Космонавтам поможет виртуальная реальность избежать стресса

Виртуальная реальность в психотерапии

Использование средств виртуальной реальности (VR) в психотерапии — один из наиболее противоречивых и обсуждаемых вопросов последних лет. VR десятилетиями использовалась как инструмент экспозиционной терапии.

Реалистичная симуляция воссоздает контекст проблемы клиента и предъявляет его в наиболее безопасном и контролируемом формате.

Однако в связи с дороговизной и сложностью оборудования, технология была доступна ранее с большими ограничениями.

Появление более совершенных, недорогих и мобильных технических средств открыло возможность повсеместного оказания психологической помощи с использованием виртуальной реальности.  

ПТСР

Обратите внимание

Приложение Bravemind было разработано Albert “Skip” Rizzo совместно с компанией Virtually Better, которая продает его по всему миру.

Система состоит из настраиваемой среды виртуальной реальности, вибротактильной платформы и обонятельной машины, которые создают весь спектр стимулов, ассоциированных с моделируемой ситуацией.

В недавнем исследовании было показано, что VR-терапия сама по себе сопоставима с эффектом комбинированной терапии с использованием медикаментов.

Компания Beyond Care также работает над программным обеспечением для VR-терапии ПТСР, основанном на десенсибилизации и переработке движениями глаз (EMDR-терапии). После успешного пилотного запуска компания продолжает вести разработку и исследования совместно с Голландским Университетом.

Фобии

Компания Virtual Reality Medical Center разработала систему лечения аэрофобии на основе VR, которая включает в себя устройство и софт, имитирующий полет. Virtually Better также разработали программное обеспечение для работы с фобиями, включая страх полетов, высоты, публичных выступлений и шторма.

В разработке — проекты по терапии детской тревоги и социофобии. Аналогичные проекты представлены в компаниях CleVR (Нидерланды) и VirtualRet (США).

Psious — испанская компания, которая также базируется на VR-терапии фобий, однако, в отличие от предыдущих проектов, использует биологическую обратную связь в системе лечения.

Шведская компания Mimerse  разрабатывает геймификацию VR-терапии для обычных пользователей без участия психотерапевтов. Исследования проводятся в партнерстве со Стокгольмским университетом. На сегодняшний день, однако, доступна только одна игра, направленная на терапию арахнофобии — “Itsy”.

Стресс и медитация

Важно

DEEP — уникальная медитативная VR-игра, где пользователь посредством биологической обратной связи изучает красивый и странный подводный мир, используя свое дыхание. Существуют и другие, более простые и доступные игры — например, Eden River и Zen Zone компании Unello Design, или Guided Meditation VR от Cubicle Ninjas.

Несмотря на то, что виртуальная реальность чаще всего используется в поведенческом подходе, рассматривается ее применение и в психодинамических направлениях. Уже проведено несколько исследований использования VR в психодинамическом подходе (Eichenberg, 2007, Optale et al., 2003).

Ограничения

К настоящему времени сведения об эффективности нескольких сессий VR-терапии для лечения ПТСР (Difede, 2014; Rothbaum, 2014; Smith, 2015); агорафобии при наличии или отсутствии панических атак, страха полетов (Malbos, 2013; Meyerbroeker, 2013; Pelissolo, 2012; Penate-Castro, 2014; Pitti, 2015); социальной тревоги (Anderson, 2013; Safir, 2012); арахнофобии (Shiban, 2015; Shiban, 2013; Shiban, 2015).  Также представлены данные по эффективному использованию VR в управлении стрессом (Gaggioli, 2014). Недостаточно исследований по терапии нарушений пищевого поведения (Marco, 2014) и аутизму (Smith, 2015; Smith, 2014).

Источник: https://psychodemia.ru/2017/05/03/vr_psychotherapy/

Ученые с помощью виртуальной реальности попробуют помочь космонавтам не сойти с ума

Американские исследователи надеются с помощью технологии виртуальной реальности помочь космонавтам оставаться в здравом уме в течение будущих длительных миссий, пишет «ДС«.

Планируется, что виртуальная среда будет оказывать на космонавта терапевтическое воздействие. Его психическое здоровье будут контролировать компьютерные программы. Лаборатория Digital Arts Leadership and Innovation (Dali) Дартмутского колледжа разрабатывает технологию для системы за деньги NASA, пишет газета Daily Mail.

В основу системы ляжет шлем виртуальной реальности Oculus Rift в сочетании с ароматическими и звуковыми эффектами, которые помогут регулировать настроение космонавта.

Система будет обманывать мозг и заставлять людей чувствовать себя так, будто они находятся в красивой и умиротворенной среде, например, дома в кругу своей семьи или на пляже, — рассказывает исследователь Лори Леб из Дартмутского колледжа.

Например, программа виртуальной реальности сможет подгружать семейные фото и видео космонавта, изображение морского побережья, звук прибоя, запах соленой воды вперемешку со сладкими фруктовыми нотами. Воздушный поток, создаваемый вентилятором, будет имитировать океанский бриз.

Инженеры Dali говорят, что «разрабатывают совершенно новую технологию для проекта, а пользовательский интерфейс создают с нуля».

Испытания новой системы стартовали в рамках третьей миссии HI-SEAS (Hawaii Space Exploration Analog and Simulation), которая проходит на склоне вулкана Мауна-Лоа на Гавайях. Экипаж из шести членов проведет восемь месяцев в условиях, близких к марсианским.

Дартмутская команда также планирует испытать систему на полигоне в Антарктиде, где имитируются длительные космические полеты.

Совет

В нынешнюю версию виртуального терапевта входит ряд мультимедийных программ, в том числе тренинг на стрессоустойчивость и управление конфликтом. Кроме того, космонавты смогут получать консультации психологов по каналам аудио- и видеосвязи.

Однако задержки передачи сигнала во время таких длительных миссий, как полет к Марсу, могут усложнить проведение терапии в режиме реального времени. Автономная виртуальная среда поможет решить эту проблему.

Новая система позволяет конфиденциально получать консультации, самостоятельно контролировать и корректировать свое психическое состояние. Программа предназначена для космонавтов, но может быть адаптирована для лечения людей на Земле, например, в отдаленных и малонаселенных регионах.

Источник: https://InfoResist.org/uchenye-s-pomoshhyu-virtualnoj-realnosti-poprobuyut-pomoch-kosmonavtam-ne-sojti-s-uma/

NASA использует смешанную реальность для тренировки космонавтов

28 Мар 2017

Американское космические агентство всегда брало на вооружение передовые технологии визуализации, даже если они были созданы, казалось бы, для несерьёзных окружений.

Недавно NASA провела голографическую выставку «Марс» и обнародовала большой каталог специализированных программ и ресурсов для разработчиков в самых разных областях, так или иначе связанных с авиацией и освоением космоса, включая инженерные решения, алгоритмы робототехники, средства обработки данных и управления процессами, инструменты анализа медицинских показаний и влияния на окружающую среду.

Теперь NASA в партнёрстве с Epic Games применила виртуальную реальность и графический движок Unreal Engine для построения симулятора работы на Международной космической станции.

Чтобы стать квалифицированным космонавтом, кандидаты проходят двухлетнюю интенсивную тренировку на особых снарядах, будучи подвешенными на канатах, что позволяет им привыкнуть к техническому окружению МКС и транспортных кораблей, а также, среди прочего, оказанию неотложной медицинской помощи друг другу в условиях, приближенных к невесомости.

Прежде космонавты проходили тренировку в лаборатории «нейтральной плавучести», построенной на базе огромного бассейна, вмещающего 23,5 тысячи кубометров воды, а также работали в полноразмерной модели космического челнока и с отдельными агрегатами МКС. Использование виртуальной реальности совместно с физическим окружением, позволит будущим космонавтам лучше отточить свои навыки в убедительной симуляции.

Конкурирующий с Unreal Engine движок Unity тоже стоит на вооружении NASA и поддерживает современные решения для виртуальной и дополненной реальности. Сегодня больше разработчиков игр используют Unity, чем Unreal Engine, но последний лежит в основе игр более высокого класса, а также применяется в визуальных проектах крупных компаний, включая BMW, McLaren, Ikea и Lockheed Martin.

Эта версия симулятора отличается от ранее выпущенного обучающего окружения Mission: ISS для Oculus Rift. В ней применяется система гравитационной разгрузки с активным откликом на действия стажёра.

В её основе лежит роботизированный кран, помогающий имитировать ощущения нахождения в микро-, лунной или марсианской гравитации.

Обратите внимание

Помимо проведения тренировок, данная система смешанной реальности применяется NASA в разработке дизайна новых космических помещений и агрегатов.

Источник: 3DNews

Источник: https://se7en.ws/nasa-ispolzuet-smeshannuyu-realnost-dlya-trenirovki-kosmonavtov/

Виртуальная реальность – это прогресс или регресс, польза или вред для человека. Что говорит психология

Технический прогресс неумолимо движется вперед, среди главных его прорывов виртуальная реальность. С момента появления первых очков виртуальной реальности начались и не умолкают споры о полезности изобретения. Кто-то считает, что это огромный рывок вперед, кто-то, наоборот, опасается последствий. Давайте и мы подумаем над этим вопросом.

Что такое виртуальная реальность

Виртуальная реальность – мир, созданный с помощью техники и электроники. Он передает события через основные чувства человека: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус. Все действия проходят в режиме реального времени, подчиняются законам физики. Конечно, встречаются и фантастические, мистические сюжеты, в которых любой человек почувствует себя супергероем или магом.

Первое устройство было разработано в 1968 году, но оно не получило популярности из-за больших размеров и побочных реакций: дезориентация, головокружения, головная боль, перегрузка нервной системы. К слову, побочные эффекты встречаются и в наши дни.

Дальнейшие года до двухтысячных считаются этапом активного развития виртуальной реальности. И только 2009 год можно считать периодом появления современной виртуальной реальности.

С тех пор ведутся регулярные работы по совершенствованию систем, но суть остается той же:

  • Человека сажают в удобное кресло или фиксируют в другом положении, соответствующем сюжету виртуального мира.
  • На участника надевают специальный шлем с очками, современные модели дополнены перчатками.
  • Шлем подключается к компьютеру, другому гаджету.
  • Человек полностью погружается в другой мир.

Сценарий может быть любым. Самая популярная сфера использования оборудования – игры. Но это не единственная возможность. Виртуальная реальность позволяет устраивать экскурсии, путешествия, организовывать обучения вождению автомобиля или управлению самолетом. В последнее время виртуальную реальность внедряют в область медицины – хирурги практикуются в операциях.

Польза и вред

Само по себе изобретение нейтрально, положительный или отрицательный заряд оно принимает в зависимости от условий использования. Например, для людей, зависимых от игр, виртуальная реальность опасна. Геймеры итак сутками могут не отходить от компьютера, а в таких условиях вероятность довести себя до истощения выше.

Виртуальная реальность увлекает. Ее бесконтрольное использование вырывает человека из нормального образа жизни. Название говорит само за себя: уход в виртуальную реальность – уход от реальной жизни. А это форма девиации, защита психики. Шлем дарит другой мир, идеальный мир. Это убежище для человека с проблемами в жизни, но это не решение проблем.

Сохраняются и усиливаются последствия обычной компьютерной зависимости: отождествление себя с героем, неадекватное самовосприятие. Виртуальная реальность окончательно стирает границу между игроком и его персонажем. Они превращаются в единый организм.

Вопрос в том, что это за герой, какая это игра. Ведь человек и в реальной жизни будет вести себя так же, как персонаж. Дети и подростки особенно подвержены проблемам с самоидентификацией. Их психика еще не окрепла, а самосознание только начинает формироваться.

Разумное же использование виртуальной реальности как тренажеров, средств развития и отдыха человека приносит пользу:

  • подготовка авиапилотов и операторов АЭС;
  • проведение конференций, тренингов, семинаров;
  • творчество с неограниченными ресурсами;
  • проектирование, архитектура;
  • экскурсии по музеям, городам, в том числе прошлых эпох;
  • тестовые медицинские операции с целью повышения точности и снижения рисков при реальных манипуляциях;
  • обучение профессиям, деятельность которых связана с дорогим оборудованием, повышенным риском;
  • релаксация, максимальный отдых, расслабление нервной системы.

И даже в психологии виртуальной реальности найдется место: избавление от фобий, проработка травм в виде встречи с теми людьми, которые к ней причастны. В психотерапии всегда нужно пересматривать, переоценивать, переосмысливать проблемную ситуацию. Виртуальная реальность позволяет воссоздать ее с точностью до мелочей, даже включить тех людей, которых уже нет в жизни.

Искусственная реальность развивает воображение, что тоже немаловажно. Иногда в рамках реабилитации человеку нужно представить свою новую жизнь, увидеть и почувствовать свой потенциал, возможности, поверить в себя. Виртуальная реальность помогает бороться со стрессом, получать положительные эмоции, прорабатывать эмоции, избавляться от негативных переживаний.

Читайте также:  Как взять «умные» машины под контроль

Прогресс или регресс

Виртуальная реальность – прогресс человечества, если использовать ее ради отдыха, развлечений, развития, просвещения, обучения. Но это же изобретение вызовет регресс человечества, если каждый представитель закроется в своей комнате, надев шлем.

Виртуальная реальность имитирует человеческие чувства, жизнь. На мой взгляд, имитация – насмешка над правом человека на жизнь. Это сложно назвать достойной жизнью представителя человеческого рода.

Важно

Если погрязнуть там навечно, то род просто вымрет, а если изредка возвращаться в реальность, то в ней будет накапливаться все больше проблем: трудности в общении, неспособность реагировать на изменяющиеся условия и смиряться с тем, что изменить нельзя. Зависимость от виртуального мира приводит к дезадаптации, дисоциализации в реальном мире.

С точки зрения обучения, развития, подготовки людей виртуальная реальность имеет большой потенциал, приносит неоспоримую пользу. Но важно помнить, что в реальной жизни случаются непредвиденные обстоятельства, в ней нельзя контролировать все условия. Нужно помнить, что искусственный мир приближен к реальному миру, но это лишь иллюзия.

Послесловие

Виртуальная реальность таит три главных риска, они же противостояние добра и зла:

  • эмпатия, сближение людей или войны, хаос;
  • расширение возможностей, развитие человека или обогащение создателей виртуального пространства, мошенничество, манипуляции;
  • психологическая помощь или зависимость, подобная наркомании.

Только от самих людей зависит, в какую сторону уйдет каждая из названных развилок. Можно стать рабами новой системы, а можно регулярно раскрывать возможности, способности всего человеческого рода.

Источник: https://psychologist.tips/3784-virtualnaya-realnost-eto-progress-ili-regress-polza-ili-vred-dlya-cheloveka-chto-govorit-psihologiya.html

Игра в команде. Чему могут научить сотрудников стресс и виртуальная реальность | Карьера и свой бизнес

Термин «электронное обучение» приобрел широкую популярность на Западе и получил название «E-learning». AR (augmented reality — «дополненная реальность»), VR (virtual reality – «искусственная реальность»), интерактивные курсы и игры, тесты, симуляции и соревнования — лишь малая часть разновидностей E-learning.

Благодаря огромному ряду преимуществ эта система обучения постепенно заменяет учебные центры. Одно из достоинств электронного обучения — это гибкость. С помощью E-learning сотрудники могут проходить онлайн-тестирование в любом удобном для них месте, не ограничиваясь учебным классом.

Это очень важный аспект, если учесть, что сегодня сотрудники одной компании могут быть разбросаны по всему миру.

Люди, склонные испытывать тревогу на учебных занятиях, семинарах и иных массовых мероприятиях, могут подсознательно блокировать способность поглощать новую информацию. В связи с этим знания, полученные традиционным способом, трудно сохранить.

E-learning предлагает эффективный метод дистанционного обучения, который «удерживает» знания сотрудников.

Благодаря целенаправленному контенту каждый работник может обучаться в своем темпе и находиться в той среде, которая способствует усвоению материала.

E-learning — в сравнении с традиционными методами — значительно экономит бюджет, выделяемый на организацию самого учебного процесса. Используя электронные материалы для обучения сотрудников, можно устранить такие издержки, как наем тренеров, аренда транспорта и помещений для занятий, организация питания.

Для компаний, практикующих обучение сотрудников с использованием собственных методических материалов, электронное обучение оказывается более выгодным в долгосрочной перспективе.

Когда вы вносите изменения в обучающий контент в интернете, у вас нет необходимости перепечатывать материалы с каждой новой редакцией.

Иначе говоря, E-learning не только дешевле, но и экологичнее, что соответствует тенденциям современного бизнеса.

Командные игры

Игрофикация — еще один эффективный и прогрессивный инструмент, который применяется для развития персонала и помогает вовлечь, заинтересовать и обучить пользователей всех возрастов. В ходе игры или викторины участники могут обмениваться опытом, неформально общаться друг с другом, оставаясь при этом в рамках деловой тематики.

В настоящий момент бизнес-сообщество рассматривает игры как наиболее эффективный вид взаимодействия сотрудников на корпоративных мероприятиях, поскольку игра побуждает их использовать имеющиеся и получать новые знания, отрабатывать типичные и нештатные ситуации трудового процесса, решать проблемы и тем самым закреплять свои знания в действии.

Как это может быть реализовано? Представьте себе, что вы стали участником совещания руководителей крупной российской нефтяной компании и готовитесь к многочасовым прослушиваниям докладов, официальных благодарностей и претензий.

Совет

Но реальность оказывается совершенно иной: вас ждут увлекательные соревнования, квесты и компьютерные симуляции, организованные для того, чтобы вы не только не скучали, но также смогли узнать что-то новое.

В центре сюжета – компьютерная программа, которая включает в себя 3D-модели с разъяснением ключевых ошибок, ставших причиной различных происшествий, а также меры предосторожности, соблюдение которых позволит избежать несчастных случаев в будущем.

Игровая обстановка без лишнего официоза и непривычный формат обсуждения серьезных вопросов позволяют проверить знания персонала и алгоритм их действий в нештатных ситуациях, не вызывая при этом стресса, отторжения или неприязни. Более того, участники соревнования не только проверяют свои навыки выявления небезопасных объектов и действий, они получают новый опыт работы в команде.

Каждое такое мероприятие подтверждает, что игра стала неотъемлемой частью жизни всего корпоративного сообщества.

И в этом игровом процессе участвуют как рядовые сотрудники, так и топ-менеджмент: руководители подразделений дочерних компаний и компаний подрядчиков — все те, кто собирается на годовые отчетные совещания.

А игровые механики не ограничиваются использованием только компьютеров и смартфонов, в ход идут и другие современные аппаратные средства.

Сейчас целый ряд российских промышленных компаний экспериментирует с VR-шлемами или очками. Это устройства виртуальной реальности с эффектом присутствия и некоторыми базовыми элементами управления.

Все как в современной компьютерной игре: сотрудник надевает VR-устройство и оказывается на виртуальном объекте, где необходимо выполнять ряд заданий.

Обратите внимание

По задумке организаторов происходят различные аварийные случаи: ломается объект особой важности, загорается электрическая станция или показатели на приборах выходят за пределы нормы.

Сотрудник должен как можно скорее принять меры: отрегулировать приборы, включить пожарную сигнализацию или набрать номер экстренной помощи.

Если программа используется в режиме обучения, сотруднику дается алгоритм необходимых действий и подсказок, в то время как в режиме экзамена можно отследить, насколько правильно усвоена верная последовательность действий.

Спектр ситуаций и мест для «проживания» внештатной ситуации в виртуальной реальности невероятно широк, все, что нужно для организации обучения, – это просторная комната и необходимое оборудование с установленной программой.

Игра в стресс

Еще один пример использования игровых технологий в обучающем процессе — стресс-центры, где обучают основным рискам на производственных объектах. Обучение происходит на специально разработанных тренажерах, демонстрирующих условия, опасные для жизни или здоровья.

Важное условие такого формата обучения — эмоциональное погружение. Оно необходимо для того, чтобы усвоение правил безопасности происходило на подсознательном уровне.

Например, моделируется опасная ситуация с использованием тяжелого груза, где ученику выдается строительная перчатка с бамбуковыми палочками, имитирующими кости пальцев рук. Перчатку помещают между грузом 60 кг и строительной петлей.

Груз поднимается — натягивается петля, и ученик видит и слышит, как хрустят ломающиеся палочки. С одной стороны, этот метод обучения может показаться жестоким, но с другой стороны, становится очевидно, что правила безопасности написаны не просто так, а у нарушений будут реальные физические последствия.

Способов применения электронного и игрового обучения с каждым днем становится все больше. Однако как определить, нуждается ли ваша организация в использовании таких инновационных методов обучения персонала и какой из методов будет наиболее подходящим?

Проверьте, соотносится ли корпоративная культура вашей организации с теми инструментами, которые вы хотите использовать. Вряд ли стоит ожидать от людей, привыкших четко исполнять указания руководства, радостного участия в процессе обучения, предполагающего креативность, проявление инициативы и т. д. Скорее всего, это будет восприниматься как новый способ взыскания.

Оцените, готовы ли сотрудники обучаться по-новому. Молодой персонал легко вовлекается в новый процесс, но поколение постарше, возможно, начнет сопротивляться новому формату. Не всегда легко отвыкнуть от привычки учиться за партой.

Тут не спишешь у соседа и не увильнешь от ответа. Как правило, уровень готовности людей обучаться с использованием новых технологий зависит от сферы деятельности и географического расположения компании.

В больших городах и в современных цифровых компаниях готовность к новым методам обучения выше.

Продумайте и подготовьте инфраструктуру обучения. Когда сотрудник заходит в помещение, где дует из окна, а с потолка падает штукатурка, то в голове возникает диссонанс. Как можно проходить обучение, когда обстановка к этому не располагает? Еще один серьезный аспект – подключение скоростного интернета, который нужен для современных способов обучения.

Не допускайте превращения хороших образовательных начинаний в фикцию и формализм. Например, один из реализованных в России стресс-центров используется как музей, где представлены современные методы обучения, но реальное обучение сотрудников в нем не проводится.

Обеспечьте проект необходимым преподавательским составом. Не все готовы работать на сложном современном оборудовании, таких людей нужно найти, мотивировать и удержать.

Найдите правильную мотивацию обучения сотрудников. Если вы хотите использовать новые методы, то нельзя просто обязать сотрудников обучаться по-другому. Необходимо объяснить, чем обусловлены перемены и в чем преимущества свежих форматов, почему нельзя просто работать так, как раньше.

В конечном итоге внедрение инновационных способов — это инвестиции в навыки и способность сотрудников выполнять свои обязанности более качественно. А непосредственно E-learning с элементами геймификации — это возможность инвестировать в безопасное и эффективное завтра максимально экономично и экологично.

Источник: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/359557-igra-v-komande-chemu-mogut-nauchit-sotrudnikov-stress-i-virtualnaya

Психические расстройства, нехватка пищи и космическая радиация: что угрожает разуму и телу людей, которые отправятся на Марс — Будущее на vc.ru

Научный обозреватель Кэтрин Хобсон опубликовала колонку, в которой рассказала о том, какие психологические и поведенческие расстройства могут случиться с космонавтами в условиях длительного космического путешествия на Марс. 

В продолжение размышлений о потенциальных проблемах колонизации красной планеты она написала также о том, какие опасности для физического здоровья ждут участников будущей экспедиции. 

Редакция vc.ru публикует перевод двух материалов.

Что произойдёт с разумом тех, кто отправится на Марс

Если всё пойдет по плану NASA или Элона Маска, то однажды в не столь отдалённом будущем группа космонавтов отправится в многолетнее путешествие к Марсу и обратно. 

Во время двух шестимесячных (или даже более длительных) перелётов члены небольшого экипажа будут заперты в небольшом корабле, где мало возможностей для отдыха и уединения, а отвлечься толком нечем. Удаляясь от Земли, космонавты всё сильнее будут чувствовать, что они изолированы от всего, что знали. Связаться с командованием или семьёй в реальном времени будет невозможно.

Всё это — отличный рецепт психологического стресса, который наложится на другие рутинные проблемы космонавтов. 

Важно

Поэтому учёные пытаются идентифицировать все возможные ментальные проблемы, чтобы можно было отобрать в экипаж тех, кто лучше всего с ними справится. А также чтобы подготовить их к сложностям и выяснить, как в случае чего помочь космонавтам с психологическими проблемами, когда они находятся в миллионах километров от Земли.

Разумеется, первый полёт на Марс станет беспрецедентным событием. Поэтому, размышляя о том, с чем столкнутся космонавты, исследователи из NASA и других организаций отталкиваются от информации об аналогичных путешествиях. 

Учёные изучали длительные пребывания людей на МКС и в других изолированных местах с тяжёлыми условиями, где они к тому же находились в замкнутом пространстве — например, вахты в Антарктиде.

Также учёные проводили контролируемые исследования, в ходе которых участники помещались в условия, схожие с теми, в каких окажутся космонавты — всё это для того, чтобы выяснить потенциальные причины конфликтов.

Читайте также:  Космический корабль наса сможет мыслить самостоятельно

По словам Ника Кэнаса, почётного профессора в Калифорнийском университете и автора книги «Люди в космосе: психологические неурядицы» (Humans in Space: The Psychological Hurdles), длительные космические миссии сопряжены со множеством факторов стресса: в частности, с постоянным нахождением в ограниченном пространстве, в изоляции, в условиях опасной для жизни среды и монотонной работы. Возможны и межличностные конфликты между членами команды или с сотрудниками контроля полётов на Земле.

Источник: https://vc.ru/future/22627-earth-to-mars

Блоги / Как виртуальная реальность помогает подготавливать космонавтов к полету

Виртуальная реальность, напоминающая обывателю компьютерную игру, на самом деле – важнейший этап подготовки космонавтов к полету. С помощью таких тренажеров они учатся, к примеру, стыковать корабль с МКС и успевать фотографировать земные объекты на бешеной скорости.

О том, как разрабатываются тренажеры для космонавтов и на что еще способна виртуальная реальность, рассказал руководитель отдела виртуальной реальности новосибирского ЗАО «СофтЛаб-НСК» Василий Бартош.

ОТРИСОВАТЬ МКС

«Это все началось с того как космонавт Алексей Леонов приехал сюда в Институт Автоматики и Электрометрии (в Новосибирске) и ему показали тренажер палубной авиации.

Тогда в Советском союзе в середине 80-х была задача тренировать летчиков садиться на корабли. В институте делали тренажер для этой авиации: программное и компьютерное обеспечение.

Совет

Тогда графических компьютеров в нынешнем понимании не было… все приходилось делать самим», — вспоминает Бартош.

Он поясняет, что в отличие от управляющих компьютеров с операционной системой, специализированные компьютеры — настоящие графические станции, занимающие несколько шкафов, — ее не имели. Для этих специализированных станций надо было создавать компьютерное обеспечение от подготовки баз данных до обработки их в реальном времени. Вот эти компьютеры изготавливались в институте.

По словам собеседника, когда Леонов испытал авиационный тренажер, сказал, что он срочно нужен в Центр подготовки космонавтов (ЦПК). С этого и началось многолетнее сотрудничество новосибирских программистов и космонавтики. Каждые пять лет разработчики поставляли в ЦПК новые компьютеры-тренажеры — каждый последующий в десять раз мощней предыдущего.

«Я тогда был студентом, три лаборатории делали их. Компьютеры становились все меньше. Вместо длинных стоек стали использовать одну, потом плату стали поставлять в компьютер.

А когда обычные видеокарты обогнали по мощности наши компьютеры, стали использовать стандартные решения на DirectX, которые используются для компьютерных игр», — говорит собеседник. 

Он отмечает, что основные задачи космонавтов остались теми же, что и были в советское время, но предъявляются новые требования к технологии их выполнения.

А потому ЦПК старается использовать и новые технологии обучения, в том числе, включая в программу тренажеры виртуальной реальности. Центр подготовки, по словам Бартоша, еще десять лет назад выживал, чтобы хоть как-то обеспечивать подготовку космонавтов.

Сейчас с деньгами стало получше и их стали вкладывать в более полноценное развитие тренажерной базы.

Тренажер стыковки, систему визуализации для которого разработали в «СофтЛаб-НСК», сейчас — одно из традиционных испытаний для всехпроходящих подготовку к полету в ЦПК, в том числе американских астронавтов.

На этом тренажере, где в мельчайших деталях реализована трехмерная модель станции и все возможные помехи, космонавты учатся навыком стыковки космического корабля с МКС.

«Уточняю как-то у космонавта Сергея Волкова — вот этот эффект ярче, темней, светлей во время стыковки сделать? Он говорит: “А мне главное, чтобы семь тонн за моей спиной не врезались в 400 тонн впереди. Я только об этом думаю, когда стыкуюсь”», — рассказывает Бартош.

Обратите внимание

Тренажеры — это в основном труд программистов, использующих универсальные языки С#,С++. Конечно, все отрисованные модули космической станции нужно постоянно обновлять параллельно с тем как меняется их вид. Но каждые пять-десять лет происходит смена технологической платформы отрисовки визуальных модулей. Но при этом главная задача остается неизменной — добиться нужного эффекта обучения.

ПОБЕДИТЬ СТРАХ

«У тех, кто первый раз выходит в космос, есть психологический барьер. Когда человек наполовину высовывается головой вперед, внизу еще что-то светло, а сверху чернота, ничего нет и страшно. Тренажер внекорабельной деятельности должен помочь преодолеть этот страх, чтобы он выходил уже более спокойно и ориентировался на станционной поверхности», — объясняет руководитель лаборатории.

Пока создание такого тренажера только обсуждается. Он будет представлять из себя подробный вид поверхности станции, потому что «космонавты время от времени выходят на поверхность и их нужно подготовить к этому визуально».

«Они первый раз выходят в открытый космос, им надо сориентироваться, у них очень маленький угол зрения, они ограничены скафандром, сам шлем не вертится… Космонавт должен понять по куску станции, где он находится. А ведь они пять-шесть часов находятся на поверхностии должны что-то отнести, принести, не заблудиться, перехватиться правильно. Поэтому тренажер будет состоять из таких задач ориентировки», — поясняет Бартош.

Если тренажер внекорабельной деятельности еще только в планах, то работа над стендом визуально-инструментального наблюдения завершается.

Частично он лежит в коробках в виде разнообразных металлических запчастей, а часть оборудования уже стоит в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) и используется для уроков географии: космонавты должны определять через условный иллюминатор свое местоположение в разных облачных условиях.

По факту у космонавтов уходит два-три месяца на то, чтобы по взгляду в иллюминатор научиться правильно определять, над чем летит МКС. Будущий стенд нужен, чтобы космонавты еще на земле учились ориентироваться по «виду из окна».

«Они выполняют задачи по фотографированию природных явлений, пожаров, затоплений. Им надо эту точку не пропустить потому, что вследующий раз они над ней будут только через несколько дней. А времени у них всего 30 секунд до подлета и 30 секунд после того как онинад этой точкой оказались», — говорит разработчик.

«Легко определить, что ты летишь над Португалией, у нее ярко выраженная береговая линия. А там где нет гор, береговых линий, начинаются трудности. Как определить над Польшей или Украиной летишь? По формам зеленых массивов», — продолжает Бартош.

Источник: https://www.playground.ru/blogs/other/kak_virtualnaya_realnost_pomogaet_podgotavlivat_kosmonavtov_k_poletu-138627/

Как избежать стресса

Skip to content

Главная страница » Гармония

Двенадцать принципов, которые помогут избежать эмоционального напряжения и стресса. Они являются своеобразным кодексом для тех, кто хочет достичь ментального здоровья, нервного и эмоционального равновесия.

Будьте оптимистом

В своей статье «Как стать оптимистом» я уже писала о преимуществах оптимизма. Оптимисты недолго унывают, они настроены на успех и он к ним приходит.

 И хотя быть пессимистом не всегда плохо, все же постоянный негатив, беспокойство в ожидании худшего способны привести к стрессу и болезням, а когда видишь и в людях только плохое, они как правило оправдывают эти ожидания.

Важно

Поэтому чтобы не загнать себя в ловушку из страхов, обид и беспокойств, старайтесь смотреть на жизнь оптимистичнее. Не делайте более одной вещи одновременно

Многозадачность негативно влияет на нашу нервную систему. Считается, что выполнение нескольких дел одновременно не позволяет человеку жить в настоящем моменте. Это блокирует разум, вгоняет в стресс и сказывается на качестве выполняемого дела.

Когда же мы делаем все постепенно, то сосредотачиваемся на настоящем и проживаем в нем каждую минуту.

Не стремитесь всегда побеждать

Мы имеем право на ошибки, и не каждое дело заканчивается победой, это вполне нормально. В проигрыше можно найти импульс для новых свершений, он способен многому научить.
Надо уметь принимать поражения, не тратить время жалуясь на судьбу, ставя себе ментальные барьеры, сковывающие действия, а проанализировав поражение, составить новый план и сделать новую попытку.

Не изолируйте себя от людей, заботьтесь о других

Даже если вы интроверт и вам комфортнее наедине с собой, чем с другими, все же стоит помнить, что общение с людьми это обмен идеями, что в свою очередь способствует нашему прогрессу и росту.

Также общение необходимо для эмоциональной стабильности: может вывести из депрессии, помогает расслаблению и поднимает настроение. Не старайтесь оставаться наедине со своими неприятностями, иногда справиться с ними самостоятельно трудно, так как бывает сложно объективно оценить сложившуюся ситуацию.

А вот рациональный совет со стороны вполне может уберечь от глупых, а иногда и роковых ошибок, которые можно сделать, положившись только на себя.

Не менее важно и научиться думать о других – жизнь сразу приобретет новый смысл.

Не критикуйте людей, а пытайтесь понять их

Привычка всех критиковать показывает лишь вашу ограниченность, желание подчинить других вашему взгляду на мир и образу жизни, которые кажутся единственно правильными и истинными.

Когда же вы стараетесь понять другого человека и принять его мир, это расширяет ваши рамки, вы узнаете что-то новое, что возможно станет вам столь же интересным как и другому, обогатит вас внутренне.

А критика это негативная привычка, которая разрушает, отталкивает и изолирует. Когда в людях видишь только плохое они платят тем же.

Будьте терпеливы и терпимы

Торопиться, значит проецировать себя в будущее, что усиливает нервное напряжение и мешает умственной концентрации в настоящем.
Так же и нетерпимость к другим усиливает негатив и нервное напряжение.

Будьте организованными

По закону соответствия или аналогии, между нашим внутренним миром и миром вещей есть прямая зависимость, поэтому организованный человек в физическом плане организован и в ментальном. «Порядок на столе – порядок в голове». Чтобы достичь внутренней стабильности нужно придерживаться дисциплины и порядка и вокруг себя.

Избегайте праздности, живите в реальности

Иногда проблем так много, что хочется от них сбежать, бросить все, думая что «само как-то рассосется», отрицая реальность. Или вовсе уйти в мир фантазий.
Но нежелание видеть истинное положение дел только усугубляет проблемы и внутренние конфликты.

«Выпускайте пар»

Нельзя постоянно подавлять свои эмоции, накапливая внутри себя раздражение и гнев. Но и выплескивать их на окружающих тоже нельзя. Снимайте напряжение, занимаясь спортом, своим хобби или походами на природу.

Имейте свою жизненную философию

Свои собственные убеждения, принципы или жизненная философия дает человеку точку опоры, внутреннее равновесие. Люди, имеющие глубокие убеждения, легче переносят невзгоды и неприятности, даже если их взгляды в чем-то ошибочны.

Чувство юмора

Именно умение посмеяться над собой, не воспринимать все слишком уж серьезно, дает возможность перенести самые сложные испытания.

Научитесь радоваться простым вещам

Это труднее, чем может показаться. Мы всегда хотим чего-то нового, и, как нам кажется, лучшего, способного сделать нас счастливыми.

Но часто достигая цели, мы теряем к ней интерес, а уж радоваться тому, что имеем, просто не способны. Нам всегда будет чего-то недоставать, так мы устроены.

Но все же, чтобы не погрязнуть в рутине и скуке, не быть раздираемыми все новыми желаниями, стоит научиться радоваться простым вещам и тому, что уже имеем.

Список того, что может нас довести до нервного истощения можно продолжать долго. Наш ум не оставляет нас в покое и постоянно дает новые поводы для беспокойства и страхов. Общение с людьми приводит к обидам, недовольству, заставляет завидовать.

Не стоит забывать и про дурные привычки. Так же разрушают нашу нервную систему чувство вины, терзания о прошлом, сожаления.

Но мы сами делаем выбор, подчиняться и взращивать их, либо постараться выбраться из этого бесконечного круга, следуя двенадцати простым принципам, которые делают жизнь проще.

Источник: http://www.dlya-sebya.com/garmoniya/kak-izbezhat-stressa

Система профилактики и оказания помощи при боевом и служебном стрессе в армии США

К оглавлению раздела “Боевой стресс”

Читайте также:  Faa разрешило еще двум компаниям использовать квадрокоптеры в коммерческих целях

Системы виртуальной реальности в тренировочных, восстановительных и лечебных процессах при боевом стрессе. Компьютерные системы виртуальной реальности используются при лечении посттравматических стрессовых расстройств.

С их помощью военнослужащие учатся преодолевать и перерабатывать травмирующие события в комплексе процедур когнитивно-бихейворальной терапии (КБТ) [1]. Терапия с помощью виртуальной реальности получила аббривиатуру VRET (Virtual Reality Exposure Therapy).

  Системы виртуальной реальности помогают проводить такой элемент КБТ как экспозиционная терапия с максимальной эффективностью. Экспозиционная терапия помогает людям перестать избегать свои страхов, болезненных переживаний и воспоминаний, повернуться к ним лицом и научиться контролировать свой страх и негативные эмоции.

Виртуальная реальность позволяет проводить постепенную контролируемую экспозицию обстоятельствам травмы наиболее безопасным образом под контролем врача, который помогает справиться с негативными тяжелыми переживаниями и эмоциями, используя когнитивную реструктуризацию.

Этот вид вмешательства помогает разобраться в болезненных воспоминаниях. Иногда пострадавшие помнят травмирующие события иначе, чем это происходило на самом деле. Они могут испытывать чувство вины или стыда о своих действиях или бездействии.

  Специалист с помощью пошаговой реконструкции событий помогает людям с PTSD восстановить в памяти то, что происходило в реальности.

Переработка травм во VRET ведется на примере трех виртуальных программ: «Виртуальный Вьетнам», «Виртуальный Ирак» и «Виртуальный Всемирный торговый центр».

Терапевтическое вмешательство с использованием  VRET системы «Виртуальный Ирак» в случае с ветеранов войны в Ираке, страдающим PTSD  подробно демонстрируется в телесериале «Обмани меня» [16].  Эффективность лечения с помощью методик VRET при посттравматических стрессовых расстройствах составляет от 66% до 90% [2].

Фотография 1. Терапевтическая сессия с использованием виртуальной реальности “Виртуальный Ирак” с элементами биологической обратной связи для пациента с PTSD.

Еще один компонент КБТ с использованием VRET – это «прививка против стресса» (Stress Inoculation Training –  SIT).  Системы виртуальной реальности показали свою эффективность в специальных тренировках для предотвращении или ослабления стрессовых реакций.

Методика SIT используются для подготовки лиц для работы в  стрессовых ситуациях (например, в боевых условиях или при работе в системе скорой медицинской помощи).

Тренировки SIT  с помощью постепенного контролируемого увеличения воздействия стресс факторов повысить устойчивость человека к стрессу и научить качественно выполнять свои профессиональные или служебные обязанности в потенциально травмирующих условиях.  Такие тренировки снижают вероятность и выраженность проявлений PTSD [2].

Фотография 2 . Использование систем виртуальной реальности в полевых условиях в Ираке (слева) и в условиях специализированного центра (справа).

По состоянию на 2015 год имеются базовые версии VRET с 4-мя сценариями событий, которые используются в 70 центрах по контролю боевого стресса в США, и расширенные версии программного обеспечения с 14-ю сценариями событий используются в 14 центрах в США и на базе в Германии.

В ближайшее время планируется применение системы виртуальной реальности в центрах контроля боевого стресса в Канаде. В настоящее время планируются к выходу сценарии «Сексуальная травма во время боевых действий» для жертв среди мирного населения.

 
Ведущим специалистом по разработке систем виртуальной реальности для лечения PTSD является профессор Albert “Skip” Rizzo из Института креативных технологий (Institute for Creative Technologies – USC) Университета Южной Калифорнии в Плайа Виста ( ).

Институт разрабатывает тренировочные интерактивные среды виртуальной реальности следующего поколения для обучения методом «погружения» младших командиров армии США стандартным сценариям взаимодействия с подчиненными Emergent Leader Immersive Training Environment (ELITE), для тренировки офицеров ВМФ США Immersive Naval Officer Training System (INOTS), отработки боевых действий подразделений пехоты Combat Hunter Action and Observation Simulation (CHAOS) и другие перспективные системы для обучения и боевой подготовки военнослужащих.

Боевой стресс и компьютерные игры

Совет

Официальная компьютерная игра – боевой симулятор армии США «America’s Army» (), впервые выпущенный в 2002 году, позволяет военнослужащим тренировать свои боевые навыки и повышать устойчивость к боевому стрессу.

Симулятор «America’s Army» применяется в лечебном курсе для ветеранов, страдающих PTSD [3].

 Игра – симулятор «America’s Army» имеется в школах всех штатов США и служит рекрутинговым целям, стимулируя старшеклассников выбирать службу в профессиональной армии США.

Фотография 3. скриншот боевого симулятора «America’s Army».

В то же время, использование даже самых простых компьютерных игр, таких как «Тетрис», приводит к снижению выраженности симптомов острых стрессовых реакций и PTSD.

Наибольшую эффективность метод когнитивной блокады формирования устойчивых негативных воспоминаний с помощью конкурирующей интеллектуальной задачи в виде  игры в «Тетрис» в течении 12 минут имеет при использовании в первые четыре часа после воздействия потенциально травмирующих событий.

Однако применение «Тетрис» и на следующий день после воздействия стресс-факторов позволяет в 50% случаев блокировать формирование навязчивых болезненных воспоминаний о травме [4].  

К оглавлению раздела “Боевой стресс”

Литературные источники:

1 Rothbaum B., Rizzo A., Difede J. Virtual reality exposure therapy for combat-related posttraumatic stress disorder / Rothbaum B., Rizzo A., Difede J. //Ann N Y Acad Sci, 2010. – 1208: – P.126-132.

2 Wiederhold,B.K. Wiederhold, M.D. Virtual Reality for Posttraumatic Sterss Disorder and Stress Inoculation Training / Wiederhold, B.K. Wiederhold, M.D. //Journal of CyberTherapy and Rehabilitation, 2008. – Vol.1 (1). – P.23-36

3 Mead, C. War Play: Video Games and the Future of Armed Conflict / Mead, C. – Boston –N.Y.: Houghton Mifflin Harcourt, 2013

4 James, El.L. et al. Computer Game Play Reduces Intrusive Memories of Experimental Trauma via Reconsolidation-Update Mechanisms / James, El.L. et al. – Psychological Science Online, 2015. – July 1.

Внимание!

Источник: http://enures.dacha-dom.ru/boevoi-stress-virtualnaya-realnost.shtml

7 способов управления стрессом

Все мы знаем, что сильные переживания имеют серьёзные эмоциональные и даже физические последствия. Так почему же ими так сложно управлять?

Исследователи из Йельского университета (США) знают ответ. Они обнаружили, что стресс уменьшает объём серого вещества в тех областях мозга, которые отвечают за самоконтроль.

Таким образом, каждое эмоциональное потрясение, подавляя способность контролировать стресс, усугубляет последующие потрясения. Получается своеобразный замкнутый круг.

Но унывать не стоит. Вы сможете обратить описанный эффект вспять и совладать со стрессом, если только сделаете эту цель приоритетной. Чем скорее вы перейдёте к эффективному управлению эмоциями, тем легче будет избегать вреда от нервного напряжения в дальнейшем.

К счастью, пластичность мозга позволяет ему перестраиваться и восстанавливать повреждённые участки по мере того, как мы меняем поведение. То есть, правильно снимая напряжение, мы тренируем мозг эффективнее сопротивляться стрессу.

Эти семь стратегий помогут вам восстановить мозг и справиться со стрессом.

1. Научитесь говорить «нет»

Для многих сказать «нет» — серьёзное испытание. Но не нужно бояться этого слова. Если надо отказать, избегайте фраз «Не думаю, что смогу» или «Я не уверен». Словом «нет», высказанным в адрес новых обязанностей, вы чтите уже взятые и помогаете себе успешно выполнять их.

2. Отключайтесь

Благодаря технологиям мы можем всегда оставаться на связи. Кажется, будто так и должно быть. Но наслаждаться спокойствием в свободное время крайне сложно, если в любой момент электронное письмо может изменить ваш ход мыслей.

Регулярные отключения помогают контролировать уровень напряжения и отдыхать. Находясь в зоне доступа круглые сутки, вы только подставляетесь под неиссякаемый поток факторов стресса. Но если заставите себя уйти в офлайн или даже выключите телефон, то позволите голове и телу расслабиться.

Обратите внимание

Если вам нельзя игнорировать рабочие контакты по вечерам в будние дни, то как насчёт выходных? Выбирайте подходящее время и ограждайте себя от дел. Включив такие ментальные подзарядки в своё недельное расписание, вы удивитесь, насколько освежают эти перерывы, как они снимают стресс.

Если вы переживаете о негативных последствиях, попробуйте для начала отключаться только тогда, когда вероятность обращения к вам минимальна. Например, в утро воскресенья. Когда начнёте привыкать к таким мерам, постепенно увеличивайте время, проведённое в отрыве от технологий.

3. Нейтрализуйте недоброжелательных людей

Неприятные личности расстраивают, утомляют и вызывают стресс. Вы можете управлять взаимодействием с ними, контролируя свои чувства. Когда приходится иметь дело с таким человеком, подходите к ситуации с умом. Берегите свои эмоции и не позволяйте гневу или фрустрации посеять хаос.

В то же время учитывайте точку зрения и мотивы неприятной личности, чтобы найти путь к консенсусу. Даже когда всё идёт под откос, можно перетерпеть такого человека, не позволив ему вывести вас из себя.

4. Не держите обид

Они тоже вызывают стресс. Просто вспоминая о поводе для обиды, вы переводите тело в режим «бей или беги» — механизм выживания, который готовит организм сражаться с угрозой или бежать от неё. Когда опасность перед вами, эта реакция спасает жизнь. Но если угроза давно миновала, то поддерживаемый воспоминаниями стресс только наносит ущерб организму и может иметь разрушительный эффект.

Исследователи из Университета Эмори (США) доказали, что продолжительные эмоциональные напряжения повышают давление и способствуют развитию сердечных заболеваний. Удерживая в себе обиду, вы накапливаете стресс. Люди с высоким эмоциональным интеллектом избегают этого состояния любой ценой. Отпустив обиду, вы не только почувствуете себя лучше, но и поправите здоровье.

5. Практикуйте медитацию

Самоосознанность — это простая, подкреплённая исследованиями форма медитации, которая помогает подчинять воле непокорные мысли и действия. Практикующие её люди лучше концентрируются, даже когда не медитируют. Такая техника прекрасно подходит для борьбы со стрессом, поскольку подавляет чувство неуправляемости.

Самоосознанность мешает спонтанно переключаться между мыслями, что помогает воздерживаться от негативных рассуждений. Это хороший способ справляться с трудовыми буднями, сохраняя спокойствие и продуктивность.

6. Смотрите на вещи в перспективе

Причина наших забот часто кроется в искажённом восприятии событий. Прежде чем убить кучу времени на разбор инструкций начальника с последнего митинга, потратьте минуту, чтобы увидеть всю картину целиком. Вы можете прибегать к такому методу, когда уровень тревоги не соответствует реальным для неё основаниям.

Если вы ловите себя на том, что размышляете поверхностно, то постарайтесь переосмыслить ситуацию. Лучший способ избавиться от такого хода мыслей — перечислить вещи, которые действительно пошли не так. Скорее всего, вы насчитаете один или два пункта и не станете хоронить всю идею.

Чтобы сохранять спокойствие, важно понимать, что ощущения часто искажают ситуацию, а масштаб проблемы может быть не таким значительным, каким кажется.

7. Используйте свою систему поддержки

Попытки сделать всё самостоятельно — искушающие, но малоэффективные. Чтобы оставаться спокойным и продуктивным, нужно признавать свои слабости и просить о помощи, когда она нужна. Другими словами, если ситуация становится слишком сложной, надо задействовать систему поддержки.

У каждого в жизни есть люди, готовые прикрыть и поддержать в трудный момент. Найдите таких людей в своём окружении и обращайтесь к ним за советами или помощью, когда это необходимо.

Даже простой разговор о ваших тревогах может снизить волнение и поменять взгляд на ситуацию. В большинстве случаев другие люди видят решение, которого не замечаете вы, потому что их восприятие проблемы свободно от лишних эмоций. Просьба о помощи снизит уровень тревожности и укрепит отношения с теми, на кого вы надеетесь.

Перечисленные стратегии могут казаться простыми. Но когда стресс затуманит ваш разум, их будет сложно применить. Пересильте себя, когда голова пойдёт кру́гом от волнения, и вы пожнёте плоды дисциплинированного управления стрессом.

Источник: https://Lifehacker.ru/how-to-deal-with-stress/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector