Ai приобретает пространственные разумные способности

Способность к пространственному мышлению оказалась наследственной

Психологи-когнитивисты определили, что пространственное мышление устроено намного проще, чем считалось ранее и передается по наследству. Их исследование, опубликованное в журнале ProceedingsoftheNationalAcademyofSciences, поможет узнать, какие гены отвечают за пространственную способность.

Пространственная способность – это навык, отвечающий за мысленное оперирование пространством и расположением предметов. Когда человек представляет себе трехмерную фигуру или ориентируется по карте, он применяет пространственную способность.

Недавние исследования показали, что хорошо развитая пространственная способность может быть показателем будущих успехов в сферах, связанных с естественными науками, математикой и технологиями.

Обратите внимание

До сих пор структура пространственной способности, а также генетические и определенные средой предпосылки ее развития мало изучены. Предполагают, что она состоит из нескольких компонентов, каждый из которых развивается отдельно и действует в комплексе с другими. Среди таких компонентов «пространственная визуализация», «мысленное вращение», «пространственные отношения» и другие.

Чтобы понять структуру и этиологию пространственной способности, авторы новой работы исследовали почти полторы тысячи пар близнецов.

Выборка из TEDS, крупномасштабного исследования раннего развития близнецов, дала возможность проследить зависимость пространственной способности от генетики и воспитания.

Для измерения способностей исследователи использовали батарею из десяти тестов, которые охватили большинство предполагаемых компонентов способности.

С помощью анализа взаимных корреляций (EFA и CFA) ученые показали, что все пространственная способность могут быть описаны как единый фактор. Также они выяснили, что вариации способности в значительной степени (около 69%) наследуются и частично (около 23%) зависят от индивидуальных факторов среды.

Это означает, что каждое исследование, в котором любой компонент пространственной способности связан с данными генетических исследований, позволит установить связь между генами и пространственной способностью в целом.

Это значительно облегчит поиск генов, которые ответственны за пространственное мышление.

Однако поиск таких генов все еще остается трудной задачей, скорее всего пространственная способность наследуется сцеплено и тесно связана с общим интеллектом.

Важно

Интересно, что в новом исследовании ученые не обнаружили значительной корреляции между полом и пространственным мышлением, хотя известно, что у мужчин и женщин оно развито по-разному, а норвежские ученые даже нашли зависимость между уровнем тестостерона и способностью ориентироваться в пространстве.

Анна Маньшина

Источник: https://nplus1.ru/news/2017/02/21/monospatial

Интеллект

В настоящее время существует как минимум три трактовки интеллекта:

  1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
  2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
  3. Структурный принцип, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». Согласно этому, интеллект — это совокупность тех или иных умственных способностей человека.

Интеллект человека определяет совокупность познавательных процессов.

В ряде психологических концепций интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем.

В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к существующим обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже).

«Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер). Сегодня большинство психологов согласны с этим определением интеллекта, который рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Большинство исследователей пришли к выводу, что уровень общей интеллектуальной активности для индивида постоянен. «Ум сохраняет свою мощность неизменной», — отмечал С. Спирмен. Еще 3. Фрейд ввел термин «психической энергии», впоследствии появилось понятие g-фактора (от слова general) как общего фонда психической активности

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, дающие ответы на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904 г.) сформулировал следующие постулаты: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; не включает в свою структуру посторонние для него качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т. п.); выступает как общий фактор умственной энергии.

Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности, выделив генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей.

С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как он адаптируется к окружающей среде.

Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Впоследствии Г. Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп).

Совет

Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест Прогрессивные матрицы (Дж. Равена), тесты интеллекта Р. Кеттелла.

Позже Л. Терстоун (1938 г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями.

Позже Л. Терстоун выделил семь таких потенций:

  1. Счетная способность, т. е. оперирование числами и выполнение арифметических действий.
  2. Вербальная гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова.
  3. Вербальное восприятие, т. е. понимание устной и письменной речи.
  4. Пространственная ориентация, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве.
  5. Память.
  6. Способность к рассуждению.
  7. Быстрота восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.

Позже Дж. Гилфорд (1959 г.) выделил 120 факторов интеллекта исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят и каково их содержание (оно может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

Под операцией Гилфорд понимает умение человека, вернее, психический процесс: понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание. Результаты — это форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

В настоящее время подобраны соответствующие тесты для диагностики более 100 указанных Гилфордом факторов.

Рис. 3.30. Структура интеллекта по Гилфорду

Его кубическая модель представляет 120 специфических способностей исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы думаем об этом (операция) и к чему приводит умственное действие (результат).

Например, при заучивании сигналов азбуки Морзе (EI2), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени (DV3), или при оценке измерений поведения, например надо пойти на работу по другому пути (AV4), вовлекаются совсем различные типы интеллекта.

По мнению Р. Кеттелла (1967 г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению.

Обратите внимание

Это совокупность врожденных способностей, которые необходимы человеку для решения проблем адаптации к окружающей среде. Примерно к 20 годам он достигает наибольшего расцвета.

Вместе с тем формируется и «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.

Он образуется при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. Таким образом, «кристаллический» интеллект определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек.

Фактор потенциального, или свободного, интеллекта коррелирует с фактором «кристаллического», или связанного, интеллекта, так как определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Кеттелла, первый тип интеллекта независим от приобщенности к культуре.

Его степень определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга. Парциальные, или частные, факторы интеллекта (например, визуализация, или манипулирование зрительными образами) определяются мерой развития отдельных сенсорных и моторных зон мозга.

Кеттелл попытался сконструировать тест, свободный от влияния культуры, на специфическом пространственно-геометрическом материале (это — «тест интеллекта, свободный от культуры»), Д. Хебб (1974 г.) рассматривает интеллект с несколько иных позиций. Он выделяет интеллект А.

Это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что же касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия потенциального интеллекта с окружающей средой.

Оценить можно только такой «результирующий» интеллект В, наблюдая, как человек совершает умственные операции. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.

Важно

В иерархических моделях интеллекта (наиболее популярна предложенная Ф. Верноном) на вершине иерархии помещается генеральный фактор, который указал Спирмен.

На следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (вербально-логическое мышление) и практико-технические способности (наглядно-действенное мышление).

На третьем уровне — специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и т. д. Наконец, внизу иерархического древа размещены более частные субфакторы.

Интеллектуальные тесты Р. Векслера, широко применяемые для диагностики интеллекта, созданы на основе указанной иерархической модели. Ученый считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные человеком способности, а невербальный — природные психофизиологические возможности.

Результаты исследований, проведенных на близнецах, показывают, что, напротив, наследственно обусловлены оценки по вербальным заданиям теста Векслера, а успешность выполнения невербальных тестов зависит от социальных факторов, опыта человека (при повторном тестировании успешность решения невербальных тестов повышается существеннее, чем успешность решения вербальных, что означает большую роль эффекта обучения).

Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов. На него влияют наследственность, хромосомные аномалии.

Так, болезнь Дауна, характеризуемая нарушением умственного развития ребенка, вызывается наличием лишней третьей хромосомы из 21-й пары хромосом, а также пожилым возрастом родителей, неполноценным питанием и определенными заболеваниями матери во время беременности.

Например, недостаток йода в рационе питания матери может обусловливать кретинизм ребенка, или если мать в начале беременности заболевает краснухой, это приводит к необратимым дефектам зрения, слуха, интеллектуальных функций ребенка.

Совет

Злоупотребление в первые месяцы беременности антибиотиками, транквилизаторами (элениумом) или даже аспирином, употребление алкоголя и курение приводят к значительной задержке умственного развития ребенка.

Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Эмоциональное общение новорожденного с матерью, взрослыми имеет решающее значение для его интеллектуального становления.

Существует тесная связь между интеллектуальным развитием детей и их возможностями общаться со взрослыми на протяжении достаточно длительного времени (меньше общения со взрослыми — медленнее интеллектуальное развитие). Исследования Р.

Зайонца показали, что чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта: самые высокие баллы по интеллектуальному развитию получены старшими детьми из тех семей, где всего было 2 ребенка, а самые низкие — младшими в семьях с 9 детьми.

Влияет и социальное положение: обеспеченные семьи создают более благоприятные условия для жизни ребенка, развития его способностей, обучения и в конечном счете для его интеллектуального развития.

Воздействуют и методы обучения, направленные на формирование способностей детей. К сожалению, традиционные методы ориентированы скорее на передачу знаний, чем на развитие интеллекта, творчества человека. Интеллектуальное же развитие, как показали исследования Ж. Пиаже, Л. Терстоуна, Н.

Читайте также:  Всё об iot-технологиях и не только: что ждёт гостей форума «интернет вещей» в москве? » искусственный интеллект, искусственный разум, системы искусственного интеллекта

Бейли, происходит по преимуществу в первые 20 лет жизни, причем с различной скоростью в том или ином возрасте. Этот факт обязательно должны учитывать педагоги. Так, к 6 годам оно свершается более чем на треть, к 8 — наполовину, к 12 — на три четверти, к 18-19 годам человек выходит на пик своих интеллектуальных возможностей.

Таким образом, интеллект взрослого человека определяется тем, как сформируются умственные структуры в детстве.

Источник: https://pro-psixology.ru/kognitivnoe-razvitie-psixologiya-poznavatelnyx/55-intellekt.html

Теория множественных интеллектов Ховарда Гарднера

?Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
2009-12-12 21:45:00Ольга Писарик
olgapisaryk
2009-12-12 21:45:00Categories:

  • образование
  • наука
  • общество

Расскажу-ка я вам про Ховарда Гарднера (Howard Gardner) и его теорию множественных интеллектов.

В 1983 году в США вышла книга Ховарда Гарднера «Структура разума» (Howard Gardner, Frames of Mind ) в которой автор утверждал, что не существует единого интеллекта, так называемого general intelligence или «g», измеряемого известным IQ–тестом. Как раз наоборот, существуют множественные интеллекты, которые независимы друг от друга и не могут измеряться стандартными тестами.

В книге он выделил 7 видов интеллекта, к которым впоследствии добавил ещё два: лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно – кинестетический, музыкальный, натуралистический, межличностный, интраперсональный и экзистенциальный интеллекты.

Все виды интеллектов равноценны, каждый представляет собой особый способ взаимодействия с окружающей действительностью, и оценивание одних интеллектов выше, чем других — это исключительно культурная традиция.

Наше западное общество высоко ценит лингвистический, логико-математический и интраперсональный интеллекты.

Ребёнок, который хорошо говорит и пишет, и/или отлично разбирается в математике, и/или является лидером в классе(школе), скорее всего не будет иметь проблем с учёбой и будет считаться успешным.

А вот в других культурах ценятся другие виды интеллекта.

Так, например, в Нигерии в племенах Ананг способность хорошо петь (музыкальный интеллект) и танцевать (телесно-кинестетический) приведут вас к вершине социальной лестницы быстрее, чем умение логически мыслить или хорошо говорить.

Обратите внимание

У северных народов (Чукчи, Эскимосы, Инуиты) визуально-пространственный вид интеллекта всегда ценился очень высоко. Люди с таким интеллектом обладали способностью замечать малейшие изменения в цвете и структуре снега, что помогало не оказаться на отколовшейся льдине или приготовиться загодя к снежной буре.

Психологическое сообщество приняло книгу без особого энтузиазма, зато она была очень позитивно воспринята многими профессионалами от образования.

Некоторые школы в США даже стали пересматривать свои программы, чтобы подстраиваться под различные виды интеллекта.

К сожалению, реальность такова, что если трудно учить ориентируясь на один-два типа интеллекта, то как учить ориентируясь на девять?

Родителям, обучающим своих детей дома, конечно легче. Зная о различных видах интеллекта, можно подобрать такой подход к обучению, который лучше всего подойдет именно вашему ребенку.

К тому же, при обучении дома не стоит задачи научить всех одному и тому же, и вы сможете сосредотачивать своё внимание на сильных интеллектах вашего ребёнка, вместо того, чтобы убиваться по поводу его слабых сторон.

О том, как родители могут использовать свои знания о множественных интеллектах в практике обучения своих детей, я расскажу позже отдельным постом.

А теперь таблица отсюда.

Лингвистический
Логико-математический
Визуально — пространственный
Телесно – кинестетический
Музыкальный
Натуралистический
Межличностный
Интраперсональный
Экзистенциальный

Источник: https://olgapisaryk.livejournal.com/20845.html

Визуально-пространственный тип интеллекта

Визуально-пространственный тип интеллекта открыт и описан совсем недавно.

Современная школа его не учитывает, однако, по результатам неофициального исследования, у современных подростков он достаточно часто встречается.

По данным тестирования, которое было проведено среди студентов колледжа и старшеклассников, 32 из 34 опрошенных отметили в себе подходящие характеристики для этого типа интеллекта.

Если интеллектуальная ориентация ребенка визуально-пространственная, то ему нравится все визуальное. Такой ребенок мыслит образами и картинками. Ему нравится представлять и мечтать.

Важно

Для самого эффективного обучения такому ребенку нужно смотреть на слайды и картинки, киноленты и видеопродукцию, а также представлять, о чем идет речь.

Представители достаточно хорошо развитого визуально-пространственных способностей становытся скульпторами, художниками, хирургами и инженерами.

Сложности в школе

А вот в школе с таким типом интеллекта начинаются сложности. Ведь с одной стороны, в школьных учебниках материал частенько сопровождается таблицами и схемами, якобы рассчитанными на особенности зрительного восприятия.

С другой же, иллюстрация материала фактически лишена наглядности, а следовательно, образность мышления игнорируется практически полностью.

Современные психологи считают, что человек мыслит образами объемными, голографическими, они состоят из информации, которую получают все каналы восприятия: не один лишь слух, зрение, но и осязание, обоняние и прочее.

Таким образом, чем больше задействовано каналов восприятия, тем полноценнее и красочнее будет образ, к тому же он намного дольше будет сохранятся в памяти. В то же время в основном школа опирается на слух и зрение. Однако и тут используются отнюдь не все возможности восприятия.

Ведь для зрительного восприятия имеет значение цвет, расположение образа на листке, сюжет иллюстрации, но этому в школьных учебниках внимание практически не уделяется (изредка исключением являются учебники для младших классов). В таблицах же и схемах делается упор или на механическую память, или же на логику. Вот почему детки с визуально-пространственным типом интеллекта испытывают достаточно серьезные проблемы и трудности в обучении.

Особенности детей с визуально-пространственным типом интеллекта

Детям с визуально-пространственным типом интеллекта свойственно развитое образное мышление (они создают «картинку» из полученной информации), часто в письменной и устной речи используют метафоры (возможно, потому они и любят басни, сказки, пословицы, меткие словечки).

Кроме того, обладатели визуально-пространственного типа мышления тепло относятся к изобразительному искусству и, зачастую, в нем хорошо разбираются, им легко дается чтение географических карт, схем и диаграмм, они долго и детально хранят в памяти изображения, особенно, если они к тому же красочные, ведь такие дети обладают очень развитым чувством цвета.

Слагаемые успеха

Источник: http://udoktora.net/vizualno-prostranstvennyiy-tip-intellekta-62546/

Online Test Pad

Taka taka taka taka taka taka ta Taka taka taka taka taka taka ta

Taka taka taka taka taka taka ta

Пройти тест

Хотите проверить свои навыки? Тогда жми! Тест предназначен для детей 2 класса. 1 и 2 полугодия. 

Пройти тест

Тренировочный тест по теме «Внутренняя среда организма. Иммунитет. Группы крови» составлен для учащихся 8 класса к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек».

Пройти тест

Просто пройдите тестю Не торопитесь, отвечайте на вопросы неспеша. Их всего 4, один правильный ответ. Удачи всем! Да поможет вам воображаемый Артемка. Всем пис! 

Пройти тест

Совет

Тест содержит в себе основные и главные моменты из культуры периода складывания Московского государства (в рамках ЕГЭ)

Пройти тест

Тест по обществознанию, 7 класс, 1 полугодие. Выберите правильные ответы.

Пройти тест

Тест на проверку знаний по теме Размножение, Развитие человека, Возрастные процессы.

Пройти тест

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.

Пройти тест

«Портретный тест» — задания на знание исторических деятелей первой половины XIX века. Основа на их портреты. Соответствует Учебнику А.А.Данилова 8 класс §1-12

Пройти тест

Тест можно использовать, как закрепление материала по теме: СССР в 1953-1964 гг.

Пройти тест

При ознакомлении с демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что включённые в него задания не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2018 году. Данный тест содержит 14 заданий модуля «Алгебра» и 6 заданий модуля «Геометрия» первой части ОГЭ. В тесте 20 заданий.

Пройти тест

Тест, содержащий логические и развивающие задачи по математике для пятиклассников

Пройти тестВ тесте предложено прорешать несколько задач на тему Передача данных.
В ОГЭ  эти задачи идут под 15 номером. Тест не ограничен по времени.Пройти тест

Тестовый тренажер для проверки и самопроверки уровня усвоения учащимися соответствующей темы курса «География: Региональный обзор мира» при индивидуальном тестовом опросе.

Пройти тестТест предназначен для отработки умения правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.Пройти тест

Тест предназначен для проверки выполнения задания №7 в КИМах ОГЭ 2017 по информатике.
Группа в ВК: https://vk.com/oge_5

Пройти тест

Тест предназначен для учеников 8 класса. В тесте собраны вопросы по темам Напряжение, единицы измерения электрического напряжения.

Пройти тест

Даны 11 вопросов по теме «Частица». Решив их, вы повторите эту тему и подготовитесь к нескольким вопросам ЕГЭ.Прежде чем перелистнуть страничку и решить тест, повтори теорию.

Посмотри чуть ниже , и ты увидишь теоретические сведения по вопросу.

Обратите внимание

Посмотри видеоурок, чтобы лучше разобраться в теме или наверстать упущенное! Не поленись, выбери удобный для тебя вариант повторения темы, а затем приступай к заданию

Пройти тест

Источник: https://onlinetestpad.com/ru/test/25025-test-na-vizualno-prostranstvennye-sposobnosti

Теория приобретенных способностей

Теория приобретенных способностей, называемая иначе «теорией воспи-туемости способностей», возникает несколько позже, чем признание их наследственного происхождения. Еще средневековый философ-материалист Фрэнсис Бэкон (1561-1626 г.) высказывал идею о зависимости способностей от социальных влияний.

Он считал, что любой умственный изъян может быть исправлен соответствующим воспитанием, и одним из первых выдвинул идею о воспитуемо-сти способностей. Однако популярными эти взгляды становятся только в эпоху Просвещения, прежде всего благодаря работам британского педагога и философа Джона Локка (1632-1704 гг.

), которого иногда называют «первым философом эпохи Просвещения». Д. Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей и что психический склад человека определяется только опытом, полученным с помощью чувственного восприятия. Ум человека — это «чистая доска» («tabula rasa»). Девять десятых людей, по мнению Д.

Локка, делаются такими как есть только благодаря воспитанию. До соприкосновения с материальным миром человеческая душа — «белая бумага, без всяких знаков и идей». Взгляды Д. Лок-ка о преимущественном влиянии социальных условий, в том числе воспитания и обучения, на развитие психики человека получили название «теория чистой доски». Используемый Д.

Локком термин «чистая доска» был предложен еще древнегреческим философом Аристотелем (384-322 гг. до н. э.), но наибольшую значимость приобрел во времена Просвещения.

В XVIII веке учение об общественной природе человека развивали швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци, русские рационалисты А. Ф. Бестужев, И. А. Крылов, А. И. Клушин и др.

Широко известны и взгляды французского философа Клода Гельвеция, отстаивавшего идею об умственном равенстве людей и утверждавшего, что «сын короля ничем не отличается от сына крестьянина», разными они становятся только благодаря разному воспитанию.

Основная идея К. Гельвеция — от природы все люди равны, а воспитание всемогуще.

Идею о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности, поддерживали и некоторые психологи. Так, американский ученый У.

Важно

Эшби утверждает, что способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами, в частности тем, какая программа интеллектуальной деятельности была сформирована стихийно или сознательно в процессе обучения у человека в детстве и в последующей жизни.

Читайте также:  Первое в мире глубоководное горнорудное предприятие готовится к запуску в 2019 году

У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого — только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби считает работоспособность. Способен тот, кто после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию. Неспособный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешенной (по А. Г.

Ковалеву, 1981). Современные приверженцы этой концепции в США создают специальные центры формирования детской одаренности. Так, в Филадельфийском институте наилучшего использования человеческого потенциала «выращивание» интеллектуально одаренных детей начинается с четырех-пяти лет.

Для этих детей организуются занятия по умственному развитию, поскольку «дорога каждая минута и нельзя мозгу позволять бездельничать». В последние годы появилась идея развития интеллекта детей первого года жизни, так как динамика интеллектуальной деятельности, с точки зрения приверженцев взглядов У. Эшби, закладывается именно в этом возрасте.

Сторонники теории «приобретенных способностей» в качестве доказательства влияния общества на развитие психики человека приводят известные в ис-тории факты социальной изоляции детей, воспитанных животными, так называемых детей-«маугли».

Дефицит человеческого общения приводит к недоразвитости человеческой психики, к формированию элементов животного поведения и способов общения, принятых среди того вида животных, которые «усыновили» ребенка.

Известны случаи воспитания человеческих детенышей волками, газелями, медведями, леопардами, но больше всего, конечно, стаями обезьян, поскольку и мы и они относимся к приматам.

Известны также факты влияния культуры на развитие некоторых специальных способностей. В исследовании звуковысотного слуха, выполненном под руководством А. Н. Леонтьева О. Н. Овчинниковой и Ю. Б. Гиппенрейтер, обнаружена сильная его недоразвитость у одной трети взрослых русскоязычных людей.

Совет

В то время как испытуемые-вьетнамцы оказались в группе лучших, обнаружив стопроцентную музыкальность. Напомним, что звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, является основой музыкального слуха и музыкальности. Объяснение этого факта ученые нашли в особенностях русского и вьетнамского языков.

Русский язык, так же как и все европейские языки, относится к группе тембровых. То есть понимание речи зависит от тех фонем, которые использует человек. Высота звука не является смыслообразующей и поэтому выступает как достаточно нейтральный для смыслоразличения фактор.

Вьетнамский язык — язык тональный, то есть высота звука несет функцию смыслоразличения. В результате чего все вьетнамцы, овладевая в раннем возрасте речью, одновременно развивают музыкальный слух. Роль условий среды и упражнений можно подтвердить и другими фактами, полученными в лаборатории А. Н. Леонтьева. Совместно с О. Н.

Овчинниковой была доказана возможность развития звуковысотного слуха у детей и у взрослых людей путем упражнений. Что опровергло обусловленность способностей только врожденными факторами.

Влияние способа организации деятельности на развитие творческих способностей было продемонстрировано в работах А. Р. Лурия (1962). Особое значение исследования состоит в том, что в нем приняли участие дети с совершенно одинаковой наследственной базой (однояйцевые близнецы).

Из пяти пар однояйцевых (монозиготных) близнецов в возрасте 5-6 лет сформировали две группы. Каждая группа занималась в течение трех недель конструированием моделей из мелких деревянных деталей. Первая копировала образец, в котором ясно были видны все включенные в него детали.

Детям надо было подобрать соответствующие детали и расставить их так, как было продемонстрировано в образце. Вторая группа получила те же конструкции, но оклеенные бумагой. Конструировать в этом случае было намного труднее, так как ребенок не мог копировать, а должен был сам догадаться, из каких элементов сделана постройка.

После окончания обучения провели контрольный срез. Детям предложили решение контрольных задач на конструирование аналогичных моделей и дополнительно на решение других типов зрительных головоломок и задач на мысленную пространственную трансформацию. Оказалось, что дети второй группы выполнили задания быстрее и легче, чем дети первой.

Обратите внимание

Причем контрольные срезы проводили как сразу после обучения, так и спустя полтора года. Результаты первого и второго контрольных срезов были аналогичны.

Таким образом, в психологии получено достаточно фактов, опровергающих тезис о врожденности способностей и доказывающих влияние социальной среды, в том числе обучения и воспитания, на их развитие. Однако абсолютизация того или другого фактора в объяснении природы способностей является, на наш взгляд, крайне непродуктивной, поскольку не может объяснить сложную природу способностей.

Источник: https://psyera.ru/teoriya-priobretennyh-sposobnostey_9661.htm

Всестороннее развитие интеллекта

Развитие всех видов интеллекта

Последнее время особое значение придается не только тому интеллекту, который определяется стандартными тестами для определения IQ, но также и другим навыкам:

  • способности общаться с другими людьми,
  • умению планировать свою жизнь и приносить в нее гармонию,
  • настойчивости в достижении поставленных целей.

Под системой развития интеллекта следует понимать развитие всех его разновидностей. Например, таких как творческий, личностный, социальный, духовный, физический, сенсорный, сексуальный, цифровой, пространственный и вербальный.Люди с развитым творческим интеллектом могут очень долго вынашивать свои идеи, даже самые на первый взгляд безумные.

Для развития творческого интеллекта следует как можно больше мечтать. В процессе мечтания, та часть мозга, которая отвечает за аналитическое мышление, отдыхает, набирается сил. А затем вы снова собираетесь с мыслями и подключаете свой творческий интеллект.

Обратите внимание на свои сны, постарайтесь их проанализировать, найти им объяснение.

Творческое начало также хорошо развивается, когда Вы рисуете, поете или пишете стихи. И совершенно не важно, умеете Вы это делать красиво или нет. Важен сам процесс.

Если Вы замечаете, что иногда в одиночестве разговаривайте сами с собой – не пугайтесь. Это нормально и даже необходимо для развития своего творческого интеллекта. Это делают все дети и гении.

Он осознает себя и знает свое место в этой жизни. Развитие личностного интеллекта происходит, когда Вы «находите общий язык» и «разговаривайте» со своим вторым «Я». Постарайтесь прислушиваться к нему.

Для этого можно использовать такие практики как медитация, самовнушение, самогипноз и т.д.

Старайтесь побольше думать о хорошем, о том, что доставляет Вам удовольствие. А плохие воспоминания только портят настроение, ведь прошлого уже не вернуть.

Радуйтесь тому, что есть сегодня и сейчас.

Развитие социального интеллекта – это, в первую очередь, общение. Полезно также смотреть кинофильмы, спектакли, всевозможные шоу, где разыгрываются разнообразные межличностные отношения. Расширяйте круг своего общения, не замыкайтесь только на «своих».

Люди не «вашего круга», не похожие на Вас на самом деле могут оказаться очень интересными, дополнить Вашу жизнь. Благодаря общению с ними Вы сможете посмотреть на жизнь другими глазами и, возможно, у Вас появится желание что-то в ней изменить. Обратите внимание на свой гардероб.

Важно

Провожают, конечно, по уму, но встречают все-таки по одежке. Ваш наряд должен соответствовать месту и тем людям, которые будут с Вами общаться. А Вы должны в ней чувствовать себя комфортно и уверенно.

Признаками развитого социального интеллекта является умение задавать вопросы и слушать.

Ни в коем случае не превращайте общение в допрос. Даже если собеседник на первый раз выдержит и тактично удовлетворит Ваше любопытство, то в следующий раз он не захочет с Вами общаться.

Если, к примеру, взять теорию Маслоу, то этот вид интеллекта является самой последней ступенью его знаменитой пирамиды потребностей – «самоактуализованный Человек». Уровень развития духовного интеллекта напрямую зависит от развития социального и личностного интеллектов.

Поэтому продолжайте их развивать. Читайте книги о религиях и духовных практиках. Чаще бывайте на природе.

Если Вы думайте, что люди с развитым духовным интеллектом всегда очень серьезные и немного грустные, то Вы ошибаетесь.

Наоборот, у них развито чувство юмора! Они жизнерадостные и веселые.

Одним из способов духовного очищения является как бы возвращение в детство. То есть не «впадение в детство» в прямо смысле этого слова, а возвращение своего сознания к такому состоянию, когда Ваша голова еще не наполнена той огромной информацией, которую Вы перерабатывайте в течение своей жизни. Это умение хотя бы на какое-то время забыть то, что Вы знаете и начать новое обучение.

Занимайтесь любыми видами физического развития, какие только Вам нравятся – танцы, аэробика, плавание, йога, бег и т.д.

Развивайте гибкость, силу мышц, умение держать равновесие, ловкость, координацию движений.

Как можно больше гуляйте на свежем воздухе и правильно питайтесь.

Балуйте свои уши прослушиванием красивых мелодий, народной, классической и просто любимой музыки. Врачи установили, что прослушивание определенных мелодий помогает даже излечиться от некоторых заболеваний. Запахи также могут оказывать оздоровительный и омолаживающий эффект. Например, ароматерапия.

Наслаждайтесь также природными запахами – воздух после дождя, аромат цветов и т.д. Для развития вкуса к еде готовьте самые разнообразные блюда. Очень полезно время от времени употреблять еду, приготовленную чужими руками. Балуйте свою кожу различными процедурами, ваннами, массажем.

Совет

Носите одежду, сшитую из натуральных тканей, которая приятно прилегает к телу и дает коже «дышать».

Для развития интуиции можно делать такое упражнение. Встаньте, закройте глаза и попросите своего друга, который находится в нескольких шагах от Вас, начать медленно и неслышно приближаться к Вам.

Ка только Вы почувствуйте, что он или она находится от Вас на расстоянии вытянутой руки, скажите «стоп». Вы будете удивлены тем, насколько быстро Ваш мозг научится это делать.

Абсолютно каждый свой вид интеллекта можно использовать для развития чувственного:

  • Творческий интеллект используйте, чтобы фантазировать, экспериментировать, играть.
  • Развитый личностный интеллект придает человеку больше уверенности в себе.
  • А развивая социальный интеллект, вы будете создавать вокруг себя энергетическое поле, которое как магнит будет притягивать к вам вашего партнера.
  • Духовный интеллект также не является помехой для развития чувственности, а наоборот усиливает ее. И в этом случае он называется словом «любовь».
  • Обладая развитым физическим интеллектом, имея хорошую физическую форму развивать чувственный интеллект гораздо проще и интереснее. То же самое можно сказать и о сенсорном интеллекте.

Многие могут сказать, что этот вид интеллекта не так уж и нужен в жизни.

Но так ли это? Дело в том, что цифры и различные арифметические действия для всех стали частью повседневной жизни. И мы даже не замечаем за собой, что постоянно что-то высчитываем. Но кто-то делает это лучше, а кто-то хуже.

Для порядка в финансовых делах стоит заняться развитием этого вида интеллекта.

Для этого достаточно забыть о калькуляторе и стараться просчитывать все в уме.

Этот вид интеллекта связан с физическим. Поэтому, развивая его, вы будете развивать и пространственный интеллект.

Парашютисты, футболисты, гимнасты, фигуристы, воздушные акробаты, таксисты, лесники, моряки и многие другие имеют высокоразвитый пространственный интеллект.

Пространственный интеллект развивают компьютерные и настольные игры, в том числе шахматы. Существует еще много различных развивающих приспособлений, например, кубик Рубика, конструктор Лего и другие головоломки.

Для развития вербального интеллекта продолжайте увеличивать словарный запас, много читайте, работайте со словарями. Но не стоит останавливаться на своем языке – поставьте себе цель выучить иностранный! И может быть даже не одного. Любой язык содержит всего лишь приблизительно около тысячи необходимых слов, которые используются в повседневной жизни. Самое главное – понимать принцип. Очень хорошо об этом рассказывает полиглот Дмитрий Петров.

В начало<\p>

Читайте также:  Мини-робот для изучения основ программирования

Источник: http://genskayformula.com/razvitye.html

Семь видов интеллекта

?guzel54 (guzel54) wrote,
2015-06-07 22:57:00guzel54
guzel54
2015-06-07 22:57:00Category:Originally posted by marena99 at Семь видов интеллектаАвтор — Доктор_Хаус_Ру. Это цитата этого сообщения

Теория Гарднера открыла людям новый взгляд на понятие таланта, ума и способностей.

Разве справедливо, что детей со склонностью к точным наукам в школе считают умными, а ребятишек, которые прекрасно умеют выстраивать отношения со сверстниками, принято называть бездельниками и болтунами?.. Нет, утверждает Гарднер. У этих детей просто развит другой тип интеллекта – эмоциональный, или межличностный.

Нельзя сказать, что природа обделила их способностями: у людей, обладающих развитым эмоциональным интеллектом, есть все шансы стать успешными в жизни.

Последние исследования показывают, что личности с таким талантом лучше всех продвигаются в карьере и намного чаще становятся руководителями или «замами». Разные виды интеллекта востребованы в различных профессиональных сферах.

Обратите внимание

Дизайнеру не обязательно разбираться в музыке и обладать чувством ритма, но необходимо чувствовать цвет, пространство и форму. Спортсмену нужно прекрасно владеть своим телом, а актеру к тому же не помешает и эмоциональный интеллект, и так далее.

Узнайте, какими видами интеллекта одарены вы или ваш ребенок.

Логико-математический интеллект отражает нашу способность оперировать числами и мыслить рационально. Этот тип интеллекта также активно задействован во всех школьных программах.

Из человека с развитым математическим интеллектом получится прекрасный математик, физик, бухгалтер, финансист, компьютерный программист, логик. Справедливо считается, что «математика развивает мозг». Однако, если человек не обладает выдающимися математическими способностями, это вовсе не значит, что он глуп.

Скорее всего, у него просто развит совершенно иной тип интеллекта – один из тех, о которых мы расскажем ниже.

Визуально-пространственный интеллект говорит о таланте воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию, быть восприимчивым к цвету, форме, линиям, отношениям между объектами в пространстве. Дети с такими способностями хорошо успевают по геометрии и черчению. Этим типом интеллекта обладают архитекторы, художники, дизайнеры.

Такие люди хорошо ориентируются на местности, могут быть экскурсоводами или путешественниками.

В сочетании с развитым логическим интеллектом визуально-пространственные способности могут дать прекрасного врача, химика или биолога: в естественнонаучных дисциплинах требуется умение логически мыслить и одновременно представлять себе сложные структуры — молекулы, органы и их системы, строение тканей.

Вербальный, или лингвистический интеллект развит у писателей, журналистов, ораторов. Не помешает оно и политикам и вообще всем людям, чья деятельность требует публичных выступлений и общения с другими людьми.

Это владение устной и письменной речью, «чувство» языка, умение строить красивые предложение и связно выражать свои мысли.

Нынешняя система образования активно апеллирует к развитию данного вида интеллекта: в школе мы прежде всего учимся читать, писать, пересказывать прочитанное.

Телесно-кинестетический интеллект, к сожалению, гораздо меньше тренируется в современных школах.

А ведь именно из детей, обладающих кинестетическими способностями, вырастают спортсмены, балерины, актеры и актрисы.

Важно

Умение владеть своим телом пригождается не только на сцене и в спорте – этот талант (в сочетании с визуально-пространственными способностями) необходим и хирургам, ремесленникам, механикам и скульпторам.

Музыкальный интеллект — это способность воспринимать, оценивать и создавать музыку, обладание хорошим слухом, чувством ритма и гармонии.

Наверное, вы уже догадались, что обладающие хорошим музыкальным интеллектом люди становятся прекрасными исполнителями, композиторами, звукорежиссерами и музыкальными критиками.

Этот интеллект (в сочетании с телесно-кинестетическим) требуется всем, кто хочет хорошо петь и танцевать.

Эмоциональный, или межличностный интеллект связан с искусством общения. Это умение различать настроения, намерения и чувства других людей.

Он требуется всем, чья деятельность так или иначе связана с общением: психологам, педагогам, менеджерам по работе с клиентами, специалистам по продажам, руководителям. В современном мире, где многое решают связи, обладание эмоциональным интеллектом дает большие преимущества во многих сферах.

Поэтому, если ваш ребенок-тинэйджер имеет десятки друзей, постоянно болтает на уроках и строчит смс-ки – не спешите ругать его за легкомыслие и нерадивое отношение к учебе. Лучше записать его на психологические курсы или «подсунуть» книгу о навыках самопрезентации и умении договариваться.

Это заставит его задуматься об отношениях с учителями, ответственности, а заодно и над тем, как с умом применить свои таланты во взрослой жизни.

Экзистенциальный, или духовный интеллект — люди с этим даром не боятся задаваться вопросами бытия, жизни и смерти. Обычно люди с этим типом интеллекта становятся опять-таки психологами, а также философами, священниками.

Многие писатели обладают таким типом интеллекта. Несмотря на кажущуюся «бесполезность», этот талант дает людям глубину мысли и чувств, приучает мыслить масштабно.

Это делает их интересными собеседниками и думающими людьми, что ценно практически в любой сфере жизни.

Совет

После предложенной Гарднером теории психологи пошли дальше, выделив еще несколько видов интеллекта – к примеру, интраперсональный (способность к самонаблюдению, самоанализу и самосовершенствованию), креативный (умение видеть вещи в новом свете, предлагать нестандартные идеи, находить новые пути решения проблем), чувственно-сексуальный (комментариев не требуется).

Наверное, конкретизировать виды интеллекта можно до бесконечности. Главное — понять, что в каждом человеке скрыта масса способностей. Их сочетание и рождает уникальную личность со своими сильными и слабыми сторонами.

Неспособные люди – это те, кому не посчастливилось открыть и развить свои таланты.

Источник: https://guzel54.livejournal.com/289141.html

Теории интеллекта: можно ли измерить умственные способности

По большей части психологи согласны в том, что интеллект представляет собой способность мыслить логически и рационально, решать задачи, понимать социальные нормы, традиции и ценности, анализировать ситуации, учиться на своем опыте и преодолевать жизненные трудности. Но они до сих пор не могут решить, можно ли точно оценить интеллект. Для решения этой задачи ученые пытаются ответить на следующие вопросы:

— Передается ли интеллект по наследству?

— Влияют ли на интеллект внешние факторы?

— Представляет ли интеллект наличие ряда навыков и способно-

стей или какой-то одной конкретной способности?

— Следует ли считать тесты IQ (тесты на коэффициент умственного

развития) предвзятыми?

— Можно ли с помощью этих тестов оценить интеллект?

Сегодня существует множество теорий, объясняющих, что такое интеллект. Перечислим некоторые из них — наиболее значимые.

Общий интеллект

Британский психолог Чарльз Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой в структуре интеллекта можно выделить два фактора: g-фактор, то есть общую, или генеральную, способность, и s-фактор, или специфический для конкретной умственной деятельности.

Таким образом, по мнению ученого, существует некий общий интеллект, определяющий умственные способности человека в целом, или g-фактор; и его можно точно измерить посредством специального теста.

Спирмен обнаружил, что люди, которые показывали хороший результат по одному когнитивному тесту, также успешно сдавали и другие тесты умственных способностей, а те, кто набирал мало баллов по одному тесту, не слишком преуспевали и при сдаче других.

На основании этого психолог и сделал вывод, что интеллект представляет собой общую познавательную способность, которую можно измерить и выразить количественно.

Первичные интеллектуальные способности

По мнению психолога Луиса Терстоуна, существует семь «первичных интеллектуальных способностей», которые определяют интеллект человека: словесное понимание, речевая беглость, числовое, пространственное и индуктивное восприятие, скорость восприятия и ассоциативная память.

Множественный интеллект

Согласно теории множественного интеллекта, предложенной психологом Говардом Гарднером, оценить интеллект количественно невозможно.

Ученый утверждал, что существует восемь разных типов интеллекта, базирующихся на относительно независимых способностях и навыках, и что одни из этих способностей могут быть развиты у индивидуума лучше, чем другие.

Вначале он выделял семь независимых типов интеллекта: пространственный (способность воспринимать зрительную и пространственную информацию), вербальный (способность к речи), логико-математический (способность логически анализировать проблему, распознавать отношения между объектами и мыслить логически), телесно-кинестетический (способность двигаться и осуществлять физический контроль над собственным телом), музыкальный (способность воспринимать высоту, ритм и тембр звука и оперировать звуковыми паттернами), межличностный (способность понимать других людей и взаимодействовать с ними) и внутриличностный (умение осознавать свои собственные чувства, эмоции и мотивы). Впоследствии ученый включил в свою модель и натуралистический интеллект — способность человека жить в гармонии с природой, исследовать окружающую среду, учиться на примере других биологических видов.

Триархическая теория интеллекта

Согласно теории интеллекта психолога Роберта Стернберга, существует три разных фактора интеллекта: аналитический, или компонентный (способность решать задачи), творческий, или опытный (способность справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и имеющиеся навыки), и практический, или контекстуальный (способность адаптироваться к изменениям окружающей среды).

Тесты на оценку интеллекта

Методов оценки уровня интеллектуального развития сегодня создано не меньше, чем теорий интеллекта. С момента создания самого первого инструменты для измерения и оценки интеллекта становились все более точными и стандартизированными. Перечислим их в хронологическом порядке.

Тест Бине — Симона (1905 год)

В 1885 году правительство Франции предложило французскому психологу Альфреду Бине разработать тест для оценки уровня интеллектуального развития детей. В стране только что были приняты законы, обязывающие всех детей в возрасте от шести до четырнадцати лет посещать школу, поэтому потребовался тест для отсева тех, кто нуждался в особых условиях обучения.

Бине и его коллега Теодор Симон составили ряд вопросов на темы, не связанные непосредственно со школьным образованием. Помимо разных других способностей, они оценивали память, внимание и умение решать задачи.

Обратите внимание

Бине обнаружил, что некоторые дети отвечают на более сложные вопросы, больше подходящие для старшего возраста, тогда как их ровесники могли ответить только на вопросы, предназначенные для детей помладше.

На основе своих наблюдений Бине разработал концепцию умственного возраста — инструмент, позволяющий оценивать интеллект на основе среднестатистических способностей детей определенной возрастной группы. Шкала Бине — Симона была первым тестом оценки интеллектуального развития и послужила основой для всех тестов, используемых сегодня.

Тест интеллекта Стэнфорд — Бине (1916 год)

После того как о шкале Бине — Симона узнали в США, психолог из Стэнфордского университета Льюис Терман стандартизировал ее и начал использовать для тестирования американских детей.

Адаптированная версия под названием «Шкала интеллекта Стэнфорд — Бине» была опубликована в 1916 году.

В этом тесте используется единый показатель — коэффициент умственного развития (IQ — intelligence quotient), который рассчитывается путем деления умственного возраста тестируемого на его реальный возраст и последующего умножения полученного числа на 100.

Армейские альфа- и бета-тесты (1917 год)

С началом Первой мировой войны у армии США возникла потребность в оценке умственных способностей огромного количества призывников.

Для решения этой сложной задачи психолог Роберт Йеркс (в то время президент Американской психологической ассоциации и председатель Комитета по психологической экспертизе рекрутов) разработал два теста, получившие название «Армейский альфа-тест» и «Армейский бета-тест».

Их прошли более двух миллионов человек; так армейские кадровые службы определяли, какие задачи можно поручить новобранцу и какую должность он способен занять.

Шкалы интеллекта Дэвида Векслера (1955 год)

Важно

В 1955 году психолог Дэвид Векслер разработал очередной тест на оценку уровня интеллектуального развития — Шкалу интеллекта Векслера для взрослых. Впоследствии он был доработан, и сегодня используется модифицированный третий вариант.

Если в тесте Стэнфорд — Бине уровень интеллекта рассчитывается на основе умственного и истинного возраста человека, то при тестировании по Шкале интеллекта Векслера для взрослых балл тестируемого сравнивается с показателями других людей его возрастной группы. Средний показатель равен 100. Сегодня этот инструмент считается стандартным методом тестирования интеллектуального развития человека.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/10710-teorii-intellekta

Ссылка на основную публикацию