Искусственный интеллект может общаться на уровне ребенка 4-х лет

Искусственный интеллект может общаться на уровне ребенка 4-х лет

С тех пор как компьютеры были изобретены, футуристы и научные фантасты придумывают мир, в котором мыслящие машины могут стать лучше хрупкого человеческого мозга. На протяжении десятилетий стало очевидным, что просто бросали больше циклов процессора на проблему истинного искусственного интеллекта не собирается сокращать его.

Мозг на несколько порядков сложнее, чем любой системе AI разработанной к настоящему времени, но некоторые из них все ближе. ConceptNet 4 – ИИ, разработанный в Массачусетском технологическом институте недавно прошел стандартный тест IQ для детей младшего возраста. Результат? ConceptNet 4 является немного странным четырехлетним ребенком.

ConceptNet – это семантическая сеть, содержащая большое хранилище информации, которое используется, чтобы научить систему понятиям.

Обратите внимание

Например, ConceptNet может понять, что саксофон – это музыкальный инструмент таким же образом, как и любой другой компьютер на планете. Тем не менее, ConceptNet предназначена для обработки отношения между вещами, понятиями.

ConceptNet может знать, что саксофон широко используется в джазовой музыке, например. Она соединяет эти два понятия и может ответить на вопросы о связи.

Исследователи из Университета Иллинойса в Чикаго решили сравнить ConceptNet с интеллектом детей. Они использовали дошкольное учреждние им.  Векслера и базовую шкалу тестирования интеллекта, одна из наиболее распространенных для маленьких детей.

ConceptNet прошел тест на одном уровне с четырехлетними в среднем по IQ. Тем не менее, команда указывает, что будет настораживающе найти настоящего ребенка с такими же односторонними оценками, как те, что получают ИИ.

Результаты ConceptNet раскрывают некоторые текущие проблемы с искусственным интеллектом.

ConceptNet выполнила лучше среднего части теста, которые имеют отношение к лексике и определения сходство между двумя элементами. В этом разделе эксперт может спросить: “Что яблоки и бананы имеют общего?” Это – конек сети ConceptNet.

Компьютер значительно хуже сделал части с осмыслением вопросов, тестирующих детей на их умение понимать практические концепции, основанные на освоенной информации.

Вопрос из этого раздела может быть, “Почему мы пожимаем друг другу руки?”

Это и есть недостающий кусок головоломки для ConceptNet.

Искусственный интеллект как и ребенок может иметь доступ к большому количеству данных, но он не может рисовать общую картину, чтобы принимать рациональные решения за счет использования неявных фактов – вещей, которые мы все знаем и которые так очевидны, что мы не будем даже рассматривать их отношение с информацией. ConceptNet мог бы знать, что вода замерзает при 0 градусов, но он не знает, как добраться от этой концепции к мысли, что лед холодный. Это – здравый смысл, который у людей (даже детей) есть, а компьютеры его лишены.

Важно

Нет простого способа объединить неявную информацию и здравый смысл в системе ИИ. Это вне возможностей даже Watson (суперкомпьютера IBM).

Понимание – это нечто большее, чем  нахождение правильных фактов, но на самом деле с помощью фактов мы и делаем выводы.

Могут пройти годы прежде чем наука разработает программу, способную принимать огромные базы данных информации и использовать их, чтобы прийти к новым идеям.

Но это лишь один из подходов для создания ИИ. Команда Массачусетского технологического института уже работает над ConceptNet 5 с открытым исходным кодом и доступным в GitHub.

Может быть, в один прекрасный день мы обнаружим, что здравый смысл – свойство возникающее на определенном уровне сложности, или, возможно, оно будет тщательно воспроизведено в коде.

Пока мы не понимаем этого, ИИ будет находиться на дошкольных уровнях сознания.

Источник: https://neuronus.com/stat/110-iskusstvennyj-intellekt-mozhet-obshchatsya-na-urovne-rebenka-4-kh-let.html

«Стадия развития ИИ сейчас — на уровне двухлетнего ребёнка» — Будущее на vc.ru

Конспект лекции директора по распространению технологий «Яндекса» Григория Бакунова.

Лекция прошла в рамках мероприятия Sberdays.

Трудности перевода

Прежде чем дать определение искусственному интеллекту, хорошо бы определиться, что такое естественный интеллект. Однако человечество пытается понять это со времен Декарта, и у него это не очень получается.

Словосочетание «искусственный интеллект» — это калька с английского, при этом неточная. В английском языке используется термин artificial intelligence, который нельзя напрямую перевести как «искусственный интеллект». Это «неестественно образованные умности».

Почти каждый раз, когда вы слышите разговор об искусственном интеллекте, вы на самом деле слышите об очень узких решениях конкретных задач с помощью систем, которые стали называть искусственным интеллектом исключительно из-за того, что они начали самообучаться.

Эта неточность порождает неверную интерпретацию следующего рода: «Искусственный интеллект — это дело будущего. Через 50 лет вокруг нас будут умные роботы, которые окажутся умнее людей. Они будут все для нас делать, даже помогать сигареты прикуривать. Если, конечно, к тому времени люди ещё будут продолжать курить и если у них ещё будут легкие».

В словосочетании «искусственный интеллект» две ошибки: он не интеллект, и он не искусственный. И принципиальной новизны здесь нет: на самом деле современный мир базируется на технологиях, которые с недавнего времени почему-то начали называть искусственным интеллектом.

Один из самых наглядных примеров — это прогноз погоды, где подобные технологии используются уже 25 лет. Таких примеров в самых неожиданных индустриях очень много. Все эти системы сейчас базируются на так называемых узких искусственных интеллектах. Главная задача этих систем — фактически, заменить живого человека.

Нечёткие закономерности

Даже по очень размытой фотографии незнакомого человека вам нетрудно понять, улыбается он или нет, мужчина это или женщина и так далее. Системы pattern matching работают по тому же принципу, что и мы, когда решаем подобные задачи: они пытаются выявить нечёткие закономерности.

Такая же история происходит с распознаванием голоса. Мы постепенно учим компьютер понимать человеческую речь. Происходит это точно так же, как обучение маленьких детей. Большим количеством повторений достигается совпадение двух паттернов: наборов звуков и букв. По той же модели человечество сейчас пытается строить систему pattern matching для компьютера.

Раньше для того, чтобы выстраивать эти модели, писались сложные алгоритмы, которые описывали, например, что человеческое лицо состоит из эллипса, в нём ещё два эллипса — это глаза, и так далее. Сейчас компьютер смотрит на картинку в целом, не выделяя отдельных объектов.

Совет

Когда этого не было, происходило много смешных историй. Одна из моих любимых: компания, в которой я в тот момент работал, пыталась создать сложную систему безопасности. На базе цифровой фотографии человека пыталась определить, можно его впускать в это помещение или нет.

Обучение происходило довольно просто. Делалась цифровая фотография, после этого её конвертировали в чёрно-белую. На ней выделяли форму подбородка, носа, глаз — и сопоставляли этим формам лица генерального директора, руководителя службы безопасности и так далее — и места, в которые их можно пускать.

В какой-то момент в системе произошёл совершенно чудовищный сбой — она стала всех пускать всюду. Мы пытались понять, что же произошло. Оказалось, что в компании ввели новый дресс-код. До этого в галстуке ходил только генеральный директор, а с понедельника на работу в галстуках вышли все.

Неинтеллектуальные собеседники

Источник: https://vc.ru/future/23238-sberdays-bakunov

Искусственный интеллект в IQ-тесте «догнал» четырехлетних детей

Медведь-робот из фильма «Искусственный разум». Кадр: Artificial intelligence / Warner Bros.

Коллектив ученых из США и Венгрии провел школьный IQ-тест для системы ConceptNet — реализации искуственного интеллекта от Массачусетского технологического института.

Программа продемонстрировала результаты, соответствующие средним показателями для четырехлетних детей, однако результативность сильно отличалась между разными блоками текста. Препринт работы выложен на arXiv.org.

Авторы использовали тест WPPSI третьего издания, рассчитанный на детей возрастом от 2,5 до 7 лет.

Для того, чтобы адаптировать задания для компьютерной программы, ученые создали дополнительные модули, переводящие текстовый вопрос в набор ключевых слов.

Например, предложение «Почему мы летом пользуемся солнцезащитным кремом?» в результате переводилось в набор из двух понятий: «пользоваться солнцезащитным кремом» и «лето».

Система ConceptNet представляет собой базу общеизвестных понятий и содержит около 275000 концепций, связанных различными отношением, например «A является B», «A находится в B» и так далее.

В эту программу загружали адаптированные вопросы из IQ-теста и в качестве окончательного ответа принимали наиболее вероятную связь между несколькими концепциями.

Например, на вопросы вроде «Какого цвета снег?» программа должна была выдать односложный ответ, содержащий название цвета.

Обратите внимание

В итоге оказалось, что средняя оценка ConceptNet соответствовала результатам четырехлетнего ребенка. Наилучшие показатели программа продемонстрировала в блоках «Словарь», где нужно было пояснить значение слова, и «Схожести», где нужно было указать общие признаки или взаимоотношение между двумя объектами.

Хуже всего программа справилась с блоками, в которых надо было ответить на вопрос «Почему?» или догадаться, о каком объекте идет речь по трем наводящим подсказкам.

Авторы специально отмечают, что их результаты не означают, что компьютер способен «думать» на уровне четырехлетнего ребенка.

Однако ученые предполагают, что IQ-тесты могут быть удобным методом для оценки общей способности искусственного интеллекта к имитированию человеческого мышления.

Наиболее известными из таких методов сейчас являются тест Тьюринга, в котором компьютеру надо убедить собеседника в том, что он общается с человеком, а также схемы Винограда, где программа должна определить по контексту, какое из существительных заменено местоимением («Протестующие вышли на улицы. Вскоре они достигли центральной площади»).

Источник: https://nplus1.ru/news/2015/10/02/clever-little-iq

Ученые создали ИИ с уровнем четырехлетнего ребенка

В течение многих лет писатели, кинорежиссеры и даже ученые говорили нам о том, что создание действительно умного ИИ может привести к концу всей человеческой расы. И похоже, мы стали ближе к такой реальности.

Хотя и не настолько, чтобы начать паниковать.

Ученые из Иллинойсского университета в Чикаго и исследователи искусственного интеллекта из Венгрии провели проверку ИИ, которая показала, что уровень его IQ сопоставим с интеллектом четырехлетнего ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI

Систему ConceptNet с открытым исходным кодом, созданную в рамках программы MIT Common Sense Computing Initiative, ученые проверили тестом Векслера, который определяет шкалу интеллекта для дошкольников и младших школьников.

Тест позволяет определить сильные и слабые стороны когнитивного мышления, а при использовании компьютерного ИИ в качестве объекта исследования проверяет уровень понимания компьютером языка и позволяет проанализировать процесс его ответов.

Как сообщает портал phys.org, результаты оказались не столь оптимистичными, как на то рассчитывали ученые. Тест показал, что уровень компьютерного ИИ эквивалентен уровню среднестатистического четырехлетнего ребенка, и он гораздо ниже того уровня, который следует ожидать от детей 5—7-летнего возраста.

Сама система ConceptNet представляет собой набор баз общеизвестных понятий, содержащих 275 000 концепций, описывающих различные отношения между объектами: «А является В», «А расположено в В» и т. д.

Основные сложности, которые были отмечены при исследовании, соотносятся со сложностями, которые могут возникнуть у 4-летнего ребенка. Чтобы компьютерная программа понимала задания, ученые создали специальные лингвистические модули, переводящие текстовые фразы в набор ключевых слов.

Для проверки ее интеллектуальных способностей в нее загружали адаптированные вопросы из третьего издания теста Векслера. Ответ же принимался в виде наиболее вероятной связи между несколькими концепциями.

Например, на вопрос «какого цвета снег», программа должна была выдавать односложный ответ — название этого цвета.

Важно

Лучшие результаты ConceptNet показала в блоках «Словарь», где требовалось объяснить значение слова, а также в блоках «Схожести», где требовалось указать на общие признаки или связь между двумя взятыми объектами.

Читайте также:  Способен ли компьютер идентифицировать запахи?

Самые плохие результаты программа показала в блоках, где требовалось ответить на вопрос «Почему?» или «догадаться» на основе трех наводящих подсказок, о каком объекте идет речь.

Источник: https://Hi-News.ru/technology/uchenye-sozdali-ii-s-urovnem-chetyrexletnego-rebenka.html

Как оценить интеллект ребенка. Интеллектуальные способности детей. | Восстановление, развитие, лечение психики

06 12 2015      Сергей Зиновьев       3 комментария

Как оценить интеллект ребенка и интеллектуальные способности детей наилучшим образом? Помните советский фильм «Карнавал»? Молодые Муравьева и Абдулов, Москва 1970-х. А обращал ли кто-либо из вас, роль кого в этом фильме исполнила Ирина Муравьева? Она ведь задолго до всяких людей дождя и игр разума прекрасно сыграла умственно отсталую девочку. К чему это я?

Сейчас в СМИ начинается какая-то очередная истерия по поводу «особых детей»: аутистов, даунов, сирот и иже с ними. Никогда еще со времен нацистской Германии отношения здоровых и «особых» не были бы пропитаны такой взаимной ненавистью. Хотя нам все равно не жить друг без друга — надо уживаться и делиться.

Как ниточке с иголочкой. Что здоровые сохраняют крупицы альтруизма и человеколюбия только благодаря больным, что больные без здоровых не выживут и с ними (здоровыми) придется делиться частью немаленьких привилегий. Давайте поговорим об этом спокойно, без истерии и «соплей розовых».

Что такое интеллектуальная недостаточность?

В самом общем виде под интеллектом понимают одно из трех: способность к обучению, способность к абстрактному мышлению. способность к адаптации.

Под умственной отсталостью  (олигофренией) понимается широкая группа психических расстройств , основным появлением которых является задержка интллектуального (психомоторного) развития , проявляющаяся с первых лет жизни. То есть это — необучаемость, неразвитость абстрактного мышления и трудности в адаптации.

Но это еще как посмотреть — во многом умственно отсталые превосходят здоровых! Один мой пациент, пожилой даун, не мог самостоятельно одеться. Но на скамеечке в парке он обыгрывал всех в шахматы, имея первый юношеский разряд — просто он все партии помнил наизусть.

Еще один детедомовский дебил на моей памяти с первого раза сдал на автоправа и потом закончил консерваторию по классу вокала — ну шикарные у него были данные! А еще один такой же за минуту мог открыть ложкой любую машину и уехать на ней до первого поста ДПС.

Процент страдающих умственной отсталостью — около 1% населения , болеют преимущественно мужчины (в 1,5 — 2 раза чаще). Но это искусственный перекос — просто на девочках не висит военкомат с 16 до 27 лет, и требований к ним поменьше.

Совет

В среднем на 100 случаев умственной отсталости приходится  85 пациентов с легкой формой , 10 — умеренной , 4 — тяжелой и 1 — глубокой степенью. В малообеспеченных семьях с низким уровнем культуры она обнаруживается у 10 — 30% детей.

Чем более выражена степень умственной отсталости , тем раньше она обнаруживается. Пик приходится на первые школьные годы.

Часто под маской умственной отсталости проходят случаи так называемой социально-педагогической запущенности .Они имеют тенденцию к компенсации в благоприятных условиях дальнейшего развития.

Чем глубже умственная отсталость — тем чаще она сочетается с явлениями церебрального паралича , судорожного синдрома и патологии органов чувств.

Средняя продолжительность жизни ниже , чем в популяции , и снижается по мере выраженности расстройства.

Как таковой единой причины нет,  расстройство возникает в результате воздействия комплекса различных мозговых вредностей.

Из наиболее известных — фактор наследственности, злоупотребление родителей — алкоголем, физические травмы плода и новорожденного, перенесенные матерью инфекционные заболевания, генные нарушения, резус-конфликт, экопатология, преждевременные роды. Более чем в 50% случаев причина так и не выявляется.

Важнейшим фактором ранней диагностики умственной отсталости является несоответствие выявляемых показателей психомоторного развития ребенка с общепринятыми стандартизованными возрастными нормами. Вот основные усредненные показатели по общепринятым данным:

Моторное развитие

1 месяц — поднимает подбородок

2 — поднимает грудь

3 — пытается достать , но промахивается

4 — садится с посторонней помощью

5 — сидит на коленях взрослого , хватает предметы

6 — хватает движущийся предмет , сидя на высоком стуле

7 — самостоятельно садится

8 — стоит с посторонней помощь

  • стоит , за что-либо удерживаясь
  • ползает
  • ходит с посторонней помощью
  • встает , держась за опору
  • взбирается по ступенькам лестницы
  • стоит без посторонней помощи
  • ходит без посторонней помощи

Умственное развитие

  1. 0 — 2 года сенсомоторная стадия, включает в себя :

1 месяц — врожденные рефлексы (сосание, хватание)

1-4 месяца — моторные навыки — условные рефлексы при взаимодействии ребенка со средой (сосательные движения при виде бутылочки  с соской и схватывание ее )

4-8 месяцев  — циркулярные реакции — развитие координации систем восприятия и моторики (сотрясение погремушки)

8-12 месяцев — координация средств и целей — придает действиям ребенка все большую преднамеренность (отодвигает руку взрослого , чтобы достать спрятанную за ней игрушку)

Обратите внимание

12-18 месяцев — открытие новых средств (можно достать висящую игрушку лежащей рядом палкой)

18-24 месяца — изобретение новых средств — оригинальное решение проблемы с помощью имеющихся средств и способов

II.Стадия конкретных операций, включает в себя :

2-5 лет  — предоперациональный  уровень. Развитие символического мышления, позволяющего представлять предметы или явления с помощью мысленных образов и обозначать их названиями, а не прямыми действиями.

5-8 лет — первый уровень конкретных операций. Ребенок становится способен понять что два признака предмета (например, форма и вес), не зависят друг от друга («что тяжелее — килограмм пуха или килограмм железа?»). Он может располагать предметы в ряд по какому — либо признаку (цвет или размер, или живые существа и неодушевленные предметы).

8-11 лет — второй уровень конкретных операций. Помимо представлений о массе и объеме, ребенок получает представление о времени и скорости, об измерениях с помощью эталонов. Это позволяет упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы  или физические задачи.

  • 11 — 15 лет — стадия формальных операций.Мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Формируется абстрактное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Формируется сексуальное влечение, а также нравственность как следствие рассудочной деятельности.

Отклонение от возрастных показателей может служить основанием для консультации детского психиатра.Однако большинство пациентов попадают в поле зрения психиатра поздно , в связи со школьной неуспеваемостью и трудностями поведения.

Принципы лечения.

Оптимальный метод — профилактика. Это — работа центров планирования семьи и генетических консультаций, медико-социальная поддержка малообеспеченных семей, психопедагогические мероприятия для самих пациентов. Они включают в себя привитие навыков самообслуживания, взаимодействия с окружающими, вовлечение в трудовую деятельность.

Семейная психотерапия и групповые реабилитационные программы улучшают адаптацию пациентов. Конечная цель — ликвидация социальной беспомощности и сохранение трудоспособности в меру доступного. Эмоциональные проблемы и заниженная самооценка успешно корректируются в группах с использованием транзактного анализа.

Важно

 Психотропные препараты имеют вспомогательное значение при осложнении вторичной симптоматикой (аффективные , поведенческие и другие расстройства).

С пациентом нужно общаться четким , доступным для его понимания языком, избегая излишней поучительности и превосходства в беседе. Взрослый человек с интеллектуальным уровнем ребенка на самом деле не является ребенком. Любые проявления его конструктивной деятельности достойны поддержки и похвалы, но без слащавой покровительности.

Многие пациенты склонны легко входить в детскую  пассивно-подчиняемую роль благодаря неправильному воспитанию  ставящему своей целью в первую очередь управляемость и послушание. Эта позиция является безусловно вредной и часто осложняется проявлениями психологического и физического насилия, насмешками и издевательствами со стороны окружающих.

Нужно быть очень осторожным в прогнозах, избегая разговоров, что ребенку нельзя ничем помочь. Обучение в обычной школе является неоднозначным шагом — при лучших возможностях для компенсации интеллектуальной сферы велик риск отвержения сверстниками. 

Основные клинические формы.

Диагностируются по показателям тестов интеллекта (методика Векслера и другие), выраженным в баллах (IQ).

Легкая степень (50 — 69 баллов), или дебильность, соответствует уровню развития 9 — 12-летнего ребенка. В дошкольном возрасте пациенты практически неотличимы от психически здоровых.

Могут осваивать программу вспомогательной или 5 — 6 классов обычной школы, самостоятельно проживать, вести хозяйство и трудиться на посильных работах.

Помощь им требуется по большей части в серьезных, критических ситуациях.

Умеренная степень (35 — 49 баллов, 6 — 9 лет), или имбецильность. Школьное обучение маловероятно. Возможно привитие примитивных навыков самообслуживания, легкий труд в специально созданных условиях. Необходимо постоянное наблюдение и руководство в большинстве ситуаций.

Тяжелая форма умственной отсталости (20 — 34 балла, уровень развития ребенка 3 — 6 лет). Развитие речи, моторики, навыков самообслуживания минимально. Требуется постоянное постороннее наблюдение и контроль.

Глубокая степень, или идиотия (ниже 20 баллов, до 3-х лет) предполагает неспособность к вербальному (словесному) общению и самообслуживанию. Большинство пациентов не способны передвигаться, неопрятны физиологически, требуют постоянного ухода и надзора.

Пограничная умственная отсталость (субдебильность) существовала в прежней классификации болезней. Это уровень интеллекта по Векслеру 75 — 90 баллов и умственное развитие 13 — 14-летнего подростка со всеми вытекающими последствиями.

Прогноз.

При невежестве и асоциальности родителей, завышенных требованиях к ребенку или отвержении прогноз неутешителен.

Такие пациенты даже при неглубокой умственной отсталости не могут сформировать социально приемлемых навыков, инвалидизируются и заканчивают жизнь в заведениях социального обеспечения.

Многие из них попрошайничают, бродяжничают, совершают кражи и грабежи, становятся жертвами злоумышленников.

Совет

Своевременно начатые психопедагогические мероприятия и адекватное поведение родителей способны в значительной мере улучшить адаптацию пациента во всех сферах жизни.

Наиболее уязвимым звеном адаптации является сексуальность, в сфере которой более успешны пациенты женского пола.

 Не менее половины всех пациентов (особенно девочек) снимаются с наблюдения психиатром по достижении компенсации в зрелом возрасте.

Большинство психокоррекционных и реабилитационных программ для умственно отсталых включают «мягкое управление» ребенком со стороны близких, рациональную организацию жизни и быта с избеганием конкуренции и элементарную профессиональную подготовку.

Симулятивное поведение.

Аггравация (преувеличение) умственной отсталости может иметь место при решении экспертных вопросов (признание инвалидом , определение годности к военной службе , судебно-психиатрическая экспертиза). То есть например,  человек с субдебильностью начинает вести себя как имбецил.

 Обычно предъявляются жалобы на «плохую память», «забывчивость», «что-то такое на меня нашло», не подтерждаемые объективно при смене темы беседы, наблюдении за поведением вне ситуации обследования , сохранности навыков самообслуживания и социальной адаптации.

В ходе обследования агграванты склонны отвечать на задаваемые вопросы стереотипным «не знаю» или «не помню» без попыток сосредоточения и воспоминания, а также ошибочных ответов после определенного периода размышлений (например, при истощении).

При уличении в притворстве качество выполнения заданий обычно повышается.

Диссимуляция (сокрытие)  умственной отсталости может иметь место, когда пациент по собственному желанию либо настоянию близких хочет прекратить наблюдение психиатра (например , для получения водительских прав).

Обратите внимание

В качестве доводов обычно приводятся полное отсутствие жалоб на душевное здоровье и утверждение о том, «что все вообще нормально».

Даже при отсутствии достоверной информации диссимуляция может быть распознана при обследовании интеллекта с помощью психологических методик (обычно — тест Векслера) , определяющих интеллект как некую сумму баллов, сопоставляемую с возрастными усредненными показателями.

Читайте также:  Американские ученые предложили альтернативу тесту тьюринга

Вот. в принципе, довольно «сухой» остаток от эмоций и предрассудков в отношении психически здоровых и умственно отсталых.

А еще есть и частичная одаренность многих психически нездоровых лиц, и просто мистические вещи, которые часто происходят рядом с такими людьми. Ведь не зря в ужасах того же Стивена Кинга в качестве «фокальных лиц» фигурируют или ребенок, или дебил.

Но об этом — в следующих постах. Не забудьте оставить комментарий, поделиться информацией в социальных сетях и подписаться на мою рассылку. Спасибо!

Если Вам понравился этот материал — поделитесь им с друзьями!

Спасибо!

С уважением, Сергей Зиновьев. Врач высшей категории, кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии и наркологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, врач поликлиники ВКА им. А.Ф. Можайского, научный сотрудник отдела неотложной психиатрии, наркологии и психореабилитации СпбНИИСП им. И.И. Джанелидзе.

Мои услуги Обо мне Партнерская программа

Источник: http://psymiracle.ru/kak-ocenit-intellekt-rebenka-intellektualnye-sposobnosti-detej/

Ученые создали искусственный интеллект с уровнем развития 4-летнего ребенка

Система искусственного интеллекта ConceptNet с открытым программным кодом, созданная в рамках программы MIT Common Sense Computing Initiative, продемонстрировала возможности четырехлетнего ребенка, рассказывается на портале phys.org.

Соответствующие результаты были получены благодаря тестам Векслера, которые провели исследователи из Иллинойсского университета в Чикаго совместно с коллегами из Венгрии.

Как известно, тест позволяет определить уровень когнитивного мышления за счет целого спектра специальных исследований, включая субтесты на словарного запаса, арифметических операций, выявление сходства и недостающих деталей и так далее.

“Знания” самой системы ConceptNet представлены базой данных из 275 000 концепций, которые описывают соотношения между объектами, то есть схемы вроде “Объект А включает объект B”, “Объект С меньше объекта D”, “Объект E тождественен объекту G” и прочие.

Важно

Итоги исследования оказались не самыми обнадеживающими: компьютерная программа показала результаты, оказавшиеся значительно более плохими по сравнению с показателями среднестатистического 5-летнего малыша.

ИИ испытывал сложности с ответами на вопросы “Почему?”, а также при решении задач, в которых нужно было догадаться о чем-либо по подсказкам. Более успешно робот справился с заданиями, в которых требовалось объяснить значение слов и определить общие признаки у различных предметов.

Сами вопросы формулировались для программы с помощью специальных лингвомодулей, переводящих текстовые вопросы в ключевые слова.

Отметим, что на современном этапе ни одной исследовательской группе так и не удалось приблизиться к созданию полноценного искусственного разума. Существуют лишь его подобия, которые, как правило, ориентированы на решение конкретных задач.

Среди таких программ —Deep Blue, победившая чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова; Watson, способная воспринимать человеческую речь и производить вероятностный поиск с применением большого количества алгоритмов; MYCIN, умеющая диагностировать небольшой набор заболеваний наравне с докторами; ViaVoice, обслуживающая потребителей на основе распознавания голоса.

В то же время существует немало оптимистов, уверенных, что недалека та эпоха, когда большую часть рутинной работы вместо человека будут выполнять роботы с искусственным интеллектом.

Соответствующей теме посвящаются многочисленные видеосюжеты, среди которых — представленная ниже телепередача телеканала Discovery, где диктор уверенно заявляет, что “ученые скоро создадут машины, способные мыслить самостоятельно — машины, чей разум однажды может превзойти наши собственный”.

На фото — кадр из к/ф “Из машины”

Источник: http://newsader.info/14164-uchenye-sozdali-iskusstvennyy-intell/

4 шага до общего искусственного интеллекта

Общий искусственный интеллект мечта всех футурологов. Но как достичь ОИИ и какие шаги нужно сделать на пути от узконаправленных современных ИИ к полноценной нейронной сети.

За последние 15 лет, с момента первых упоминаний термина  “общий искусственный интеллект” (AGI), область ИИ значительно продвинулась. Сегодня у нас есть самоуправляемые автомобили, автоматическое распознавание лица и захват изображений, машинный перевод и экспертные игроки в лице ИИ, а также многое другое.

Однако эти достижения по существу остаются в области «узконаправленного ИИ» — искусственного интеллекта, который выполняет задачи, основываясь на специально обозначенных данных или правилах или же в тщательно разработанных учебных ситуациях. ИИ, которые могут работать, в общем, в непредвиденных обстоятельствах и противостоять миру как автономные агенты, по-прежнему остаются частью будущего.

Общий искусственный интеллект

ОИИ: что это такое?

Остается вопрос: что нам нужно, чтобы превратить инструменты современного узконаправленного искусственного интеллекта, который все больше вливается в бизнес и общество, в тот самый общий искусственный интеллект, о котором грезят футурологи и писатели-фантасты?

Несмотря на огромное разнообразие перспектив и отсутствие нехватки технических и концептуальных идей на пути к ОИИ, между экспертами нет ничего похожего на соглашение по этому вопросу.

 

Разнообразный ландшафт прото-ОИИ

К примеру, главный учредитель Deep Mind Демис Хассабис долгое время был поклонником относительно сильно вдохновленных мозгом подходов к ОИИ и продолжает публиковать работы в этом направлении.

С другой стороны, проект OpenCog, ориентированный на ОИИ, использует менее ориентированный на мозг подход – он включает нейронные сети, при этом мощно опираясь на символико-логические представления и вероятностные выводы, а также эволюционное обучение программы.

Раз у нас есть много рабочих подходов к пилотируемым полетам – самолеты, вертолеты, ракеты и т.п., может быть так же много рабочих подходов к ОИИ, некоторые из которых в большей степени вдохновлены биологией, чем другие.

И, как и братья Райт, сегодняшние пионеры ОИИ руководствуются в большей степени экспериментами и интуицией, отчасти потому, что мы пока не знаем полезных теоретических законов общего интеллекта, чтобы направлять инженерный подход к ОИИ по движению теорий; теории ОИИ развиваются органично по мере практики.

Четыре (не совсем) простых шага к ОИИ

Эти четыре шага в принципе достижимы, может быть даже в следующие 5-10 лет. Над каждым из этих шагов работают многие команды самых умных людей в мире, включая, но ни в коем случае не ограничиваясь моими собственными командами в SingularityNET, HansonRobotics и OpenCog.

Хорошие новости в том, что нам не нужны радикально новые, лучшие аппаратные средства, а также радикально иные алгоритмы или датчики или приводы. Нам просто нужно использовать наши компьютеры и алгоритмы более разумно, выполняя следующие действия.

#1. Сделать когнитивную синергию практичной

Сегодня у нас имеется много мощных алгоритмов ИИ, но мы не используем их вместе достаточно сложным образом, поэтому теряем много синергетического интеллекта, который мог бы появиться от совестного их использования.

И напротив, различные компоненты человеческого мозга настроены на совместную работу с интересной обратной связью и взаимодействием. Нам необходимо создать системы, которые обеспечат богатую и полную координацию различных агентов ИИ на различных уровнях в одной, сложной, адаптивной сети искусственного интеллекта.

В архитектуре OpenCog, например, пытаются реализовать это, создавая различные алгоритмы обучения и рассуждения, работая совместно над Atomspace Hypergraph, который позволяет создавать гибридные сети из символьных и подсимвольных сегментов.

Движок вероятностной логики обрабатывает факты и убеждения, движок эволюционного обучения программы обрабатывает практические знания, глубокие нейронные сети, обрабатывающие восприятие – все они работают сообща, обновляя один набор узлов и связей гиперграфа.

Совет

На другом уровне, в сети ИИ на блокчейне SingularityNET, мы работаем над когнитивной синергией, позволяя различным агентам ИИ использовать разные внутренние алгоритмы для запросов друг к другу и обмена информацией и результатами.

Идея состоит в том, что сеть агентов ИИ, используя специальный токен для обмена ценностями, может создать общую когнитивную экономику умов с интеллектом высшего уровня, который выходит за пределы интеллекта отдельных агентов. Это современная реализация идеи первопроходца ИИ Марвина Мински интеллекта как «общества умов» на блокчейне.

#2. Соединить символьный и подсимвольный ИИ

ОИИ наиболее эффективно удастся достичь за счет соединения алгоритмов, которые используют низкоуровневым интеллектом, таких как восприятие и движение (например, глубокие нейронные сети), с алгоритмами, которые используются для абстрактных рассуждений высокого уровня (логические движки).

Глубокие нейронные сети добились поразительного успеха в последнее время в обработке различных видов данных, включая изображения, видео, аудио и, в меньшей степени, текста. Однако становится очевидно, что эти непосредственные архитектуры сетей не очень хорошо обрабатывают абстрактные знания.

Кратчайший путь к ОИИ будет состоять в том, чтобы использовать глубокие нейронные сети там, где они больше всего приспособлены, и сделать их гибридными, наделить более похожими на методы ИИ логическими системами, чтобы они могли обрабатывать более продвинутые аспекты человекоподобного сознания.

#3. Архитектура цельного организма

Люди ­– это не только сознание, разум, но также и тело, организм, поэтому достижение ОИИ человеческого уровня потребует включения систем ИИ в физические системы, способные взаимодействовать с повседневным человеческим миром в тонких моментах.

«Архитектура цельного организма» (WHOA!) – прекрасная фраза, представленная моим коллегой в области робототехники Дэвидом Хэнсоном. В настоящее время мы работаем с его прекрасным роботизированным творением «Софией», разработку программного обеспечения которой я перевел на платформу для экспериментов с искусственным интеллектом Open Cog и SingularityNET.

Общий интеллект не требует человекоподобного тела, да и вообще тела не требует. Однако, если мы хотим создать ОИИ, который, в частности, проявляет человекоподобное познание и может понимать людей, этот ОИИ должен будет иметь своеобразное сочетание познания, эмоций, социализации, восприятия и движения, которые характеризует человеческую реальность.

Очевидно, лучший способ для ОИИ получить такого рода чувства – расположиться в теле, которое будет хотя бы приблизительно напоминать человеческое.

Потребность в архитектуре цельного организма связана с важностью эмпирического обучения для ОИИ. В сознании человеческого ребенка все виды данных смешиваются сложным образом, и цели и задачи должны умещаться в категории, структуры и динамику мира.

Даже разницу между собой и другим нужно уяснить. В конечном счете, ОИИ должен будет проводить такого рода своеобразное обучение и для себя.

Хотя обеспечивать систему ОИИ данными из текстов и баз данных не так уж и неправильно, необходимо также создать систему, которая будет взаимодействовать с миром, воспринимать его и исследовать автономно, и создавать собственную модель себя и мира.

Семантика всего, чему она учится, таким образом, будет основываться на ее собственных наблюдениях. Если она будет изучать нечто абстрактное, вроде языка или математики, ей придется обосновывать семантику этих дисциплин в собственной жизни, а также в абстракции.

Экспериментальное обучение не требует робототехники. Но робототехника цельного организма обеспечивает чрезвычайно естественный путь за пределы современных учебных процессов, например, к экспериментальному обучению ИИ.

#4. Масштабируемое мета-обучение

ОИИ должен  не только учиться, но и «учиться учиться». ООИ придется применять свои алгоритмы рассуждения и обучения рекурсивно к самому себе, чтобы автоматически улучшать собственную функциональность.

В конечном счете, способность применять обучение для улучшения обучения должна позволить ОИИ продвинуться далеко за пределы возможностей человека. В настоящий момент мета-обучение остается сложной, но критически важной задачей.

В SingularityNET начинают применять искусственный интеллект OpenCog для распознавания паттернов в собственной эффективности на временном отрезке, чтобы он улучшал собственную производительность.

Читайте также:  Умный холодильник icybreeze

В направлении доброжелательного ОИИ

Как только один из этих четырех аспектов продвинется за пределы текущего состояния, мы получим его — ОИИ человеческого уровня и дальше.

Эта перспектива чрезвычайно захватывающая и немного пугающая. Но скорее всего, что некоторые наблюдатели, включая таких больших людей, как Стивен Хокинг и Илон Маск, высказывались ровно противоположным образом: больше страха, чем восхищения. Почти все, кто серьезно относится к разработке ОИИ, вкладывает много усилий в смягчение соответствующих рисков.

Один из выводов, заключается в следующем: если мы хотим, чтобы наши ОИИ могли поглощать и понимать человеческую культуру и ценность, лучшим подходом будет включить эти ОИИ в общие социальные и эмоциональные контексты с людьми.

Обратите внимание

SilgularityNET запускался чтобы использовать ИИ и блокчейн вместе и создать открытый рынок, на котором любой человек на планете мог бы использовать самый мощный в мире ИИ в любых целях. Если ОИИ родится из «экономики сознаний» такого характера, вероятнее всего, он будет иметь подходящее этическое и инклюзивное мышление.

Мы заходим на неизвестную территорию, не только интеллектуально и технологически, но и социально и философски. Давайте сделаем все возможное, чтобы следующий этап нашего коллективного путешествия протекал мудро и кооперативно, а также разумно и увлекательно. опубликовано econet.ru  

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/184160-4-shaga-do-obschego-iskusstvennogo-intellekta

Задания для развития интеллекта у детей 4-­5 лет

У ребенка 4-5 лет закладываются основные предпосылки для успешного усвоения точных наук, а также письма и чтения.

В этот период идет бурное развитие интеллекта у детей и начинается этап освоения, а также понимания и принятия окружающего мира. В это время будет очень уместным подобрать для него интересные развивающие, игровые задания.

Ваша задача – помочь ребенку получить максимальное развитие своих интеллектуальных способностей.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Игры на логику и мышление для детей до 5 лет”. Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Чтобы понимать, как развить интеллект у ребенка в 4 года, следует знать некоторые возрастные особенности малышей. В этот период у ребенка формируется созидательность.

Малыш стремится что-то мастерить, делать своими руками поделки, с удовольствием возится с бумагой и клеем, а также пластилином, тестом или глиной. Вы должны поощрять эти стремления, помогать ребенку создавать его маленькие «шедевры». В этот период активно работает память, внимание, формируется логика.

Ребенок с удовольствием сравнивает, познает новые категории – форму, цвет, время и пространство, величину, соотношения предметов.

Важно

Внимание, память и мышление становятся более развитыми, а малыш учится управлять ими.

В это время ребенок без усилий может выучить стишок, короткую песенку. Активно развивается воображение, улучшается речь. Это – время разных «детских» вопросов и «почемучек». Наберитесь терпения и учитесь подбирать правильные, доступные для детского понимания ответы.

В 4-5 лет малышу уже доступны разные обобщения, он учится классифицировать предметы, анализировать, выделяя из общего объекта его составные, объединять предметы в отдельные группы.

Ваш сын или дочка начинает стремиться к сверстникам, интересуется совместными играми, у малыша активно развивается социальный интеллект. Ребенок учится общению, ссорится или мирится со своими друзьями, пытается помогать им.

Ваша задача – не мешать ему, а всячески поддерживать и помогать, стараться объяснить многие явления, научить взаимодействию.

Задания для развития интеллекта у детей 4-5 лет

Существует много разных игр, заданий, которые способны значительно повлиять на развитие интеллекта ребенка.

  • Упражнение «Из чего состоит» научит ребенка анализу. В эту игру можно играть в любое время. Для нее не требуется специальных условий или материалов. Например, во время прогулки вы можете попросить ребенка перечислить, из чего состоит дерево или цветок, дом или машина. Для того, чтобы малыш мог без труда ответить на подобные вопросы, нужно во время игр или чтения книг вместе с ребенком рассматривать картинки, обращать внимание на мелкие детали, перечислять их названия, сравнивать размеры, называть цвета.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Игры на логику и мышление для детей до 5 лет”. Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

  • Игра «Где можно увидеть?» прекрасно развивает память, внимание и логику. В нее можно играть всей семьей. Для этого нужно спросить, где, к примеру, можно увидеть автомобиль, ножницы, велосипед, стол, окно или колесо.
  • Отличное упражнение на развитие аналитических способностей «Хорошо и плохо». Для этого нужно какой-либо предмет, скажем, карандаш, внимательно рассмотреть и выяснить, что у него есть хорошего, а что плохого. Например, карандашом можно рисовать, это хорошо, однако, он хрупкий и это плохо. В дальнейшем можно усложнить задачу, анализируя с малышом поступки героев сказок или других людей.
  • Игра «Бывает или нет» заинтересует ребенка. Для этого нужно взять мячик и, перебрасывая его, придумать разные ситуации. Например: «Вода горит», «Рыба гуляет по газону в сапогах», а ребенок должен ответить, бывает ли такое или нет.
  • Не менее полезны и графические задания для развития детей 4 5 лет. К примеру, игра «Соедини точки» поможет ребенку освоить последовательность действий, способствует развитию моторики. Задание для ребенка – нужно соединить все точки линиями и получить картинку или фигуру.
  • Игра «Лабиринт» тренирует внимание, а также логику. Задача – помочь, например, зайчику найти путь к норке. Для этого нужно провести линию по хитрым «туннелям» лабиринта.
  • «Дорисуй предмет» научит ребенка анализу, умению выделять из целого составные части.
  • Также хорошо развивают логику разные пазлы, наборы для составления последовательного рисунка или сюжета.
  • К речевым играм, развивающим мышление, относятся загадки. При этом ребенку дается хорошо знакомая ему информация, на основании которой он должен сделать логический вывод.
  • Игра «Съедобное-несъедобное» прекрасно подходит для поездок или прогулок. Взрослый называет предмет или объект, а малыш должен ответить, съедобен он или нет.
  • Игра «доскажи слово» достаточно сложна для ребенка. Она рассчитана на умение подбирать ассоциации к привычным словам, искать между ними взаимосвязь. Например: белка-орех. Здесь стоит пояснить, что белка любит есть орехи. Затем, согласно аналогии, ребенок должен добавить слово, например, к слову «собака». Здесь уместным будет подобрать слово «кость» и пояснить, что собаки любят грызть кости.

Заданий и разных игр, помогающих ребенку развиваться, очень много. Здесь были перечислены самые простые, не требующие специальных материалов. Эти задания можно выполнять в любое время, практически везде: на прогулке, дома, в гостях или в поездке. Все эти игры рассчитаны на то, чтобы ребенок гармонично развивался, стремился получать новые знания легко, в непринужденной игровой форме.

А в какие развивающие игры вы играете со своими детьми?

Источник: https://viline.tv/deti/article/zadania-dla-razvitia-intellekta-u-detej-4-5-let

Виртуальный угол. Как искусственный интеллект будет воспитывать наших детей | Forbes Woman

Наши представления об искусственном интеллекте включают два взаимоисключающих сценария. Негативный: ИИ в процессе развития начинает воспринимать человечество как помеху и решает от него избавиться. Дальше Терминатор, Сара Коннор и ИИ с ними.

Позитивный: ИИ обеспечивает людей всем необходимым для счастливой жизни, избавляя их от обязательности умственного и физического труда. Результат — новый Эдем на отдельно взятой планете.

Между крайними точками существуют промежуточные сценарные линии, но они отличаются от основополагающих вариантов лишь деталями. Оставим апокалиптический сценарий кинорежиссерам и рассмотрим тот, в рамках которого люди и умные машины мирно сосуществуют.

В системе координат «воспитание-образование» он неизбежно поставит перед цивилизацией ряд проблем, не имеющих очевидных решений. Вот лишь некоторые из них:

Ситуация 1. Вкалывают роботы, счастлив человек?

Далекое будущее. Всемирная гармония достигнута: машины производят, люди потребляют. Перед человечеством встает вопрос: как воспитывать и чему учить детей, когда целенаправленная совместная деятельность не только перестала быть объединяющей функцией, но и потеряла всякий прикладной смысл? Какие знания, умения и навыки потребуются в мире, где все потребности удовлетворяются машинами?

Из очевидных ответов на ум приходит только развитие творческих способностей. Но в таком случае на выходе мы, скорее всего, получим общество физических и интеллектуальных импотентов, мало чем отличающихся от элоев из уэллсовской «Машины времени». То ли это будущее, к которому мы стремимся? Вряд ли.

Ситуация 2. Любимый учитель

Другая вводная: развитие технологий достигло такого уровня, что искусственный интеллект в состоянии отвечать за становление личности ребенка, начиная с самых ранних этапов его развития.

В отличие от живых родителей, нейротьютор не проводит на работе по восемь часов в день, не уходит по вечерам в маникюрный салон или выпить пива с друзьями. Он посвящает воспитанию и образованию подопечного всего себя без остатка.

Нетрудно догадаться, кого ребенок будет воспринимать как источник истины в последней инстанции, чьим мнением руководствоваться, с кого брать пример.

Отложим в сторону этическую составляющую вопроса. Главные проблемы, скорее всего, возникнут на уровне социализации.

Совет

Дети, сегодня отбрыкивающиеся от детского сада, чтобы не разлучаться с родителями, завтра будут воспринимать коллектив себе подобных как досадную помеху, отвлекающую от общения с любимым ИИ-наставником.

В результате мы рискуем получить принципиально новую форму гаджетозависимости, от которой рукой подать до массовой социофобии.

Ситуация 3. Не только людям свойственно ошибаться

Безупречных систем не существует. Любая, даже самая совершенная, накапливает ошибки, которые рано или поздно приводят к системным сбоям. Предположим, нечто подобное произошло с ИИ-системой, отвечающей за воспитание подрастающего поколения, и из-под ее опеки вместо гармонично развитого члена общества вышел футуристический вариант Чикатило.

Возникает резонный вопрос: кто виноват? Производители «железа»? Разработчики нейросетевых алгоритмов? Или виновником будет признан сам искусственный интеллект, допустивший подобное безобразие? Если так, то как его наказывать? Отключать от сети, пытать перебоями напряжения, ставить в виртуальный угол? Вопросов явно больше, чем ответов.

Ситуация 4. По законам роботехники

Еще частный случай. Представим, что ИИ-робот участвует в воспитании ребенка наравне с родителями и в один прекрасный момент понимает, что родительские методы наносят чаду ощутимый вред: его перекармливают, балуют, потакают капризам, далее по списку.

Теперь вспомним азимовские законы роботехники, первый (и главный) из которых гласит: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред».

В полном соответствии со своим основным предназначением наш робот обязан действовать: защитить ребенка от происков родителей-вредителей, изолировав его от негативного влияния.

Во что это может вылиться, страшно представить.

Все это подводит нас к выводу: интегрируя искусственный интеллект в систему образования и воспитания детей, мы покупаем кота в мешке.

Котик может оказаться ласковым и пушистым. А что если нет?

Источник: https://www.forbes.ru/forbes-woman/362971-virtualnyy-ugol-kak-iskusstvennyy-intellekt-budet-vospityvat-nashih-detey

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector