Интеллектуальные системы способны повлиять на финансовое поведение людей

Влияние, власть и авторитет: как управлять людьми

Автор: Юрий Алексеевич Шибалкин, старший преподаватель Московского государственного индустриального университета.

Успешная работа требует согласованности действий всех ее участников. Это возможно только при условии единого руководства, подчинения всех работников единой воле. Однако такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать деятельность отдельного работника и группы.

Руководитель должен знать те силы и средства, с помощью которых это можно сделать.

Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, то он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последуют желаемые действия.

Обратите внимание

Но в жизни так бывает не всегда. Даже при осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий.

Для этого нужны определенные усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей.

1. Влияние

Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т.д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия.

Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее.

Здравый смысл подсказывает, что для того чтобы обладать влиянием необходимо иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя. То, что создает его зависимость от вас и заставляет его действовать так, как желаете вы. Это «что-то» — основные потребности исполнителя.

Влияние зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.

Никто не может влиять на людей в любых ситуациях. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается влияние.

Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, от подчиненных и коллег.

Без содействия этих людей, представляющих собой часть окружающей среды руководителя, он не может влиять и осуществлять свои функции.

Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния — власть.

2. Власть

Власть — это способность влиять на поведение других людей, возможность оказывать воздействие на их деятельность с помощью какого-либо средства: воли, принуждения, поощрения, внушения, интриги и т.д.

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т.д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации и т.д.

Успешный руководитель всегда будет соблюдать баланс власти над подчиненными и своей зависимости от них. Осуществляя власть, он будет заботиться о реализации групповых целей, о помощи группе в средствах их достижения.

3. Формы власти

Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:

  1. Власть, основанная на принуждении;
  2. Власть, основанная на вознаграждении;
  3. Должностная (традиционная) власть;
  4. Власть авторитета.

Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальными лидерами, чтобы помешать достижению этих целей. У каждой формы власти есть свои плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.

3.1. Власть, основанная на принуждении

Это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять.

Обычно страх ассоциируется с насилием, с физической болью. Но это далеко не единственный механизм страха. Например, страх потерять интересную и хорошо оплачиваемую работу свойственен многим.

В определенных обстоятельствах можно так легко и успешно использовать страх: намек на увольнение или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.

Важно

Но для компетентного подчиненного такие грубые приемы не так страшны. Гораздо чаще страх, нагоняемый на такого подчиненного, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Например, вскользь брошенное замечание, что другой уже давно справился бы с таким заданием, унижает и может вселить страх.

Влияние через страх действует только в том случае, если человек нарушает регламентированное поведение. Поэтому, чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь систему контроля.

Исследования показывают, что трудовой коллектив, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.

3.2. Власть, основанная на вознаграждении

Обещание вознаграждения — один из самых старых и часто самых действенных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление ожиданий подчиненного. Он не сопротивляться этому влиянию, и руководитель добивается от него желаемого поведения.

Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное, то есть оно должно быть адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.

Руководитель должен правильно оценить то, что в глазах подчиненного является вознаграждением, и фактически предложить его ему. Однако на практике у руководителя есть масса ограничений в возможности выдавать вознаграждение. Фирма имеет ограниченное количество ресурсов на поощрение. Поэтому успешный руководитель должен научиться использовать и другие способы влияния.

3.3. Должностная власть

Должностная власть определяется существующей системой субординации (соподчинения) и совокупностью функций, прав и обязанностей в структуре управления. Она определяется предоставлением руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.

Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментами, с помощью которых руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы.

Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг подчиняться им. Это влияние стало традицией, в результате которой подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.

Совет

Бесперебойное функционирование фирмы прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать законную власть руководителя. Но такое влияние возможно до тех пор, пока руководитель способен удовлетворить потребности подчиненного. Система, основанная на традициях, рухнет, если не даст своим лояльным сторонникам тепло и защищенность.

Традиция особенно важна для формальных трудовых коллективов. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. С помощью традиции повышается быстрота и предсказуемость влияния и значительно упрощается принятие многих решений.

Традиция обладает огромным преимуществом — безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это повышает стабильность, так как функционирование фирмы не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности.

3.4. Власть, основанная на авторитете

Одной из форм осуществления власти является авторитет — положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Методы управленческого анализа

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.

Авторитет основан на двух источниках:

  1. на вере в личностные особенности человека, его престиж;
  2. на вере в способности человека, его деловые качества.

Реальный авторитет складывается как единство специалиста, должности и личности. Его завоевывает сам руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, волей, принципиальностью, как человек требовательный, но справедливый, нравственно чистоплотный.

Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.

Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:

  1. на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;
  2. на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;
  3. на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.

Авторитет личности. Авторитет личности — это власть, основанная на бессознательной, харизматической вере (греч. «харизма» «милость», «божественный дар», «слепая вера». Это влияние примера.

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. На уровне подсознания подчиненный отождествляет себя с руководителем. Это удовлетворяет его потребность в принадлежности и уважении.

Вот некоторые характеристики харизматических личностей:

  1. Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей.
  2. Внушительная внешность. Лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится.
  3. Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других.
  4. Хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению.
  5. Восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими, не впадая в надменность и себялюбие.
  6. Достойная, уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.

Авторитет специалиста. Авторитет специалиста — это власть, основанная на разумной вере. Исполнители верят в компетенцию руководителя.

Подчинение является сознательным и логичным, потому что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят удовлетворить им свои потребности. Влияние руководителя достигается благодаря его видимым достижениям. Разумная вера в руководителя заставляет повиноваться ввиду убеждения в правильности и точности его распоряжений.

Возрастающая сложность технологий ускорила и усилила использование разумной веры как механизма влияния на современных предприятиях. Некоторые исследования показали, что если группе людей только скажут, что один из них является специалистом (экспертом) в определенной сфере деятельности, то группа скорее будет следовать рекомендациям этого человека.

Принимая на веру мнения специалистов, линейный руководитель таким образом высвобождает свое время. Отказ принять совет специалистов на веру может означать, что линейный руководитель больше заботится о защищенности своей персоны, чем об удовлетворении более высоких потребностей своих подчиненных.

В некоторых случаях влияние разумной веры может изменить баланс власти руководителя и подчиненного, поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного.

По меньшей мере, временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем в похожей ситуации у руководителя.

Возможно, и сам руководитель на первых порах работы в этой должности окажется под сильным влиянием разумной веры авторитета специалистов и примет на веру многое из того, что скажут ему подчиненные.

4. Влияние путем сотрудничества

Все более высокий образовательный уровень исполнителей во многих случаях ликвидировал интеллектуальный разрыв между руководителем и подчиненными. С годами социальные и финансовые различия между людьми также уменьшились. Следовательно, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции или авторитете.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Можно ли научиться остроумию?

Две формы влияния, которые могут побудить подчиненного к активному сотрудничеству, — убеждение и участие. Современные руководители могут стать более успешными руководителями, если они будут совершенствовать свои навыки в этих двух формах влияния.

4.1. Влияние путем убеждения

Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения другому. Руководитель заставляет подчиненного поверить в необходимость выполнения работы самостоятельно. Он признает квалификацию подчиненного, доверяет ему как специалисту и выражает уверенность, что все будет сделано в срок и качественно.

Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что подчиненный обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает свою зависимость от подчиненного.

Обратите внимание

Убеждение влияет тем, что доводит до сознания подчиненного тот факт, что, выполнив желание руководителя, он удовлетворяет как специалист свою собственную потребность. Для убеждения руководитель использует логику и эмоции в зависимости от ситуации и расположенности подчиненного.

Некоторые методы влияния путем убеждения можно схематично представить следующим образом:

  • постарайтесь точно определить потребности подчиненного и апеллируйте к этим потребностям;
  • говорите, сообразуясь с интересами подчиненного, а не своими собственными;
  • при разговоре постарайтесь вызвать доверие и ощущение надежности.

4.2. Влияние через участие

Влияние через участие идет даже дальше, чем убеждение в признании власти и способностей подчиненного. Здесь руководитель просто направляет усилия на совместную работу. Это способствует обмену информацией и объединению усилий в единую позицию, в которую оба искренне будут верить.

Влияние через участие имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня — потребностям власти, компетенции, успеха, самовыражения.

Поэтому такой подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами, и при условии, что можно положиться на то, что подчиненный будет работать на решение задачи, которую он сам выбрал.

К сожалению, исследования показали, что участие в управлении подходит не для всех ситуаций.

Исполнители, которые не любят неясности, не очень склонны к индивидуализму и предпочитают четко регламентированные задания, лучше всего работают в более контролируемых условиях.

Одной из причин, почему участие в управлении распространено не так широко, может быть и тот факт, что руководители не хотят отказываться от своих традиционных полномочий и прерогатив.

Читайте также:  Российские ученые создадут биороботов

5. Практическое использование влияния

Чтобы побудить других к работе (особенно творческой и вдохновенной), руководителю бывает недостаточно только власти. Чтобы влияние через власть было достаточно сильным, необходимо наличие следующих условий:

  • подчиненный должен рассматривать влияние как источник удовлетворения (неудовлетворения) какой-то своей потребности;
  • подчиненный должен высоко ценить ту потребность, к которой апеллирует руководитель;
  • подчиненный должен считать достаточно высокой вероятность удовлетворения потребности в случае решения поставленной задачи;
  • подчиненный должен верить, что его усилие будет справедливо оценено руководителем.

Научитесь влиять и управлять людьми изучив курсы «Кратология: наука о власти» и «Психология мотивации и влияния»:

Кратология: наука о власти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Источник: http://www.elitarium.ru/vlast-rukovoditel-vliyanie-podchinennyj-ubezhdenie-avtoritet-strah-rabota-voznagrazhdenie-povedenie-upravlenie-podchinenie/

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 2

Принцип учета коллективной природы интеллекта, который провозглашает необходимость исследования генезиса и эволюцииинтеллектуального поведения в процессах взаимодействия и коммуникации и совместной деятельности, что подразумевает обращение к теории коммуникации и семиотическим корням интеллекта в ИИ.  [16]

Возникает еще один вопрос понятийно-терминологического характера: если какая-либо тактика определяет в конкретном случаеинтеллектуальное поведение субъекта, то нельзя ли ее, отчасти следуя за теорией игр, называть стратегией.

Ведь собственно она может считаться в подобных ситуациях определяющей психологическую сущность решения. Если бы речь шла только о частных случаях, то действительно можно было бы ( впрочем, несколько вопреки привычному употреблению термина стратегия) тактику называть стратегией.

Но в целом стратегическое и тактическое интеллектуальное поведение различно.

Важно

Стратегии, характеризующие общие интеллектуальные свойства конструктора, говорят о тенденциях мышления при построении систем в целом, стратегии во многом ( и это будет показано дальше) личностны; тактики по преимуществу ситуативны, пригодны для разрешения локальных, блочных задач.  [17]

На начальном этапе исследований по искусственному интеллекту [18] возникло всеобщее убеждение, что заинтеллектуальным поведением людей скрываются их знания об окружающем мире.

Попытки человека добиться интеллектуального поведения от компьютера ограничены доступными сведениями о тех общих знаниях, которыми располагают люди. Другие дисциплины, такие как психология, оказались не в состоянии предоставить ясное описание тех общих знаний, которые проявляются в поведении людей.

Вследствие этого определенное внимание было сосредоточено на такой форме поведения, которую правильнее всего было бы назвать интеллектуальной. Речь идет о знаниях, которые имеются у специалиста-профессионала. Такие области уже достаточно хорошо очерчены и документально описаны в специальных журналах.

Законодательство, юриспруденция, геология, механика — это те виды знания, которые легко выделяются из всего многообразия знаний, используемых человеком.  [18]

Следствием этого является преобладание кооперативных и коалиционных стратегий над чисто конкурентными и индивидуалистическими винтеллектуальном поведении.  [19]

Из того внимания, которое уделяется символьному рассуждению, следует, что экспертные системы должны обладатьинтеллектуальным поведением в некотором общем смысле. Их интеллектуальность зависит от запаса используемых основных принципов и качеств процессов рассуждения общего вида.

Используемые системой основные принципы характеризуют широту охвата области. Грубо говоря, важно произведение числа известных системе принципов на степень подробности, с которой она их знает.

Совет

Качество рассуждений зависит от доступности имеющих отношение к делу фактов и принципов, полноты процедуры вывода и эффективности ее реализации.  [20]

Основным выводом из всех своих исследований сам Келер считает устаноатение того факта, что шимпанзе обнаруживает зачаткиинтеллектуального поведения того же типа и рода, что и человек ( 10, с.

Отсутствие речи и ограниченность следовых стимулов, так называемых предстаатений, являются основными причинами того, что между антропоидом и самым наипримитивнейшим человеком существует величайшее различие.  [21]

Искусственная жизнь ( ИЖ) в узком смысле есть раздел теории и приложений многоагентных систем, где изучаются вопросы возникновенияинтеллектуального поведения на основе локальных взаимодействий агентов. В этом плане термин искусственная жизнь относится к полностью децентрализованным системам коллективного поведения.  [22]

При разработке синергетического подхода в ИИ и развитии концепции агентов неоценимую пользу могут принести результаты исследований психики и интеллекта человека, раскрывающие механизмыинтеллектуального поведения.  [23]

Включение функционального барьера переводит сложные реактивные процессы ребенка в другой план: оно выключает слепые импульсивные попытки, аффективные по природе и отличающие примитивное поведение животного от основанного на предварительных символических комбинацияхинтеллектуального поведения человека. Движение, отделяясь от непосредственного восприятия и подчиняясь включенным в реактивный акт символическим функциям, порывает с естественной историей поведения и открывает новую страницу — страницу высшей интеллектуальной деятельности человека.  [24]

Келер считает общим, основным и непременным методическим условием всяких исследований интеллекта шимпанзе, условием, без которого интеллект шимпанзе вообще невозможно заставить функционировать, и 2) что именно принципиальная ограниченность представлений ( идеации) является, по выводам Келера, основной и общей чертой, характеризующейинтеллектуальное поведение шимпанзе, — достаточно вспомнить эти два положения, для того, чтобы считать вывод Иеркса более чем сомнительным.  [25]

На начальном этапе исследований по искусственному интеллекту [18] возникло всеобщее убеждение, что за интеллектуальным поведением людей скрываются их знания об окружающем мире.

Обратите внимание

Попытки человека добитьсяинтеллектуального поведения от компьютера ограничены доступными сведениями о тех общих знаниях, которыми располагают люди. Другие дисциплины, такие как психология, оказались не в состоянии предоставить ясное описание тех общих знаний, которые проявляются в поведении людей.

Вследствие этого определенное внимание было сосредоточено на такой форме поведения, которую правильнее всего было бы назвать интеллектуальной. Речь идет о знаниях, которые имеются у специалиста-профессионала. Такие области уже достаточно хорошо очерчены и документально описаны в специальных журналах.

Законодательство, юриспруденция, геология, механика — это те виды знания, которые легко выделяются из всего многообразия знаний, используемых человеком.  [26]

Мобильные агенты функционируют в многоагентных системах, построенных с использованием методов распределенного искусственного интеллекта. Они характеризуются скоординированныминтеллектуальным поведением, обеспечивающим достижение общей цели, стоящей перед многоагентной системой.  [27]

Сам Келер ограничивает свою задачу. Он не развивает никакой теорииинтеллектуального поведения ( 10, с.  [28]

Попытки создания ЭВМ, моделирующих работу мозга, предпринимались еще с 40 — х годов специалистами по нейрокибернетике.

Они стремились разработать самоорганизующиеся системы, способные обучатьсяинтеллектуальному поведению в процессе взаимодействия с окружающим миром, причем компонентами их систем обычно являлись модели нервных клеток.

Однако зарождавшаяся в это же время вычислительная техника и связанные с нею науки, особенно математическая логика и теория автоматов, оказали сильное влияние на области исследования, связанные с мозгом.  [29]

Важно

Физическая символьная система обладает необходимыми и достаточными средствами дляинтеллектуального поведения общего характера.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

Источник: https://www.ngpedia.ru/id265298p2.html

Интеллектуальные системы Лекция 1 История искусственного интеллекта

Интеллектуальные системы Лекция 1

История искусственного интеллекта

Основные определения Определение 1. Система с интеллектуальной поддержкой – это система, способная самостоятельно принимать решения. Определение 2.

Интеллектуальная система – это информационновычислительная система с интеллектуальной поддержкой при решении задач без участия оператора. Определение 3.

Интеллектуализированная система – это информационно-вычислительная система с интеллектуальной поддержкой при решении задач с участием оператора. 3

Философские основания ИИ Может ли машина мыслить? Гипотеза слабого искусственного интеллекта Гипотеза сильного искусственного интеллекта 4

История ИИ Появление предпосылок ИИ (до 1956) Рождение ИИ (1956) Период раннего энтузиазма (1952 -1969) Зима искусственного интеллекта (1966 -1973) Разработка систем, основанных на знаниях экспертов (1969 -1979) Второй бум искусственного интеллекта(1980 -1987) Возвращение к нейронным сетям (1988 -1995) Появление интеллектуальных агентов (1995) 5

Появление предпосылок ИИ (1943 -1955) Изобретение ЭВМ: § § § 1940 – Алан Тьюринг (Англия) 1941 – Конрад Цузе (Германия) 1940 -1942 — Джон Атанасов, Эдвард Бэри (США) Тест Тьюринга (1950) Изобретение электроэнцефалографа (Ганс Бергер 1929 г. ) Первая модель искусственных нейронов (Уоррен Маккалок, Уолтер Питтс 1943 г. ) 6

Рождение ИИ (1956) Дартмутский семинар – лето 1956 года 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Джон Маккарти, Дартмутский колледж Марвин Минский, Гарвардский университет Клод Шеннон, Bell Laboratories Натаниэль Рочестер, IBM Артур Самюэль, IBM Аллен Ньюэлл, Университет Карнеги Герберт Саймон, Университет Карнеги Тренчард Мур, Принстонский университет 9. Рей Соломонов, Массачусетский технологический 10. Оливер Селфридж, Массачусетский технологический институт 7

Совет

Рождение ИИ (1956) В 1954 г. в МГУ начал свою работу семинар «Автоматы и мышление» под руководством академика Ляпунова А. А. В этом семинаре принимали участие физиологи, лингвисты, психологи, математики. 8

Период раннего энтузиазма (1956 -1969) Гербертом Саймоном 1956 г. – компьютерная программа Logical Theorist, которая смогла автоматически доказать 38 законов из книги Рассела и Уайтхеда «Принципы математики» 1956 г. – компьютерная программа General Problem Solver (GPS). Она могла не только вести доказательства, но и играть в шахматы и ханойскую башню. 1958 г.

— «в течение 10 лет цифровой компьютер будет мировым чемпионом по шахматам» . 1965 г. — «Машины смогут через 20 лет делать любую работу, которую делает человек» Марвин Минский 1967 г. — «Через поколение проблема создания искусственного интеллекта будет в основной своей части разрешена» . 1969 г.

— «От 3 до 8 лет надо, чтобы у нас была машина, у которой уровень интеллекта будет соответствовать среднему человеческому» . 9

Столкновение с реальностью (1966 -1973) Программы не содержали (или почти не содержали) знания о предметной области; их временные успехи достигались за счет простых синтаксических манипуляций.

Не учитывалась вычислительная сложность решаемых задач (Отчёт Лайтхилла – 1973 г. ) Фундаментальные ограничения базовых структур (М.

Минский – перцептрон может обучиться лишь тому, что он позволяет описать) 10

Разработка систем, основанных на знаниях экспертов (1969 -1979) Второй бум искусственного интеллекта(1980 -1987) Экспертные системы – это направление исследований в области искусственного интеллекта по созданию вычислительных систем, умеющих принимать решения, схожие с решениями экспертов в заданной предметной области. 11

Преимущества экспертных систем перед человеком-экспертом 1. Постоянство Человеческая компетенция ослабевает со временем. Перерыв в деятельности человека-эксперта может серьёзно отразиться на его профессиональных качествах. 2. Лёгкость передачи Передача знаний от одного человека другому – долгий и дорогой процесс.

Передача искусственной информации – это простой процесс копирования программы или файла данных. 3. Устойчивость и воспроизводимость результатов Экспертные системы устойчивы к «помехам» . Человек же легко поддается влиянию внешних факторов, которые непосредственно не связаны с решаемой задачей.

Эксперт-человек может принимать в тождественных ситуациях разные решения из-за эмоциональных факторов. Результаты экспертной системы – стабильны. 4. Стоимость Эксперты, особенно высококвалифицированные обходятся очень дорого. Экспертные системы, наоборот, сравнительно недороги.

Их разработка дорога, но они дёшевы в эксплуатации. 12

Обратите внимание

Недостатки экспертных систем Передача экспертным системам «глубоких» знаний о предметной области является большой проблемой. Как правило, это является следствием сложности формализации эвристических знаний экспертов.

Экспертные системы неспособны предоставить осмысленные объяснения своих рассуждений, как это делает человек. Как правило, экспертные системы всего лишь описывают последовательность шагов, предпринятых в процессе поиска решения.

Отладка и тестирование любой компьютерной программы является достаточно трудоемким делом, но проверять экспертные системы особенно тяжело. Экспертные системы неспособны к самообучению.

Для того, чтобы поддерживать экспертные системы в актуальном состоянии необходимо постоянное вмешательство в базу знаний инженеров по знаниям. Экспертные системы, лишенные поддержки со стороны разработчиков, быстро теряют свою востребованность. 13

Возвращение к нейронным сетям (1988 -1995) 1986 г. – алгоритм обратного распределения ошибки Нейронные сети Хопфилда и Хэмминга 14

Появление интеллектуальных агентов (1995) В искусственном интеллекте, под термином интеллектуальный агент понимаются разумные сущности, наблюдающие за окружающей средой и действующие в ней, при этом их поведение рационально в том смысле, что они способны к пониманию и их действия всегда направлены на достижение какой-либо цели. Такой агент может быть как роботом, так и встроенной программной системой. 15

Проблемная область ИИ Представление знаний Манипулирование знаниями Общение Восприятие Обучение Поведение 16

Проблемная область ИИ Представление знаний • Формализация знаний • Представление знаний в памяти Ин. С Манипулирование знаниями • Оперирование знаниями • Пополнение знаний • Классификация знаний • Обобщение знаний • Формирование новых абстрактных понятий • Рассуждения, имитирующие особенности рассуждений человека Общение Восприятие Обучение Поведение 17

Интеллектуальные агенты

Важно

Основные определения Агентом является все, что может рассматриваться как воспринимающее свою среду с помощью датчиков и воздействующее на эту среду с помощью исполнительных механизмов.

Последовательностью актов восприятия агента называется полная история всего, что было когда-либо воспринято агентом. Функция агента — это отображение любой конкретной последовательности актов восприятия на некоторое действие.

Программа агента – это конкретная реализация, действующая в рамках архитектуры агента. 19

Концепция рациональности Рациональным агентом является такой агент, который выполняет правильные действия. Разработка показателей производительности Отказ от всезнания Обучаемость Автономность 20

Концепция рациональности Показатели производительности – критерии оценки успешного поведения агента. Необходимо разрабатывать показатели производительности в соответствии с тем, чего действительно необходимо добиться в данной среде, а не в соответствии с тем, как, по мнению проектировщика, должен вести себя агент. 21

Концепция рациональности Отказ от всезнания Рациональность — это максимизация ожидаемой производительности. Совершенство — это максимизация фактической производительности. От агента нельзя требовать, чтобы он выполнял действия, которые оказываются наилучшими после их совершения. 22

Концепция рациональности Обучаемость Начальная конфигурация агента может отражать некоторые предварительные знания о среде, но по мере приобретения агентом опыта эти знания могут модифицироваться и пополняться.

Автономность Рациональный агент должен обучаться всему, что может освоить, для компенсации неполных или неправильных априорных знаний.

Совет

После достаточного опыта существования в своей среде поведение рационального агента может по сути стать независимым от его априорных знаний. 23

Определение проблемной среды Проблемная среда объединяет в себе агента, показатели производительности, среду, исполнительные механизмы и датчики агента. 24

Свойства проблемной среды Полностью наблюдаемая или частично наблюдаемая среда Проблемная среда является полностью наблюдаемой, если датчики выявляют все данные, которые являются релевантными для выбора агентом действия; релевантность, в свою очередь, зависит от показателей производительности. Среда может оказаться частично наблюдаемой из-за создающих шум и неточных датчиков или из-за того, что отдельные характеристики ее состояния просто отсутствуют в информации, полученной от датчиков. 25

Свойства проблемной среды Детерминированная или стохастическая среда Если следующее состояние среды полностью определяется текущим состоянием и действием, выполненным агентом, то такая среда называется детерминированной; в противном случае она является стохастической. Необходимо классифицировать среду как детерминированную или стохастическую с точки зрения агента, а не разработчика. 26

Свойства проблемной среды Эпизодическая или последовательная среда В эпизодической проблемной среде опыт агента состоит из неразрывных эпизодов.

Каждый эпизод включает в себя восприятие среды агентом, а затем выполнение одного действия. При этом следующий эпизод не зависит от действий, предпринятых в предыдущих эпизодах.

В последовательных вариантах среды текущее решение может повлиять на все будущие решения. 27

Свойства проблемной среды Статическая или динамическая среда Если среда может измениться в ходе того, как агент выбирает очередное действие, то такая среда называется динамической для данного агента; в противном случае она является статической. Если с течением времени сама среда не изменяется, а изменяются показатели производительности агента, то такая среда называется полудинамической. 28

Обратите внимание

Свойства проблемной среды Дискретная или непрерывная среда Различие между дискретными и непрерывными вариантами среды может относиться к состоянию среды, способу учета времени, а также восприятиям и действиям агента. 29

Свойства проблемной среды Одноагентная или мультиагентная среда На каком основании некоторая сущность должна рассматриваться как агент? Объект В рассматривается как агента, если его поведение описывается как максимизирующее его личные показатели производительности, значения которых зависят от поведения агента А. Конкурентная мультиагентная среда — сущность В пытается максимизировать свои показатели производительности за минимизации показателей производительности агента А. Кооперативная мультиагентная среда — максимизируется показатели производительности всех агентов. 30

Структура агентов Агент = Архитектура + Программа Основные виды программ агентов: • простые рефлексные агенты; • рефлексные агенты, основанные на модели; • агенты, действующие на основе цели; • агенты, действующие на основе полезности. 31

Простые рефлексные агенты Простой рефлексный агент выбирает действия на основе текущего акта восприятия, игнорируя всю остальную историю актов восприятия. 32

Рефлексные агенты, основанные на модели Агент должен отслеживать ту часть мира, которая воспринимается им в текущий момент, т. е. агент должен поддерживать внутреннее состояние. Агент должен хранить модель мира, т. е. знания о том, как: • мир изменяется независимо от агента, • влияют на мир собственные действия агента. 33

Рефлексные агенты, основанные на модели 34

Агенты, основанные на цели 35

Агенты, основанные на полезности Функция полезности отображает состояние (или последовательность состояний) на вещественное число, которое обозначает соответствующую степень удовлетворенности агента.

Полная спецификация функции полезности обеспечивает возможность принимать рациональные решения в следующих случаях: § если имеются конфликтующие цели, § если имеется несколько целей, к которым может стремиться агент. 36

Агенты, основанные на полезности 37

Обучающиеся агенты Обучающий компонент – отвечает усовершенствований. за внесение Производительный компонент – обеспечивает выбор внешних действий.

Важно

Критик – определяет каким образом должен быть модифицирован производительный компонент для того, чтобы он успешнее действовал в будущем.

Генератор проблем – предлагает действия, которые должны привести к получению нового и информативного опыта. 38

Обучающиеся агенты 39

Источник: http://present5.com/intellektualnye-sistemy-lekciya-1-istoriya-iskusstvennogo-intellekta/

Психология финансового поведения и ее роль в принятии решений

Согласно общепринятой теории финансов, мир, и его участники, по большей части, являются рациональными субъектами, которые максимизируют прибыли. Однако, есть много примеров, когда эмоции и психология влияют на наши решения, что является причиной того, что мы ведем себя непредсказуемым и иррациональным образом.

Психология финансового поведения [1] является относительно новой областью, которая стремится скомбинировать поведенческую и когнитивную психологические теории с традиционной экономикой и теорией финансов, чтобы предоставить объяснения, почему люди делают иррациональные финансовые решения.

В результате изучения психологии финансового поведения мы надеемся, что у вас будет лучшее понимание некоторых аномалий, которые не удалось объяснить традиционным финансовым теориям.

Кроме того, надеемся, что вы разберетесь в некоторых основных причинах и предубеждениях, которые заставляют людей вести себя иррационально (и часто против их лучших интересов).

Эти новые знания, как мы полагаем, дадут вам преимущество, когда дело дойдет до принятия финансовых решений.

Психология финансового поведения. Предыстория

Прежде, чем перейти к конкретным концепциям, которые лежат в основе психологии финансового поведения, давайте сделаем более общий обзор этой области финансов.

В этом материале мы рассмотрим психологию финансового поведения в сравнении с традиционной теорией финансов, познакомим вас с тремя важными авторами этой концепции, и посмотрим на то, что должны сказать критики на счет данной области финансовых знаний.

Почему психология финансового поведения является необходимой?

При использовании ярлыков «традиционный» или «современный» в описании теории финансов, мы говорим о типе науки о финансах, которая основана на рациональных и логических теориях, таких, как модель определения стоимости финансовых активов (the capital asset pricing model, CAPM) [2] и гипотеза эффективного рынка (the efficient market hypothesis, EMH) [3]. Эти теории предполагают, что люди, по большей части, ведут себя рационально и предсказуемо.

Совет

Какое-то время, теоретические и эмпирические данные свидетельствовали, что модель определения стоимости финансовых активов (the capital asset pricing model, CAPM), гипотеза эффективного рынка (the efficient market hypothesis, EMH) и другие финансовые теории выполняли приличную работу по прогнозированию и объяснению определенных событий.

Однако, по прошествии времени, учение как в области финансов, так и области экономики начали обнаруживать аномалии и типы поведения, которые нельзя было объяснить теориями, доступными на то время.

В то время, как эти теории могли объяснить определенные «идеализированные» события, реальный мир оказался очень беспорядочным местом, в котором участники рынка часто вели себя очень непредсказуемо.

Человек экономический

Одно из самых элементарных предположений, которое делает традиционная экономика и теория финансов, заключается в том, что люди являются рациональными субъектами, максимизирующими прибыль, которые стремятся увеличить свое собственное благосостояние. Согласно традиционной экономике, эмоции и другие внешние факторы не влияют на людей, когда дело доходит до принятия экономических решений.

В большинстве случаев, однако, это предположение не отражает то, как люди ведут себя в реальном мире. Дело в том, что люди часто ведут себя нерационально. Обратите внимание, сколько людей покупают лотерейные билеты в надежде сорвать большой джекпот.

С чисто логической точки зрения, не имеет смысла покупать лотерейный билет, когда шансы выиграть лотерею играют против владельца билета с огромным перевесом (примерно 1 к 146 000 000, или 0.0000006849%, в случае с известной американской лотереей Powerball jackpot).

Не смотря на это, миллионы людей тратят бесчисленное количество денег на это занятие.

Эти аномалии ученые предложили на рассмотрение когнитивной психологии, для того, чтобы объяснить иррациональное и нелогичные поступки, которое не удалось объяснить теории финансов. Психология финансового поведения стремится объяснить наши действия, тогда как современная финансовая теория стремится объяснить действия «человека экономического» (Homo economicus).

Важные авторы

Обратите внимание

Как и любая другая отрасль финансов, в сфере психологии финансового поведения есть определенные люди, которые внесли значительный теоретический и эмпирический вклад. В следующем разделе мы кратко расскажем вам о трех наиболее важных именах авторов, связанных со сферой финансового поведения.

Дениел Канеман и Амос Тверски

Когнитивные психологи Дениел Канеман (Daniel Kahneman) и Амос Тверски (Amos Tversky) считаются отцами психологии экономического/финансового поведения. С тех пор, как они начали сотрудничать в поздних 1960-х гг.

, этот дуэт опубликовал около 200 работ, большинство из которых относятся к психологическим концепциям, которые имеют отношение к психологии финансового поведения. В 2002 г.

Канеман получил Нобелевскую премию в сфере экономических наук за его вклад в изучение рациональности в экономике.

Канеман и Тверски сосредоточили большую часть своих исследований на когнитивных предубеждениях и эвристике (например, подходах к решению проблем), которые заставляют людей участвовать в непредвиденном иррациональном поведении. Их самые популярные работы включают труды по теории перспектив [4] и теории неприятия убытков [5]– темы, которые мы проанализируем позже.

Ричард Талер (Richard Thaler)

В то время, как Канеман и Тверски предоставили ранние психологические теории, которые были основанием психологии финансового поведения, эта область знания не развивалась бы, если бы не было экономиста Ричарда Талера.

Во время своих исследований Талер все больше и больше осознавал недостатки традиционных экономических теорий и то, какое они имеют отношение к поведению людей.

После того, как он прочел черновой вариант работы Канемана и Тверски по теории перспективы, Талер понял, что в отличие от традиционной экономической теории, психологическая теория может объяснить иррациональность в финансовом поведении.

Талер продолжал сотрудничать с Канеманом и Тверски, сочетая экономику и финансы с психологией, чтобы представить такие концепции, как мысленный бухгалтерский учет [6], эффект обладания [7] и другие предубеждения.

Критика

Важно

И хотя психология финансового поведения стала завоевывать поддержку в последние годы, она не обходится без критики. Некоторые сторонники гипотезы эффективного рынка, например, являются самыми активными критиками психологии финансового поведения.

Гипотеза эффективного рынка считается одним из оснований современной финансовой теории. Тем не менее, эта гипотеза не учитывает иррациональности, потому что она предполагает, что когда выпускается ценная бумага, ее рыночная цена отражает влияние всей актуальной информации.

Заметным критиком поведенческих финансов является Юджин Фама (Eugene Fama), основатель теории эффективного рынка. Профессор Фама полагает, что даже если есть некоторые аномалии, которые не может объяснить современная финансовая теория, не следует полностью отказываться от теории эффективности рынка в пользу психологии финансового поведения.

В действительности, он отмечает, что аномалии, которые можно найти в традиционных теориях, могут считаться краткосрочными случайными событиями, которые в конечном итоге, могут быть исправлены со временем.

В его работе 1998 года, под названием «Эффективность рынка, долгосрочные прибыли и психология финансового поведения» («Market Efficiency, Long-Term Returns And Behavioral Finance»), Фама доказывает, что многие из выводов в психологии финансового поведения, по всей видимости, противоречат друг другу, и что в целом, психология финансового поведения сама по себе, как представляется – это коллекция аномалий, которые можно объяснить с помощью эффективности рынка.

http://www.investopedia.com/university/behavioral_finance/behavioral2.asp

[1] Междисциплинарное направление в науке на пересечении предметов экономической теории, нейробиологии и психологии получило название нейроэкономики (Neuroeconomics).

Данный научный подход исследует процесс принятия решений при выборе альтернативных вариантов, распределении риска и вознаграждения.

Нейроэкономика использует экономические модели для изучения мозга и достижения нейробиологии для построения экономических моделей.

[2] Модель определения стоимости финансовых активов (capital asset pricing model,CAPM) – математическая модель, с помощью которой пытаются объяснить, как будут формироваться курсы ценных бумаг, если одновременно учесть и их относительную рисковость, и доход от нерисковых активов. В модели используется коэффициент «бета».

[3] Гипотеза эффективного рынка (the efficient market hypothesis, EMH) — предположение, что вся известная на данный момент информация отражается на курсах ценных бумаг, поэтому текущая стоимость акций рассматривается как лучшая оценка ее будущей стоимости; отсюда следует, что никто не в состоянии зарабатывать деньги постоянно в течение продолжительного времени, поскольку не имеет преимущества перед остальными участниками рынка.

[4] Теория перспектив (prospect theory) — теория перспективы; теория выбора в ситуации риска, основанная на эмпирических психологических наблюдениях; теория принятия решений, исходящая из постулата о стремлении людей к избеганию риска, которая анализирует отношения людей к возможным потерям и выгодам.

В отличие от теории ожидаемой полезности, предполагает различную реакцию человека на проигрыши и поражения: проигрыш определенной суммы для человека имеет значительно большее значение, чем выигрыш такой же суммы, но с увеличением размера проигрыша отрицательная полезность растет медленнее, чем размер проигрыша.

[5] Неприятие убытков (loss aversion ) относится к склонности людей решительно предпочитать избегание потерь, чем приобретение выгод. Это приводит к нежеланию людей идти на риск, когда люди оценивают возможный выигрыш.

[6] Мысленный бухгалтерский учет (mental accounting) — склонность некоторых людей (частных инвесторов) мысленно (и не всегда логично) классифицировать свои накопления и капиталовложения на категории, а также не совсем рационально оценивать понесенные «убытки» и полученные «доходы».

Совет

Также известно, как «субъективный бухучет», что предполагает, что индивиды по-разному различают типы денег, и это ставит под вопрос исходную посылку экономистов о взаимозаменяемом характере денег.

Например, даже при абсолютной идентичности полученных сумм люди совершенно по-разному воспримут неожиданный доход, если в одном случае речь идет о премии, а в другом – о наследстве.

[7] Эффект обладания (endowment effect) склонность человека оценивать какое-либо имущество выше в том случае, если оно находится в его собственности; обычно проявляется в том, что после вступления во владение какой-либо вещью человек начинает оценивать ее выше, чем до того момента; экспериментальные исследования подтверждают наличие этого эффекта в определенных ситуациях.

Источник: http://nyseacademy.com/razvitie-treydera/psihologiya-finansovogo-povedeniya-i-ee-rol-v-prinyatii-resheniy/

Понятие инвестиционного поведения

Содержание

Введение

1. Понятие инвестиционного поведения

2. Цели и мотивы инвестиционного поведения

3. Психологический портрет инвестора

4. Психологические факторы, влияющие на инвестиционное поведение

Заключение

Литература

Введение

Изменения в экономических отношениях, произошедшие в результате трансформации российского общества, привели население к необходимости вырабатывать навыки существования в условиях рынка.

В новой ситуации появились возможности увеличения доходов, которых не было раньше: в качестве источников дохода стала выступать не только заработная плата за основную и дополнительную трудовую деятельность, но и владение собственностью в виде недвижимости, ценных бумаг, наконец, доходы от сбережений.

В ходе реформирования экономики появились новые финансовые инструменты, направленные на привлечение частных инвестиций.

В России тематика психологии инвестирования начинает привлекать внимание специалистов.

В связи с развитием в нашей стране новых экономических отношений проблема изучения инвестиционного поведения стала значимой как в научном, так и в прикладном аспектах, так как деятельность с ними насыщена риском, неопределенностью.

В этой ситуации возрастает роль личности, которая может самостоятельно принимать рисковые решения, неся ответственность и за их осуществление. Рискуют в первую очередь конкретные люди, массы же чаще всего поддаются эпидемии страха или эйфории надежды.

В экономике поведение человека описывается прагматично, рационально-упрощенно, на языке вещей и цифр. Однако, рациональное поведение, рациональный выбор — это только один из вариантов поведения. Поскольку поведение субъекта хозяйствования значительно сложнее, многозначнее, возникла необходимость в содружестве экономики с психологией, в интеграции их подходов.

Цель реферата: исследование психологических процессов и механизмов, лежащих в основе инвестиционного поведения, и влияющих на него факторов.

. Понятие инвестиционного поведения

Обратите внимание

Среди ученых-экономистов нет единого мнения относительно самого понятия «инвестиции». И. И. Иваницкая [2] даёт следующее определение инвестиций:

Под инвестициями понимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Ели речь идет о реальных инвестициях, инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в предприятия различных отраслей экономики. В состав инвестиций входят:

денежные средства;

целевые банковские вклады;

акции;

паевые взносы и другие ценные бумаги;

движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и т.д.);

имущественные права, вытекающие из авторского права и других интеллектуальных ценностей;

совокупность технических, технологических, коммерческих знаний, «ноу-хау»;

право пользования природными ресурсами, другие права и ценности.

Инвестиции в реальный капитал (их называют капиталообразующими инвестициями или инвестициями в нефинансовые активы) ведут к воспроизводству и обновлению основного капитала. Инвестиции в денежный капитал — это средства для будущего инвестирования в реальный капитал страны, часть из которых в таковой может и не превратиться.

Совокупность практических действий по реализации инвестиций называется инвестиционной деятельностью (инвестированием), а осуществляющие инвестиции лица — инвесторами.

Инвестиционная деятельность осуществляется на основе:

инвестирования, осуществляемого гражданами, негосударственными предприятиями, хозяйственными ассоциациями, союзами и товариществами, а также общественными и религиозными организациями, другими юридическими лицами, основанными на коллективной собственности;

государственного инвестирования, осуществляемого органами власти и управления, местных Советов народных депутатов за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств;

иноземного инвестирования, осуществляемого иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами;

Важно

совместного инвестирования, осуществляемого гражданами и юридическими лицами страны и иностранных государств.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, земля и так далее.

Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать инвесторы (заказчики), подрядчики и пользователи объектов, поставщики товарно-материальных ценностей, банки, инвестиционные компании, граждане государства и зарубежных стран.

Таким образом, социально-экономическая сущность инвестиций может быть сформулирована как вложение ценностей во всех их проявлениях в различные объекты хозяйственной жизни общества с целью достижения социального и экономического эффекта. В процессе осуществления инвестиционных вложений, между субъектами инвестиций, посредниками складываются определенные отношения, которые в совокупности характеризуют их инвестиционное поведение.

Инвестиционное поведение — совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации финансовых и нефинансовых инвестиций.

Инвестиционное поведение понимается не только как чисто экономический процесс вложения капиталов (денег) — это процесс, в котором задействовано множество субъектов: тех, кто накапливает инвестиционные ресурсы; тех, кто осуществляет функции их перераспределения; и тех, кто запускает их в рыночный оборот.

Инвестиционное поведение — это система мер, определяющая объём, структуру и направление капитальных вложений [7, с. 84].

Цветков С. А., и Жилина Ж. А. [8] отмечают, что инвестиционное поведение формируется, как правило, при более или менее стабильной жизни индивидуума, его уверенности в завтрашнем дне, при наличии свободных денежных средств, хотя в нашей стране в основном имело место вынужденное инвестиционное поведение.

Совет

Таким образом, инвестиционное поведение — это действия физических и юридических лиц, связанные с вложениями их капиталов (ценностей, денег, других ликвидных ресурсов) в различные объекты хозяйственной жизни с целью получения экономического или социального эффекта (прибыли).

. Цели и мотивы инвестиционного поведения

Инвестиционное поведение предполагает наличие определённых целей, характеристика которых во многом зависит от типа личности, его конкретных планов, видения им задач своей жизни. Можно выделить следующие цели инвестирования:

стремление к увеличению прибыли;

стремление к престижу, общественному влиянию, власти;

решение социальных задач, снижение уровня безработицы, повышение культурного и образовательного уровня людей;

решение экологических проблем и т. д.

Чётко и корректно сформированные и сформулированные цели инвестирования упрощают решение задач, связанных с выбором направлений инвестирования, повышают эффективность их достижения.

В основе целей рассматриваемого поведения лежат мотивы: получение дохода, азарт, риск.

Жизнь убеждает, что люди неохотно идут на сделку «мои бумаги — ваши деньги», если в основе этой сделки отсутствует побудительный мотив.

Исследования психологов показали, что в процессе жизни у человека формируется три типа мотивации, имеющие большое значение для экономики:

стремление к разнообразию;

стремление привлечь к себе внимание;

жажда признания как такового.

О.С. Дейнека [1], говорит о том, что ведущим мотивом инвесторов становится игровой мотив: «опередить пулю», «перехитрить толпу и сплавить поддельную или истертую монету ближнему».

Обратите внимание

Когда же речь идет о частном инвестировании населения, на первый план выступает фактор доверия.

Исторически сложилось, что в нашей стране было в основном развито сберегающее поведение, в русской культуре за века выработалось нерыночное отношение к деньгам — бережливость по отношению к заработанному, иногда превращающаяся в простое складирование денег «в чулок» на «черный» день. У россиян и сегодня отсутствует смысловое поле экономических реформ, следовательно, и четкая система отсчета экономического, а тем более инвестиционного поведения.

С.А. Цветков и Ж.А. Жилина [8], описывая особенности инвестиционного поведения жителей средней полосы России, предлагают следующую типологию инвестиционных мотиваций населения:

уровень — отсутствие стремления к получению прибыли.

уровень — вложения в средства удовлетворения биологических потребностей на бытовом уровне (например, домашнее консервирование с целью последующей реализации на рынке).

уровень — вложения в средства удовлетворения базовых социальных потребностей (например, одежда, бытовая техника с целью получения последующей выгоды).

уровень — вложения в средства удовлетворения развитых социальных потребностей (в индустрию отдыха, туризма, культуры с целью получения последующей выгоды).

уровень — вложения средств в валюту с целью получения последующей выгоды.

уровень — вложения в средства удовлетворения сверхнормативных социальных потребностей (золото, драгоценности и др. с целью получения прибыли через определенный период).

уровень — вложения в ценные бумаги, акции.

Сбережения, обслуживающие последнюю группу мотивов, характеризуются более высокой эластичностью относительно инструментов инвестиционного регулирования; обслуживающие третью, четвертую и пятую группы достаточно чувствительны к изменениям в инвестиционной сфере, а сбережения двух первых групп практически не реагируют на инвестиционную политику.

. Психологический портрет инвестора

инвестиционное поведение психологический

Важно

Инвестиционная деятельность предъявляет определённый набор требований к особенностям личности инвестора, и чем выраженнее у человека соответствующие качества, тем с большей вероятностью можно считать, что его инвестиции будут успешными.

Субъекты инвестиционной деятельности делятся на активных (профессиональных) и пассивных (непрофессиональных) инвесторов; последние операций с инвестиционными активами сами не осуществляют, а передают их на контрактной основе профессионалам.

Для активных инвесторов характерна профессиональная занятость в той или иной инвестиционной сфере, требующая высочайшей квалификации; в этом случае инвестиционное поведение нужно рассматривать как труд профессионалов инвестиционной специализации, то есть профессиональных работников различных банков и других финансовых учреждений, инвестиционных фондов, инвестиционных компаний, ПИФов, страховых обществ и т.п.

Деятельность инвесторов содержит элементы риска, поэтому необходимо уметь пользоваться последними достижениями в области человеческого фактора и психологии поведения людей на финансовом рынке. Они рискуют чужим капиталом и своим благополучием и престижем. Риск инвестора, как правило, сосредоточен в одном субъекте и чрезвычайно интенсифицирован.

Он требует не только высокого профессионализма, но и быстроты реакции, определенного ансамбля нервно-психических качеств. О.С. Дейнека [1] утверждает, что люди, занимающиеся инвестированием, подвержены сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям.

Предпосылки готовности к риску инвестора имеют глубинную психоэнергетическую природу и выражаются в преобладании определенных характеристик темперамента и волевых черт. Для обеспечения насыщенной риском деятельности важен не только уровень энергетической одаренности, но и то, как обычно расходуется энергия.

Привычные способы реагирования на окружающую среду и действия в ней у инвесторов характеризуются тратой энергии «во вне», а не на удержание внутреннего «очага возбуждения», связанного с разрешением внутренних конфликтов и проблем Отличительными особенностями поведения инвесторов можно считать активность, демонстративность.

У инвесторов высокая эмоциональная устойчивость и низкая тревожность. Сильные эмоции, чувствительность и глубина переживания мешают брокеру, поскольку его успех и неуспех малопредсказуемы.

Совет

Что касается волевых качеств, то в портрете активных инвесторов доминируют те волевые качества, которые требуют адаптации к кратковременному, но очень интенсивному риску принятия решения в цейтноте и по поводу денег.

Это, прежде всего, такая волевая черта, как самообладание, состоящее в умении подчинять себе нежелательные и при этом достаточно сильные побуждения.

Важны также целеустремленность, настойчивость (способность к длительному неослабному напряжению энергии, движение к конечной цели, несмотря на трудности) и решительность (волевое качество личности, выражающееся в способности человека своевременно и без излишних колебаний принимать достаточно обоснованные решения и проводить их в жизнь).

В.В.

Спасенников [6] выделяет следующие психологические особенности поведения инвестора: устойчивость и переключаемость внимания, развитая оперативная память, гибкое мышление, развитая интуиция, готовность к рациональному риску в условиях дефицита времени и информации, умение быстро налаживать контакты с людьми. Успешность деятельности инвестора зависит от его образования и квалификации, от умения правильно принимать решение, контролировать развитие ситуации, подчинять свое поведение выработанным нормативам.

В.В.

Мухортов [4] исследуя психологические особенности личности инвестора выделяет следующие качества: высокая стрессоустойчивость и самообладание, способность оперировать вне зоны психологического комфорта, низкий уровень тревожности, наличие адекватной самооценки, способность контролировать собственные страхи и жадность, отсутствие привычки избыточно тратить полученную прибыль, психологическая готовность признавать ошибки (финансовые потери) и учиться на них, отсутствие стремления к перфекционизму, уверенность в себе и принимаемых решениях, способность мыслить независимо и творчески.

Так как деятельность по инвестированию связана с риском, основными качествами человека, занимающегося инвестированием можно считать умение принимать решения, способность признавать ошибки (убытки) и учиться на них, активность, уверенность в себе, высокая эмоциональная устойчивость.

. Психологические факторы, влияющие на инвестиционное поведение

Пока еще немногочисленные исследования в области экономического поведения позволили выявить влияние различных факторов на особенности инвестиционного поведения. К ним относятся пол, возраст, место работы, экономический статус, личностные особенности. С.А. Цветков и Ж.А.

Жилина [8] отмечают, что мужчины придают деньгам повышенную ценность, у них больше склонность к риску с целью их приобретения. Для них является наиболее типичным «предпочтение жить и работать в условиях конкуренции».

Обратите внимание

У женщин больше, чем у мужчин, склонность к избеганию потерь и реалистичность экономического риска. У них чаще заниженные оценки своей конкурентоспособности в развитии бизнеса.

С возрастом связана способность планировать бюджет и соотношение мотивов потребления и накопления (увеличивается накопление на случай болезней и других неприятностей).

Среди факторов, влияющих на инвестиционное поведение, наряду с финансово-экономическими, социально-политическими, демографическими и правовыми, немаловажную роль играют психологические факторы: установки, знания, мотивы, эмоции, ожидания, личностные особенности, умения.

Прежде всего, инвестиционное поведение характеризуется осознанностью цели. Ведь именно с этим связана возможность построения иерархии целей, выстраивания их по степени и порядку предпочтений. Ещё одной чертой поведения инвестора является инструментальное подчинение средств целям.

Выбор средств (методов, способов действий) производится на основе оценки их эффективности для достижения цели.

Обратите внимание

Когда же речь идет о частном инвестировании населения, на первый план выступает фактор доверия.

По мнению О.Е. Кузиной [3], на формирование доверия населения к различным финансовым институтам значительное влияние оказывают коллективные представления, которые определяются средствами массовой информации и коммуникации, мнением друзей и знакомых, а так же личным опытом.

Недоверие к финансовым институтам можно считать одним из факторов, сдерживающих частные инвестиции.

Важно

Создание финансовых пирамид и банкротство банковских учреждений привели к потере сбережений населения и способствовало усилению недоверия к организованным формам хранения сбережений, что, в свою очередь, подстегнуло концентрацию средств в форме наличных денег и валюте. До тех пор, пока доверие населения к власти и финансовым институтам не будет восстановлено, население предпочтет держать значительную часть сбережений в наличной форме и воздерживаться от их размещения.

О С. Дейнека [1] выделяет три группы психологических факторов, влияющих на инвестиционное поведение:

Источник: http://diplomba.ru/work/110008

Ссылка на основную публикацию