В рф проходят испытания подводных роботов

Как будут проверять российских боевых роботов

Военно-промышленная комиссия России совместно с Министерством обороны разработала комплекс тестов для робототехники, которая создаётся для Вооружённых сил РФ. Об этом 10 сентября сообщил член коллегии ВПК РФ Олег Мартьянов.

Во время испытаний будет проверяться проходимость роботов по различным поверхностям, их «умение» чётко следовать заданному маршруту, способности по обнаружению и распознаванию целей, а также определению точных координат цели и наведению на неё оружия. После прохождения всех испытаний роботы будут приняты на вооружение российской армии.

Как пояснил Мартьянов, решение ввести систему тестов для робототехнических комплексов было принято после того, как выяснилось, что далеко не все перспективные разработки выдерживают испытания «полем». Ещё одна проблема заключается в том, что в настоящее время в России нет единой системы стандартов для роботов, которая охватывала бы связь, управление, обработку информации и прочее.

Обратите внимание

Как сообщают в оборонном ведомстве, работа в этом направлении уже ведётся. В частности, идёт разработка государственных стандартов для военной робототехники. Помимо этого, первые роботы уже поступили на вооружение в различные части российской армии, а некоторые находятся в стадии прохождения испытаний.

Так, для десантных подразделений ВС РФ был создан управляемый роботизированный комплекс «Платформа-М» на гусеничном шасси, оснащённый четырьмя гранатомётами и пулемётом Калашникова. Робот используется для создания проходов через минные поля, а также для ведения разведки.

Роботизированный комплекс «Платформа-М» function.mil.ru

Спецподразделения силовых ведомств РФ используют оснащённый видеокамерами и манипулятором робот-разведчик «Торнадо». Благодаря двенадцати колёсам, расположенным по сложной схеме, он может передвигаться по труднопроходимой местности и преодолевать различные преграды.

Робот-разведчик «Торнадо» pr.bmstu.ru

Подразделения радиационной и химической разведки активно используют робота-манипулятора, который предназначен для эвакуации радиоактивных объектов.

Робот-манипулятор function.mil.ru

В настоящее время уже разработан и проходит испытания подводный робот, который способен опускаться на глубину до 30 м и работать под водой до четырёх часов. Комплекс оборудован видеокамерой, а также датчиками экологического мониторинга и магнитного поля. Под водой робот может развивать скорость до 4 м/с.

Подводный робот-разведчик tass.ru

Ещё одной перспективной моделью является человекоподобный робот-аватар, способный передвигаться по пересечённой местности, управлять транспортным средством и вести стрельбу. Управление роботом осуществляется с помощью сенсорных датчиков, размещённых на руках оператора. Пока проект находится в стадии разработки.

Робот-аватар – перспективная разработка ЦНИИТОЧМАШ tsniitochmash.ru

В планах российского оборонного ведомства – расширение использования роботизированных комплексов в армии. С этой целью в 2014 году была разработана комплексная целевая программа «Создание перспективной военной робототехники до 2025 года».

Источник: https://warspot.ru/3896-kak-budut-proveryat-rossiyskih-boevyh-robotov

Оборону России укрепят целым арсеналом подводных роботов

Спуск на воду подлодки – носителя беспилотника «Посейдон» эксперты называют «ночным кошмаром США» и «последним стимулом, заставляющим «ястребов» начать с Россией полноценный диалог». При этом надо понимать – «Посейдон» далеко не единственная наша разработка в области боевых подводных роботов. Есть и другие.

«Посейдон» – это подводный атомный беспилотник, скорое появление которого в составе ВМФ РФ анонсировал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию.

Глава государства упоминал о нем еще в прошлом году, правда, как о некоем безымянном подводном аппарате с неограниченными возможностями.

Теперь этот глубинный российский дрон обрел имя древнегреческого творца штормов и наводнений, став тезкой американского противолодочного самолета Boeng P-8 Poseidon, атлантического лайнера, британской подлодки и гидродинамических машин.

Появление российского «Посейдона» на «перископной глубине» не стало неожиданностью – его разработки под грифом проекта «Статус-6» велись как минимум с 2010 года.

Проект «случайно» рассекретили во время встречи Путина с представителями Минобороны и оборонной промышленности в ноябре 2015-го, но с размытым изображением.

А уже в декабре 2016-го американская разведка сообщила о практическом испытании подводного беспилотного аппарата с ядерной силовой установкой, запущенной из подводной лодки «Саров».

Шпионы тогда что-то явно упустили – пуски проводились с древней, но переоборудованной в лодку-матку АПЛ «Подмосковье».

Боевые роботы морских глубин, способные «сканировать» дно океана, разрабатывались в России достаточно давно.

Важно

В 2014-м американские издания разродились рядом статей на тему создания русской беспилотной субмарины с ядерным зарядом в десятки мегатонн, способной уничтожать базы стратегических подводных лодок и другие важные объекты на побережье США.

В Пентагоне даже успели придумать кодовое название для этой ударной АПЛ, способной быстро и скрытно перемещаться на большие расстояния, – «Каньон».

Однако «сенсация» имела небольшую неточность. Мы не разрабатывали подобное оружие. Оно уже существовало.

Озабоченность американцев тогда вызвало появление у России подводной лодки с большим боевым потенциалом и неясным предназначением.

Речь идет о той самой АПЛ «Подмосковье», которая после модернизации превратилась в плавучую подводную базу для мини-субмарин.

В ходе реконструкции этот стратегический ракетоносец получил отсек с аппаратурой для подводных работ и стыковочный узел в нижней части корпуса. Но настоящего предназначения этой лодки американцы не знали, а потому и нервничали.

Не знали они и о том, что в России велись активные работы по созданию перспективных подлодок пятого поколения, которые будут оборудованы унифицированными модульными платформами, оснащенными интеграционным вооружением и роботизированными комплексами. Сейчас о них (с упоминанием размещения беспилотных «Посейдонов») открыто заявил Владимир Путин. Новейшая разработка должна сойти со стапелей уже в этом году.

Информация об АПЛ пятого поколения с боевыми роботами на борту (с «Посейдонами» и не только) всегда была закрытой. Тем не менее известно, что первая из них была заложена на Северодвинском судостроительном «Севмаше» несколько лет назад и сейчас завершаются ее тестовые испытания.

Предполагается, что новые подлодки получат более широкие возможности применения как традиционных вооружений (торпед, крылатых и баллистических ракет), так и мини-подлодок, способных выполнять самостоятельные задачи, получив команду с лодки или воздушного пункта управления.

Тестирование таких мини-лодок без экипажа на борту идет с 2008 года. Испытания проходили на Севере и в Тихом океане, в районе Курил. Цель такого атомного беспилотника может быть любой – авианосная эскадра, база стратегических авианосцев, наземные строения.

Обнаружить его практически невозможно из-за малогабаритности и малошумности при движении под водой.

Совет

Помимо АПЛ «Подмосковье», участвовавшей в тестировании подводных беспилотников, использовалась и дизельная подводная лодка «Саров» (проект 20120), которая была переоборудована для транспортировки роботизированных комплексов.

Именно на «Сарове» испытывались мини-подлодки для АПЛ пятого поколения, спроектированные в Государственном ракетном центре имени академика Макеева совместно с ЦКБ «Рубин». Проект носит название «Скиф».

Его предназначение – нанесение неожиданных ударов из глубин океана.

По большому счету, «Скиф» – это даже не подводная лодка, а баллистическая ракета донного базирования. На ее борту нет людей, управление производится на удаленном доступе.

В то же время она может менять место своей дислокации еще до боевого применения.

Даже если потенциальный противник засечет район установки «Скифов» с российской подлодки, аппараты смогут переместиться на значительное расстояние и лишь потом залечь на дно.

На первом этапе ракеты издают шум, имитирующий работу энергетической установки подлодки, чтобы сбить неприятеля с толку и дать субмарине возможность уйти из района, а потом становятся бесшумными и занимают позицию. «Скиф» способен длительное время находиться на морском или океанском дне в режиме молчания. И в то же время, получив команду, молниеносно поразить цель или цели на дальности свыше 300 километров.

Стартовать из глубины «Скифы» могут в любом месте, в том числе в непосредственной близости от цели, что практически исключает возможность их уничтожения. Средства ПЛО здесь просто бессильны.

Предположительно, в России уже завершены работы по созданию этих субмарин, способных за раз уничтожить авианесущую группировку противника, и они уже входят в арсенал Вооруженных сил. Но это только предположение. По понятным причинам, этот проект пока не особо афишируется.

Еще один российский роботизированный комплекс – «Галтель», морской разведчик и сапер, успешно прошел опытную эксплуатацию в прибрежных водах Сирии. Аппарат занимался поиском неразорвавшихся боеприпасов и охраной акватории в районе порта Тартус. Благодаря этому роботу впервые была создана детальная карта донной поверхности у средиземноморских берегов САР.

Обратите внимание

Под водой этот робот ориентируется по элементам гидроакустической навигационной системы. Таким образом задаются координаты, фиксируется точка отсчета. Дело в том, что сигналы GPS или ГЛОНАСС на глубину не пробиваются, поэтому под водой создаются маяки-ориентиры, которые дают возможность подводному роботу двигаться по заданной траектории.

Одновременно «Галтель» фиксирует любые плавающие или лежащие на морском дне объекты – от пловца-диверсанта до спичечного коробка.

В состав комплекса входят телеуправляемый необитаемый подводный аппарат и две автономные необитаемые подводные лодки с автономностью плавания до 24 часов и дальностью до 100 километров.

За 12 часов подводный дрон обследует акваторию площадью четыре квадратных километра.

Подлодка может передвигаться по разным траекториям и способна самостоятельно обходить подводные препятствия даже в тех местах, которые не заложены в бортовую программу рельефа дна.

Вероятно, «Посейдон», «Скиф», «Галтель» и ряд других боевых глубоководных дронов являются частью одного проекта. По крайней мере, их объединяет один носитель – атомная подводная лодка, которая «подбрасывает» беспилотники до цели.

Виктор Сокирко
РИА Новости

Источник: https://www.putin-today.ru/archives/77587

Американцы разработают тактику применения больших подводных роботов

Командование ВМС США заключило с американским концерном Boeing контракт на постройку четырех больших автономных необитаемых подводных аппаратов Orca.

Как пишет The Drive, военные намерены использовать перспективные аппараты для выработки тактики применения подводных роботов, а также определения спектра задач, которые те должны будут решать, включая разведку, постановку морских мин, расчистку минных полей и охоту за надводными кораблями и подводными лодками.

Сегодня существует большое количество разнообразных подводных роботов, размеры которых в длину обычно не превышают двух-трех метров.

Такие аппараты используются военными для разведки, исследования морского дна, патрулирования входов в морские базы, поиска боевых пловцов противника, противоминной борьбы, а также в поисково-спасательных операциях.

Читайте также:  Робот от nasa уже используется для изучения вулканов

По мнению американских военных, большие роботы будут более универсальными и смогут выполнять широкий спектр задач.

Важно

В общей сложности на постройку четырех больших подводных роботов Orca ВМС США потратят 43 миллиона долларов. Все роботы должны быть поставлены военным до конца 2022 года. Подробности о новых аппаратах не раскрываются.

Вероятнее всего при их строительстве Boeing будет активно использовать технологии, полученные при разработке демонстратора большого подводного робота — Echo Voyager.

Длина этого аппарата составляет 15,5 метра. Масса Echo Voyager составляет 45,4 тонны. Он может нести оборудование массой до 18 тонн и погружаться на глубину 3,4 тысячи метров.

Он способен полностью автономно плавать под водой на протяжении нескольких месяцев. Echo Voyager способен собирать различные данные, включая проведение картографирования дна, и передавать их оператору. Для обслуживания робота не требуется специального корабля поддержки, как для других подводных аппаратов.

Boeing получил контракт ВМС США по итогам тендера, проводившегося с весны 2017 года. В этом конкурсе также принимала участие американская компания Lockheed Martin.

Согласно списку требований, составленному Научно-исследовательским управлением ВМС США для тендера, длина аппарата должна быть не менее 7,6 метра, а диаметр — около 1,2 метра.

Дальность подводного хода робота составит около одной тысячи морских миль (около 1,9 тысячи километров), а автономная дальность — несколько сотен миль. Продолжительность пребывания робота под водой составит от 30 до 60 дней.

В декабре прошлого года российские разработчики приступили к подводным испытаниям перспективного стратегического большого подводного робота «Посейдон».

Совет

Проверки проходила атомная энергетическая установка в корпусе «Посейдона». Ее проверки завершились в феврале текущего года и были признаны полностью успешными. Ходовые испытания «Посейдона» запланированы на 2019 год.

Российский подводный робот сможет нести ядерный боевой заряд.

Источник: https://news.mail.ru/society/36329269/

Ужас океанских глубин: подводные боевые роботы России

Отечественные подводные беспилотники способны перемещаться на больших глубинах со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов надводных кораблей.

Благодаря ядерной энергетической установке новые подводные роботы могут действовать на практически неограниченной дальности. Они могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеприпасами.

Это позволит им поражать широкий спектр целей, в том числе авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру.

Подводная “авиаматка”

Беспилотными летательными аппаратами (БЛА) уже никого не удивишь, существует и бронетехника, способная передвигаться по полю боя и вести огонь без “человеческого фактора” – экипажа боевой машины. “Диковинкой” до послания Владимира Путина Федеральному собранию считались подводные боевые роботы.

Правда, еще пару лет назад американские СМИ разразились целым рядом статей на эту тему.

Мол, русские создают беспилотную субмарину с мощной ядерной энергетической установкой, способную ядерными же боеприпасами мощностью в десятки мегатонн уничтожать базы стратегических подводных лодок США и другие важные объекты на побережье. В Пентагоне, по утверждению американских газетчиков, даже придумали кодовое название для этой ударной АПЛ без экипажа – “Каньон”.

Но “сенсация” имела небольшую неточность: мы не разрабатываем подобное оружие. Оно существует. Причем уже давно. В России этот проект известен под названием “Статус-6”.

При этом в России ведутся активные работы и по созданию перспективных подлодок пятого поколения, которые будут оборудованы унифицированными модульными платформами, оснащенными интеграционным вооружением и роботизированными комплексами.

Как сообщалось в открытой прессе, первая АПЛ пятого поколения с боевыми роботами на борту была заложена на Северодвинском судостроительном “Севмаше” еще несколько лет назад.

Обратите внимание

Новые подлодки получат более широкие возможности применения как традиционных вооружений – торпед, крылатых и баллистических ракет, так и мини-подлодок, которые будут выполнять самостоятельные задачи, получив команду с лодки или воздушного пункта управления.

Такие подводные дроны для АПЛ пятого поколения спроектированы специалистами Государственного ракетного центра имени академика В.П. Макеева совместно с коллегами-оборонщиками из ЦКБ “Рубин”. Проект носит название “Скиф”. Предназначение “изделия” – нанесение неожиданных ударов из глубин океана.

Торпеда замедленного действия

“Скиф” – это, скорее, даже не подводная лодка, а баллистическая ракета донного базирования. На ее борту нет людей, управление производится на удаленном доступе. В то же время она может менять место своей дислокации еще до боевого применения.

Даже если потенциальный противник засечет район выпуска “Скифов” с российской подводной лодки, аппараты могут переместиться на значительное расстояние и лишь затем залечь на дно.

При этом, на первом этапе, сами ракеты издают шум, имитирующий работу энергетической установки подлодки-матки, чтобы сбить неприятеля с толку и дать возможность субмарине уйти из района. А потом тихо занимают назначенную позицию.

Такая баллистическая глубоководная подлодка-ракета-торпеда способна находиться на морском или океанском дне длительное время в режиме молчания, а, получив команду, молниеносно поразить цель на дальности свыше 300 километров.

Стартовать из глубины “Скифы” могут в любом месте, в том числе, в непосредственной близости от цели. Это практически исключает возможность их уничтожения – средства противоракетной и противолодочной обороны здесь бессильны.

Донный разведчик

Еще один российский роботизированный морской комплекс – “Галтель”. Этот морской разведчик и сапер недавно успешно прошел опытную эксплуатацию у берегов Сирии.

Аппарат занимался поиском неразорвавшихся боеприпасов и охраной акватории в районе порта Тартус.

Заодно, благодаря российскому роботу, впервые была создана и детальная карта донной поверхности этого средиземноморского прибрежного района.

Под водой “Галтель” ориентируется по элементам гидроакустической навигационной системы, необходимым для позиционирования аппарата под водой. Подобным же образом задаются координаты. Дело в том, что сигналы GPS или ГЛОНАСС на глубину не пробиваются.

Поэтому под водой устанавливаются маяки-ориентиры, которые дают возможность подводному роботу двигаться по заданной траектории.

Одновременно “Галтель” фиксирует любые плавающие или лежащие на морском дне объекты – от пловца-диверсанта до спичечного коробка.

В состав комплекса входят телеуправляемый необитаемый подводный аппарат и две автономные необитаемые подводные лодки, с автономностью плавания до 24 часов и дальностью до 100 километров.

Важно

За 12 часов работы подводный дрон обследует акваторию площадью четыре квадратных километра.

При этом он может передвигаться по разным траекториям и способен самостоятельно обнаруживать и обходить подводные препятствия.

Летящие под водой

В интересах Министерства обороны разрабатываются сейчас и глайдеры. Принцип действия планирующего глайдера напоминает такой же, какой применяют рыбы, которые регулируют плавучесть, изменяя объем плавательного пузыря.

“Пузырь” у робота – полимерный, и в него из специального баллона закачивается масло, а уменьшать или увеличивать плавучесть заставляет автоматика. Движение глайдера происходит по синусообразной траектории.

В верхних ее пиках аппарат приобретает отрицательную плавучесть и дифферент на нос, поэтому планирует вниз. В нижних точках траектории – плавучесть положительную и дифферент на корму, благодаря чему глайдер планирует вверх.

Обычный ритм работы: несколько часов глайдер тихо скользит вниз, затем несколько часов – вверх. За один цикл такой подводный беспилотник проходит по горизонтали 5-10 километров.

Глайдеры могут использоваться для выполнения различных военных задач. Они способны вести разведку, искать субмарины и морские мины противника, использоваться для контроля состояния подводных коммуникаций и патрулирования акватории. Также подводные роботы такого типа можно оснастить оружием.

На них технически возможно установить мощные высокоточные или ядерные заряды. Выпущенные из подлодки-матки эти беспилотники способны долго находиться в режиме ожидания, а затем по команде активироваться и выполнить поставленную боевую задачу.

Также глайдеры могут установить непреодолимую преграду для авианосной ударной группы противника.

Эксперты предполагают, что на вооружение ВМФ России эти боевые морские планеры, способные кардинально изменить традиционные способы ведения войны на море, могут поступить уже в самое ближайшее время.

Пока они мучаются, мы уже играем

Наши иностранные “недопартнеры”, в лице тех же США, также активно занимаются разработками подводных дронов, при этом совершенно очевидно их отставание в создании подобных беспилотных аппаратов. По крайней мере, похвастать какими-то реальными достижениями они пока не могут.

Тем временем в России уже запланированы на 2018 год даже не испытания, а масштабные соревнования по морской робототехнике, организаторами которых стали коллегия ВПК РФ, Фонд перспективных исследований, Министерство обороны России при поддержке Минпромторга и АО “Объединенная судостроительная компания”.

Подводные лодки-роботы в России сегодня – не фантастика, а реальность, нашедшая практическое применение.

Источник: https://zvezdaweekly.ru/news/t/2018321434-pi8O4.html

В россии начались испытания атомного подводного робота «посейдон»

Российские разработчики приступили к подводным испытаниям перспективного автономного необитаемого подводного аппарата «Посейдон».

Как сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, речь идет пока об испытаниях ядерной энергетической установки подводного робота, которая установлена в корпусе «Посейдона». Ходовые испытания робота еще не проводятся.

О разработке нового подводного робота, оснащенного ядерной энергетической установкой, в марте текущего года рассказал президент России Владимир Путин. По его словам, аппарат, для которого позднее приняли название «Посейдон», способен «на очень большой глубине» перемещаться между континентами. Такой робот сможет нести ядерный боевой заряд и под водой развивать большую скорость.

Загрузка…

По словам Путина, новый подводный робот способен поражать различные цели, включая авианосные группы и береговые укрепления. Аппарат оснащен ядерной энергетической установкой, занимающей в сто раз меньший объем, но выдающей бо́льшую мощность, чем современные реакторы подводных лодок.

По словам источника ТАСС, во время испытаний в качестве носителя подводного робота используется одна из атомных подводных лодок российского флота. Другие подробности о проводимых проверках не уточняются. Завершить разработку «Посейдона» планируется до 2028 года.

Разработка «Посейдона» ведется в рамках проекта «Статус-6». Впервые информация о проекте появилась в ноябре 2015 года, когда российские федеральные каналы показали репортаж о совещании, проведенном президентом России и посвященном развитию вооруженных сил и оборонной промышленности страны.

Тогда телеканалы показали несколько кадров, на которых некий генерал держит в руках распечатку презентации с описанием подводного аппарата «Статус-6», создаваемого центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин».

Агрегатор новостей 24СМИ

В распечатке утверждалось, что новый подводный робот предназначен для поражения важных объектов противника на побережье с «созданием обширных зон радиоактивного загрязнения». Указывалось, что дальность хода робота составит не менее десяти тысяч километров, а глубина погружения — одну тысячу метров. Робот сможет развивать скорость до 185 километров в час.

Совет

В распечатке носителями новых аппаратов указывались атомные подлодки проектов 09852 и 09851. В мае текущего года стало известно, что российский флот примет новые подводные аппараты на вооружение до 2027 года.

Читайте также:  Компания aldebaran robotics представила нового робота nao next gen

Во время своего выступления перед Федеральным собранием в марте текущего года Путин рассказал о нескольких новых типах ядерного вооружения, разрабатываемых Россией в качестве ответной меры на активное развитие американской системы противоракетной обороны. Подробнее о некоторых из них вы можете почитать в нашем материале «И дым отечества…».

фото: Минобороны России / YouTube / «Посейдон»

Василий Сычёв

Источник: http://naspravdi.info/novosti/v-rossii-nachalis-ispytaniya-atomnogo-podvodnogo-robota-poseydon

Автономные покорители глубин: на что способны российские подводные роботы

Этот автономный необитаемый аппарат способен «сканировать» глубины до нескольких сот метров, решать поставленные ему задачи, действуя без «привязки» к оператору, то есть работать по заранее определенному алгоритму.

Сегодня этот комплекс из разряда проектных разработок уже перешел в статус реально задействованных в боевой работе средств флота.

О том, какие задачи выполняет «Галтель» в интересах российской группировки в Сирии, как с его помощью обеспечивается безопасность объектов нашей военно-морской базы в сирийском Тартусе, расскажет Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
 

По заветам Кусто
 

Под водой робот ориентируется по элементам гидроакустической навигационной системы, необходимым как раз для позиционирования аппарата под водой.

По сути, подобным образом задаются координаты, фиксируется точка отсчета. Дело в том, что сигналы GPS или ГЛОНАСС на глубину не пробиваются.

Именно поэтому под водой и создаются такие маяки-ориентиры, которые дают возможность подводному роботу двигаться по заданной траектории.
 

«Под водой наш аппарат может двигаться галсами, – отмечает начальник экспедиционной службы Института проблем морских технологий РАН Виктор Негода. – Это движения по циклоиде либо по спирали». Что интересно, аппатар с пультом оператора соединяют с помощью кабеля только один раз: чтобы загрузить задание в «мозг» устройства.
 

В Сирии аппарат «Галтель» занят реальным делом. Комплекс ищет под водой неразорвавшиеся снаряды, подводные диверсионные схроны. По сути, это еще один пример того, как российская армия помогает Сирии – на этот раз избавиться от смертоносных сюрпризов, которыми может быть напичкана морская акватория. Роботы уже обследовали внутреннюю акваторию порта, подходы к фарватеру.

Обратите внимание

По словам начальник комплекса «Галтель» Олега Кремлева, время выполнения задания устройством составляет 12 часов. Запустив винты, аппарат уходит в море, причем на глубину он погружается именно за счет работы винтов. Несколько часов непрерывной работы под водой – для водолаза этот показатель недостижим, хотя эти специалисты также присутствуют и на кораблях, и в порту.

 

По словам заместителя начальника Главного управления научно-исследовательской деятельности Минобороны России генерал-майора Романа Кордюкова, с помощью устройства можно даже отслеживать животный мир: настолько хорошо он фиксирует ситуацию на глубине.

Кстати, генерал Кордюков уже длительное время наблюдает за итогами практической работы комплекса и говорит, за это время в районе Тартуса было обнаружено много интересного. Например, следы кораблекрушения – затонувшую лодку с останками человека.

Информация о находке была передана сирийской стороне.
 

Подводные фотосессии
 

Стоит отметить, что аппарат уже делал серию открытий во время других практических испытаний – проводимых на этот раз в Приморье.

Заместитель командующего Тихоокеанским флотом по вооружению контр-адмирал Игорь Королев рассказывает, что робот во время обследования дна находил и затопленные суда, и взрывоопасные предметы.

К слову, разработали «Галтель» как раз на Дальнем Востоке – в упомянутом выше Институте проблем морских технологий (ИПМТ). В России это ведущее научное учреждение, занимающееся созданием подводных роботов. Проектировали «Галтель» по заказу военных.

По словам ведущего конструктора проекта Владимира Костенко, были созданы два автономных аппарата. Каждый имеет дальность действия порядка 100 километров. То есть, если их использовать поочередно, то можно осуществлять непрерывное обследование внушительной акватории моря.
 

Как работает устройство в автономном режиме? При движении под водой, если, к примеру, аппарат видит перед собой препятствие, то командная система управления дает автопилоту сигнал на обход. В состав всего комплекса входят как сами аппараты, в том числе один телеуправляемый, так и центр управления.

Важно

Благодаря ему, роботу под воду можно дать команду провести, к примеру, фотосъемку подводного района. Важным достоинством комплекса является его возможность распознавать объекты на дне в самой мутной воде.

Для этого в «тело» аппарата встроен гидролокатор бокового обзора: это эхо-сигналы, принятые антеннами, и спроецированные на поверхность в качестве точечного рисунка.

И если неуправляемый робот только намечает места проблем, например, находит предмет, похожий на бомбу, то более детально обследовать объект помогает телеуправляемый подводный аппарат, который выдает картинку уже в режиме реального времени.
 

Невидимый «Глайдер»
 

Комплекс «Галтель» – не единственный приглянувшийся флоту подводный робот. Еще один беспилотник – «Глайдер», также способен надолго уходить в автономное плавание. Одно из первых испытаний нового робота проходило в Финском заливе под контролем Центра робототехники Минобороны России.

Аппарат уникален тем, что может обеспечивать по полгода автономной работы в открытом море. Движется подводный робот за счет изменения дифферента и плавучести. Этот аппарат не зря называют морской тенью. С корабля его не увидишь, с подводной лодки не услышишь.

У него нет ни винта, ни моторов, то есть он не издает никаких звуков. Зато сам слышит прекрасно. «Глайдер» работает на таких глубинах, куда редко спускаются водолазы.

Сегодня главная цель разработчиков – создание не просто нового робота, а целой сети таких аппаратов, которые будут работают непрерывно.
 

Но если «Глайдер» пока только испытывается, то «Галтель» уже работает, в том числе в Сирии. Базой для функционирования таких комплексов стал катер наш противодиверсионный катер «Грачонок».

Совет

Здесь располагается пост управления роботизированным комплексом, а также точки для зарядки батарей подводных беспилотников. Важно отметить, что аппараты работают как днем, так и в ночное время.

Как отмечает научный сотрудник ИМПТ РАН Андрей Багницкий, условия, в которых работает «Галтель» в Средиземном море, можно назвать необычными еще и потому, что аппарат создавался для работы в воде со стандартной температурой 15 градусов, а в Средиземном море водичка гораздо теплее. Однако, в воде, остывшей до нуля, робот тоже чувствует себя прекрасно: дело в том, что ему не требуется тратить энергию на охлаждение оборудования.
 

Источник: https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201709030830-g30o.htm

Сирийский опыт подводных дронов ВМФ России

Россия активизирует работу по созданию роботизированных подводных комплексов. Некоторые из таких аппаратов есть не только на бумаге, т. е. на стадии ОКР, но и проходят испытания на флоте.

Это прежде всего подводный робот «Галтель», который участвовал в охране российских боевых кораблей в Сирии, сообщил «Инерфаксу» член коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Мартьянов.

«Роботизированный комплекс „Галтель“ прошел опытную эксплуатацию в районе порта Тартус в Сирии. Отзывы самые позитивные: по оценке Минобороны, он свою боевую задачу выполнил. Получив этот опыт, мы понимаем, как его дорабатывать и развивать дальше», — сказал Олег Мартьянов.

На флоте уже используется достаточное количество автоматизированных подводных аппаратов. Однако полностью автономными их назвать нельзя, поскольку их действиями по кабельной линии управляет оператор.

Это аппараты, предназначенные для спасения экипажей аварийных подводных лодок.

Есть аппараты, которые занимаются разведкой морского дна, а также участвуют в прокладке подводных коммуникаций — кабельных или трубопроводных.

Но в данном случае речь идет именно о роботе, который действует при решении поставленных перед ним задач полностью самостоятельно, не имея связи с кораблем или с берегом.

В Тартусе на робот «Галтель» была возложена задача охранения кораблей, находившихся в районе порта.

Он обследовал дно бухты и днища кораблей и судов обслуживания с целью нахождения мин, которые могли устанавливать диверсанты, а также неразорвавшихся снарядов. Перед погружением робота в него закладывалась программа, которую он отрабатывал под водой.

Глубина погружения — 400 метров. Это означает, что дрон способен использоваться подводными лодками в открытом море, для которых это рабочая глубина.

Запас хода — 100 км. За 12 часов непрерывной работы способен обследовать 4 кв.км. дна. В состав комплекса входят два автономных дрона. Это позволяет, поочередно их используя, проводить обследование дна непрерывно.

Под водой робот ориентируется при помощи сонара. Он выдает сообщение о препятствиях, и «Галтель», меняя курс, их обходит, а затем опять выходит на заданный курс.

Обратите внимание

По утверждению разработчиков, «Галтель» способен визуально обнаруживать не только мины, но и предметы размером со спичечный коробок. При визуальной фиксации подозрительного предмета дрон производит его фотографирование, а также видеосъемку. После чего всплывает, чтобы передать информацию по радиоканалу на диспетчерский пункт, расположенный на противодиверсионном катере «Грачонок».

Читайте также  Флот США готовится к эпохе необитаемых подводных аппаратов

В случае необходимости производится повторное, более детальное, обследование предполагаемой угрозы при помощи телеуправляемого подводного аппарата, который также входит в комплекс «Галтель». По результатам обследования принимается решение о разминировании военными аквалангистами или при помощи телеуправляемого аппарата «Чилим», оснащенного манипуляторами. В то же время «Чилим» способен нейтрализовать угрозы за счет их дистанционного подрыва.

Подводный робот «Галтель»

В процессе испытаний комплекса в Тартусе был получен и конкретный результат, который должен стать подспорьем в службе российских и сирийских моряков: впервые была создана детальная карта донной поверхности у сирийских берегов.

Опытную эксплуатацию проходит еще один подводный аппарат, имеющий примерно такое же назначение как и «Галтель». Это разработанный в ЦКБ «Рубин» подводный автономный дрон «Клавесин». Он имеет некоторые отличия с точки зрения управляемости. В подводном положении «Клавесин» способен принимать по гидроакустическому каналу команды коррекции выполняемой программы.

Этот дрон поосновательнее в отношении силовых характеристик. Его максимальная глубина погружения — 6000 метров, а дальность хода — 300 км. Подводная скорость — 3 узла. Длина аппарата — 5,8 м, диаметр — 0,9 м. Масса — 2500 кг.

«Клавесин» решает более широкий круг задач, что обусловлено наличием помимо гидролокатора и фото/видеоаппаратуры еще и магнетометра, и датчиков температуры и электропроводности. «Клавесин» используется не только для инспекции акватории баз ВМФ, но и для разведывательных операций и исследовательских мероприятий.

«Клавесин» был применен для поисков потерпевшего катастрофу 6 ноября 2009 года авиалайнера Ту-134М. За несколько дней дрон провел сканирование и фотографирование около 1 млн. кв.м. дна Татарского залива на Дальнем Востоке. Это позволило найти все фрагменты Ту-143М и черные ящики.

В настоящий момент ЦКБ «Рубин» завершает создание модифицированного варианта «Клавесина» — «Клавесин-2Р-ПМ» — с улучшенными характеристиками.

К другому классу подводных роботов относится создающийся на ЦКБ «Рубин» дрон «Суррогат». Он имеет солидные размеры по сравнению с «Клавесином» и «Галтелем» габариты: длина — 17 метров, водоизмещение — 40 тонн. Способен развивать скорость в 24 узла. Дальность хода — 600 миль, рабочая глубина — 600 метров.

Читайте также:  Искусственный интеллект научился джазовой импровизации

«Суррогат» предназначен для использования его в качестве условной мишени во время маневров и учений ВМФ. То есть кораблям, подводным лодкам и морской авиации ставится задача обнаружения лодки условного противника.

При этом «Суррогат» может программироваться на воспроизведение шумов различных лодок противника — как дизель-электрических, так и атомных.

Использование этого дрона позволит существенно снизить расходы на маневры, поскольку отпадает необходимость привлечения в качестве мишеней реальных подводных лодок.

Читайте также  Флот США готовится к эпохе необитаемых подводных аппаратов

В настоящий момент не существует полностью автономных подводных ударных аппаратов.

Важно

Это объясняется отнюдь не неспособностью их быть носителями противолодочных и противокорабельных торпед.

Например, габариты «Суррогата» позволяют размещать малогабаритные торпеды, аналогичные тем, которые используются в противолодочной модификации ракет «Калибр», и имеющим 3-метровую длину.

У американцев также есть подводный дрон с похожими характеристиками — Echo Voyager. Правда, в отличие от «Суррогата», этот робот уже проходит испытания. Длина «Вояджера» — 15,6 метра, водоизмещение — 50 тонн. Он предназначен для проведения подводной разведки.

В настоящий момент данные крупные роботы не оснащаются ударным вооружением в связи с крайне низким уровнем контроля за их «поведением». А это вызвано крайней сложностью получения информации от дрона и передачи ему корректирующих команд.

Есть реальный, хоть и крайне невысокий шанс, что робот вдруг начнет запускать торпеды, находясь в расположении собственной базы. И при этом его, обладающего крайне низким уровнем шумов, сложно обнаружить и нейтрализовать ответным ударом.

«Сошедший с ума» робот может палить по судам торгового и пассажирского флотов.

Однако инженеры и ученые, в конце концов, добьются абсолютного контроля над искусственным интеллектом за счет и повышения надежности всех систем, и разработки эффективных методов связи с подводными аппаратами. И тогда на флоте должны появиться ударные роботы.

Правда, один уже существует. И уже проходят его испытания. Это межконтинентальная беспилотная ядерная торпеда «Статус-6». Ориентировочно ее боезаряд имеет мощность 100 мегатонн.

Торпеда способна самостоятельно обходить зоны противолодочной обороны противника. Максимальная рабочая глубина — 1000 метров. Дальность хода — 10 тыс. км. Максимальная скорость может достигать от 100 км/ч до 185 км/ч.

Столь мощные ходовые качества обеспечивает компактный ядерный реактор.

Однако, строго говоря, «Статус-6» не относится к ударным роботам. Это оружие сдерживания, способное, как и межконтинентальные баллистические ракеты, причинять максимально возможный ущерб противнику, решившему произвести ядерную атаку страны.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

Источник: https://army-news.ru/2018/02/sirijskij-opyt-podvodnyx-dronov-vmf-rossii/

Российский подводный робот пройдет Северным морским путем

Проводка судов по Северному морскому пути sovcomflot.ru

Фонд перспективных исследований России приступил к разработке демонстратора технологий автономного необитаемого подводного аппарата с большой продолжительностью работы.

Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил заместитель генерального директора фонда Игорь Денисов.

По его словам, в ходе одного из испытаний этот подводный робот должен будет пройти по Северному морскому пути, причем часть маршрута пройдет подо льдами.

Совет

Северный морской путь — кратчайший водный маршрут из Европы в Азию. Его длина составляет около 14 тысяч километров. В настоящее время не существует ни одного подводного робота, который мог бы преодолеть такое расстояние самостоятельно.

По словам Денисова, для того, чтобы робот мог проплыть по Северному морскому пути, его автономность должна составлять не менее 90 суток.

В рамках проекта демонстратора технологий автономного необитаемого подводного аппарата планируется создать новые энергетические установки для роботов.

Как ожидается, непосредственно аппарат будет представлен в конце 2019 года. Тогда же начнутся его морские испытания. На первом этапе подводный робот будет оснащен обычной аккумуляторной сборкой.

На втором этапе планируется сделать гибридную энергетическую установку, в которой для выработки энергии для подзарядки батарей и питания двигателя и бортовых систем, возможно, будет использоваться двигатель Стирлинга.

На третьем этапе двигатель Стирлинга планируется заменить другой системой «с использованием, возможно, и водорода».

По словам Денисова, разработчики намеренно из экологических соображений не планируют оснащать нового подводного робота атомной энергетической установкой. Сперва подводный робот с большой продолжительностью работы будет проходить испытания в Черном море, в котором дальность его автономного плавания постепенно доведут до двух тысяч километров. Затем аппарат уже переведут на Север.

В конце 2016 года российский концерн «Океанприбор» представил новую систему подводного позиционирования для роботов. Система получила название «Позиционер». Ее планируется использовать для организации локальных подводных навигационных зон вокруг районов нефте- и газодобычи.

Обратите внимание

Первая такая система, как ожидается, появится рядом с газодобывающей морской платформой «Приразломная». В состав системы входят несколько гидроакустических буев, устанавливаемых вблизи дна.

Эти буи оснащены системой спутниковой связи и навигации «Гонец-Д1М», работающую с сигналами ГЛОНАСС.

В новой системе неподвижно установленные буи определяют собственные координаты по спутниковым сигналам и передают их в виде акустических сигналов подводным роботам. Получив эти сигналы сами роботы уже способны вычислить свое положение.

По данным разработчиков, вся система способна работать на глубинах до восьми километров. Помимо подводных буев для системы «Позиционер» созданы еще два типа буев.

Так, плавающие буи можно будет использовать в местах с небольшими глубинами, а вмораживаемые в лед устройства — в условиях Арктики.

Василий Сычёв

Источник: https://nplus1.ru/news/2018/06/22/auv

В россии создадут сверхавтономную подлодку-робота

Москва, 25 июн — Нефтегазовые новости.
 
Новый подводный аппарат сможет работать 3 месяца в автономном режиме без использования ядерной энергии.

Об этом 22 июня 2018 г сообщил замгендиректора Фонда перспективных исследований (ФПИ) И. Денисов.

Тезисы И. Денисова: 

— в Фонде перспективных исследований развернуты работы по созданию демонстратора сверхавтономного необитаемого подводного аппарата, который будет работать от двигателя внешнего сгорания.

— в планах ученых создать аппарат, который без всплытия и без использования ядерной энергии пройдет Северным морским путем (СМП), в т.ч и подо льдами.

— но для этого будет необходимо, чтобы автономность подводного аппарата составляла не менее 90 суток. 

— это соизмеримо с автономностью современных подводных лодок.

— проект начат, 1й демонстратор должен появиться в конце 2019 г и тогда его спустят на воду.

— после этого аппарат испытают в Черном море, затем его ждет задача посложнее — преодолеть 2 тыс км.

— затем пройдут испытания на Севере: сначала в относительно комфортных условиях, а финальные испытания пройдут в экстремальных условиях.

— ядерная установка может обеспечивать движение подводного аппарата по всему мировому океану, но с прикладной точки зрения замена ядерных установок на неядерные установки, которые сейчас проектируются, привнесет дополнительную безопасность при их эксплуатации и экономию.

— в настоящий момент разрабатываются и внедряются технологии изготовления двигателей внешнего сгорания, так называемые двигатели Стирлинга. Они работают, в т.ч с получением необходимых энергетических составляющих из твердых, либо сжиженных энергоносителей.

Ожидается, что в перспективе эти двигатели смогут обеспечить сравнимые с ядерной энергетикой мощности, требуемые для обеспечения движения и работы подлодки-робота. Перспективным является также использование твердотопливных элементов. Разрабатываемая в России энергоустановка на 1м этапе будет использовать классические аккумуляторные системы.

 Затем будет сделан некий гибрид, а на 3м этапе — с использованием результатов ведущихся проектов по созданию эффективных систем также с использованием и водорода.

Важно

О разработке в России подводных беспилотников 1 марта 2018 г говорил в послании к Федеральному Собранию президент РФ В. Путин.

Тогда анонсировав несколько новейших передовых видов вооружения, В. Путин вызвал ажиотаж.

Однако позднее глава ОСК, сохраняю интригу, сообщил, что разглашать подробные технические характеристики подлодки-беспилотника не планируется в принципе.

’!

Источник: http://news.allpetro.ru/v-rossii-sozdadut-sverhavtonomnuyu-podlodku-robota/

Российский подводный робот испытан в Восточно-Сибирском море

Автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) “Платформа” успешно прошел испытания в Восточно-Сибирском море в рамках проекта по изучению процессов в арктическом шельфе, влияющих на процесс глобального потепления, сообщил ТАСС заместитель директора по развитию института кибернетики Томского политехнического университета (ТПУ) Дмитрий Сонькин.

“Он прошел испытания во Владивостоке, после этого в конце сентября принял участие в арктической экспедиции на судне “Академик М. А. Лаврентьев” и сейчас вместе с судном в начале ноября возвращается во Владивосток. Испытания прошли успешно”, – сказал он.

Робот для испытания и отладки элементов подводных робототехнических устройств и комплексов был разработан Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН по заказу ТПУ и с его участием и на его средства. Проект был реализован за девять месяцев.

Сотрудники ТПУ разработали для робота комплексы для измерения глубина и температуры, элементы системы технического зрения и резервную систему связи по гидроакустическому каналу.

“В рамках экспедиции мы апробировали реальные подсистемы, датчики, и принимали участие в основной цели испытания – изучении деградации подводной мерзлоты. Теперь с учетом полученного опыта планируется модернизация комплекса, который сможет получать более подробные данные по подводной обстановке. Дальше будем расширять перечень систем и усовершенствовать их”, – уточнил Сонькин.

Ранее первый проректор вуза Алексей Мазуров заявлял ТАСС, что с использованием подводных аппаратов различные исследовательские работы в Арктике можно будет проводить проще и дешевле, охватывая большую площадь.

Если же оснастить роботов необходимыми приборами, они помогут искать полезные ископаемые, в том числе нефть и природный газ, изучать строение морского дня (в том числе, с точки зрения сейсмической опасности) и проводить другие исследования.

В дальнейшем ученые ТПУ планируют создавать группировки подводных аппаратов, которые смогут изучать морское дно в команде.

ТПУ является ведущим мировым научным центром изучения Арктики. Во время своих экспедиций в Арктику ученые ТПУ с коллегами обнаружили значительную деградацию подводной мерзлоты. Получается, что некогда надежная ледяная пробка, препятствующая выходу огромных запасов газовых гидратов, дала течь.

В итоге мощные выбросы метана и двуокиси углерода попадают в атмосферу, и ученые стремятся определить, какое количество метана захоронено на этих огромных площадях Сибирского арктического шельфа и какое влияние может оказать его высвобождение на эту чувствительную климатическую систему Арктики.

Источник: http://www.sib-science.info/ru/heis/uspeshno-ispytan-v-vostochno-sibirskom-31102016

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector