Программа cwc улучшит коммуникативные способности искусственного интеллекта

CwC – программа, целью которой является увеличение коммуникативных способностей компьютеров до уровня человека

Целью новой инициативы Управления перспективных исследовательских программ Пентагона DARPA, известной под названием Communicating with Computers (CwC), является развитие новых алгоритмов программного обеспечения и аппаратных средств вычислительных систем, которые должны поднять коммуникативные способности компьютеров и других машин до уровня человека, что позволит этим компьютерам эффективно общаться с людьми при помощи живого естественного языка. В рамках программы CwC уже был проведен ряд работ и имеются некоторые решения, эффективность которых будет проверяться в ходе двух различных экспериментов, сосредоточенных в области диалогового общения между человеком и компьютером.

Двухсторонние коммуникации, общение другими словами, между человеком и компьютером является гораздо более сложной задачей, чем это кажется на самом деле.

Процесс общения между двумя людьми вовлекает интуитивное восприятие неявной информации, понимание подменяемых понятий и другие коммуникативные функции, которые являются “родными” для людей, но которых полностью лишены компьютеры, оперирующие лишь строгой, упорядоченной информацией.

“Процесс общения для нас столь естественен, что мы не замечаем, какое количество дополнительной умственной работы требуется для этого” – рассказывает Пол Коэн (Paul Cohen), один из руководителей программы CwC, – “Это наглядно демонстрирует попытка разговора по мобильному телефону во время вождения автомобиля. В этом случае, за очень редкими исключениями, у человека практически не остается резервов “вычислительной мощности” мозга, что приводит к рассеиванию внимания, влекущее за собой снижение контроля над ситуацией”.

Целью программы CwC является разработка компьютеров, точнее, алгоритмов их программного обеспечения и соответствующих дополнительных аппаратных средств, которые позволят им думать, подобно людям, и общаться с другими людьми естественным для людей способом. Первой задачей, с которой должна справиться такая система, станет совместное с человеком рассказывание каких-либо историй.

Обратите внимание

В этом эксперименте обе стороны, человек и машина, рассказывая известную им обеим историю, должны будут закончить предложение, начатое вторым собеседником.

Если для человека выполнение такого действия не представляет труда, то компьютеру потребуется суметь сначала распознать не только речь, но и мысль, которую хотел передать человек в произнесенном им предложении, после чего составить собственное предложение, продолжающее установленную мысль с момента, на котором остановился человек.

И, если внимательно проанализировать обычные разговоры между людьми, то можно заметить, что такое продолжение мыслей является достаточно распространенным явлением в человеческом общении.

Важно

Вторым экспериментом, который будет проводиться в рамках программы CwC, станет эксперимент, далекий от области общения людей и машин.

В этом эксперименте компьютер будет должен произвести разносторонний анализ множества моделей молекулярных процессов, которые происходят при превращении обычных клеток в клетки злокачественных опухолей.

Несмотря на то, что эта задача далека от области коммуникаций между компьютером и человеком, при ее решении используются такие же когнитивные способности, которые позволяют людям судить о правдоподобии различных предлагаемых вариантов.

Следует отметить, что программа CwC находится сейчас на самой ранней стадии ее реализации, в младенческом возрасте, так сказать. Но дальнейшее ее продвижение, подкрепляемое экспериментами, подобными описанным выше, в скором времени может привести к тому, что наше общение с компьютерными системами станет таким, каким мы его можем видеть только в различных научно-фантастических фильмах.

Источник

Источник: https://uchitel-program.ru/cwc-programma-celyu-kotoroj-yavlyaetsya-uvelichenie-kommunikativnyx-sposobnostej-kompyuterov-do-urovnya-cheloveka/

DARPA научит общаться компьютер с человеком

Новая инициатива Управления перспективных исследовательских программ Пентагона DARPA — Communicating with Computers (CwC), представляет собой исследование в развитии новых алгоритмов программного обеспечения и аппаратных средств вычислительных систем, которые должны повысить коммуникативные навыки компьютеров и других машин до уровня человека, что позволит этим компьютерам эффективно общаться с людьми при помощи естественного языка. В рамках программы CwC уже был проведен ряд работ и имеются некоторые решения, эффективность которых будет проверяться в ходе двух различных экспериментов, сосредоточенных в области диалогового общения между человеком и компьютером. Двухсторонние коммуникации между человеком и компьютером являются гораздо более сложной задачей, чем это кажется на первый взгляд. Процесс общения между двумя людьми вовлекает интуитивное восприятие неявной информации, что является обычным для человека, но чего полностью лишены компьютеры, оперирующие лишь строгой, упорядоченной информацией.

«Процесс общения для нас столь естественен, что мы не замечаем, какое количество умственной работы требуется для этого» — рассказывает Пол Коэн (Paul Cohen), руководитель программы CwC, — «Но общаться и при этом делать другие дела, например, управлять машиной – гораздо труднее.»

Одной из первых задач, с которой должна справиться такая система, станет совместное с человеком рассказывание каких-либо историй. В этом эксперименте обе стороны, человек и машина, рассказывая известную им обеим историю, должны будут закончить предложение, начатое вторым собеседником.

Трудность состоит в том, что компьютеру потребуется суметь сначала распознать не только речь, но и мысль, которую хотел передать человек в произнесенном им предложении, после чего составить собственное предложение, логически продолжающее мысль с момента, на котором остановился человек.

Важно

Вторым экспериментом, который будет проводиться в рамках программы CwC, станет эксперимент, далекий от области общения людей и машин.

В этом эксперименте компьютер будет должен произвести разносторонний анализ моделей молекулярных процессов, которые происходят при превращении обычных клеток в клетки злокачественных опухолей.

Несмотря на то, что компьютеры способны обрабатывать огромные объемы информации, но вот делать заключение о правдоподобии различных предлагаемых вариантов у них получается не так хорошо.

Следует отметить, что программа CwC находится сейчас в зачаточном состоянии. Но её дальнейшее развитие, как и многие другие проекты DARPA, имеет большой потенциал.

Источник: https://cyberpunkworld.net/news/darpa_nauchit_obshhatsja_kompjuter_s_chelovekom/2015-02-27-787

Как развить коммуникативные навыки у взрослого: ТОП 10 способов

Доброго всем времени суток! В статье «Что такое коммуникационные навыки человека и почему они жизненно важны» я рассказал о том, что такое общение и его значимость для каждого человека.

Ведь основа закладывается в детстве, в зависимости от обстановки в семье и условий жизни, которые ребёнок не способен контролировать и регулировать. Поэтому уже во взрослом возрасте он вполне способен самостоятельно заполнить пробелы с помощью саморазвития.

И сегодня я решил поделиться рекомендациями, как развить коммуникативные навыки у взрослого, который осознанно принял решение улучшить качество своей жизни.

1.Научитесь замечать реальность и того, с кем общаетесь

Бывали ведь в ситуациях, когда вам уже неинтересно, а человек всё говорит и говорит, не обращая внимания на то, что вы уже даже не смотрите на него? Ведь после такого нет желания снова с ним встречаться, правда? И важно учитывать не только обратную реакцию собеседника, но и обстановку, в которой находитесь. Развить в себе внимательность можно постепенно, выполняя каждый день такое упражнение:

  • Сядьте удобно и попробуйте сконцентрироваться только на том, что вы слышите. Достаточно будет и пары минут для выполнения. Сначала будет слышен просто шум, а потом вы начнёте выделять отдельные звуки и понимать, откуда они доносятся.
  • Следующий шаг состоит в том, чтобы всё внимание направить на то, что вы видите. Мысленно отмечайте каждый предмет, будь то стул или завалявшийся гвоздик.
  • Теперь пару минут концентрируйтесь на своих ощущениях и мыслях. Прочувствуйте каждую часть тела, обратите внимание на каждую возникающую в голове мысль.

Это упражнение вырабатывает умение замечать детали, другого человека и себя в контакте с ним. Ведь формирование близких и доверительных отношений невозможно, когда толком не слышишь и не замечаешь партнёра. А так неосознанно будет ощущаться та невидимая грань, когда понимаешь, что нужно промолчать или взять паузу, или наоборот, что пора вступать активно в разговор.

2.Читайте книги для расширения кругозора

Это, помимо новых знаний, поспособствует запоминанию новых слов и умению строить грамматически правильные предложения. Вы сможете поддержать любую беседу, или, в крайнем случае, перевести на тему, в которой хорошо ориентируетесь.

Прочитав какую-либо книгу, попробуйте пересказать её вкратце, записывая себя на диктофон. Во время прослушивания обратите внимание, каким образом делаете паузы, какие слова-паразиты наиболее часто встречаются и как вообще звучит ваша речь.

Что хотелось бы изменить, чтобы слушать было интереснее и приятнее?

Учитывая все нюансы, попрактикуйтесь и сделайте ещё попытку, до тех пор, пока результат не удовлетворит вас. Таким образом, будет происходить формирование грамотной и чистой речи, что играет огромную роль в процессе общения.

3.Язык тела

Если вы читали мою статью «Что такое невербальное общение и как распознать эмоциональное состояние человека» то знаете, что язык тела отображает порой до 90% информации о нашем состоянии и отношении к другому человеку.

Поэтому, помимо качества речи, следует научиться отслеживать свои позы и жесты, чтобы они неосознанно не отталкивали других людей.

А для этого, в тот момент, когда записываете свой пересказ прочитанной книги на диктофон, сядьте напротив зеркала и внимательно наблюдайте за своими жестами.

Попробуйте ощутить, комфортно ли в вашей позе и попробуйте её сменить на другую, прислушиваясь к внутренним изменениям. Изучите, какие жесты располагают к себе и говорят об открытости и старайтесь как можно чаще их использовать.

Читайте также:  Маленький робот следит за порядком в германии

Попрактикуйте улыбку перед зеркалом, чтобы она не выглядела искусственной или оскалом, а чтобы была приятна. Старайтесь как можно чаще улыбаться, и со временем вы заметите, как меняется внутренний настрой и ваше отношение к жизни.

4.Упражнение «Перевоплощение»

Подумайте о своём любимом герое, из сказки, мультика, фильма, или просто человеке, на которого хочется быть похожим. Вспомните в деталях всё, что вас так в нём привлекает, и войдите в образ, пробуя воспроизвести его характер.

Пройдитесь по комнате, что-то рассказывая с его интонацией и манерой поведения, используя такие же жесты, взгляд, слова. Прочувствуйте себя совсем в другой роли, и затем выпишите на листе свои мысли и ощущения.

В будущем вы вполне можете опираться на них, вспоминая прожитую роль.

5. Фантазирование о не знакомом человеке

Когда вы находитесь в общественном месте, выберите одного человека, и попробуйте придумать его историю жизни. Какой он по характеру, как живёт, как смеётся, кем работает и каким образом строит отношения? Отвернитесь и вспомните его черты лица, во что одет, а потом посмотрите и проверьте, что упустили в образе.

6.Посещайте выставки, какие-либо культурные мероприятия, ходите в музеи

Находясь в таких местах, просто невозможно будет не завязать с кем-то даже самый непринуждённый разговор. Просто попробуйте спросить у кого-то мнение об экспозиции, либо поделитесь своим восхищением или другой реакцией на картину. И так с каждым разом будет всё больше опыта в построении разговора, своих ощущениях.

Помимо того, что это поможет расширить ваш кругозор и поднять самооценку, так ещё и повысит интерес к жизни, ведь творчество вдохновляет и помогает раскрыть потенциал. Если выставки и музеи не интересны, займитесь каким-то видом спорта. Это очень сближает и помогает найти единомышленников, с которыми намного проще начать беседу.

К примеру, поставьте перед собой задачу, каждый день знакомиться с новым человеком. Поначалу может быть много страха и тревоги, это нормально. Но день за днём, выполняя это правило, вы начнёте замечать, что уже по-другому начинаете реагировать, что волнение перекрывает заинтересованность в другом человеке, искренний интерес к нему. Так что не бойтесь рисковать, действуйте.

8.Ощущение уверенности в себе

Ведь если в разговоре вы замолкаете, не осмеливаясь высказать свою точку зрения – вряд ли будете считаться компанейским и интересным человеком.

Развивайте свою самооценку, открывайте в себе свои сильные стороны, которые можете предъявить окружающим, уважайте себя, своё мнение и цените собственное время, тогда и окружающие будут это чувствовать, не игнорируя вас.

Можете почитать мою статью, в которой я изложил подробные техники для повышения самооценки «Лучшие методы достижения успеха которые помогут наконец поверить в себя».

9.Научитесь слушать собеседника, не перебивая его

Таким образом, вы сможете расположить его к себе, давая пространство высказаться, получите больше информации о нём, а также отследите, какие ошибки он допускает в разговоре, чтобы не повторять их с другими людьми. Отслеживая свою реакцию на его поведение, вы поймёте, как выглядите сами в глазах других, возможно, возьмёте на вооружение какие-либо жесты или слова, которые вас заинтересуют.

10.Отмечайте общие черты характера с собеседником и ваши различия

Это поспособствует принятию и уважению чужой точки зрения, иначе конфликты, чувство раздражения и нежелания общаться будут вашими постоянными спутниками. Мы все разные, с разным опытом, мыслями, и необходимо уметь быть в контакте с другим человеком, несмотря на разность взглядов.

Учитесь уважать не только себя, но и остальных людей, давая им право думать не так, как вы, но при этом оставаться рядом. Если вы с чем-то не согласны, не обязательно говорить собеседнику, что он не прав или в чём-то не разбирается, а просто скажите, что у вас немного другое по этому поводу мнение, в силу того, что прожили другой опыт.

Ваша задача – найти точки соприкосновения, а не наоборот, доказать своё превосходство.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели моего блога! Самое главное – наличие мотивации и желания, тогда не возникнет сложностей с освоением науки общения и поисков ответов на вопрос, как стать коммуникабельным. Рискуйте, пробуйте, боритесь со своими страхами, и тогда перед вами откроются совсем новые горизонты возможностей.

Не забывайте подписываться на обновления блога. До скорых встреч.

Источник: https://qvilon.ru/samorazvitie/kak-razvit-kommunikativnye-navyki.html

5 навыков, необходимых ИТ-специалисту в эпоху искусственного интеллекта

ИТ-директорам уже приходится иметь дело с колоссальными изменениями, обусловленными целым рядом новшеств, от аналитики до облачных вычислений, но искусственный интеллект сулит ИТ-службам еще более масштабные перемены и новые возможности для бизнеса.

Компании, специализирующиеся в области искусственного интеллекта, в 2016 году получили выручку в размере около 8 млрд долл., а в ближайшие три года эта сумма, по прогнозам, увеличится впятеро. Корпорации все активнее инвестируют в искусственный интеллект, чтобы снижать затраты, улучшать обслуживание клиентов и условия работы сотрудников.

Согласно результатам опроса Technology Vision 2017, проведенного Accenture среди более 5,4 тыс. ИТ- и бизнес-руководителей, 79% из них уверены в том, что искусственный интеллект ускорит освоение новых технологий в организациях.

Совет

Взрывной рост темпов применения искусственного интеллекта – реальность, но последствия для работников предприятий сформулировать и проконтролировать непросто.

Ясно одно: руководителям всех подразделений уже следует оценивать, какая роль в организациях будет отведена взаимодействию людей и машин.

Особенно сильно искусственный интеллект будет влиять на работу ИТ-сотрудников. ИТ-директорам уже приходится иметь дело с масштабными переменами, обусловленными внедрением различных новшеств, от аналитики до облаков, а искусственный интеллект создаст новые трудности и возможности для дальнейших перемен и поддержки бизнеса.

Чтобы отдел ИТ смог воспользоваться этими возможностями, руководителям необходимо решительно менять круг компетенций и навыков сотрудников своей организации и готовиться к эпохе искусственного интеллекта.

Перечислим пять основных групп навыков, которые понадобятся ИТ-специалистам и помогут извлекать максимальную пользу из машинного обучения и искусственного интеллекта.

1. Машинное обучение

Руководители и рядовые сотрудники сегодня опасаются, что машины заменят людей. Но при этом нередко упускается из виду тот факт, что ИТ-специалистам придется разрабатывать и сопровождать программные средства автоматизации, а также осуществлять техническое обслуживание разумных машин.

Применение искусственного интеллекта в организациях только начинается, и зачастую соответствующие проекты разрозненны, а процессы планирования неразвиты и децентрализованы.

Но у ИТ-специалистов сегодня есть возможность подготовить технические архитектуры и системы, которые станут залогом устойчивого развития разумных машин для корпоративного мира.

Обратите внимание

ИТ-руководителям для этого необходимо внести изменения в программы обучения и повышения квалификации, отказаться от традиционного акцента на поддержании работоспособности систем и перейти на иную парадигму, исходя из того, что искусственный интеллект станет доминировать практически во всех отраслях.

Конкретные примеры компетенций: управление роботизированными системами автоматизации процессов (robotic process automation, RPA – программные роботы для взаимодействия с пользовательскими интерфейсами систем, рассчитанных на людей) – например, Blue Prism, Verint; знание типов искусственного интеллекта, конкретных областей и результатов применения.

2. Консалтинг в области процессов

Источник: https://www.cio.ru/articles/1599

Сайты, которые помогут вам улучшить навыки программирования

Программирование во многом связано с вашей способностью придумывать новые и интересные идеи; но иногда, из-за большого количества времени, потраченного на решение общих проблем, мы забываем о креативности. Для того, чтобы помочь программистам развивать свои навыки и дать возможность использовать свои творческие способности, существуют сайты, на которых размещаются интересные задачи.

Предлагаемые программистам задачи имеют большое значение для:

  • изучения новых подходов;
  • получения опыта в решении критических проблем;
  • поддержания остроты ума и сосредоточенности.

В статье представлены самые интересные и популярные сайты, которые помогут вам не только улучшить навыки, но и, возможно, найти хорошую работу.

[topcoder]

Вы получаете возможность зарабатывать реальные деньги. Сайт поддерживается сообществом почти в миллион кодеров, и среди задач, с которыми вы можете столкнуться, есть много сложных. Некоторые энтузиасты могут найти [topcoder] довольно трудным.

Вы можете принимать участие в ежедневных и еженедельных соревнованиях, которые крайне сложны и требуют хороших интеллектуальных навыков для решения поставленных задач. Это стоит затраченных времени и усилий, так как все ваши успехи в конце дня отражаются в вашем резюме.

HackerEarth

HackerEarth работает, как SaaS приложение, позволяющее сделать автоматическую оценку технических и логических навыков кандидатов. Он также помогает компаниям в поиске талантов, выступая в качестве сообщества разработчиков и места отбора лучших из лучших.

На сайте часто появляются новые задания, и вы можете записаться на соревнование за несколько недель, чтобы подготовиться и заранее знать, когда начнется соревнование и с чем вам придется иметь дело. Как и на topcoder, на этом сайте размещаются продуманные задачи, решение которых может впоследствии пригодится в вашей карьере.

Coderbyte

Coderbyte — проект, финансируемый Kickstarter и ориентированный на программистов любого уровня.

Сайт был создан в 2012 году Дэниэлом Боровски (Daniel Borowski) и с тех пор превратился в самостоятельное сообщество программистов, которые любят в свободное время решать задачи.

Читайте также:  Макс тегмарк продолжает финансировать исследования в области искусственного интеллекта

Вы также можете задавать вопросы на форуме, если чего-то не понимаете. Сообщество активно, и вы непременно получите ответ.

Project Euler

Сообщество Project Euler насчитывает несколько сотен тысяч пользователей с момента первоначального запуска десять лет назад. Каждую неделю появляется новая задача, при этом на сайте есть уже более 450.

Для решения задач вам придется использовать навыки критического мышления. Цель такого подхода — помочь вам повысить мастерство и узнать больше о языке, который вы используете.

Daily Programmer

Если вы хотите узнать больше о программировании и принятии решений, то сабреддит Reddit’s Daily Programmer будет крайне полезен для вас. Каждую неделю появляется три новых задачи, к тому же на сайте уже есть несколько сотен.

Каждое предлагаемое вами решение рассматривается членами сообщества, так что вы получите фидбек по вашему подходу.

Codility Train

Вы получите несколько заготовленных и продуманных задач, решение которых вы можете предоставить на различных языках программирования. Задачи сортируются в соответствии со сложностью. В каждой дано подробное объяснение о том, что должна выдать программа, а также дается лимит времени, отведенного на решение.

SPOJ

Sphere Online Judge — это  сообщество, в котором размещено несколько тысяч задач по программированию, которые вы можете решать целый день. SPOJ поддерживает почти все языки программирования. Помимо этого, есть форум, на котором большое сообщество программистов готово помочь вам.

CodeChef

CodeChef был создан Directi с целью объединить сообщество разработчиков и обеспечить платформу для практики, конкуренции и улучшения навыков. На сайте размещен большой набор задач, а также можно получить доступ к исходным кодам решений, созданных другими участниками сообщества.

Задачи разбиты на несколько категорий сложности, а также у сайта есть большое сообщество программистов.

CodeEval

Вы можете присоединиться к CodeEval в качестве разработчика, который хочет показать свои навыки программирования работодателям и коллегам.

 Вы можете принять участие в соревнованиях по нескольким направлениям, целью которых является создание продукта/приложения — и получить денежные призы.

Кроме того, вы получаете доступ к задачам по программированию, которые могут быть решены и добавлены в ваше резюме, чтобы в дальнейшем произвести хорошее первое впечатление на ваших потенциальных работодателей.

HackerRank

На HackerRank есть раздел задач, связанных с искусственным интеллектом, что дает опытным программистам возможность применить свои навыки в столь прогрессивной области знаний. Сайт работает при поддержке таких компаний, как Y Combinator, SVAngel и многих других.

Codewars

Codewars — архив с задачами для программистов. Концепция проста: выбираете понравившуюся задачу, решаете и получаете очки опыта, если ваша функция или алгоритм пройдет тесты. Так же вы можете просмотреть решения других участников.

Сами задачи достаточно интересные, и, что немаловажно, дают уникальный опыт.

Rosalind

На Rosalind размещены задачи, касающиеся биоинформатики, которые вы можете решать с комфортной для вас скоростью.

FightCode

На FightCode вам сначала нужно запрограммировать своих собственных роботов, а затем использовать их для борьбы с роботами других членов сообщества. Подход типа «запрограммируй–и–играй» (code-and-play) полезен для тех, кто не знаком с таким методом, или, возможно, просто хочет повеселиться.

Перевод статьи: «14 Coding Challenges to Help You Train Your Brain»

Источник: https://tproger.ru/translations/sites-to-help-you-improve-your-programming-skills/

Упражнения на коммуникативные навыки

Упражнения на коммуникативные навыки — это основа большинства тренингов личностного роста. Чем грамотнее и профессиональнее вы общаетесь, тем большего успеха добьетесь в самых разных сферах жизни.

Упражнения на коммуникативные навыки направлены на умение говорить легко и непринужденно, на умение красиво выстраивать рассказ, на умение слушать и слышать, на умение договариваться. Все это — важнейшие коммуникативные навыки, которые помогают добиться успеха и в работе и в личных отношениях.

Коммуникация — это та область, развиваться в которой можно бесконечно. И помочь в этом развитии могут эффективные упражнения.

В сети сейчас можно найти большое количество упражнений на коммуникативные навыки. Но многие из них слишком «заезжены» или малоинтересны. Для тех, кто ценит качество, эксперты профессионального портала TRENERSKAYA.RU сделали подборку из 6 ярких и качественных упражнений на развитие коммуникативных навыков, которые есть в свободном доступе.

Цель: Упражнение позволяет участникам объективно оценить свои коммуникативные навыки, получить масштабную обратную связь от группы, лучше узнать друг друга.

Время: 15–20 минут

Размер группы: 8–30 человек

Ход упражнения:

Скажите участникам тренинга: «Мы вместе уже довольно длительный срок, и это дало нам возможность узнать друг друга и проявить свои коммуникативные навыки. Для человека, на мой взгляд, характерно любопытство: „А как меня воспринимают другие?“ Так как все мы участники тренинга и разбираем мы блок коммуникации, то и вопрос который мы обсудим: „Каков я в отношении с другими?“

Этап № 1:

На листе формата А4 каждый пишет свои положительные и отрицательные, качества, которые у него проявляются в коммуникациях.

3 минуты на выполнение.

Итак, перед каждым — его видение самого себя. Скажем так: коммуникативный автопортрет. Второй этап упражнения позволит сравнить собственное представление о себе с тем, как мы выглядим в глазах других.

Этап № 2:

Возьмите каждый, еще по одному чистому листу. Его вы прикрепите с помощью булавки на спине. Этот лист будут заполнять ваши товарищи.

  • Если вы хотите, чтобы вам писали только комплименты — рисуйте в углу листа солнышко.
  • Если хотите услышать критику — рисуйте молнию и тучу.
  • Если вам интересно узнать о себе и то, и другое — рисуйте вопросительные знаки.

Теперь попросите товарищей закрепить на спине чистые листы, а на груди листы самооценки.

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/uprazhneniya-na-kommunikativnye-navyki

Свой среди чужих: дети и технологии

Soft skills: гибкость, а не мягкость

С каждым годом разговоров о том, что все наши рабочие места займут роботы и нейросети, становится больше и больше. Наперебой перечисляются вымирающие профессии: банковские работники, турагенты, нотариусы, риэлторы, бухгалтеры. Покушаются даже на переводчиков, учителей, врачей-диагностов. 

Искусственный интеллект пугает нас тем, что в перспективе он исключает пресловутый «человеческий фактор», в то время как на безошибочность человека мы положиться не сможем.

Но не стоит забывать, что о «человеческом факторе» речь может идти не только в случае врачебных ошибок, катастроф и слабой компетентности среднестатистического работника. Этот фактор — ещё и особый аспект нашей социальной действительности, то, что делает нас обществом. 

Важно

В сфере услуг человеческий фактор — это вежливость и внимание специалистов,  вызывающих доверие и проявляющих эмпатию (или хотя бы её успокоительную иллюзию).

В образовании человеческий фактор — это харизматичный педагог, который передаёт своим ученикам не сухую информацию, а полноценный опыт.

Перечислять можно бесконечно — даже представляя себе самое высокотехнологичное общество, нам хочется верить, что коммуникация между людьми останется.

Кадр из к/ф  «Я, робот»

Можно даже сказать, что чем технологичнее общество, тем выше ценится человечность, и потому сегодня мы всё больше говорим о так называемых soft skills, гибких навыках. Что это такое?

В отличие от hard skills, жёстких навыков, имеющих прикладной характер и чёткое назначение (навык вождения авто, навык программирования и т.д.

), soft skills — это неспециализированные навыки, они надпрофессиональны, но при этом от их уровня развития зависит успех решения многих профессиональных задач.

Особенно это касается тех задач, что мы решаем в коммуникации с другими — а сотрудничество есть основа всех современных экономических, политических, экологических и культурных проектов. 

Вот некоторые из наиболее востребованных сегодня гибких навыков:

Это только некоторые из soft skills, но, как видите, они представляют из себя единый комплекс навыков, необходимых для плодотворного общения и решения совместных задач.

В этом одно из фундаментальных отличий работника-человека от работника-машины — последний может в совершенстве выполнять конкретную задачу, может обучаться и демонстрировать отдельные «человеческие» качества, но весь комплекс гибких навыков ему недоступен.

Кадр из к/ф «Двухсотлетний человек»

Развитие soft skills является краеугольным камнем современных образовательных систем, таких как система преподавания кросспредметных навыков XXI века. Именно на неё сегодня происходит переориентация образования в России.

Как быть востребованным в 2025 году?

Но где гарантия, что развитие гибких навыков у современных детей поможет им выиграть конкуренцию у машин? Ведь уже сегодня искусственный интеллект может симулировать владение многими коммуникативными навыками, а что будет через двадцать, через тридцать лет? 

Впрочем, какие бы перспективы развития интеллекта мы себе не рисовали, не нужно забывать, что мозг, мышление и сознание человека до сих пор не исследованы на 100%. Вряд ли мы сможем создать машину, в совершенстве соответствующую человеку, пока остаются открытыми вопросы, которые ставит когнитивная наука в отношении человеческого мозга.

Именно поэтому переориентация образования на развитие у детей гибких навыков — ключ к решению будущей проблемы с трудоустройством. Мотивированный человек с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы и критического мышления остаётся и ещё долгое время будет оставаться востребованнее самой совершенной машины.

Совет

Согласно исследованию международной консалтинговой сети PricewaterhouseCoopers, 73% из более чем десяти тысяч опрошенных жителей Китая, Германии, Индии, Великобритании и США убеждены в том, что несмотря на тотальную автоматизацию, технологии никогда не смогут заменить человеческий мозг.

Эксперты разделяют системы искусственного интеллекта на три подвида: полностью автоматизированный ИИ, дополнительный ИИ (например, системы, оперирующими большими базами данных и объёмами информации, недоступными человеческому мозгу) и вспомогательный ИИ (системы, которые мы используем для упрощения работы, которую можем выполнить самостоятельно). 

Читайте также:  Почти все успешные трейдеры обладают искусственным интеллектом

И если первый тип ИИ — это системы, способные полностью заменить работника-человека и освободить его в первую очередь от рутинного и низкооплачиваемого труда, то в случае двух других именно человек выступает оператором систем, и его взаимодействие с ИИ будет тем эффективнее, чем лучше у него развиты soft skills.

Так что наиболее правдоподобный сценарий ближайшего будущего — это не мир, подчинившийся воле полностью самостоятельных роботов, а мир, в котором наиболее успешен человек-профессионал, способный пользоваться возможностями искусственного интеллекта в своей работе и умеющий адаптироваться к технологическим изменениям.

Чем глубже технологии проникают в нашу жизнь и выполняют рутинную работу, тем более востребованными становятся люди с развитыми гибкими навыками.

Это подтверждает, к примеру, исследование Wall Street Journal, по данным которого 89% руководителей признают, что испытывают нехватку именно таких работников. 

Решением этой проблемы как раз и должна заняться современная школа, и в этом ей помогают образовательные программы по развитию у детей навыков XXI века.

Как неоднократно отмечали иностранные и отечественные эксперты, изменение модели образования не означает разрушения прошлой системы. Это её эволюция — в школе остаётся большинство прежних дисциплин, но меняются педагогические акценты.

Обратите внимание

В первую очередь от учеников требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.

Кадр из к/ф «Звёздные войны: Эпизод 6 — Возвращение Джедая»

Система навыков XXI века предполагает, что ученики будут:

  • выполнять комплексные и оригинальные задания, для многих из которых нужна работа в команде, распределение ролей в коллективе, совместное планирование;
  • следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;
  • учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;
  • применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;
  • получать поддержку от старших наставников, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Таким образом, выпускник современной школы всегда будет опережать технологии, активно использовать их и наблюдать за их развитием не со страхом, а с интересом — потому что технологии только для того и развивают, чтобы человек с их помощью мог улучшить свою жизнь и повысить эффективность своей работы.

Об этом и многом другом будут говорить эксперты на Московском международном салоне образования — крупнейшем российском образовательном событии, которое пройдет с 18 по 21 апреля в 75-ом павильоне ВДНХ. Мероприятие будет интересно педагогам, тем, кто занимается организацией и управлением в образовании, а также родителям.

12 апреля 2018, 15:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/svoy-sredi-chuzhih-deti-i-tehnologii

Эмоциональный интеллект — развитие коммуникативных навыков у ребенка

В последнее время тематикой многих психологических тренингов и курсов стал «Эмоциональный (коммуникативный) интеллект (EQ)». Огромное внимание его развитию уделяют люди бизнеса, политические деятели, Создано немало программ развития эмоционального интеллекта для взрослых людей в рамках корпоративных тренингов, курсов повышения квалификации.

Особенно это заметно в западных корпорациях, которые уже давно занялись проблемой эмоционального интеллекта своих сотрудников.

Ведь успех в бизнесе напрямую зависит от умения сотрудников заключать и реализовывать успешные сделки, от их способности управлять своими чувствами и правильно распознавать эмоции людей, от умения оперировать большими объемами информации и выработанной стрессоустойчивости.

Оказывается, эмоциональный интеллект, как и все остальные типы интеллекта, легче и эффективней развивать в детстве. Благодаря практическим упражнениям, психологическим и воспитательным играм, чтению сказок и рассказов и последующему обсуждению чувств героев, ребенок может стать обладателем высоко развитого эмоционального интеллекта уже к школе.

Итак, давайте уясним, что такое эмоциональный интеллект и что входит в это понятие.

Эмоциональный интеллект — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем или передаем с помощью эмоций.

Эмоциональный интеллект включает в себя:

БАЗОВЫЕ НАВЫКИ:

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ, УМЕНИЕ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ, УМЕНИЕ СЛЕДОВАТЬ ПОЛУЧЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ, УМЕНИЕ ДОВОДИТЬ РАБОТУ ДО КОНЦА, УМЕНИЕ ВСТУПАТЬ В ОБСУЖДЕНИЕ, УМЕНИЕ ПРЕДЛАГАТЬ ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОМУ, УМЕНИЕ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ НА  СВОЕМ  ЗАНЯТИИ, УМЕНИЕ ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ  В РАБОТЕ.

НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ:

УМЕНИЕ ЗНАКОМИТЬСЯ, УМЕНИЕ НАЧАТЬ РАЗГОВОР, УМЕНИЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ИГРАЮЩИМ ДЕТЯМ, УМЕНИЕ ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ ИГРЫ, УМЕНИЕ ПРОСИТЬ ОБ ОДОЛЖЕНИИ, УМЕНИЕ ПРЕДЛАГАТЬ ПОМОЩЬ СВЕРСТНИКУ, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ СИМПАТИЮ, УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ, УМЕНИЕ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ, УМЕНИЕ ДЕЛИТЬСЯ, УМЕНИЕ ИЗВИНЯТЬСЯ.

 НАВЫКИ ОБХОЖДЕНИЯ С ЧУВСТВАМИ:

УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ ЧУВСТВА, УМЕНИЕ РАСПОЗНАТЬ ЧУВСТВА ДРУГОГО, УМЕНИЕ СОЧУВСТВОВАТЬ, УМЕНИЕ ОБРАЩАТЬСЯ С СОБСТВЕННЫМ ГНЕВОМ, УМЕНИЕ РЕАГИРОВАТЬ НА  ГНЕВ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРАХАМИ, УМЕНИЕ ПООЩРЯТЬ СЕБЯ, УМЕНИЕ ПЕРЕЖИВАТЬ ПЕЧАЛЬ. 

 НАВЫКИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ АГРЕССИИ:

Важно

УМЕНИЕ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ МИРНЫМ ПУТЕМ, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ НЕДОВОЛЬСТВО, УМЕНИЕ СПОКОЙНО РЕАГИРОВАТЬ В СИТУАЦИИИ, КОГДА НЕ ПРИНИМАЮТ В ОБЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППЫ, УМЕНИЕ АДЕКВАТНО РЕАГИРОВАТЬ В СИТУАЦИИ, КОГДА ДРАЗНЯТ, УМЕНИЕ ПРОЯВЛЯТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УМЕНИЕ УЧИТЫВАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОЕГО ИМПУЛЬСИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ,УМЕНИЕ ПРИНЯТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ СОБСТВЕННОГО ВЫБОРА, УМЕНИЕ АДЕКВАТНО РЕАГИРОВАТЬ НА ОБВИНЕНИЯ.

 НАВЫКИ ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ:

УМЕНИЕ ПРОИГРЫВАТЬ, УМЕНИЕ ОБХОДИТЬСЯ С ЧУЖОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ «НЕТ», УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ С СИТУАЦИЕЙ  ИГНОРИРОВАНИЯ, УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СМУЩЕНИЕМ, УМЕНИЕ БЫТЬ В ХОРОШИХ ОТНОШЕНИЯХ СО СПОРТОМ, УМЕНИЕ РАССЛАБИТЬСЯ.

Теперь, когда мы определили для себя эмоциональный интеллект и его компоненты, давайте поговорим о том, что может помочь родителям в процессе развития эмоционального интеллекта их ребенка.

1. Читайте сказки, рассказы, смотрите детские фильмы и мультфильмы, обсуждайте чувства и эмоции главных героев. Моделируйте альтернативные «концовки» сказок, ломайте стереотипы характеров героев.

2. Чаще слушайте классическую музыку с ребенком и обсуждайте, какие эмоции и чувства вызывает у вас тот тили иной фрагмент музыкального произведения.

3. Рассматривайте картины, скульптуры, архитектурные сооружения. Обсуждайте, какие эмоции и какое настроение создает тот или иной образец культуры и искусства.

4. Давайте вербальные определения своим чувствам и чувствам других людей. Старайтесь подбирать как можно более точные характеристики разнообразной гаммы чувств и эмоций.

5. Играйте в психологические игры. Например, нарисуйте радугу и подпишите, какой день недели ассоциируется у вас и у ребенка с каждым из цветов радуги, поговорите почему.

Совет

Разберите понятия «холодные» и «теплые» тона. Дайте цветовое определение месяцам, сезонам.

Каждое утро смотря в окно, определяйте, какого цвета сегодняшний день, какие чувства и настроения вызывает у вас цветовая гамма неба.

6. Обращайте внимание ребенка на мимику и жесты людей в моменты общения. Обсуждайте фотографии и портреты людей: их состояние души, чувства, настроения.

7. Играйте в игру «Зеркало». Стройте с ребенком друг другу рожицы, пытайтесь скопировать выражение лица друг друга и определить задуманную эмоцию.

ГОТОВЫЕ ЗАНЯТИЯ — ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ШЕСТИ ВЫ НАЙДЕТЕ В ПРОГРАММЕ «МИЗИНЧИК — ДИПЛОМАТ», КОТОРАЯ ГОТОВИТСЯ К ВПУСКУ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ.

В США, где впервые прозвучал термин «эмоциональный интеллект» существует множество школ, где проводится работа с детьми разного возраста по развитию их эмоционального интеллекта. Так проект улучшения социального осознания и решения социальных проблем, проводимый в университете Ратгерса, выявил следующие результаты:

• Большая чуткость к чувствам других людей

• Лучшее понимание последствий своего поведения

• Возросшая способность ≪правильно понимать≫ межличностные ситуации и планировать соответствующие действия.

• Более высокая самооценка.

• Более просоциальное поведение.

• Сверстники обращаются к ним за помощью.

• Лучше справились с переходом в среднюю школу.

• Менее антиобщественное, менее вредящее им самим и вносящее беспорядок с общественной точки зрения поведение, даже при продолжении наблюдения за ними в средней школе.

• Большее развитие способности усваивать знания.

• Лучший самоконтроль, социальное осознание и принятие социальных решений в классе и вне класса.

А вот результаты Йельско-нью-хейвенская программы стимулирования развития социальной компетентности

Улучшение навыков решения проблем.

Большая вовлеченность в общение с равными себе.

Большее сдерживание побуждений.

Улучшившееся поведение.

Большая успешность в межличностных отношениях и большая популярность.

Возросшее умение справляться с трудностями.

Возросшее мастерство решения межличностных проблем.

Умение лучше справляться с тревожностью.

Сокращение числа случаев девиантоного поведения.

Развитие навыков разрешения конфликтов.

К сожалению, в российских дошкольных учреждениях и школах на данный момент нет аналоговых программ развития эмоционального интеллекта. Не поэтому ли мы так часто сталкиваемся с подростковым суицидом, детским бродяжничеством и криминалом.

Обратите внимание

Пришло время взять ситуацию в свои руки и сделать все возможное в условиях семейного воспитания и  развивать эмоциональный интеллект наших детей с самого раннего возраста.

Я хочу поделиться с вами некоторой литературой, которая может оказаться полезной в этом нелегком, но интересном деле.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект (Психология лучшее) — 2009
Е. П.

Ильин Эмоции и чувства
Эмоциональный букварь от Ах до ай

Источник: https://kidsmi.ru/573/

Ссылка на основную публикацию