Космический корабль наса сможет мыслить самостоятельно

Рогозин заявил о просьбе NASA разработать лунный вариант «Союза»

Космический корабль «Союз ТМА-10М» NASA

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что NASA попросило «Роскосмос» разработать версию пилотируемого космического корабля «Союз», адаптированную для полета к Луне. Цель такого проекта заключается в создании резервной системы для доставки космонавтов на окололунную орбиту, сообщает ТАСС со ссылкой на интервью телеканала «Россия 24».

На сегодняшний день основной платформой для космических исследований является Международная космическая станция, но через несколько лет ей на смену может прийти окололунная станция. Ее разрабатывает NASA в рамках проекта Lunar Orbital Platform-Gateway.

Проект предполагает, что на окололунной орбите с 2022 года будет создаваться модульная обитаемая станция. Она позволит как изучать саму Луну, так и отрабатывать технологии для будущих экспедиций на Марс, а также сможет служить в качестве промежуточной базы при полете на эту планету.

Обратите внимание

Подробнее об этом проекте можно прочитать в нашем материале «Промежуточная станция».

Проект Lunar Orbital Platform-Gateway предполагает, что по крайней мере на начальном этапе космонавты будут летать на станцию с помощью связки из сверхтяжелой ракеты SLS и пилотируемого корабля «Орион».

Однако в интервью телеканалу «Россия 24» исполнительный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что специалисты NASA «просят разработать версию «Союза», который мог бы работать до Луны и обратно, с тем чтобы создать вторую резервную космическую транспортную систему».

Пресс-служба «Роскосмоса» не смогла предоставить N+1 дополнительную информацию о заявлении Дмитрия Рогозина.

Стоит отметить, что идея использования космических кораблей семейства «Союз» для полетов к Луне не нова. К примеру, еще в середине 2010-х годов «Роскосмос» и частная компания Space Adventures объявили о плане модернизации «Союза» для туристических полетов к Луне.

Предполагалось, что сначала на околоземную орбиту будет за два запуска выводиться «Союз» и разгонный блок, после чего они будут стыковаться и лететь к Луне.

Кроме того, Россия разрабатывает новый пилотируемый космический корабль «Федерация» и сверхтяжелую ракету, с помощью которых начиная с 2028 года «Роскосмос» сможет самостоятельно отправлять космонавтов к Луне за один запуск.

Помимо государственных агентств над отправкой туристов к Луне работают и частные компании.

Важно

К примеру, осенью 2018 года SpaceX объявила имя первого туриста, который в 2023 году отправится к спутнику Земли на сверхтяжелой ракете BFR.

Пока эта ракета находится на этапе разработки и отправится в первый полет не раньше 2020 года, а весной 2019 года должны начаться летные испытания ее второй ступени.

Григорий Копиев

Источник: https://nplus1.ru/news/2019/01/10/moon

Конструктивные недостатки пилотируемых космических кораблей SpaceX и Boeing могут лишить NASA космоса

Аэрокосмическое агентство NASA предупредило частные компании SpaceX и Boeing о наличии некоторых конструктивных недостатков у пилотируемых космических аппаратов Crew Dragon и CST-100 Starliner, разрабатываемых этими подрядчиками, сообщает агентство Рейтер со ссылкой на отраслевые источники и новый правительственный отчет экспертной комиссии космического агентства. Обнаруженные проблемы могут угрожать американской пилотируемой программе, начало возрождения которой ожидается уже в этом году.

Государственное агентство NASA подписало контракты с частными аэрокосмическими компаниями SpaceX и Boeing (сумма контрактов: 2,6 и 4,2 миллиарда долларов соответственно) на разработку ракет-носителей и пилотируемых космических аппаратов, с помощью которых США хочет отправлять своих астронавтов к Международной космической станции самостоятельно, впервые с 2011 года, когда закрылась программа космических шаттлов.

Как раз перед запланированным на 2 марта первым демонстрационным (без экипажа) запуском пилотируемого варианта космического корабля Dragon компании SpaceX консультативная группа по безопасности NASA выступила с ежегодным отчетом, в котором сообщила о четырех «ключевых проблемах», связанных с космическими аппаратами обеих компаний. Как отмечается в отчете, эти проблемы ставят под угрозу срыва график начала пилотируемых полетов.

В отчете сообщается о структурной уязвимости космического аппарата компании Boeing при отделении головного теплового обтекателя.

Что же касается SpaceX, то сомнения вызывают серьезные модификации аппарата Crew Dragon после взрыва ракеты Falcon 9 на стартовой площадке в 2016 году в результате дефекта в топливной системе ракеты.

Вопросы также вызвал метод подготовки ракеты-носителя к запуску: предполагается, что заправка ракеты Falcon 9 будет осуществляться с уже находящимся на борту космического аппарата экипажем. «Эффективность парашютной системы посадки» у обоих аппаратов также вызвала у комиссии ряд вопросов.

Два источника близкие к вопросу рассказали информационному агентству Рейтер о том, что список проблем далеко не ограничивается этими четырьмя пунктами.

На самом деле проблем гораздо больше – в случае обеих частных космических компаний решения требуют порядка 30-35 технических проблем.

Журналистам не удалось уточнить, что именно это за проблемы, однако источники отметили, что перед тем началом первых пилотируемых полетов компаниям придется решить «большинство из них».

По словам источников, при сотрудничестве с SpaceX и Boeing в результате строгого сертификационного процесса, в рамках которого проводятся тщательный анализ данных и самые различные тесты, база данных рисков NASA постоянно пополняется. Частные компании уже несколько раз откладывали запуски своих пилотируемых систем, что вполне ожидаемо, когда речь идет о многомиллиардных контрактах на разработку космических аппаратов, способных доставлять людей на орбиту.

Один из космических кораблей Boeing CST-100 Starliner, находящихся на производственном предприятии на мысе Канаверал во Флориде

Совет

На запрос журналистов прокомментировать ситуацию вокруг технических вопросов, связанных с разработками систем компаний Boeing и SpaceX представитель NASA Джошуа Финч четкого ответа не дал, сославшись на конфиденциальность, но отметил, что «безопасность для агентства всегда стояла выше каких-то графиков».

Представитель Boeing Джош Барретт заявил, что компания «закрыла» все вопросы рисков структурной уязвимости своего космического корабля, когда успешно завершила программу испытаний на прочность аппарата в январе. И хотя компания со всеми сложностями еще не справилась, «все вносящиеся изменения не имеют под собой каких-то серьезных архитектурных сдвигов».

Представитель SpaceX Джеймс Глисон в свою очередь без ложной скромности заявил, что благодаря сотрудничеству с NASA компания разработала «один из самых безопасных и технологически продвинутых пилотируемых космических аппаратов в истории».

Основанная исполнительным директором Tesla Илоном Маском компания SpaceX с вводом технологии многоразовых носителей смогла снизить стоимость космических запусков. Boeing в свою очередь занимается вопросами космоса еще с 60-х годов, а также является крупнейшим в мире производителем самолетов.

Техническая база колоссальная.

Но время идет, а компании так пока и не предоставили готовые к использованию пилотируемые космические аппараты, поэтому США приходится платить России около 80 миллион долларов за каждое место на борту российской системы «Союз», чтобы доставить своих астронавтов на борт МКС.

NASA уже несколько лет стремится к отказу от услуг российской стороны. Именно поэтому агентство подписало контракты с Boeing и SpaceX на разработку пилотируемых космических аппаратов. Ожидалось, что первые пилотируемые полеты частных космических аппаратов состоятся в этом году.

Если корабли не будут готовы к концу 2019 года, NASA рискует остаться без доступа к МКС. Предвидя эту ситуацию, агентство решило забронировать еще два места для своих астронавтов на «Союзе». Первый полетит осенью 2019 года, второй — весной 2020 года.

В любом случае изначальную цель это не решит, если корабли Boeing и SpaceX не будут готовы.

Обратите внимание

Интерьер космического корабля Crew Dragon компании SpaceX

В эту пятницу агентство планировало провести проверку готовности аппарата Dragon компании SpaceX, чтобы быть уверенным в том, что корабль будет готов к запланированному испытательному запуску 2 марта.

Недостатки парашютной системы

Три источника близкие к теме рассказали издательству Рейтер о том, что NASA выявило некоторые конструктивные расхождения между более ранней версией космического аппарата Dragon компании SpaceX, предназначающегося для доставки грузов к Международной космической станции и новой версией аппарата, который планируется использовать для отправки людей на орбиту.

Как оказалось, вопросы вызывает сам дизайн парашютной системы. Купола последней у пилотируемого варианта корабля существенно больше, чем у беспилотного. Из-за этого возникает риск их нераскрытия в ходе спуска аппарата обратно в атмосферу на сверхзвуковых скоростях.

Кроме того, время раскрытия парашютов и их взаимодействие между собой также вызвали у агентства некоторые опасения по поводу их эффективности.

Другими словами, в NASA пока не уверены в том, что парашютная система Crew Dragon будет способна эффективно и в то же время безопасно для экипажа замедлить аппарат при спуске.

По словам Глисона, SpaceX в рамках коммерческой пилотируемой программы завершила 17 проверок парашютной системы. Еще дополнительные 10 тестов планируется провести до запуска второй демонстрационной миссии Crew Dragon.

Помимо этого, представитель компании добавил, что их парашютная система разработана с запасом эффективности, поэтому космический аппарат и экипаж в нем можно будет безопасно посадить даже в том случае, если откажет один из парашютов.

Однако в том же отчете экспертной комиссии по безопасности NASA указывается, что SpaceX может потребоваться переработать нынешнюю конструкцию парашютной системы. Это в свою очередь, вероятнее всего, приведет к необходимости проведения еще большего количества проверок и тестов, которые в итоге выльются в недели или даже месяцы задержек запуска.

Кроме того, NASA обнаружило некоторые проблемы с системой, которая помогает космическому аппарату SpaceX правильно ориентироваться в пространстве при посадке на воду, что повышает риск попадания в него чрезмерного объема воды. Эта информация была подтверждена двумя отраслевыми источниками, а позже и самим агентством.

Глисон в свою очередь уверяет, что внешняя оболочка корабля Crew Dragon является полностью водонепроницаемой, а сам аппарат обладает отличной плавучестью. Нахождение внутри корабля после приводнения будет полностью безопасным для экипажа, добавляет представитель компании SpaceX.

Риск дополнительных переносов запусков

Ранее NASA объявило о том, что первая демонстрационная миссия корабля Crew Dragon без экипажа была перенесена с 23 февраля на 2 марта. Запуск второй демонстрационной миссии, в рамках которой на корабле уже полетят люди, должен произойти в июле этого года. Агентство объяснило задержку желанием подрядчика провести дополнительные испытания всех систем корабля.

Что касается космического аппарата Starliner от компании Boeing, то демонстрационный запуск без экипажа должен был состояться не раньше апреля этого года. Пилотируемый же запуск был намечен на август. Согласно отчету экспертной комиссии, этот график также, скорее всего, придется изменить, отодвинут время запусков на более поздние сроки.

По словам представителя компании Boeing Джоша Барретта, одна из проблем связана с неудачным прошлогодним испытанием двигателей системы аварийного прекращения пуска, в ходе которого на испытательный стенд вылилось ракетное топливо. Инцидент произошел из-за некачественных клапанов подачи топлива, конструкция которых теперь была переработана. Барретт отмечает, что новые клапаны потребуют новых испытаний и проверок.

Важно

Как думаете, успеют ли SpaceX и Boeing решить все проблемы к своим запланированным срокам запусков или же нас ждет очередные задержки? Поделитесь мнением в нашем Telegram-чате.

Источник: https://hi-news.ru/technology/konstruktivnye-nedostatki-pilotiruemyx-kosmicheskix-korablej-spacex-i-boeing-mogut-lishit-nasa-kosmosa.html

Западные СМИ объяснили, почему США не могут отправлять своих астронавтов в космос без России

Это была неудача, захватившая внимание всего мира: через две минуты после запуска космического корабля «Союз» с площадки в Казахстане миссия на Международную космическую станцию (МКС) была прервана. К счастью, двое человек, находившихся на борту, один из России и один из США, смогли совершить безопасную посадку.

Федеральное агентство новостей представляет перевод статьи Why does America still use Soyuz rockets to put its astronauts in space? («Почему Америка все еще использует ракеты «Союз», чтобы отправлять своих астронавтов в космос?»), опубликованной на аналитическом портале The Economist. Автор статьи объяснил, почему США не могут отправлять своих астронавтов в космос без России.

Дмитрий Рогозин, глава российского космического агентства (Роскосмос) и умный политик, сообщил: пилотируемые запуски будут приостановлены, пока расследование не покажет, что пошло не так.

Учитывая, что российская система «Союз» в настоящее время является единственным способом вывести людей на орбиту, похоже, что с декабря МКС будет пустовать. И США здесь бессильны.

Как получилось, что Штаты полагаются на российскую ракетную технику в плане доставки своих астронавтов на космическую станцию?

Все началось в конце 60-х годов XX века. Именно тогда была задумана программа строительства американских космических шаттлов, в рамках которой NASA должна была получить ряд недорогих космических кораблей многоразового использования. К моменту последней миссии шаттла в 2011 году стало известно, что каждый полет обходится США в среднем в 1,5 млрд долларов.

NASA планировала использовать проект Constellation для миссий МКС к 2014 году, а затем для полетов астронавтов на Луну. Но проект был отменен в 2010 году из-за слишком высоких расходов. Путем привлечения частных фирм, таких как SpaceX и Orbital ATK, космическому агентству удалось добиться определенных успехов в сфере доставки грузов на МКС.

А в 2014 году компания заключила контракты с Boeing и SpaceX на разработку корабля для доставки на МКС астронавтов. Летные испытания должны были начаться в 2017 году, но были отложены до 2018 года, а потом и до апреля 2019 года для SpaceX и середины 2019 года для Boeing.

Читайте также:  В аэропорту "внуково" появился искусственный интеллект

По словам главного бюджетно-контрольного управления США, фактические полеты начнутся не раньше 2020 года при условии, что все пойдет по плану.

Совет

В отличие от излишне дорогостоящих и нерезультативных американских программ, «Союз» был намного более успешным. Пилотируемые запуски начались в 1967 году. Из около 140 последующих миссий только одна («Союз-11» в 1971 году) привела к гибели людей. Несостоявшийся полет 11 октября был лишь четвертым случаем, когда ракета вернулась на Землю сразу после запуска.

Похожий по конструкции транспортный грузовой космический корабль «Прогресс» выполнил более 150 беспилотных миссий, из которых было всего три неудачных запуска. Готовность России перевозить пассажиров, в том числе космических туристов, дала NASA и другим агентствам необходимый запасной вариант, пока политики возились с бюджетом и приоритетами.

Источник: https://riafan.ru/1110659-zapadnye-smi-obyasnili-pochemu-ssha-ne-mogut-otpravlyat-svoih-astronavtov-v-kosmos-bez-rossii

В nasa заявили, что космические корабли spacex и boeing недостаточно безопасные

Об этом сообщает Reuters.

В частности, у NASA есть претензии к безопасности таких космических кораблей, как CST-100 StarLiner и Crew Dragon. В агентстве отметили, что у этих кораблей есть некоторые недоработки на этапе проектирования, которые могут поставить запланированные вылеты под угрозу.

На разработку новых кораблей NASA выделило SpaceX $2,6 млрд, Boeing – $4,2 млрд.

Специалистов NASA смущает, что у кораблей недостаточно продуманные тепловая защита и технология заправки. В частности, вопросы вызывает тепловая защита космического корабля CST-100 StarLiner.

В отношении корабля Crew Dragon у специалистов есть вопросы к технологии заправки ракеты-носителя Falcon-9.

Проблемы могут возникнуть именно в тот момент, когда члены экипажа будут на борту корабля, что ставит под угрозу их жизни.

Также в NASA отметили, что остаются вопросы к парашютным системам кораблей обеих компаний.

В агентстве подчеркнули, что такое количество серьезных вопросов ставит под угрозу планы по совершению нескольких полетов до конца этого года и изучению Луны.

Ранее первый запуск Crew Dragon без экипажа переносили с осени 2018 года на январь 2019 года, потом на февраль. Теперь в компании сообщили, что новый перенос запланировали на 2 марта из-за необходимости дополнительного тестирования оборудования.

Обратите внимание

Также были сдвинуты сроки первого беспилотного запуска CST-100 StarLiner с марта на апрель. Первые полеты с экипажем к МКС в SpaceX запланировали на июль, в Boeing – на август.

Агентство NASA не может самостоятельно производить космические корабли, поскольку в 2011 году завершилась программа Space Shuttle. Потому американское агентство пользуется услугами вышеназванных компаний, а также “Роскосмоса”.

В то же время представитель Boeing Джош Барретт сказал, что компания “закрыла” вопрос с риском структурной уязвимости капсулы еще в январе.

Но в космическом агентстве отметили, что работа компании никак не повлияла на общую систему функционирования кораблей.

Специалист Boeing подчеркнул, что их данные показывают, что компания существенно превышает требования безопасности космического агентства.

Представитель SpaceX Джеймс Глисон также отметил, что компания разработала “одну из самых безопасных, самых совершенных систем для космического полета человека среди когда-либо созданных”.

  • Ранее американское космическое агентство NASA заявило, что в 2024 году вернет на Луну беспилотные аппараты, а людей – в 2028 году.
  • Ранее в NASA сообщили об обнаружении замерзшей воды на поверхности спутника Земли – Луны.
  • В апреле 2017 года американское космическое агентство NASA получило новые доказательства того, что наиболее вероятными местами для поиска жизни за пределами Земли являются спутник Юпитера Европа и спутник Сатурна Энцелад.
  • В июле NASA опубликовало видео неуклюжих падений астронавтов на Луне.

Подписывайтесь на #Буквы в Telegram и Viber. Самые важные и свежие новости – вы узнаете первыми!

Источник: https://bykvu.com/bukvy/110752-v-nasa-zayavili-chto-kosmicheskie-korabli-spacex-i-boeing-nedostatochno-bezopasnye

Сша просят россию построить для nasa космический корабль «союз»

Предполагается, что США полностью оплатят как производство космического корабля, так и его полет на МКС. При этом на борту судна будут находиться два американских астронавта NASA, а вот управлять им будет российский космонавт.

Напомним, что после введения санкций против России, отношения между РФ и США резко ухудшились, а сотрудничество в различных сферах стало стремительно сокращаться. В связи с этим Соединенные Штаты планировали отказаться от использования российских космических кораблей и построить собственные шаттлы, которые бы позволили доставлять американских астронавтов на орбиту.

Однако это оказалось не так просто, и в производстве возникла задержка. Поэтому сейчас США вынуждены вновь обратиться за помощью к России, чтобы продолжать работу в космосе.

Важно

Ранее, в статье интернет-журнала Popular Mechanics, озаглавленной «Российский аэрокосмический сектор может отколоться от США и начать сотрудничество с Китаем», сообщалось, что Россия перенесет свое сотрудничество в космических проектах из США в Китай, на это обратило внимание китайское издание Sina.

В статье поясняется, что новая стратегия станет историческим моментом для российского космического сектора.

В области аэрокосмической промышленности Россия сотрудничает с Соединенными Штатами в течение 30 лет. Однако в последнее время ухудшение отношений между Россией и США побудило «Роскосмос» начать поиски своего собственного космического развития. Новый план может начаться до или после «выхода на пенсию» Международной космической станции с 2024 по 2028 год.

На протяжении многих лет Москва рассматривает возможность разработки независимого пилотируемого космического проекта. Планы включают строительство относительно небольшой космической станции на околоземной орбите и создание постоянной базы на Луне. Однако российскому правительству нужен международный партнер — по крайней мере, в течение некоторого времени, считают в китайском СМИ.

В статье отмечается, что в 2020 году Китай планирует запустить первую многомодульную космическую станцию, похожую на российскую орбитальную станцию «Мир». В течение многих лет китайские космические чиновники хотели пригласить другие космические страны присоединиться к этому орбитальному базовому плану. Теперь все указывает на то, что ситуация постепенно начала приносить пользу Китаю.

Комментируя взаимодействие Москвы и Пекина, президент России Владимир Путин отметил: «Мы поддерживаем решения, принятые последним съездом компартии Китая. Там изложена позитивная повестка. Это близко с тем, что предлагаем мы. Экономика Китая развивается высокими темпами. Китай – наш крупнейший стратегический и экономический партнер».

Источник: https://www.kramola.info/vesti/kosmos/ssha-prosyat-rossiyu-postroit-dlya-nasa-kosmicheskiy-korabl-soyuz

10 космических миссий недалекого будущего

Orion

После трагедии с шаттлом «Колумбия» авторитет кораблей программы Space Shuttle был серьезно подорван, и перед NASA появилась задача создать новый многоразовый пилотируемый челнок. В середине 2000-х годов этот проект получил название Crew Exploration Vehicle, однако впоследствии обрел более звучное и красивое имя – «Орион».

«Орион» – это частично пилотируемый многоразовый корабль, который, по сути, повторяет технический дизайн кораблей серии «Аполлон», но обладает куда более совершенной «начинкой», особенно электронной. Обновлению подверглось почти все – даже туалет в новом челноке будет по образу тех, что используются на МКС.

Предполагается, что корабли «Орион» начнут с околоземной деятельности – в основном, займутся доставкой астронавтов на орбитальную станцию.

Потом начнется самое интересное: представители NASA заявляют, что новый челнок сможет вернуть человека на Луну, поможет высадить астронавтов на астероид и даже сделать «следующий большой скачок» (Next Giant Leap – уже официально один из слоганов, сопутствующих программе «Орион») – позволить человеку, наконец, ступить на поверхность Марса.

Совет

Первое серьезное испытание (Exploration Flight Test-1) во многом готового корабля начнется уже в декабре 2014 года – правда, это будет лишь орбитальный и непилотируемый полет для проведения первичных тестов.

Первый же полет астронавтов на «Орионе» запланирован на начало 2020-х годов.

Самой привлекательной, и от того наиболее вероятной (из-за своей сравнительно низкой цены) пилотируемой миссией, уготованной NASA новому челноку, пока что является посещение астероида, предварительно доставленного на лунную орбиту.

Концепт челнока «Орион» / ©NASA

SpaceShipTwo

Британская компания Virgin Galactic во главе с миллиардером Ричардом Брэнсоном является одним из локомотивов космического туризма и вскоре собирается поднять коммерческую космонавтику на новую ступень.

Приблизительно к концу 2014 года начнутся первые пассажирские запуски суборбитального челнока SpaceShipTwo, который за 250 тыс. долларов будет способен прокатить шестерых счастливчиков на высоте 110 км над уровнем моря. Это на 10 км выше, чем Линия Кармана – установленная Международной авиационной федерацией граница между атмосферой Земли и космическим пространством.

Ракеты при запуске SpaceShipTwo не используются; вместо них челнок поднимает на необходимую высоту основной самолет – WhiteKnightTwo, потом корабль сбрасывают, и на нем включается основной – уже ракетный – двигатель, специально под него разработанный (RocketMotorTwo), который и выводит корабль на заветную черту в 110 км. Потом корабль снижается и на скорости 4200 км/ч вновь входит в атмосферу (причем может это делать под любым углом), а затем самостоятельно садится на аэродром.

Количество записавшихся на первые полеты SpaceShipTwo стремится к тысяче. Среди них актеры Эштон Катчер и Анджелина Джоли, а также, например, Джастин Бибер. Места для полета с Леонардо ДиКаприо вообще разыграли на благотворительном аукционе – оказалось, многие не прочь заплатить за такую услугу по миллиону долларов.

Кстати, недавнее решение Великобритании о постройке собственного коммерческого космодрома продиктовано, помимо прочего, необходимостью создания инфраструктуры для таких компаний, как Virgin Galactic. В данный момент компания использует космодром Spaceport America, располагающийся в американском штате Нью-Мексико.

SpaceShipTwo в самостоятельном полете / ©MarsScientific

Dawn

Миссия межпланетной автоматической станции Dawn («Рассвет») уникальна: спутник должен исследовать пару карликовых планет астероидного пояса (между Марсом и Юпитером), причем прямо с их орбиты. Если все удастся, то этот аппарат станет первым в истории спутником, посетившим орбиты двух разных небесных тел (не включая Землю).

Обратите внимание

Разработанный в NASA и запущенный в 2007 году, а также оснащенный экспериментальным ионным двигателем, аппарат уже успешно выполнил свое задание по исследованию каменистой протопланеты Весты в 2012 году. Все данные, полученные спутником, находятся в открытом публичном доступе.

В данный момент Dawn направляется к еще более интересному объекту – ледяной Церере. Эта протопланета (ранее классифицировавшаяся как астероид) обладает диаметром в 950 километров и очень приближенной к сферической формой.

Имея массу в треть от всего астероидного пояса, Церера могла официально стать планетой (5-ой от Солнца), однако в 2006 году вместе с Плутоном получила статус карликовой планеты.

По расчетам, ледяная мантия на ее поверхности может достигать 100 км в глубину; это значит, что пресной воды на Церере больше, чем на Земле.

Оба объекта – и Веста, и Церера – представляют для ученых огромный интерес. Их исследование позволит углубиться в понимание процессов, происходящих при формировании планет, а также факторов, на это влияющих.

Прибытие Dawn на орбиту Цереры ожидается в феврале 2015 года.

Концепт приближающегося к Весте Dawn / ©NASA/JPL-Caltech 

New Horizons  

Чуть позже, в июле 2015 года, планируется еще одно крупное событие, связанное с миссией другой межпланетной автоматической станции.

Примерно в это время орбиты Плутона достигнет запущенный NASA в 2006 году аппарат New Horizons («Новые горизонты»), миссия которого – тщательное исследование Плутона и его спутников, а также пары объектов в Поясе Койпера (в зависимости от того, какие будут наиболее доступны в окружении спутника в 2015 году)

В данный момент аппарат обладает ярким рекордом – он достиг наибольшей скорости в сравнении с любым аппаратом, запущенным с Земли, и направляется к Плутону со скоростью в 16,26 км/c. Достичь этого New Horizons помогло гравитационное ускорение, которое он получил, пролетая вблизи Юпитера.

Важно

На Юпитере и его спутниках, кстати, были протестированы многие исследовательские функции аппарата. Покинув юпитерианскую систему, аппарат для экономии энергии погрузился в «сон», от которого его пробудит лишь приближение Плутона.

Концепт New Horizons на фоне Плутона и его спутника / ©NASA

Don Quijote

Миссия межпланетной автоматической станции «Дон Кихот», разрабатываемой Европейским космическим агентством (ЕКА), поистине рыцарская.

Состоящий из двух аппаратов – исследовательского «Санчо» и «импактного» «Идальго», «Дон Кихот» должен будет раз и навсегда продемонстрировать – можно ли спасти человечество от неминуемого падения астероида, заставив потенциального человекоубийцу изменить курс.

Предполагается, что обе части аппарата достигнут какого-нибудь заранее выбранного астероида диаметром примерно 500 метров. «Санчо» будет вращаться вокруг него, проводя необходимые исследования.
 

Когда все будет готово, «Санчо» удалится от астероида на безопасное расстояние, а «Идальго» врежется в него на скорости 10 км/с. Затем «Санчо» вновь займется изучением объекта – точнее тем, какие последствия оставило столкновение: изменился ли курс астероида, насколько сильны разрушения в его структуре и т.д.

Читайте также:  Ввс сша обзаведется global hawk

«Дон Кихота» планируется запустить примерно в 2016 году.

Концепт Don Quijote на фоне безымянного астероида / ©ESA – AOES Medialab

Луна-Глоб

В России возрождаются проекты лунных аппаратов, а из уст ответственных за российскую космическую отрасль людей все чаще раздаются слова о создании лунной колонии с триколором.

Создание космической базы на Луне – пока что отдаленная перспектива, а вот проекты межпланетных автоматических станций по исследованию искусственного спутника Земли вполне осуществимы прямо сейчас, и на протяжении уже нескольких лет главным из них в России является программа «Луна-Глоб» – фактически первый необходимый шаг на пути к потенциальному лунному поселению.

Межпланетный автоматический зонд «Луна-Глоб» в основном будет состоять из посадочного спускаемого аппарата.

Совет

Он сядет на поверхность Луны в ее южном полярном регионе, предположительно в кратере Богуславского, и отработает механизм посадки на лунную поверхность.

Также зонд займется изучением лунного грунта – бурением с целью взятия образцов грунта и дальнейшего его анализа на наличие льда (вода необходима как для жизнедеятельности космонавтов, так и потенциально в качестве водородного топлива для ракет).

Запуск аппарата множество раз откладывался по различным причинам, в данный момент годом запуска называется 2015.

В дальнейшем, до запланированного на 2030-е годы пилотируемого полета, планируется запустить еще несколько более тяжелых зондов, в том числе «Луна-Ресурс», которые также займутся изучением Луны и прочими необходимыми подготовительными мероприятиями для будущей посадки космонавтов.

Концепт посадочного аппарата Луна-Глоб / ©Rusrep

Dream Chaser

Мини-шаттл Dream Chaser от компании Sierra Nevada Corporation разрабатывается для NASA в качестве надежного и многоразового пилотируемого аппарата для суборбитальных и орбитальных полетов. Предполагается использовать Dream Chaser для доставки астронавтов на МКС.

Запуск аппарата осуществляется ракетой Атлас-5. Сам шаттл, способный нести 7 человек, оснащен гибридными ракетными двигателями. Посадку, подобно SpaceShipTwo, он осуществляет самостоятельно и горизонтально – на космодроме.

Наряду с Dragon от компании SpaceX и CST-100 от Boeing, Dream Chaser является коммерческим претендентом на статус нового основного пилотируемого корабля для США и NASA (все три проекта получили государственное финансирование).

Стоит отметить, что эти аппараты разрабатываются частным сектором американской космической отрасли при частичной государственной поддержке и нацелены на операции именно в околоземном пространстве.

Обратите внимание

Что касается деятельности в более глубоком космосе, то у NASA уже есть собственная программа пилотируемых аппаратов, и это упомянутый выше «Орион».

Совсем недавно (22 июля 2014 года) были проведены испытания Dream Chaser, которые показали готовность всех ключевых систем к космическим полетам. Первый тестовый пилотируемый полет шаттла назначен на 2016 год.

Концепт Dream Chaser, пристыковавшегося к МКС / ©NASA

Inspiration Mars

Конечно, очень многим известно о проекте Mars One – планируемом космическом реалити-шоу, авторы которого сейчас проводят всемирный конкурс по отбору претендентов для пилотируемого полета на Марс к началу 2020-х годов и создания там постоянного человеческого поселения. Однако есть еще один схожий проект – Inspiration Mars.

Inpsiration Mars Foundation – это некоммерческая организация, созданная первым космическим туристом – американцем Дэннисом Тито.

Тито предполагает собрать необходимые средства и осуществить отправку двух людей на космическом корабле к Марсу.

Ни посадки, ни выхода на орбиту не планируется; только пролет мимо Красной планеты и возвращение на Землю. При удачном стечении обстоятельств миссия должна занять 501 день.

Средства предполагается привлечь как из частного сектора, так и из бюджета США; всего требуется от 1 до 2 миллиардов долларов, точная стоимость до сих пор не названа. В качестве аппарата, который можно привлечь для миссии, называется американский «Орион».

Тито полагает, что полет следует совершить уже в 2018 году (Марс в этот момент вновь максимально приблизится к Земле, что создаст удобные условия для межпланетного полета; в следующий раз такое будет только в 2031 году).

Важно

Есть и «План Б» на случай, если миссия будет не готова к 2018 году: продлить миссию до 589 дней, запустить аппарат в 2021 году и осуществить пролет не только мимо Марса, но и мимо Венеры.

Траектория вероятного полета Inspiration Mars / ©Inpsiration Mars Foundation

James Webb Telescope

Космический телескоп, который стоит больше чем три марсохода Curiosity. James Webb Telescope – это наследник всемирно известного телескопа Hubble (аппаратура которого продолжает устаревать). В разработке проекта участвовали не только США, но и 16 других стран. Существенную помощь NASA оказали космические агентства Европы и Канады.

Телескоп стоимостью 8 миллиардов долларов (последняя озвученная Конгрессом цифра) предполагается запустить на ракете Arian 5 в октябре 2018 года и разместить в точке Лагранжа между Солнцем и Землей.

Главное зеркало телескопа состоит из 18 позолоченных подвижных зеркал, соединенных в одно, и обладает диаметром в 6,5 метров. Телескоп будет «видеть» в оптическом, ближнем и среднем инфракрасных диапазонах.

С его помощью предполагается изучить ранние стадии развития Вселенной и увидеть чрезвычайно отдаленные от нашей галактики небесные тела, а также сделать более четкие, чем когда-либо, снимки объектов солнечной системы.

По своим возможностям James Webb превзойдет не только Hubble, но и другой важный космический телескоп – Spitzer Space Telescope.

Концепт Телескопа James Webb / ©NASA

JUICE

Межпланетная автоматическая станция Jupiter Icy Moon Explorer, вероятно, перевернет наши представления о малых телах Солнечной системы.

Спутник JUICE, разрабатываемый ЕКА, отправится к Юпитеру в 2022 году и займется долгожданными исследованиями одних из самых интересных объектов Солнечной системы – трех ближайших и крупнейших спутников Юпитера из так называемой Галилеевой группы: Европы, Ганимеда и Каллисто.

Совет

Предполагается, что каждое из этих небесных тел обладает подледным океаном, то есть теоретически – условиями для зарождения жизни. JUICE вплотную займется изучением физических характеристик этих спутников, поиском органических молекул и исследованием состава льда (удаленно, через научную аппаратуру на борту).
 

Данные, полученные JUICE, помогут проанализировать юпитерианские спутники в качестве потенциальных целей для будущих пилотируемых полетов. В случае удачного запуска в запланированное время, аппарат достигнет системы Юпитера в 2030 году. 

Концепт JUICE на фоне Юпитера и Европы / ©ESA

Источник: https://naked-science.ru/article/top/10-space-missions-of-the-near-future

Космический популизм: стремление конгресса США прервать связи NASA с Россией неосуществимо

Конгрессмены призвали NASA отказаться от совместной работы с «Роскосмосом» уже в следующем году. Энтузиазм парламентариев вызвало принятие амбициозной пятилетней программы по развитию космонавтики в США.

Однако эксперты скептически оценивают подобные настроения — до запуска собственных пилотируемых кораблей NASA ещё далеко.

RT опросил экспертов и выяснил, почему более чем полувековое российско-американское сотрудничество в космической сфере продолжится, несмотря на заявления горячих голов.

Конгресс США поддержал закон, определяющий стратегию развития NASA на ближайшие пять лет. Этот же документ сформировал бюджет Национального космического агентства на 2017 год в размере $19,5 млрд. Законопроект, внесённый сенатором Тедом Крузом, был поддержан сенатом 17 февраля, а 7 марта акт одобрила палата представителей. Ожидается, что теперь его подпишет президент Дональд Трамп.

Одновременно на сайте комитета палаты представителей США по науке, космосу и технологиям было размещено заявление группы конгрессменов. Его авторы — Тед Круз, Ламар Смит и Брайан Бэбин — приветствуют обновлённую программу NASA.

По мнению конгрессменов, реализация этого плана позволит Соединённым Штатам сделать скачок вперёд в освоении космоса, а также положить конец транспортной зависимости от «Роскосмоса».

Законодатели призывают сделать это в кратчайшие сроки — уже в будущем году астронавтов должны запускать в космос с американской территории, говорится в заявлении.

Обратите внимание

Отметим, в стратегии NASA сообщается, что успех коммерческих программ доставки в космос экипажей и грузов имеет огромное значение для восстановления способности Соединённых Штатов запускать астронавтов на орбиту с собственных космодромов, не полагаясь на российские транспортные космические корабли.

Кроме того, пятилетняя программа предполагает продолжение подготовки миссии на Марс, включающей высадку людей на Красную планету в 2030 году.

«Будьте реалистами — требуйте невозможного»

Напомним, в июле 2011 года космический челнок Atlantis совершил свой последний полёт на околоземную орбиту с четырьмя астронавтами на борту.

После завершения миссии аппарат был отправлен в музей при Космическом центре им. Джона Кеннеди на мысе Канаверал.

Тогда американская космическая отрасль находилась в угнетённом состоянии: старые корабли уже выработали свой ресурс, а разработка новых аппаратов велась медленно.

Также по теме

Убийцы спутников: какое оружие способно лишить США могущества в космосе

Начальник Стратегического командования Вооружённых сил США генерал Джон Хайтен заявил, что Россия и Китай скоро смогут угрожать любому…

«Планы по замене шаттла, которые на протяжении последнего десятилетия осуществляются ни шатко ни валко, создают значительную неуверенность и неопределённость не только в NASA, где должности госслужащих защищены, но и во всей отрасли, где фирмам приходится принимать крайне болезненные решения о сокращении высококвалифицированного персонала из-за отсутствия ясных перспектив», — заявил в мае 2011 года вице-президент космического подразделения Ассоциации авиакосмической промышленности Фрэнк Слейзер.

На протяжении нескольких лет финансирование космической отрасли в США урезалось. Например, в 2012 году недофинансирование космических разработок составило $800 млн, эта тенденция сохранялась и в последующие годы.

  • Шаттл Atlantis. 2 декабря 1988 года
  • NASA

Как рассказал в интервью RT академик Российской академии космонавтики Александр Железняков, главной причиной сокращения космического бюджета была уверенность американских политиков в том, что все необходимые технологии и услуги всегда можно приобрести за рубежом.

«На определённом этапе они посчитали, что мощные ракетные двигатели и средства доставки астронавтов на борт МКС проще купить, чем разрабатывать. И когда между Россией и США были нормальные отношения, всех эта ситуация устраивала», — объяснил эксперт.

Избрание Дональда Трампа на пост президента США может поспособствовать оживлению американской космической программы. Ещё во время предвыборной кампании политик уделял много внимания этой теме.

К разработке новой космической стратегии Трамп привлёк республиканца Роберта Уолкера, который в 1990-е годы возглавлял в конгрессе США комитет по науке, космосу и технологиям. Акцент планируется сделать не на околоземной логистике, а на исследовании дальнего космоса.

Важно

К концу столетия американские космические корабли должны достичь границ Солнечной системы.

Подобные планы призваны стимулировать создание принципиально новых технологий, обеспечивающих лидерство США не только в космосе, но и на Земле, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш.

Земные реалии

Тем не менее требование конгрессменов запустить пилотируемый корабль с людьми на борту уже в следующем году невыполнимо, полагают эксперты.

«NASA пока не провело испытательный полёт ракеты-носителя с человеком на борту, — отметил в интервью RT главный редактор журнала «Российский космос» Виктор Савиных.

— Американские корабли пока не готовы к транспортировке людей. Сергей Королёв перед полётом Гагарина провёл только один полёт.

Но тогда рискнуть было необходимо, а американцы на это не пойдут: аварийность американских кораблей слишком высокая».

Такой же точки зрения придерживается Александр Железняков.

«Если говорить о ближайшем годе, то предложение отказаться от услуг «Роскосмоса» является большим преувеличением. За это время никаких изменений не произойдёт. Конгрессмены не в первый раз делают подобные призывы к NASA, эта кампания продолжается уже лет пять», — обрисовал ситуацию академик.

Напомним, в 2014 году NASA заключило контракт с компаниями Boeing и SpaceX на предмет создания пилотируемых многоразовых кораблей — CST-100 Starliner и Dragon V2.

Предполагалось, что уже в 2017 году астронавтов будут доставлять на МКС американские корабли. Однако сроки неоднократно сдвигались.

Как сообщил недавно представитель Boeing, первый полёт астронавтов на CST-100 Starliner планируется на конец 2018 года. В декабре 2016 года глава SpaceX Илон Маск заявил о переносе первого пилотируемого запуска корабля Dragon V2 с 2017 на 2018 год. Нет гарантий, что эти сроки также не будут пересмотрены.

У NASA есть резервный вариант на случай срыва программ Boeing и SpaceX. Речь идёт о корабле Orion, его разработка ведётся компанией Lockheed Martin с середины 2000-х годов.

Изначально планировалось, что первый полёт Orion без людей на борту состоится в 2014 году, пилотируемый запуск — в 2017 году, а начало регулярных полётов к Луне — в 2019-2020 годах.

Совет

Однако эти прогнозы подверглись серьёзной корректировке — сейчас представители компании-подрядчика полагают, что аппарат будет готов к 2023 году.

По оценке Александра Железнякова, работы по созданию пилотируемых кораблей в США будут завершены в лучшем случае через 2-3 года.

Читайте также:  Процессор truenorth от ibm работает как мозг

Также по теме

«Земля сверху кажется беззащитной»: космонавт Овчинин рассказал RT об экспедиции на МКС

Накануне в 4:14 утра (мск) завершилась почти полугодовая экспедиция российских космонавтов Алексея Овчинина и Олега Скрипочки, а также…

Ещё одной статьёй американского импортозамещения являются ракетные двигатели. Сейчас американская космическая отрасль закупает российские двигатели РД-180, разработанные и производящиеся в ОАО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко».

На днях глава компании Blue Origin Джефф Безос выложил в социальные сети фотографии двигателя BE-4. Он должен заменить в будущем РД-180 на ракете Vulcan, которая будет внедрена вместо носителя Atlas V к 2019-2020 году. Ракеты этого класса доставляют на орбиту военные и разведывательные спутники.

«Первый двигатель BE-4 полностью собран. Следующие, второй и третий, представим потом», — сообщил Безос.

Впрочем, до запуска двигателя в эксплуатацию ещё далеко, BE-4 ждут испытания и доработка, на которую может уйти немало времени.

Даже большой бюджет NASA, превосходящий аналогичные затраты других стран, не способен заметно ускорить работы по космическому импортозамещению. По мнению специалистов, при оценке американских расходов на космическую отрасль важно помнить, что в США другая система ценообразования — многие вещи обходятся там дороже.

Рано или поздно американские компании запустят в эксплуатацию собственные разработки. Однако даже после этого сотрудничество NASA и «Роскосмоса» продолжится, считают эксперты. Разговоры о полном отказе от совместной работы — не более чем популизм.

«Мало кто знает, что сотрудничество в космической сфере между нашими странами ведёт историю с 1960 года. Даже в самые напряжённые годы холодной войны всё равно космические ведомства сотрудничали.

Обратите внимание

Я думаю, что даже после того, как проект МКС будет завершён, будут какие-то новые формы совместной работы.

Это выгодно, потому что космонавтика — очень дорогая и сложная сфера, где в одиночку вести работу довольно тяжело», — отметил Александр Железняков.

Источник: https://russian.rt.com/world/article/366648-ssha-nasa-svyazi-rossiya-kosmos

Голландцы хотят строить космические корабли из астероидов

Команда из Делфтского технического университета в Нидерландах предложила выдолбить внутреннюю часть одного из астероидов, чтобы превратить это небесное тело в космический корабль для межзвездных перелетов.

Иллюстрация Made in Space Inc./Fernando Calvo

Это может показаться чем-то, взятым из научно-фантастического романа Артура Кларка, но идея использовать астероиды в качестве каркаса для межзвездных кораблей, на которых будет проходить жизнь нескольких поколений членов команды, может действительно содержать в себе ценное зерно. Концепция была предложена голландскими студентами и учеными на страницах проекта Evolving Asteroid Starship, где команда исследователей называет себя TU Delft Starship Team (DSTART).

И действительно, если принимать во внимание время, которое потребуется на такое неблизкое путешествие, то прочность и стойкость объекта, каким является астероид, приобретает первоочередное значение.

«Нам необходима самообеспечивающаяся и пригодная для расширения космическая технология, которая обеспечит стойкость и защиту на протяжении длящегося десятилетия полета из нашей Солнечной системы к другим звездам», – объясняет основатель команды Ангело Фермойлен.

– «Такая основа нам нужна в качестве части системы жизнеобеспечения, подобной той, которая разрабатывается в рамках программы MELiSSA (Micro-Ecological Life Support System Alternative) Европейского космического агентства ESA».

Команда придерживается точки зрения, что подобный космический корабль-астероид должен вести себя подобно живому организму. «То есть космический корабль должен быть в состоянии продолжать свое развитие.

Ведь в таком полете мы даже не можем рассматривать возможность возвращения на Землю для устранения возникших проблем, как это могло бы быть в ходе пилотируемых миссий на Луну или на Марс.

Корабль должен вести себя, как живой организм, который подпитывается в космическом пространстве от существующих там сырьевых источников, в частности, от других астероидов. Таковые, к примеру, могли бы обеспечивать для космического корабля и топливо, и строительные материалы», – говорит Фермойлен.

Саму по себе идею новой назвать нельзя. Например, в 2016 году космическое агентство США NASA «финансово поддержало» намерение американского стартапа Made in Space Inc, которое собирается превратить один из астероидов в космический корабль.

Их концепт Reconstituting Asteroids into Mechanical Automata (RAMA), что можно перевести как «Преобразование астероида в механический автомат», ставит целью эффективную добычу на астероидах ценных ископаемых, как золото, платина, титан, никель и даже вода, для чего авторы проекта собираются внедрять технологии 3D-печати. План американцев выглядит следующим образом. Роботизированный зонд Seed Craft отправляется к одному из астероидов, где с помощью искусственного интеллекта будет добываться ценное сырье, вынимаемое из недр этого космического тела. Вслед за этим в дело вступит 3D-принтер, который изготовит весь двигательный комплекс, а также элементы управления для астероида.

Важно

Благодаря такой «модернизации», малая планета сможет лететь сквозь космическое пространство и, например, управлять самостоятельно разработками полезных ископаемых на других астероидах. Такой способ сделал бы космическую добычу полезных ископаемых относительно недорогой и гибкой.

Источник: https://kosmos-x.net.ru/news/gollandcy_khotjat_stroit_kosmicheskie_korabli_iz_asteroidov/2018-05-09-5261

Глобус Марса и неуловимый Стив. Как помочь НАСА, не выходя из дома

Николай Воронин Корреспондент по вопросам науки и технологий

Правообладатель иллюстрации NASA

Для того чтобы стать настоящим исследователем космоса, вовсе не обязательно иметь идеальное здоровье и годами тренироваться, привыкая к перегрузкам и условиям невесомости.

Более того, можно вносить реальный научный вклад в разгадку тайн Вселенной и изучение далёких галактик, даже не выходя из дома.

Для этого не нужно ни образования, ни специального оборудования. Вы можете делать это в свободное время, совмещая с любой основной работой.

Всё, что вам понадобится, – это компьютер с выходом в интернет или обычный смартфон.

Гражданин учёный

В воскресенье, 29 июля, исполняется 60 лет Национальному управлению США по аэронавтике и исследованию космического пространства, более известному как НАСА.

НАСА не только контролирует космическую программу страны, но и занимается фундаментальной и прикладной наукой, собирая и анализируя данные многочисленных спутников и космических телескопов. Из 18 тысяч сотрудников агентства – только 39 действующих астронавтов, остальные – сотрудники научных и исследовательских центров.

Однако важнейшие научные открытия в области освоения космоса совершаются не только профессионалами, но и при участии так называемых “гражданских учёных” – обычных добровольцев, в свободное время помогающих профессиональным астрономам.

Для таких добровольных помощников НАСА разработала пару десятков интерактивных программ, из которых мы выбрали несколько самых интересных и захватывающих.

Правообладатель иллюстрации NASA

1. Помоги НАСА разгадать тайну Девятой планеты

В 2016 году американские астрономы Константин Батыгин и Майкл Браун выдвинули гипотезу о таинственной Девятой планете, существующей на самых окраинах Солнечной системы.

Хотя обнаружить планету до сих пор не удалось, её наличие подтверждают все математические расчёты. Причём это не какой-то карликовый объект (Плутон был официально лишён статуса планеты именно по этому признаку), а настоящий гигант в несколько раз тяжелее Земли.

НАСА пытается разыскать таинственную планету на снимках, сделанных космическим телескопом WISE. Он непрерывно делает фотографии космоса в инфракрасном диапазоне – и вполне возможно, что на каких-то из этих кадров можно найти и загадочный новый мир.

Но снимков десятки и сотни тысяч, а качественно проанализировать их при помощи автоматических алгоритмов невозможно – для этого нужен человеческий глаз. Например, ваш. Вы можете помочь астрономам отфильтровать бесполезные “пустые” снимки, а перспективные – изучить повнимательнее.

Совет

Вам коротко, но очень понятно объяснят (правда, по-английски), что именно искать и как помечать “подозрительные объекты” для дальнейшего, более подробного рассмотрений.

Приступить к поискам Девятой планеты можно прямо сейчас – по этой ссылке. Может быть, её даже назовут вашим именем?

Правообладатель иллюстрации NASA

2. Составь подробную карту Марса, Меркурия или Луны

Ближайшие к Земле космические объекты изучены достаточно хорошо. На Луну люди даже высаживались целых шесть раз, а миссия к Марсу должна стартовать осенью этого года.

Однако, несмотря на тысячи и десятки тысяч сделанных фотографий, до сих пор не существует достаточно подробных карт даже лунной поверхности – не говоря уже о картах более отдалённых небесных тел.

Чтобы составить такие карты, необходимо “вручную” обработать сделанные крупномасштабные снимки – фрагмент за фрагментом, – отмечая на них те или иные особенности рельефа. Только тогда из кусочков этого огромного паззла можно будет сложить подробнейший глобус.

Специально для этого учёные НАСА запустили проект CosmoQuest, где к этой работе может подключиться любой желающий.

Вы можете выбрать Луну – чтобы составить подробную карту кратеров и помочь выбрать самое удобное место для посадки космического корабля.

У Марса, в отличие от Луны, относительно плотная атмосфера, поэтому и рельеф там куда более разнообразный. На снимках Красной планеты можно отмечать горные хребты, песчаные дюны и даже потухшие вулканы.

Сложнее дела обстоят с Меркурием. Космическая станция НАСА “Мессенджер” сделала тысячи снимков, которые показали: вся поверхность этой крохотной планеты покрыта гигантскими зубчатыми откосами – уступами, образовавшимися при остывании ядра.

А астероиды врезаются в Меркурий с такой силой, что вырванные в результате удара куски планеты оставляют при падении собственные кратеры – и как отличить одни от других, пока не очень понятно. Но вы можете помочь это сделать.

Правообладатель иллюстрации NASA

3. Найди неуловимого Стива

Это может прозвучать невероятно, но только в прошлом году учёным удалось впервые зафиксировать новое атмосферное явление. Примерно на 20-40 минут в небе появляется светлая полоса или дуга, которая окрашена в красно-фиолетовые оттенки и иногда сопровождается зелёными всполохами. Ширина полосы – около 25-20 км, а длина может достигать до 1000 км.

Поскольку увидеть этот феномен можно только в приполярных широтах, его несложно спутать – и долгое время путали – с северным сиянием. Однако, изучив снимки и сопоставив их со спутниковыми данными, эксперты пришли к выводу, что это явление совершенно другой природы. Выяснилось, что светящаяся полоса – это поток раскаленного газа, быстро передвигающийся на высоте около 300 км.

Феномен в шутку назвали Стивом – по аналогии с мультиком “Лесная братва”, где герои называют так неизвестное явление. Однако название быстро прижилось, и ученые из НАСА придумали соответствующий акроним – Strong Thermal Emission Velocity Enhancement (STEVE), то есть “сильное увеличение скорости теплового излучения”.

С тех пор Стива видели уже много раз – в Великобритании, Канаде, на Аляске и даже в Новой Зеландии (так внезапно выяснилось, что он бывает и в южном полушарии). Однако природа этого загадочного феномена до сих пор остаётся неизученной.

Обратите внимание

Кажется, это сезонное явление – во всяком случае с октября по февраль Стив не показывался ни разу. И кажется, он всегда появляется в компании настоящего северного сияния – но вот в этом учёные уже не уверены, так как его видели и в чуть более южных широтах.

Чтобы подробнее изучить неуловимого Стива, физикам и астрономам нужно как можно больше его фотографий – и для этого в НАСА запустили программу Aurorasaurus. Любой заметивший северное сияние (или что-то похожее на него) может сделать фотографию или записать видео – и мгновенно отправить на анализ экспертам, заодно пополнив общую базу данных.

Так что, если вы живете в северных широтах или собираетесь туда на отдых, скачайте на всякий случай приложение. Телефон заранее сообщит вам, если неподалёку от вас можно будет наблюдать полярное сияние – а вдруг вам повезёт встретить Стива?

Правообладатель иллюстрации EPA

4. Помоги в борьбе с изменениями климата

НАСА ждёт ваших фотографий, даже если в месте, где вы живёте, отродясь не было северных сияний. Ведь там уж точно есть облака, которые страшно интересуют учёных.

Облака играют огромную роль в формировании климата, и НАСА внимательно следит за их перемещениями по планете при помощи спутников. Однако из космоса можно увидеть только самый верхний облачный слой. А нижний виден только с Земли – то есть вам.

Сопоставив обе картинки, можно получить куда более точную картину происходящего в атмосфере и провести более глубокий анализ.

Специально для этого был запущен проект GLOBE, с помощью которого вы можете внести свой вклад в науку и борьбу с изменениями климата. Для этого нужно лишь скачать мобильное приложение и начать фотографировать облака.

Ваши снимки будут проанализированы экспертами НАСА, которые сравнят их с данными спутников – и даже пришлют вам персональный имейл с результатами анализа.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-44901771

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector