Искусственный интеллект научился определять умственную отсталость по фотографии

Нейросеть научили распознавать 216 редких наследственных заболеваний по фотографии

Y.Gurovich et al. / Nature Medicine, 2019

Исследователи разработали систему искусственного интеллекта, которая позволяет с высокой точностью диагностировать 216 редких наследственных заболеваний по фотографии.

Как сообщается в Nature Medicine, ее научили распознавать генетическое расстройство (выбирать из 10 самых вероятных вариантов) 91-процентной точностью.

Ученые также упростили примение системы на практике: они создали мобильное приложение для медиков, которое позволяет определить генетическое расстройство по фотографии пациента.

Обратите внимание

Диагностировать наследственное заболевание зачастую бывает сложно. Существует несколько тысяч болезней, связанных с генетическими нарушениями, большинство из которых встречается крайне редко.

Многие врачи за время своей практики могут просто не столкнуться с подобными заболеваниями, поэтому референтная компьютерная система, которая помогала бы распознавать редкие наследственные заболевания, облегчила бы диагностику.

Исследователи уже создавали подобные системы, основанные на распознавании лиц, но они умели определять пока что не более 15 генетических расстройств, при этом точность распознавания нескольких заболеваний не превышала 76 процентов.

Кроме того, подобные системы иногда не могли отличить больного человека от здорового. При этом обучающая выборка, часто не превышала 200 фотографий, что слишком мало для глубокого обучения.

Поэтому американские, германские и израильские ученые и сотрудники компании FDNA под руководством Ярона Гуровича (Yaron Gurovich) из Тель-Авивского университета разработали систему распознавания лиц DeepGestalt, которая позволяла диагностировать несколько сотен заболеваний.

Используя сверточные нейронные сети, система разделяет лицо на отдельные фрагменты размерами 100×100 пикселей и предсказывает вероятность каждого заболевания для того или иного фрагмента.

Затем вся информация суммируется и система определяет вероятное расстройство для лица в целом.

DeepGestalt разбивает лицо на фотографии на отдельные фрагменты и оценивает, насколько они соответствуют каждому из заболеваний в модели. По совокупности фрагментов система составляет ранжированный список возможных заболеваний. Y.Gurovich et al. / Nature Medicine, 2019Исследователи обучили систему отличать конкретное наследственное заболевание от ряда других. Для обучения они использовали 614 фотографий людей, страдающих синдромом Корнелии де Ланге — редкого наследственного заболевания, которое проявляется, в том числе, в виде умственной отсталости и врожденных пороков внутренних органов. В качестве отрицательного контроля авторы использовали более тысячи других изображений. DeepGestalt различала синдром Корнелии де Ланге от других заболеваний с точностью 97 процентов (p=0,01). Авторам других исследований удалось добиться точности 87 процентов, в то время как эксперты ставили корректный диагноз, в среднем, в 75 процентах случаев. В другом эксперименте ученые использовали 766 фотографий больных синдромом Ангельмана («синдром Петрушки»), для которого, в том числе, характерны хаотические движения, частый смех или улыбки. Система распознавала заболевание с точностью 92 процента (p=0,05); в предыдущем исследовании точность определения составляла 71 процент.

Также исследователи научили систему распознавать разные типы одного и того же наследственного заболевания на примере синдрома Нунан.

Важно

Известны несколько типов этого расстройства, каждый из которых вызван мутациями в определенном гене и у каждого есть небольшие отличия в чертах лица (например, редкие брови).

С помощью выборки в 81 фотографию, авторы статьи научили систему DeepGestalt различать пять типов этого заболевания с точностью 64 процента (p

Источник: https://nplus1.ru/news/2019/01/07/DeepGestalt

Искусственный интеллект обучили распознавать серьезные генетические заболевания по фотографии

Нейросеть, обладающая такими умениями, получила название DeepGestalt. Специалисты обучали ее при помощи 614 фотоснимков людей с синдромом Корнелии де Ланге.

Это наследственная болезнь, которая заключается в множественных пороках внутренних органов и заметной умственной отсталости.

В ходе работы алгоритму демонстрировали еще и фотоснимки людей с другими редкими генетическими патологиями (синдром Ангельмана, синдром Нунана и т.д.).

В ходе «диагностики» искусственный интеллект самостоятельно делит фотографию на небольшие фрагменты размером 100Х100 пикселей и тщательно изучает черты изображенного на ней лица.

Эффективность и правильность его работы проверяли при помощи 502 фото с уже подтвержденным диагнозом  и еще 329 снимках людей из картотеки Лондонской медицинской базы.

Эксперимент показал, что нейросеть диагностировала заболевания с точностью до 91%.

Совет

На основе работы этой нейросети ученые уже создали специальное приложение, которое поможет врачам определять генетические патологии у своих пациентов.

Напомним, что ранее ученые из Калифорнийского университета научились с помощью искусственного интеллекта диагностировать болезнь Альцгеймера.

Постуральное головокружение довольно часто становится причиной падений и травм. В поисках борьбы с этим состоянием ученые выяснили, что распространенные рекомендации «лечить» головокружение, употребляя больше соли, могут еще больше ухудшать состояние пациентов. Подробности сообщает Journal of Clinical Hypertension.

Постуральное (позиционное) головокружение возникает на фоне смены положения головы и обычно длится не более 30 секунд. Оно развивается из-за резкого гравитационного падения давления и довольно распространено среди взрослых.

В своей работе специалисты использовали данные ранее проведенного исследования, в котором изучалось влияние разных доз натрия на уровень артериального давления.

Все добровольцы на протяжении четырех недель употребляли разное количество натрия.

Но при этом половина добровольцев придерживалась типичной американской диеты, а вторая питалась по рекомендациям DASH (диета, направленная на снижение давления).

Изучив всю имеющуюся информацию, специалисты из медицинского центра Бет Исраел Диконесс Медикал Центр пришли к выводу, что большие дозы соли на самом деле способны увеличивать частоту и продолжительность головокружения. И эти результаты ставят под сомнение довольно распространенное в медицине мнение о том, что соль, напротив, помогает в борьбе с постуральным головокружением.

Полученные в самом начале данные показали, что понижение количества натрия в диете приводило к понижению давления. Это и стало основанием для распространенной рекомендации есть соль для борьбы с головокружением.  Но, опираясь на новую информацию, гораздо правильнее будет отслеживать симптомы пациентов на фоне увеличения соли в их рационе. Возможен вариант, что соль им только навредит.

Обратите внимание

Исследователи отметили, что сегодня натрий встречается в огромном количество продуктов. Но в то же время его действие на организм еще недостаточно изучено. И нынешний эксперимент послужил лишним тому доказательством.

Этот диагноз представляет большую опасность для будущих мам. И главное его коварство в том, что поставить его вне беременности практически невозможно, потому как симптомы попросту отсутствуют.

ИЦН (истмико-цервикальная недостаточность) – становится причиной от 15 до 42% выкидышей, и самое трагичное в том, что происходят они на довольно больших сроках, от 20 недель и выше.

В этот период плод уже довольно большой и может сообщать маме о себе пинками и толчками.

В какой-то момент шейка матки становится не в состоянии выдерживать вес растущего ребенка и раскрывается, случается выкидыш или начинаются преждевременные роды.

Гинекологи делят ИЦН на два типа:

Гормональная (шейка матки расслабляется по причине гормонального дисбаланса, чаще всего в этом виновны низкий уровень прогестерона или переизбыток эстрогена).

Травматическая (когда ИЦН предшествует какая-либо травма. Это может произойти во время аборта или предыдущих родов, процедуры ЭКО, хирургического лечения эрозии и при любом врачебном вмешательстве, в ходе которого шейку матки насильно раскрывают руками или инструментами).

Женщинам с этим диагнозом особенно важно знать о факторах риска, которые могут серьезно усугубить ситуацию. К ним относятся:

  • Многоводие
  • Многоплодная беременность
  • Физические нагрузки
  • Большой вес плода
  • Повышенный тонус матки
  • Интимная жизнь

Диагноз можно поставить только во время беременности, когда врачи уже заметили угрозу выкидыша и преждевременных родов.

Чтобы вовремя заподозрить у себя истмико-цервикальную недостаточность и избежать ее плачевных последствий, важно помнить о нескольких правилах.

  • Будьте особенно внимательны, если вы планируете беременность после хирургических вмешательств и родов с разрывами шейки матки.
  • Не пропускайте плановые осмотры у гинеколога и всегда делайте УЗИ по необходимости (при подозрении на ИЦН врачи рекомендуют проверять состояние шейки матки каждые 2 недели).
  • Если чувствуете, что что-то идет не так, не ждите, а обратитесь за консультацией к специалистам.
  • Старайтесь внимательнее прислушиваться к себе. Иногда на ИЦН может указывать дискомфорт в половых путях, тянущие боли в пояснице или внизу живота, увеличение объема выделений.
  • Если шейка матки заметно укорачивается или размягчается, это требует от врачей незамедлительных действий. Обычно в таких ситуациях необходима установка кольца-пессария или наложение шва на шейку матки.
  • Если вы принимаете гормональные поддерживающие препараты, не торопитесь отказываться от них. Если ИЦН вызвана гормональным сбоем, они могут улучшить состояние шейки матки.

Помните, что в экстренных ситуациях, если вы заметили кровянистые выделения, подтекание вод, чувство распирания или инородного тела в промежности, немедленно вызывайте скорую помощь.

С одной стороны, наука и медицина рассказывают нам все новые и новые факты о том, как похудеть правильно и навсегда. А с другой, поклонников чая для похудения, волшебных поясов и чудодейственных процедур меньше почему-то не становится. Мы решили напомнить вам о четырех простых фактах о похудении, которые гарантируют вам результат.

Это главный принцип, поэтому запомните его раз и навсегда. Если вы регулярно и трижды в день пьете чай для похудения в компании пачки печенья или коробки конфет, вы неминуемо будете набирать лишний вес. Но если ваш рацион сбалансирован и одна-две конфеты вписываются в среднюю дневную калорийность, то ничего страшного не произойдет.

Поэтому вариантов у вас всего два: либо меньше есть, либо «отрабатывать» съеденные сверх нормы калории с помощью спорта. Все остальное просто не сработает, смиритесь.

Если вам за 30, важно не просто есть меньше, но еще и тратить калории

30 лет – это вполне условный рубеж. Просто чем старше вы становитесь, тем сложнее худеть, поэтому здесь важно действовать с двух сторон: помимо ограничения калорийности еще и заниматься спортом. Одним только рационом справиться будет намного сложнее. В сфере фитнеса даже есть определение для людей, которые мало едят, но отказываются от спорта — skinny fat (толстая худышка).

Спорт здесь важен не только с точки зрения сжигания калорий, он обеспечит вам больший объем мышц, которые будут помогать сжигать жир. Именно поэтому  важно уделять внимание не только кардио, но и силовым тренировкам.

Диеты дают краткосрочный результат

Механизм работы краткосрочных диет с низкой калорийностью давно известен. Сначала в условиях жесткого дефицита калорий организм конечно же худеет, но на фоне недоедания неминуемо снижается объем необходимых организму витаминов, минералов и питательных веществ. На этом фоне «сдувается» мышечная масса и ухудшается внешний вид.

Человек становится усталым и апатичным и рано или поздно его настигает срыв. В этот период количество потребляемой пищи практически не контролируется, поэтому вес довольно быстро достигает изначальной цифры и даже преодолевает ее.

Важно

Кроме того, стоит признать, что мало кто садится на диету на всю жизнь, мы чаще худеем к лету или к какому-то значимому событию.

Но если вы хотите стабильного и заметного результата, у вас только один выход – смена образа жизни и питания. Не на месяц или год, а навсегда. Нет, вам вовсе не придется всю жизнь голодать и отказываться от любимых блюд, вам просто нужно сбалансировано питаться здоровыми продуктами в таком случае вы изредка сможете позволять себе практически любое «запретное» блюдо без вреда для фигуры.

Похудеть в отдельных частях тела невозможно

Как бы вы ни старались похудеть только лишь в области живота или ягодиц у вас не выйдет. Запомните, что любая ваша деятельность, направленная на похудение в отдельной области, не имеет никакого смысла.

Повторимся: чтобы худеть, нужно тратить больше, чем потребляешь. И в этом контексте совсем неважно – будете ли вы качать пресс или прыгать на скакалке, главное – количество сожженных калорий.

Единственное исключение из этого правила – липосакция.

Читайте также:  Komatsu представила первый экскаватор, работающий на базе искусственного интеллекта

То, в каких именно местах начнется ваше похудение, тоже невозможно контролировать, чаще всего это связано с индивидуальными особенностями. Но по «закону подлости» самые проблемные зоны чаще всего худеют в именно в конце.

Источник: https://doc.by/novosti/iskusstvennyj-intellekt-obuchili-raspoznavat-sereznye-geneticheskie-zabolevaniya-po-fotografii/

Умственную отсталость определят по фотографии

Четверг, 17 Июля 2014, 13:22

Создана компьютерная программа, умеющая выявлять редкие генетические заболевания с помощью анализа черт лица

При использовании новой программы заболевание можно выявить как можно быстрее – результат обработки фото показывает, где искать дефектный ген

Ученые из Оксфордского университета создали программу, способную по фотографии пациента выявить наличие у него генетического заболевания, включая синдром Дауна, разнообразные, передающиеся по наследству, психические расстройства. Результаты исследования опубликованы в журнале eLife.

Уже давно доказано, что генетические заболевания определенным образом отображаются на внешности человека, в первую очередь, на его лице и форме головы. А по статистике ВОЗ, генетические расстройства присутствуют у 8% людей в мире.

На сегодня известно более 7 тысяч заболеваний, которые передаются по наследству вместе с дефектными генами.

Проблема в том, что диагностировать их не всегда просто — существующих методик, направленных на выявление мутаций в геноме, недостаточно. 

Специалисты из Оксфорда решили облегчить диагностику, применив последние достижения компьютерных систем распознавания и систему обучения компьютера.

Совет

Они решили проанализировать черты лица людей, ведь, как известно, 30-40% генетических дефектов отражается именно на внешности. Это происходит потому, что вызывающие патологию гены во внутриутробном развитии влияют на формирование лица.

Характерные изменения черт опытный врач увидит у пациента на первом же приеме, но неопытный может и не заметить.

Детально проанализировав черты разных людей, ученые разработали программу, которая по фотографии распознает наследственные заболевания человека — она может определить 90 редких нарушений.

 Для этого в компьютер загрузили большую базу снимков здоровых людей и фотографии пациентов с генетическими нарушениями, включая синдром Дауна, задержку психомоторного развития, умственную отсталость, преждевременное старение и другие.

Программа выстроила схему лица по 36 рецепторным точкам и затем поместила его в систему координат на плоскости. Для каждой из точек вычислили вектор смещения.

По такому методу были созданы среднестатистический портрет здорового человека и кластеры физиономических черт, соответствующих определенным заболеваниям. Компьютер рассчитал вероятность генетических нарушений с точностью 93%.

Теперь врачу достаточно заложить фото пациента в компьютер и получить диагноз, который останется только проверить генетически. В качестве эксперимента был проведен анализ фотографии Авраама Линкольна.

Программа установила, что знаменитый президент США страдал от синдрома Марфана — редкого генетического расстройства, связанного с нарушением развития соединительной ткани.

Ведущий автор исследования Кристофер Неллакер говорит, что ноу-хау позволит поставить диагноз максимально быстро и точно — потенциальному пациенту достаточно просто снять себя на смартфон и прислать фото врачу.

Обратите внимание

Доктор закладывает фото в компьютер, программа анализирует его и выдает гипотетический диагноз, который затем проверяется в лаборатории. Выявить возможные нарушения более точно можно будет и по фотографиям ближайших родственников.

Идея в том, что при использовании новой программы заболевание можно распознать как можно быстрее — результат обработки фото показывает, где искать дефектный ген. Соответственно, не будет утеряно драгоценное время.

Сейчас специалисты работают над усовершенствованием программы, «учат» ее анализировать фото не только в фас, но и в профиль. В перспективе программу планируется объединить с приложениями, которые исследуют ДНК. Методику уже начали использовать в клинической практике — правда, пока в тестовом режиме. 

Источник: http://www.dsnews.ua/future/sindrom-dauna-opredelyat-po-fotografii-17072014071200

Симптомы умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего).

Доказано, что умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей.

Это бывает очень сложно принять родственникам ребёнка с умственной отсталостью, особенно его родителям, поэтому они пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы он был «как все дети».

Однако чем раньше родители примут индивидуальные особенности своего отпрыска, тем более интегрированным в социум он станет.

Признаки

Умственная отсталость у детей представляет собой врождённую либо приобретённую в раннем возрасте задержку, или же недостаточное развитие психических процессов. Ведущим признаком задержки психики при таком заболевании является явные нарушения интеллекта. Обычно эти нарушения интеллектуальных способностей обусловлены различными патологиями нервной системы и мозга.

Помимо отставания общего развития психики, умственная отсталость приводит детей к социальной дезадаптации. Симптомы и признаки детской отсталости проявляются в различных областях: в отношении интеллекта, психомоторных  и речевых функций, эмоциональной и волевой сферах.

Часто можно услышать и другое название умственной отсталости детей — её называют олигофренией, что в переводе с древнегреческого означает малоумие. Первым термин «олигофрения» стал использовать в своей психиатрической практике Э. Крепелин.

Важно

Под олигофренией и отсталостью интеллекта часто подразумевается одно нарушение, однако об олигофрении говорят лишь тогда, когда её причина достоверно известна.

А если причина неизвестна, то в таком случае чаще используется термин «умственная недостаточность».

Понятие «умственной отсталости» шире понятия «олигофрения», поскольку оно подразумевает не только патологическое отставание развития, которое вызвали органические нарушения, но также запущенность (социальную, педагогическую). Психиатры характеризуют олигофрена как специфического индивида, не имеющего способности к самостоятельной адаптации в социуме.

Детская умственная отсталость бывает врождённой и приобретённой:

  • Врождённая умственная отсталость (либо олигофрения). Считается дефектом психики, имеющимся с момента рождения. При олигофрении интеллектуальное развитие никогда не может достичь нормального уровня, даже у взрослого человека, помимо этого это нарушение представляет собой непрогредиентый процесс.
  • Приобретённое слабоумие (либо деменция). Характеризуется снижением интеллектуального уровня от нормы, соответствующей определённому возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.

Степень отсталости интеллекта у детей количественно оценивается стандартными психологическими тестами на определение коэффициента IQ.

Степени

Тяжесть нарушений интеллекта детей может сильно различаться. Классическая психиатрическая классификация выделяет три степени отсталости интеллекта (перечислено по мере усугубления состояния): степень дебильности, степень имбецильности, степень идиотии.

МКБ-10 насчитывает не три, а четыре степени отсталости интеллекта у детей:

  • лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов;
  • умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов;
  • тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов;
  • глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.

К сожалению, умственная отсталость у детей никак не лечится.

Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей каждого отдельного ребёнка.

Поэтому процесс развития и адаптация в социуме интеллектуально отсталых детей почти зависит от верно подобранной системы коррекции, обучения и воспитания.

Причины

Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики.

Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности. Но только генетические причины нарушения интеллекта встречаются редко.

В восьмидесяти процентах всех случаев достоверно причину нарушения достоверно определить не удается.

Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:

  1. Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
  2. Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
  3. Сильная недоношенность плода;
  4. Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
  5. Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
  6. Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
  7. Умственная недостаточность неясной этиологии.

Симптоматика

Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как: отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста.

Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками.

Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения.

Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

Иногда эти дети, помимо задержки развития интеллекта, страдают ДЦП либо иными двигательными нарушениями. Помимо этого, у таких детей часто наблюдается потеря слуха, задержка развития речи. Эти сенсорные и двигательные расстройства являются не причинами умственной недостаточности, а скорее её следствием.

По мере развития у ряда детей развиваются признаки тревоги или же депрессии, когда их отвергают сверстники, а также когда их волнует осознание своей ущербности своего отличия от окружающих людей. Существуют инклюзивные программы, позволяющие включать интеллектуально отсталых детей в школьное обучение и полноценное общение.

Эти программы не только способствуют интеграции в социум, но и минимизируют отрицательные эмоциональные реакции.

Совет

Самой частой причиной обращения к врачам родителей детей с нарушенным интеллектуальным развитием являются поведенческие проблемы. Детские поведенческие нарушения при отсталости интеллекта обычно носят ситуационный характер, всегда можно найти то, что провоцирует такое поведение.

Примером таких провокационных факторов могут быть социально безответственное поведение, плохая дисциплина, нарушение коммуникации, поощрение неправильного поведения.

Помимо этих факторов, на поведение умственно отсталых детей может сильно влиять дискомфорт, возникающий вследствие физических нарушений и психических расстройств.

При пребывании маленького пациента на стационарном лечении дополнительным негативным фактором становится недостаток двигательной активности.

Широко известна классификация умственной недостаточности детей, предложенная детским психиатром Е. И. Богдановой. Диагнозу «Отсталость интеллекта» обязательно должны соответствовать такие симптомы:

  1. Низкий либо ниже среднего интеллектуальный уровень;
  2. Системное недоразвитие речевых навыков;
  3. Некритичное, конкретное мышление;
  4. Некоторые нарушения восприятия;
  5. Разнообразные нарушения внимания;
  6. Плохая продуктивность памяти;
  7. Нарушение эмоционально-волевой сферы;
  8. Недоразвитие всех интересов.

Диагностика

Подтверждение диагноза интеллектуальной отсталости определяет всю дальнейшую жизнь, поэтому обследование надо проводить очень тщательно. Психическая задержка явно очевидна в том возрасте, когда ребёнок обучается рече-двигательными навыками. Обычно такое обучение происходит к третьему году жизни.

Умственно неполноценные дети позже начинают держать головку, позднее учатся сидеть, ползать, гулить и лепетать. У них также отмечается позднее произнесение фраз и слов. Эмоциональная реакция умственно отсталых детей очень импульсивна, они обычно впадают в крайности, все их побуждения обычно примитивны или бесцельны.

Конкретное мышление всегда и везде преобладает у них над абстрактным.

При любом подозрении на отставание интеллекта у детей, психиатры или психологи оценивают их психологическое развитие, а также уровень интеллекта.

Обратите внимание

Стандартные тесты на интеллект могут с достаточной долей вероятности диагностировать интеллектуальные способности, но первичный результат всегда надо подвергать сомнению, поскольку надо всегда учитывать вероятность ошибки.

На выполнение тестов влияют заболевания, двигательные либо сенсорные расстройства, культурные и расовые отличия, языковой барьер.

Родители и сами могут провести тестирование психического развития своего ребёнка посредством тестов, используя специальные опросники для родителей. Однако стандартизованные тесты определения интеллекта могут проводиться лишь квалифицированным психотерапевтом. Оценку развития психики желательно проводить при первых же подозрениях.

Помимо стандартизированных тестов на развитие интеллекта, существуют общие указания по диагностике, которые опираются на такие симптомы:

Умственная недостаточность —  задержка либо недостаточное развитие психики, для которого характерно нарушение интеллектуальных способностей общего уровня.

Наличие других болезней —  умственная отсталость у детей может сочетаться с любым соматическим либо психическим расстройством.

Адаптивное поведение — всегда является нарушенным, однако в ситуациях хорошей социальной поддержки нарушения у детей могут быть неявными.

Коэффициент IQ — всегда должен учитывать культурные особенности.

Читайте также:  Урожайность растений можно предсказывать с помощью систем искусственного интеллекта

В раннем возрасте проводится ещё оценка зрения и слуха детей, а также специальное обследование на интоксикации.

Дифференциация

Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.

Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер. Помимо этого, у шизофреников обнаруживается целый ряд несвойственных олигофренам признаков — извращённое фантазирование, симптомы кататонии, аутизм.

Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.

Важно

Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями. Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/intellekta/umstvennaya_otstalost_u_detej.html

8 неочевидных способов определить искусственный интеллект

Этот тест назван в честь Ады Лавлейс, математика из XIX века, которую считают первым в истории программистом. Он призван определить наличие интеллекта у машины через способность её к творчеству.

Первоначально тест предложили в 2001 году: тогда машина должна была создать произведение искусства, которое разработчик машины принял бы за созданное человеком.

Так как чётких критериев успеха нет, тест получается слишком неточным.

В прошлом году профессор Марк Рейдел из Технологического института Джорджии обновил тест, чтобы сделать его менее субъективным. Теперь машина должна создать произведение в определённом жанре и в определённых творческих рамках, заданных человеком-судьёй.

Проще говоря, это должно быть произведение искусства в конкретном стиле. Скажем, судья может попросить машину нарисовать маньеристскую картину в духе Пармиджанино или написать джазовое произведение в духе Майлза Дэвиса.

В отличие от оригинального теста, машины работают в заданных рамках, и поэтому судьи могут оценивать результат более объективно.

Этот тест придумал Чарли Ортиц, менеджер по искусственному интеллекту в компании Nuance Communications. По словам Ортица, недостаток теста Тьюринга в том, что он проверяет в первую очередь языковые способности, опуская другие важные составляющие разума — восприятие и физические действия. Проще говоря, у компьютеров, проходящих тест Тьюринга, нет глаз или рук.

Испытание IKEA (также известное как строительное испытание), придуманное Ортицом, призвано обойти эти ограничения.

Совет

Его могут пройти только роботы, способные построить физические структуры из, например, деталей мебели IKEA или даже кубиков LEGO.

Робот, проходящий испытание IKEA, должен давать вербальные инструкции и описания структур, самостоятельно манипулировать деталями и физическими компонентами, следить за постройкой, отвечать на вопросы и описывать ход работы.

Как и Ортиц, создатели визуального теста Тьюринга пытаются уменьшить роль языка в первоначальном тесте. Сотрудники Эксетерского университета в Англии Майкл Барклай и Энтони Галтон придумали тест, который проверяет визуальные способности машины, то есть может ли она «видеть», как человек. Тест можно посмотреть здесь.

Машине показывают картинку и спрашивают, например, где на ней находится чашка, — и дают несколько вариантов ответа. Все варианты ответов правильные (на столе, на подстилке, перед стулом, слева от лампы), но некоторые из них могут быть более человеческими, чем другие (скажем, из всего перечисленного человек скорее ответит «на столе»).

Кажется, что это простое задание, но на самом деле способность описать, где находится объект по отношению к другим объектам — важнейший элемент человеческого разума. Здесь играют роль множество нюансов и субъективных суждений, от размера объектов до их роли в конкретной ситуации — в общем, контекст.

Люди проделывают это интуитивно, а машины сталкиваются с проблемами.

Чат-боты, проходящие тест Тьюринга, умело обманывают судей и заставляют поверить, что они — люди. По словам Гектора Левеска, профессора информатики в Университете Торонто, такой тест лишь показывает, как легко обмануть человека, особенно в короткой текстовой переписке. Но из теста Тьюринга невозможно понять, есть ли у машины интеллект или хотя бы понимание языка.

В 2011 году Левеск опубликовал статью, в которой предложил новый тест, так называемую «схему Винограда», названную в честь учёного Терри Винограда. Проходя этот тест, машина отвечает на вопросы с двумя вариантами ответа.

Звучит просто — и для людей эти вопросы действительно простые, — но они сформулированы так, что без естественного понимания языка машина испытывает трудности. Вот один из вопросов: «Трофей не влезал в коричневый чемодан, потому что он был слишком маленьким (большим). Что было слишком маленьким (большим)?».

Если в вопросе используется слово «маленьким», то ответ — трофей, если «большим» — то чемодан. Эрнест Дэвис, коллега Левеска, работавший с ним над исследованием, опубликовал целую библиотеку вопросов, которые могут быть использованы в таком тесте.

Обратите внимание

Чтобы ответить правильно, нужно обладать навыками, которые до сих пор недоступны компьютерам: например, уметь представлять пространство, отношения между людьми, размер объектов, даже нюансы политики — всё зависит от конкретных вопросов.

Некоторые исследователи предлагают перевернуть тест Тьюринга с ног на голову — и сделать так, чтобы не человек проверял машину, а чтобы машина могла определить человека.

Самая популярная форма такого теста — это CAPTCHA, запутанные надписи, которые вы видите на многих сайтах и которые нужно вбивать на клавиатуре так, как показано на экране.

CAPTCHA мало кто воспринимает всерьёз, но в то же время между создателями CAPTCHA и роботами, способными их обойти, идёт что-то вроде гонки вооружений. Если будут побеждать первые, мы сможем прийти к более сложным системам, которые научатся превосходно отличать человека от машины.

Уже сейчас предлагают более сложные альтернативы: скажем, соединение CAPTCHA с тачскринами. Практического смысла для определения ИИ в обратном тесте Тьюринга мало, но он может размыть наши представления о человечности, интеллекте и заставить нас посмотреть на это по-новому.

Учёный-когнитивист Гэри Маркус — активный критик теста Тьюринга в его нынешнем виде. В этом году, например, он организовал конференцию, посвящённую вопросам искусственного интеллекта, где призывал оставить тест Тьюринга и придумать что-нибудь новое.

Маркус предложил свою альтернативу, которую, например, описал в статье для журнала The New Yorker.

Он предлагает построить компьютерную программу, которая смогла бы смотреть телевизионные шоу и видео на YouTube и отвечать на вопросы по их содержанию — ну, скажем, почему Джоффри Баратеон приказал казнить Эддарда Старка. Но это не так трудно.

Тест Маркуса заключается в другом: включите такой программе эпизод «Симпсонов» и пусть она объяснит, в каких местах следует смеяться. Если компьютер может определить и понять юмор, сарказм и иронию — и даже объяснить их — значит, он максимально приблизился к интеллекту, а может и обладает им.

Для того чтобы доказать, что машина обладает разумом, нужно больше, чем поведенческие и языковые тесты. Нужно доказать, что у неё есть необходимые инструменты для интеллекта, что у машины есть какой-то эквивалент сложного и динамического человеческого мозга, даже если этот мозг — просто код.

В нейробиологии есть термин нейронный коррелят сознания — это сложный набор механизмов и событий в мозге, необходимых для сознания. Если мы обнаружим коррелят в машине, мы убедимся, что перед нами не просто симуляция сознания, а настоящее сознание. Но это очень трудно: о человеческом мозге мы понимаем очень мало.

Важно

Так что цифровое вскрытие машины скорее работает не как тест, а как шаг к созданию искусственного мозга — всё-таки, чтобы вскрыть и увидеть такой мозг, нужно его сначала создать.

На упомянутой выше конференции, организованной Гэри Маркусом, предложили ещё одно неожиданное решение проблемы теста Тьюринга — так называемая олимпиада Тьюринга. Любое единичное испытание проверяет наличие интеллекта не полностью, потому что в человеческом интеллекте есть много разных элементов.

Поэтому учёные предлагают организовать целую серию испытаний для машины, каждое из которых будет проверять разные аспекты интеллекта. В конце концов, по отдельности машины становятся всё лучше в разных сферах: от зрения и визуального распознавания до распознавания речи и понимания языка.

Организаторы конференции планируют провести первую такую олимпиаду уже в начале следующего года.

Изображения via Duck, Shutterstock

Источник: http://www.lookatme.ru/mag/live/inspiration-lists/214377-turing-test-alternatives

Методика проведения теста на умственную отсталость

Для оценки интеллекта в медицинской психологии используются стандартизированные тесты. Они позволяют получить точные количественные показатели уровня интеллекта обследуемого с относительно небольшой погрешностью.

В соответствии с принятыми в России стандартами медицинской и психиатрической помощи, в качестве теста на умственную отсталость используется адаптированный тест Векслера. По сравнению с европейскими и американскими стандартами, у нас приняты более высокие значения нормы. Адаптация теста производилась с учётом соответствия его результатов российским критериям умственного недоразвития.

В отечественной традиции диагноз умственной отсталости выставляется с учётом комплекса клинических и психиатрических показателей и коэффициент интеллекта (IQ) является только одним из них. Окончательный диагноз выставляется только после глубокого психиатрического обследования и всестороннего изучения психической деятельности.

Общая характеристика теста

Тест Векслера для измерения уровня интеллекта был разработан в 1939 году Дэвидом Векслером.

Дэвид Векслер (David Wechsler) – ведущий американский психолог румынского происхождения. Его самыми известными работами стали взрослый и детский тесты для диагностики интеллекта. Он изменил систему оценки интеллекта, разделив его на общий, вербальный и невербальный. Его тест является самым используемым в мире и обновляется каждые 10 лет группой психологов.

В состав опросника Векслера входят 11 групп вопросов. Они разделены на 5 тестов на невербальный интеллект и 6 на вербальный. Отдельный тестовый набор содержит от 10 до 30 вопросов или задач увеличивающегося уровня сложности.

Невербальная группа тестов включает такие задания:

  • поиск недостающей части картины,
  • сложение фигур,
  • шифровка,
  • указание последовательности рисунков.

К вербальным тестам относятся:

  • тесты, выявляющие общий уровень понятливости, осведомлённости, способностей,
  • поиск общих черт,
  • запоминание рядов цифр.

При оценке результатов каждый подтест оценивается отдельно, с последующей унификацией результатов. На итоговый диагноз влияет как общий уровень интеллекта, так и соотношение его вербальной и невербальной частей, а также результаты каждого теста.

По результатам теста можно судить о том, какие сферы интеллекта тестируемого развиты лучше и какие хуже. Нарушения в каждом подтесте специфичны и свидетельствуют о проблемах в разных сферах интеллектуальной деятельности.

Также анализируется качественная сторона выполненного теста, которая может указывать на определённые нарушения.

Виды теста Векслера

Векслер предложил детский и взрослый (WAIS) вариант своего опросника. Второй недостаточно изучался в России и потому для медицинской диагностики используется ограниченно.

Детский тест разделён на WPPSI – тест для детей 4-6 лет и WISC – для детей старшего возраста (до 16 лет).

Невербальный блок теста включает следующие задания:

  • кубики Косса,
  • поиск деталей,
  • шифровка,
  • ряды картинок,
  • сборка фигур.

Вербальная часть теста состоит из следующих подтестов:

  • арифметика,
  • словарный запас,
  • понятливость,
  • осведомлённость,
  • запоминание цифр,
  • поиск сходства.

Выполнение заданий теста требует от ребёнка около часа. Задания выдаются с нарастающей сложностью. Существуют средние возрастные показатели, по которым и оцениваются результаты теста. Также учитываются скорость и правильность ответов.

Тест на умственную отсталость для взрослых по структуре аналогичен детскому варианту – он включает 11 подтестов, из которых 5 относятся к невербальной шкале и 6 к вербальной.

Характеристика вербальной шкалы

Она включает 6 подтестов. Результаты заданий в этой шкале явно зависят от общего уровня образованности и культуры опрашиваемого. Сильно влияет на результаты знание языка, на котором написан тест. Результаты большинства заданий не изменяются с возрастом.

  • Арифметический. Содержит 14 заданий, рассчитанных на уровень начальной школы и решаемых устно. Оценивается не только правильность, но и скорость решения. Кроме способности к вычислениям оценивается умение концентрировать внимание. На его результаты заметно влияют профессиональные особенности и образование, возраст влияет слабо.
  • Словарный запас. Тестируемого просят объяснить значение слов. Первые 10 – используемые в ежедневной речи, далее 20 понятий среднего уровня сложности, последние 12 – абстрактные термины. Результаты этого подтеста наиболее устойчивы к воздействию внешних факторов и способности испытуемого угадать ответ. Часто на него ориентируются при оценке результатов других шкал.
  • Запоминание цифр. Подтест состоит из двух частей – в одной из них необходимо запомнить и воспроизвести ряд, содержащий от 3 до 9 цифр. Во второй части испытуемому зачитывают от 2 до 8 цифр, которые он должен воспроизвести в обратном порядке. В этом тесте оценивается кратковременная память и активное внимание. С уровнем интеллекта связан слабо, однако имеет большую диагностическую ценность – неспособность воспроизвести 4 числа в прямом порядке указывает на слабоумие. С возрастом ухудшается способность воспроизводить ряды в обратном порядке.
  • Поиск сходства. Тестируемому предлагают 13 пар предметов, для которых он должен найти и указать общие черты. Оценивается способность к понятийному мышлению. Данный тест показателен в отношении способности к абстрагированию, обобщению, логическому мышлению. Его результаты заметно ухудшаются при старении.
  • Понятливость. Тестируемому предлагают 14 фраз, которые он должен объяснить. Оценивается способность рассуждать.
  • Осведомлённость. Содержит 29 вопросов, по которым диагностируют уровень простых, житейских знаний. Специальных знаний не требуется.
Читайте также:  Занимательные лекции по нейронным сетям. лекция №8 сети кохонена и гроссберга, хопфилда

Характеристика невербальной шкалы

Данная шкала включает 5 подтестов. Они диагностируют как знания, так и способность испытуемого взаимодействовать с окружающим миром, его моторное развитие. Результаты тестов этой шкалы зависят от опыта деятельности.

  • Поиск недостающих деталей. Состоит из 21 картинки с отсутствующим элементом. Результаты указывают на способность находить важные признаки и внимательность. На решение одной картинки выделяется 20 секунд.
  • Ряды картинок. Состоит из 8 рядов картинок, связанных общим сюжетом. Испытуемому они предъявляются в нелогичной последовательности, и его задача – восстановить порядок сюжета. Оценивается правильность и скорость решения. Результаты характеризуют способность к экстраполяции, умение понять ситуацию, собрать целое из частей.
  • Шифровка. Испытуемому даётся ключ, в котором указаны символы, соответствующие основным 9 цифрам. Далее он должен записать соответствующий символьный код под каждым из данных ему 100 чисел. Оценивается зрительно-моторная взаимосвязь, координация, внимание и восприятие. Результаты этого теста быстро ухудшаются с возрастом.
  • Кубики Косса. Испытуемому предоставляются 40 карточек с красно-белыми схемами и набор кубиков красного и белого цвета. Необходимо собрать из кубиков изображенные схемы.
  • Поиск деталей. Испытуемому выдаются 4 набора карточек с изображением знакомых предметов (рука, слон, человек, профиль человека). Он должен собрать полную картинку из её частей. Результаты характеризуют способность к синтезу.

Порядок проведения тестирования не определён жестко. Начальные задания подтестов и тест «кубики Косса» предназначены для лиц с предполагаемой умственной отсталостью. Остальным испытуемым сразу дают более сложные задания. Если испытуемый не справляется с этими заданиями – переходят к начальным заданиям подтестов.

Результаты теста

  • Ниже 69 баллов – уровень умственной отсталости, встречается у порядка 2% обследуемых.
  • 90-110 баллов – средний уровень, характерный для большинства популяции.
  • Более 120 – высокий коэффициент интеллекта.

Источник: http://onevroze.ru/metodika-provedeniya-testa-na-umstvennuyu-otstalost.html

Интеллект

Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) — способность индивида сохранять и приумножать свой познавательный потенциал, а также использовать его как в собственных интересах, так и в интересах других людей и общества.

Интеллект в таком понимании есть познавательная структура, объединяющая в единое целое когнитивные функции индивида (рецепцию, перцепцию, восприятие, память, мышление), его воображение и творческие возможности, а также эмоционально-волевые качества его личности.

Если синонимом слов «ум», «рассудок» более адекватным является «мышление», то подходящим синонимом слова «интеллект» представляется скорее «разум».

В этом смысле выражения «слабоумие», «умственное недоразвитие», «умственная отсталость», «деменция» в русском языке не слишком точно передают значение психопатологических феноменов, в которых проявляются нарушения интеллекта.

Понятие интеллекта вообще не поддаётся точному определению, его границы и содержание понимаются по-разному. «Интеллект, — по мнению Е.Блейлера, — представляет собой комплекс многих функций; у отдельных индивидуумов они могут быть развиты в разной степени. Не существует единого интеллекта.

Стоило бы кому-нибудь заняться определённым выяснением и определением всего понятия «интеллект». Важное значение имеет (кроме умения правильно абстрагировать) способность 1. понимать то, что воспринимается самим субъектом, и то, что объясняют другие, 2. так действовать, чтобы достигалась желаемая цель, 3.

комбинировать действительно новое (логическая сила и фантазия)».

Как считает К.Ясперс, этим «термином» принято обозначать совокупный умственный потенциал данного человека, те инструменты реализации способностей, которые он целесообразно использует для адаптации к жизни.

Автор различает

а) предпосылки интеллекта,

б) багаж знаний,

в) интеллект в собственном смысле.

Совет

Предпосылками интеллекта «мы должны считать способность к запоминанию и память, утомляемость, механизмы, лежащие в основе двигательных явлений, речевого аппарата и т. д.».

Утомляемость, например, может мешать индивиду проявить свой интеллект, но она не влечёт расстройство интеллекта как такового. Нет прямой связи между интеллектом, с одной стороны, и восприятием, памятью, моторикой и речью — с другой. Липман, напоминает К.

Ясперс, гордился прогрессом, достигнутым благодаря «выделению афазии и апраксии из недифференцированной, хаотической категории «слабоумие».

«Далее, — продолжает К.Ясперс, — мы не должны путать с интеллектом (умственными способностями) содержание нашего разума, совокупность нашего знания».

Знание само по себе, полагает он, может быть важным и всё же лишь косвенным основанием для суждения об умственной недостаточности.

Если, однако, «нам известен средний уровень знаний среди различных социальных классов, это может серьёзно помочь нам при оценке каждого отдельного случая».

Более существенным для оценки интеллекта автор считает уровень полученного образования и особенно общий жизненный опыт, хотя признаёт относительность и этих показателей.

Образование, указывая на способность к обучению, «обеспечивает нас подходящим критерием для оценки приобретённых дефектов» интеллекта, а также позволяет судить о кругозоре индивида, однако этого мало для суждения об умственных способностях.

Что касается жизненного опыта, то разочаровывает и этот критерий, так как установлено, что «большинство людей, как ни странно, имеет лишь самое поверхностное представление о собственных профессиональных занятиях».

Обратите внимание

Что касается интеллекта в собственном смысле, то автор сомневается в существовании интеллекта вообще или «центрального фактора интеллекта» (называемого психологией прошлых времён рассудком, способностью к суждению), то есть способности к разнонаправленной реализации своего потенциала вообще. «Почти невозможно, — говорит он, — подсчитать всё множество различных критериев, используемых для оценки человека в аспекте его интеллекта (умственных способностей).

По-видимому, это очень большое число способностей, и они объединены в некое подобие глубоко укоренившемуся дереву». К.Ясперс обращает внимание на большое разнообразие феноменологии интеллекта.

Это живость или гибкость, с которой люди схватывают впечатления, практическая смышленость с быстрой и умелой адаптацией к новым требованиям, абстрактный интеллект индивидов теоретического склада ума, однако всё это по отдельности и даже в сумме не позволяет составить ясное представление об интеллекте индивида.

В суждении об интеллекте в клиническом плане, указывает К.Ясперс, обычно обращается внимание на способность к суждению и мышлению, на умение отделять существенное от второстепенного, а также спонтанность и наличие инициативы.

В понятиях психометрии интеллект есть достигнутый индивидом уровень умственного развития.

Иными словами, интеллект суть состояние показателей ума, которые могут быть измерены и представлены количественно, то есть то, что может быть установлено тем или иным психометрическим тестом.

Совершенно ясно, что с помощью тестов определяется не интеллект как таковой, а лишь его проявления, то есть некоторые умственные его слагаемые, такие как память, умение обобщать и т. п.

При составлении тестов на измерение интеллекта учитываются и другие формы проявления интеллекта: практичность, креативность и др. Например, термином конкретный или кристаллизованный интеллект определяется способность эффективно функционировать при решении конкретных проблем, текучий интеллект — продуктивность при решении новых, творческих проблем и др.

Важно

Некоторые параметры интеллекта, однако, не только не могут быть измерены, они вообще с трудом поддаются изучению.

Например, это касается мотивации познавательной деятельности, уровня развития познавательной потребности, тех целей, какие индивид преследует в своей умственной деятельности, его потенциальных возможностей, включая одарённость в том или ином плане; это касается и способности учесть влияние культурной среды обитания индивида и её требований к его интеллекту.

Поэтому кажется вполне естественным, что скромные формальные показатели интеллекта, установленные с помощью специальных тестов, могут сочетаться с высоким уровнем реальных достижений индивида и наоборот.

Известным является, в частности, тот факт, что лица, неизменно показывающие на тестировании впечатляющие результаты, в реальной жизни нередко оказываются ничем особенным не выделяющимися из средней массы людьми.

Встречаются  и такие случаи, когда незаметный в ровных и привычных условиях жизни индивид неожиданно оказывается весьма значительной персоной в других, экстремальных, требующих недюжинных интеллектуальных способностей; например, он делает стремительную карьеру и становится влиятельной личностью во время войны, революции, кризиса, эпидемии или череды стихийных бедствий.

Ретроспективные исследования интеллекта выдающихся личностей, которым заведомо, то есть по известным уже достижениям, присваиваются заоблачные интеллектуальные коэффициенты (у Гёте в возрасте 17 лет — 190%, в возрасте 17–26 лет — 210%, у Вольтера — соответственно 180% и 190%, у Дарвина — 155% и 165%, у Ньютона — 150% и 190%, у Наполеона — 140% и 145% и т. п.), являются любопытной реконструкцией, но не более того. У Рембрандта, отметим, он равен 130% и 145%. В сравнении с Гёте живописец, по данным косвенной психометрии, является, следовательно, кем-то вроде дебила. Существующие ныне тесты не способны выявлять потенциальных гениев или приводят, в применении  к ним, к смехотворным результатам.

Установлена «кривая распределения интеллекта» в населении.

В графическом виде это синусоида или кривая Гаусса, из которой видно, что 68% индивидов популяции имеют интеллект от 84% до 116%, а 95% индивидов — соответственно от 68% до 132%.

На долю умственно отсталых и одарённых людей приходится, таким образом, всего по 2,5% индивидов, причём из них в 0,1% интеллект опускается ниже 52% и в 0,1% поднимается выше 148%. Чаще снижение интеллекта отмечается у мальчиков.

Совет

Другими словами, по этим данным легко, кажется, определить, сколько человек в населении являются гениями, — последних должно быть ровно столько же, сколько насчитывается имбецилов и идиотов. Другое дело — как выявить этих гениев, если они ничем себя пока не проявили.

Проблема выявления глубокой умственной отсталости решается обычно без особого труда, хотя могут быть большие сложности в плане разграничения олигофрении и социально обусловленной умственной отсталости.

Совершенно ясно, однако, что упомянутые расчёты уровня интеллектуального развития способны ввести в заблуждение, особенно если их фетишизировать.

Они вовсе не опровергают тот факт, что малоумие и гениальность имеют совершенно разные источники развития. Из этого следует, что соотношение частоты умственной отсталости и интеллектуальной одарённости в действительности, скорее всего, является обратным: чем больше в населении умственно отсталых, тем должно быть меньше в нём одарённых людей.

Не следует переоценивать роль тестирования и в диагностике олигофрении.

Тем не менее при всех недостатках используемых ныне тестов на измерение интеллекта (тесты Гезелла, Бейли, Кэттела, Бине-Стенфорда) других более или менее объективных и эффективных методов оценки последнего в клиническую практику пока что не внедрено, так что эти тесты сохраняют своё значение, особенно в работе с умственно отсталыми пациентами.

К содержанию

Источник: https://psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/vvedenie-v-klinicheskuyu/intellekt

Ссылка на основную публикацию