освещенности, лепные украшения, орнаментика и др.

Важно

В истории архитектуры особенно большой художественный расцвет, творческий подъем происходил в периоды освободительного движения широких масс, когда борьба принимала общенародный характер.

Примером выражения идей борьбы за свою независимость и государственное единство является, в частности, высокохудожественная композиция храма Василия Блаженного в Москве, сооруженного в память об освобождении России от татаро-монгольского ига (1562 г.).

В архитектуре эксплуататорских классов, как правило, выражена их идеология и художественные идеалы и лишь в выдающихся сооружениях, построенных в период восхождения классов,— общенародные идеалы красоты.

В капиталистическом обществе, в котором классовые противоречия в настоящее время достигли небывалой остроты, развитие архитектуры протекает весьма сложно.

Положительное, прогрессивное здесь зачастую переплетается с упадочным и прямо реакционным, отражающим сущность современного буржуазного класса, сходящего с исторической арены.

Кроме того, наличие частной собственности на землю в капиталистическом мире исключает возможность проведения широких градостроительных мероприятий, которые необходимы для создания подлинно благоустроенных городов.

Всякая попытка реконструкции городов, как указывает К. Маркс в «Капитале», связанная с видимым улучшением бытовых условий, на деле порождает лишь перемещение неимущих классов в другие районы города, ухудшая тем самым санитарное состояние этих районов.

Проводимые за рубежом мероприятия по созданию отдельных хорошо благоустроенных кварталов или пригородных районов города носят локальный, ограниченный характер.

Совет

С другой стороны, развитие советского градостроительства происходит на основе государственного планирования и огромных материально-технических возможностей социалистической экономики, используемой в интересах всего общества, а не для привилегированных классов и групп.

Преимущества советского строя с его высокой гуманной сущностью, экономической мощью и плановым началом особенно ярко проявились в градостроительстве в период первых довоенных пятилеток и после Великой Отечественной войны. В 1929—1937 гг.

наше советское государство смогло рационально разместить и построить всего за 5—8 лет сотни новых городов, спланировав их в комплексе с промышленными гигантами по прогрессивным принципам градостроительства, неизвестным ранее ни капитализму, ни феодальному строю.

При этом молодая советская архитектурная школа создала новые приемы зонирования, благоустройства и озеленения городских территорий, взятые у нас на вооружение градостроительной наукой развитых стран капитала.

После опустошительной войны с немецким фашизмом, этим заклятым врагом свободы и демократии, наша страна также в кратчайшие сроки, за 5—7 лет, смогла восстановить и реконструировать уже на более высокой градостроительной основе сотни разрушенных городов, в том числе таких крупных, как Волгоград, Минск, Севастополь.

Несмотря на эти достижения советской архитектуры и градостроительства, объективно закономерные в условиях наиболее передового общественно-политического строя, предоставляющего простор творчеству на благо народа, развитие нашей архитектуры не проходило по прямой восходящей линии.

Достижения в создании новых типов зданий и в разработке новых градостроительных идей перемежались ошибочными направлениями, уходом от реалистических принципов к формалистическим композициям.

Эти недостатки особенно сильно проявившиеся в период расцвета украшательства в начале 1950-х годов и в обеднении художественного облика новых жилых районов, построенных в начале 1960-х годов, одинаково нанесли урон советской архитектуре.

Обратите внимание

Они привели к перерасходу средств на отделку фасадов, крайне нужных для восстановления жилого фонда, а позже снизили уровень удобств в квартирах и обезличили застройку новых районов во многих городах.

И в настоящее время, в период развернутого строительства коммунизма, у советской архитектуры и градостроительства много нерешенных творческих проблем.

Для того чтобы создать новый архитектурный стиль, созвучный эпохе социалистического общества и его высоким идеалам, необходимо знать и творчески переработать все ценное из мирового архитектурного наследства и современного зарубежного опыта градостроительства. Изучение художественного наследия, прежде всего классического и национального, необходимо не для механического перенесения его в нашу архитектуру, а для того, чтобы глубже уяснить сущность творческих методов, благодаря которым были созданы выдающиеся архитектурные сооружения и их комплексы, нашедшие признание в веках.

Гармоническая закономерность, пропорциональность, ритм, масштаб, симметрия и асимметрия, т. е. все то, что является средствами архитектурной композиции выдающихся памятников зодчества, должно быть известие строителям наших дней как некая общая формула, которая претерпевает неизбежные изменения в связи с новыми условиями.

итать далее:

Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)
Советская архитектура
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура и градостроительство капиталистического общества
Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.
Архитектура первой половины XVIII в
Архитектура до XVIII в.
Архитектура Возрождения (Ренессанса)
Архитектура Романского и Готического периодов
Архитектура Византии

Источник: http://stroy-server.ru/notes/ponyatie-arkhitektury-i-trebovaniya-k-nei

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector