Учителя будущего

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Жизнь школы, как и жизнь человека, пронизана духом творческой непредсказуемости. Школа, как и культура, питается талантами. Решила поделиться своей находкой и надеюсь, коллегам будет интересно.

Представленный материал, поможет педагогам, в меняющихся условиях работы «школы будущего», выработать новые профессиональные качества и инициативу.

На мой взгляд, предложенные качества пригодятся учителям в ходе самоанализа, при выборе оригинального представления собственного опыта в современной школе.

Обратите внимание

От профессионализма учителя, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.

Поэтому в работе учителя, должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика.

Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика.

Задача учителя заключается не в передаче знания, а в поддержке зарождающихся в самом ученике новых видов деятельности, обучении новым способам мышления. Ориентация учебного процесса на самостоятельную и поисковую деятельность, несомненно, обеспечивает умение использовать знания с наибольшей эффективностью.

Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства самого себя, но и воспитать других, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия.

Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень. Важным условием повышения уровня педагогической культуры учителей является развитие общекультурной компетенции, которая интерпретируется как личностная и профессиональная характеристика учителя.

Формирование общекультурной компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности. В связи с этим, ряд авторов выделяют пять основных видов компетентности: мотивационные, ценностно-нормативные, информационно-познавательные, коммуникативные и практико-созидательные [3].

Ориентироваться нужно не на какие-то новомодные течения, а на личность ребёнка, нужно постараться создать ему комфортные условия для учёбы и существования в коллективе. Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, руководить групповой проектной деятельностью учащихся, обладать исследовательским мышлением.

Важно

Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе. Применение компьютерных технологий на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Задача учителя на этих уроках – сформировать у учеников информационную компетентность.

Эти уроки позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывать навыки работы на компьютере. Уметь вести занятия в режиме дискуссии и диалога, создавая атмосферу, в которой учащиеся сами хотели бы высказывать свои мнения, точки зрения на обсуждаемый предмет. В.П.

Беспалько[1] отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни. Дети сейчас рано развиваются. Сменились ценности, и это надо учитывать. Но ценность жизни неизменна.

Ценнее жизни ничего на свете не бывает. Нам, учителям надо осознать мировую потребность духовности, и помочь ребятам найти свою дорожку к добру. Нужно и не забывать, что здоровье является одним из условий профессиональной компетентности современного педагога. Оно составляет главную основу продуктивности всех аспектов его труда.

Профилактика профессионального выгорания педагогов, работа по сохранению педагогического долголетия актуальны и необходимы, так как от здоровья педагога, его эмоциональной уравновешенности зависит здоровье поколения. Как учитель я понимаю: нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Известно, что новое рождается в недрах старого.

Маленькие победы формируют почву для творчества, повышают общую и профессиональную культуру. Добиться высоких результатов может каждый. Сегодня это вполне нам по силам. И здесь всем нам важно, шагая ногу с новым временем, не «перемудрить» в ущерб нормальному воспитанию и образованию.

Представление о самом себе как хорошем, умном, добром человеке настолько важно для нас, что мы инстинктивно охраняем его всеми силами. Мы принимаем критику, но только доброжелательную и только от человека, который верит в нас и любит нас. Но когда нас хотят понизить в собственных глазах, всё в нас восстаёт против этого. Наша психика сама охраняет нас, охраняет самое дорогое в человеке – образ самого себя. Чтобы работа стала творческой, человек обязательно должен чувствовать поддержку. Поэтому ученик должен чувствовать поддержку, когда творит в своей учебной деятельности.

Педагогам в «школе будущего», я предлагаю акцент делать на урок, как средство воспитания, которое представляет, возможность каждому не только проявить себя и почувствовать успех, но и ощутить трудности, которые ведут к нему, так и на жизнь вне урока, помогая каждому ученику открыть и развить его таланты.

Приоритетны и методы воспитания, такие, как метод уважения детской личности, убеждение, самопознание, самоанализа. Важен метод убеждения, который широко применим в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, определяющих выбор поступков и поведения.

Если учитель будет бережно относиться к ученику, сможет помочь ему осмыслить свой труд и увидеть его полезность, то в нём обнаружится мощный потенциал творческой активности.

Совет

Способность найти свою личную грань, определить собственную оптимальную дистанцию между собой и своими учениками – одно из необходимых профессиональных качеств учителя в «школе будущего». Вместе с тем развивается личность самого педагога.

В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.

Поэтому, возникает очень важный вопрос: как следует распорядиться своей жизнью, чтобы в конце её не было сожалений по поводу бесцельно прожитых лет? На мой взгляд, цель, ради которой стоит жить, должна быть творческой. Человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. Я думаю, что каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей.

Современный учитель действительно творческий человек. К основным качествам творческой личности могут быть отнесены такие, как умение поставить творческую цель и её достигнуть, способность к быстрому переключению мыслей, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, стремление к повышению профессионального мастерства путём самообразования.

Например, в психологии было доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнить следующие группы логических операций: комбинировать информацию, определять причины и следствия, планировать и выполнять практическую деятельность.

Для школьников учитель не только носитель знаний по определённому предмету, но и яркая личность, которая интересно организует их учебный труд. Общение с учащимися, собственный опыт, опыт других учителей и целых коллективов, общая профессиональная культура, жизненная и профессиональная интуиция, являются основными источниками творчества учителя.

Согласитесь, учитель находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.

Поэтому, чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности в «школе будущего», необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, применения новых образовательных технологий, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию.

Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методического объединения учителей, творческие отчёты и защиты индивидуальных программ, участия в экспертных комиссиях и проектах с применением ИКТ, путешествия, рождают уверенность в свои силы, и ведут вперёд. Конкурсы открывают новые таланты, создают плодотворную почву для формирования творческого потенциала и роста коллег.

Обратите внимание

Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Само включение в конкурсы способствуют ещё большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учёбе.

Поэтому, в «школе будущего», участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как педагога в профессиональной деятельности, так и ученика в школьной жизни.

Высокая степень развития творческой активности педагога будет являться важнейшим условием формирования творчески активной личности современных школьников.

На мой взгляд, в «школе будущего», необходимо выполнять современные требования к образовательному учреждению – это, прежде всего, наличие как аудиторной, так и внеаудиторной занятости учащихся, то есть так называемая школа — полного дня, где дети будут находиться с утра до вечера.

Для перехода на такой режим работы необходимо поменять практически всё – от существующего учебного процесса и до материальной базы. Предполагается, что в школе будут созданы игровые комнаты, комнаты релаксации. В такой школе будут более полные по сравнению с типовой школой условия для самореализации каждого ученика.

По нашему проекту, в данной школе будут работать в едином режиме клубы, кружки, спецкурсы, спортивные секции и детские учреждения дополнительного образования: хореографическая студия, студия изобразительного искусства, спортивная студия гимнастов. Использоваться различные новые формы внеурочной работы: дискуссионный клуб, интеллектуальные игры, марафоны, аукционы.

Реализация программ осуществляться будет согласно следующим принципам:

  1. Каждому ребёнку надо поверить в себя для того, чтобы проявились его способности, таланты.

  2. Каждый ребёнок уникален. Человек рождается с определёнными задатками, но не все проявляют свои уникальные способности. Большинство родителей заинтересовано в том, чтобы дети занимались в кружках и секциях. Важно помочь ребятам найти своё место в школьной жизни.

    Поэтому, он вовлекается в различные сферы школьной жизни, но выбирает только то, что ему нужно. Широкий диапазон включенности ребёнка в творческую деятельность обеспечит его благополучное развитие.

    Понятно, что ученик, который показывает успехи при изучении того или иного предмета, выбирает его на повышенном уровне и находит точки самореализации, участвуя в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах.

  3. Каждый ребёнок – исследователь, способный быстро адаптироваться к изменяющейся действительности и самостоятельно находить нужную информацию.

У «школы — будущего» множество будет достоинств. Например, удобное месторасположение, высококвалифицированный и доброжелательный персонал, эффективная методика обучения, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Хотелось, чтобы и в классах численность детей составляла в среднем 15 – 20 человек, а уровень безопасности в школе был – высоким. Заболевший ученик не выключался из учебного процесса, а получал задание дистанционно. Хотелось возродить и добрые спортивные традиции, изменить отношение к спорту и у детей и у педагогов.

Важно

Совместные проводить командные соревнования из учеников, их родителей и педагогов. И очень важно, чтобы взрослые своим поведением, взаимоотношениями, высказываниями подавали пример. Мы всегда должны помнить о том, что рядом с нами дети, которые очень внимательно следят за поступками, прислушиваются и, конечно, подражают нам.

Придёт время, когда молодая, уверенная и сильная рука уже взрослого ребёнка будет опорой и родителям и государству. Думаю, всё это нам под силу.

Основные направления «школы будущего» я вижу в повышение качества образования, повышение результативности участия в региональных, всероссийских предметных олимпиадах и научно – практических конференциях, создание условий для самореализации личности учащихся, для развития ученического самоуправления, а также в совершенствование работы по укреплению здоровья учащихся. В школьной библиотеке «школы будущего» появится много разнообразных электронных книг. Дети в школе будут находиться в течение всего дня. Кружки, секции, семинары, времени свободного минимум, только на питание и кратковременный отдых. Отсутствие строгой школьной формы также приветствуется.

Сейчас объёмы знаний человечества увеличиваются каждые 3 – 5 лет. У современного учителя должна быть сформирована компетентность по обновлению компетенции.

Перемены, которые происходят в образовательной системе России, побуждают учителя более творчески относиться к своей педагогической деятельности.

Счастье педагога слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит, каким станет ученик, будет ли он успешен, реализует ли он себя, сможет ли адаптироваться в современном обществе. Школа без учителя не имеет будущего, как не имеет его страна без школы.

Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Республика, 1989. – 190 с.

  2. Галаева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов успеха ученика на уроках географии.- М.: «5 за знания», 2007. – 128 с.

  3. Концепция формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании / Под ред. Н.В. Виноградовой. – Н.Новгород: Деловая полиграфия, 207 с.

  4. Подунов А.С. Слагаемые мастерства педагога. – М.: ДОСААФ, 1999. – 96 с.

  5. Симонов В.М. педагогика. Краткий курс лекций. Волгоград: учитель, 2008. – 84 с.

Фото автора. На открытом уроке.

Основные термины (генерируются автоматически): школа будущего, учитель, ученик, мой взгляд, учебный процесс, школьная жизнь, ребенок, школа, профессиональное мастерство, собственный опыт.

Источник: https://moluch.ru/archive/29/3290/

Каким будет учитель в будущем

Инструкция

Уже сейчас современный учитель просто обязан отходить от традиционной системы подачи материала, прибегая к помощи интерактивной доски, персонального компьютера, проектора. Конечно, изначально данные устройства воспринимались как приложения, призванные помочь в образовательном процессе.

Однако на практике стали вытеснять традиционные методы, заставляя подавать материал в несколько другом ключе. Теперь становится меньше субъективизма в педагогическом процессе, авторитет слова учителя несколько занижен.

Читайте также:  Как мы будем жить через 8 лет. прогнозы специалистов

Итак, для учителя начала 21 века придумано много вспомогательных средств для того, чтобы наглядно доводить до обучающихся информацию.

К сожалению, более старшее поколение педагогов плохо переучивается, не успевает осваивать нововведения.

Совет

Как показывают эксперименты, данной категории учителей гораздо проще вести уроки в старом формате, показывая схемы на плакатах, либо рисуя их на доске мелом, чем воспользоваться интерактивной доской, подключенной к компьютеру. Лишь малая часть педагогов старой формации готова работать с техникой.

Наш мир стремительно развивается. В большинстве школ есть компьютерные классы, проекторы и прочие устройства. В некоторых учебных заведениях учебники заменены планшетными компьютерами, что позволяет детям не носить с собой кипы учебников, а брать лишь одно устройство, в котором закачены все необходимые материалы.

Если темпы развития цифровой техники будут такие же, то уже через 10-20 лет большинство учителей будут просто обязаны владеть в совершенстве компьютерами, уметь создавать и демонстрировать материал при помощи интерактивной доски. Между прочим, без хороших знаний прикладной программы PowerPoint сделать это невозможно. Сам же процесс создания качественного информационного слайда может затянуться на часы.

Учитель будущего станет, скорее всего, обычным звеном, соединяющим ученика с необходимой информацией. Если раньше и сейчас в процессе участвует субъективизм, включается эмоциональность, важна роль личности учителя, то в будущем материал будет подаваться сухо, без включения эмоций. Учителю будет отведена более узкая роль – передатчика цифровой информации.

Уже сейчас ученики все меньше выражают свои мысли на уроках, так как с восьмого класса начинают готовиться к ГИА и ЕГЭ, которые больше похоже на тесты для биороботов, нежели на экзамены для выпускников. Все это приводит к снижению авторитета учителя как личности.

На первый план выходит кратковременный результат. При дальнейшем следовании выбранному пути учитель потеряет свой авторитет окончательно, и не будет восприниматься как второй папа или вторая мама.

Система образования в России вполне может прийти к тому, что выпускники технических ВУЗов будут вести историю, физику, геометрию и прочие предметы, пройдя трехмесячные курсы переподготовки.

В таком случае сложно представить, каким будет современный учитель, так как в образование смогут пойти все, кому нужно подзаработать деньги. Но без любви к процессу обучения результата не достичь.

Полезный совет

Любой современный учитель должен владеть компьютером и уметь пользоваться набором прикладных программ.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-875593-kakim-budet-uchitel-v-buduschem

Тренды и индивидуальный подход. Каким должен быть учитель будущего

Давно очевидно, что сейчас учителю уже недостаточно просто хорошо знать свой предмет и уметь натаскивать учеников к ЕГЭ. С нынешними школьниками, которые умеют писать компьютерные игры и программы, нужны новые техники и навыки работы. Лара Леснихина поговорила с педагогами-новаторами и узнала, какие методики они практикуют.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Индивидуальный подход

Ольга Шалина, преподаватель, руководитель образовательной студии:

Если учитель хочет получить высокие результаты, он всегда находится в поиске методик и способов донесения информации, подходящих именно для этого класса/группы/ученика. Хороший учитель никогда не стоит на месте, не пользуется какой-то одной техникой обучения для всех и каждого.

Однажды я познакомилась с методикой смешанного обучения (blended learning), которая персонализирует учебный процесс, делает его эффективнее для каждого ученика.

Гибкая модель смешанного обучения даёт большой простор для творчества: каждого ученика внутри группы или класса учитель (часто с помощью специальных компьютерных программ) ведёт по индивидуальной образовательной траектории. Это даёт порой космические результаты. Я применяю эту методику в своей частной практике уже более двух лет, постоянно внося что-то новое.

Обратите внимание

У меня нет ограничений в виде чёткой программы, как в школе. С каждым учеником я могу заниматься в его темпе

Это повышает мотивацию и даёт высокие результаты. Кому-то нужно подольше «посидеть» на одной теме и когда он хорошо её усвоит, происходит качественный скачок, ребёнку становится легче учиться. И, наоборот, есть ученики, которые схватывают всё на лету, таким нужно давать больше задач, постоянно повышать уровень сложности, чтобы им не было скучно.

У меня такие ребята взлетают очень резко, становятся призёрами и победителями олимпиад, а потом поступают в лучшие лицеи-интернаты страны. У них нет рамок — в 9 классе они могут изучать темы из 11 и с лёгкостью справляться с задачами второй части ЕГЭ. А главное, им интересно учиться! Даже в одной группе с менее способными ребятами.

И всё благодаря тому, что каждый соревнуется только сам с собой, а это всегда интересно.

Я твёрдо убеждена в том, что нельзя всех «грести под одну гребёнку». В 21 веке есть возможности максимально персонализировать систему так, чтобы у каждого ребёнка был прогресс.

Поработав в школе, я увидела, как отстающие дети пытаются создать видимость того, что они успевают, чтобы не расстраивать родителей и не раздражать учителей. Они начинают списывать и перестают что-либо понимать.

К выпускным экзаменам эти пробелы вырастают как снежный ком, а дальше только занятия с репетиторами могут хоть как-то помочь.

Во многих школах мира с успехом внедряют методики персонализированного обучения. Я с интересом слежу за Khan Academy, их школами и персонализированной онлайн-платформой.

Важно

В школах академии есть разновозрастные классы, где дети могут заниматься в своём темпе в соответствии со своими интересами. Эффективность максимальная.

Я думаю, что будущее образования — в умении учителя творчески подойти к выстраиванию персональных образовательных траекторий с учётом пожеланий ученика. Это существенно повысит интерес к учёбе и итоговые результаты.

Саморазвитие и коммуникация

Антон Ким, преподаватель IT:

Я считаю, что учитель должен быть наставником, а не тем, кто просто читает лекцию и уходит домой. Он должен задавать направление, куда двигаться детям. Учителям не хватает обратной связи. Даже если ученики её дают, этого недостаточно.

Мы стали предлагать учителям записывать свои уроки на камеру, чтобы посмотреть на себя со стороны. Эффект был поразительный. Из недавней беседы с коллегой: «В какие-то моменты я вижу, что говорю тихо, а где-то громко. А ещё я сижу закрыто, впервые заметил».

Учителю очень важно развиваться. Стандартное образование практически не предусматривает повышение квалификации. В IT есть такое понятие, как кодинг. Объяснять, что это такое — то ещё удовольствие.

Учителю нужно уметь приводить аналогии и импровизировать (структура HTML — это как ресторан…). А ещё важно дружить с учениками.

Не со всеми получается построить дружеские отношения, но это уж как в жизни.

Эмоциональный интеллект

Катерина Харченко, преподаватель маркетинга:

Высокий эмоциональный интеллект в сочетании с постоянным развитием в своём предмете — вот самые важные условия для преподавателя будущего. Также важно понимать, что к такому преподавателю необходимо быть готовым и обществу, в частности коллегам. К таким учителям стоят в очередь, а это нередко порождает зависть в коллективе. Решением я вижу наличие в школах штатного психолога-коуча.

Обучение как игровой процесс

Ольга Геуртс, преподаватель английского языка из Санкт-Петербурга:

Я хотела бы обратить внимание на финские школы, которые сейчас признаются лучшими в Европе. Учителю там предоставлена возможность вести занятия по своей методике. Когда я стажировалась в Финляндии, мои ученики-второклассники прибегали ко мне на переменках, чтобы сдать английский алфавит или просто пообщаться. Они умели читать и писать, в отличие от третьеклассников, к примеру.

У нас была замечательная преподавательница голландского, бельгийка. Она учила языку по своей программе, со стопроцентной отдачей. Урок шёл только на голландском, аудитория была очень разная.

Каждая минута была рабочей, у нас не было времени на то, чтобы отвлекаться, всем было очень интересно. Потом её заставили идти «по программе» и уроки, увы, потеряли логику. Приходилось выполнять неинтересные задания и писать контрольные.

Успеваемость понизилась процентов на 40% — всё-таки она старалась дать нам больше, а некоторые сдаются.

Совет

У учителя должны гореть глаза, он должен любить своё дело. Увлечь ученика — это самое главная задача. На уроке все должны работать творчески.

И ещё один пример. Как-то у меня не было нужного наглядного материала и мне пришлось вывесить правила чтения/написания над доской. Как меня только ни критиковали — «изба-читальня» и так далее. Результат был для всех сюрпризом— на открытом уроке второклашки выходили к доске и сами писали слова и даже предложения.

Да, мы почти не читали учебник, зато дети знали, где в нём грамматика и как работать со словарём

Многие алфавита толком не знают после нескольких лет обучения и не понимают его смысла. Мне было важно дать базу, чтобы дети чувствовали себя уверенно и ни у кого не было комплекса, что они сами не справятся с любым другим заданием в будущем. Мы не зубрили ничего, уроки состояли из игровых заданий.

Тренды

Оксана Грушевская, преподаватель английского:

Ежедневно в мире задаются новые тренды. Изучение языка легко привязать к современным реалиям. Например, в Инстаграме есть аккаунты с шутками и мемами — их можно обсуждать с учениками, рассказывать, как используется определённый сленг.

Ни один учебник английского сленга не даёт, так как это очень быстро меняющаяся структура — сегодня он есть, а через два года его уже может и не быть. А интернет, в том числе соцсети, помогают следить за языковыми процессами в реальном времени.

Вот смотрите, мы это изучали, и вот тут шутка, которая построена на игре слов и смыслов или какой-то грамматической особенности.

Главное — найти с учениками общий язык, чтобы они видели в тебе друга и адекватную личность, которая имеет связь с реальностью, а не только наставника. К сожалению, учителя часто начинают погрязать в академических знаниях, а их не всегда можно применить в жизни. Важно вдохновлять своим примером, советовать, что посмотреть или почитать, приводить случаи из жизни.

Источник: https://mel.fm/blog/lara-lesnikhina/51390-trendy-i-individualny-podkhod-kakim-dolzhen-byt-uchitel-budushchego

Почему учитель – профессия будущего

Фото: yeah1.com

Как обычно, в начале октября мы отметили День учителя. По традиции сказали теплые слова: кто-то просто так, кто-то искренне. И потекли дни дальше своей чередой. Теперь об учителях можно будет вспомнить, когда прозвенят последние звонки, либо если вдруг возникнет медийный повод. Учителя тоже вернутся к своей рутине, беспощадно изматывающей к концу года.

Меня в многоголосице поздравлений как-то по-особому задели слова А.И. Адамского, который рискнул стать прогнозистом, предположив, что профессия учителя скоро превратится из массовой в элитную, дорогую, почетную.

По сути, эти слова обозначают принципиально иной вектор развития не только учительской профессии, но и образования вообще.

Обратите внимание

Будущее, о котором написал Александр Изотович, превратит образование в очень технологический процесс, доступный для всех благодаря снижению человеческого фактора, развитию новых способов гарантированного качественного обучения.

Парадокс? Почему же тогда профессия учителя станет элитной, тем более что со второй половины XX века усилия были направлены на массовизацию этой профессии, снижению рисков некачественного преподавания, развитию различных сервисов, повышающих квалификацию учителя?

Для ответа на этот вопрос приведу пример из своей практики.

…Недавно на занятии с магистрантами образовательной программы «Доказательная образовательная политика» Института образования НИУ ВШЭ мы вели с ребятами разговор о том, что для каждого из них является исследовательским интересом или что может стать темой их проектов.

И в какой-то момент почувствовал, что впервые за всю свою профессиональную жизнь сталкиваюсь с ситуацией, когда речь идет о том, в чем я не разбираюсь и по поводу чего мне трудно компетентно высказываться. Термины Game Jam и Hackathon[1], за которыми целый социокультурный пласт, не находятся в моем актуальном словаре.

Но сегодня для подростков и сами эти термины, и та деятельность, которую они обозначают, не просто вполне понятны, они формируют их культуру, становятся частью инструментария для получения ими образования.

Более того, именно такая деятельность, во многом непонятная большинству взрослых, и в том числе педагогам или родителям, уже определяет контуры социального настоящего и будущего, а, значит, требования к необходимым навыкам: действиям в условиях высокой неопределенности; готовности к решению задач со множеством неизвестных, умению быстрой кооперации с малознакомыми людьми для совместного решения сложных проблем или проектирования; мобилизации разнообразных навыков и умений применить знания из разных областей наук в условиях ограниченного времени.

Учит ли школа сегодня этому? Понимаем ли мы, что тот разрыв в понимании мира, способах его познания и, главное, в целевых установках, который наметился между молодыми людьми и людьми более старшего поколения, увеличивается, причем не только за счет быстрого технологического развития и гораздо более быстрой адаптивности к такому развитию подростков и молодежи, но и за счет неготовности осознать это и изменить сам характер и принципы образования большинства педагогов. Образовательный процесс обедняется очень узким характером постановки целей и задач, направленных на по-прежнему репродуктивное усвоение информации, которую кто-то по наивности полагает необходимым запихнуть в единый учебник, в единые списки произведений, в единый перечень фактов, которые нужно знать. И даже ответить на вопрос молодых людей: а почему именно это им нужно знать, а не что-то иное, мы нередко можем только нарративно, подразумевая, что наш ответ должен быть априори принят на веру. В этой связи трудно поверить в искренность тех педагогов, которые говорят о важности развития критического и творческого мышления. Слушая, как студенты говорят о проекте Game Jam для образовательных игр и о том, что очень трудно найти людей именно из сферы образования, которые могли бы понять предлагаемый проект, поддержать его, я поймал себя на мысли, как неожиданно быстро сам перехожу в категорию отстающих. И если еще недавно я с улыбкой воспринимал тех, кто как огня боится ноутбука, смартфона или интернета, то теперь есть опасность пополнить ряды тех, о ком тоже могут думать снисходительно.

Пожалуй, в контексте этого примера я понимаю, о какой грядущей элитарности профессии говорит А.И. Адамский. Видимо, дальше функции подателя информации и даже тестера, проверяющего успешность результатов освоения новых знаний или умений, будут успешно переданы искусственному интеллекту.

И в этой связи, возможно, сама функция школы как института станет принципиально иной. Если школа не сможет найти способы ответить на все более агрессивные вызовы внешней среды, ей придется уступить место другим формальным и неформальным институтам. Уже сегодня видны как минимум две тенденции.

Читайте также:  В одном из казино лас-вегаса появился робот-бармен и крупье с искусственным интеллектом

Важно

Первая – это все более возрастающая роль дополнительного образования, которое нередко совсем не уступает основному, поскольку оно более гибкое, менее регламентированное, быстрее подстраивается под требования и желания родителей и детей, предлагая индивидуальные траектории, формирующие столь важные навыки, которые жизненно необходимы не только в будущем, но и в настоящем.

Вторая – это постепенное увеличение ухода выпускников 9-х классов из школы в техникумы, колледжи. И это связано не только со стремлением избежать сдачи ЕГЭ.

Все чаще эти ребята говорят о том, что в старшей школе учиться неинтересно, что в ней идет натаскивание к выпускному экзамену, а это можно делать и с репетитором без необходимости потратить два года в школе.

Зато в системе СПО можно успеть получить навыки полезной профессии или специальности.

Эти тенденции показывают, насколько возрастает запрос на индивидуальный образовательный маршрут.

И если до сих пор развитие образования шло по пути универсализации и унификации, поиска тех педагогических инструментов, которые снизят риск учительской ошибки, увеличат доступ любого ученика из любой школы к качественному образованию, под которым понимался определенный единый стандарт – пакет знаний, дальше будет усиливаться роль тех подходов, которые будут поддерживать индивидуализацию в условиях все более возрастающей неопределенности. Учитель, в арсенале которого только средства трансляции материала единого учебника, станет ненужным. Но это вовсе не означает, что потребность в настоящем учителе исчезнет. Наоборот, она будет только возрастать. Только настоящий учитель – это тот, кто сумеет наладить языковой и культурный канал, будучи способным говорить на языке, на котором говорят подростки, который они понимают и в котором они выстраивают свои маршруты, и на языке, на котором созданы культурные образцы прошлого и настоящего и которые важно передать молодым людям. Настоящий учитель тот, который сможет это делать, не просто заставляя принять на веру важность такой передачи, но доступно и убедительно показывая и объясняя значение и ценность каждого образца и каждого действия. Настоящий учитель тот, кто будет понимать сигналы, идущие от учеников, и уважать их выбор, отвечая на это как равный. Наконец, настоящий учитель сможет направить свои усилия на передачу тех навыков, которые будут полезны и важны для быстро появляющихся новых видов грамотности и активности. И это все сделает профессию учителя все более сложной и элитной в будущем. К такому учителю будет непросто попасть, поскольку он – не про стандартный обязательный набор знаний и навыков, он не должен будет работать с большой нагрузкой, выматывающей его и его учеников.

И я могу тут только присоединиться к сказанному Александром Изотовичем Адамским, говорящим об образовании через 30 лет. Хотя возможно, что он ошибся, и это будущее случится еще раньше.

[1] Для тех, кто, как и я, столкнулся с этими терминами впервые, поясню, что Game Jam – это своего рода соревнование разработчиков игр в течение короткого промежутка времени, hackathon – это форум, площадка разработчиков, на которой разработчики программного обеспечения из различных областей совместно решают какую-то проблему или ведут совместную разработку. Кстати, термин hackathon – вполне вошедший в обиход уже не только для программистов. Так, на днях «Международный Мемориал» проводил медиахакатон, посвященный разработке проектов на базе материалов «Мемориала» по теме «большого террора».

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2017/10/10/blog/531-pochemu_uchitel__professiya_buduschego

Эссе на тему «Кто он — учитель будущего?»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1

города Буденновска Буденновского района»

Эссе

 «Кто он — учитель будущего?»

Выполнила: уч-ся 11 класса «Б»

МОУ СОШ №1 г.Буденновска

Мостовая Марина Анатольевна

Руководитель: зам. директора по УВР Арутюнян Полина Викторовна

Кто он — учитель будущего?

Когда мы смотрим вдаль – в будущее, то нам, чаще всего, представляется, что там – за поворотом, за горизонтом будет всё намного лучше, интереснее и совершеннее. Без всего того, что нам мешает, не нравится в настоящем.

Поэтому, для меня учитель будущего – это не просто грамотный и интересный рассказчик и лектор, а необыкновенно артистичная, интересная личность. Личность, интригующая творческими способностями и яркими идеями.

В характере такого учителя прекрасно сочетаются черты физика и лирика, программиста и увлечённого альпиниста или парашютиста, практичного, но не меркантильного менеджера, в меру мечтательного поэта или художника.

Совет

Учитель будущего должен обладать непререкаемым авторитетом,  не только в области своего предмета. Должен уметь увлечь мечтой.

Он будет уважаем учениками и будет уважать их, считаться с их мнением и позицией.

Каждый его урок будет как открытие, как чудо, которое потрясает, заставляет думать, убеждает, что мы способны мыслить, анализировать. Если тренер ас, никто из его учеников не сорвётся в пропасть.

Учитель будущего в учениках видит себя и сделает всё, чтобы они самостоятельно смогли продолжить полёт, восхождение, не предав самих себя и ценности души. Он видит в учениках свободные личности.

Дисциплина на его уроках естественна как в хорошей, дружной семье, где есть любовь и уважение. У такого учителя ученики хотят учиться так же, как дышать, как двигаться. С ним легко и просто, надёжно и интересно.

С ним и в разведку пойдёшь, и в горы, и можно поделиться сокровенной тайной.

Учитель будущего – ведущий – идущий впереди связки своих учеников. Годы учёбы чем-то похожи на бесконечное покорение цепи горных вершин. Поначалу они не очень высоки и почти пологи, но каждая последующая была выше предыдущей и более крута.

И только благодаря опыту мудрого и любящего нас ведущего связку наставника — проводника — учителя, мы с каждым годом все увереннее шагали. След в след за ним, покоряя вершину за вершиной. На пути долгого восхождения менялись ведущие, были и камнепады трудностей, и снежные лавины испытаний.

Были и туманы непонимания, и гололёд разочарований и неверия в свои силы. Но ведущий учитель — где улыбкой, где одобряющим словом, где осуждающим взглядом приводил нас в чувство, подбодрял, убеждал примером и словами, что все преодолеем, что только идущий вперёд осилит все спуски и подъемы.

Это он научил нас чувству локтя, чувству ответственности при выборе точки опоры, чтобы не сорвались и не столкнули того, кто с тобой в одной связке.

Обратите внимание

Годы учёбы — восхождения закончатся покорением самой высокой, самой непредсказуемой из вершин. Там нас ждёт очень сильный ветер перемен, до кислородного голодания от волнения на экзаменах и от восторга успеха. И мы, наконец-то, увидим необозримое, прекрасное будущее нашей взрослой жизни.

Будущего, где нас ждут чудесные открытия, исполнение мечты, где откроются перед нами все двери, и найдётся для каждого именно то место и то дело, о котором мечтали. Мы, стоя на вершине, будем петь и смеяться, потому, что позади долгое восхождение на горную цепь из 11-ти вершин.

А впереди — весна жизни! Самые прекрасные годы…

За время восхождения погода, как всегда на Ставрополье, была непредсказуемой. Жара в начале осени после летнего отдыха делала наш поход с тяжелыми рюкзаками вопросов и задач с самого начала совсем не похожим на туристическую прогулку. И мы ныли и просили о привале.

Но потом открылось второе дыхание, и мы почти бодро шагали дальше. Глядя на наставника, уверенно и неутомимо шагавшего впереди, мы стыдились хандрить в унисон с осенью, понимая, что зима подарит ещё больше испытаний. И не ошиблись.

Но ничего в этом мире не бесконечно, и зима тоже…

И вот, мы — на одиннадцатой вершине, позади зима, а впереди — время перемен, время, когда сбываются мечты, мир прекрасен в своём цветении и завязи будущих плодов, в ожидании высоких чувств, новых открытий. Всей грудью я вдохну весенний воздух и крикну: «Ура! Ура! Ура!».

Я понимаю, что впереди, на продуваемой вершине, даже весной бывают метели и пороша в лицо. Ветер сбивает с ног, пусть не тебя, а товарища в связке, и нужно помочь, самой тяжело — воздух разряженный. Каждый шаг, каждый килограмм нагрузки — испытание.

И мы, как привыкли за весь долгий путь, смотрим в добрые и мудрые глаза наставника…

Поэтому, заходя на экзамен, мы интуитивно ищем взглядом родное и знакомое лицо учителя.

Важно

Его добрый, поддерживающий взгляд, укрепляет дух и придаёт силы, успокаивает волнение и окрыляет, словно говоря: «Иди, не бойся, как я учил, все выше и выше.

Перед тобой откроются необъятные просторы и высоты. Иди, шагай вперёд! Нет вершин, которые не покорятся тебе. Нет дорог, которые ты не сможешь пройти!»

Учитель как никто понимает, что мы люди все разные, у всех разные силы, способности, терпение, умение преодолевать трудности.

У него есть умение чувствовать чужую боль и слабину, умение поддерживать, направить, повести за собой, не показывая раздражения от непонимания, неподчинения и неблагодарности. Значит, он можешь быть ведущим, идущим впереди учителем будущего.

Красивый душой и телом, делами и мыслями, с чистым сердцем, в котором свет добра и милосердия, всепрощающей любви и уважения к любому, кто доверяет ему свою судьбу, выбор своего пути восхождения. Его рюкзак будет самым объемным и тяжёлым. Он первым принимает удары ветра, его первого сечет пороша.

За его спиной связка таких разных, таких несовместимых людей, которых он должен до конца восхождения сделать личностями. Ему нельзя идти, думая только о себе, нельзя, выбирая опору, не учитывать разные способности идущих в связке.

Какой бы ни был хорошо ведущий, без таланта — сплачивания всех, кто в связке, без способности разбудить в каждом чувство общности, без ущемления индивидуальности и неповторимости ему не довести всех до вершины. Когда он сумеет из многих «Я» сотворить «Мы» без уравнивания, то вся связка и учитель будет единым целым, как известно, пучок прутьев не сломать.

Чем разнообразнее связка, тем удачнее восхождение и веселее привал.

Учитель будущего, должен научить их — таких разных, самому главному: быть человеком, личностью, знающей как идти, куда идти, что такое связка, где именно твоё место в ней.

Научить, как не ошибиться при восхождении в выборе вершины, в маршруте, в величине заплечного груза, но самое главное — правильно выбрать, за кем идти и ради чего…

Совет

Значит, он не только учитель он психолог и спортсмен, эрудит и наставник, самый надёжный, верный, справедливый, мужественный, самый человечный друг!

А чтобы появился учитель будущего нужно, чтобы все дети, способные и желающие учиться, учились все вместе. Каждый индивидуален, как цветок на лугу, и тем уникален. У каждого есть чему поучиться.

Если мы такие разные, будем учиться вместе — мы и в будущей взрослой жизни будем находить общий язык с любым человеком. Нас не будут раздражать не схожие с нашими взгляды, вкусы, привычки. Мы после такого единения никогда не выйдем на «Майдан», не станем нацистами и террористами.

Для нас будут не пустыми слова: земляки, малая родина, Отечество, человеколюбие, взаимоуважение, взаимообогащение культур.

Учитель будущего — это тот, кто обеспечит своими талантами, организаторскими способностями, своим самосовершенствованием, своим творческим трудом и преданностью высшим идеалам, будет творцом новой школы — школы будущего, куда дети будут бежать с радостью, к учителю будущего.

Учитель будущего – это, несомненно, личность в самом высоком смысле.

У него должно быть в душе столько тепла, света и любви к ученикам, ко всем: к способным и не очень способным, к послушным и не очень послушным, даже к тем, кто не желает обучаться, чтобы никто не остался обделенным. А любовь — самое мудрое, самое бескорыстное чувство.

Она и прощает и терпит, но при этом требовательна, справедлива и мудра. Но ведь человек — не ангел, у него есть нервы, он способен обидеться.

А вот учитель будущего так много знает, так много умеет, так хорошо понимает ученика, что нет причин друг друга обижать, ссориться, не уважать. А ещё учитель будущего сможет воспитать великого космонавта, знаменитого хирурга, известного всему миру программиста, лучшего учителя в мире, потому что он самый классный, самый необыкновенный.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/05/07/esse-na-temu-kto-on-uchitel-budushchego

Педагог будущего: кто он?

Стукалов С. Педагог будущего: кто он? // Социальный вектор – февр.2010 — №2(6) – с.7

Мы опросили педагогов и студентов (которые скоро станут педагогами)

Елена Евгеньевна Литус

Старший преподаватель кафедры английского языка

Общеизвестно, что педагог – это тип профессии “человек – человек”, поэтому, на мой взгляд, он должен быть в первую очередь личностью, которая интересна и значима для окружающих его людей, в том числе для студентов.

Бесспорно, интересен он может быть только в том случае, если шагает в ногу со временем, постоянно пополняет свой багаж знаний и не является узкопрофильным педагогом, постоянно повышает квалификацию, привносит новые элементы в преподавание.

Обратите внимание

А значимым педагог может быть тогда, когда он становится не только носителем знаний по предмету, но и советчиком, помощником и другом для студента. При этом он всегда готов к открытому общению на уровне “педагог – студент” и старается понять студента, его проблемы и просьбы.

Читайте также:  Искусственные иммунные системы как средство сетевой самозащиты

Еще педагог будущего – это не только образованный человек, любящий свой предмет и объект обучения, но и прекрасный воспитатель, обладающий высоким уровнем культуры, моральных и нравственных норм. Он – авторитет для студента.

Сейчас очень много говорят о повышении престижа педагогической профессии. Я глубоко убеждена, что одними силами самого педагога повысить престиж этой профессии нельзя. Многое зависит от власти на всех уровнях. Педагог не должен думать, где найти ему дополнительный заработок, чтобы прокормить свою семью, чтобы купить себе вещи первой необходимости.

Ирина Юрьевна Пыльцина

Доцент кафедры  социальной работы

Педагог будущего, на мой взгляд — это человек который «горит» своей работой, активный, харизматичный, готовый к самообучению и саморефлексии обладающий способностью и возможностью накопления и передачи информации на различных уровнях.

А ещё это и широта взглядов, адаптивность, интерес к нововведениям, готовность взять на себя ответственность, контактность, эмоциональная устойчивость.

Другими словами педагог будущего – это идеальный педагог, который имеет значительный профессиональный опыт; в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры; занимается самообразованием; справедлив и ровен в общении со всеми учащимися, эмпатичен; знает верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность, как в обучении, так и в воспитании школьников (студентов).

Татьяна Донцова

Институт иностранных языков, 5 курс

Педагог будущего выбирает свою профессию осознанно, с глубоким пониманием ответственности, что ложится на его плечи, когда он переступает порог учебного заведения.

Этот человек выбирает преподавательскую стезю не из-за безвыходности, а из-за желания внести свой вклад в формировании грамотного, гармонично-развитого, воспитанного, патриотичного поколения нашей страны.

Важно

Этот человек является превосходным психологом и педагогом, обладает глубокими знаниями своего предмета и абсолютно компетентен в вопросах методики преподавания предмета. Но главное — он любит работать с детьми, уважает и ценит своих учеников, старается учесть особенности каждого в процессе обучения, а также привить им любовь к знаниям.

Дарья Задорожнева

Филологический факультет, 4 курс

По моему мнению, педагог будущего должен быть, прежде всего, открыт к всевозможным новинкам, мобилен и быстрообучаем.

Сегодня, в век информационных технологий, либо ты поглощаешь информацию, либо она поглощает тебя. Это касается и учителей.

Учитель, по определению, должен учить детей, а чему может научить тот, кто сам не способен быстро научиться. Активный, коммуникабельный, открытый человек – учитель будущего.

Сергей Владимирович Романов

Аспирант кафедры педагогики ВГПУ, методист отдела воспитательной работы.

С высоким коэффициентом интеллекта, широкой общей эрудицией, с отличным знанием своего предмета. Имеет (социально позитивное) хобби или развивающее увлечение. Приятный в общении, коммуникабельный, открытый, справедливый, добросовестный, пунктуальный, интеллигентный. Верен отечественным педагогическим традициям.

Источник: https://stukalov-sergey.livejournal.com/13497.html

Эссе «Учитель будущего»

Эссе «Учитель будущего»

Подготовила

учитель физики

МБОУ Дубровская ООШ

Медведева М.А.

 Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь».

В. Ключевский 

Человек создан для счастья, как птица для полета» — эти мудрые слова В.Г. Короленко знает каждый. Но в чем состоит счастье? Ох, и сложно ответить на этот вопрос! Помните, один из героев хрестоматийного фильма о школе в своем суперкоротком сочинение нашел очень простой ответ: «Счастье — это когда тебя понимают».

Мне, как и каждому человеку хотелось, чтобы меня понимали, чтобы я была счастливой… Сколько себя помню — всегда хотела быть учителем. С пяти лет, еще не посещая школу, собирала маленьких друзей-соседей, брала в руки мел и указку и объясняла им («моим ученикам») какие-то важные истины (с моей точки зрения).

Всегда была заводилой: что-то организовывала, что-то репетировала, что-то придумывала и в школе, и дома… И еще. Был в моей жизни один человек, на которого хотелось быть очень похожей. Нина Никифоровна Самусенко — мой школьный учитель математики — была для меня не только образцом педагога, но и идеалом интеллигентной, воспитанной и элегантной женщины.

Совет

Именно тогда и определилась моя миссия — быть учителем. Я счастлива, что выбрала такую дорогу и часто вспоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем».

Я согласна с высказыванием, что учитель — это не профессия, это — призвание, миссия. Для меня моя работа — это не только служба, это смысл жизни. Я не работаю в школе, я там «живу».

Нельзя закончить урок, закрыв кабинет; невозможно забыть про своих детей, вернувшись домой. Каждый день и каждый час я думаю о них. Моя цель: научить их любить жизнь, понять в чем счастье, помочь найти свой путь.

Поэтому как-то постепенно с опытом для меня сложились правила поведения:

  1. Создавай ситуацию успеха хорошим настроением и позитивным отношениям.

  2. Юмор — ключ к решению любой проблемы, а улыбка и шутка города берет.

  3. Всегда готовься к уроку как в первый раз, чтобы получать удовольствие от процесса общения и процесса сотворения нового.

  4. Будь открытым и искренним, умей признавать свои ошибки.

  5. Умей учиться от учеников и благодари их за общение.

  6. Из любой ситуации можно найти выход, если не рассматривать ее как проблему.

Моя жизнь — это постоянное познание нового и ежедневное творчество. Постоянно что-то искать, изучать, постигать современный мир, быть в курсе происходящего в нашей стране и в мире, слушать современную музыку и быть другом для детей.

Как это здорово! Такой ритм не дает стареть ни морально, ни физически. Общение с молодежью всегда заряжает меня оптимизмом и хорошим настроением.

Как только вхожу в школу и слышу «Здравствуйте, Мария Алексеевна!» — отступают все проблемы, поднимается настроение, и на такой позитивной ноте проходит день за днем.

Я считаю, что главный секрет успешной педагогической деятельности — дарить окружающим счастье и радость, а дети — это такая благодарная публика! На твое доброе отношение откликаются любовью и преданностью. За годы работы у меня скопилось целое состояние из хороших и верных друзей-моих бывших учеников.

Какова миссия учителя в современном обществе? Современное общество ускоренно развивается, поэтому стратегическая задача образования – построить образовательно–воспитательную систему таким образом, чтобы ребенок был готовым активно действовать в быстро меняющихся условиях, необходимо у него развивать такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для управления современным производством нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определенным складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации.

Умение делать выбор, эффективно использовать полученные знания, применяя их на практике, анализировать и сопоставлять данные – это только некоторые способности, необходимые для успешной жизни в современном обществе.

Обратите внимание

Поэтому главная задача учителя, я считаю, научить учеников учиться, самостоятельно добывать знания и применять их на практике, выявляя природные задатки каждого ребенка, развивать способности, сохраняя индивидуальность. Сегодня это необходимо.

А для этого, на мой взгляд, нужно изменить роль ученика: из пассивного слушателя превратить его в активного участника учебного процесса. Это трудно, потому что многие дети сегодня просто не хотят учиться. Нет желания, терпения, усидчивости. Но мне кажется, что выход из создавшейся ситуации всё же есть.

Мы должны сделать учебный процесс творческим, а школу превратить в мир интересных открытий. И если ребенок ощутит это, он будет учиться с удовольствием, постепенно открывая новое вокруг себя и в себе.

Интересы, потребности детей побуждают меня много думать, переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек, находить такие методы и приемы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала каждого ребенка.

Учитель и ученик, на мой взгляд, должны делать всё вместе, быть сотоварищами, партнерами, объединиться в союз более старшего и опытного с неопытным, но ни один из них не должен стоять над другим.

Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником, спору нет, должна.

Но это не стена, не барьер, который можно перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики — Уважение.

Каждый ребёнок хочет быть понятым и услышанным. И только со временем я пришла к мысли: как важно выслушать каждого, подсказать, посоветовать, позволить проявить инициативу. Я согласна со словами А. Г.

Важно

Асмолова: «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы дышать им и жить». А это невозможно без искренности – неподдельной, ежечасной, необременительной.

Никакие знания методик не заменят честности и открытости учителя, умения понимать своих учеников не только с полуслова, но и с полу взгляда.

Как учить современных детей? Личным примером. По мнению В.О. Ключевского, чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь. Если хочешь, чтобы ученики знали твой предмет на «отлично», были увлечены, тогда сам знай свой предмет в совершенстве.

Конечно, я согласна, всё знать – невозможно. Нет такого человека, который бы всё знал. Я учу детей, и сама учусь у них. Детство — не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И от того, как оно пройдет, кто поведет за руку ребенка, зависит, каким человеком он станет. Для детей очень важно чувствовать себя значимым.

Ведь дети, такие же взрослые, только маленькие.

Дети – открытые, непосредственные личности. Они учат нас, взрослых, очень многому. Я учусь у детей быть такой же непосредственной, щедрой, открытой, доброй и справедливой. А ещё мне импонирует то, что они иногда учат меня тому, что я не знаю и не понимаю.

Это подталкивает учеников к самостоятельному изучению материала, появляется желание поделиться с одноклассниками, что является хорошим методом усвоения нового материала и углубления знаний. Если хочешь, чтобы ученики были добрыми, тогда сама относись к ним доброжелательно. «Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером» говорил римский философ Сенека.

Если хочешь, чтобы они не были безразличными, то должна иметь активную жизненную позицию, быть человеком увлечённым, получать удовольствие от своего дела, творить, искать.

Если хочешь что–то изменить в них, начинай с себя. «Мудрый человек требует всего от самого себя, а эгоистичный – от других», – гласит китайская пословица. Если хочешь, чтобы они были целеустремленными, ставь перед собой цель – важную, делающую осмысленным своё существование и самоуважение.

Совет

С помощью чего учить современных детей? В век компьютерных технологий и Интернета открываются огромные возможности, издаётся огромное количество учебных пособий, по которым дети могут заниматься самостоятельно. Но всё это не заменит «живого» слова учителя. Только оно должно быть по–настоящему живым: ярким эмоционально окрашенным.

«Удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка к любознательности, любознательность – дорога к знаниям», говорил великий педагог Януш Корчак. Если с увлечением говорить об интересном, то замечаешь, как у ребят загораются глаза и умолкает самый шумный класс школы.

Современный учитель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника.

Он за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат.

Я считаю, что высшее проявление педагогической успешности – это не столько высокие показатели усвоения материала, а сколько радость, улыбки детей, полученные от общения со мной в момент образовательной деятельности.

Стараюсь научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, разбудить любознательность, стремлюсь воспитать взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь, Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь.

Мы, педагоги, создаем будущее. От того как мы сработаем, зависит успех нашей страны и мира. Я хочу, чтобы за годы обучения в школе, наши ученики выросли морально, постигли высоты подлинной человеческой красоты и вылетели из гнезда уверенными и оперившимися красивыми птицами.

Со своей стороны постараюсь каждый день покорять все новые высоты, чтобы быть достойной права на воспитание их, молодых! Престиж учителя складывается из его общей культуры и профессиональной компетентности, которые постоянно надо подпитывать. Совершенствоваться в первую очередь должен сам педагог.

Повсеместная компьютеризация, увеличение информационного потока, применение новых технологий — все это реалии сегодняшнего дня. Моя педагогическая философия — научить детей верить в себя, понимать и уважать других.

Обратите внимание

И если они услышат то, что я хочу до них донести, то я буду совершенно счастлива от того, что моя миссия на этой планете выполняется! А добиться этого можно только благодаря СОТВОРЧЕСТВУ учителя и ученика.

Источник: https://multiurok.ru/files/essie-uchitiel-budushchiegho.html

Ссылка на основную публикацию