Правительства разных стран уделяют особенное внимание развитию робототехники и искусственного интеллекта

«Искусственный интеллект важен для каждой страны»

Президент Международной Академии CIO Жан-Пьера Уффрэ провел в Астане мастер-класс на тему «CIO и IT – Лидерство, инновации в ИКТ».

Мы поговорили с экспертом из США о последних трендах в области робототехники, искусственном интеллекте, беспилотных летательных аппаратах и перспективах цифровизации в Казахстане.

– Сегодня большой угрозой для многих государств являются кибератаки.

Они происходят достаточно часто и, в связи с этим, остро встает вопрос о том, как защитить себя от этого. Какой вариант решения данного вопроса для Казахстана видите вы?

– Защита информации сегодня и вправду очень актуальная тема. Насколько мне известно, на сегодняшний день 50% стран мира имеют национальные стратегии в области кибербезопасности. В этом плане хорошим примером служит Эстония, которая смогла урегулировать ситуацию в 2007 году, когда на три недели зависли основные сайты национального банка, министерств и ведомств страны. Атака была через интернет и вся Эстония на несколько недель была оторвана от внешнего мира. Это стало для них хорошим уроком и стимулом для совершенствования киберзащиты. Наиболее уязвимая сфера – это банковская система, поэтому, когда мы говорим о трансформации, то, прежде всего, необходимо трансформировать подход к кибербезопасности и здесь планирование и бюджетная часть имеют очень большое значение. Что касается Казахстана, то во всех странах разное законодательство. Например, в США в 80-ых годах прошлого века был принят закон, который позволял лицензировать и патентовать университетам права на свои разработки. Это было сделано для того, чтобы правительство полностью насладилось результатами научных разработок, созданными благодаря государственным грантам. Я думаю, что университеты Казахстана могут перенять эту практику.

– Какую пользу приносят человеку современные технологии?

– Человеку необходимо поддерживать хорошее здоровье и технологии помогают ему в этом. Например, человек, у которого имеется хроническое заболевание, при помощи смарт-часов может замерять уровень сахара в крови или другие кровяные показатели, которые у вас появляются после замены медикаментозной терапии. Как только вы принимаете новый препарат, то тут же ваш доктор получает статистический отчет о том, что с вами происходит. Такие девайсы позволяют лечить пациентов и здесь уже идет речь не просто о медицине, а о персонализированной медицине. В США есть уже такой девайс для тех пациентов, у которых имеются заболевания сердечно-сосудистой системы. Пациенты, вместо того, чтобы замерять себе кровяное давление или вес каждый день и звонить доктору, используют эти девайсы. Замерять вес каждый день необходимо, потому что у больного могут быть отеки, которые приводят к чрезмерной массе и являются потенциально опасными. Также сегодня существуют контактные линзы, имеющие специальный сенсор, который дает необходимую информацию об уровне глюкозы у больных диабетом. Есть линзы с сенсорами для отслеживания слезоотделения. Это потрясающие технологии!

– Насколько сегодня полезен искусственный интеллект и где он может применяться?

– Искусственный интеллект очень полезен во многих сферах и применять его можно практически везде. К примеру, если университет использует искусственный интеллект, то он может принимать решения о том, насколько перспективен тот или иной студент, судя лишь по предоставленному материалу. Насколько я знаю, сейчас страны ЕС являются лидерами в этой области. Компании и правительства очень часто используют искусственный интеллект для сопровождения документов. Некоторые же страны при условно-досрочном освобождении заключенных надевают на них специальные девайсы в виде браслета, которые позволяют отслеживать географическое местонахождение бывшего заключенного. В США очень активно практикуется такая технология. Да и во многих странах уже достаточно давно внедряются современные технологии в самых разных сферах деятельности.

– Что вы можете сказать о популярной в последнее время технологии блокчейн?

– Тема блокчейна действительно актуальна. К примеру, в Грузии был принят план по внедрению блокчейна для сделок по земельным участкам. Страна в целом имеет богатый и успешный опыт в использовании цифровых технологий. То же самое было проведено в Швеции и Гондурасе. Гондурас, кстати, стал третьей страной, которая стала использовать блокчейн для транспарентности сделок с земельными участками. Поскольку в этой стране очень высокий уровень коррупции именно при выделении земельных наделов, то гондурасское правительство приняло решение об использовании этой сложной системы для того, чтобы сделать процесс полностью прозрачным. А в Таиланде блокчейн используется для экспорта продукции в европейские страны. Они стали экспериментировать с различными кодами различных партий поставляемых продуктов питания для того, чтобы не допустить смешивания своей продукции с китайской.

– В прошлом году в Астане прошла выставка ЭКСПО, темой которой была энергия будущего и альтернативные источники энергии. Какую страну вы бы привели в пример по использованию альтернативных источников энергии?

– Есть такая технология «Smart Grid», это соединение систем электроснабжения и информационных технологий. На Гавайях, например, очень активное солнце и там хорошо развиваются солнечные панели. Порядка 70% пользователей получают электричество благодаря солнечной энергии. Пик использования солнечной энергии – вечер и ночь, когда люди дома. То есть днем аккумулируется энергия, а ночью происходит она расходуется. Очень часто случалось так, что затраты на поддержание традиционной системы электроснабжения превышали затраты на приобретение индивидуальных солнечных панелей и, в итоге, власти Гавайев пришли к такому мнению, что им необходимо поставить достаточное количество энергетических конверторов. Были внесены соответствующие изменения в законодательство, чтобы осуществить эту программу. В этом плане Гавайи являются отличным примером.

– Совсем скоро в Казахстан приедет робот София, покорившая весь мир. Так в чем же плюсы и преимущества робототехники и дронов и как их можно применять с пользой для общества?

– Это здорово! Есть совершенно разные сферы, в которых можно применить роботов. В Южной Корее роботы выступают в качестве учителей английского языка. Роботы – это наше будущее, которое не за горами. Они будут играть большую роль в нашей жизни. В Китае и Южной Корее уже очень много рабочих было заменено роботами. У Казахстана существует большой потенциал в робототехнике, дронах и в искусственном интеллекте. Для такой большой страны как Казахстан, дроны будут очень полезны, к примеру, для поддержания безопасности дорог, мостов, железнодорожных путей. Искусственный интеллект важен для каждой страны, как и для внутригосударственных задач, но также и из-за риска «не успеть» за другими государствами, так как сейчас многие страны находятся в процессе его внедрения. Главное преимущество дронов в том, что с их помощью можно намного легче и быстрее делать очень многое. К примеру, в Руанде дроны доставляют медикаменты в удаленные сельские поселения. Это позволяет больным буквально через несколько часов получать лекарства прямо на месте. Да и в целом они сейчас приобретают все большее распространение. Дроны оказывают огромную помощь в оценке причиненного ущерба при наводнениях. Когда происходит какое-то крупное природное бедствие, то они как нельзя лучше помогают в устранении нежелательных последствий. Если вспомнить катастрофу 2011 года в Японии, когда цунами накрыло атомную электростанцию, то после случившегося там летали самолеты и пилоты постоянно замеряли радиацию. А если что-то подобное случится сегодня, то вместо пилотов будут запущены дроны и не будет необходимости подвергать опасности людей. Также дроны можно использовать при оценке уровня таяния ледников и во многом другом.

– Что вы думаете беспилотных автомобилях и какие плюсы вы видите в переходе на такой транспорт?

– Могу сказать, что по оценке автопроизводителей, беспилотные автомобили приведут к полному изменению организации дорожного движения. Будет больше пешеходных дорожек и мест для пешеходов, так как эти беспилотные автомобили будут ездить только по отдельно выделенным полосам. В Японии, к примеру, сейчас происходит активная замена традиционных автомобилей электромобилями. Безусловно, перейти резко на беспилотные автомобили очень сложно, поэтому японская компания «Тойота» предложила на начальном этапе совместить возможности беспилотного вождения с вождением с участием человека. То есть, в плохую погоду при плохой видимости это может предотвратить ДТП. Сегодня многие уже пользуются этой технологией.

– В ходе вашей презентации вы упомянули о том, что для внедрения машин с автопилотом нужна хорошая городская инфраструктура. Как вы оцениваете инфраструктуру Астаны для использования подобных машин и концепции смарт сити?

– Я думаю, что инфраструктура Астаны выглядит довольно развитой. Необходимо знать, как она правильно будет использоваться, что именно будет делать ее «умным городом», какие виды услуг будут предоставляться, что будет облегчать жизнь граждан и повышать экономическое развитие. Как и во многих других городах необходимо учитывать местные особенности, дизайн, какие именно аспекты смарт сити подходят вашему городу, принимать во внимание предпочтения самих граждан.

– Каковы перспективы Цифрового Казахстана и что даст цифровизация Казахстану?

– Я думаю, что при готовности правительства для Казахстана существуют фантастические перспективы в цифровизации не только государственных услуг для граждан, но и в сфере частного сектора. По моему мнению, Астана является прекрасным примером внедрения новых технологий.

Я считаю, с точки зрения экономического развития и результативности, это обеспечит доступ к услугам, облегчит и ускорит взаимодействие между населением и правительством, также принесет пользу экосистеме с помощью использования тех же дронов.

Источник: http://www.matritca.kz/news/55437-iskusstvennyy-intellekt-vazhen-dlya-kazhdoy-strany.html

Андрей Незнамов: “Мы находимся в самом разгаре законотворческих процессов”

Сегодня председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что в ближайшее время депутаты займутся регулированием взаимоотношений людей с роботами. Робототехника, искусственный интеллект уже вошли в нашу повседневную жизнь и требуют «узаконивания».

Мы поговорили с Андреем Незнамовым, руководителем Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта, кандидатом юридических наук, о том, как будет регулироваться робототехника в России.

Читайте о том, как изменится законодательство, на опыт каких стран следует опираться и о том, почему нерегламентированная работа искусственного интеллекта может привести к необратимым последствиям.

— Кто еще занимается проблемами права в сфере робототехники в России? Ваш исследовательский центр и Dentons — единственные?

— Я знаю наверное с десяток человек, которым интересно заниматься вопросами регулирования робототехники. Но сказать, что прошли серьезные подвижки в этой сфере, пока, пожалуй, рано.

Обратите внимание

С другой стороны, в рамках Программы развития цифровой экономики в РФ до 2025 года создана тематическая рабочая группа, посвященная киберфизическим системам, в том числе роботам.

В ней собралось много юристов из разных компаний, вместе мы обсуждаем и вопросы регулирования робототехники.

Программа — это масштабный проект, направленный на реформирование экономики. Она была  утверждена Правительством РФ в июле этого года.

 В Программе  основными сквозными цифровыми технологиями являются большие данные;  нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра;  квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей. Таким образом робототехника — это одна из нескольких сфер, в  которых нас ждут большие изменения в ближайшем будущем.

Долгое время тема регулирования робототехники и искусственного интеллекта в России практически не поднималась. Всплеск активности начался в конце 2016 года.

На мой взгляд, этому существенно способствовал  проект внесения изменений в Гражданский кодекс РФ, который в 2016 году подготовили для известного предпринимателя, председателя совета директоров MAIL.RU Group Дмитрия Гришина Виктор Наумов и Владислав Архипов из Dentons.

Это первый в России (и один из первых в мире) проект  регулирования разумных роботов. После этого тема не раз поднималась в СМИ.

Читайте также:  Искусственный интеллект поможет сэкономить время и деньги на разработку лекарств

Андрей Незнамов

— Каковы первоочередные задачи Центра? Что уже сделано?

— На данном этапе наша основная задача — не просто готовить проекты актов. Да, мы этим занимаемся, сейчас работаем над проектом стратегии государственного развития робототехники вместе с Национальной ассоциацией участников рынка робототехники. Такие стратегии есть во многих странах мира, лидеров в этой сфере.

Поэтому одной из первоочередных задач мы видим изучение иностранного опыта и актуализацию, донесение этого опыта до нашей страны, наших экспертов, участников рынка.

К сожалению, мало кто знает, насколько проработана проблематика робототехники и ее регулирования в других странах. Мы изучаем все, что происходит в сфере, переводим знаковые документы на русский язык и публикуем их; сделали большие переводы и публикации по Южной Корее и ЕС, например.

Важно

Кстати, скоро мы планируем опубликовать перевод эстонского закона о регулировании роботов-курьеров. Эстония — довольно развитая страна с технологической точки зрения. Они одни из первых приняли закон, который регламентирует возможность доставки грузов автономными роботами. Эти роботы похожи на небольшие коробки, они передвигаются по тротуарам и аккуратно объезжают прохожих. Уже — будущее!

Эстонский опыт: популярность робототехники выросла на 250%

— Насколько на ваш взгляд на данный момент проработана юридическая база для будущих законов в мире? Как уже существующие законы (принятый в Корее, например, в Европарламенте) смогут повлиять на российские законы?

— Прямо сейчас мы находимся в самом разгаре этого процесса. Государственные концепции регулирования уже есть, но они, как правило, посвящены не только нормативному регулированию, а обозначают направления, в которых страна должна развиваться. Но почти в каждой концепции есть раздел, посвященный изменениям правовой системы.

На основании этого точечно начинают меняться какие-то законы или принимаются большие рамочные законы. Сейчас мы видим такую тенденцию во всех странах мира. В авангарде основных направлений — беспилотные автомобили или говоря формально, высокоавтоматизированные транспортные средства, а также  беспилотные летательные аппараты.

Это актуальнее всего сейчас.

Существует огромный пласт правовых норм, так или иначе связанных с развитием робототехники, на которые обычно не обращают внимания. Например, связь, персональные данные, инфраструктура — все это тоже требует особой регламентации.

В разных странах эти вопросы находятся на разных этапах решения. Японцы еще в 2015 году определили список ключевых законов, которые необходимо поменять, и постепенно это делают. В России мы пока находимся на другом уровне.

У нас проблематика робототехники и искусственного интеллекта стала актуальной в последние год-полтора.

Вообще все страны можно условно разделить на три группы. Эти группы различаются спецификой правовой системы: азиатские страны (в первую очередь, Южная Корея, Япония), европейский регион (страны-лидеры в робототехнике — Германия, Франция, Италия) и США.

В США сильно прецедентное право. Поэтому, когда поднимается вопрос о том, как надо регулировать роботов, предлагается применять с десяток прецедентов разного времени из разных штатов, которые могли бы быть применимы, например, к происшествиям с участием роботов.

По крайней мере, в этом убеждены американские коллеги – юристы.  Тем не менее в США постепенно принимают федеральные нормы. Одна из последних –принятая в в сентябре 2016 года Федеральная политика в сфере автоматизированных транспортных средств».

Совет

Такие автомобили, особенно Tesla, быстро распространяются именно в Штатах, поэтому этот акт очень актуален.

Правовая система России намного ближе к европейской, чем к американской и азиатской. Азиатская система вообще неоднородна, как бы соткана сразу из нескольких систем.

В отношении права мы ориентируемся на опыт Европы, прежде всего,  Германии. Немецкая правовая система наиболее близка российской и по структуре, и по духу.

И все-таки, конечно, своя специфика, отличная от отечественной, в Европе есть.

Поэтому мы говорим о том, что можно изучить опыт других стран, можно его частично перенять, но копировать дословно не получится — нам нужны собственные юридические разработки.

Единственная сфера права, где работает такое дословное международное «копирование» — это стандартизация. Россия — участник рабочих групп ISO, Международной организации по стандартизации, которая разрабатывает международные регламенты. Уже сейчас в России действует несколько таких ГОСТов в сфере робототехники, которые являются дословным переводом общих стандартов.

— Есть ли запрос со стороны наших законодательных органов о регулировании робототехники?

— Да. И именно в этом году — очень большой запрос. Я не помню, чтобы когда-либо тема регулирования робототехники была настолько актуальна. Практически каждую неделю в прессе появляется информация о тех или иных инициативах, связанных с нормативным регулированием разных аспектов киберфизических систем.

— Как происходит “узаконивание” новых реалий, таких, как роботы и ИИ?

— На мой взгляд, регулирование должно быть комплексным, четырехступенчатым. В основе — государственная концепция развития робототехники, где один из разделов посвящен правовой реформе.

На втором уровне — принятие законодательных основ регулирования, например, федеральный закон о робототехнике.

На этом уровне определены базовые принципы регулирования отрасли для того, чтобы она могла развиваться.

Цель основ — не ограничить, а создать все условия, чтобы в любом спором вопросе правовые коллизии могли бы по возможности решаться в пользу развития, а не, наоборот, тормозить инновации.

Третий уровень — это пакетные изменения в конкретных отраслях: транспорт, сервисные роботы,  и т.д.

И четвертый уровень — подзаконные акты, т.е. акты самого непосредственного действия.

Обратите внимание

Возьмем к примеру высокоавтоматизированный автомобиль: для того, чтобы регламентировать правила его использования на улицах наших городов, нужно внести принципиальные изменения в целый ряд актов, и в том числе скорректировать то, как это будет работать на уровне регламентов госорганов —  Ростехнадзора, МВД и т.д.

Правда, из этой четырехступенчатой концепции несколько выбиваются дроны и беспилотные автомобили –возможно, их нужно регулировать уже сейчас, не дожидаясь внесения изменений на первых уровнях – уж очень актуальна тема.

— Одним из первых объектов регулирования стали дроны (беспилотные летательные аппараты — БЛА). В Европе уже сформированы довольно четкие правила пользования коптерами. Как вы оцениваете эту базу?

— База действительно довольно хорошая. В ряде европейских стран приняты законы, регламентирующие использование БЛА. Это отвечает требованиям рынка. В России мы немного отстаем от этих темпов, потому что у нас БЛА еще не так развиты, у нас они чуть позже появились и получили пока не такое активное применение.

Но я  думаю, что в самое ближайшее время, в течение 12 месяцев вероятнее всего, в России тоже будут приняты законы о беспилотниках.

Уже было внесено несколько поправок: в июле этого года, например, была небольшая правка в Воздушный кодекс, направленная на организацию государственного учета БЛА с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.

Я бы сказал, что в разработке норм для БЛА мы немного даже опаздываем, а вот применительно к  автоматизированному транспорту скорее находимся в тренде. Чтобы поощрить его использование на территории России нам желательно как можно скорее   оптимизировать законодательство.

Вперед и вверх: дроны осваивают мир

— Налог на промышленных роботов (инициатива политика из США) — наше скорое будущее? Как вы считаете, будут ли облагаться налогами медицинские, социальные и образовательные роботы

— Мне кажется, что налоги на роботов — это вопрос отдаленного будущего. Облагать налогом роботов сейчас только за сам факт того, что они – роботы, это значит остановить их развитие. А в будущем, когда робототехника будет более развита, этот вопрос будет стоять довольно остро.

Ведь уже сейчас эксперты высказываются о том, что роботы все-таки заберут работу у многих людей. Соответственно, высказываются предложения, чтобы роботы максимально способствовали общему благу, в том числе и через особую систему налогообложения.

Но пока нужно максимально освобождать робототехнику от налогового регулирования, чтобы не тормозить ее развитие. Так, во многих странах освобождают от налогов транспорт на электрической тяге, создаются льготные условия для разработчиков компонентов роботов и т.д.

Думаю, что мы пойдем (и уже идем) по похожей дороге.

— Насколько вы согласны с Азиломарскими принципами Искусственного Интеллекта?

— Я считаю, что проблема искусственного интеллекта в нашей стране действительно недооценивается. Она очень актуальна за рубежом уже на протяжении 5-6 последних лет. В США существует целое сообщество экспертов, которые считают, что разработки в сфере искусственного интеллекта невероятно опасны и несут экзистенциальный риск для человечества; с ними нужно быть предельно осторожными.

Поддержу их мнение: искусственный интеллект кажется опаснее, чем ядерное оружие. Я согласен с Илоном Маском, который назвал ИИ “самым большим риском, с которым сталкивалось человечество”.

Разработка мощного ИИ, который бы мог причинить человечеству вред — это вопрос ХХI века. Появится ли он в ближайшие годы или десятилетия —  вопрос открыт.

Но нужно понимать, что искусственному интеллекту не нужно развиваться до уровня человека, чтобы навредить нам. И мы не знаем всех возможностей ИИ даже сейчас.

Важно

Простой пример — самообучаемый суперкомпьютер Watson от IBM, который обыграл человека в “Свою игру”. В этой игре, в отличие от, скажем, шахмат, чтобы выиграть, нужно уметь видеть и понимать игру слов, каламбуры, тонкости языка.

Когда у разработчиков спросили, как это получилось, они отвечали “Мы не знаем”.

К сожалению,  часто попытка правовой регламентации начинается тогда, когда происходит что-то плохое. В случае с искусственным интеллектом что-то плохое может произойти один раз — и навсегда.

Но сам по себе какой-то закон вряд ли сможет остановить опасность, нужен целый ряд мер. Так что, если мы хотя бы перейдем от игнорирования проблемы к ее обсуждению, принятию каких-то принципов, это постепенно приведет к тому, что государства мира также осознают опасности  искусственного интеллекта.

— Актуальны ли сегодня (или когда они станут актуальными) три закона робототехники Азимова?

— Эти законы, на мой взгляд, интересны только тем, что эти простые правила, известные большинству людей, и они объясняют, как взаимодействовать с роботами. При этом люди ожидают от роботов каких-то высоко интеллектуальных действий, которые, например, описывал Азимов. Но роботы, способные принимать сложные серьезные решения — дело далекого будущего.

Когда говорят об Азимове, обычно ограничиваются только этими тремя законами:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Существует и нулевой закон — о непричинении вреда человечеству.

Но за кадром остаются «потенциалы» законов в голове Азимовских роботов. Они предполагают, что роботы умеют осуществлять невероятно сложный выбор в зависимости от того, потенциал какого из законов сильнее. Вот это пока не кажется  очень реальным.

Современные роботы, беспилотный транспорт, пока еще далеки от того, чтобы самостоятельно принимать решения и столкнуться с какими-то этическими проблемами, о которых также писал Айзек Азимов.

Пока роботы только следуют инструкциям, которые в них заложили люди в соответствии со своими этическими принципами.

— Почему вы сами решили заниматься этой проблематикой?

Читайте также:  В ближайшем будущем в россии будет создана более совершенная робототехника

— Я очень дружественно отношусь к новым технологиям. В 2010 году я защищал диссертацию по теме, связанной с правовыми проблемами функционирования Интернета. Сеть изменила нашу жизнь, и это очень важно. Но роботы перевернут весь мир. Так что для меня как для юриста это огромный и невероятно интересный вызов.

— Есть ли у вас роботы?

— Конечно! И сервисные, и образовательные. Мои дети играют и даже общаются с роботами. Вся  квартира утыкана датчиками и управляется с телефона: практически “умный дом”. Так что у меня сфера научных интересов полностью совпадает с реальной жизнью.

Читать также:

Роботы в законе

Робот — мой друг. Интервью с Надеждой Зильберман

Источник: http://robotoved.ru/neznamov_interview/

В россии появится закон об искусственном интеллекте

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин,Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин, заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Васильев и председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин на презентации технопарка. Фото Анны Исаковой/Фотослужба Государственной Думы

В Госдуме создадут Совет по законодательному обеспечению цифровой экономики. Депутаты разработают законопроект о взаимодействии человека и искусственного интеллекта. По прогнозам футуролога Рэя Курцвейла, к 2022 году все страны мира примут похожие законы.

Цифровые технологии стремительно развиваются

В Казань с Вячеславом Володиным приехали заместитель председателя Госдумы Владимир Васильев, руководители думских комитетов Леонид Левин, Сергей Жигарев, Дмитрий Морозов и Вячеслав Никонов. Утром 13 февраля депутаты побывали в IT-парке. Такие площадки в России есть только в Сколково, Зеленограде и Казани.

Технопарк представляет собой комплекс зданий с современной технической инфраструктурой, созданной для начинающих IT-компаний. Им создают все условия для разработки и вывода новых продуктов на рынок. Ключевое направление работы резидентов технопарка — программное обеспечение, в том числе для «электронного правительства» и «электронных госуслуг».

В технопарке работает 31 компания, общая численность работающих — 800 человек.

В ходе встречи с представителями IT-бизнеса Вячеслав Володин напомнил, что Президент России в своём Послании уделил особенное внимание  развитию цифровой экономики. «Сегодня IT-индустрия одна из самых перспективных отраслей в нашей стране, и она стремительно развивается», — констатировал спикер Госдумы.

По его словам, парламентариям предстоит подготовить целый ряд законопроектов, развивающих сферу цифровой экономики. Один из них — о взаимодействии человека и искусственного интеллекта. В России уже принят ряд законов по поддержке IT-сектора, действуют налоговые льготы.

В конце прошлого года Госдума приняла закон, по которому IT-компании будут до 2023 года платить сниженные до 14 процентов страховые взносы. Приняты законы, уравнивающие в правах российские интернет-компании с зарубежными.

Необходимо поддерживать российских программистов, создать специалистам в IT-сфере все условия, чтобы они работали в России, а не уезжали за границу.

«Надо заниматься этим фундаментально, создавая условия для любой точки роста в этой отрасли», — сказал Вячеслав Володин. Инновационных площадок в России должно быть много, и если наша страна эффективно сработает в этом направлении, то будет успешно развиваться вся экономика. Кстати, даже в разгар кризиса рост IT-сектора составил 15 процентов.

Утро депутата начнётся с обращений граждан

Депутаты познакомились с новыми технологиями, которые делают жизнь людей удобнее. В Татарстане разработали систему электронного документооборота, электронные дневники. В электронном режиме идёт работа с обращениями граждан, отслеживаются сроки рассмотрения, реакция на просьбы. С 2006 года рассмотрено 167 миллионов обращений граждан.

Опыт Татарстана пригодится при разработке программы мониторинга законопроектов для Госдумы, о создании которой Вячеслав Володин говорил в декабре 2016 года. В зале Совета Думы может появиться большой экран, на котором будет отображаться, как комитеты рассматривают законопроекты, кто эффективно работает, а кто отстаёт.

Важно совершенствовать и работу с письмами избирателей. «Депутат должен видеть, как идёт работа с обращениями граждан, в том числе в регионе, — продолжил Володин. — Находясь в Москве, депутат должен начинать утро с контроля за обращениями граждан».

Совет

Эти вопросы визуализируют, а обратная связь у депутатов и избирателей станет постоянной, а не только во время региональной недели.

Программа контроля за прохождением обращений приобщит депутата к избирателю в режиме реального времени и оптимизирует работу парламентариев, добавил глава нижней палаты парламента.

Находясь в Москве, депутат должен начинать утро с контроля за обращениями граждан.

Госдума разработает законопроекты о телемедицине и ГЛОНАСС

Отдельный зал в технопарке посвящён системе ГЛОНАСС. Во многих городах страны её используют, чтобы информировать пассажиров, когда общественный транспорт прибудет к остановке. «Возможно, пора подумать о законе, который позволил бы пассажироперевозчикам раскрывать данные о координатах транспорта для распространения этой практики по всей России», — сказал Вячеслав Володин.

В технопарке разработана новая система контроля скорости на дорогах, позволяющая определять нарушения скоростного режима не в одной точке, а на целом отрезке дороги, чтобы водители не допускали резкого повышения скорости на участках, где нет камеры. Такая система, по словам разработчиков, «гармонизирует» транспортный поток.

В зонах контроля за скоростным режимом в Татарстане смертность от ДТП снизилась на 50 процентов. Заместитель председателя Госдумы Владимир Васильев спросил, в какую сумму обходится проект.

Работа системы стоит недёшево: 100 километров обойдётся примерно в 6,5 миллиона рублей в месяц, если приборы контроля устанавливать на каждые 1-2 километра дороги.

Уже в этом году Госдума может принять закон о телемедицине, которая способна расширить возможности российского здравоохранения, повысить его доступность.

«Применение телемедицины позволит обеспечить пациентов новыми медицинскими услугами, сократить время принятия решений в трудных ситуациях, — сказал спикер.

— Всё вместе это повысит эффективность оказания медицинских услуг, поможет снизить смертность и увеличить продолжительность жизни в России».

Для Володина тема инноваций не новая. Работая в Администрации Президента России, он курировал вопросы развития IT и Интернета, регулярно встречался с представителями этих отраслей.

Обратите внимание

При его поддержке в 2004 году был создан Институт развития Интернета (ИРИ), который занимается современными технологиями и выстраивает диалог между участниками рынка и властью.

По поручению президента институт в 2015 году подготовил долгосрочную программу развития российской части сети Интернет и связанных с ней отраслей экономики.

Иннополис — город будущего

В ходе визита в Татарстан делегация из Москвы побывала в Иннополисе. Это город в Верхнеуслонском районе в 30 километрах от Казани. Его достроят к 2030 году, а численность составит 150 тысяч человек.

В Иннополисе уже сооружены технопарк, спорткомплекс, а скоро появятся детский сад, общеобразовательная школа, медицинский центр. Глава Татарстана Рустам Минниханов подчеркнул, что университет — это интеллектуальное ядро города. Численность студентов доведут до 5000, и рядом с университетом появится инфраструктура, которая обеспечит комфортные условия для лучших специалистов IT-сферы.

Депутаты пообщались с профессорами и студентами вуза, который специализируется на образовании и научных исследованиях в области современных информационных технологий и робототехники.

Вячеслав Володин обратил внимание на то, что весь мир скоро столкнётся с необходимостью комплексного правового регулирования этой сферы. Это нужно делать и в России. Инициатива подготовки законопроекта на эту тему была на днях озвучена Дмитрием Гришиным, председателем совета директоров и сооснователем Mail.

ru Group. Спикер Госдумы предложил профессорам и студентам на правах экспертов по робототехнике принять участие в обсуждении этой темы.

Университет Иннополиса — первый в России вуз, специализирующийся на робототехнике. Здесь 85 профессоров, 75 процентов которых иностранцы. Вячеслав Володин спросил у профессоров, когда, по их мнению, в России должен появиться законопроект о взаимодействии искусственного интеллекта и человека? Специалисты университета считают, что такой закон появится в течение пяти лет.

Володин подчеркнул, что, исходя из прогнозов футурологов, в 2022 году во всём мире будут приняты законы, регулирующие взаимоотношения человека и роботов. По его словам, не за горами время, когда роботы придут, например, на смену водителям автобусов и троллейбусов. Насколько быстро это произойдёт, зависит от студентов инновационных вузов.

Источник: https://www.pnp.ru/politics/2017/02/13/v-rossii-poyavitsya-zakon-ob-iskusstvennom-intellekte.html

Рынок военных роботов и искусственного интеллекта

В феврале аналитический ресурс «МаркетФорекаст» (MarketForecast.com) опубликовал анонс своего исследования о глобальном рынке искусственного интеллекта и робототехники в оборонной сфере.

По прогнозам компании, мировой рынок к 2027 году достигнет 61 миллиарда долларов. В 2018 году он оценивается в 39,2 миллиарда долларов.

За девять лет страны потратят на развитие данных технологий в оборонке 487 миллиардов долларов.

Рост рынка будет обусловлен большими инвестициями со стороны США, Китая, России и Израиля в технологии нового поколения, а также масштабными закупками Индии, Саудовской Аравии, Южной Кореи и Японии. Большая часть рынка придется на военных роботов, затем, в порядке убывания, на компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание речи и анализ социальных сетей.

Китай в свою очередь еще в прошлом году заявил, что страна достигнет паритета с США по развитию искусственного интеллекта к 2020 году, совершит прорывы в 2025 году и займет пальму первенства в этой области в 2030 году.

Важно

К 2020 году Китай хотел бы довести стоимость рынка искусственного интеллекта до 22,7 миллиардов долларов, а стоимость смежных индустрий до 150 миллиардов долларов.

В 2030 году соответствующие показатели должны вырасти до 150 миллиардов и 1,5 триллионов долларов.

Американские эксперты отмечают, что амбиции у Пекина, конечно, большие, но гонка за военный искусственный интеллект еще только набирает обороты, так что предсказать что-либо трудно.

Санкэй симбун15.02.2018ИноСМИ09.11.2017ИноСМИ07.02.2018Bloomberg06.09.2017
Пока американцы опережают всех, но, тем не менее, к заявлениям подобного рода в США относятся серьезно и многие считают, что Китай догоняет Штаты. В 2017 году китайцы подали на 641 патент в области искусственного интеллекта, а США — 130.

В 2012 году американские ученые представили 41% статей для престижной Ассоциации по развитию искусственного интеллекта (Association for the Advancement of Artificial Intelligence, AAAI), а китайские — всего 10%. В 2017 году картина выглядела уже иначе: у американцев было 34%, у китайцев — уже 23%.

Одна из причин стремительного развития Китая в области искусственного интеллекта — обилие данных. Китайцы в быту платят онлайн чаще, чем любая другая страна, заказывают больше товаров на дом, активно используют сервисы по совместному использованию велосипедов и так далее.

Государство развертывает масштабнейшие системы распознавания лиц и идентификации граждан, проект автоматизации работы целой провинции к 2020 году и создание «умных городов». Все это производит огромное количество информации, на которой можно тренировать искусственный интеллект.

В 2017 году китайские стартапы в области искусственного интеллекта получили 48% всех мировых венчурных инвестиций по данному направлению, а американские — 38%.

Источник: https://inosmi.ru/science/20180228/241584322.html

Искусственному интеллекту нужен контроль

Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, выступая на расширенном заседании Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики при председателе Госдумы, заявил, что у России есть уникальная возможность оказаться в авангарде законодательного регулирования в области искусственного интеллекта (ИИ).

Леонид Левин заявил, что у России, как и в борьбе с пиратством, есть уникальная возможность оказаться в авангарде законодательного регулирования и стать примером для других государств.

“Стремительное развитие робототехники и систем искусственного интеллекта ставит вопрос об адаптации существующей нормативной базы в соответствии с этими изменениями, а также о внесении изменений в законодательство”, – подчеркнул он.

Леонид Левин привел в пример развитие беспилотных автомобилей. По его словам, данный процесс требует не только внесения изменений в ПДД, но и модификации самого понятия “водитель транспортного средства” и его ответственности. “Создание искусственным интеллектом произведений искусства влечет за собой изменение понятий “автор” и “авторские права”, – привел он еще один пример.

Леонид Левин отметил необходимость разработки системы взаимодействий между различными видами искусственного интеллекта, а также между роботами и человеком.

Читайте также:  Первый беспилотник для сельского хозяйства

Он добавил, что с вхождением роботов в повседневную жизнь встанет вопрос о вытеснении живой рабочей силы искусственным интеллектом. Данное обстоятельство не может не повлиять на экономическую жизнь общества.

В связи с роботизацией человеческий труд будет исчезать из таких сфер деятельности, как банковская, бухгалтерские и юридические услуги, промышленность, и многих других.

Совет

Председатель комитета отметил в качестве еще одной возможной проблемы участие ИИ в противоправных действиях. “Любая технология помимо общественной пользы может приносить и вред: самообучающимся машинам будут под силу казавшиеся ранее непробиваемыми пароли и системы безопасности”, – отметил он.

Председатель совета директоров Консорциума 3i Technologies Алексей Любимов не уверен в том, что правовой статус искусственного интеллекта как полноценного участника гражданско-правовых отношений вообще будет зафиксирован.

“Ясно одно, что идеология луддитства (протестное движение первой четверти XIX века против внедрения машин в ходе промышленной революции в Англии – Прим.

ComNews) в отношении ИИ обречена на провал, остановить развитие компьютерного разума мы уже не в состоянии”, – отметил он.

По словам Алексея Любимова, искусственный интеллект необходим в рамках оборонных стратегий, для повышения промышленной производительности и в целях повышения жизненного комфорта.

Он отметил, что в данный момент для регулирования искусственного интеллекта важнее было бы сделать более прозрачными изыскания в этой области.

“Регулирование искусственного интеллекта не может происходить в рамках одного государства – это глобальная задача и общий вызов для человечества”, – подчеркнул Алексей Любимов.

Основатель и руководитель компании Endurance (ООО “Безопасные БиоСистемы”) Георгий Фомичев считает, что не стоит в ближайшее время ожидать законопроектов, касающихся искусственного интеллекта, поскольку не определено еще само понятие.

По его словам, законодательная проработка необходима, когда уже есть массовые случаи или существуют конкретные проблемы, которые необходимо решать.

“На мой взгляд, вся идея регулирования Интернета и высоких технологий – утопична”, – добавляет Георгий Фомичев.

А вот вице-президент Cognitive Technologies по корпоративному развитию и инвестициям Роман Тарасов, наоборот, думает, что законодательство в области искусственного интеллекта нужно было разрабатывать еще вчера.

По его мнению, нужно оперативно создать каркас для будущих законов.

Обратите внимание

Компания Cognitive Technologies, по словам Романа Тарасова, в данный момент ведет активную работу в области совершенствования законодательства и регламентации движения беспилотных транспортных средств.

“Cognitive Technologies была в числе инициаторов первых слушаний в Госдуме по этой теме в прошлом году”, – добавил он.

Компания была в составе рабочей группы, предложившей проект закона, разрешающий беспилотным автомобилям выезжать на дороги общего пользования.

Кроме того, Cognitive Technologies вошла в международную рабочую группу консорциума OpenPower Foundation по разработке единого стандарта для управления беспилотными автомобилями.

Вице-президент Cognitive Technologies по корпоративному развитию также отметил, что в первую очередь нужно определить само понятие “искусственный интеллект” и прописать его возможности.

Кроме того, Роман Тарасов обратил внимание на этический момент. “В настоящее время не ясно, как должен поступать беспилотник в спорных ситуациях, чью жизнь он должен спасать.

Этот ключевой момент, безусловно, должен быть зафиксирован в будущих законах”, – отметил он.

Учредитель АНО “ПравоРоботов” Никита Куликов отмечает, что учитывая, как и на каком уровне данная тема обсуждалась, можно говорить, что если законопроект еще и не был готов, то в ближайшие пару месяцев он может появиться. “Но из практики могу сказать, что это будет крайне поверхностным документом.

Если говорить о качестве такого законопроекта, то сначала было бы логичным принять и утвердить терминологию. А учитывая действующие регламенты, оперативно проработать и принять одновременно обе тематики не получится, и было бы вполне логичным, если бы такой законопроект появился не ранее чем в 2018-2019 гг.

, после основательного обсуждения и проработки”, – высказал мнение Никита Куликов.

Важно

По его словам, в настоящий момент АНО “ПравоРоботов” разделила все, в том числе и свои, законодательные инициативы на три уровня – краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы разработки той или иной технологии.

“В рамках нашей классификации, все вопросы, связанные с ИИ, – это долгосрочная перспектива, как и анонсированный мною некоторое время назад КиберКодекс. Робототехника – это среднесрочная перспектива. А к краткосрочной перспективе мы относим законодательство в сфере беспилотного транспорта и терминологию относительно робототехники.

И следуя нашему графику, в ближайшую неделю мы предложим правительству РФ свой вариант регулирования беспилотного транспорта, так как соответствующий законопроект у нас уже готов, и после длительной – почти год – проработки вопроса мы смогли выделить основной фактор, который сейчас мешает принятию законодательства в сфере беспилотного транспорта.

Так что беспилотному транспорту в России быть”, – делится планами Никита Куликов.

По его словам, ИИ сначала следует изучить и понять, где та грань, когда программа может стать полноценным интеллектом. А это вопрос скорее технический, чем юридический.

“К тому же для начала было бы правильно определить, является ли этот процесс интеллектом или следует подобрать какой-то более подходящий синоним.

И поэтому мне кажется, что любые законодательные инициативы по регламентации ИИ в ближайшее время, скорее всего, будут неконкретными и размытыми, а без конкретики закон не будет иметь никакого смысла”, – добавил Никита Куликов.

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин напомнил о том, что в начале 2017 г. в Госдуме была создана комиссия по разработке законопроекта о робототехнике. Принятие закона было запланировано на 2022 г.

Юрист предположил, что времени может не хватить, учитывая глобальность поставленной задачи.

По его словам, не только в России, но и в Европе и США также идет работа по регулированию роботов и искусственного интеллекта, но до настоящего времени не достигнуто единого понимания, в каком направлении двигаться.

Алексей Сулин отметил проблемы, с которыми могут столкнуться законодатели при разработке законопроекта. “Во-первых, нужно определиться с отличительными признаками роботов и искусственного интеллекта”, – отметил юрист.

Он пояснил, что сейчас законодательству известно понятие “программа для ЭВМ”, что по сути является программным обеспечением. Искусственный интеллект подразумевает механизм с программным обеспечением. “Отличие же искусственного интеллекта от обычного программного обеспечения состоит в автономности первого”, – объяснил он.

Поскольку искусственный интеллект действует независимо от человека, Алексей Сулин задается вопросом о степени этой независимости.

Во-вторых, перед принятием законопроекта стоит ответить на вопрос: в качестве кого роботы будут участвовать в экономических отношениях? Если рассматривать роботов в качестве имущества, сложностей, по словам юриста, возникнуть не должно.

Совет

Если же наделенные искусственным интеллектом предметы станут активными участниками гражданского оборота, то есть станут автономными, они будут способны действовать независимо от человека, создавая права и обязанности, а также неся ответственность за свои поступки, считает он.

Адвокат Александр Титов полагает, что о нормативном регулировании можно будет говорить не раньше, чем появится сам предмет регулирования. “Законодательство, как правило, только упорядочивает ту фактическую ситуацию, которая существует, в том числе и вследствие технического прогресса”, – заключил он.

Источник: https://www.comnews.ru/content/109737/2017-09-26/iskusstvennomu-inellektu-nuzhen-kontrol

Британия вложит £17,3 млн в исследования в области ИИ и робототехники

В рамках стратегии цифрового развития Великобритании, объявленного министром культуры, спорта и СМИ Карен Брэдли, правительство вложит в университеты страны £17,3 млн на исследования в области ИИ и робототехники.

На проходившей в январе в Лас-Вегасе всемирной выставке электроники CES 2017 Британия была представлена на удивление мало по сравнению с другими странами, сообщили организаторы мероприятия журналистам BBC, хотя робототехника была одной из ее основных тем. Тысячи компаний приняли в ней участие и нашли там деловых партнеров и инвесторов, но представителей Франции было в почти в 5 раз больше, чем Англии.

«Мы хотим помочь британскому бизнесу получить максимум торговых и инвестиционных возможностей, в том числе — в США, осуществляя целевую поддержку и соединяя компании, чтобы максимизировать их присутствие и помочь получить важные контракты за рубежом», — подтвердил намерения правительства представитель министерства международной торговли.

Согласно докладу компании Accenture, вклад ИИ в экономику Британии составит к 2035 году £654 млрд.

Поскольку в прошлом году правительство Британии подверглось критике за чрезмерное финансирование ИТ-сектора, в этом году оценить реальное положение дел и вынести экспертное мнение попросили профессора Венди Холл и Джерома Песенти, бывшего главного датолога IBM.

«Наши ученые, исследователи, компьютерные специалисты находятся в первых рядах развития искусственного интеллекта, и мне не терпится увидеть, как промышленность и правительство будут работать вместе для поддержки технологий в Великобритании», — заявила профессор Холл.

По мнению министра Брэдли, Британия — первопроходец в сфере искусственного интеллекта.

«Поддержка нашей растущей цифровой экономики в ее развитии и росте, для создания наилучшего фундамента из возможных — это жизненно важная задача, которую правительство пытается решить с помощью этой программы построения более современного, динамичного и глобального государства, участника внешней торговли», — заявил министр.

Новый метод добычи урана откроет доступ к бесконечной ядерной энергии

Правительство Британии собирается сделать страну не только лидером ИТ, но и космической державой. Члены парламента предлагают к 2020 году построить первый британский космодром и проводить научные эксперименты в условиях невесомости. Пока в стране нет своей инфраструктурой для запуска космических аппаратов.

Источник: https://hightech.fm/2017/02/27/britain-digital

Власть над миром: чем закончится гонка за искусственным интеллектом

Зачем власти Китая вкладывают миллиарды долларов в искусственный интеллект, а США им в этом помогают? Ответ на этот вопрос ищет Альберт Ефимов,  руководитель департамента развития и продвижения технологических конкурсов и инициатив Фонда «Сколково».

Гонка среди государств по созданию искусственного интеллекта (ИИ) имеет одну неприятную особенность — она начинается ровно в тот момент, когда одному из потенциальных участников этой гонки придет в голову ее начать. Другие государства могут и не желать принимать в ней участие — это уже не имеет значения.

Гонка началась. У нее обязательно будут проигравшие и финалисты. Победители, которые окончательно заберут все. Вполне уместна параллель с появлением ядерного оружия: ряд стран сумел создать такое оружие (придумав его сами или позаимствовав у соседа), а потом образовал ядерный клуб.

Обратите внимание

Этот клуб теперь заклинает всех не распространять ядерное оружие под угрозой страшных кар. А если опоздавшие на десятилетия страны возмущаются, то в ответ получают предложение присоединиться к разным системам коллективной безопасности — «наше оружие вас защитит», — не забывая также заключать соглашения о свободной торговле.

В случае с ИИ: «Используйте наше, готовое. Зачем вам делать свое?»

Если кто-то опасается, что искусственный интеллект поработит мир с помощью стальных солдат, — то расслабьтесь, это еще долго будет лишь сюжетом голливудских продюсеров.

Да и порабощение мира — дело сложное и хлопотное: новыми подданными надо ведь повелевать и их кормить (подразумеваем гуманизм). Куда проще заставить весь мир покупать то, что выгодно победителю.

Не потому, что стальные чудовища с автоматами заставляют нажать на кнопку «КУПИТЬ», но потому, что потребителю так просто выгоднее и удобнее.

Именно в этом и заключается главный приз победителя гонки создания подлинного искусственного интеллекта — заставить мир работать на своих принципах, на своем софте, который надолго определит то, каким будет оставшийся хард.

Рывок Китая

Когда автор этих строк первый раз оказался в Пекине в 1994 году (традиционно, с челноками), то казалось, что Пекин — удивительная машина времени, возвращающая каждого гостя назад в прошлое СССР, к странностям 1970-х годов.

Постперестроечная Россия казалась фронтиром капитализма, сообществом расправивших плечи атлантов, устремившихся в невообразимо увлекательные перспективы рыночной экономики потребления.

Небольшим исключением казались вещевые рынки, на которых затоваривались челноки, снабжавшие всем необходимым обнищавшую, но гордую российскую интеллигенцию.

Источник: http://sk.ru/news/b/articles/archive/2017/08/23/vlast-nad-mirom-chem-zakonchitsya-gonka-za-iskusstvennym-intellektom.aspx

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector