Стоит ли опасаться автомобилей-беспилотников

Чем опасны беспилотные автомобили?

Вообще-то слово «автомобиль» дословно означает «движущийся сам». И в течение всей своей более чем столетней истории автомобили эволюционировали именно в сторону максимального отстранения человека от процесса управления. Когда-то ведь даже заводить мотор нужно было заводной рукояткой, позднее появились автоматическая коробка передач, круиз-контроль, автоматическое торможение…

И вот теперь в нашу жизнь стремительно входят автомобили, которые ездят полностью сами, вообще без участия водителя. С аппаратной точки зрения, кстати, ничего сложного и суперсовременного в них нет. Те же колеса, моторы, рулевое управление и тормоза, а также сервоприводы для управления всем, чем можно управлять, давно присутствуют и в обычных машинах.

Камеры, следящие за разметкой и за другими машинами вокруг, тоже не то чтобы новинка. Системы распознавания дорожных знаков и навигаторы с подробными картами уже встречаются даже в бюджетных моделях.

Обратите внимание

И неровности дороги обычные машины давно научились распознавать: на основе этих данных некоторые «Мерседесы» регулируют подвеску так, чтобы в момент проезда неровности как бы приподнимать колесо, и в итоге машина практически летит над асфальтом.

Остается, казалось бы, всего ничего: сделать программную часть, которая будет управлять всеми системами, заменяя водителя. И вот тут возникает много вопросов далеко не технического толка.

Первая жертва «робомобиля» уже есть: в США Tesla из-за ошибки системы распознавания не заметила приближающийся к ней грузовик, в то время как ее владелец спокойно сидел, уткнувшись в свой смартфон.

Кого в данном случае считать виновным в трагедии? Владельца? Но он не управлял автомобилем. Производителя? Но он вроде как тоже не управлял автомобилем.

Или, скажем, другая ситуация: допустим, ДТП неизбежно, и компьютер это понимает — на дорогу из-за угла внезапно выбежал двухлетний малыш. Правила дорожного движения в аварийной ситуации требуют применить экстренное торможение, не меняя направление движения.

То есть следующий формальным правилам робомобиль собьет малыша. При этом большинство людей предпочли бы нарушить ПДД — и резко свернуть в столб, потому что шансов выжить у водителя и пассажиров машины с подушками безопасности больше, чем у пешехода.

А саму машину потом восстановят по страховке.

Или возьмем другую ситуацию: выбегающий неожиданно на дорогу лось. Если следовать ПДД, это приведет к неминуемому столкновению с лосем и серьезным травмам пассажиров.

Живой водитель попробовал бы на практике «лосиный тест» с резким перестроением и возвратом обратно: в идеале поехал бы дальше, при менее удачном стечении обстоятельств машина опрокинулась бы или съехала в кювет, но без серьезных последствий.

Важно

Хорошо, можно сделать систему более интеллектуальной и научить ее распознавать образы, сопоставлять множество разных условий и в конечном итоге решить часть проблем.

То есть если выбегает животное лось, а на встречке никого нет, то анализируем траекторию и скорость животного лось — и маневрируем.

Если выбегает ребенок, а вокруг не видно других пешеходов, но есть столб, едем в столб и втыкаемся в него максимально безопасно для пассажиров. Казалось бы, проблема решена: продумать все алгоритмы, и можно ездить. Но все не так однозначно…

Рассмотрим, например, результаты опроса, проведенного компанией Cognitive Technologies, которая как раз и занимается разработкой автоматизированных систем управления для автомобилей. Что особенно характерно, это не какие-то абстрактные люди, а 80 тысяч человек из 47 регионов России, то есть это те, кого мы видим вокруг каждый день.

Так вот, в случае если на дорогу выбегает пешеход, а по встречке движется другой автомобиль, лишь 59% опрошенных предлагают съезжать в кювет, чтобы не сбить пешехода. 38% считают, что лучше сбить пешехода, видимо, потому, что «ну а че он»! Около 3% предпочтут лобовое столкновение — вероятно, в расчете на то, что встречный автомобиль испугается и сам уедет в кювет или на пешехода.

Если пешеходов несколько, то в кювет бы съехали 71% опрошенных, а 26% все равно считают, что нужно ехать прямо и всех сбивать. Интересно, что был вариант, когда на дорогу выбегает собака, а не пешеход: в этом случае ее бы сбили 55% участников опроса.

Более того, в вопросе с собакой можно было выбрать экстренное торможение, при котором вас догонит движущийся сзади автомобиль.

Несмотря на то что формально виновен в ДТП будет в этом случае именно он, а не беспилотник, такой алгоритм выбрали бы только 40% человек.

Совет

Другой опрос, проведенный американскими исследователями, показал еще более интересную картину.

По его результатам люди в целом склонны считать правильным такое поведение робомобиля, когда он спасает пешехода или тем более группу пешеходов ценой жизни пассажира.

И чем больше в группе пешеходов — тем большее количество опрошенных давало положительный ответ. Например, если в группе 10 пешеходов, то 76% участников опроса, или подавляющее большинство, считают, что спасать нужно их.

Однако, когда от абстрактного «общего блага» дело дошло до максимально конкретных формулировок, а именно «Купили бы лично вы такой робомобиль, который может убить одного из ваших близких ради снижения общего числа жертв аварии?», количество ответивших положительно резко упало до 19%.

То есть абстрактно люди согласны, что иногда автомобилю следует пожертвовать чьей-то жизнью для спасения других людей, но явно предпочитают, чтобы это были жизни каких-то незнакомцев.

Что делать в такой ситуации производителю? Не все будут согласны с решением, заложенным в автомобиль на заводе, что наверняка приведет к шквалу судебных исков после аварий, адресованных разработчикам.

Если же дать возможность владельцу автомобиля самому программировать алгоритмы, то с большой вероятностью он что-нибудь сделает не так и автомобиль натворит бед.

Да и для хакеров такая система станет куда уязвимее.

Поэтому, скорее всего, робомобили будущего (а за ними, безусловно, будущее) вообще сделают существование личного автомобиля бессмысленным. Беспилотники будут принадлежать таксомоторным компаниям, а вызвать ближайший свободный можно будет через мобильное приложение вроде Uber.

Обратите внимание

Это, в свою очередь, существенно снизит количество автомобилей, требующихся для перемещения того же количества населения, по сравнению с личным транспортом и решит множество проблем, в первую очередь с парковками и пробками, а во вторую очередь — с таксистами и их «дорогу покажешь?», шансоном и стойким запахом дешевых папирос в салоне.

Пешеходов же можно будет оснастить датчиками-маячками (как сейчас, например, в Европе все обязаны носить светоотражающие значки в темное время суток), и тогда автомобиль будет знать обо всех пешеходах в округе заблаговременно, и сбивать в большинстве экстренных случаев будет просто некого. И летающий «ДеЛореан» изобретать не придется.

Источник: https://www.kaspersky.ru/blog/driverless-cars-dangers/12956/

Многие люди станут луддитами из-за беспилотных автомобилей

ХХ и ХХI века стали для человечества наиболее успешными и прогрессивными. Именно в этот период произошел значительный скачок в научно-технической сфере.

Мы уже давно привыкли пользоваться всеми изобретениями науки и новомодной техникой, но не все так просто. В мире полно луддитов – людей которые выступают против новых изобретений, оригинальных идей, да и вообще боятся любого прогресса.

С развитием беспилотных инноваций, безусловно их количество станет еще больше.

Луддиты (англ. luddites) — рабочие, которые участвовали в протестных движениях первой четверти 19 века против внедрения машин во время промышленной революции в Англии. Луддиты выступали против того, что машины вытесняли из производства людей (это приводило к безработице). Обычно выражением протеста было разрушение автоматизированных станков и машин.

Главное опасение луддитов – новые машины и технологии вытеснят людей из производства. Это приведет к тому, что наступит безработица и многие лишатся своих рабочих мест и зарплаты.

Компании-производители техники активно заменяют все возможные виды производства на роботизированные. К примеру, в прошлом столетии произошло обнищание ремесленников и ткачей, которые работали на ткацких фабриках. Механизированные станки полностью заменили человеческий труд.

Современные луддиты убеждены, что развитие беспилотных автомобилей сделает то же самое.

Например, в Индии многие уже выступили против автономных технологий. Страна не желает впускать беспилотные автомобили на дороги своих городов. Минист транспорта Индии заявил: «Мы категорически против инновационных изобретений, которые сократят рабочие места.

Важно

В любой стране с развитой безработицей нельзя будет правильно реализовывать подобные технологии». Интересно, что сейчас в Индии существует нехватка нескольких тысяч водителей и правительство запускает новые автошколы, которые будут подготавливать профессионалов.

Одна из последних стран, где можно ждать массовое появление беспилотных автомобилей – это Индия. В том числе и из-за массового страха потери людьми работы.

Компания Uber уже прокомментировала эти заявления. Представители концерна заявили, что Индия не сможет быть «местом обитания» беспилотных транспортных средств. А все из-за неправильного дорожного движения. Оно достаточно неупорядоченное и хаотичное для иностранных граждан.

В России также был рассмотрен этот вопрос. Главный ученый РосНано Сергей Калюжный заявил, что стремительное развитие прогресса может сильно сказаться на нашем обществе. Но здесь скорее – в положительном ключе. Заявление было сделано на праздновании Дня развития науки в России:

Источник: https://bespilot.com/news/282-3891839

Беспилотные автомобили. “За” и “Против”

Февраль 26 13:03 2017 by Наконечный Александр

Недавний отчет инженерной и архитектурной группы IBI обозначил целый ряд моментов, которые беспилотные автомобили могут улучшить и исправить в транспортной инфраструктуре городов. Однако имеются и определенные моменты, в которых, при неправильном планировании и управлении, может стать еще хуже, чем есть сейчас.

Обозначенные в докладе как Коммутируемые и Автономные Транспортные Средства (CAVs), эти автомобили имеют возможность общаться с инфраструктурой (светофоры, здания, коммунальные службы и т.д.

), мобильными телефонами (даже находящимися у пешеходов), а также другими транспортными средствами в потоке.

Они также имеют набор датчиков, которые помогают им оценивать и интерпретировать окружающую обстановку и способны двигаться полностью автономно.

Отсюда следует очевидное – города и инфраструктура должны кардинально измениться, прежде, чем автономные автомобили смогут стать мейнстримом. Во всей этой истории можно выделить несколько положительных и отрицательных моментов:

“За”. Повышение безопасности дорожного движения

Исследования показывают, что до 90% всех ДТП происходят по вине водителя и от 20 до 30% из них – из-за того, что во время движения водитель отвлекся от управления. Кроме того, количество погибших в результате ДТП по всему миру в год превышает миллион человек.

В докладе IBI отмечено, что появление автономных автомобилей исключит или намного смягчит последствия 90% ДТП. Многие эксперты считают, что, ожидаемое к 2020 году появление автономных автомобилей 5 уровня автономии (без рулевого колеса и возможности передачи управления), резко сократит количество ДТП со смертельным исходом.

“Против”. Все может стать еще хуже

Хотя в докладе и описывается явное преимущество автономных автомобилей для безопасности, однако там также упоминается и то, что “присутствие на дорогах во время переходного периода автономных автомобилей и обычных, управляемых водителями, может ухудшить ситуацию до того момента, когда она улучшится”. По сути, беспилотники, едущие по четким алгоритмам и обычные водители, у которых семь пятниц на неделе и непредсказуемая реакция, вполне вероятно вступят в серьезный конфликт.

“За”. Эффективные перевозки

С каждым годом дорожная ситуация в городах становится все сложнее. Частные автомобили, общественный транспорт и такси, каршеринг, коммерческий транспорт – все это вперемешку образовывает заторы, увеличивает время в пути и снижает эффективность жизни.

Тем не менее, в докладе IBI Group указано, что автономные транспортные средства значительно смогут улучшить качество услуг общественного транспорта и уменьшить количество частных автомобилей на дорогах, позволяя пользоваться транспортными услугами более оперативно, экономно и эффективно, даже в районах с низким уровнем спроса.

Кроме того, если даже на автономном автомобиле вы попали в пробку, то это время можно использовать куда более эффективно, например, на отдых или выполнение какой-то работы, не отвлекаясь на дорожное движение и управление. К тому же можно экономить топливо или энергию за счет “караванов”, когда автомобили движутся друг за другом на оптимальной дистанции, создавая “воздушный карман”.

“Против”. Все то же

Мы же люди. А если автономные автомобили будут более удобны, экономичны, эффективны – то каждый захочет заиметь себе такой в личное пользование. А не пользоваться общественным транспортом или каршерингом.

А даже если и многие будут пользоваться автономными автомобилями через каршеринг, то они быстро наберут большие пробеги и будут намного быстрее изнашиваться и ломаться. И IBI в своем докладе с этим согласны.

“За”. Больше места для строительства, торговли или общественного пространства

Вообще, под автомобили, конечно, выделяется достаточно большое количество городского пространства. Парковки, многие из которых достаточно долгое время пустуют, могут быть использованы в более правильных целях.

Многие рассматривают автономные автомобили как беспилотное такси или для коротких поездок по городу (вроде каршеринга). По сути, такое применение решает вопрос – когда необходимо – вызвал, доехал и отпустил.

Пока беспилотный автомобиль не используется, он находится в специальных отстойниках и не мозолит глаза и не занимает место в городе.

“Против”. Уплотнение городов

Помимо того, что такой вид дохода для компаний и административных образований, как парковки и штрафы за нарушение правил, исчезнет, правительствам придется определиться с формой использования автономных средств однозначно. Ведь если они будут надежными и недорогими в обслуживании, народ ломанется их покупать в собственность. Соответственно, придется такую форму запрещать.

“За”. Дешевые перевозки

Автономные транспортные средства, вполне ожидаемо, будут дешевле в эксплуатации потому, что не придется платить водителям. Каршеринг тоже будет дешевле – минимизируется риск человеческого фактора. Кроме того, если в системе общественного транспорта вдруг возникнут проблемы, можно задействовать автономные автомобили для перевозки пассажиров.

“Против”. Стоимость инфраструктуры

Первым большим шагом по интеграции автономных автомобилей в транспортную инфраструктуру авторы доклада IBI называют создание выделенных полос для них. Однако решить проблему перекрестков, на которых имеются еще и обычные транспортные средства, пока крайне сложно. Тем более, авторы настаивают на оборудовании светофоров специальными датчиками, для более качественной коммуникации.

Все это – лишь цветочки, по сравнению с ягодками и грибочками, которые ждут нас при переоборудовании городской инфраструктуры под автономные транспортные средства. Сложно даже примерно прикинуть не только количество нулей в сумме, которая потребуется на все работы и оборудование, но и те неудобства, с которыми придется столкнуться жителям городов в процессе этих работ.

И в этом смысле возникает дилемма – автономные автомобили в теории больше благо, чем зло. Однако это совершенно новый уровень инфраструктуры и новый уровень отношения к автомобилю в принципе.

Совет

Хоть и говорят, что полностью готовые к эксплуатации беспилотники появятся уже к 2020 году, однако при отсутствии требуемой инфраструктуры они будут не более, чем игрушками для богатых дядь и теть.

Читайте также:  Появилась новая версия робота asimo

И предстоит еще немало жарких споров о том, стоит или нет на государственном уровне финансировать проект внедрения этих транспортных средств в инфраструктуру. И не только в России, но и во всех странах мира.

А вы что думаете по этому поводу? Быть автономным автомобилям в России? Как изменится Москва или Санкт-Петербург? А Липецк?

Источник: https://amsrus.ru/2017/02/26/bespilotnye-avtomobili-za-i-protiv/

Мнение миллионов людей: Беспилотные авто должны давить стариков и спасать молодых

Массачусетский технологический институт (MIT) опубликовал результаты запущенного в 2016 г. масштабного исследования под названием Moral Machine («Этика для автомобиля»). Участникам программы задавались вопросы о том, как бы они поступили в возникшей на дороге экстренной ситуации, например, чьими жизнями пожертвовали в первую очередь при аварии, трагедия в которой уже неминуема.

За два года исследователи собрали ответы порядка 2,3 млн респондентов со всего мира, и в дальнейшем они лягут в основу системы «этики» для программного обеспечения беспилотных автомобилей.

Специфика эксперимента

Moral Machine — это фактически тест, состоящий из 13 смоделированных ситуаций, рассматривая которые респондент должен был определить, как в них должен поступить электронный мозг полностью беспилотного автомобиля.

Одним из заданий теста был выбор варианта действия для беспилотного автомобиля в случае полного отказа тормозов. Респонденту были предложены два варианта ответа: свернуть в заграждение — погибнут двое взрослых людей и ребенок в салоне машины, или сохранить курс — погибнут трое пожилых людей, переходящих дорогу на красный свет.

Вопрос из теста: должен ли беспилотник сбить троих пожилых, переходящих дорогу на красный, или погубить двоих взрослых

и ребенка в салоне, свернув в препятствие

При ответе на вопросы испытуемым также давалась возможность неочевидного выбора, кого оставить в живых, а кого сбить. Так, им предстояло решить, чью жизнь сохранить: животного или человека, мужчины или женщины, молодых или пожилых, толстых или худых, пассажира или пешехода.

Помимо этого, предлагалось выбрать между пешеходами-нарушителями и добросовестными пешеходами, людьми с высоким или низким социальным статусом, большим количеством людей или меньшим.

Для разнообразия вопросов вводились и дополнительные критерии выбора жертв: учителя, доктора, беременные женщины и др.

Некоторые подробности

Цель исследования MIT — это не просто создание идеальной программы управления беспилотным автомобилем, как могло бы показаться. Ученые собирали ответы на вопросы, с учетом пола респондента, его возраста, региона проживания, а также уровня его дохода и даже вероисповедания.

Эту информацию участники исследования предоставляли по собственному желанию непосредственно после прохождения теста, а их геоположение на момент тестирования фиксировалось в обязательном порядке.

Авторы исследования хотели проверить, влияют ли на ответы все перечисленные факторы, особенно принадлежность к той или иной религии и проживание в той или иной стране мира.

Некоторые результаты

Анализ ответов показал, что респонденты чаще всего предпочитают спасать людей, а не животных, наибольшее количество людей и молодых вместо стариков. Это три основных постулата, которые производители беспилотных автомобилей определенно будут использовать в дальнейшем.

Как показало исследование, существенную роль в выборе ответов играют пол потенциальной жертвы и, что самое важное, религиозные предпочтения респондентов: мужчины реже оставляют в живых женщин, а религиозные люди наиболее часто отдают предпочтение спасению человека, а не животного.

Кому пригодятся результаты эксперимента MIT

Труды MIT предположительно оценит большая часть производителей беспилотных автомобилей, другими словами, практически все крупные автомобильные компании. Транспортные средства, способные передвигаться по дорогам без участия человека, уже выпускает, в частности, американская компания Tesla.

Производители автомобилей с частичным автопилотом тоже не должны обойти вниманием результаты исследования MIT. Например Volvo, в последние годы сделавшая ставку на повышение безопасности своих грузовиков, а также представители «немецкой тройки» — BMW, VAG и Mercedes.

Российские разработчики беспилотников не отстают

Морально-этическая сторона вопроса поведения беспилотных машин в экстремальных ситуациях волнует не только ученых из MIT. В России уже проводилось схожее исследование.

Авторами эксперимента выступили разработчики грузового беспилотного автомобиля на базе «Камаза» из компании Cognitive Technologies. Респондентам было предложено выбрать один из вариантов исхода появления на пути следования беспилотника препятствия в виде человека или животного.

В исследовании Cognitive Technologies приняли участие 1384 россиянина, из которых 73,8% мужчин и 26,2% женщин. Возраст основной группы участников – до 30 лет.

Обратите внимание

Один из вопросов подразумевал выбор между возможными вариантами: сбить выбежавшего на дорогу человека или свернуть в кювет, тем самым подвергнув критической опасности жизни пассажиров.

Большинство респондентов (71%) отдали предпочтение второму варианту ответа.

Источник: http://safe.cnews.ru/news/top/2018-10-26_mnenie_millionov_chelovek_bespilotnye_avto_dolzhny

Почему беспилотные автомобили до сих пор не появились на дорогах?

Вы наверняка не раз слышали о том, что скоро на наших дорогах появятся беспилотные автомобили. Об этом говорят уже более десяти лет, однако никому не удалось ещё купить машину, которая возила бы детей в школу, хозяина на работу, а жену его – по магазинам. Есть полуавтономные автомобили, оснащенные системами вроде автопилота “Теслы”.

Они могут помогать водителю, а в редких случаях и брать управление на себя. Однако даже они требуют постоянного присутствия в водительском сидении человека, который бы мог в любой момент подкорректировать действия автоматики. В начале 2018 года в Великобритании был лишён прав водитель, который ездил на таком автомобиле, сидя на месте пассажира.

Пытался, видимо, заглянуть в будущее, но остался непонятым.

В течение следующих нескольких лет ожидается появление транспортных средств, не требующих наличия человека в кабине, но это узкоспециализированные машины – дальнемагистральные грузовики или такси, перемещающиеся по строго определённым улицам и районам. И связано это с тем, что ездить по дорогам общего пользования не так просто, как кажется.

Программное обеспечение должно обрабатывать огромное количество информации и принимать непростые решения, чтобы преобразовывать сенсорные данные в команды движущемуся автомобилю.

И, несмотря на то, что на разработку подобных программ уже потрачены внушительные денежные средства и колоссальное количество умственного труда, перед инженерами до сих пор стоит множество труднопреодолимых препятствий.

Первая задача, которую должен решить автопилот – это определить, что его окружает. Это этап восприятия.

Люди делают это мгновенно и не задумываясь, автомобилю же нужно обработать целый букет разнородных данных – с видеокамер, радара, ультразвуковых сенсоров и лидара – это, по сути, трёхмерный радар с высокой детализацией, использующий лазерные лучи вместо радиоволн.

Важно

Сегодня автопилоты довольно неплохо справляются с переработкой всей этой информации в трёхмерную цифровую модель своего окружения. Дорога, автомобили, светофоры – всё это воспринимается ими превосходно.

Однако не всегда удаётся точно определить, что есть что. Например, если множество объектов находятся рядом друг с другом, вроде толпы пешеходов, программе трудно отделить одного человека от другого.

Поэтому, чтобы корректно работать в крупных городах и понимать суть происходящего, автопилот должен обрабатывать не только текущую картинку, но и несколько мгновений в прошлом.

Это позволит ему сгруппировать определённый набор совместно движущихся точек в конкретного пешехода, приготовившегося вступить на проезжую часть дороги.

Кроме того, некоторые объекты компьютеру очень трудно идентифицировать правильным образом – носимый ветром пластиковый пакет кажется сенсорам твёрдым, массивным и, следовательно, опасным. Он для них ничем не отличается от заполненного мусорного мешка, стоящего у края дороги.

Конкретно эта проблема может привести к ненужному торможению, но неверная идентификация может быть причиной и смертельных аварий. В 2016 году из-за того, что автопилот перепутал борт грузовика с размытым небом, в автомобиле Тесла погиб человек. Инженеры также должны удостовериться в том, что система работает надёжно в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Например, если в движении откажет одна из камер, её информация должна быть продублирована из другого источника.

Но и это ещё не всё. Нужно внести в память компьютера множество данных о таких, например, объектах окружения, как сбитые кошки, собаки и скунсы, гужевые повозки, падающие с грузовиков контейнеры.

Да мало ли что ещё встречается нам на дорогах. У некоторых компаний есть мощные симуляторы, моделирующие такие события, но даже они ограничены фантазией программистов.

Жизнь, как известно, весьма изобретательна в своих сюрпризах.

Совет

Настоящие проблемы у разработчиков, однако, начинаются на следующем этапе – прогнозирования. Недостаточно знать, где пешеходы и автомобили находятся в данный момент. Автопилот должен понимать, где они окажутся в следующую секунду, чтобы перейти к третьему этапу – планированию собственных действий.

Иногда прогнозирование прямолинейно – если кто-то включил поворотник, он собирается повернуть направо или налево. Но иногда компьютеру очень трудно понять поведение человека. Допустим, приближающийся автомобиль замедляется и моргает фарами, что пропустить вас при повороте налево через его полосу.

Человек сразу поймёт, что это безопасный маневр, повернёт и поблагодарит своего вежливого коллегу. Автопилоту же оценить подобную ситуацию крайне нелегко.

Самым же сложным на этапе прогнозирования является то, что безопасность маневра – это не та вещь, которую можно распознать программно. Это своего рода переговоры с другими участниками дорожного движения. Слегка подавая машину вперёд, вы рассчитываете на реакцию водителя, у которого есть преимущество.

То есть здесь наблюдается некое смешение прогнозирования и планирования, их синтез. Существуют исследования, согласно которым в тот момент, когда вы въезжаете на оживлённое шоссе со второстепенной дороги, вы не сдвинетесь с места, если кто-то не уступит вам дорогу.

То есть если автопилот достаточно осторожен при оценке ситуации, он надолго застрянет на таком участке дороги – любые действия будут казаться ему недостаточно безопасными.

В попытках решить эту проблему разработчики движутся по двум основным направлениям. Одна из возможностей заключается в том, чтобы автопилот рассматривал действия всех остальных участников дорожного движения, как нечто такое, что зависит от его собственных действий.

Но это может привести к излишне агрессивному поведению. Водителей, которые ведут себя на дороге, руководствуясь этим принципом, в народе принято называть “шашечниками” из-за привычки лавировать между другими машинами. Никогда не делайте так, кстати. Это очень некрасиво.

Обратите внимание

Вторая возможность – прогнозировать коллективные действия. Рассматривать себя, как один из многих автомобилей, взаимодействующих друг с другом, и поступать наиболее соответствующим ситуации образом.

Недостаток этого подхода в том, что приходится упрощать расчёты в целях обеспечения более быстрого принятия решений. Таким образом, несовершенство работы программ на этапах прогнозирования и планирования является одной из самых серьёзных нерешённых проблем в создании автопилота.

На дороге случается много такого, с чем компьютер пока не готов справиться.

Это не значит, конечно, что беспилотные автомобили не появятся в ближайшем будущем на автомагистралях страны и улицах городов. Среди этих дорог, в конце концов, есть и такие, на которых никогда не возникают описанные в этой статье сложности.

Что же касается полностью автономного, совершенно полноценного участника дорожного движения, не требующего наличия представителя вида Homo Sapiens за рулём, скажем так – инженерам, программистам и конструкторам не нужно опасаться безработицы ещё много лет.

Пусть спокойно работают, мы порулим пока сами.

Источник: https://StatusMen.ru/interesting/bespilotnye-avtomobili

Создатели беспилотных автомобилей рассказали об их главных проблемах – МК

“Живой” водитель еще долго будет обязательным

30.11.2018 в 19:35, просмотров: 4144

Новость о начале тестирования машин-беспилотников, да еще и на маршрутах общественного транспорта, многих шокировала.

Как это возможно при наших-то пробках, горе-водителях и отсутствии разметки в снежное время? Однако, как утверждают специалисты, возможно.

И первые испытания машин-беспилотников пройдут будущей весной на трассе М11 Москва — Санкт-Петербург рядом с Вышним Волочком и в Татарстане.

Вероятно, так беспилотник будет «видеть» поток машин вокруг.

Самоуправляемые авто уже давно не являются фантастикой. Они уже ездят по закрытым территориям, например в Сколково или на ВДНХ.

В октябре корреспондент «МК» общался с разработчиками первой беспилотной российской маршрутки. Они утверждали, что хоть сейчас готовы выпускать свое детище на дороги столицы, но еще не разработана законодательная база.

И вот — 1 декабря 27 компаний-разработчиков смогут подать заявку на участие в пилотном проекте во ФГУП «НАМИ».

«НАМИ определен испытательной лабораторией, где будет проводиться оценка соответствия требованиям безопасности высокоавтоматизированных транспортных средств», — разъяснили «МК» в Министерстве промышленности и торговли. После этого и получения других документов беспилотные авто могут появиться на улицах.

В июле правительство Москвы, ФГУП «НАМИ» и еще три компании подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития беспилотного транспорта в Москве.

Одна из компаний разрабатывает собственную технологию для беспилотников. Осенью прошлого года специалисты презентовали свою машину Владимиру Путину, а зимой появился видеоролик, где их беспилотный автомобиль ездит по Москве.

Важно

В пресс-службе второй компании нам рассказали, что разрабатывают свои «грузовые автомобили с системами помощи водителю и системами автономного движения».

— Начиная с 2019 года планируется старт пилотной эксплуатации автономных транспортных средств на дорогах общего пользования на закрытых территориях. Во время движения в кабинах автомобилей будут присутствовать профессиональные водители-испытатели, которые при возникновении экстренной и внештатной ситуации примут управление на себя, — разъяснили в компании.

Наклейку на беспилотный автомобиль уже разработали.

Подробнее всех о своих беспилотниках «МК» рассказали на Горьковском автозаводе, где проходят полевые испытания нескольких образцов беспилотных транспортных средств на базе электробусов. Машина может сама передвигаться по маршруту, который задает оператор, и способна понять, если ли на маршруте препятствие (статическое или движущееся).

Если говорить упрощенно, в беспилотнике стоит высокоточная система навигации, которая помогает понять, где в каждый момент времени находится машина.

А остальные устройства сканируют пространство вокруг автомобиля (дорогу, соседние машины), «видят» препятствия и принимают решение: ехать дальше, поворачивать, останавливаться или сбрасывать скорость.

Причем система навигации будет отслеживать точное местоположение, даже если машина заедет под мост, то есть сигнал от спутника исчезнет на короткое время.

— Центральный компьютер проводит оценку возможности пересечения траекторий автомобиля и препятствия. В зависимости от выбранного сценария автомобиль производит либо корректировку маршрута для безопасного маневра, либо остановку, вплоть до экстренного торможения, — разъяснили в компании.

Однако одно дело — тест на полигоне, и другое дело — на наших дорогах. Даже наших водителей вводят в ступор разметка под слоем снега и грязи, любители острых ощущений, выезжающие на встречку, или просто пешеходы, перебегающие дорогу в неположенном месте. Так что беспилотники должны адаптироваться к российской действительности.

Читайте также:  Почти все успешные трейдеры обладают искусственным интеллектом

Как беспилотные машины распознают границы проезжей части без разметки? В составе системы беспилотного вождения есть разные сенсоры (радары, видеокамера, тепловизоры и другие).

Система навигации определяет, где машины находится в каждый момент времени, а специальный алгоритм обрабатывает эти данные и может точно определить, где заканчивается дорога.

На заводе тестируют две системы автономного вождения. В рамках первой на беспилотниках установлена дополнительная система лазерных датчиков — лидаров. Они помогают беспилотному автомобилю точнее понимать свое местоположение: для этого вычислитель сравнивает ранее сформированную математическую оценку и получаемую в онлайн-режиме «картинку».

Совет

Вторая технология, которую тестирует компания, — управление на базе стереокамер. Камеры строят так называемую «карту глубин» вокруг машины, то есть сканируют при помощи высокочувствительной оптики пространство вокруг авто.

— Участие «живого» водителя в управлении автомобилем еще долго будет обязательным, — пояснил «МК» сотрудник одного из израильских IT‑центров, разрабатывающих ПО для беспилотных машин. — Конечно, рано или поздно прогресс дойдет до полностью автономных транспортных средств, но это будет явно не завтра.

По словам программиста, на нынешнем этапе разработки «электронного водителя» софт беспилотных автомобилей не безупречен. «Да и вообще, практически невозможно создать алгоритм, который совсем не совершает ошибок, — говорит разработчик. — Пусть в 99,9% программа принимает верное решение, но 0,1% ошибки при роковом стечении обстоятельств убьет человека. А это, разумеется, неприемлемо».

Пока что программы искусственного интеллекта для беспилотных авто иногда совершают «детские» ошибки, рассказал программист. Так, несколько месяцев назад израильский автобеспилотник «осрамился» в присутствии журналистов, проехав на красный свет из-за ошибки распознавания сигнала.

— Как решить такие проблемы? — говорит эксперт. — Скажем, если бы алгоритм управления машиной в подобных случаях не принимал решение наугад, а включал режим тревоги — плохо видно, на дороге что-то непонятное, — водитель мог бы успеть отложить в сторону телефон и спасти свою жизнь.

В российских беспилотных автомобилях в рамках тестирования также будет водитель. Однако автоюрист Сергей Радько считает, что тот момент, когда машина будет ездить по улицам сама, настанет очень нескоро. И причина тому — правила дорожного движения.

— Для работы беспилотных автомобилей в рамках закона надо менять ПДД, — рассказывает Радько. — Туда нужно будет внести понятие «беспилотный автомобиль». Но это невозможно, потому что возникает вопрос: «А кто отвечает за соблюдение ПДД? За пропуск пешеходов, скорость, светофоры?».

Если отвечать будет разработчик, тогда он должен давать стопроцентную гарантию исправности автопилота. Ни одна компания этого не сделает. А если сделает, то такой автомобиль будет стоить заоблачных денег, и будет проще купить машину с персональным водителем и отдыхать на заднем сиденье.

Источник: https://www.mk.ru/moscow/2018/11/30/sozdateli-bespilotnykh-avtomobiley-rasskazali-ob-ikh-glavnykh-problemakh.html

Гугл-кар не пройдёт: почему беспилотники не вытеснят традиционные авто – Колеса.ру

Ох уж эти футурологи… В прогрессивной прессе смерть «традиционного автомобилизма», где люди покупают себе машины и ездят на них, подаётся уже как без пяти минут свершившийся факт. И строятся самые удивительные прогнозы, что же будет дальше.

Вот, скажем, венчурный фонд Andreessen Horowitz прогнозирует обвал цен на недвижимость. Якобы из-за того, что в эру автономных машин не понадобятся парковки при строительстве домов.

А мне почему-то кажется, что слухи о скором порабощении нас таксомоторами и унылыми общественными повозками на электроходу сильно преувеличены. И вот почему.

Обратите внимание

Не так давно я примерно на неделю остался без машины — мастер, которому я мог доверить диагностику одной неоднозначной поломки, уехал в отпуск. Бывает. Я не сильно расстроился, потому что за те годы, что я не вылезал из-за руля, в городе появилась куча продвинутых сервисов. Все их хотелось, наконец, опробовать на себе.

Какие там джихад-такси? Теперь ведь есть и Uber, и Gett, и Яндекс-такси, а ещё каршеринг и прочие признаки светлого будущего. Забегая вперёд — через неделю я мчался на встречу с мастером, как на крыльях. Ещё бы — это был день, когда я возвращался к собственной машине с твёрдым желанием больше никогда не лишаться её.

Я не могу сказать, что водители в такси были сплошь какие-нибудь бандиты или хамы. Отнюдь — ведь в такси-сервисах есть балльная система. Попробуй тут нахамить… И всё же регулярные поездки в такси высосали из меня столько нервов, сколько не высасывал месяц езды за рулем.

Разумеется, мне попался хрестоматийный армянин, который плохо ориентировался в городе.

А вы думали, они испарились вместе с профессией бомбилы? Потом был парень, который полтора часа рассказывал о нелёгкой жизни малого предпринимательства и непомерных налогах на ИП.

Потом дяденька, судя по всему приехавший после годового отпуска в буддийском монастыре — он всегда вставал в самый длинный ряд, пропускал всех и сохранял полнейшее спокойствие.

Ну и машины тоже — вроде бы приличные, но у одного грязновато, у другого сзади бренчит подвеска, у третьего навязчиво пахнет ароматизатором, четвёртый слушает какую-то мерзость, хоть и негромко.

Улавливаете мысль? Если говорить о комфортном перемещении, то обычное такси — не вариант на каждый день.

Важно

Лучше общественного транспорта — бесспорно, но по уровню комфорта до личного автомобиля не дотягивает даже близко.

Какие-то раздражители можно убрать, но каждый раз вступать в дискуссию с таксистом и требовать выключить музыку или засунуть надоедливую ёлочку в бардачок — удовольствие ниже среднего.

Наверное, впечатление было бы иным, пользуйся я люксовым такси, где в парке сплошь машины бизнес- и представительского класса не старше 3 лет, шофёры изучали этикет в Лондоне, а вождение — в ФСО… Но тут мы упираемся в цену вопроса и понимаем, что регулярное использование дорогого такси обойдется дороже содержания собственной машины бизнес-класса.

Попытка обратиться к единственной крупной каршеринговой компании озадачила ещё сильнее.

Нужно было лично придти к ним в офис, чтобы подписать договор или самостоятельно распечатать и вызвать курьера за ним. Распечатать. Договор.

И эти люди что-то говорят о технологиях будущего? Я уже не говорю о том, что машины в службах каршеринга пока предлагаются максимально унылые, ездить на которых вообще не хочется.

Нет, конечно, это всё «болезни роста». В Калифорнии, скажем, никаких бумажных договоров не надо — прицепил в приложении свою банковскую карту и гоняй сколько влезет. Два часа бесплатно (окупается за счёт рекламы на бортах машины) и по 6 долларов за каждый следующий час. В Париже тоже есть удобная сеть с электрокарами.

Правда, есть нюанс. Везде, где из цепочки «продукт — клиент» изъят человек, появляются сюрпризы уже не от исполнителей, а от других клиентов. Да-да, я говорю о грязи.

Совет

Внутри этих парижских серебристых электрокаров по большей части царит такой бардак, что хочется постелить тряпочку на кресло, а за руль браться в перчатках.

Прокатные машины ещё хоть как-то чистят после клиентов, а за каршеринговыми присмотр просто невозможен, иначе теряется всё преимущество.

Ровно то же самое будет с беспилотниками. Они будут грязными, побитыми, заклеенными жвачками и заваленными мусором, потому что никакие высокие технологии не искоренят в человеке свинью. И — частного собственника.

Зато если идеи общественного равенства использовать грамотно, то выходит Швеция, в крайнем случае — Китай. Так и в автомобилях. Автопилот — классная штука, чтобы доверять ему управление, когда нужно отвлечься на почту в телефоне. Или «позвать» свою машину с паркинга ко входу. Но автомобили останутся в собственности у людей.

Источник: https://www.kolesa.ru/article/gugl-kar-ne-projdyot-pochemu-bespilotniki-ne-vytesnyat-traditsionnye-avto

Как беспилотные автомобили будут решать вопросы жизни и смерти

Когда-то казалось, что все проблемы, связанные с моральным выбором умной машины, позволят разрешить законы робототехники, сформулированные писателем-фантастом Айзеком Азимовым.

Робот не должен причинять вред человеку – и точка. Но что делать беспилотному автомобилю, если у него отказали тормоза и сейчас он либо собьёт пешехода, либо рискнёт жизнью пассажира, съехав в кювет? Это не фантастика.

Автомобили-роботы уже выезжают на дороги.

“Беспилотный автомобиль: кого он должен спасать?” – под таким заголовком на сайте Массачусетского технологического института рассказывается о недавнем исследовании, опубликованном в журнале Science.

Учёные из MIT, предложили респондентам подумать над решением нескольких десятков моральных дилемм.

По сути, это исследование – вариация на тему знаменитой “проблемы вагонетки”, которая прежде казалась абсолютно умозрительной.

“Проблема вагонетки” – это мысленный этический эксперимент, который с 60-х годов используют психологи. Представьте, что по рельсам несётся тяжёлая неуправляемая вагонетка и на пути у неё пять человек, привязанных к рельсам.

У вас есть возможность нажать на рычаг и перевести стрелку на другой путь, где человек всего один. Вопрос в том, будете ли вы это делать. Правильного и неправильного решения у моральных дилемм не существует.

Приверженцы утилитарного подхода считают правильным спасать как можно больше жизней, другие говорят о недопустимости вмешательства и совершения убийства своими руками.

Как из человека стать машиной: биохакеры и мировое господство

“Легко представить ситуацию, когда алгоритмы, заложенные в программу безопасного движения, войдут в конфликт друг с другом”, – пишут авторы из MIT. И предлагают сделать выбор. “У машины отказали тормоза. Если она продолжит двигаться, то собьёт девочку, переходящую дорогу на красный свет.

Машина может уйти на соседнюю полосу, где горит зелёный, и тогда задавит пожилого человека. Помните, остановиться автомобиль не успевает – куда должен направить его бесстрастный алгоритм?”. Я честно прошла весь тест, предложенный исследователями, и это оказалось непросто.

Обратите внимание

Намного сложнее, чем задачка про вагонетку, ведь меня спрашивали, как запрограммировать реальный автомобиль.

Сталкиваются ли с этическими вопросами разработчики беспилотного транспорта, я решила узнать у них самих – и встретилась с руководителем департамента беспилотных транспортных средств российской компании Cognitive Technologies Юрием Минкиным.

Компания несколько лет занимается созданием алгоритмов автономного вождения для КамАЗов, а недавно анонсировала систему C-Pilot для легковушек. Если испытания пройдут успешно, в городах скоро появятся авто без водителя.

Кстати, благодаря этим проектам частная компания Cognitive Technologies смогла получить поддержку государства в рамках Федеральной целевой программы “Исследования и разработки”.

“Беспилотник априори морален”

Юрий Минкин: Я зайду с другой стороны. Один из главных ожидаемых результатов внедрения беспилотников состоит в уменьшении аварий и жертв буквально на порядки.

Сейчас на российских дорогах гибнут десятки тысяч человек, с распространением беспилотного транспорта их число снизится до сотен, а потом и до единиц. В этом смысле самоуправляемый автомобиль априори морален.

Он всегда сосредоточен на дороге, у него есть исчерпывающая информация, он может получать данные от других транспортных средств и элементов дорожной инфраструктуры. Создание таких автомашин – перспектива ближайших десятилетий.

Но ведь и с беспилотными автомобилями случаются аварии…

Юрий Минкин: Конечно, производители продумали ещё не всё. Недавно был громкий случай: аналогичный автомобиль Tesla столкнулся с фурой, не различив белый прицеп на фоне неба. Погиб пассажир.

Однако баг скоро устранят – клиенты получат исправленную прошивку (у машин этой компании программное обеспечение обновляется так же, как в смартфонах), и проблема будет решена.

Можно сказать, что жертва принесена не напрасно: больше в этой ситуации никто не пострадает.

Вы говорите, что перед разработчиком вопрос морали не стоит, но, похоже, вы просто уже решили его. Одна жертва лучше, чем пять?

Юрий Минкин: Конечно. Я считаю, что мы рассматриваем такой же уникальную ситуацию, как падение метеорита на человека. Моральная дилемма для беспилотника будет редчайшим случаем. У самого автомобиля морали нет, конечно, он действует по заданным ему критериям.

И в данном случае это должен быть критерий минимизации ущерба. Как оценивать ущерб, чтобы его минимизировать, – тонкий момент. Навстречу едет машина, мы не можем узнать, сколько в ней человек.

На переходе два ребёнка, а вдруг в машине их три? Но эти двое – очевидный факт, а что в машине, неизвестно.

Источник: https://rg.ru/2016/09/21/kak-bespilotnye-avtomobili-budut-reshat-voprosy-zhizni-i-smerti.html

Готов ли мир к беспилотным автомобилям? | Rusbase

Беспилотный автомобиль – транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия человека.

Система транспортного средства использует инфракрасные радары, LIDAR, датчики движения, камеры, GPS и сложные алгоритмы.

Машина считывает сигналы светофоров, дорожные знаки, разметку. Она даже анализирует велосипедистов, пешеходов и другие машины. Она ездит по правилам, придерживается скоростных ограничений и быстрее замечает препятствия.

Преимущества

Безопасность

Как только технология будет полностью разработана, сильно сократится число дорожно-транспортных происшествий, которые происходят из-за ошибки человека. По оценкам компании McKinsey & Company, повсеместное использование беспилотных автомобилей «на 90% сократит число аварий в США, предотвратит ежегодные убытки в размере $190 млрд и спасет тысячи жизней».

Благосостояние

Беспилотные автомобили могут уменьшить затраты на рабочую силу. Теперь путешественникам не надо сидеть за рулем, в дороге у них будет время отдохнуть или поработать. Пожилым людям или людям с ограниченными возможностями беспилотные автомобили предоставят большую мобильность. Отсутствие руля сделает салон более гибким.  

Движение

К числу дополнительных преимуществ можно отнести более плавные поездки и отсутствие пробок.

Снижение расходов

Безопасное вождение сократит затраты на страхование транспортных средств. Отсутствие пробок и более плавное вождение (эффективный разгон и торможение) приведет к оптимизации расхода топлива.

Парковка

Обычные машины используются лишь 4-5% времени, оставшиеся 95-96% они стоят на парковке. Беспилотный автомобиль можно будет использовать регулярно, после выполнения одной поездки он может сразу же отправиться в другую. Это сильно сократит потребность в парковках.

Трансформация бизнеса

Компания Starship Technologies в 2016 году показала, как беспилотные технологии обладают потенциалом преобразовать бизнес. Их робот-доставщик пиццы может привозить еду из ресторана и оставлять ее под дверью, дорогу к дому клиента он ищет при помощи датчиков и камер.

Недостатки

Потеря рабочих мест в сфере перевозок

С ростом популярности беспилотных автомобилей многие таксисты и дальнобойщики потеряют работу. Сокращения также будут наблюдаться на заправках и в автосервисах. Пострадает также индустрия автомобильного страхования.

Проблемы с конфиденциальностью

Конфиденциальность тоже может стать проблемой, так как все будут обладать доступом к местоположению транспортного средства. Помимо этого существует риск взлома системы автомобиля. Многие также боятся террористических атак.

Читайте также:  Нечеткие множества

Задержанная реакция водителя

Как только беспилотные автомобили добьются полного доверия, водители будут обращать меньше внимания на дорогу. В случае необходимости вмешательства в критической ситуации их реакция будет более замедленной.

Этические и моральные соображения

Этические и моральные вопросы возникают в процессе программирования ПО, которое решает, как реагировать в случае неизбежного столкновения. Что выберет система – врезаться в автобус, в котором находятся десятки людей, или съехать с дороги и причинить вред пассажирам или прохожим.

Реакция на беспилотные автомобили

Безопасная организация движения зависит от взаимодействий между людьми. Сегодня восемь из десяти человек смотрят на водителя, прежде чем переходить дорогу. Но что произойдет, если за рулем больше не будет водителя?

Законодательство

В 1968 году 70 стран подписали Венскую конвенцию о дорожном движении, которая устанавливает принципы регулирования законов дорожного движения. Один из фундаментальных принципов заключается в том, что водитель полностью отвечает за поведение транспортного средства на дороге.

США и Китай – самые яркие примеры стран, не подписавших соглашение.

Источник: https://rb.ru/story/automated-vehicles-ready/

Что будет, когда беспилотные автомобили будут повсюду? | Технологии

Пока эксперты автомобильной промышленности пребывают в состоянии оптимизма и дают оценки роста количества транспортных средств, не учитывая изменение ситуации после массового появления беспилотников, прогнозируется удвоение автопарка – 2.5 млрд. в промежутке между 2040 и 2050 годами (Источник: greencarreports).

Почему сейчас?

Почему многие считают, что уже сейчас нам лучше начинать готовиться и адаптироваться к новой реальности?

Основная причина — комбинация нескольких событий и трендов на стыке ИТ и автомобильной индустрии:

  • Конкуренция. Именно конкуренция заставляет работать изо всех сил и совершать прорывные открытия (вспомните битву за контракты на освещение городов между разработчиками генераторов постоянного и переменного тока, Эдисоном и Теслой, или за космос между СССР и США). И если автопроизводители и участники рынка пока улыбаются друг другу и говорят: «Давайте не будем спешить, главное безопасность и качество», то последние новости мировых компаний говорят о том, что гонка идет во всю:
    • Audi объявила, что представит беспилотный автомобиль в 2020 году
    • NVIDIA представит новую технологию поддерживающую беспилотные автомобили в 2018 году
    • NuTonomy запустит беспилотные такси в Сингапуре в 2018 году (запуск в 10 городах ожидается в 2020 году)
    • СЕО Ford объявил, что запустит беспилотный автомобиль в 2021 году
    • Volkswagen, Baidu – 2019, Toyota – 2020, BMW, Tesla – 2021, Uber – 2030, и.т.д.
  • Готовность городов к рывку. Уже сегодня власти многих стран и муниципалитеты городов всерьез задумались над изменением существующей городской инфраструктуры с точки зрения внедрения беспилотного транспорта, например:
    • Департамент транспорта США выделил семь грантов в $100 000 городам (Сан-франциско, Остин, Денвер, Портленд, и др.) для того, чтобы они разработали проекты изменений городской инфраструктуры с точки зрения внедрения беспилотных автомобилей. В июне будет проведен конкурс, победитель получит грант в $50 млн. на реализацию изменений
    • Сингапур и Великобритания уже запустили тестовые зоны с маршрутами беспилотных автомобилей
    • Новые велодорожки – прототипы будущих выделенных полос для беспилотников, построят на 23 улицах Москвы.
  • Технологии.
  • Прорыв в машинном обучении позволил добиться качественного новых технологий в компьютерном зрении. Автомобили научились различать статические и, что еще более важно, динамические объекты на дорогах, а скорость обработки данных и качество отфильтрованного сигнала позволяют автомобилю безопасно передвигаться в условиях городской среды.
  • Развитие технологий интернет вещей (IoT) позволяет реализовывать концепцию connected car, согласно которой машины, находящиеся в движении мгновенно информируют друг друга о любых изменениях на дороге и адаптируют свое поведение в соответствие со складывающейся ситуацией. Например, на основе такой концепции в одном из проектов удалось сократить время приезда скорой помощи почти на 30%, заранее передавая сигналы о необходимости освободить полосу всем автомобилям, находящимся в той же полосе.
  • Подобная концепция будет совершенно необходима для беспилотников, т.к. вряд ли беспилотнику будет понятен завывающий сигнал, который к тому же могут издавать и машины с очень важными пассажирами
  • Привычки. Беспилотные автомобили будут достаточно дороги для покупки и использования в личных целях (во всяком случае первые 5-10 лет). Но привычки, которые создают у потребителей ко-шеринговые и райд-шеринговые компании, а также службы такси (Яндекс, Gett, Uber,Lyft) позволяют надеяться, что амортизировать стоимость приобретения беспилотного автомобиля можно будет на большое число городских «водителей/пассажиров», а значит поездка станет дешевой. Привычка отказа от личного транспорта в пользу моделей carsharing / ridesharing позволяет надеяться на продуктивное внедрение технологии беспилотных автомобилей на массовых рынках

Как быстро все может случиться?

Мы можем наблюдать большое количество пилотных запусков в разных городах мира. Весь вопрос в том, как быстро произойдет ролл-аут и от пробных запусков и пилотов эффекты станут видны на макро уровне?

Может быть, мы не правы и ускоряем события, но массовое внедрение произойдет гораздо быстрее, чем мы думаем. Посмотрите на график массового внедрения новых технологических продуктов в США (источник BlackRock).

Он характеризуется очень быстрым ростом функций, а с точки зрения использования беспилотных автомобилей он будет еще стремительнее расти, хотя бы потому, что населению не нужно будет инвестировать значительные средства в покупку автомобиля (спасибо Uber и Carsharing).

Зачем приобретать беспилотный автомобиль в личное пользование, когда ты можешь им дешево воспользоваться?

Важно

Доминирующее влияние на рынок беспилотных автомобилей будет оказывать не приобретение автомобилей в собственность, а совместное и служебное использование. Потребителю нужно будет только скачать мобильное приложение, прикрепить свою банковскую карту и начать пользоваться услугами.

В разговорах со многими малыми, средними и даже крупными бизнесами авто индустрии мы часто задавали один и тот же вопрос: «Вы думали, как изменится ваш бизнес, когда беспилотные автомобили будут повсеместно?»

Российские компании (даже те, кто вышли на международные рынки) в 95% случаев отвечали: «Это будет нескоро и у нас есть более насущные вопросы». Как бы хотелось поделиться с ними личным опытом работы в бизнесе медиа носителей, где доминировала аналогичная точка зрения.

В реальности, практически полный переход на интернет-распространение музыки, кино и компьютерных игр в России произошло быстрее, чем в европейских странах и даже быстрее, чем в США.

А вот европейцы, азиаты и американцы уже вовсю перестраивают свои бизнес-модели с учетом наступающей эпохи беспилотников.

Что изменится после массового внедрения автомобилей беспилотников и какие возможности откроются?

  • Новые перспективы для бизнеса. Только в США влияние беспилотных такси на ВНП оценивает в $2 трлн к 2035 году (данные ARK).

Огромная индустрия откроет множество перспектив для нового бизнеса:

  • Многие мобильные приложения, которые были созданы для удобства людей (но мы часто забывали ими воспользоваться) будут как никогда актуальны для беспилотных автомобилей (поиск и резерв парковки, карта лояльности на заправку – да автомобиль может быть очень лояльным пользователем, которому не лень сделать после работы круг до заправки и получить скидку), пр. Но эти приложения придется существенно преобразить и переделать не под потребности людей, а под потребности искусственного интеллекта
  • Фундаментально новые сети заправок, автомоек, станций технического обслуживания
  • Развлечения для пассажира. У нас может появиться дополнительный час (или больше) в день на отдых и развлечения, пока мы выполняем поездку. Есть много интересных бизнес-идей какие развлечения автомобиль может предоставить пассажиру
  • Дополнительное свободное время и комфорт передвижения открывают огромные перспективы (триллионы долларов) и миллионы рабочих мест в индустрии туризма по всему мируПоявятся возможности точного предсказания времени в пути, машине можно будет при отлете указать время прибытия, а она сама проверит не опаздывает Ваш самолет.
  • Появятся новые нетривиальные задачи оптимизации перемещения и стоянки общих автомобилей: сегодня опытный таксист знает в какой части города он будет наиболее востребован. Беспилотникам предстоит научиться заранее перемещаться в наиболее вероятные районы заказа, чтобы сократить время подачи автомобиля потребителю. Такого рода задач можно сформулировать множество, ведь как каждое научное открытие поднимает сразу несколько новых вопросов, на которые еще нет ответа, так и новые технологии создают новые возможности для бизнеса.

Наконец, рассмотрим положительные и отрицательные эффекты повсеместного использования беспилотников.

Давайте вначале остановимся на несомненных плюсах.

Скорее всего, эффекты будут посильнее тех, что принес миру эскалатор.

  • Грузы будут доставляться быстрее. Робот-автомобиль не ограничен 40-часовой рабочей неделей. Он может двигаться круглосуточно. И если ранее в какой-нибудь населенный пункт груз ехал три дня, то машина робот доставит его за сутки.
  • Такси станет намного дешевле. Не секрет, что основную стоимость в перевозке пассажира составляет зарплата водителя. Например, вот типичная раскладка денежного распределения в такси-сервисах (данные: сотрудников российских такси-сервисов) в Москве: водитель получает среднюю выручку в 7000 -8 000 руб. в сутки (16-20 часов работы) из них:
    • 1 400-1 600 руб. — ежедневная оплата аренды автомобиля, в которую входят и отчисления владельцу бренда
    • 1 200-1 400 руб. — горючее.
    • 1 400-1 600. руб. — комиссия оператора
    • Остальное (порядка 50% от выручки) — доход водителя

Сокращение вдвое стоимости поездки обрадует жителей городов и сделает поездки на такси более выгодными по сравнению с использованием собственной машины, особенно если учитывать оплату парковки. Американские источники еще более оптимистичны в своих прогнозах об уменьшении стоимости поездок на такси

  • Уменьшится количество серьезных аварий. В McKinsey считают, что внедрение беспилотников уменьшит количество ДТП на 90%. Для владельцев автомобилей это значит, что меньше денег будет потрачено на ремонт, тех. поддержку и медицинские услуги по восстановлению после ДТП (а это $180 млрд. в год).

Но к этому прогнозу все-таки стоит относиться очень осторожно. Еще очень многие годы на дорогах будет микс обычных и роботизированных машин. Беспилотный автомобиль будет руководствоваться строгими правилами, ожидая того же от двуногих водителей.

Но последние не всегда ведут себя на дорогах адекватно. Вспоминается старый кавказский анекдот. «Водитель мчит на красный на перекрестке. На вопрос пассажира, почему он так делает – ответ: я джигит. На следующем перекрестке джигит тормозит на зеленый.

На новый вопрос следует ответ – а вдруг на пересечении другой джигит едет».

  • В Великобритании провели исследование (UK study) на тему положительных эффектов для городов после массового внедрения беспилотников. Одним из самых значимых эффектов, по мнению исследователей, «станет увеличение свободного городского пространства на 15-20% (это очень много, например, в масштабах Москвы) за счет исключения парковочных пространств. Сегодня в Лондоне парковки занимают 16% от городской площади (6,8 млн. парковочных мест). Освобождение этих пространств значительно повысит качество жизни населения и откроет новые возможности для бизнеса (уличная торговля, веранды, детские площадки, зеленые зоны)».

К этому прогнозу стоит относиться еще более осторожно. Количество перемещающихся по городам вряд ли уменьшится. Рост экономики развитых стран во многом обеспечивается за счет повышения мобильности населения.

Потенциальная дешевизна беспилотных такси будет привлекать все большее число людей, которые предпочтут такси другому общественному транспорту. Вряд ли это позволит сократить количество машин на дороге и число необходимых паркингов.

Просто паркинги, скорее всего, тоже будут роботизированные, которые смогут размещать машины очень плотно друг к другу, экономя место на городских пространствах.

Теперь о потенциальных угрозах.

  • Каждый раз, когда в мире происходит новый технологический прорыв, появляются трагические предсказания о экономических спадах, безработице и катастрофах (Что будет с тысячами лифтеров, телефонисток, трубочистов, кучеров?). Обычно все очень сильно преувеличивают масштабы проблемы. Но в случае беспилотных автомобилей есть над чем задуматься. Сегодня в мире, по подсчетам Venturebeat, около 300 млн единиц транспорта, используемого в коммерческих целях – таксисты, дальнобойщики, водители автобусов и т.д. На каждом транспортном средстве с учетом сменности работает не по одному человеку. Например, в США дальнобойщик — самая популярная мужская профессия (по данным Spark Capital, – 3,5 млн человек), которая позволяет зарабатывать $7 000 -15 000 в месяц без высшего образования.
  • Аналогичная ситуация с автостраховщиками и дорожной полицией. Всегда не очень приятно, когда безработными оказываются сотни тысяч человек, умеющие пользоваться оружием. Хотя здесь не все столь очевидно. Ведь, вероятно, пассажир сможет давать указания беспилотнику, например, срочно остановиться в неположенном месте, а не ждать положенного и идти оттуда пешком.

Очень было бы интересно понаблюдать за разбором дорожной ситуации между полицейским, машиной-роботом и пассажиром.

  • Автомобильная промышленность.

Пусть и неточные в количественном выражении, но качественно корректные оценки показывают, что сейчас на каждые пять-десять частных автомобилей населения в движении находится только один автомобиль.

Не означает ли это, что решение всех потребных задач по перемещению граждан способны выполнить в пять-десять раз меньшее число автомобилей. Выше уже отмечалось, что роботизированные общественные автомобили (такси, ) в каждодневном применении будут дешевле личного автомобиля.

Тогда следует ожидать массового уменьшения приобретения частных автомобилей.

А что делать автомобильной промышленности, которая многие десятилетия была локомотивом мировой экономики. В развитых странах автомобильная промышленность составляет до 3-7% ВВП (Источник: . На одно рабочее место на автосборочных предприятиях приходится до 7 рабочих мест на смежных производствах. А еще дилерские центры, торговые салоны и т.д. и т.п.

Как пережить уменьшение спроса в разы? Уже сейчас на деловых встречах и круглых столах обсуждается более глубокая кастомизация автомобиля: машины для большой семьи, спорта, туризма, удобные для перевозки велосипедов или лыж и т.п. Освобождающееся личное время позволит еще более повысить мобильность — и одному путешествующему в день может потребоваться больше перемещений и больше автомобилей, отстоящих друг от друга на большом расстоянии.

  • За технологическими изменениями последуют значительно более инертные социальные изменения, которые предсказывать неимоверно сложнее.

Заключение

Можно много мечтать о том, как будет выглядеть мир после массового внедрения новой технологии. Но, возможно, настал момент постепенно перейти от мечтаний к действиям. Появление новой технологии несет в себе риски и новые возможности как для городов, так и для бизнеса и населения, и совершенно не хочется эти возможности упускать.

Внедрение беспилотных автомобилей может также значительно повлиять на экономику и развитие государств, как и появление железных дорог. Нам стоит задуматься уже сегодня: как при минимальных рисках и потерях получить максимальную выгоду? В ином случае мы опять будем в положении догоняющих.

Источник: http://www.forbes.ru/tehnologii/346801-chto-budet-kogda-bespilotnye-avtomobili-budut-povsyudu

Ссылка на основную публикацию