Летательные аппараты – беспилотники смогут перемещаться не сталкиваясь друг с другом

Пять вопросов о беспилотных летательных аппаратах

Запуск практически любых квадрокоптеров на территории России должен быть согласован. В Федеральных правилах использования воздушного пространства, утвержденных правительством в 2010 году, процесс подъема в небо дронов строго регламентирован. В них прописано, как и с чьего разрешения возможен запуск беспилотных устройств.

В 2017 году, с вступлением в силу закона об обязательной регистрации устройств доступ к воздушному пространству беспилотникам был еще более ужесточен. Однако на практике все любители квадракоптеров сталкиваются с тем, что четкой инструкции, куда обращаться за разрешением на вылет, нет.

“Приморская газета” разбиралась, как не нарушить закон, осваивая “на автомате” небо.

Что такое дрон?

Обычно дроном называют беспилотный летательный аппарат (БПЛА), управляемый дистанционно, но есть и более широкое понимание термина.

Обратите внимание

Дроны необязательно летают, они могут передвигаться по земле или воде, отличает их от прочих технических приспособлений одна общая черта – нацеленность на выполнение определенной задачи без участия человека или с его минимальным вмешательством. Чаще всего дроном называют именно БПЛА.

– Беспилотный летательный аппарат – это аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления. Или аппарат, обладающий сочетанием указанных способов, – объясняет юрист Галина Антонец.

– К беспилотникам относятся квадрокоптеры, дроны, детские игрушки на радиоуправлении (самолеты, вертолеты), авиамодели. Для того чтобы запустить БПЛА или дрон в воздушное пространство России, нужно выполнить несколько обязательных процедур.

Все они прописаны законодательно в правилах от 2010 года и поправках в Воздушный кодекс, внесенных в 2017 году. Под действие этих законов попадают все виды беспилотных летательных аппаратов. Это не только популярные сейчас квадрокоптеры, но и летающие игрушечные самолеты и вертолеты. Регистрировать нужно любой беспилотник весом более 250 граммов. Это почти 70% всего парка умной техники.

Где можно зарегистрировать беспилотник?

Как ни странно это звучит, но пока нигде. Дело в том, что в силу вступил сам закон, а вот нормативный акт, который бы четко обозначал порядок действий, необходимую сумму оплаты и прописывал органы, уполномоченные регистрировать беспилотники в каждом регионе, еще не существует.

Сейчас порядок учета беспилотных гражданских воздушных судов разрабатывает Минтранс России, и пока что он является единственным федеральным органом, уполномоченным принимать ответственные решения.

– До настоящего времени порядок регистрации БПЛА еще не утвержден, – подтвердил начальник управления инспекции по безопасности полетов Минтранса Сергей Мастеров. – Росавиация полномочиями по ведению государственного учета беспилотных судов не наделена.

Примерные сроки, когда именно появится порядок регистрации, пока неизвестны.

Можно ли запускать беспилотники без документов?

Запускать дроны без регистрации можно, а вот без разрешения – нет. Отметим, что регистрация и получение “разрешения на вылет” – разные процессы, но их зачастую путают. Разрешение на полет обязаны получать все желающие запустить в небо квадрокоптер.

Правила, регулирующие этот вопрос, были приняты в 2010 году, и их никто не отменял.

Для получения разрешения на полет дронов в РФ необходимо собрать следующие документы: удостоверение летной годности; разрешение на эксплуатацию воздушного пространства; документ, подтверждающий правомерность управления беспилотником; разрешение на съемку, если вы снимаете с квадрокоптера.

Управление же беспилотником без разрешения может быть чревато штрафом в размере от 3000 до 5000 рублей – это только для физических лиц (на основании Федеральных правил использования воздушного пространства).

Каким должен быть порядок действий для получения разрешения на запуск?

Важно

Не позднее, чем за три дня до намеченной даты запуска необходимо направить письмо или позвонить в уполномоченный орган – Хабаровский зональный центр ЕС ОрВД (680031, г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, 28 А, (4212) 418-618, 709-461).

При этом необходимо приложить план полета, указать место запуска, координаты полета, как долго планируется использоваться воздушное пространство и на какую высоту предполагается полет. Затем нужны разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

То есть, если запуск будет проходить в Славянке, то надо отправлять заявку в администрацию этого городского округа, если в Артеме, то, соответственно, в руководство этого города. Хотя, как ни странно, в приморских муниципалитетах о подобных вещах слышат впервые.

Однако такое незнание не избавляет владельцев дронов от ответственности, поэтому письмо с указанием всех характеристик полета отправить в местную администрацию надо обязательно. И последнее: важно согласовать время полета с диспетчером зонального центра, который также должен проследить за тем, чтобы воздушное пространство было свободно.

А уже после завершения полета нужно уведомить того же диспетчера, что квадрокоптер благополучно приземлился и больше не представляет даже минимальной угрозы безопасности полетов вертолетов и самолетов малой авиации.

Где не стоит запускать квадрокоптер?

При запуске квадрокоптера для собственного развлечения нежелательно проводить полет в местах с большим скоплением людей. Причина здесь понятна: некорректная работа коптера или неправильное управление им могут повлечь получение людьми травм.

Не стоит запускать дрон над охраняемыми объектами, полигонами, военными базами и административными территориями. Кроме того, нужно помнить, что беспилотный летательный аппарат всегда должен находиться в пределах видимости “пилота”.

Перед запуском дрон нужно проверять на исправность и соблюдать инструкции по эксплуатации.

Совет

Авторские права на данный материал принадлежат газете «Приморская газета». Цель включения данного материала в дайджест – сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Источник: https://www.AviaPort.ru/digest/2017/09/01/478405.html

В россии испытали диспетчерскую систему для дронов

«Российские космические системы»

Холдинг «Российские космические системы» провел демонстрационные испытания перспективной диспетчерской системы, предназначенной для наблюдения за беспилотными летательными аппаратами и организации их полетов в едином воздушном пространстве. Согласно сообщению холдинга, испытания, признанные успешными, проводились на аэродроме Московского авиационного института «Алферьево» под Волоколамском. В проверках использовались беспилотники и пилотируемые самолеты.

Из-за постоянного снижения цен на потребительские дроны, таких аппаратов становится все больше и больше.

Специалисты полагают, что в ближайшем будущем беспилотников станет достаточно много, чтобы они начали представлять опасность для пилотируемых летательных аппаратов, а также для других дронов.

Это означает, что в ближайшем будущем может возникнуть потребность в системе, отслеживающей и управляющей совместными полетами пилотируемой и беспилотной авиации.

Российская диспетчерская система разрабатывается для использования в воздушном пространстве класса G. Классификация воздушного пространства действует в России с 2010 года.

Класс G подразумевает полеты авиации в уведомительном порядке — для них не требуется получения диспетчерского разрешения. Высота воздушного пространства класса G для разных регионов России определена разной.

Например, в Ростовской области она составляет 300 метров, а в Восточной Сибири — может достигать 4,5 тысячи метров.

Обратите внимание

Новая диспетчерская система в нынешнем варианте ее реализации рассчитана на малые беспилотники массой от 250 граммов до 30 килограммов.

Каждый такой аппарат должен иметь программное обеспечение, которое будет передавать диспетчерской системе данные о местоположении беспилотника и параметрах его полета.

Предполагается, что оператор беспилотника будет подавать заявку на маршрут, а в ответ получать разрешение и список ограничений, действующих в определенных зонах по ходу полета.

Диспетчерская система способна автоматически формировать план маршрута для оператора беспилотника с учетом всех действующих ограничений, а также данных о маршрутах, заявленных другими операторами.

Эта же система будет отслеживать следование операторов выданным предписаниям.

Сгенерированный диспетчерской системой план можно будет загрузить в память дрона, чтобы тот мог пролететь по нему в полностью автономном режиме.

В случае нарушения предписания, выданного диспетчерской системой, она отправит оператору беспилотника инструкции, которые необходимо выполнить, чтобы восстановить порядок полета. При этом данные о нарушении будут отправлены в контрольные органы.

Разработчики предполагают и относительно свободную интеграцию сторонних приложений для смартфонов или планшетов с диспетчерской системой.

Такие приложения, например, позволят службам доставки выбирать конечную точку маршрута и отправлять аппарат в автономный полет, контролировать который будет автоматическая система.

Важно

Обмен данными с диспетчерской системой беспилотники будут производить с помощью спутникового канала, сотовой связи или специального УКВ-передатчика.

Согласно сообщению «Российских космических систем», на испытаниях диспетчерской системы в «Алферьево» присутствовали представители 40 российских компаний, включая «Газпром нефть», концерн Калашников» и «Геоскан».

Другие подробности о состоявшихся испытаниях системы не уточняются.

В сентябре прошлого года швейцарская компания Skyguide, занимающаяся аэронавигационным обслуживанием, провела успешные испытания прототипа диспетчерской системы для дронов, которая должна будет руководить полетами автономных беспилотников.

Во время испытаний проверялась возможность автоматической регистрации, идентификации и геозонирования. Система получила название U-Space.

Во время испытаний дроны автоматически перед полетом и во время него передавали данные о своем положении в пространстве, регистрации и запланированном маршруте.

Диспетчерская система U-Sense собирала эту информацию, передавала дронам сведения о зонах, закрытых для полетов, а также указания по выбору наилучшего маршрута полета.

Расчет маршрута производился таким образом, чтобы дроны не столкнулись друг с другом в воздухе и не мешали полетам.

Во время полета диспетчерская система в режиме реального времени отслеживала перемещение беспилотников в пространстве.

Василий Сычёв

Источник: https://nplus1.ru/news/2018/05/15/drones

10 популярных мифов о военных беспилотниках – название, новизна, управление, автономность, списки зачисток, возможности

30.08.2018

Военные дроны привлекают внимание общественности на протяжении всех последних лет. Хоть их характеристики и описание объясняют нам некоторые варианты их использования во время боевых операций, но в то же время рождается большое количество ложных фактов, которые ни разу не подтверждались. Мы постараемся рассмотреть самые распространенные заблуждения на эту тему.

Их принято называть дронами

Многие привыкли называть беспилотные летательные аппараты дронами, но это является заблуждением, оскорбляющим людей, управляющих ими. Словом «дрон» в природе называют самцов пчел, а применение этого понятие в отношении беспилотников достаточно нелепо.

«Дрон» не подразумевает участие людей-операторов, по этой причине военные почти не используют данного термина. Если отойти в сторону от военной сферы, то слово «дрон» обычно используют в отношении небольших летательных аппаратов с дистанционным управлением.

Они стали новинкой для военных

В военной сфере применение беспилотных летательных аппаратов уходит далеко в 19 век, когда австрийские войска в 1849 году использовали около 200 летательных шаров, оснащенных бомбами с синхронизированным контролем. Операция не прошла полноценно, потому что некоторые шары под влиянием ветра вернулись обратно. В истории этот случай является первым применением во время войны беспилотных летательных аппаратов.

Ими управляет один человек

Отрицательной стороной использования таких летательных аппаратов является тот факт, что требуется огромное количество персонала для управления ими. Кроме самих операторов управления, к каждому датчику или камере привязаны отдельные люди. Например, для работы с аппаратами Predotor необходимо 168 человек, а для Reaper – 180.

Читайте также:  Мы должны смотреть на роботов, чтобы понять, что делает нас человеком.

Редко случаются аварийные ситуации, а также они требуют минимального обслуживания

Использование любых военных аппаратов обходиться в значительные денежные суммы, и беспилотные летательные аппараты не стали исключением. Такие аппараты довольно часто разбиваются. Число аварийных ситуаций продолжает расти: в 2004 году было официально зафиксировано девять крушений, а в 2012 году – двадцать шесть.

При нарушении коммуникации они потеряют полезные свойства

Большая часть военных БПЛА управляются по спутниковой связи, на которую очень сложно повлиять. Наземной техникой сделать это почти невозможно, связь направляется тонкими лучами в сторону спутников.

Но если рассматривать ситуацию потери возможности получать сигналы, то аппарат переключится в режим автоматического полета и будет ожидать восстановления связи. Коммерческие варианты обычно используют радиосвязь. Сбить такие БПЛА не составит никакого труда.

Разрабатываются разнообразные проекты по созданию пушек, способных сбить коммерческие беспилотники.

Они не могут долго находиться в воздухе

Этот миф появился благодаря обыкновенным квадракоптерам, которые обычно могут поддерживать полет не более 30 минут. Военные БПЛА могут продолжать движение в воздухе в течение долгого времени. Predator держаться до 27 часов, а российский аналог «Дозор-600» — 30 часов. Новые разработки, использующие жидкий водород, могут находится в состоянии полета до 168 часов.

Управлять БПЛА очень просто, как в игре

Большинство беспилотных летательных аппаратов крайне сложно управляются, для обучения хороших операторов уходит много времени и ресурсов. Даже создав полноценный симулятор полетов, например Microsoft Flight Simulator, хороших пилотов не прибавиться. Во время выполнения боевых задач целями могут стать настоящие люди, а в играх вы никогда не столкнетесь с такими сложностями.

Вносятся специальные «списки зачисток»

Большинство беспилотников созданы для мониторинга и охраны, но на некоторые модели устанавливается оружие. Какие-либо списки с обозначением каждой цели отсутствуют.

Для открытия огня оператором сначала осуществляется идентификация и проверка, потом уже принимается решение об открытии огня.

Случаются и ошибки, в результате которых атакуются гражданские цели, поэтому и появился этот миф о «списках зачисток».

Их работа полностью автономна

БПЛА требуют участия квалифицированных операторов, обладая лишь некоторыми возможностями по автономной работе, как и любые самолеты. Хотя в ближайшем будущем появление полностью автономных БПЛА уже возможно, американские военные занимаются разработкой шести беспилотников, способных найти, идентифицировать и уничтожить цели самостоятельно

Они созданы для уничтожения

Большинство беспилотников предназначены для разведки и мониторинга местности. Даже Predator был разработан для таких целей, а переделан во время конфликта в Ираке. Но в дальнейшем ожидается появление большого количества боевых БПЛА, разработками активно занимается множество стран.

Источник: https://MilitaryArms.ru/novosti/10-mifov-o-voennyh-dronah/

Как дроны покоряют мир и что будет дальше

Ещё пять лет назад ничто не предвещало беды. Никто не мог представить, что они так плотно войдут в нашу жизнь. Конечно, им ещё далеко до популярности мобильных телефонов, но сомневаться не приходится — прямо перед нашими глазами совершается настоящая революция, которую мы чуть не проморгали. Маленькие и большие, летающие и ползающие, радиоуправляемые и автономные — всё это о дронах.

На сегодняшний день дронам нашли применение во многих областях: киношники снимают видео с высоты птичьего полёта, экстренные службы исследуют опасную местность, интернет-магазины планируют заменить дронами курьеров. А недавно в Майами (Флорида, США) прошёл полуфинал спортивного состязания Drone Racing League, в котором маленькие дроны (вернее, их операторы) соревновались в скорости и правильности прохождения трассы.

Почему дроны так быстро завоевали место под солнцем? Какое применение им уже успели найти, а какое только предстоит? И что вообще такое эти самые дроны? Попробуем разобраться. Одно «но»: чтение статьи может вызвать желание приобрести себе одного из этих жужжащих красавцев. Мы предупреждали.

Что нам стоит дрон построить

На самом деле «дроны» — это обиходное прозвище. У всех этих квадро-, мульти- и прочих коптеров есть своё официальное название: беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Но в дальнейшем мы всё-таки будем называть их «дронами» или «беспилотниками» .

Как следует из названия, БПЛА — это летательный аппарат, у которого на борту нет экипажа; не важно, управляется он дистанционно или же является автономым роботом.

БПЛА делятся на четыре класса: «микро» (до 10 кг веса, 1 час работы и высота полёта до 1 км), «мини» (до 50 кг, несколько часов работы и полёт на высоту до 3–5 км), средние (до 1000 кг, 10–12 часов и высота до 9–10 км) и тяжёлые (весом более тонны, время работы более 24 часов и предел высоты — до 20 км).

Изначально все виды и классы дронов разрабатывались для военных целей.

Совет

Преимущества очевидны: зачем отправлять на разведку живых людей и подвергать их риску, когда в опасную зону можно послать беспилотник с камерой? Однако дальше произошло удивительное: дроны получили колоссальное распространение в гражданской авиации. Речь, конечно же, идёт о микро-коптерах и мини-коптерах, которые теперь может приобрести любой желающий.

Что же позволяет гражданскому беспилотнику летать и ориентироваться в пространстве? Самое главное — это, конечно же, винты. Наиболее распространены мультикоптеры с 4 винтами — «квадрокоптеры». Винты на одной диагонали вращаются по часовой стрелке, на другой — против часовой. Скорость вращения каждого винта регулирует собственный двигатель.

Если ускорить вращение всех четырёх винтов, то квадрокоптер начнёт набирать высоту. Если ускорить винты с одной стороны и замедлить с другой, то он полетит в сторону. Ну а если ускорить винты, вращающиеся по часовой стрелке, и замедлить те винты, что вращаются против часовой, то дрон повернётся.

А гироскопы и акселерометры позволяют ему ориентироваться в воздухе и сохранять равновесие.

Источник: https://intalent.pro/article/kak-drony-pokoryayut-mir-i-chto-budet-dalshe.html

Дроны на работе: доставляют пиццу, находят лесников и расчленяют снеговиков

Беспилотные летательные аппараты, или дроны, становятся все популярнее. Использовать их можно для доставки пиццы, наблюдения за стройками и даже для поиска заблудившихся в лесу людей.

Однако вопросы безопасности беспилотников для общества еще не решены: что будет, если сбой программы заставит дрона покалечить людей? А если он попадет в турбину пассажирского самолета? О технических сложностях конструирования беспилотников и проблемах их внедрения на рынок — в нашем материале.

Использование дронов

Логистическая компания Amazon в июле начала испытания доставки небольших грузов в Великобритании. Процесс был начат именно в этой стране, потому что там самое гибкое законодательство в области регулирования беспилотных летательных аппаратов.

В Amazon утверждают, что благодаря беспилотникам покупатели смогут получать свои посылки уже через 30 минут после заказа на сайте.

Конечно, это касается доставок весом менее 2,2 килограммов, однако около 80% всех грузов компании весят именно столько, сообщает bbc.com.

Источник: geektimes.ru

Два года назад в Сыктывкаре дрон доставил пиццу прямо в парк. Компании «ДоДо Пицца», оказавшей услугу, в результате предъявили иск, обвиняющий в нарушении правил использования воздушного пространства. В результате «ДоДо Пицца» была оправдана, а заодно получила отличную рекламную кампанию.

Летательный аппарат для этого эксперимента был разработан компанией CopterExpress. Директор компании Олег Понфиленок уточнил, что сейчас его дроны работают и в Москве, однако регулярная услуга по доставке грузов дронами там пока не осуществляется.

Пока устойчивого спроса на доставку дронами нет, и компания работает по разовым запросам, порою и очень крупным — например, доставка 500 грузов в течение месяца.

В ряде стран дроны уже стали причиной возникновения опасных ситуаций.

Обратите внимание

Например, в Интернете есть множество новостей о доставке беспилотниками наркотиков, о полетах дронов в воздушных зонах аэропортов в непосредственной близости к самолетам и другие.

Если задуматься, что стоит какому-нибудь сумасшедшему прикрепить к дрону бензопилу и начать резать людей, как снеговиков в популярном видео KillerDrone на хостинге YTube?

В США приняли закон, обязывающий регистрировать коптеры весом тяжелее 250 граммов. В Японии провели испытания полицейского дрона, который с помощью специальной сетки будет отлавливать беспилотников-нарушителей. В некоторых странах туристов за использование дронов с видеокамерами штрафуют.

Однако коптеры могут использоваться и в благих целях. Швейцарский институт по исследованиям искусственного интеллекта опубликовал в журнале IEEE Robotics and Automation Letters материал о разработке беспилотника для поиска заплутавших в лесу людей.

Программное обеспечение для робота было создано на основе нейронной сети, которая проанализировала тысячи снимков лесных троп и научилась управлять дроном так, чтобы он следовал вдоль проложенных путей.

Пока у конструкции есть ограничения, связанные в основном со временем работы батареи.

Использовать дронов можно и для поиска нефтяных разливов, контроля за ходом строительных работ (в России действует компания TraceAir, которая предлагает такую услугу) и других операций по наблюдению с воздуха. Безусловно, коптеры будут полезны и МЧС для контроля, например, лесных пожаров и других природных или техногенных ЧС.

Технические проблемы использования дронов

Университет ИТМО. Александр Щукин

В Швейцарской высшей технической школе Цюриха ученые пытаются обеспечить дрона навигационными способностями, которые не будут зависеть от онлайн-карт и других внешних сигналов.

В журнале MIT Technology Review были опубликованы результаты их работы по созданию системы, которая позволит беспилотнику самостоятельно моделировать 3D-карту местности и ориентировать по этим данным. Аппарат снабжен камерой и сенсорами, которые могут вычислять скорость, расстояние до предметов и силы гравитации вокруг.

Важно

Но этому дрону все еще требуется помощь человека: пока машина строит карту местности, ею управляет внешний пилот. После этого она самостоятельно прокладывает самый короткий маршрут до пункта назначения.

Другая важная проблема — это обеспечение летательного аппарата достаточным зарядом батареи. В среднем, дроны могут пролететь без подзарядки до 10 километров. После этого требуется вмешательство человека, который подключит устройство к источнику питания. Над решением этой проблемы работают в России.

Научный сотрудник лаборатории интеллектуальных робототехнических систем университета Иннополис Игорь Данилов конструирует дрона, который сможет сам менять себе батарею на специальных «подзаправочных» станциях — машина находит их по GPS, изображению с камеры и радиосигналу.

Когда коптер подлетает к станции, он связывается с ней по специальному защищенному протоколу. Подзарядка дрона происходит в течение 3−4 часов.

Также необходимо сконструировать таких дронов, которые не будут сталкиваться друг с другом в воздухе. Это возможно с помощью диспетчерской службы или мультиагентной системы. В такой системе дроны будут знать о положении друг друга и смогут совершать маневры самостоятельно, предложил Александр Щукин.

Игорь Данилов. Источник: university.innopolis.ru

Что мешает дронам захватить рынок?

В России нет четкого законодательства, которое бы регулировало полеты беспилотных аппаратов. В начале года был принят нормативный акт, который запрещает полеты дронов почти везде и обязывает владельцев гаджетов весом более 250 граммов регистрировать их. Однако в начале лета были приняты поправки, согласно которым надо регистрировать только коптеры тяжелее 30 килограммов.

Он добавил, что основная проблема, которая мешает развиваться рынку в этой области, — это отсутствие дрона, доставка которым была бы дешевле, чем доставка курьером традиционным методом. Однако к осени его компания готовится к запуску коптера, разработанного на основе самых современных технологий, благодаря которым воздушная доставка станет очень дешевой.

Другая задача, которую еще предстоит решить, — это учет товара при доставке, добавил Александр Щукин. Для этого нужно продумать удобную как для клиента, так и для компании систему, которая позволяла бы подтвердить факт получения товара. В этом помогут мобильные приложения.

Читайте также:  Искусственный интеллект. концепция развития и внедрения искусственного интеллекта (искусственной аналитики)

Источник: droider.ru

Кроме того, для удачной и, что важнее, безопасной посадки дрону необходима достаточно ровная поверхность, а для точного позиционирования еще и специальная разметка.

Таким образом, пока доставка дронами — это лишь маркетинговый ход. Компаниям еще слишком дорого организовывать массовую доставку, поэтому курьеров машины заменят нескоро.

Наталья Блинникова,

Редакция новостного портала Университета ИТМО

Источник: http://news.ifmo.ru/ru/science/cyberphysics/news/5892/

Беспилотник угрожал безопасности полета лайнера над Петербургом

9 августа могло войти в историю авиации как день первого крупного крушения пассажирского самолета, столкнувшегося с беспилотником. К счастью, этого не случилось — дрон с лайнером, набиравшим высоту над окраинами Петербурга, разминулись на несколько десятков метров.

Государственная корпорация по организации воздушного движения (ГК ОрВД) начала разбирательство инцидента и поиск владельца беспилотного аппарата. В Росавиации констатируют, что владельцы частных дронов всё чаще совершают несанкционированные и потенциально опасные полеты — за первые пять месяцев этого года официально зарегистрировано 28 случаев.

В этой связи авиационное ведомство обратилось к территориальным органам с предложением модифицировать процедуру контроля за приаэродромной территорией.

Совет

Инцидент произошел 9 августа около 16 часов по московскому времени на удалении 15 км от аэродрома Пулково (Санкт-Петербург). Командир пассажирского воздушного судна одной из крупнейших авиакомпаний вскоре после взлета на высоте 1,2 тыс.

м визуально обнаружил беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Дрон находился всего примерно на 80 м ниже самолета по курсу полета.

Экипаж принял решение продолжить рейс, а информация о неизвестном аппарате была передана диспетчерам службы управления воздушным движением.

По данным источника «Известий», близкого к службе организации воздушного движения, географически инцидент произошел в районе Колпино, в 26 км к юго-востоку от исторического центра Санкт-Петербурга. Сотрудниками полиции в указанном районе был организован поиск, но они не смогли найти ни внешнего пилота дрона, ни сам аппарат.

В Государственной корпорации по организации воздушного движения (ГК ОрВД) подтвердили информацию о факте несанкционированного полета БПЛА. По наблюдениям авиадиспетчеров, в последние полтора года опасные ситуации с их участием стали происходить всё чаще.

— Ситуация, действительно, имела место. Заявок на использование воздушного пространства беспилотниками в данном районе на момент, когда произошло авиасобытие, не подавалось. Проводится разбирательство, — заявил «Известиям» представитель ГК ОрВД Николай Ивашов.

В Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации) сообщили, что уже проинформированы об этом событии.

— Такие события периодически повторяются. Росавиация разработала профилактические мероприятия, направленные на повышение бдительности летных экипажей воздушных судов, — отметили «Известиям» в Росавиации.

Федеральными правилами использования воздушного пространства установлен разрешительный порядок для беспилотников. План каждого полета должен быть направлен в один из центров Единой системы организации воздушного движения, откуда должно быть получено разрешение.

Для полета дрона над населенным пунктом должно быть еще и разрешение органа местного самоуправления или исполнительной власти. При этом Международная организация гражданской авиации (ICAO) рекомендует странам вообще запрещать полеты беспилотников на высотах выше 150 м над уровнем земли.

В некоторых государствах, например Белоруссии, максимально разрешенная высота полета дрона — 100 м.

Обратите внимание

С целью пресечения нарушений, связанных с несанкционированным запуском дронов, Росавиация в июне рекомендовала всем организациям гражданской авиации и эксплуатантам воздушных судов внести изменения в процедуры контроля за приаэродромной территорией и взаимодействия с организациями, отвечающими за обеспечение правопорядка и охраны.

Генеральный директор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (ЭРБАС) Глеб Бабинцев заявил «Известиям», что разница высот между самолетом и БПЛА в несколько десятков метров является критической близостью. Однако этот случай будет квалифицирован как инцидент, а не авиационное происшествие, поскольку пилоту не пришлось менять скорость или траекторию полета воздушного судна.

— Владелец дрона несомненно нарушил порядок использования воздушного пространства. Статистика говорит о том, что в 99% таких случаев это происходит из-за того, что внешние пилоты БПЛА не проинформированы о том, как и где им можно летать. Поэтому нужно вести учет владельцев дронов и в неразрывной связке с этой работой заниматься их информированием о правилах полетов, — отметил Глеб Бабинцев.

По словам независимого эксперта Сергея Детенышева, сегодня полеты БПЛА невозможно эффективно отслеживать и контролировать, поскольку отсутствует необходимая техническая и нормативная база.  

— В условиях фактической бесконтрольности полетов БПЛА и безответственности их владельцев большинство дронов представляют собой прямую угрозу жизни, здоровью, тайне частной жизни и имуществу третьих лиц.

Системы постоянного мониторинга и гарантированной защиты от противоправных действий БПЛА должны внедряться до разрешения их полетов вне специально отведенных мест, — сказал «Известиям» Сергей Детенышев.

По мнению президента Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, прежде чем начинать осваивать беспилотные авиационные системы, необходимо ввести правовые рамки.  

— У нас же процесс создания нормативной базы значительно отстает от тех реалий, в которых мы все сейчас находимся, — подчеркнул Владимир Тасун.

Сейчас Минтранс России совместно с подведомственным ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» занимаются созданием системы регистрации, учета, мониторинга функционирования беспилотных транспортных средств.

Как ранее писали «Известия», на первом этапе, в 2017–2018 годах, планируется организовать учет всех беспилотных воздушных судов и начать вести реестры аппаратов, внешних пилотов, производителей, поставщиков, эксплуатантов, сервисных организаций и страховщиков.

По данным Росавиации, в 2016 году был зафиксирован 41 случай нарушения порядка использования воздушного пространства беспилотными аппаратами, а за пять месяцев 2017 года — уже 28.

Важно

При этом только в 10 случаях в этом году были установлены и задержаны их владельцы. Большинство БПЛА относятся к категории любительских с массой менее 30 кг. Они имеют радиус полета от 200 м до 1 тыс.

м, который может выполняться в пределах визуальной видимости внешнего пилота.

Источник: https://iz.ru/632436/evgenii-deviatiarov/passazhirskii-samolet-edva-ne-stolknulsia-s-neizvestnym-dronom

Пять вопросов о беспилотных летательных аппаратах

Запуск практически любых квадрокоптеров на территории России должен быть согласован. В Федеральных правилах использования воздушного пространства, утвержденных правительством в 2010 году, процесс подъема в небо дронов строго регламентирован. В них прописано, как и с чьего разрешения возможен запуск беспилотных устройств.

В 2017 году, с вступлением в силу закона об обязательной регистрации устройств  доступ к воздушному пространству беспилотникам был еще более ужесточен. Однако на практике все любители квадракоптеров сталкиваются с тем, что четкой инструкции, куда обращаться за разрешением на вылет, нет.

«Приморская газета» разбиралась, как не нарушить закон, осваивая «на автомате» небо.

Что такое дрон?

Обычно дроном  называют беспилотный летательный аппарат (БПЛА), управляемый дистанционно, но есть и более широкое понимание термина.

Дроны необязательно летают, они могут передвигаться по земле или воде, отличает их  от прочих технических приспособлений одна общая черта —  нацеленность на выполнение определенной задачи без участия человека или с его минимальным вмешательством. Чаще всего дроном называют именно БПЛА.

— Беспилотный летательный аппарат — это аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления. Или аппарат, обладающий сочетанием указанных способов, — объясняет юрист Галина Антонец. — К беспилотникам относятся квадрокоптеры, дроны, детские игрушки на радиоуправлении (самолеты, вертолеты), авиамодели.

Для того чтобы запустить  БПЛА или дрон в воздушное пространство России, нужно выполнить несколько обязательных процедур. Все они прописаны законодательно в правилах от 2010 года и поправках в Воздушный кодекс, внесенных в  2017 году.

Под действие этих законов  попадают все виды беспилотных летательных аппаратов. Это не только популярные сейчас квадрокоптеры, но и летающие игрушечные самолеты и вертолеты. Регистрировать нужно любой беспилотник весом более 250 граммов.

Это почти 70% всего парка умной техники.

Инфографика

Заголовок

Где можно зарегистрировать беспилотник?

Как ни странно это звучит, но пока нигде.

Дело в том, что в силу вступил сам закон, а вот нормативный акт, который бы четко обозначал порядок действий, необходимую сумму оплаты и прописывал органы, уполномоченные регистрировать беспилотники в каждом регионе, еще не существует.

Сейчас порядок учета беспилотных гражданских воздушных судов разрабатывает Минтранс России, и пока что он  является единственным федеральным органом, уполномоченным принимать ответственные решения.  

— До настоящего времени порядок регистрации БПЛА еще не утвержден, — подтвердил начальник управления инспекции по безопасности полетов Минтранса Сергей Мастеров. — Росавиация полномочиями по ведению государственного учета беспилотных судов не наделена.

Примерные сроки, когда именно появится порядок регистрации, пока неизвестны.

Можно ли запускать беспилотники без документов?

Запускать дроны без регистрации можно, а вот без разрешения — нет.

Совет

Отметим, что регистрация и получение «разрешения на вылет» — разные процессы, но их зачастую путают. Разрешение на полет обязаны получать все желающие запустить в небо квадрокоптер. Правила, регулирующие этот вопрос, были приняты в 2010 году, и их никто не отменял.

Для получения разрешения на полет дронов в РФ необходимо собрать следующие документы:

  • удостоверение летной годности;
  • разрешение на эксплуатацию воздушного пространства;
  • документ, подтверждающий правомерность управления беспилотником;
  • разрешение на съемку, если вы снимаете с квадрокоптера.

Управление же беспилотником без разрешения может быть чревато штрафом в размере от 3000 до 5000 рублей — это только для физических лиц (на основании Федеральных правил использования воздушного пространства).

Каким должен быть порядок действий для получения разрешения на запуск?

Справка ПГ

Получение разрешения на использование предполагает предоставление имени, телефона, адреса и ИНН владельца. Также нужно указать технические характеристики и дополнительную информацию о квадрокоптере:

  • год изготовления
  • мощность
  • максимальную взлетную массу
  • тип и число двигателей
  • компанию-изготовителя
  • назначение модели
  • серийный номер летающего судна

Однако в силу того, что еще не существует норматива получения регистрации, то отправлять все перечисленные данные пока просто некому

Не позднее, чем за три дня до намеченной даты запуска необходимо направить письмо или позвонить в уполномоченный орган — Хабаровский зональный центр ЕС ОрВД (680031, г.

Хабаровск, Матвеевское шоссе, 28 А, (4212) 418-618, 709-461).

При этом необходимо приложить план полета, указать место запуска, координаты полета, как долго планируется использоваться воздушное пространство и на какую высоту предполагается полет.

Затем нужны разрешения соответствующего органа местного самоуправления. То есть, если запуск будет проходить в Славянке, то надо отправлять заявку в администрацию этого городского округа, если в  Артеме, то, соответственно, в руководство этого города. Хотя, как ни странно, в приморских муниципалитетах о подобных вещах слышат впервые.

«А мы всегда в Хабаровск отправляем», — самый популярный ответ в администрациях городских округов.

Однако такое незнание не избавляет владельцев дронов от ответственности, поэтому письмо с указанием всех характеристик полета отправить в местную администрацию надо обязательно.

И последнее: важно согласовать время полета с диспетчером зонального центра, который также должен проследить за тем, чтобы воздушное пространство было свободно. А уже после завершения полета нужно уведомить того же диспетчера, что квадрокоптер благополучно приземлился и больше не представляет даже минимальной угрозы безопасности полетов вертолетов и самолетов малой авиации.

Читайте также:  Японцы создали ультратонкий дисплей на коже

Где не стоит запускать квадрокоптер?

При запуске квадрокоптера для собственного развлечения нежелательно проводить полет в местах с большим скоплением людей. Причина здесь понятна: некорректная работа коптера или неправильное управление им могут повлечь получение людьми травм.

Обратите внимание

Не стоит запускать дрон над охраняемыми объектами, полигонами, военными базами и административными территориями.

Кроме того, нужно помнить, что беспилотный летательный аппарат всегда должен находиться в пределах видимости «пилота». Перед запуском дрон нужно проверять на исправность и соблюдать инструкции по эксплуатации.

Мнения Экспертов:

Галина Антонец, юрист:

— Хочу отметить, что уже есть прецеденты наказания за незаконный запуск дронов. Пока их мало, но все же прецеденты есть.

Например, если несанкционированный запуск осуществит частное лицо, то на него будет наложен штраф от 3 до 5 тысяч рублей.

А вот юридическим организациям придется намного сложнее: контролирующий орган — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта — вполне может принять решение о приостановке деятельности предприятия, фирмы.

Александр Беленький, блогер-путешественник:

— На самом деле современные дроны умнее людей. Сейчас квадрокоптер типа DJI Phantom или Mavic уронить или потерять практически невозможно. Однако всегда важно помнить, что эта игрушка все же может быть опасной.

Поэтому разные страны мира принимают у себя законы, ограничивающие полеты коптера.

Они практически везде примерно одинаковые: нельзя летать выше определенной высоты, причем в разных странах по-разному — около или чуть более 100 метров; летать можно только днем; коптер должен находиться в пределах видимости; нельзя запускать его вблизи аэропортов и над толпами людей. Честные и разумные правила. Некоторые страны добавляют необходимость регистрации беспилотника: в США она уведомительная, и делается через сайт, что занимает 5 минут. Если дрон нанесет ущерб, то будет понятно, с кого спросить

Источник: https://xn--80adbhunc2aa3al.xn--80asehdb/news/13-pyat-voprosov-o-bespilotnyh-letatelnyh-apparatah.html

Угон квадрокоптера. Можно ли угнать беспилотный летательный аппарат

Каждый владелец БПЛА хоть раз задавал себе вопрос – может ли кто-то посторонний вмешаться в управление вашего любимца, то есть угнать Ваш квадрокоптер?

Специалисты по авиационно-космической технике совместно с экспертами по кибер безопасности провели соответствующие исследования и пришли к выводу, что требуется не так много усилий для перехвата управления над беспилотным самолетом или коптером. Похищенный летательный аппарат может быть использован для совершения разного рода терактов и прочих преступлений. В частности было доказано, что БПЛА стоимостью более $80 тыс. можно угнать, взломав систему глобального позиционирования (GPS).

Если хакеру удастся достаточно хорошо сфальсифицировать сигнал GPS, то он может заставить БПЛА отслеживать фальшивый сигнал вместо реального, что позволит ему полностью контролировать перемещение дрона. То есть угнать квадрокопер не составит труда.

Важно

Достаточно давно известна вирусная программа Maldrone, которая воздействует на аппараты, использующие интернет-соединение. Беспилотники, работающие под управлением смартфона или ноутбука, оказались чрезвычайно восприимчивы к этому типу вируса, который позволяет хакеру получить контроль над программой управления и переместить дрон в направлении, необходимом угонщику.

Эксперты все чаще начинают задумываться над тем, что может случиться, если хакеры смогут контролировать гражданские БПЛА.

Многие аппараты уже используются при проведении аварийно-спасательных и поисковых работ, для мониторинга сельскохозяйственных культур, а также для наблюдения со стороны правоохранительных органов.

Вскоре дроны будут задействованы при доставке товаров и почтовых отправлений.

Сектор БПЛА показывает значительный рост, и многие новые компании пытаются занять в нем свою нишу. Если не озаботиться безопасностью на законодательном уровне, то все больше и больше летательных аппаратов будет использоваться для несанкционированной слежки за людьми. Так что главным вопросом на сегодня должна стать оценка степени влияния БПЛА на гражданские свободы.

Правозащитники считают, что с помощью квадрокоптеров можно установить слежку за людьми прямо в их домах и во дворах. Они настаивают на принятии законов, запрещающих использование БПЛА без специальной лицензии. Они прогнозируют негативную реакцию населения, если такие ограничения не будут введены в ближайшее время.

Видеосъёмка Dji Phantom 4

Будем рады, если поделитесь с друзьями:

Источник: http://MyKvadrocopter.ru/ugon-bespilotnyj-letatelnyj-apparat/

Грузовые дроны – как квадрокоптеры изменят нашу жизнь

Представьте себе, что посылку из интернет-магазина прямо на ваш балкон доставляет грузовой дрон. Еще недавно такое можно было увидеть только в фантастическом фильме, но в 2017 году это стало реальностью. Более того, возможности летательных аппаратов не ограничиваются доставкой подарков.

Чем грузовой квадрокоптер отличается от обычного беспилотника?

  • Грузоподъемность. Обычные дроны могут переносить груз весом до 2 кг, в то время как грузовые ориентированы в основном на посылки от 5 кг.
  • Время полета.

    Стандартные коптеры могут находиться в воздухе около 20-30 минут без подзарядки, грузовые дроны обычно парят не более 20 минут.

  • Габариты.

    Летательные аппараты стараются делать легкими и маневренными, но чаще всего модели имеют более внушительные размеры, чем их легковые аналоги.

Сферы применения грузовых дронов

Доставка посылок

В Германии эту услугу начала оказывать компания DHL, пока испытания проходят в тестовом режиме. Коптеры-курьеры курсируют по малонаселенным пунктам: таким образом проще отследить летательный аппарат, а вокруг меньше преград в виде строений, людей и помех связи.

В городах Америки полностью автоматизированную доставку дронами решило организовать руководство интернет-магазина Amazon. Сейчас программа Prime Air также находится в стадии разработки.

Россия не отстает от европейских стран: в 2017 году стало известно, что гендиректор ARDN Technology Дмитрий Арсентьев совместно с «Почтой России» намеревается наладить доставку посылок и корреспонденции с помощью дронов.

Первые беспилотники с почтовыми отправлениями планируют запустить в РФ в 2018 году.

Съемка с воздуха

Самые первые грузовые коптеры были изобретены, чтобы удерживать профессиональную камеру для съемки видео высокого качества.

Теперь, благодаря технологиям, для получения красивых кадров используют обычные дроны, хотя порой профессионалы по-прежнему запускают в небо грузовые коптеры, на которые крепится увесистое видео- и фотооборудование.

Также воздушная съемка в режиме реального времени ведется в ходе спасательных операций.

Перевозка людей

На Международном авиационно-космическом салоне-2017 директор департамента науки А. Фурсин рассказал о запуске грузового дрона, который сможет перевозить пассажиров. Сейчас аэротакси находится на стадии сборки в столице, в будущем планируется серийное производство летательных аппаратов. Грузоподъемность дрона будет составлять 120 кг.

Однако первый в мире беспилотник, перемещающий пассажиров по воздуху, был представлен еще раньше, на выставке CES-2016.

Совет

Квадрокоптер большой грузоподъемности Ehang 184, разработанный в Китае, сам прокладывает маршрут и способен преодолеть до 50 км.

В будущем дроны с большой грузоподъемностью станут необходимы для оказания неотложной помощи людям, находящимся в труднодосягаемых для спасателей местах – например, высоко в горах или под завалами.

Медицинские дроны

Швейцарская компания Matternet тестирует медицинских дронов-курьеров, которых запустят к декабрю 2017 года.

Отправка образцов в лабораторию станет проще: врачу нужно будет поместить анализы в контейнер и вызвать квадрокоптер для перевозки груза через приложение в смартфоне, затем отсканировать QR-код и отправить образцы в место назначения. Беспилотник заберёт и доставит посылку, предварительно оповестив получателей.

Программное обеспечение для летательного аппарата найдет наиболее короткий маршрут и само выберет летательное устройство с высоким уровнем заряда перед полетом. Плюсы проекта – в скорости получения результатов анализов, а также в экономии денежных средств на перевозку груза. Кроме того, не потребуется затрата кадровых ресурсов – процесс будет полностью автоматизированным.

Доставка хрупких грузов в труднодоступные места

Ученые из Страны восходящего солнца изобрели максимально легкую модель грузового мультикоптера. К нему не нужно прикреплять контейнер с посылкой: коптер – сам себе контейнер.

Беспилотник, спроектированный инженерами Токийского университета, состоит из четырех мини-коптеров, которые закрепляются вокруг груза, фиксируя его и подстраиваясь под размер.

Части мультикоптера присоединены друг к другу сервоприводами, благодаря чему летательное устройство может принять какую угодно форму.

А разработчики из Швейцарии вдохновились принципом складывания оригами и сконструировали коптер, который позволяет доставить груз в густонаселенные городские районы. Модель представляет собой механизм, окруженный металлической сеткой, которая может складываться.

У сетки две функции: она защищает окружающих от лопастей моторов и препятствует повреждению самого дрона и груза при столкновении со сторонними объектами. Форма клетки сделана из углеродных волоконных труб и гибких соединений и напоминает очертаниями бумажный фонарь. Коптер можно поймать прямо в полете одной рукой.

Пока максимальная грузоподъемность дрона – чуть более 400 граммов, но разработчики планируют увеличить эту цифру.

Агропромышленность

В Казани в 2016 году специалисты компании «Авиарешения» сконструировали дрон для перевозки грузов Flyp. Беспилотник планируют использовать для химической обработки урожая и лесных массивов. Грузовой коптер может поднимать и переносить до 180 кг на расстоянии 200 километров.

Также на базе авиагрузовой платформы SKYF была разработана система опрыскивания SKYF Agro от тех же казанских разработчиков. Квадрокоптер поднимает груз до 250 кг и способен переносить его на расстояние до 350 км, а максимальное время полета составляет 8 часов, что позволит обработать большую площадь.

Подводные камни в применении грузовых коптеров

  • Сложности с доставкой объемных грузов. Даже легкий груз с крупными габаритами будет создавать так называемую «парусность» – способность объекта, находящегося в воздушном потоке, сопротивляться струе. В результате аппарат может потерять равновесие и упасть.

  • Ограничения по весу. Хотя наука не стоит на месте и уже сегодня самый мощный коптер для перевозки грузов способен перемещать даже людей, все же для некоторых дронов остро стоит вопрос весовых ограничений и сохранения маневренности.
  • Погодные условия.

    Если минусовые температуры для мультикоптеров после изобретения аккумуляторов с подогревом стали не страшны, то с уязвимостью летательных устройств к осадкам справиться гораздо сложнее.

  • Высокая стоимость.

    Закупка, сервисное и техническое обслуживание «летающих помощников» влетает в копеечку, а из-за относительной новизны продукта окупаемость проекта нередко затягивается.

  • Преступность.

    Ценная посылка может быть перехвачена злоумышленниками, и отследить местонахождение груза будет непросто.

  • Территориальное ограничение.

    Зоны перемещений для коптеров ограничены – при перелете через частный охраняемый объект ЛПУ могут сбить с курса или вовсе вывести из строя с помощью специальной противодронной системы.

Несмотря на технические сложности, грузовые дроны находят активное применение в современной жизни. Такими темпами через несколько десятилетий они станут такой же обыденной и незаменимой вещью, как мобильные телефоны.

Источник: https://robo-sapiens.ru/stati/gruzovyie-dronyi-kak-oni-izmenyat-nashu-zhizn/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector