Kratos defense получила заказ на создание системы для беспилотных летательных аппаратов

О борьбе с беспилотными летательными аппаратами

Беспилотные летательные аппараты нашли свое место в вооруженных силах разных стран и прочно заняли его, «освоив» несколько специализаций. Подобная техника применяется для решения самых разных задач в различных условиях.

Вполне ожидаемо, что развитие беспилотных систем стало специфическим вызовом, требующим ответа. Для противодействия противнику, имеющему на вооружении беспилотные системы различного назначения, требуются средства, способные находить подобную угрозу и избавлять от нее.

Как следствие, в последнее время при создании новых систем защиты особое внимание уделяется противодействию БПЛА.

Обратите внимание

Наиболее очевидным и эффективным способом противодействия БПЛА выглядит обнаружение подобной техники с последующим уничтожением. Для решения такой задачи могут использоваться как существующие образцы военной техники, доработанные соответствующим образом, так и новые системы.

К примеру, отечественные комплексы ПВО последних моделей в ходе разработки или обновления получают возможность отслеживания не только самолетов или вертолетов, но и беспилотных аппаратов. Также обеспечивается сопровождение и уничтожение подобных объектов.

В зависимости от типа и характеристик цели могут применяться самые разные системы противовоздушной обороны с различными характеристиками.

Одним из главных вопросов при уничтожении техники противника является ее обнаружение с последующим сопровождением. В состав современных зенитных комплексов большинства типов входят радиолокационные станции обнаружения с различными характеристиками.

Вероятность обнаружения воздушной цели зависит от некоторых параметров, прежде всего от ее эффективной площади рассеяния (ЭПР). Сравнительно крупные БПЛА отличаются большей ЭПР, что облегчает их обнаружение.

В случае с малогабаритными аппаратами, в том числе построенными с широким использованием пластиков, ЭПР уменьшается, а задача обнаружения серьезно усложняется.

General Atomics MQ-1 Predator — один из самых известных БПЛА современности.

Однако при создании перспективных средств противовоздушной обороны принимаются меры, направленные на повышение характеристик обнаружения. Такое развитие приводит к расширению диапазонов ЭПР и скоростей цели, при которых она может быть обнаружена и взята на сопровождение.

Последние отечественные и зарубежные ЗРК и иные системы ПВО получают возможность борьбы не только с крупными целями в виде пилотируемых летательных аппаратов, но и с беспилотниками.

Важно

В последние годы это качество стало обязательным для новых систем, и поэтому всегда упоминается в рекламных материалах к перспективным образцам.

После обнаружения потенциально опасной цели следует произвести ее опознавание и определить, какой объект вошел в воздушное пространство.

Правильное решение такой задачи позволит определить необходимость атаки, а также установить характеристики цели, необходимые для выбора правильного средства поражения.

В ряде случаев правильный выбор средства поражения может быть связан не только с излишним расходом неподходящих боеприпасов, но и с негативными последствиями тактического характера.

После успешного обнаружения и опознавания вражеской техники комплекс ПВО должен выполнять атаку и уничтожать ее. Для этого следует использовать вооружение, соответствующее типу обнаруженной цели.

К примеру, крупные БПЛА разведывательного или ударного назначения, находящиеся на большой высоте, следует поражать при помощи зенитных ракет. В случае с маловысотными и низкоскоростными аппаратами легкого класса имеет смысл использовать ствольное вооружение с соответствующими боеприпасами.

В частности, большой потенциал в деле борьбы с БПЛА имеют артиллерийские системы с управляемым дистанционным подрывом.

Интересной особенностью современных беспилотных летательных аппаратов, которую следует учитывать при противодействии подобным системам, является прямая зависимость размеров, радиуса действия и полезной нагрузки.

Совет

Так, легкие аппараты могут работать на дистанциях не более нескольких десятков или сотен километров от оператора, а их полезная нагрузка состоит лишь из аппаратуры разведывательного назначения.

Тяжелые аппараты, в свою очередь, способны уходить на большее расстояние и нести не только оптико-электронные системы, но и вооружение.

ЗРПК «Панцирь-С1»

Как следствие, достаточно эффективным средством противодействия беспилотной технике противника оказывается эшелонированная система противовоздушной обороны, способная прикрывать крупные районы при помощи набора зенитных средств с разными параметрами и различными радиусами действия. В таком случае ликвидация крупных аппаратов станет задачей комплексов большой дальности, а системы малого радиуса смогут защитить прикрываемый район от легких БПЛА.

Более сложной целью являются беспилотники легкого класса, отличающиеся малыми размерами и низкой ЭПР. Тем не менее, уже существуют некоторые системы, способные бороться с такой техникой, производя обнаружение и атакуя ее.

Один из новейших образцов подобных систем – зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1».

Он имеет несколько различных средств обнаружения, наведения и вооружения, которые обеспечивают уничтожение воздушных целей, в том числе малоразмерных, представляющих особую сложность для зенитных систем.

Читайте также  Беспилотная авиация Беларуси: настоящее и будущее

Боевая машина «Панцирь-С1» несет РЛС раннего обнаружения 1РС1-1Е на основе фазированной антенной решетки, способную следить за всем окружающим пространством.

Также имеется станция сопровождения цели 1РС2-Е, задачей которой является постоянное слежение за обнаруженным объектом и дальнейшее наведение ракеты.

При необходимости может использоваться оптико-электронная станция обнаружения, которая способна обеспечивать обнаружение и сопровождение целей.

По имеющимся данным, ЗРПК «Панцирь-С1» способен производить обнаружение крупных воздушных целей на дистанциях до 80 км. В случае, если цель имеет ЭПР на уровне 2 кв.м, обнаружение и взятие на сопровождение обеспечивается на дальностях 36 и 30 км соответственно.

Обратите внимание

Для объектов с ЭПР 0,1 кв.м дальность поражения достигает 20 км. Сообщается, что минимальная эффективная площадь рассеяния цели, при которой РЛС «Панциря-С1» способны производить обнаружение, достигает 2-3 кв.

см, однако при этом дальность работы не превышает нескольких километров.

Вооружение комплекса «Панцирь-С1». В центре РЛС сопровождения, по бокам от нее 30-мм пушки и контейнеры (пустые) управляемых ракет.

Характеристики радиолокационных станций позволяют комплексу «Панцирь-С1» находить и брать на сопровождение цели разных габаритов с отличающимися параметрами ЭПР.

В частности, имеется возможность обнаружения и сопровождения малогабаритных разведывательных аппаратов.

После определения параметров цели и принятия решения о ее уничтожении расчет комплекса имеет возможность выбрать наиболее эффективное средство поражения.

Для более крупных целей могут использоваться управляемые ракеты 57Э6Е и 9М335. Эти изделия строятся по двухступенчатой бикалиберной схеме и способны поражать цели на высотах до 18 км и дистанции 20 км.

Максимальная скорость атакуемой цели достигает 1000 м/с. Цели в ближней зоне могут уничтожаться при помощи двух двуствольных зенитных автоматов 2А38 калибра 30 мм. Четыре ствола способны суммарно производить до 5 тыс.

выстрелов в минуту и атаковать цели на дистанциях до 4 км.

В теории противодействие беспилотникам, в том числе легким, может осуществляться при помощи иных зенитных систем ближнего действия.

Важно

В случае необходимости имеющийся комплекс может быть модернизирован с применением новых средств обнаружения и сопровождения, характеристики которых обеспечивают работу с БПЛА.

Тем не менее, в настоящее время предлагается не только совершенствовать существующие системы, но и создавать совершенно новые, в том числе основанные на необычных для вооруженных сил принципах работы.

В 2014 году ВМС США и компания Kratos Defense & Security Solutions провели модернизацию десантного корабля USS Ponce (LPD-15), в ходе которой он получил новое вооружение и сопутствующее оборудование.

На корабле была смонтирована лазерная зенитная система AN/SEQ-3 Laser Weapon System или XN-1 LaWS.

Основным элементом нового комплекса является твердотельный инфракрасный лазер регулируемой мощности, способный «выдавать» до 30 кВт.

Боевой модуль системы XN-1 LaWS американской разработки на палубе корабля USS Ponce (LPD-15).

Предполагается, что комплекс XN-1 LaWS может использоваться кораблями военно-морских сил для самообороны от беспилотных аппаратов и малых надводных целей. За счет изменения энергии «выстрела» может регулироваться степень воздействия на цель.

Так, маломощные режимы смогут на время вывести из строя системы наблюдения вражеского аппарата, а полная мощность позволяет рассчитывать на физическое повреждение отдельных элементов цели.

Совет

Таким образом, лазерная система способна защитить корабль от различных угроз, отличаясь определенной гибкостью применения.

Испытания лазерного комплекса AN/SEQ-3 были начаты в середине 2014 года. Изначально систему использовали с ограничением мощности «выстрела» до 10 кВт.

В дальнейшем планировалось провести ряд проверок с постепенным наращиванием мощности. На расчетные 30 кВт планировалось выйти в 2016 году.

Интересно, что в ходе ранних этапов проверки лазерного комплекса корабль-носитель был отправлен в Персидский залив. Часть тестов состоялась у берегов Ближнего Востока.

Планируется, что при необходимости борьбы с БПЛА корабельный лазерный комплекс будет использоваться для поражения отдельных элементов вражеской техники либо для полного ее выведения из строя.

В первом случае лазер сможет «ослеплять» или приводить в негодность оптико-электронные системы, используемые для управления беспилотником и получения разведывательной информации.

На максимальной мощности и в некоторых ситуациях лазер сможет даже наносить повреждения различным деталям аппарата, что не позволит ему продолжать выполнение задач.

Читайте также  Над океаном: мир морских беспилотников

Примечательно, что лазерные системы борьбы с БПЛА заинтересовали не только ВМС, но и сухопутные войска США. Так, в интересах армии компанией Boeing разрабатывается экспериментальный проект Compact Laser Weapon Systems (CLWS).

Задачей этого проекта является создание малогабаритной лазерной системы вооружения, которую можно будет транспортировать при помощи легкой техники или силами расчета из двух человек. Итогом проектных работ стало появление комплекса, состоящего из двух основных блоков и источника питания.

Комплекс Boeing CLWS в рабочем положении.

Комплекс CLWS оснащается лазером мощностью всего 2 кВт, что позволило достигнуть приемлемых боевых характеристик при компактных размерах. Тем не менее, несмотря на меньшую мощность в сравнении с другими аналогичными комплексами, система CLWS способна решать поставленные боевые задачи. Возможности комплекса по борьбе с беспилотными аппаратами была подтверждена на практике в прошлом году.

В августе прошлого года в ходе учений Black Dart состоялись испытаний комплекса CLWS в условиях, приближенных к реальным. Учебно-боевой задачей расчета было обнаружение, сопровождение и уничтожение малогабаритного БПЛА.

Автоматика системы CLWS успешно взяла на сопровождение цель в виде аппарата классической компоновки, а затем направила лазерный луч на хвостовую часть цели.

Обратите внимание

В результате воздействия на пластиковые агрегаты цели в течение 10-15 с произошло возгорание нескольких деталей с образованием открытого пламени. Испытания были признаны успешными.

Зенитные комплексы, вооруженные ракетами, пушками или лазерами, могут быть достаточно эффективными средствами противодействия или уничтожения беспилотников. Они позволяют производить обнаружение целей, брать их на сопровождение, а затем выполнять атаку с последующим уничтожением. Результатом такой работы должно быть уничтожение техники противника, прекращающее выполнение боевой задачи.

Тем не менее, возможны иные способы «нелетального» противодействия на цель. К примеру, лазерные системы способны не только уничтожать БПЛА, но и лишать их возможности выполнения разведывательных или иных задач путем временного или постоянного выведения из строя оптических систем при помощи направленного луча высокой мощности.

Атака БПЛА системой CLWS, съемка в ИК-диапазоне. Наблюдается разрушение конструкции цели вследствие нагрева лазером. Кадр из рекламного видео Boeing.com

Существует еще один способ борьбы с беспилотниками, не подразумевающий уничтожения техники. Современные аппараты с дистанционным управлением поддерживают двухстороннюю связь по радиоканалу с пультом оператора.

В таком случае работа комплекса может быть нарушена или вовсе исключена при помощи систем радиоэлектронной борьбы.

Читайте также:  Методы обработки выборки исходных данных

Современные системы РЭБ могут находить и подавлять при помощи помех каналы связи и управления, после чего беспилотный комплекс теряет возможность полноценной работы.

Такое воздействие не приводит к уничтожению техники, однако не дает ей работать и выполнять поставленные задачи. На такую угрозу БПЛА могут ответить лишь несколькими способами: защитой канала связи при помощи перестройки рабочей частоты и использованием алгоритмов автоматической работы на случай потери связи.

Важно

По некоторым данным, в настоящее время на теоретическом уровне изучается возможность использования против беспилотников электромагнитных систем, поражающих цель мощным импульсом. Имеются упоминания разработки подобных комплексов, хотя подробные сведения о таких проектах, равно как о возможности их применения против БПЛА, пока отсутствуют.

Весьма интересен тот факт, что прогресс в области беспилотных летательных аппаратов значительно опередил разработки систем противодействия такой технике.

В настоящее время на вооружении разных стран состоит определенное количество зенитных комплексов «традиционных» классов, способных засекать и поражать беспилотники разных классов с различными характеристиками. Также имеется определенный прогресс в части систем РЭБ.

Нестандартные и необычные системы перехвата, в свою очередь, пока не могут выйти из стадии испытаний опытных образцов.

Беспилотные технологии не стоят на месте. Во множестве стран мира ведется разработка подобных систем всех известных классов, а также создается задел для появления новых необычных комплексов. Все эти работы в будущем приведут к перевооружению группировок БПЛА улучшенной техникой, в том числе совершенно новых классов.

К примеру, прорабатывается создание сверхмалых аппаратов размером не более нескольких сантиметров и весом в граммы. Подобное развитие техники, равно как и прогресс в иных областях, предъявляют особые требования к перспективным системам защиты.

Конструкторам средств противовоздушной обороны, радиоэлектронной борьбы и других комплексов теперь необходимо учитывать в своих проектах новые угрозы.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

Источник: https://army-news.ru/2016/07/o-borbe-s-bespilotnymi-letatelnymi-apparatami/

Беспилотники «рулят», или Почему за дронами будущее — Офтоп на vc.ru

Обо всех возможных перспективах развития отрасли рассказывает Илья Попов, член отраслевых рабочих групп при Министерстве Финансов РФ, Торгово-промышленной палате РФ и Деловой России.

Попов Илья

9 февраля 2018 года на открытии Олимпиады в Пхенчхане установили мировой рекорд по одновременному числу управляемых дронов.

В воздух одновременно поднялись более 1200 светящихся беспилотников весом 280 грамм и размером 38*38 см.

БПЛА пробыли в воздухе 5 минут и меняли положение, создавая тем самым изображения олимпийских колец, сноубордиста и других фигур. Но даже это не самый необычный способ применения дронов в настоящем и будущем.

Дела военные

Согласно недавнему докладу Goldman Sachs, военные расходы останутся основным драйвером расходов на беспилотные летательные аппараты в ближайшие годы. По подсчетам Goldman, к 2020 году военные со всего мира будут тратить $70 млрд на дроны, и эти беспилотники будут играть жизненно важную роль в разрешении будущих конфликтов и в замене пилота-человека.

Россия тоже старается не отставать в гонке вооружений. В бюджете на 2018 год доля военных расходов составляет 17% и равна 2,8 трлн руб. Президент РФ В.В.

Путин считает установленную сумму достаточной: «В Соединенных Штатах уже подписан закон о военных расходах в 700 миллиардов долларов. У нас 46 с небольшим (*по курсу на декабрь 2017), а там 700.

Совет

Почувствуйте разницу. Но нам этих 46 с небольшим достаточно».

Военные расходы разделены на большие суммы по каждому пункту, так как один американский беспилотный Predator стоит около $4 млн., а сумма расходов на программы закупок беспилотников оценивается в общей сложности почти в $2,4 млрд.

В военной сфере у беспилотников можно прогнозировать несколько перспективных путей использования и развития.

Разведка

Незаметные дроны Skeeter внешне похожи на механических стрекоз, что позволит использовать этот прототип для создания насекомоподобных БПЛА для слежки. Проект финансируется Минобороны Великобритании, и новую модель компания-производитель Animal Dynamics планирует представить уже в этом году.

Сейчас Skeeter, оснащенный камерой, весит 20 грамм, развивает скорость 45 км/ч.

Основатель компании Адриан Томас отмечает преимущества откидного крыла: улучшается скорость реакции летательного аппарата на изменение условий полета (ветер, турбулентность), и она мало зависит от нагрузки на крыло, что делает БПЛА гораздо прочнее.

Боевой коллективный разум

В начале 2017 года военные США запустили в небо 103 мини-дрона Perdix с размахом крыла 30 см. Каждый дрон управлял собственным движением, а общее направление группы задавала программа с ИИ.

Это уже не запрограммированные отдельно дроны, а коллективный организм, в котором беспилотники адаптируются друг к другу и действуют сообща.

Такая группа обладает рядом преимуществ: повышается «живучесть» отдельных разведывательных или атакующих дронов, сбивается с толку система ПВО противника.

Ударная сила

На Парижском авиасалоне компания Kratos Defense and Security представила новый класс БПЛА-истребителей.

Беспилотник XQ-222 Valkyrie длиной в 9 метров может доставлять оборудование для наблюдения и боеприпасы прямо на поле боя, после чего может вернуться обратно либо используется в качестве ударной силы. Аппарат стоит около $3 млн.

Большая дальность полета, сверхмалая радиолокационную и инфракрасная сигнатуры, высокие маневренные возможности – все это говорит о больших перспективах Валькирии. Если такой дрон проникнет незамеченным вглубь военных действий (что вполне вероятно, т.к.

быстро обнаружить его пока трудно), то сможет нанести неожиданный удар по силам противника. Тестирование беспилотника назначено на март 2018 года, а массовое производство планируется начать в 2020 году.

Становится понятно, что если в войне будущего главной ударной силой будут уже не люди, а беспилотные машины, управляемые человеком или искусственным интеллектом, что обеспечивает автономность их работы. Война будущего – это не противостояние численности солдатского состава, а интеллектуальная битва.

В ноябре 2017 года вышел новый короткометражный фильм из «Кампании против убийц-роботов». По сюжету, вооруженные дроны, использующие технологию распознавания лиц, уничтожают определенных людей, как по заказу. Создатели фильма призывают запретить исследования в области автономных роботов-убийц, наделенных искусственным интеллектом.

Коммерческое использование

По данным AUVSI, к 2025 году развитие сферы беспилотных летательных аппаратов может создать 100 000 рабочих мест для экономики США и дать экономический эффект в $82 млрд. Исследовательская служба Business Insider прогнозирует ежегодные темпы роста в 19% в этой отрасли с 2015 по 2020 годы, тогда как рост финансирования военной части расходов на беспилотники составит лишь 5%.

Действительно, перспективных направлений немало.

Доставка и транспортировка

В сентябре 2017 года в Дубаи прошло тестирование двухместного дрона Volocopter для перевозки пассажиров. Шейх Хамдан бин Мохаммед совершил 5-минутный полет на аппарате вертикального взлета, пролетев 200 метров над песчаным пляжем. В ближайшие 5 лет власти обещали запустить летающие такси с максимальной длительностью полета в полчаса.

Доставку грузов дронами уже практикуют Amazon, Just Eat, Flytrex, UPS, DHL и другие. Это позволяет сократить время доставки с точки отгрузки до конечного потребителя. Первая поставка заказа Amazon дроном в 2016 году заняла всего 13 минут. Перспективы велики, тем более что более 80% пакетов Amazon имеют вес менее 3 кг (именно столько может унести за раз дрон-доставщик).

Съемка и анализ фото-данных

Для контроля над процессом строительства и добычи ископаемых дроны уже используют Brasfield & Gorrie,3D Robotics,Airwave. В России разработкой дронов-инспекторов занялся стартап Traceair. В память устройства закачивается строительный план, а после фотосъемки и анализа полученных данных аппарат выдает рекомендации по исправлению текущих ошибок либо подтверждает нормальный ход работ.

В сельском хозяйстве разведывательные дроны наблюдают за развитием растений, а с помощью мультиспектрального анализа БПЛА распознают, где требуется внесение удобрений или лечение заболевших культур. Октокоптер Agras MG-1 производства DJI с функцией распылителя способен за 10 минут облететь участок площадью в 5 тыс. кв.м., что делает его использование в 50 раз эффективнее ручного способа.

Банк Америки Merrill Lynch прогнозирует, что сельское хозяйство будет составлять почти 80% рынка коммерческих беспилотных летательных аппаратов в будущем, с потенциалом для экономической деятельности в США в период с 2015 по 2025 годы.

Использование дронов в сельскохозяйственной отрасли

Беспилотники используют для инспекции состояния объектов инфраструктуры: газо- и нефтепроводов, инженерных сооружений.

Компания Cyberhawk использует свои технологии для проверки ветроэнергетики в Великобритании и Европе. В облачном пространстве iHawk клиенты получают возможность просматривать состояние своих активов.

Это обеспечивает точное измерение, позиционирование и анализ дефектов.

Какие еще возможности дронов смогут реализовать в будущем? Персональная няня для ребенка? Частный дрон-помощник для людей с ограниченными возможностями? Миниатюрный космический исследователь? Возможно, уже наши дети узнают ответы на эти вопросы.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/flood/33549-bespilotniki-rulyat-ili-pochemu-za-dronami-budushchee

«Гарантии защиты нет»: почему беспилотная авиация представляет угрозу для всех мировых держав

Атаки беспилотников на российские военные объекты в Сирии вызвали в зарубежных СМИ дискуссию о возможностях, которыми обладает Москва в сфере противодействия дронам. Иностранные журналисты уверены, что у России нет эффективных средств защиты от подобного нападения.

Однако, согласно данным Минобороны РФ, ни один из 13 БПЛА, которые выпустили исламисты 6 января, не долетел до цели. Семь беспилотников были уничтожены комплексами «Панцирь», ещё шесть — выведены из строя средствами радиоэлектронной борьбы. Тем не менее эксперты полагают, что ни одно государство не может быть полностью защищённым от БПЛА.

Насколько велика угроза, исходящая от беспилотной авиации, разбирался RT.

Ряд зарубежных изданий на этой неделе опубликовали материалы с критикой российских военных в Сирии. СМИ полагают, что российский контингент не может обеспечить эффективную защиту от атак «примитивных» беспилотников, которые были запущены в сторону российских военных объектов в ночь на 6 января.

Обратите внимание

Между тем, согласно данным Минобороны России, 6 января террористы запустили 13 беспилотников для нанесения ударов по авиабазе Хмеймим и пункту материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе. Зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С» сбили семь дронов, шесть аппаратов нейтрализовали средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

В российском военном ведомстве подчеркнули, что БПЛА боевиков были оснащены современной аппаратурой, а при кажущейся простоте конструкции дронов для их создания и программирования потребовались «значительное время и специальные знания».

«Беззаботность» России

Однако в зарубежных СМИ распространяется иная точка зрения: апеллируя к тому, что боевики получили достаточно технологичное оружие, Москва якобы демонстрирует слабость в сфере ПВО.   

Ливанская онлайн-газета «Аль-Мудун» полагает, что «страна, которая не может защитить свою базу от беспилотных летательных аппаратов неизвестного происхождения, похоже, не может одержать победу в Сирии». 

Читайте также:  Искусственный интеллект будет оценивать эмоции человека в социальных сетях

Ранее Минобороны РФ сообщило о том, что накануне празднования Нового года аэродром Хмеймим подвергся миномётному обстрелу «мобильной диверсионной группы». Жертвами атаки стали два человека. Техника и материальное имущество базы не пострадали. Также ведомство назвало фейком опубликованную «Коммерсантом» информацию о поражении минами семи самолётов.

  • PREDATOR Drone Strike
  • © Кадр: видео YouTube

Однако данные об «уничтоженных» бомбардировщиках и истребителях активно фигурируют в материалах зарубежных медиа.

Так, польское интернет-издание Defence24 считает, что атака на Хмеймим якобы показала «беззаботность и излишнюю самоуверенность обороняющихся, а с другой — высокий уровень подготовки нападающих».

А британская редакция панарабской газеты Al Hayat пришла к выводу, что нападение на «путинский форпост» (речь идёт о базе Хмеймим. — RT) продемонстрировало брешь, которая существует в обороне российских баз. 

Комментируя критические материалы в зарубежных СМИ, директор проекта по новым технологиям и международной безопасности Вадим Козюлин отметил, что даже примитивные на первый взгляд дроны представляют огромную опасность для любой базы любого государства. 

Дёшево и эффективно

На состоявшемся 11 декабря брифинге официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что масштаб угрозы, которую представляют собой дроны террористов, не ограничивается рубежами Сирии.

Также по теме

«Невозможно изготовить в кустарных условиях»: в Генштабе рассказали о применяемых боевиками в Сирии новых беспилотниках

Террористы в Сирии получили новый вид оружия — ударные беспилотные аппараты самолётного типа, заявили в Генштабе РФ. Несмотря на…

«Аналогичные смертоносные дроны могут быть применены террористами и в других странах. И не только в отношении военных объектов. Для нейтрализации подобных угроз уже сегодня требуются серьёзное внимание и организация взаимодействия всех заинтересованных сторон на международном уровне», — отметил Конашенков.

Различные радикальные группировки в Сирии достаточно часто используют разведывательные и ударные беспилотники. По данным Минобороны РФ, комплектующие для кустарного производства БПЛА боевики закупают на открытом рынке, а инструкции сборки дронов легко найти в Интернете.

Однако беспилотники, атаковавшие российские объекты, далеко ушли от простых образцов, которые использовались боевиками в предыдущие годы. Террористы впервые применили беспилотники самолётного типа. Причём атаку на Хмеймим и Тартус единовременно совершила «стая дронов». 

Преимущества БПЛА заключаются в малозаметности для радаров радиолокационных станций (в силу скромных габаритов и способности лететь близко к земле).

Важно

Беспилотники (за исключением квадрокоптеров) практически бесшумны, и в неясную погоду их тяжело разглядеть.

Для ближневосточных террористов, у которых отсутствует авиация, БПЛА превратились в единственное средство воздушной разведки и нанесения ударов с воздуха.

  • Запуск беспилотного летательного аппарата «Орлан-10»
  • © Евгений Биятов / РИА Новости

Существует несколько основных способов наводки ударных дронов. На цель устанавливается радиомаячок, сигнал от которого улавливает аппаратура барражирующего БПЛА. Также беспилотник можно запрограммировать, введя координаты поражаемого объекта. Третий способ — дистанционное управление оператором. Это наиболее сложный процесс, требующий установки соответствующего оборудования.

Из информации Минобороны об атаке на Хмеймим и Тартус следует, что сирийские боевики использовали второй способ поражения. Ведомство полагает, что террористы получили данные космической разведки от одной из развитых стран, а программирование и сборку дронов осуществляли специально подготовленные кадры.

Роевая тактика

Вадим Козюлин отмечает, что наиболее перспективным способом применения дронов является так называемая роевая тактика. Её суть заключается в том, что на объект нападает целая группа дронов. Если некоторые аппараты из «стаи» по различным причинам не долетают до цели, то поражение цели осуществляют уцелевшие БПЛА. 

Поэтому, пояснил Козюлин, ведущие державы сосредоточились на совершенствовании характеристик ударных БПЛА и системы их управления. Параллельно с этим идёт разработка средств нейтрализации отдельных дронов и систем противодействия роевой тактике противника.

  • Беспилотный летательный аппарат «Форпост»
  • © Пресс-служба Центрального военного округа

В настоящее время для уничтожения БПЛА в зависимости от типа используется достаточно широкий арсенал. Для поражения дронов на высоте свыше 2—3 тыс. метров применяются зенитные комплексы среднего радиуса действия. Низколетящие аппараты, находящиеся в зоне видимости, сбиваются более простым оружием: зенитной установкой (например, ЗУ-23-2), переносными зенитными комплексами или пулемётами.

В сентябре 2017 года аналитик американской некоммерческой организации CNA (Center for Naval Analyses) Самуэль Бендетт заявил на страницах The National Interest о том, что российские средства РЭБ превосходят западные аналоги. По его мнению, Москва работает  над созданием систем, «способных осуществлять быстрые и эффективные действия против западных беспилотных систем, которые постоянно совершенствуются».

Также по теме

Охотник на дронов: чем удивит военных первое российское радиоэлектронное ружьё

На вооружение российской армии и силовых ведомств вскоре может поступить устройство для уничтожения беспилотных аппаратов —…

Именно использование аппаратуры РЭБ позволило 6 января перехватить шесть дронов боевиков. Три БПЛА были посажены на землю, а ещё три аппарата разлетелись на обломки при детонации боеприпасов.

Однако, по мнению Вадима Козюлина, распространённая в России точка зрения о всесильности средств радиоэлектронной борьбы не вполне соответствует действительности. 

«Я бы не был столь категоричен. С одной стороны, средства РЭБ действительно перехватили БПЛА террористов, но это не панацея. Полагаться на одни только средства РЭБ, создающие дронам помехи в навигации и связи, нельзя, — подчеркнул эксперт. — На данный момент необходима эшелонированная ПВО, но и она не может быть гарантией защиты от удара небольшого беспилотника».

Источник: https://russian.rt.com/world/article/470303-bpla-siria-ataka

Беспилотники и террористическая угроза

Автор: Владимир Карякин, кандидат военных наук, полковник в отставке, преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ 

Благодаря внедрению ряда информационных технологий беспилотники стали эффективным средством решения широкого круга военных задач, которые можно подразделить на два основных вида: 

  • разведка, поиск и наблюдение объектов и территорий в районах боевых действий, а также территорий, опасных для человеческого организма; 
  • выполнение боевых задач в районах, хорошо защищенных средствами ПВО, когда существует большая вероятность потерь экипажей и дорогостоящей техники. 

К этому следует добавить то обстоятельство, что отсутствие экипажа на борту летательного аппарата позволяет сделать его более компактным, дешевым, а возможность дозаправки в воздухе дает ему возможность практически неограниченного времени нахождения в полете, что не представляется возможным для пилотируемых средств. Последнее качество придает БПЛА функции и свойства оружия стратегического радиуса действия, что вполне соответствует американской доктрине глобального проецирования военной силы.

Вместе с тем технический прогресс в данной области имеет и теневую сторону. Это касается использования беспилотников в террористических целях.

Беспилотники обладают многими свойствами, которые делают их потенциально идеальным средством для осуществления террористических атак.

Они управляются анонимно и дистанционно, при этом не несут риска для оператора, дешевы и легки в управлении, их можно использовать по одному или группой для достижения желаемого эффекта. 

Совет

В 1990-е годы в качестве средств для осуществления террористических атак[1] рассматривались противокорабельные крылатые ракеты и пилотируемые самолеты. Тогда исследования касались угроз, исходящих от государств так называемой «оси зла», а не террористических организаций. Однако в последние годы эксперты стали рассматривать более широкий спектр применения БПЛА в террористических целях[2]. 

Анализ показывает, что с точки зрения террористов БПЛА имеют следующие привлекательные особенности для осуществления атак: 

  • возможность атаки площадного объекта с целью поражения большого количества людей с использованием химического или биологического оружия, а также путем распыления радиоактивных материалов; 
  • скрытность подготовки теракта и широкие возможности в выборе места старта беспилотника; 
  • возможность достижения большой дальности и приемлемой точности ударов за счет применения недорогих и доступных технических решений; 
  • низкая эффективность борьбы существующих систем ПВО с низколетящими, малоразмерными БПЛА; 
  • высокая экономическая эффективность применения беспилотников по сравнению с ракетами и пилотируемыми летательными аппаратами; 
  • возможность создания сильного психологического эффекта, панических настроений среди населения и давления на политиков. 

Несмотря на то, что еще не было прецедентов применения БПЛА в терактах, есть информация о том, что такая возможность террористами изучалась[3].

События 11 сентября 2001 года показали, что необходимо быть готовыми к отражению любых, в том числе и высокотехнологичных угроз.

Проблема нераспространения крылатых ракет и БПЛА, а также борьбы с ними, после произошедших событий стали предметом пристального внимания Конгресса, министерства обороны и других государственных органов Соединенных Штатов[4].

В 2009 году корпорация RAND отмечала, что «террористы рассматривают применение беспилотников как один из возможных способов атаки наряду с другими вариантами».

Террористическая угроза, которую несет применение БПЛА, для России также является реальностью. Как показывает анализ, потенциальную угрозу в руках террористов могут представлять беспилотники весом до 100 кг, способные нести боевую нагрузку от единиц до нескольких десятков килограммов[5].

К данному классу следует отнести прежде всего серийно выпускаемые беспилотники гражданского назначения. Однако вероятность их применения мала ввиду того, что их количество незначительно, а применение носит лишь эпизодический характер. Однако это не снимает вопрос с повестки дня, так как в недалеком будущем они найдут широкое применение во многих областях экономики.

Политика России 

Важную задачу, стоящую перед российскими государственными органами, представляет заполнение правового вакуума в сфере применения БПЛА в народном хозяйстве.

Обратите внимание

В России пока нет органа, регулирующего приобретение и лицензирование использования гражданских беспилотников.

Такие организации, как Федерация любителей авиации, Федерация сверхлегкой авиации и Федерация воздухоплавания данными вопросами не занимаются.

Очевидно, что предупреждение опасности терроризма с использованием гражданских БПЛА окажется неэффективным, если не будут урегулированы правовые вопросы в данной области. В настоящее время продажа гражданских беспилотников в России не ограничивается, а при небольшом ее объеме не представляет трудностей отследить продавцов и покупателей.

Если в будущем объем продаж возрастет, то встанет вопрос о контроле со стороны государства оборота и использования данных летательных аппаратов.

Возможно, придется ввести ограничения на технические характеристики беспилотников, реализуемых на российском рынке, и определение категорий пользователей данных аппаратов; эти категории будут подлежать разным уровням контроля и определять сферы их использования.

Что касается переоборудования в БПЛА пилотируемых самолетов общего назначения, способных нести несколько сотен килограммов боевой нагрузки на расстояние до 1000 км, здесь следует отметить наличие широкого поля деятельности для террористов.

На российском рынке можно приобрести без каких-либо ограничений несколько типов самолетов стоимостью от 10 тыс. до 100 тыс. долларов США. Такие самолеты оснащаются системами навигации и автопилотами. Многие производители авиационной техники предлагают покупателям системы автоматического управления полетом стоимостью до 35 тыс. долларов США[6].

Очевидно, что самолеты авиации общего назначения (АОН) могут стать средством совершения террористических атак, как это было в США 11 сентября 2001 года. Наличие автопилота облегчает решение данной задачи.

Важно

Тем не менее, переоборудование самолета АОН в БПЛА потребует значительных усилий, а выполнить это скрытно на аэродроме базирования не представляется возможным.

Читайте также:  Крымский ит-кластер

По этой причине создание подобных аппаратов в РФ представляется маловероятным.

Самодельные БПЛА и терроризм 

Наибольшие опасения вызывает ситуация в области любительского авиамоделизма, который благодаря успехам в области электроники приобрел новые качества и стал доступен массовому потребителю. В первую очередь эти успехи относятся к возможности использования информации космических радионавигационных систем GPS и ГЛОНАСС.

О доступности построения моделей с высокими летными характеристиками говорит пример создания модели ТАМ-5 весом всего около пяти килограммов, которая, стартовав в Канаде, совершила перелет через Атлантический океан в автономном режиме и, преодолев расстояние около 3000 км, через 39 часов приземлилась в Ирландии[7].

Следует отметить, что в нашей стране с советских времен сохранились богатые традиции авиамоделизма. Но в условиях отсутствия государственной поддержки спортивный авиамоделизм превратился в увлечение энтузиастов.

Тем не менее, в авиамодельных клубах крупных городов насчитываются десятки тысяч членов.

Так, в Московский клуб авиамоделистов входят 45 территориальных городских коллективов, в которых в 2003 году занималось 1300 детей[8].

Если сравнивать с советскими временами, в распоряжении сегодняшних авиамоделистов имеются не только серийно выпускаемые комплектующие: двигатели, устройства радиоуправления, сервоприводы, системы автоматической стабилизации полета, приемники информации космических навигационных систем, но также им предлагается большой ассортимент готовых авиамоделей. При этом можно приобретать не только модели, требующие большого опыта пилотирования, но и простые в управлении и устойчивые в полете аппараты, предназначенные для новичков, стоимостью до 1000 долларов США. По состоянию на 2003 год, годовой оборот только московского авиамодельного рынка составил порядка 1 млн долларов[9].

Анализ показывает, что для использования в теракте к авиамодели предъявляется только одно требование: доставка груза заданной массы по заданному маршруту к цели.

Совет

При этом можно предположить, что ни на этапе пуска, ни в процессе полета теракт предотвратить не удастся, так как подобные действия не вызовут подозрений у окружающих.

Такой аппарат не будет испытывать больших перегрузок, характерных для спортивных моделей, выполняющих фигуры высшего пилотажа.

Поэтому в качестве носителей боевой нагрузки можно использовать относительно простые и устойчивые в полете конструкции, а управление такой моделью доступно любителю. Причем подготовку такого летательного аппарата к теракту, включая его летные испытания, можно осуществлять вполне легитимно, поскольку такая деятельность не регламентируется и не контролируется.

В разобранном виде такой беспилотник умещается в багажнике автомобиля, а процесс сборки и подготовки к вылету занимает от нескольких минут до одного часа. Неприхотливы такие аппараты и к условиям старта.

Авиамодели весом до 4 кг могут стартовать с руки. Для старта более крупных беспилотников можно использовать асфальтированные дороги, открытые площадки, простейшие катапульты или багажник автомобиля[10].

Угроза терактов с применением БПЛА усугубляется тем обстоятельством, что в мире отсутствует эффективная система защиты от подобной угрозы.

Современные системы ПВО разрабатывались для отражения массированного налета пилотируемой авиации.

По оценке экспертов, даже в лучшие времена советская ПВО имела ограниченные возможности по защите административно-политических и промышленных центров от налета крылатых ракет[15].

Обратите внимание

После распада СССР потенциал системы ПВО упал ниже критического уровня. Сообщалось, что в системе ПВО столицы (С-50) в результате сокращений не осталось ни одного полка постоянной готовности.

Москва и Центральный промышленный район не имели прикрытия от возможных ударов не только перспективных, но и имеющихся на вооружении развитых стран средств воздушного нападения.

Система С-50 была способна перехватить лишь 12–15 из 100 крылатых ракет полками сокращенного состава, и только после их пополнения до полного состава ее возможности по перехвату могут возрасти до 28 из 100 крылатых ракет[16].

При этом не следует забывать также и о средствах обнаружения воздушных целей. По оценке бывшего командующего Радиотехническими войсками ПВО генерал-лейтенанта в отставке Г.К. Дубова, по состоянию на 2000 год зона контроля на высоте 10 км составляла 55%, а на малых высотах (до 1000 м) – 23%. Дежурное радиолокационное поле в те времена отсутствовало даже над Москвой[17].

В таких условиях, если пуск БПЛА будет осуществлен террористами на расстоянии нескольких десятков километров от объекта атаки, а полет до него займет 15–30 минут, эта система ПВО окажется не в состоянии предпринять какие-либо меры.

Здесь важно отметить, что РЛС контроля воздушного пространства осуществляют фильтрацию целей по их минимальной скорости для селекции ложных целей, которыми могут быть, в частности, птицы, скорость которых близка к скорости мини-БПЛА.

Такие летательные аппараты, летящие на высоте около 100 м со скоростью до 100 км/ч, по характеристикам отраженного сигнала больше похожи на птиц, чем на средства воздушного нападения.

Более того, РЛС не сможет обнаружить БПЛА, летящий в черте города на небольшой высоте над зданиями, из-за многочисленных отражений зондирующих радиосигналов от крыш домов, обладающих значительно большей отражающей поверхностью, чем малоразмерный беспилотник.

Важно

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что защититься от мини-БПЛА террористов можно только путем организации воздушного патрулирования вертолетов над охраняемыми объектами и в районе возможных пусков БПЛА.

Выводы:

  1. Анализ характеристик БПЛА различных классов показывает, что использование их террористами представляет вполне посильную задачу с технической и организационной точки зрения. Технический прогресс и дальнейшее распространение БПЛА в военной и гражданской сфере будут способствовать возрастанию такой угрозы. 
  2. Наибольшую опасность представляет использование террористами БПЛА для доставки средств массового поражения. Но и в обычном снаряжении они могут причинить значительный материальный и психологический ущерб и вызвать многочисленные человеческие жертвы. 
  3. Применительно к России наибольшую опасность представляют любительские мини-БПЛА – ввиду того, что необходимые знания, навыки, а также оборудование для создания таких аппаратов могут быть получены бесконтрольно. Поэтому любительский авиамоделизм должен стать зоной приоритетного внимания со стороны государства. 
  4. Главная задача, которую необходимо решить российским государственным органам, – это заполнение правового вакуума, существующего в сфере применения БПЛА в народно-хозяйственных целях. При этом важно, чтобы вводимые ограничения и правила приобретения и использования данных средств не оказались тормозом для широкого внедрения аппаратов там, где это экономически оправданно. 
  5. Существующая система ПВО РФ неэффективна для борьбы с мини-БПЛА террористов, поскольку она разработана для решения других задач. По этой причине основное направление борьбы с мини-БПЛА террористов должно быть реализовано на осуществлении контроля воздушного пространства над охраняемыми объектами в особые периоды (олимпиады, чемпионаты, конгрессы, саммиты и пр.). При этом представляется, что данная задача может быть решена совместными усилиями спецслужб и общественности, которая осознает угрозу и проявляет бдительность в данном вопросе. 

2017г., август 
«Новый оборонный заказ. Стратегии» 

[1] Dennis M. Gormley. Hedging Against the Cruise Missile Threat. Survival. International Institute for Strategic Studies, Spring, 1998, P. 92–111.

[2] Dennis M. Gormley. New Developments in Unmanned Air Vehicles and Land Attack Cruise Missiles. SIPRI Yearbook 2002: Armaments, Disarmament and International Security, 2003.

[3] Michael Gips. A Remote Threat Security Management Online, October 2002.

[4] Nonproliferation: Improvements Needed to Better Control Technology Exports for Cruise Missiles and Unmanned Arial Vehicles. Report to the Chairman, Subcommittee on National Security, Emerging Threats and International Relations, Committee on Government Reform, House of Representatives, GAO-04-175, January 2004.

[5] Мясников Е. Угроза терроризма с использованием беспилотных летательных аппаратов: технические аспекты проблемы. Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, Долгопрудный, 2007. С. 7.

[6] Dennis M. Gormley. UAVs and Cruise Missiles as Possible Terrorist Weapons. New Challenges in Missile Proliferation, Missile Defences and Space Security. Ed. By James Clay Moltz, Occasional Paper №12, Center for Nonproliferation Studies, Mauntbatten Centre for International Studies, July 2003.

[7] http://www.interestingprojects.com/cruisemissile/

[8] Ручная авиация. «Коммерсант – Деньги». 25 августа 2003.

[9] Там же.

[10] Таким образом осуществляется взлет БПЛА «Поиск-2» НИИПФМ ХАИ, http://www.khai.edu/niipfm/russian/sapsan-ru.html/

[11] При составлении таблицы использовались материалы, опубликованные на официальных сайтах разработчиков БПЛА: http://www.dpla,ru, http://www.khai.edu/niipfm/index.htm, а также работа А. Смолякова: Первым делом самолеты без пилота // Авиация общего назначения, №7, август 1995.

[12] Максимальная дальность полета ограничивается не столько количеством топлива на борту, сколько дальностью связи БПЛА с наземным пунктом управления, которая определяется мощностью наземного радиопередатчика.

[13] Мини-БПЛА «Фазан» предназначен для тренировки расчетов ПВО.

[14] Масса системы управления «Отшельник» составляет 0,3 кг, http://www.dpla.ru/otshelnik/otshelnik.pdf

[15] John W.R. Lepingwell. Soviet Strategic Air Defense and the Stealth Challenge. International Security, Fall 1989, Vol. 14, № 2. Р. 64–100.

[16] Ходаренок М., Тихомиров Ю. Программа перевооружения по бизнес-плану // Независимое военное обозрение, 22 августа 2003; Гапотченко О.О. В ожидании нового Руста // Военно-промышленный курьер, 24 декабря 2003.

[17] Дубов Г.К. России грозит слепота // Независимое военное обозрение. 28 апреля 2000.

Источник: http://dfnc.ru/aviazcia/bespilotniki-i-terroristicheskaya-ugroza/

Интеллектные системы для беспилотных летательных аппаратов. Первые шаги

Мексиканский профессор и рационализатор Хосе Мартинез Карранза в настоящее время занимается разработкой специальной системы позволяющей человеку полностью отказаться от управления беспилотными летательными аппаратами, а также обезопасить людей, отказавшись от глобальной системы позиционирования (GPS).

Новая разработка уже прошла первые испытания, и как стало известно широкому кругу общественности, беспилотными летательными аппаратами будет управлять специально разработанная программа, информация в которую будет вноситься через специальные датчики, являющиеся по сути слуховыми и зрительными органами летательного аппарата.

Первоначально, из-за нехватки информации, предполагалось, что беспилотный летательный аппарат будет управляться человеком через расположенные на корпусе БЛА камеры, однако, эта идея отпала сама собой, так как требовала присутствия человека.

Теперь, благодаря специально разработанной программе, летательный аппарат самостоятельно может контролировать своё положение в пространстве, изменяя высоту, скорость, направление движения и т.д.

Важным моментом является то, что разрабатываемый беспилотный летательный аппарат не нуждается в поддержке GPS, и самостоятельно может ориентироваться при помощи расположенных на нём датчиков.

Текущее изобретение должно позволить минимизировать влияние человеческого фактора при использовании БЛА, при этом, обеспечивается высокая безопасность для окружающих, в том числе и для другого воздушного транспорта. Согласно первым обнародованным отчётам, прототип будущего БЛА, смог пролететь в сложном замкнутом пространстве около 250 метров, при этом, не столкнувшись с расставленными объектами-препятствиями.

В чём инновационность этого решения? По сравнению с текущим положением вещей, БЛА будущего смогут:

  1. Самостоятельно выполнять поставленные задачи по патрулированию местности;
  2. Обеспечивать доставку небольших грузов на значительные расстояния;
  3. Производить обследование больших площадей местности без вмешательства человека.

Кроме того, важно отметить также и такой момент, что в перспективах, подобная система может начать применяться и в гражданской авиации, однако, по словам самого изобретателя, в ближайших 10 лет говорить о чём-то подобном вряд ли придётся, хотя безусловно, система будет модернизироваться и оптимизироваться для получения более эффективных результатов.

Костюченко Юрий специально для Avia.pro

Источник: http://avia.pro/blog/intellektnye-sistemy-dlya-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov-pervye-shagi

Ссылка на основную публикацию