Как можно использовать виртуальную реальность в медицине?

VR в медицине: современные достижения и перспективы | Medical Note

VR в медицине – это реальность

Под виртуальной реальностью специалисты подразумевают среду, воссозданную настолько правдоподобно, что она создает иллюзию присутствия для наших органов чувств. Впечатления от контактного взаимодействия с искусственной средой бывают настолько полными, что отличить реальность от виртуальности зачастую невозможно.

Первое, что приходит в голову при словосочетании «виртуальная реальность» (virtual reality, сокр. VR) — это, конечно, игры. Реализовывается эффект присутствия в играх двумя способами.

Уже существуют достижения аппаратной реализации, способные полностью изолировать человека от внешнего мира — это 3D-очки, шлемы, костюмы.

Скачать бесплатное приложениеОчки виртуальной реальности – уже почти обыденность

С другой стороны, такие вещи, как видеоэкран, многоканальная акустическая система или электронные устройства, воздействуя на нервные окончания, могут вызывать иллюзию прикосновений — или, например, дующего ветра. Это многократно усиливает впечатление от игры.

Обратите внимание

Объекты виртуальной реальности похожи по поведению на аналогичные реальные объекты. Однако в условиях «виртуальности» пользователи способны выходить за пределы физического мира: левитировать или создавать новые предметы.

При этом не следует путать виртуальную реальность с дополненной (augmented reality, сокр. AR). Покемоны из популярной игры являются искусственными элементами реального ландшафта — то есть дополняют объективную реальность. Виртуальная же реальность полностью конструирует новый мир.

Однако виртуальная реальность — это не только развлечения. В последнее время научное сообщество всерьез обсуждает перспективы «виртуальности» в медицине. Разберем на конкретных примерах, в каких областях медицины начали внедрять VR-технологи.

Хирургические операции и симуляторы для обучения студентов и хирургов

Продвижение VR-технологий в хирургии перспективно по очевидным причинам: ни в какой другой области медицины визуализация действий врача не играет столь важную роль. Любое ошибочное действие хирурга может стать фатальным.

Обладая трехмерной информацией о пациенте (такие сведения дает томография, трехмерные данные рентгеновских аппаратов и УЗИ), врачи могут создавать интерактивные модели, прогнозирующие последствия хирургического или лекарственного вмешательства в организм человека.

  • Онлайн-трансляция операции

В апреле прошлого года в Королевском Лондонском Госпитале провели операцию по удалению раковой опухоли, которую транслировали в сеть.

Источник: https://blog.mednote.life/articles/technology/vr-v-medicine

Как врачи применяют виртуальную реальность на практике | Rusbase

В наше время технологии виртуальной реальности уже прочно обосновались в медицине. С их помощью пациенты видят, какой результат их ждет после операции, специалисты учатся друг у друга в «режиме присутствия», а исследование болезней выходит на новый уровень.

Пластический хирург и победитель Международной премии в области красоты и здоровья «Грация» Максим Нестеренко рассказывает о том, как изменилась медицина с появлением VR.

Впервые технологии виртуальной реальности появились еще в 90-е годы. Тогда индустрия не получила потребительского внедрения, и в итоге рынок был признан перегретым. VR вернулся в 2010-х, и обосновался практически во всех сферах высокотехнологичной деятельности — от компьютерных игр и аттракционов до медицины и космической индустрии. 

Как дела с технологиями в российской медицине

В западной медицине использование современных технологий уже стало повсеместным. Например, компания Organovo успешно реализует 3D-биопринтинг с 2013 года, а суперкомпьютер IBM Watson с помощью глубинного машинного обучения и нейронных сетей находит способы лечения рака и других применений радиологии. VR и вовсе воспринимается как нечто рациональное, необходимое и уже привычное.

Вообще, российская государственная медицина — это большой, неповоротливый организм, который хочет спасти человеческие жизни и при этом оптимизировать все издержки. Государство предоставляет населению бесплатную медицинскую помощь и определяет тенденции ее развития на федеральном уровне.

Последний год показал, что в технологическом направлении она развиваться не спешит, ведь бюджет на медицину обещали сократить на треть. А ведь западная практика показывает, что применение современных технологий помогает спасать жизни куда эффективнее, чем бюрократические механизмы.

Кадр из фильма «Доктор Стрейндж»

Кроме того, Россия продолжает терять специалистов — только в 2015 году, по данным Росстата, из страны эмигрировало 350 тысяч россиян. Среди них были и врачи: как минимум за год до этого из-за реформы столичного здравоохранения в Москве под сокращение попали 7 тысяч медиков.

В результате многие специалисты, которые могли бы заняться внедрением технологий в медицину, отправляются работать в Европу, США, Израиль и даже Азию (что вполне естественно, ведь там высокий уровень жизни, лучшие условия труда, хороший социальный пакет и так далее).

VR в разных областях медицины

Если в российской медицине технологии виртуальной реальности применяются не так часто, то на Западе VR занимает далеко не последнее место в лечении пациентов.

Психотерапия

В этой области VR применяется наиболее эффективно. Технологии виртуальной реальности помогают людям справиться со своими фобиями (например, страхом темноты, пауков, воды, высоты и пр.).

В виртуальном пространстве пациент находится в комфортной для себя среде (например, в любимом парке или на берегу моря), где затем сталкивается с проявлением своей психологической проблемы под наблюдением специалистов. 

Вот так себя чувствуют в VR-пространстве люди, которые боятся высоты: 

Погружение в виртуальную реальность — один из самых эффективных инструментов для борьбы с посттравматическим синдромом у военных, переживших тяжелое потрясение на войне.

Некоторые американские клиники и больницы погружают ветеранов боевых действий в смоделированную горячую точку. Военные вновь переживают свое эмоциональное потрясение, но уже не в воспоминаниях, а в виртуальной реальности.

По наблюдениям специалистов, это позволяет пациентам «отпустить» реальные переживания.

Кроме того, VR помогает справиться с фантомной болью при потере конечностей. Такие пациенты часто жалуются, что продолжают двигать утраченной конечностью, и это причиняет им боль. Ранее психиатры использовали «зеркальная методика» когда при помощи своего отражения пациент «синхронизировал» психосоматическое состояние с реальным.

В наше время для этого применяется 3D-моделирование: 

VR помогает восстанавливаться пациентам, которые перенесли инсульт и другие повреждения головного мозга. Разработанная швейцарской Mindmaze технология позволяет больным восстанавливать координацию движений. 

Вот как она работает:

Важно

Ученые Техасского университета в Далласе создали программу для людей с высокоактивной формой аутизма для работы над навыками социального поведения.

При помощи VR аутисты попадают в смоделированные ситуации: например, это может быть собеседование при приеме на работу или разговор с коллегой о футбольном матче. При этом программа считывает и анализирует мозговые импульсы пациента.

Как показало исследование, после завершения сеанса такой терапии у пациентов наблюдается повышенная активность в области мозга, связанной с социальным поведением и восприятием окружающего мира.

Помимо этого, VR помогает ученым исследовать, как здоровый мозг воспринимает мир «глазами» аутиста. Так обычный человек может увидеть сквозь VR-очки «искаженную» реальность, который видят аутисты: 

Пластическая хирургия является одной из немногих областей, у которой есть возможность удерживать лучших специалистов и внедрять передовые технологии.

Здесь — впрочем, как и в обычной хирургии, — шлем виртуальной и дополненной реальности используется в качестве тренировочного пособия с 360-градусным обзором в ходе проведения операции.

С его помощью студенты и интерны могут наблюдать за действиями высококвалифицированных хирургов.

В пластической хирургии есть и совершенно уникальные методы применения VR. Технология виртуальной реальности нивелирует принцип «ожидания vs реальность».

Зачастую бывает так: на прием приходит пациент, показывает фотографии своего кумира и говорит, что хочет себе точно такие же черты лица и фигуру.

Но проблема в том, что медицина не творит чудеса и это не по силам даже пластической хирургии.

Совет

Виртуальная реальность нужна не хирургам, а пациентам. Хирург и так понимает, что нельзя преобразить внешность человека до неузнаваемости. Именно VR-технологии позволяют пациенту увидеть, как изменится та или иная часть тела или лица после хирургического вмешательства.

С помощью программы 3D-моделирования от сервиса Crisalix пациент может посмотреть, как изменится его внешность — как после операции (от устранения мешков под глазами до увеличения груди), так и после филлеров/ботокса и прочих инъекций.

Вот как выглядит 3D-симулятор изменения черт лица:

А вот более яркий пример — увеличение груди:

Реакция пациенток, увидевших свое преображение:

Во всем мире технология виртуальной реальности в пластической хирургии работает через сервис Crisalix. Он обрабатывает все снимки тела и проектирует изменения после операции.

Разберем принципы его работы на примере операции по увеличению груди:

  • Сначала хирург сканирует поверхность тела пациентки при помощи планшета со специальной сканирующей насадкой с трех сторон, а затем загружает снимки в программу.
  • Они обрабатываются и моделируются в трехмерном виртуальном пространстве.
  • Пациентка может посмотреть на ожидающий ее результат через VR-очки. 

Пациент может проделать все это все самостоятельно в домашних условиях, но для этого нужно будет купить профессиональный аккаунт. Более подробная инструкция использования сервиса описана тут.

Материалы по теме:

В Кембридже будут изучать рак с помощью виртуальной реальности

Виртуальная реальность может подготовить пациента из России к пересадке головы

Какие стартапы нужны медицине?

Заморозь свое тело за $36 тысяч и стань бессмертным

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/opinion/vr-in-healthcare/

10 революционных способов использования виртуальной реальности в медицине и здравоохранении

Виртуальная реальность – это не только игры и развлечения. Ниже описаны 10 способов, где виртуальная реальность может использоваться, или уже используется медицинскими работниками для обучения, диагностики и лечения.

Когда люди испытывают погружение в виртуальную реальность в первый раз, то чаще всего они включают в работу воображение, придумывая все новые и новые способы использования новых технологий. Даже в пределах одной отрасли, здравоохранения, потенциал технологии практически ничем не ограничен.

Хорошей новостью является то, что ученые и медики были на протяжении нескольких лет на передовой разработки и реализации виртуальной реальности такими способами, которые могут помочь им обучать, диагностировать и лечить в бесчисленных ситуациях.

Вот только десять случаев использования виртуальной реальности в медицине, которые уже практикуются в настоящее время и постоянно развиваются, как и сама технология.

Экспозиционная терапия

Одним из способов лечения пациентов с фобиями является экспозиционная терапия. В данном случае, психиатры из Университета Луисвилля (University of Louisville) используют виртуальную реальность, чтобы помочь пациентам справиться с клаустрофобией или боязнью летать.

При помощи виртуальной реальности обеспечивают контролируемую среду, в которой пациенты могут столкнуться со своими страхами и даже опробовать стратегии их преодоления, а также практиковаться в нарушении паттернов избегания – и все это в спокойной и безопасной обстановке, где все можно легко остановить или повторить, в зависимости от обстоятельств.

Лечение посттравматического стрессового расстройства

Подобно экспозиционной терапии фобий и тревог, виртуальная реальность может быть использована чтобы помочь солдатам с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

Отчет Университета Южной Калифорнии для Института креативных технологий говорит об использовании виртуальной реальности в лечении ПТСР еще в 1997 году, когда Georgia Tech выпустили нечто под названием «Виртуальный Вьетнам VR».

Теперь же, клиники и больницы используют моделирование в виртуальной реальности войны сродни Ираку или Афганистану, чтобы помочь ветеранам, которые по-разному, но постоянно переживают травматические события, которые им пришлось испытать. В безопасной и контролируемой среде, они могут узнать, как иметь дело с эмоциями, которые, если оставить их без контроля, могут стать возбудителями асоциального поведения, что может быть разрушительным как для себя, так и для других.

Контроль над болью

Для пострадавших от ожогов, боль является постоянной проблемой. Врачи надеются, что терапия отвлечения при помощи виртуальной реальности сможет помочь им получить контроль над этой болью.

Читайте также:  Исследование: австралийцы больше доверяют роботам, чем японцы

Видеоигра виртуальной реальности от Университета штата Вашингтон называется «SnowWorld», в которой необходимо бросаться снежками в пингвинов и слушать Пола Саймона, может облегчить боль, подавляя чувства и болевые ощущения во время процедур, которые могут быть весьма мучительными, как уход за ранами или физиотерапия.

В 2011 году исследования, проводимые военными, показали, что для солдат с ожогами от взрывов самодельных взрывных устройств и т.п., игра «SnowWorld» работала лучше, чем морфин.

Хирургическая подготовка

Обучение хирургов, как правило, начинается на трупах и постепенно переходит к ассистированию более опытным коллегам в простых, а потом и в сложных случаях, прежде чем новичкам доверяют самостоятельные крупные операции. Виртуальная реальность может дать еще одно средство для практики, без какого-либо риска для реальных пациентов.

В Стэнфордском университете есть хирургический симулятор, который включает в себя даже тактильную обратную связь для тех, кто проходит обучение.

Симулятор эндоскопической хирургии пазух в Стэнфорде использует реальные снимки КТ пациентов, для создания 3D-моделей для тренировки, и все это в эксплуатации уже с 2002 года.

Не смотря на то, что эта технология не использует шлемы или гарнитуры виртуальной реальности, ее основа, все что было сделано ранее, может стать еще более эффективным для будущих виртуальных симуляций.

Фантомные боли конечностей

Для людей, потерявших конечности, общая медицинская проблема – это фантомные боли в конечностях. Например, человек, оставшийся без руки может чувствовать так, как будто он очень крепко сжал кулак, и не в силах расслабить его.

Часто, на самом деле боль даже острее, скорее даже мучительна.

Ранее, процедуры включали зеркальную терапию, где пациент смотрит на зеркальное отражение оставшейся конечности, что помогает найти облегчение, так как мозг синхронизируется с движениями реальных и фантомных конечностей.

В том же духе, судя по публикациям журнала «Frontiers in Neuroscience» в прошлом году, игры виртуальной реальности могут играть такую же роль для облегчения фантомных болей конечностей.

Это работает следующим образом: датчики прикрепляют к нервным входам головного мозга, а пациенты используют виртуальную конечность и должны выполнять различные задачи.

Это помогает им получить некоторый опыт контроля и понять, как, например, расслаблять тот пресловутый болезненно сжатый кулак.

Оценка ущерба мозга и реабилитация

«CyberPsychology & Behavior» опубликовал сводку новостей использования виртуальной реальности не только для оценки течения болезни, но и для лечения.

Один из примеров имеет отношение к исполнительной функции, или «нарушению в последовательности и организации поведения и включает в себя проблемы, связанные с планированием» говорится в документе.

Ученые создали мир виртуальной реальности, в котором исследуемые должны были добраться до выхода из здания, используя двери разных цветов. Он должен был стать похож на висконсинский тест сортировки карточек(WCST), нейропсихологического теста, где участники должны сопоставлять карточки по некоторому критерию.

При этом критерий участник должен найти сам, так как единственное что ему сообщается — это то, правильно ли он сопоставил или нет. «Авторы пришли к выводу, что их тест измеряет те же когнитивные функции как WCST и может оказаться более эффективным с экологической точки зрения».

Социальное обучение для молодых людей, страдающих аутизмом

Профессора Университета штата Техас, Даллас, создали программу обучения, чтобы помочь детям с аутизмом отработать социальные навыки.

Она использует сканирование мозга и мониторинг волн головного мозга, и, по сути ставит детей в ситуации подобные собеседованию или свиданию вслепую при помощи аватаров. Они работают над распознаванием социальных сигналов и выражением социально приемлемого поведения.

Исследования сканирования мозга участников после завершения программы обучения показали повышенную активность в тех областях мозга, которые связанны с социальным пониманием.

Медитация

Одним из способов лечения общей тревоги может быть медитация. Приложение для Oculus Rift, называемое DEEP, ставит своей целью помощь пользователям в обучении делать глубокие, медитативные дыхательные упражнения, делая дыхание единственным элементом управления игрой.

Приложение работает с лентой вокруг груди, которая оснащена датчиками и измеряет дыхание. Для пользователя это выглядит как подводный мир, где правильное дыхание переносит из одного места в другое.

Еще одно преимущество этой игры состоит в том, что дыхание как контроллер позволяет погрузиться в виртуальную реальность тем, кто не в состоянии каким-либо иным образом использовать джойстик или контроллер другого типа.

Возможности для инвалидов

Это уже не новая концепция – Нью-Йорк Таймс писали еще в 1994 году, описывая множество применений, в том числе виртуальную реальность, которая позволяет 5-летнему мальчику с церебральным параличом прокатить свою коляску через летний луг, или 50 больным раком детям «поплавать» вокруг анимированного аквариума.

В более свежем примере, производитель гарнитур Fove, создал кампанию по привлечению средств, чтобы создать приложение под названием «Eye Play the Piano», которое позволило бы детям с ограниченными физическими возможностями играть на фортепиано при помощи технологии отслеживания движения глаз.

Возможности для привязанных к дому

Возникает определенное количество споров вокруг виртуальной реальности, которые рассматривают отношение к тому, что будет происходить, когда люди смогут пойти куда угодно и делать что-либо через гарнитуру виртуальной реальности – может быть, они покинут реальную жизнь в пользу ухода в идеальный виртуальный мир. Но дело в том, что для тех, кто все-таки не имеет возможности выйти в реальный большой мир, будь то пожилые люди или инвалиды, виртуальная реальность сможет улучшить качество жизни, когда она ограничивается одним домом, комнатой, или же иногда даже кроватью.

В прошлом году студенты-инженеры Стэнфордского университета создали захватывающий мир виртуальной реальности для пожилых людей, который позволяет им снова испытать привычные для других развлечения, такие как поездка на велосипеде или прогулки на пляже. SUSIE (Senior-User Soothing Immersive Experience), включает в себя звук, свет, ветер, и даже изменения температуры, и использует большой настенный экран для заполнения нормального поля зрения.

Переведено с сайта: http://www.techrepublic.com/

Источник: https://vrmania.ru/stati/10-revolyucionnyx-sposobov-ispolzovaniya-virtualnoj-realnosti-v-medicine-i-zdravooxranenii.html

Медицина в «полном объеме»: как виртуальная реальность спасает людей

В 2016 году нейрохирурги из французской Университетской больницы Анже впервые в мире удалили опухоль головного мозга, применив прибор виртуальной реальности. VR и раньше задействовали при таких операциях – например, для наглядного моделирования ситуации. Но на этот раз виртуальный мир стал полноценным хирургическим «инструментом».   

Для этого врачам не потребовалось носить в операционной специальные очки виртуальной реальности. Гарнитуру надел пациент: во время процедуры он оставался в сознании.

Стоит отдать должное смелости этого человека. Из-за опухоли один его глаз уже лишился зрения к моменту операции, так что малейшая ошибка хирургов могла оставить пациента слепым.

Впрочем, именно эта опасность и подсказала медикам нестандартное решение. 

Обратите внимание

Чтобы действовать наверняка, нужно было отслеживать состояние больного как можно точнее, так что врачи скомбинировали две методики мониторинга. Во-первых, активность мозга регистрировали привычным методом электроэнцефалографии с помощью электродов.

Во-вторых, для операции смоделировали особую виртуальную среду: в поле зрения время от времени появлялись светящиеся объекты, пациент следил за ними здоровым глазом. Это помогло точно установить, какие участки мозга активизируются. Хирурги успешно удалили опухоль, не задев эти участки.

Повторные обследования через несколько недель показали: зрение не пострадало. 

Врачи из Анже уверены: метод VR-контроля во время операций будет развиваться вместе с техникой. Но может ли виртуальная реальность лечить сама по себе? Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся, как устроен мир иллюзий и как туда попасть.

Первые шаги к созданию рукотворного «мира» сделала еще классическая живопись. В конце XVIII века появились картины-панорамы, где множество сцен, вытянутых в замыкающуюся ленту, буквально окружали зрителя, создавая ощущение кольца горизонта. Для панорам строили специальные округлые здания – именно в таком разместилась знаменитая «Оборона Севастополя». 

Настоящий прообраз современных очков и шлемов виртуальной реальности появился в конце 1830-х годов. Устройство под названием «стереоскоп» позволяло рассматривать фотографии в объеме.

Для этого создавалась стереопара – два слегка отличающихся фото одного и того же объекта (например, снятых с двух точек на небольшом расстоянии друг от друга). Если расположить их так, чтобы каждый глаз человека видел только один снимок, одно изображение «наложится» на другое, создавая эффект объема.

Особенной популярностью пользовался «виртуальный туризм»: люди могли часами рассматривать снимки лесных тропинок и парковых аллей, уходящих куда-то в глубину. 

Наверное, самая впечатляющая «VR-технология» середины ХХ века – персональный кинотеатр Sensorama. Устройство напоминало современные игровые автоматы-симуляторы, но задействовало сразу все чувства пользователя.

На экране мелькали объемные изображения, их сопровождал стереозвук, кресло под зрителем вибрировало. В дополнение к этому Sensorama в нужный момент генерировала запахи и дуновение ветра.

Впрочем, большим успехом симулятор не пользовался. 

Современные гарнитуры виртуальной реальности, конечно, не сравнить с их аналоговыми «предками». Эти приборы мастерски работают с нашими чувствами. Для зрения – впечатляющие 3D-ландшафты, для слуха – саунд-дизайн с помощью многоканальных акустических систем.

Важно

Чтобы зритель мог взаимодействовать с виртуальными объектами как с реальными вещами, используются специальные перчатки и целые VR-костюмы, передающие тепло, вибрацию и тактильные ощущения. Идут разработки современных устройств, воспроизводящих запахи.

Чаще всего они смешивают несколько парфюмированных растворов в соответствии с заложенной программой и в нужный момент постепенно испаряют смесь. 

Сегодня все это востребовано в первую очередь в индустрии развлечений. Сколько возможностей для интерактивных компьютерных игр! Тут и симуляторы полетов, и поединки на тщательно отрисованном виртуальном оружии. Но вспомним, что искусственная среда способна не только развлекать.  

Sensorama / ©sensoramalab

Врач – одна из тех профессий, где образование не только играет решающую роль, но и никогда, по сути, не заканчивается. И студенту, и специалисту нужны огромные объемы информации и постоянная практика. Виртуальная реальность способна решить обе задачи. 

Уже сейчас во многих медицинских вузах мира используются виртуальные приложения к привычным анатомическим атласам. Студенты рассматривают объемные изображения во всех подробностях, увеличивая нужные участки. А еще на 3D-органах можно смоделировать процессы, происходящие в человеческом теле – например, увидеть, как по сосудам двигается кровь. 

Будущим хирургам VR-технологии помогут подготовиться к работе в операционной. На смену видеозаписям операций приходит панорамная съемка. В апреле 2016 года врачи Королевской больницы Лондона впервые в мире провели полноценную панорамную трансляцию операции.

Изображение с нескольких камер объединили в «окружность», так что зрители могли переключаться в поисках самой удобной точки зрения. Эту технологию нельзя назвать виртуальной реальностью в полной мере, так как в настоящей VR-зритель обычно взаимодействует с объектами.

Но панорамные съемки могут стать основой медицинских приложений-симуляторов, на которых студенты будут оттачивать технику. К тому же это важный шаг к развитию дистанционного обучения врачей в любой точке мира.

Совет

Как ни странно, непосредственно в процессе лечения виртуальную реальность стали использовать еще до появления «объемных» атласов и видео.

В 1990-х на зарождающуюся технологию обратили внимание психологи и психиатры.

За десятилетие до этого врачи ввели в употребление понятие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) – тяжелого состояния, иногда возникающего у тех, кто столкнулся с психотравмирующей ситуацией. 

Читайте также:  «шазам» для природы

Изначально ПТСР стало известно как «вьетнамский синдром», потому что в конце 1970-х его чаще всего диагностировали у солдат, вернувшихся с войны в Юго-Восточной Азии.

Позже выяснилось, что этим расстройством страдают также люди, пережившие тяжелые болезни или домашнее насилие.

Уровень тревожности у жертв ПТСР был крайне высок, у них то и дело случались пугающие воспоминания-флешбеки, либо, наоборот, какой-то период жизни полностью выпадал из памяти. 

В конце 1990-х психолог Барбара Ротбаум работала с ветеранами Вьетнамской войны, страдающими ПТСР. Барбара и ее коллеги создали виртуальные модели мест, значимых для одного из пациентов. Первой моделью стал вертолет, летящий над Вьетнамом, второй – небольшая поляна в джунглях.

Эти модели дополнили сеансы экспозиционной терапии, метода, при котором пациент начинает взаимодействовать с пугающими образами постепенно. Со временем психика адаптируется к ним и страх отступает. По оценкам медиков, после терапии с использованием виртуальной реальности тревожность пациента Ротбаум снизилась на 34%.

Сам ветеран оценил снижение еще сильнее, до 45%. 

Сегодня виртуальная реальность позволяет справляться со многими расстройствами психики. Она дополняет экспозиционную терапию при лечении фобий: например, те, кто панически боится высоты, могут «побывать» на крыше небоскреба, при этом зная, что на самом деле они в полной безопасности. 

Обратите внимание

Также VR помогает людям, страдающим паранойей и схожими расстройствами. Недавнее исследование ученых Оксфордского университета показало, что репетиция пугающих ситуаций в виртуальной среде значительно снижает страх в реальности.

В ходе эксперимента 30 человек с острым бредом преследования «общались» с виртуальными собеседниками в нескольких смоделированных ситуациях – в лифте или вагоне метро. Людей разделили на две группы: в первой участники использовали при «общении» привычные защитные приемы, во второй отказались от них.

Тренировки в VR-среде помогли: значительное снижение тревоги почувствовали 20% участников в первой группе и больше 50% во второй. 

Методы виртуальной реальности облегчают не только душевное, но и физическое состояние. Например, в ожоговом отделении больницы Университета Лойолы в Иллинойсе VR уже несколько лет используют наряду с обезболивающими препаратами. Во время болезненных процедур пациенты играют в симулятор SnowWorld.

 Это виртуальная игра в снежки на фоне полуфантастического зимнего пейзажа с замерзшими реками, снеговиками и пингвинами. Игроку нужно сконцентрироваться на выполнении заданий, поэтому он поневоле отвлекается от физических ощущений.

МРТ-исследования подтвердили, что во время игры боль действительно воспринимается слабее. 

Еще один симулятор, Virtual Meditative Walk, помогает справляться с хроническим болевым синдромом. Сеанс выглядит так: пациент медленно идет по беговой дорожке, наблюдая за постепенно меняющимся пейзажем вокруг.

Виртуальная прогулка дополняет так называемую «медитацию осознанности» (англ.

mindfulness meditation), во время которой человек полностью сосредотачивается на своем состоянии в данный момент, не думая ни о прошлом, ни о будущем. 

Важно

Физическое состояние и реакции пациента постоянно отслеживают мониторы. Они измеряют показатели, указывающие на уровень стресса – например, температуру тела и пульс.

В начале «прогулки» виртуальные горы вокруг окутаны туманом, но по мере того, как больной сосредотачивается и успокаивается, туман рассеивается.

Это позволяет пациентам легче концентрироваться и, как следствие, обращать меньше внимания на боль.

Один из вариантов «успокаивающей» виртуальной реальности / ©themedicportal

Технологии виртуальной реальности способны не только лечить, им под силу восстановить многие функции организма после тяжелой болезни. Основное направление подобных разработок – реабилитация после инсульта. VR становится важной частью физиотерапии, она помогает вернуть утраченную свободу движений. 

В 2015 году такую методику успешно протестировали в госпитале Валь д’Эброн в Барселоне. Одной из участниц исследования стала Глория Боу Феррейро, пережившая инсульт сразу после родов. Женщина оказалась практически парализована: тело не слушалось ее, она едва могла говорить. Несколько месяцев Глория участвовала в программе реабилитации, куда входила и недавно разработанная VR-игра. 

Пациентка должна была взаимодействовать с предметами на экране, перемещая ладони с закрепленными на них датчиками. Поначалу задача казалась невыполнимой, но со временем Глория освоила множество уровней игры, включая виртуальный аналог боулинга. «Программа реабилитации оказалась по-настоящему мотивирующей.

Я могла совершенствовать движения рук, сама того не осознавая, абсолютно естественным путем», – говорит женщина. Самостоятельные занятия дома после возвращения из больницы необыкновенно важны для тех, кто перенес инсульт.

Теперь, когда программа доказала свою эффективность, ее планируют использовать по всей Европе.  

Лежать в больнице не любит никто – с этим не поспоришь. Но даже больничную палату можно сделать не такой унылой, если обратиться к виртуальной реальности. 

Разработчики из Голландии создали программу VisitU для детей, которые проводят много времени в стационаре и скучают по дому, родителям и друзьям.

Для работы приложения нужна панорамная камера, она снимает все происходящее дома или в школьном классе и передает изображение на VR-гарнитуру.

Совет

Знакомая обстановка буквально окружает ребенка и позволяет хотя бы ненадолго забыть о процедурах и анализах. 

Программы и оборудование развиваются стремительно, и VR-методики стабильно фигурируют в большинстве обзоров «технологий будущего». Неужели перспективы действительно такие захватывающие и безоблачные? Безусловно, на пути виртуальной реальности есть определенные преграды. 

Одна из главных технических проблем – «эффект укачивания», он возникает, если VR-гарнитура подключена к не слишком мощному компьютеру. Когда устройство «тормозит» и воспроизводит меньше 90 кадров в секунду, в изображении появляются внешне незаметные «пробелы» и пользователь начинает ощущать легкую тошноту. 

Производители шлемов и очков виртуальной реальности уже давно борются с этим эффектом. В октябре 2016 года разработчики одной из самых популярных гарнитур Oculus Rift предложили новое решение проблемы.

Если компьютеру не хватает мощности, подключается технология «асинхронного заполнения пропущенных кадров». Программное обеспечение анализирует кадры, соседствующие с «пробелом», и на их основе синтезирует новый промежуточный кадр.

Такой метод позволит снизить требования к мощности компьютеров и сделает виртуальную реальность доступнее. 

Ряд проблем связан и с физическим состоянием больных. VR-технологии все еще очень «молоды», а значит, их воздействие недостаточно изучено.

Но уже сейчас многие врачи настаивают на том, что погружение в виртуальную реальность может оказаться опасным для людей с эпилепсией и другими диагнозами.

Обратите внимание

Это не означает, что от использования VR в медицине придется отказаться – скорее, нас ждут новые исследования возможностей виртуальной реальности.

Технологии становятся доступнее и разнообразнее, поэтому в ближайшее время виртуальная реальность будет набирать популярность год от года. По прогнозам исследовательской компании MarketsandMarkets, к 2022 году рынок технологий виртуальной реальности может вырасти почти до 34 миллиардов долларов (в 2015 емкость этого рынка составила 1,37 миллиарда долларов). 

Рост популярности технологии в целом скажется и на использовании в медицине. Появятся новые методики применения виртуальной реальности в лечении и реабилитации. Наверняка не заставят себя ждать и новые технические решения: эффект присутствия станет еще более ощутимым. 

Почему по всему миру идут разработки новых способов применения виртуальной реальности в медицине? Дело не только в ее обезболивающих и успокаивающих свойствах. Виртуальная реальность вовлекает пациента в процесс лечения, дает ему почувствовать себя не объектом медицинских манипуляций, а союзником врача.

Выполняя задачи в VR, человек осознает ответственность за собственное здоровье и видит, что его возможности куда шире, чем может показаться. Нельзя забывать и о том, что большая часть медицинских программ виртуальной реальности – это игры. Игра увлекает, дарит новые ощущения, разбавляет больничную рутину.

 

Как и любую медицинскую технологию, виртуальную реальность ждут тщательные испытания.

Нужно проверить, какое влияние она оказывает на больных в долгосрочной перспективе, насколько стойким окажется ее эффект.

Эти исследования могут существенно ограничить применение VR, а могут, напротив, помочь новым разработкам. В одном нет никаких сомнений: в виртуальном мире нас ждут самые настоящие открытия. 

Источник: https://naked-science.ru/article/sci/medicina-v-polnom-obeme

7 способов, которыми виртуальная реальность может повлиять на здоровье человека

Когда мы думаем о виртуальной реальности, мы склонны ассоциировать эту технологию с развлекательным жанром.

Несмотря на то, что виртуальная реальность действительно стала причиной повышения уровня требований любого продвинутого геймера, она также значительно улучшила жизнь людей с аутизмом, амблиопией («ленивым глазом»), хроническими болями и другими непростыми состояниями здоровья.

Мы вам расскажем о некоторых наиболее новаторских решениях из мира виртуальной реальности, которые направлены на изменение облика всего здравоохранения. Ведь виртуальная реальность может повлиять на здоровье человека уже сейчас.

Улучшение лечения аутизма

Согласно данным Центра контроля и предубеждения болезней США (CDC), у 1% населения мира диагностируется расстройство из спектра аутизма. Так называется болезнь из целой разновидности расстройств со схожими характеристиками, включая синдром Аспергера. Это примерно 3,5 миллиона американцев.

На данный момент лечения таким болезням нет. Однако язык и речевая терапия могут помочь улучшить коммуникативные способности человека и его социальные взаимодействия. На данный момент терапия аутизма включает в себя личные занятия с врачом.

Эти поездки в кабинет врача могут быть значительно упрощены и сокращены в своём количестве.

Важно

Стартапы, такие как Floreo, используют виртуальную реальность, чтобы упростить «доставку» терапии. А значит родители могут поддерживать своё чадо прямо дома. Продукт стартапа использует мобильную виртуальную реальность для стимулирования социальных взаимодействий с детьми с аутизмом, симулируя виртуальных персонажей в виртуальной сцене.

Таким образом, вместо того, чтобы смотреть на игрушки на столе, дети, которым нужна терапия, могут видеть жирафа в виртуальном сафари-парке. Кроме того, родитель или врач могут также адаптировать виртуальные среды и выбирать в них сенсорную сложность. До сих пор этот продукт, по-видимому, оказывает особенно успокаивающее воздействие на детей.

Уменьшение хронических болей

Более 11% американцев (то есть 25 миллионов человек) страдают от хронических болей, всё больше и больше полагаясь на болеутоляющие средства. Только это позволяет сделать их повседневную жизнь менее тяжелой.

Принимая во внимание опиоидную эпидемию, которая поражает страну и ежедневно уносит жизнь почти 100 человек, медицинские работники ищут более безопасные, не вызывающие привыкания альтернативы, причём как можно скорее.

Возможно, решение может прийти от виртуальной реальности, так как было установлено, что виртуальная терапия может помочь уменьшить боль на 25%. Виртуальная реальность может повлиять на здоровье человека даже в этом случае.

Медицинская виртуальная реальность (терапия виртуальной реальности) была доказана как эффективная методика для того, чтобы остановить мозг и не дать ему заняться обработкой боли. Можно добиться уменьшения боли у госпитализированных пациентов.

Это, в свою очередь, сокращает продолжительность пребывания пациента в больнице, что также снижает затраты на уход за ним.

Такие проекты, как Farmoo, были созданы, чтобы помочь отвлечь внимание у хронических пациентов и больше сосредоточиться на мирах виртуальной реальности, которые помогают им облегчить боль и снять стресс.

У них есть шанс вырваться из четырех стен больницы и поплавать вместе с китами в красивом океане, присоединиться к путешествиям в вертолёте в прекрасных пейзажах в приложении Poles или принять участие в активных играх, в то же время не нарушая лечение, будь то химиотерапия или любое другое.

Karuna Labs – это компания, которая использует захватывающую виртуальную реальность для лечения хронических болей. Её программное обеспечение уменьшает угрозу реакции, которая вызывает боль и устраняет несоответствия мозга, обеспечивая движение и визуальный опыт.

Читайте также:  Основы робототехники

По словам главного операционного директора Джона Вайнберга (Jon Weinberg), продукт компании учит пациентов с хроническими болями тому, как боль работает на разных уровнях мозга, помогает им пройти реабилитацию и в конечном итоге позволяет им жить нормальной, менее болезненной жизнью.

Расслабление госпитализированных пациентов

Лежа на больничной койке, вы считаете дни, когда вы получите освобождение от вечной борьбы с болезнью и болью.

Пациенты, особенно дети, признают, что постоянно беспокоятся о своем состоянии, им не хватает своей семьи и друзей, им кажется, что время остановилось, пока они в больнице.

Совет

К счастью, такие компании, как VisitU, предоставляют пациентам загружаемое приложение и виртуальные очки, которые позволяют им связаться со своим домом и близкими в любое время дня и ночи.

Кроме того, медицинская виртуальная реальность облегчает для друзей и родственников поддержание отношений с госпитализированным человеком, экономя их средства и время на длительные поездки в больницу. Это также даёт возможность получить качественное времяпрепровождение с близким человеком без ограничений по времени.

Восстановление низкого зрения

Низкое зрение является нарушением зрения, которое затрагивает около 135 миллионов человек по всему миру.

Это может быть связано с возрастом (45% всех случаев с низким зрением) или вызвано поражением глаз, расстройством или заболеванием (например, диабетом).

Низкое зрение не может быть исправлено хирургией, медициной или очками и серьезно влияет на способность пациента выполнять свои повседневные задачи.

До сих пор у пациента не было другого выбора, кроме как просто жить с ним. Тем не менее, такие продукты, как IrisVision, помогают пациенту с низким зрением восстановить свое зрение через опыт виртуальной реальности.

IrisVision – это команда во главе с доктором Фрэнком Веблином (Frank Weblin), профессором нейробиологии из Калифорнийского университета, который работал над тем, чтобы предоставить пациентам возможность увеличить желаемые объекты в визуальной сцене, не теряя понимания общей окружающей среды вокруг них. Пользователь получает возможность выбрать желаемое увеличение, а также такие характеристики, как контраст, уровень окружающей среды и текстовые параметр. Также он сможет с легкостью выполнять скоординированные действия (например, играть на пианино или очищать от скорлупы яйца).

Усиление физиотерапии и заботы о пожилых людях

Пожилые люди сталкиваются со старением организма и проблемами, которые оно приносит. И это проблемы, которые молодые врачи часто могут понять с большим трудом – или не понять вообше.

Большая разница в возрасте между поставщиком медицинских услуг и 70-летним пациентом создает дистанцию между ними. Но что, если бы врачи могли действительно увидеть, как они почувствуют себя пожилым человеком в возрасте 70 лет, как они почувствуют старость, последствия от инсульта или после того, как потеряли один из пальцев?

We Are Alfred – это продукт, основанный на виртуальной реальности и созданный Embodied Labs. Он позволяет молодым студентам-медикам понять, что значит жить как 74-летний мужчина с нарушениями зрения и слуха.

Обратите внимание

Каждый пользователь может стать Альфредом на 7 минут и ощутить жизнь с точки зрения пожилого пациента.

Надеемся, что такая работа сможет сократить разрыв между опекунами и пожилыми пациентами и поможет обеспечить еще более качественную заботу о пожилых людей.

Ускорение восстановления после травматической травмы головного мозга

Широко признано, что чем раньше пациент, переживший инсульт, начинает реабилитацию, тем выше его шансы на восстановление функций, которые он потерял. Mindmaze – это швейцарское приложение, которое позволяет пациентам практиковать то, как перемещать пальцы или поднимать руки.

И всё это достаточно весело с помощью виртуальной реальности. Хотя пациенты не выполняют фактическое движение, их взаимодействия, мотивация и внимание заметно улучшаются благодаря аудиовизуальной обратной связи, которая может ускорить восстановление травмированной нервной системы.

 Виртуальная реальность может повлиять на здоровье человека и в этом случае.

Наблюдение за операциями

Сегодня только небольшая часть студентов-медиков может присутствовать на операции и взглянуть из-за плеча хирурга на операционный стол. Виртуальная реальность может перенести обучение и преподавание медицине на более высокий уровень.

Она может позволить хирургам во всем мире выполнять операции с помощью камеры виртуальной реальности. С другой стороны, студенты-медики могут использовать свои очки виртуальной реальности, входить в операционную и видеть каждую процедуру и операцию, выполняемые до последней детали.

Это было впервые введено в 2016 году, когда хирург-онколог Шафи Ахмед (Shafi Ahmed) совершил операцию в Королевской лондонской больнице (Royal London hospital), используя камеру виртуальной реальности, связанную с веб-сайтом Medical Realities.

Это предоставило доступ в режиме реального времени всем заинтересованным сторонам, которые хотели участвовать в операции, включая обеспокоенных родственников и журналистов.

От аутизма и низкого зрения глаз до хронических болей впечатляющая технология виртуальной реальности оказывается революционным решением для случаев, когда обычные методы терпят неудачу. Виртуальная реальность может повлиять на здоровье человека, что доказано уже не в одной области медицины.

Кроме того, виртуальная реальность обеспечивает доступный и безопасный способ для пациентов улучшать свою жизнь и восстанавливать тот образ жизни, который они потеряли из-за боли или других проблем, связанных со здоровьем.

Учитывая это, нас не удивит, если в ближайшем будущем терапия виртуальной реальностью займет центральное место в системе здравоохранения США, ведь виртуальная реальность может повлиять на здоровье человека.

Источник: https://vrgeek.ru/virtualnaya-realnost-mozhet-povliyat-na-zdorove-cheloveka/

Виртуальная реальность в медицине

Наши любимые способы представления виртуальной реальности сложно назвать полезными. Мы спасаемся от тускло-серого января с помощью очков виртуальной реальности, отправляясь на солнечный пляж. Или выходим во двор, используя его пространство для какой-нибудь активной игры. Или еще что-нибудь, о чем здесь писать было бы нежелательно.

Хотя эти виды использования виртуальной реальности, без сомнения, дадут вам возможность почувствовать себя лучше, есть множество людей, которые используют виртуальную реальность для лечения серьезных физических и психологических проблем. В этой статье мы рассмотрим несколько способов использования виртуальной реальности для медицинского лечения.

Облегчение боли

Как ни странно, виртуальная реальность может устранять определенные физические эффекты.

Долгое время ученые Вашингтонского университета изучали способы снижения мучений в процессе лечения тяжелых ожогов. Человек помещался в виртуальную обстановку, что, во-первых, по словам пациентов, облегчало боль, а во-вторых, виртуальный опыт снижал уровень тревожности пациентов, связанный с воспоминаниями ситуации, которая привела к ожогам.

В процессе программы SnowWorld пациенты помещались в программу виртуальной реальности, где они гуляли по заснеженной стране чудес, гуляли с пингвинами на айсберге и бросались виртуальными снежками. Программа SnowWorld была разработана на базе другой программы — SpiderWorld. Она тоже используется в качестве терапевтического инструмента.

Фобии

Каждый из нас чего-то боится, беспричинно или иррационально.

Будь то высота, выступления на публике или голуби с их глазами-бусинками и опасными клювами, которые летают над головой без предупреждений (не смейтесь, бывает и такое), иногда наши страхи перерастают в парализующий ужас. Люди не могут подняться по лестнице, работать в окружении людей или бегут в ужасе от безумцев, кормящих голубей хлебом.

Когда мы доходим до этого, виртуальная реальность может быть безопасным инструментом для медленного и комфортного преодоления страхов пациентом. Как мы уже отмечали выше, программа под названием SpiderWorld была создана для избавления людей от арахнофобии.

Важно

Пациенты помещались в виртуальную комнату с тарантулом и тренировались подходить к пауку как можно ближе, используя джойстик. В конце концов сенсор на руке давал им возможность ощутить прикосновение к пауку (на самом деле они трогали игрушечного паука).

После этой процедуры уровень тревожности при встрече с пауками значительно снижался.

Посттравматический стресс

Стресс после травмы может серьезно изменить поведение человека, он начинает вести себя странным образом. Избегание конфликтных ситуаций, постоянное беспокойство и агрессивные реакции на повседневные события могут стать повседневным опытом для людей с посттравматическим стрессом.

Виртуальная реальность может быть использована как способ избавления от этих реакций, позволяя пациентам более полно погрузиться в здоровый образ жизни.

Терапия погружения стала весьма успешным курсом для больных с посттравматическим стрессом, но также привела к некоторым трудностям.

В основном было бы достаточно безответственным, скажем, устраивать ДТП для того, чтобы пациенты могли найти причину, которая вызывает у них боль.

С виртуальной реальностью, однако, пациенты могут в совершенно безопасной обстановке рефлексировать в поисках причин своего состояния.

Может показаться странным, но если пациент сталкивается с изображениями своей травмы, память может сыграть хорошую шутку: перебороть страх и принять это событие. Пережившие теракты, например, могут «посетить» виртуальную городскую площадь, на которой был взорван автобус.

Реагируя на опыт, пациенты начинают анализировать и копаться в воспоминаниях о травматическом событии, частью которого были они сами.

Шизофрения

Один из самых необычных видов использования виртуальной реальности — это изучение и даже лечение шизофрении.

Вы можете подумать, что помещение шизофреника в воображаемый мир — это плохая идея, которая даже звучит нелогично.

Но не забывайте, что одним из самых больших преимуществ виртуальной реальности является безопасность окружающей среды. В этом случае это относится не только к пациенту, но и людям вокруг него или нее.

Совет

Прежде всего, шизофрению в виртуальной среде можно измерить так, как не получится в реальном мире. Как и многие психические заболевания, шизофрению следует понимать в социальном контексте.

Но небезопасно или неэтично помещать шизофреника в атмосферу, которая может беспокоить его или спровоцировать опасную реакцию. Поэтому исследователи разработали инструменты виртуальной реальности специально для этого.

Одна из программ имитирует поездку в метро, ученые могут наблюдать за реакцией пациента по отношению к нейтральным аватарам. К примеру, если пациент убежден, что один из виртуальных персонажей разговаривает с ним, это может говорить о высоком уровне паранойи.

Также виртуальная реальность существенно облегчает лечение, поскольку можно анализировать опыт пациента, помещая его в одну и ту же ситуацию.

Реабилитация

До этого мы рассматривали ситуации, когда виртуальная реальность была полезна в психологическом контексте, но также было установлено, что некоторыми преимуществами она обладает и при лечении пациентов, нуждающихся в физической реабилитации.

Пациенты, перенесшие инсульт, обследовались при помощи виртуальной реальности с целью улучшения мышечной реакции.

Используя силовую перчатку (которая используется для стимулирования сопротивления), пациенты получали задания заставить свои пальцы двигаться. Улучшения были налицо. Возможно, виртуальная реальность создает определенную мотивацию.

Большая часть реабилитации проводится в больницах и совершенно точно, что виртуальная реальность создает более интересую атмосферу для завершения терапии.

Некоторые компании виртуальной реальностью также рекламируют виртуальный мир как гораздо более интересное место, в котором гораздо приятнее заниматься болезненной или физической реабилитацией.

Особенную пользу это представляет для людей с ограниченными возможностями. Люди в креслах-каталках могут почувствовать себя снова стоящими на обеих ногах.

Да, это иллюзия, но что плохого в иллюзиях, если они дают надежду? источник

Источник: https://valkiriarf.livejournal.com/769462.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector