Универсальный робот mhi-meister успешно проходит “боевое крещение” на аварийной атомной станции фукусима

Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг»

|

В новый сезон Чемпионата КХЛ 2018-2019 приморская хоккейная команда «Адмирал» входит в обновленном составе. Впервые традиционная презентация новых игроков прошла на гвардейском ракетном крейсере «Варяг». Именные хоккейные майки игрокам вручили глава края Андрей Тарасенко и командующий Тихоокеанским флотом Сергей Авакянц во вторник, 31 июля.

На палубе «Варяга» выстроились сразу две команды, отстаивающие честь и достоинство Приморского края на льду и на морских рубежах – хоккеисты «Адмирала» и личный состав флагмана ТОФ. В этом году по инициативе главы региона обновлен состав приморской команды, а перед игроками поставлена задача – повысить свою результативность и достойно представить регион.

Андрей Тарасенко подчеркнул, что история российского флота подтверждает, что моряки никогда не сдаются и не опускают Андреевский флаг. «Адмиральцы» тоже должны следовать этим традициям.

«Мы хотим, чтобы вы сражались с другими командами до последнего и гордо несли свой флаг на льду. “Адмирал” никогда не должен сдаваться. Ваша цель – первое место в лиге. Мы будем поддерживать вас на играх и болеть за нашу команду», – отметил глава региона, пожелав игрокам семь футов под килем и ворота без шайб.

Со словами напутствия к игрокам обратился и Сергей Авакянц.

«В игре нового состава “Адмирала” мы видим лучшие традиции советского хоккея. Вспомните матч 1963 года, когда русская команда разгромила канадцев. До окончания матча оставалось две минуты, наши игроки насмерть защищали ворота, выиграв одну шайбу у противника по итогам. Вы должны равняться на них», – подчеркнул командующий ТОФ, пожелав команде удачи.

Генеральный директор клуба Сергей Сошников отметил, что сейчас команда укомплектована сильными игроками.

«Приглашаю всех поддерживать нас во время матчей. Уверен, что ребята не ударят в грязь лицом», – отметил он.

Обратите внимание

Глава региона и командующий ТОФ вручили каждому игроку именные хоккейные майки с присвоенными номерами.

Предметы экипировки получили: защитник №7 Юрий Козловский, защитник №13 Александр Угольников, нападающий №17 Константин Глазачев, нападающий №19 Семен Валуйский, нападающий №21 Денис Вихарев, нападающий №22 Александр Черников, нападающий №23 Александр Стрельцов, нападающий №25 Александр Мерескин, нападающий №29 Егор Яковлев, голкипер №31 Никита Серебряков, нападающий №32 Василий Стрельцов, голкипер №33 Антон Красоткин, нападающий №41 Кирилл Воронин, защитник №44 Кирилл Дьяков, защитник №47 Иван Мищенко, защитник №48 Григорий Ващенко, нападающий №71 Владимир Бутузов, нападающий №72 Сергей Коньков, нападающий №73 Никита Сироткин, нападающий №74 Глеб Зайцев, нападающий №91 Владислав Бойко, нападающий №96 Никита Феоктистов.

Собравшимся также представили тренерский состав клуба – главного тренера Сергея Светлова, старшего тренера Андрея Пятанова, тренера Николая Пронина и тренера вратарей Александра Залевского.

Игорь Новиков (Администрация Приморского края)Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг». 31 июля 2018 годаИгорь Новиков (Администрация Приморского края)Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг».

Важно

31 июля 2018 годаИгорь Новиков (Администрация Приморского края)Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг». 31 июля 2018 годаИгорь Новиков (Администрация Приморского края)Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг».

Важно

31 июля 2018 годаИгорь Новиков (Администрация Приморского края)Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг». 31 июля 2018 годаИгорь Новиков (Администрация Приморского края)Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг».

Важно

31 июля 2018 годаИгорь Новиков (Администрация Приморского края)Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг». 31 июля 2018 годаИгорь Новиков (Администрация Приморского края)Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг».

Важно

31 июля 2018 годаИгорь Новиков (Администрация Приморского края)Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг». 31 июля 2018 годаИгорь Новиков (Администрация Приморского края)Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг».

Важно

31 июля 2018 годаИгорь Новиков (Администрация Приморского края)Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг». 31 июля 2018 годаИгорь Новиков (Администрация Приморского края)Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг».

31 июля 2018 годаИгорь Новиков (Администрация Приморского края)Хоккеисты «Адмирала» прошли «боевое крещение» на крейсере «Варяг». 31 июля 2018 года

Отметим, что первую игру на домашнем льду моряки проведут в пятницу, 3 августа. В рамках хоккейного фестиваля, который будет длиться два дня, состоится дерби «Адмирала» с хабаровским «Амуром», а молодежный клуб «Тайфун» сыграет с китайской командой из провинции Хэйлунцзян. Первым соперником «моряков» в домашнем матче Чемпионата КХЛ 17 сентября станет московский ЦСКА.

Анастасия Орлова, orlova_ai@primorsky.ru

Фото – Игорь Новиков (Администрация Приморского края) 

|

Источник: primorsky.ru

Источник: http://primcenter.ru/news/35398-hokkeisty-admirala-proshli-boevoe-kreschenie-na-kreisere-varjag.html

Противопожарный робот прошел боевое крещение

Одним из видов деятельности, который человек предпочел бы переложить на плечи роботов, является борьба с огнем на борту морского судна или подводной лодки.

Для того, чтобы воплотить эту идею в реальности, Управление исследований ВМФ США (Office of Naval Research, ONR) какое-то время назад начало работы по созданию специализированных противопожарных роботов, а не так давно первый опытный образец робота Shipboard Autonomous Firefighting Robot (SAFFiR) прошел «крещение огнем», приняв участие в тушении «пожара» на борту учебного судна USS Shadwell.

Пожар на судне является наихудшим из кошмаров любого моряка или подводника, особенно, если это происходит на борту военного судна.

При пожаре на обычных гражданских судах требуется лишь обеспечить поиск и эвакуацию членов экипажа к спасательным шлюпкам, но в случае пожара на военном судне этого мало.

В последнем случае требуется не только не дать огню добраться до артиллерийских погребов и складов других боеприпасов, но и сохранять судно способным к ведению боевых действий вне зависимости от масштабов распространения пожара.

Как уже упоминалось выше, результатом усилий в направлении борьбы с пожарами на военных судах стало появление на свет робота SAFFiR, двуногого гуманоидного робота, высотой 178 сантиметров и весом 65 килограмм.

Основой для робота SAFFiR стала платформа CHARLI-L1, разработанная специалистами Технологического университета Вирджинии (Virginia Tech).

Совет

Благодаря наличию большего количества степеней свободы, нежели количество степеней свободы тела человека, робот SAFFiR способен выполнять нехарактерные для человека движения, что позволяет ему работать в невероятно сложных условиях, перемещаться через полные препятствиями «туннели» внутренних помещений судна.

«Балансирование во время перемещений по любым типам поверхностей и выполнения определенных действий является очень сложной задачей, особенно для двуногих роботов» — рассказывает Брайан Лэттимер (Brian Lattimer), профессор машиностроения из Virginia Tech, — «Контроль над импульсом движения всего тела робота осуществляется благодаря алгоритмам оптимизации движения и положения каждого сустава робота. Этим достигается надежное удержание центра массы конструкции даже при нахождении робота на неустойчивой поверхности».

Создаваемый по заказу ONR робот SAFFiR является роботом для проведения операций по пожаротушению и для проведения ремонтно-восстановительных работ. Он использует тепловые (инфракрасные) камеры для определения своего местоположения и для идентификации мест возгорания.

А в особо трудных случаях, в случаях сплошной тепловой засветки и плотного задымления, робот использует лазерный сканер LIDAR и массу других датчиков, которые позволяют ему видеть и ориентироваться в окружающей среде.

В настоящее время робот работает, выполняя достаточно примитивные команды, передаваемые ему удаленным оператором.

Но, в конечном счете, робот будет в состоянии самостоятельно перемещаться по помещениям судна, выискивать места возгорания, перемещаться к ближайшим местам хранения противопожарного оборудования, разматывать и использовать брандспойты.

Видеоролик, демонстрирующий возможности опытного образца робота SAFFiR, был обнародован 4 февраля 2015 года на научно-технической военной выставке Naval Future Force Science & Technology EXPO.

Испытания робота проводились на борту учебного судна USS Shadwell с 3 по 5 ноября 2014 года.

Во время испытаний робот был облачен в специальный водонепроницаемый костюм, который предохранял его электронику и механические узлы от капель воды, разбрызгиваемым небольшим брандспойтом, используемым роботом для тушения открытого пламени.

Обратите внимание

Следующим шагом, который намерены сделать разработчики робота, станет создание очередного опытного образца, который обретет возможность работать автономно благодаря новой системе управления, снабженной функциями простого искусственного интеллекта. Кроме этого, новый робот получит аккумуляторные батареи большей емкости, возможность передвигаться с большей скоростью и более быстрые коммуникационные системы, связывающие его с внешним миром.

Помимо выполнения роботом SAFFiR своих непосредственных обязанностей по тушению пожаров, он сможет привлекаться к выполнению ряда повседневных работ. К примеру, робот сможет выполнять визуальный осмотр конструкций судна, обслуживание некоторых его узлов, высвобождая персонал для выполнения других работ, требующих большого опыта и высокой квалификации.

Источник: https://econet.by/articles/65800-protivopozharnyy-robot-proshel-boevoe-kreschenie

Компания Hitachi представляет своего робота для работы в опасной зоне ядерной станции Фукусима

После землетрясения и цунами, ударивших по Японии в 2011 году и ставших причиной катастрофы на ядерной электростанции Фукусима, у многих людей вызывал недоумение тот факт, что японская робототехническая промышленность продолжает заниматься разработками дорогих шагающих роботов-гуманоидов и других роботов, вместо того, что бы бросить все усилия на борьбу с последствиями катастрофы. И вот, спустя почти два года с момента катастрофы, японская робототехническая промышленность «выдала на гора» первых японских роботов, которые в следующем году начнут работу в опасной зоне аварийной ядерной станции.

Не так давно мы рассказывали о двух роботах, о четвероногом роботе компании Toshiba и о роботе MHI-MEISTeR компании Mitsubishi, которые могут занять место роботов иностранного производства, используемых для работ на станции Фукусима. И совсем недавно свою разработку в этом направлении представила еще одна японская компания, компания Hitachi.

Робот ASTACO-SoRa и станция управления роботом являются разработками подразделений Hitachi Engineering & Services и Hitachi Construction Machinery. Этого робота смело можно отнести к классу тяжелых роботов, ведь его вес составляет порядка 2.5 тонн.

В отличие от роботов компании Toshiba и робота MHI-MEISTeR, робот ASTACO-SoRa не способен подниматься по лестницам. Его вес и двигательная система позволяют ему преодолевать препятствия, высотой всего 8 сантиметров. Максимальная скорость, с которой может передвигаться робот ASTACO-SoRa, составляет 2.

6 км/ч, а благодаря дизельному электрогенератору робот может работать непрерывно в течение 15 часов.

Два манипулятора робота ASTACO-SoRa могут поднять вес до 150 кг каждый, но при этом каждый манипулятор достаточно тонок для того, что бы проникнуть в труднодоступные места.

На конце каждого манипулятора имеется специальное приспособление, благодаря которому на манипулятор могут устанавливаться различные инструменты для выполнения различных действий. Самый большой манипулятор, на конце которого установлена видеокамера, может быть поднят на высоту 6.

5 метров для того, чтобы обеспечить максимальный обзор окружающего пространства. Робот со сложенными манипуляторами имеет размер в ширину всего 98 сантиметров, что позволяет ему пройти даже сквозь узкие проходы.

Важно

Роботом управляют дистанционно с помощью технологий беспроводной связи со специализированного пульта управления. На пульт выводится изображение с шести видеокамер, установленных в разных местах робота и обеспечивающих оператору полный круговой обзор окружающего пространства.

Для измерения расстояний и ширины проходов используется специализированная лазерная система, с помощью которой так же обнаруживаются препятствия на пути робота.

Дополнительные датчики измеряют уровни радиации и другие параметры окружающей среды, которые архивируются на компьютере станции управления.

Источник:

Источник: http://art-floria.ru/novosti/kompaniia-hitachi-predstavliaet-svoego-robota-dlia-raboty-v-opasnoi-zone-iadernoi-stancii-fykysima.html

Боевое крещение экстремальной робототехники. Авария на ЧАЭС

Во время ликвидации последствий катастрофы роботы успешно работали в условиях самых интенсивных ионизирующих излучений — там, где человек был обречен…

Читайте также:  Созданы роботы, способные не только следить за взглядом человека, но и рисовать картины

Чернобыльская катастрофа стала проверкой на прочность советской робототехники, на тот момент одной из ведущих в мире.

Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) как головную организацию в СССР по робототехнике привлекли к работе на ЧАЭС практически с первых дней аварии, рассказал ТАСС Евгений Юревич.

На тот момент он был директором-главным конструктором института, который создал с нуля в Политехническом институте (сейчас Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого) вначале как ОКБ технической кибернетики (с 1968-1981гг), а затем как ЦНИИ РТК

– Всего нами для Чернобыля было создано около 15 специальных роботов.

С их помощью с июня 1986 по апрель 1987 года было обследовано более 15000 кв метров помещений внутри станции (прежде всего там, где недопустимо было нахождение дозиметристов), кровли зданий и территории ЧАЭС, очистили 4000 кв метров кровли зданий станции со сбросом радиоактивного мусора с частей взорвавшегося энергоблока № 4 в провал, образовавшийся на его месте, очистили 600 кв метров особенно сильно загрязненной территории так называемых иловых полей.

Человек, заглянувший в этот ад, был обречен

Наиболее опасно было обследование одним из первых роботов-разведчиков бассейна-барботера (резервуар внутри защитной оболочки реактора, содержащий холодную воду или лед для конденсации пароводяной смеси, образующейся внутри защитной оболочки реактора при срабатывании системы аварийной защиты) непосредственно под взорвавшимся энергоблоком, где мощность излучения достигала 15000 рентген в час. Человек, заглянувший в этот ад, был обречен.

В конце большая часть роботов была передана по акту и использовалась вплоть до исчерпания ресурса. Некоторые наши сотрудники также остались на станции. Их пригласили на выгодных условиях для работы с оставленной техникой и организации новых разработок для АЭС страны.

Вторым направлением работы ЦНИИ РТК на ЧАЭС стало снятие дозиметрической картины заражения в 30-километровой зоне вокруг станции.

Мы задействовали гамма-локатор, испытанный на Белоярской АЭС, созданную для химических войск систему “Зефир” для обнаружения источников ионизирующего излучения с воздуха, и систему “Изъятие” для решения той же задачи с помощью наземных средств.

Совет

Одновременно по заданию химических войск ЦНИИ РТК срочно разработал и изготовил для ЧАЭС два комплекта новой аппаратуры “Зефир-М”. С помощью этой аппаратуры в сентябре 1986 года было обследовано 250 квадратных километров территории, 93 населенные пункта, 63 из них в 30-километровой зоне вокруг станции и 6 дорог.— Имевшиеся на тот момент отечественные и зарубежные роботы были неприменимы?

— Нет. К моменту аварии в нашем институте уже было создано два поколения универсальных роботов, но они категорически не годились в условиях мощного ионизирующего облучения. Нужны были предельно простые конструкции, нацеленные на определенные конкретные задачи.

У роботов из ФРГ под действием ионизирующих излучений отказала электроника

На станцию были доставлены два закупленных в ФРГ тяжелых радиоуправляемых робота MF-2 и MF-3, роботы “Белоярец” ПО “Атомэнергоремонт”, два робота СТР ВНИИтрансмаша и робот МВТУ-2. Все они, кроме роботов СТР, вышли из строя, не успев сделать что-либо существенное.

У роботов из ФРГ под действием ионизирующих излучений отказала электроника. Один из них, например, был доставлен вертолетом на кровлю вблизи вентиляционной трубы для ее очистки совместно с роботами ЦНИИ РТК.

Ночью он самопроизвольно включился, двинулся в сторону трубы и, уткнувшись в нее, буксовал, пока не сломалась трансмиссия. Снимать его пришлось солдатам при помощи лебедок. Один из роботов СТР смог добраться до самой верхней отметки на крыше у вытяжной трубы, но там у него отказали приводы.

Он был также вытащен лебедкой, а затем снят с помощью установленного у третьего блока станции подъемного крана.

При создании роботов для работы на ЧАЭС выручил разработанный нами модульный принцип построения роботов.

Именно он позволил в течение 2 месяцев разработать, изготовить и поставить на ЧАЭС более 15 различных роботов, собранных из ранее отработанных унифицированных модулей.

В числе этих роботов были первые, по крайней мере в СССР, дистанционно управляемые роботы-разведчики (колесные РР-1, РР-2,РР-3 и гусеничные – РР-Г1, РР-Г2), снабженные подвижными телевизионными камерами, гамма-локаторами и дозиметрической аппаратурой.

Роботы успешно работали в условиях самых интенсивных ионизирующих излучений с мощностью до 20000 рентген в час. На станцию также было поставлено несколько тяжелых роботов типа РП,ТР-А1 (с автономным питанием и радиоуправлением) и ТР. Они управлялись с унифицированного пульта.

– Работали в режиме военного времени?

– Да. В ЦНИИ РТК были созданы временные комплексные группы по отдельным техническим вопросам (к концу работы их было 15) и организована круглосуточная работа в 2 смены по 12 часов.

Обратите внимание

Переписка и все совещания кроме ежедневных оперативок у главного конструктора были запрещены, все вопросы решались по телефону. Для работы на самой ЧАЭС было организовано несколько сменяющих друг друга экспедиций по 15-20 человек в каждой со своим автомобильным транспортом.

В состав экспедиций включались только добровольцы. Всего было 10 экспедиций. Первая в июне 1986, последняя в марте 1987 года.

В состав экспедиций включались только добровольцы

С помощью Ленинградского обкома КПСС была создана мощная кооперация из ленинградских предприятий для срочного производства по документации ЦНИИ РТК необходимых компонентов – модулей для комплектования роботов.

В эту кооперацию вошло около 40 предприятий из 11 министерств, в том числе объединения “Электросила”, “Авангард”, “Арсенал”, “Светлана”, “Позитрон”, “Источник”, Объединение им. В.Я.Климова, ЛОМО, Пролетарский завод, Станкостроительное объединение им. Я.М.Свердлова, ВНИИ телевидения, завод “Севкабель”.

Главный конструктор уточнял на станции особенности предстоящих работ и требования к роботам. По телефону эти данные передавались разработчикам в ЦНИИ РТК, принимались технические решения, согласовывались сроки поставки. Готовые роботы доставлялись спецрейсами в Киев. Там груз получал представитель экспедиции с транспортом и доставлял его в Чернобыль.

Доставку роботов на кровлю зданий осуществляли с помощью вертолетов ВВС на подвеске. Эту систему транспортировки тоже разработали в ЦНИИ РТК и укомплектовали дозиметрической аппаратурой и телевизионной системой, которая позволяла пилоту обеспечить предельно мягкую посадку роботов.

В первые дни эксплуатации очередного робота управлять им приходилось мне в присутствии будущих операторов. При этом активно продолжались доработки. При смене экспедиций операторы роботов один-два дня работали вместе с операторами из новой экспедиции, передавая свой опыт. Они давали роботам имена – “Антошка”, “Федя”, “Вовочка”.

Роботам давали имена – “Антошка”, “Федя”, “Вовочка”

Сборка и вся работа роботов документировалась с помощью миниатюрных телекамер. Для этого были необходимы видеомагнитофоны.

А в то время в СССР только появились первые японские образцы этой техники и одному из заводов в Пскове было дано задание срочно воспроизвести эти устройства. Я поехал на этот завод и договорился об изготовлении 10 опытных образцов.

И нам сделали эти первые советские видеомагнитофоны. Они исправно отработали в Чернобыле и остались там вместе с роботами.

Важно

Члены экспедиций жили в помещении бывшего детского сада в Чернобыле в нескольких десятках километров от станции. Там же заседала Государственная комиссия, находился штаб и другие руководящие органы по работам на ЧАЭС.

Роботы разместили в нескольких километрах в стороне, на острове реки Припять в цехе судоремонтной базы. На станцию члены экспедиции отправлялись бригадами на автобусе. В конце рабочего дня автобус забирал людей.

По окончании рабочего дня душ и обязательная смена всей одежды, включая нижнее белье, обувь, перчатки, марлевые повязки на лицо. Затем проход через пост дозиметрического контроля, где записывались в журнал показания индивидуальных дозиметров.

Когда накопленная доза достигала предельно допустимого значения, у сотрудника отбирали пропуск на станцию, и он отправлялся домой.
Я вынужден был дважды подменять свой дозиметр у наших дозиметристов, чтобы продолжить руководство работами.

На обратном пути при выезде с территории станции – дезактивация и дозиметрия автобуса. Перед въездом в Чернобыль опять дозиметрический контроль. В случае превышения допустимой нормы радиации машину с людьми отправляли на расположенную рядом площадку для повторной дезактивации. Аналогично контролировался весь транспорт и в сторону Киева.

https://www.youtube.com/watch?v=k9U4qDfKC4M

Всего на ЧАЭС поработали 157 сотрудников института – конструкторы и инженеры, начальники лабораторий, токари, монтажники, дозиметристы, водители, автослесари.

В общей сложности сотрудники института провели на станции 4179 дней, в среднем – по 26,5 дней на человека, а в реальности – от 2 до 91 дня.

Много сотрудников ЦНИИ РТК было отмечено правительственными наградами, грамотами и благодарностями правительственной комиссии. 6 сотрудников награждены Орденом Мужества, 18 — медалью “За спасение погибавших”.

Операция с водружением флага и конфликтные ситуации

— Для тяжелых роботов основной работой была очистка кровли на самой высокой отметке под вытяжной трубой станции, за которой находился провал в бывший четвертый блок.

Совет

С этой работой очень спешили, так как руководством было дано обещание Михаилу Горбачеву к 1 сентября 1986 года водрузить на трубу государственный флаг как доказательство завершения очистных работ.

Чтобы добраться под вытяжную трубу, роботов спускали вертолетом на кровлю, расположенную на несколько метров ниже, так как пространство у трубы было очень узким, и спуск туда робота представлял серьезную опасность для вертолета. Для того, чтобы робот смог подняться своим ходом к трубе, тоже вертолетом были спущены наклонные мостки.

Наступил сентябрь, а радиация в районе трубы, контролируемая роботами-разведчиками, держалась на уровне сотен рентген в час. На трубу послали солдат с лопатами, топорами и ломами. И они водрузили флаг на ее вершине, который потом многократно показывали по телевидению.

Но после этого еще, по крайней мере, полгода продолжалась очистка кровли роботами ЦНИИ РТК. В частности, пришлось даже повторно заняться ранее очищенными кровлями, сдирая с них все рубероидное покрытие, так как со временем оно стало радиоактивным.

Основной объем этой работы был выполнен с помощью “Антошки” и “Вовочки”.

Операция с водружением флага на трубу, конечно, была преступной показухой. Ничто не препятствовало выполнению всей работы по очистке кровли с помощью роботов без гонки любой ценой.
Были случаи, когда роботы оказывались в конфликтных ситуациях с солдатами.

Во время операции по очистке кровли в районе трубы солдаты были основной причиной отказов роботов: неоднократно они перерубали их кабели, чтобы “ослепить” роботы.

Дело в том, что по телевизионному изображению, которое роботы передавали на пульт оператора, военные начальники могли контролировать действия солдат, так как некоторые из них, добежав до трубы, вместо работы прятались где-нибудь в защищенном месте. Просидев там рабочее время, они бежали обратно с докладом о выполненной работе.

Были случаи, когда роботы оказывались в конфликтных ситуациях с солдатамиНо в основном, конечно солдаты и роботы действовали согласованно. Солдаты, очищая кровлю, сбрасывали с нее радиоактивный мусор на нижерасположенную крышу, по которой имелся доступ к провалу четвертого блока, а роботы-бульдозеры ЦНИИ РТК сгребали этот мусор и сбрасывали в провал.

Читайте также:  Занимательные лекции по нейронным сетям. лекция №8 сети кохонена и гроссберга, хопфилда

В целом, тяжелые роботы ЦНИИ РТК заменили несколько тысяч военнослужащих с ручным инструментом. Но это была малая доля от задействованных на станции срочно мобилизованных солдат.

Какие уроки Чернобыля удалось извлечь, а какие — нет

— Чернобыльская авария ведь не первая. До этого были события на комбинате “Маяк”, на Белоярской АЭС. Были и другие опасные инциденты. Чернобыль – это первая катастрофа, которую не удалось скрыть, потому что радиоактивное облако накрыло не только часть территории Украины, России и Белоруссии, но и ряд европейских стран, вплоть до Италии.

[blocquote]В АРКТИКЕ УЧЕНЫЕ УЗНАЛИ О КАТАСТРОФЕ ПО ЗАШКАЛИВШЕМУ РАДИОМЕТРУ

Обратите внимание

Ученые, работавшие в 1986 году на острове Средний архипелага Северная Земля, узнали об аварии на Чернобыльской АЭС по странному поведению радиометра. Прибор зашкалил. Но связать два события удалось лишь спустя длительное время, рассказал главный научный сотрудник Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета Лев Саватюгин.

“Ежемесячно, по 15-м числам на 70 арктических станциях ученые замеряли радиационный фон. 15 мая 1986 года мне сообщили со станции Голомянный на острове Средний на Северной Земле, что прибор зашкалил. Думали, он сломался, пробовали починить, но все оказалось исправно. О событиях в Чернобыле мы узнали лишь осенью, когда вернулись из экспедиции”, — рассказал Савтюгин.

Он пояснил, что подобные ежемесячные замеры радиационного фона российские ученые вели в Арктике с 70-х годов. “Ни о каких подобных случаях с приборами до 1986 года и после мне не известно”, — сказал собеседник агентства.[/blocquote]

Встал вопрос, что нужно сделать, чтобы подобное никогда больше не повторилось.
Некоторые страны, например, Германия, пошли по пути полного отказа от использования атомной энергии. Я это считаю даже не политикой, а политиканством. Атомная энергетика – это этап развития цивилизации.

Впервые энергию атома в мирных целях предложил использовать отец советской атомной бомбы Игорь Васильевич Курчатов. Первая атомная станция появилась в СССР, в Дубне, она и сейчас работает. Вся история цивилизации делится на этапы по видам применяемой энергии.

Вначале была физическая сила людей и животных, затем сила ветра, воды – парусные суда, затем появилась паровая машина, которая помогла Англии покорить полмира и сделали ее Великобританией. И, наконец, появилась атомная энергия. Сейчас ученые ищут новые пути овладения ею. Солнца.

Советский Союз не отказался от атомной энергии из-за Чернобыля. Но надо было сделать мирный атом безопасным, а ликвидацию экстремальных событий возложить на роботов. Вот это уже наша задача.

К 1991 году стало ясно, что проблема создания робототехники для экстремальных условий не решена. Скажу больше, если бы, не дай Бог, что-то подобное снова случилось, страна оказалась бы в том же положении в части робототехники, что и в 1986 году. Не осталось роботов-разведчиков того типа, что применялся в Чернобыле, даже в самом ЦНИИ РТК.

Техника, поставленная на ЧАЭС, отслужив свой срок, покоилась на кладбищах загрязненной радиоактивностью техники. Все, что привозилось на АЭС, не возвращалось из-за загрязненности – ни автомашины, ни роботы, ни видеомагнитофоны.

И тогда Государственный комитет по науке и технике (ГКНТ) предложил мне сформировать группу из представителей заинтересованных министерств и ведомств, чтобы проанализировать причины сложившейся ситуации и сформулировать предложения по развитию экстремальной робототехники.

Важно

Поручение ГКНТ оформили постановлением комитета от 24 апреля 1991 года. Результатом стала “Научно-техническая концепция развития унифицированных средств для экстремальных условий”.

Мы установили, что проблема создания робототехники для экстремальных ситуаций не решена из-за отсутствия системного подхода к проблеме, единой технической политики, а не по причине недостатка финансирования или необходимых компонентов.

И предложили межотраслевую унификацию компонентов робототехники и модульное построение роботов. ГКНТ разослал концепцию всем заинтересованным министерствам и ведомствам и успел получить на нее отзывы в конце 1991 года, перед самым окончанием своего существования в связи с распадом СССР.

Все ведомства, включая атомную энергетику, химическую, нефтегазовую, оборонную и другие отрасли промышленности, где только возможны чрезвычайные ситуации, одобрили концепцию и выразили готовность участвовать в ее реализации. Но распад Союза отодвинул, будем надеяться только на время, решение этой задачи.

Но все-таки в ЦНИИ РТК работы по созданию средств робототехники для экстремальных условий продолжились. Созданы роботы нового поколения для разных целей – инспекции, охраны, борьбы с террористами, роботы-спасатели для МЧС России.

Экстремальная робототехника, возникнув в трагической ситуации аварии на Чернобыльской АЭС, выросла в самостоятельный раздел робототехники и интенсивно развивается.

Источник: https://toomth.livejournal.com/4554756.html

Авария на ЧАЭС: боевое крещение экстремальной робототехники

Чернобыльская катастрофа стала проверкой на прочность советской робототехники, на тот момент одной из ведущих в мире.

Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) как головную организацию в СССР по робототехнике привлекли к работе на ЧАЭС практически с первых дней аварии, рассказал ТАСС Евгений Юревич.

На тот момент он был директором-главным конструктором института, который создал с нуля в Политехническом институте (сейчас Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого) вначале как ОКБ технической кибернетики (с 1968-1981гг), а затем как ЦНИИ РТК — Всего нами для Чернобыля было создано около 15 специальных роботов.

Совет

С их помощью с июня 1986 по апрель 1987 года было обследовано более 15000 кв метров помещений внутри станции (прежде всего там, где недопустимо было нахождение дозиметристов), кровли зданий и территории ЧАЭС, очистили 4000 кв метров кровли зданий станции со сбросом радиоактивного мусора с частей взорвавшегося энергоблока № 4 в провал, образовавшийся на его месте, очистили 600 кв метров особенно сильно загрязненной территории так называемых иловых полей.

Наиболее опасно было обследование одним из первых роботов-разведчиков бассейна-барботера (резервуар внутри защитной оболочки реактора, содержащий холодную воду или лед для конденсации пароводяной смеси, образующейся внутри защитной оболочки реактора при срабатывании системы аварийной защиты) непосредственно под взорвавшимся энергоблоком, где мощность излучения достигала 15000 рентген в час. Человек, заглянувший в этот ад, был обречен.

В конце большая часть роботов была передана по акту и использовалась вплоть до исчерпания ресурса. Некоторые наши сотрудники также остались на станции. Их пригласили на выгодных условиях для работы с оставленной техникой и организации новых разработок для АЭС страны.

Вторым направлением работы ЦНИИ РТК на ЧАЭС стало снятие дозиметрической картины заражения в 30-километровой зоне вокруг станции.

Мы задействовали гамма-локатор, испытанный на Белоярской АЭС, созданную для химических войск систему «Зефир» для обнаружения источников ионизирующего излучения с воздуха, и систему «Изъятие» для решения той же задачи с помощью наземных средств.

Одновременно по заданию химических войск ЦНИИ РТК срочно разработал и изготовил для ЧАЭС два комплекта новой аппаратуры «Зефир-М». С помощью этой аппаратуры в сентябре 1986 года было обследовано 250 квадратных километров территории, 93 населенные пункта, 63 из них в 30-километровой зоне вокруг станции и 6 дорог.

— Имевшиеся на тот момент отечественные и зарубежные роботы были неприменимы?

— Нет. К моменту аварии в нашем институте уже было создано два поколения универсальных роботов, но они категорически не годились в условиях мощного ионизирующего облучения. Нужны были предельно простые конструкции, нацеленные на определенные конкретные задачи.

На станцию были доставлены два закупленных в ФРГ тяжелых радиоуправляемых робота MF-2 и MF-3, роботы «Белоярец» ПО «Атомэнергоремонт», два робота СТР ВНИИтрансмаша и робот МВТУ-2. Все они, кроме роботов СТР, вышли из строя, не успев сделать что-либо существенное.

У роботов из ФРГ под действием ионизирующих излучений отказала электроника. Один из них, например, был доставлен вертолетом на кровлю вблизи вентиляционной трубы для ее очистки совместно с роботами ЦНИИ РТК.

Ночью он самопроизвольно включился, двинулся в сторону трубы и, уткнувшись в нее, буксовал, пока не сломалась трансмиссия. Снимать его пришлось солдатам при помощи лебедок. Один из роботов СТР смог добраться до самой верхней отметки на крыше у вытяжной трубы, но там у него отказали приводы.

Обратите внимание

Он был также вытащен лебедкой, а затем снят с помощью установленного у третьего блока станции подъемного крана.

При создании роботов для работы на ЧАЭС выручил разработанный нами модульный принцип построения роботов.

Именно он позволил в течение 2 месяцев разработать, изготовить и поставить на ЧАЭС более 15 различных роботов, собранных из ранее отработанных унифицированных модулей.

В числе этих роботов были первые, по крайней мере в СССР, дистанционно управляемые роботы-разведчики (колесные РР-1, РР-2, РР-3 и гусеничные — РР-Г1, РР-Г2), снабженные подвижными телевизионными камерами, гамма-локаторами и дозиметрической аппаратурой.

Роботы успешно работали в условиях самых интенсивных ионизирующих излучений с мощностью до 20000 рентген в час. На станцию также было поставлено несколько тяжелых роботов типа РП, ТР-А1 (с автономным питанием и радиоуправлением) и ТР. Они управлялись с унифицированного пульта.

— Работали в режиме военного времени?

— Да. В ЦНИИ РТК были созданы временные комплексные группы по отдельным техническим вопросам (к концу работы их было 15) и организована круглосуточная работа в 2 смены по 12 часов.

Переписка и все совещания кроме ежедневных оперативок у главного конструктора были запрещены, все вопросы решались по телефону. Для работы на самой ЧАЭС было организовано несколько сменяющих друг друга экспедиций по 15-20 человек в каждой со своим автомобильным транспортом.

В состав экспедиций включались только добровольцы. Всего было 10 экспедиций. Первая в июне 1986, последняя в марте 1987 года.

С помощью Ленинградского обкома КПСС была создана мощная кооперация из ленинградских предприятий для срочного производства по документации ЦНИИ РТК необходимых компонентов — модулей для комплектования роботов.

В эту кооперацию вошло около 40 предприятий из 11 министерств, в том числе объединения «Электросила», «Авангард», «Арсенал», «Светлана», «Позитрон», «Источник», Объединение им. В. Я. Климова, ЛОМО, Пролетарский завод, Станкостроительное объединение им. Я. М.

Свердлова, ВНИИ телевидения, завод «Севкабель».

Важно

Главный конструктор уточнял на станции особенности предстоящих работ и требования к роботам. По телефону эти данные передавались разработчикам в ЦНИИ РТК, принимались технические решения, согласовывались сроки поставки. Готовые роботы доставлялись спецрейсами в Киев.

Там груз получал представитель экспедиции с транспортом и доставлял его в Чернобыль. Доставку роботов на кровлю зданий осуществляли с помощью вертолетов ВВС на подвеске.

Эту систему транспортировки тоже разработали в ЦНИИ РТК и укомплектовали дозиметрической аппаратурой и телевизионной системой, которая позволяла пилоту обеспечить предельно мягкую посадку роботов. В первые дни эксплуатации очередного робота управлять им приходилось мне в присутствии будущих операторов.

При этом активно продолжались доработки. При смене экспедиций операторы роботов один-два дня работали вместе с операторами из новой экспедиции, передавая свой опыт. Они давали роботам имена — «Антошка», «Федя», «Вовочка».

Сборка и вся работа роботов документировалась с помощью миниатюрных телекамер. Для этого были необходимы видеомагнитофоны.

А в то время в СССР только появились первые японские образцы этой техники и одному из заводов в Пскове было дано задание срочно воспроизвести эти устройства. Я поехал на этот завод и договорился об изготовлении 10 опытных образцов.

И нам сделали эти первые советские видеомагнитофоны. Они исправно отработали в Чернобыле и остались там вместе с роботами.

Члены экспедиций жили в помещении бывшего детского сада в Чернобыле в нескольких десятках километров от станции. Там же заседала Государственная комиссия, находился штаб и другие руководящие органы по работам на ЧАЭС.

Совет

Роботы разместили в нескольких километрах в стороне, на острове реки Припять в цехе судоремонтной базы. На станцию члены экспедиции отправлялись бригадами на автобусе. В конце рабочего дня автобус забирал людей.

По окончании рабочего дня душ и обязательная смена всей одежды, включая нижнее белье, обувь, перчатки, марлевые повязки на лицо. Затем проход через пост дозиметрического контроля, где записывались в журнал показания индивидуальных дозиметров.

Когда накопленная доза достигала предельно допустимого значения, у сотрудника отбирали пропуск на станцию, и он отправлялся домой. Я вынужден был дважды подменять свой дозиметр у наших дозиметристов, чтобы продолжить руководство работами.

На обратном пути при выезде с территории станции — дезактивация и дозиметрия автобуса. Перед въездом в Чернобыль опять дозиметрический контроль. В случае превышения допустимой нормы радиации машину с людьми отправляли на расположенную рядом площадку для повторной дезактивации. Аналогично контролировался весь транспорт и в сторону Киева.

https://www.youtube.com/watch?v=k9U4qDfKC4M

Всего на ЧАЭС поработали 157 сотрудников института — конструкторы и инженеры, начальники лабораторий, токари, монтажники, дозиметристы, водители, автослесари.

В общей сложности сотрудники института провели на станции 4179 дней, в среднем — по 26,5 дней на человека, а в реальности — от 2 до 91 дня.

Много сотрудников ЦНИИ РТК было отмечено правительственными наградами, грамотами и благодарностями правительственной комиссии. 6 сотрудников награждены Орденом Мужества, 18 — медалью «За спасение погибавших».

Конфликты и показуха

— Для тяжелых роботов основной работой была очистка кровли на самой высокой отметке под вытяжной трубой станции, за которой находился провал в бывший четвертый блок. С этой работой очень спешили, так как руководством было дано обещание М. С.

Горбачеву к 1 сентября 1986 года водрузить на трубу государственный флаг как доказательство завершения очистных работ. Чтобы добраться под вытяжную трубу, роботов спускали вертолетом на кровлю, расположенную на несколько метров ниже, так как пространство у трубы было очень узким, и спуск туда робота представлял серьезную опасность для вертолета.

Для того, чтобы робот смог подняться своим ходом к трубе, тоже вертолетом были спущены наклонные мостки.

Читайте также:  Врачей-хирургов смогут тренировать роботы

Наступил сентябрь, а радиация в районе трубы, контролируемая роботами-разведчиками, держалась на уровне сотен рентген в час. На трубу послали солдат с лопатами, топорами и ломами. И они водрузили флаг на ее вершине, который потом многократно показывали по телевидению.

Но после этого еще, по крайней мере, полгода продолжалась очистка кровли роботами ЦНИИ РТК. В частности, пришлось даже повторно заняться ранее очищенными кровлями, сдирая с них все рубероидное покрытие, так как со временем оно стало радиоактивным.

Обратите внимание

Основной объем этой работы был выполнен с помощью «Антошки» и «Вовочки».

Операция с водружением флага на трубу, конечно, была преступной показухой. Ничто не препятствовало выполнению всей работы по очистке кровли с помощью роботов без гонки любой ценой.

Были случаи, когда роботы оказывались в конфликтных ситуациях с солдатами. Во время операции по очистке кровли в районе трубы солдаты были основной причиной отказов роботов: неоднократно они перерубали их кабели, чтобы «ослепить» роботы.

Дело в том, что по телевизионному изображению, которое роботы передавали на пульт оператора, военные начальники могли контролировать действия солдат, так как некоторые из них, добежав до трубы, вместо работы прятались где-нибудь в защищенном месте.

Просидев там рабочее время, они бежали обратно с докладом о выполненной работе.

Но в основном, конечно солдаты и роботы действовали согласованно. Солдаты, очищая кровлю, сбрасывали с нее радиоактивный мусор на нижерасположенную крышу, по которой имелся доступ к провалу четвертого блока, а роботы-бульдозеры ЦНИИ РТК сгребали этот мусор и сбрасывали в провал.

В целом, тяжелые роботы ЦНИИ РТК заменили несколько тысяч военнослужащих с ручным инструментом. Но это была малая доля от задействованных на станции срочно мобилизованных солдат.

Какие уроки Чернобыля удалось извлечь, а какие — нет — Чернобыльская авария ведь не первая. До этого были события на комбинате «Маяк», на Белоярской АЭС. Были и другие опасные инциденты. Чернобыль — это первая катастрофа, которую не удалось скрыть, потому что радиоактивное облако накрыло не только часть территории Украины, России и Белоруссии, но и ряд европейских стран, вплоть до Италии.

Встал вопрос, что нужно сделать, чтобы подобное никогда больше не повторилось.

Некоторые страны, например, Германия, пошли по пути полного отказа от использования атомной энергии. Я это считаю даже не политикой, а политиканством. Атомная энергетика — это этап развития цивилизации.

Впервые энергию атома в мирных целях предложил использовать отец советской атомной бомбы Игорь Васильевич Курчатов. Первая атомная станция появилась в СССР, в Дубне, она и сейчас работает. Вся история цивилизации делится на этапы по видам применяемой энергии.

Важно

Вначале была физическая сила людей и животных, затем сила ветра, воды — парусные суда, затем появилась паровая машина, которая помогла Англии покорить полмира и сделали ее Великобританией. И, наконец, появилась атомная энергия. Сейчас ученые ищут новые пути овладения ею. Солнца.

Советский Союз не отказался от атомной энергии из-за Чернобыля. Но надо было сделать мирный атом безопасным, а ликвидацию экстремальных событий возложить на роботов. Вот это уже наша задача.

К 1991 году стало ясно, что проблема создания робототехники для экстремальных условий не решена. Скажу больше, если бы, не дай Бог, что-то подобное снова случилось, страна оказалась бы в том же положении в части робототехники, что и в 1986 году. Не осталось роботов-разведчиков того типа, что применялся в Чернобыле, даже в самом ЦНИИ РТК.

Техника, поставленная на ЧАЭС, отслужив свой срок, покоилась на кладбищах загрязненной радиоактивностью техники. Все, что привозилось на АЭС, не возвращалось из-за загрязненности — ни автомашины, ни роботы, ни видеомагнитофоны.

И тогда Государственный комитет по науке и технике (ГКНТ) предложил мне сформировать группу из представителей заинтересованных министерств и ведомств, чтобы проанализировать причины сложившейся ситуации и сформулировать предложения по развитию экстремальной робототехники.

Поручение ГКНТ оформили постановлением комитета от 24 апреля 1991 года. Результатом стала «Научно-техническая концепция развития унифицированных средств для экстремальных условий».

Мы установили, что проблема создания робототехники для экстремальных ситуаций не решена из-за отсутствия системного подхода к проблеме, единой технической политики, а не по причине недостатка финансирования или необходимых компонентов.

И предложили межотраслевую унификацию компонентов робототехники и модульное построение роботов.

Совет

ГКНТ разослал концепцию всем заинтересованным министерствам и ведомствам и успел получить на нее отзывы в конце 1991 года, перед самым окончанием своего существования в связи с распадом СССР.

Все ведомства, включая атомную энергетику, химическую, нефтегазовую, оборонную и другие отрасли промышленности, где только возможны чрезвычайные ситуации, одобрили концепцию и выразили готовность участвовать в ее реализации. Но распад Союза отодвинул, будем надеяться только на время, решение этой задачи.

Но все-таки в ЦНИИ РТК работы по созданию средств робототехники для экстремальных условий продолжились. Созданы роботы нового поколения для разных целей — инспекции, охраны, борьбы с террористами, роботы-спасатели для МЧС России. Экстремальная робототехника, возникнув в трагической ситуации аварии на Чернобыльской АЭС, выросла в самостоятельный раздел робототехники и интенсивно развивается.

Беседовала Наталия Михальченко

Источник: https://news.rambler.ru/world/33427448-avariya-na-chaes-boevoe-kreschenie-ekstremalnoy-robototehniki/

Оружие будущего: боевые роботы и дроны

Подвергать риску жизни солдат во время миротворческих и антитеррористических операций непозволительно, поэтому в них наравне с людьми все чаще принимают участие «умные машины». Какими бывают и на что способны современные боевые роботы и летающие дроны?

История становления

Концепцию создания боевого робота приписывают Леонардо да Винчи, который в конце пятнадцатого столетия создал макет механического рыцаря, способного двигать конечностями и поднимать забрало. Но, как и многие другие идеи великого Леонардо, «мехвориор» на столетия опережал свое время, а потому воплотить проект в жизнь не представлялось возможным.

Роботизированный рыцарь Леонардо да Винчи (XV век)

В конце девятнадцатого века Никола Тесла построил миниатюрное радиоуправляемое судно, а Пафнутий Чебышев – стопоход, способный передвигаться по ухабистой местности. Обе эти разработки так или иначе повлияли на развитие робототехники, в том числе военной.

Стопоход Чебышева (конец XIX века)

Само же слово «робот» принадлежит перу чешского писателя-фантаста Карела Чапека, который в 1921 году написал пьесу «Россумские универсальные роботы». Первые же реально действующие боевые роботы появились в 1930-х.

Так, в 1933 году на вооружении Королевских ВВС Великобритании поступил беспилотный летательный аппарат (БПЛА) многократного использования под названием Queen Bee. Существовало две модификации самолета: колесный и гидро, которых за время существования проекта было произведено почти полсотни. Базировался эскадрон Queen Bee на британском авианосце Argus.

Беспилотный самолет Queen Bee (середина 1930-х)

В начале 1940-х в СССР существовал батальон дистанционно управляемых танков – телетанков, насчитывавший более полусотни боевых машин. Задачи они исполняли самые разные: от проверки местности на наличие мин до стрельбы по врагу во время химической атаки.

Советские радиоуправляемые танки Т-26 (Советско-финская война)

Запомнились во время Второй мировой войны и немецкие самоходные мины «Голиаф».

Представляли они собой небольшие танкетки (полтора метра в длину и полметра в высоту), которые управлялись по проводу и несли на борту до 100 кг взрывчатки.

Этого было достаточно, чтобы уничтожить целый отряд вражеской пехоты и любой, даже самый бронированный танк того времени.

Немецкие самоходные мины «Голиаф» (Вторая мировая война)

Наземные роботы

Развитие военной робототехники существенно ускорилось с началом холодной войны. Тогда-то и появились первые интеллектуальные роботы: с «глазами», «ушами» и прочими сенсорами.

И даже после распада СССР и окончания холодной войны военная робототехника остается одной из приоритетных отраслей науки и техники.

Аналогично родам войск современные боевые роботы делятся на три группы: наземные, летающие и плавающие.

Передвигаться по земле боевые роботы могут самыми разными способами: на колесах, на гусеницах и даже на «ногах». Примером колесного робота является израильский беспилотный автомобиль Guardium, созданный компанией G-NIUS. Машина построена на базе четырехколесного багги, а потому может применяться не только для охраны автоколонн, но и для разведки на пересеченной местности.

Беспилотный автомобиль Guardium

Куда более универсальным является военный робот Swords (Special Weapons Observation Reconnaissance Detection Systems) производства американской компании Foster-Miller TALON.

Помимо видеокамеры с функцией ночной съемки, установить на него можно различные виды стрелкового оружия: штурмовую винтовку M16, пулемет M240 и даже гранатомет M202A1 FLASH.

Передвигается робот по земле, снегу и лужам (глубиной до 30 см), при этом человек-оператор может находиться на расстоянии до километра. Боевое крещение роботы Swords прошли в Ираке и Афганистане.

Гусеничный военный робот Swords многоцелевого назначения

Самым же большим специалистом по вопросам разведки и наблюдения считается робот SUGV (XM1216 Small Unmanned Ground Vehicle), также построенный на гусеничном ходу.

Он значительно легче и компактнее вышеупомянутого Swords, а в сложенном состоянии легко помещается в солдатский рюкзак.

Обратите внимание

Интересно, что творцом SUGV является американская компания iRobot, хорошо знакомая своими «цивильными» роботами-пылесосами для упрощения уборки в доме.

Во время испытаний робота-разведчика SUGV солдаты использовали, как это ни странно, геймпады Xbox 360

Говоря о сухопутных военных роботах, нельзя пройти мимо сапера MarkV-A1, разработанного американской компанией Northrop Grumman в рамках проекта Remotec ANDROS (включает еще три модели роботов). «Рукастый» робот MarkV-A1 уже поступил на вооружение не только армии США, но и сил быстрого реагирования Канады и Израиля.

Саперный робот MarkV-A1

Летающие роботы

Беспилотные летательные аппараты, в том числе военные, в последнее время стало модно называть словом «дроны». А разновидностей их существует великое множество: планеры, многопропеллерные и даже на турбореактивной тяге.

Самым массовым БПЛА в армии США является модель RQ-11 Raven производства компании AeroVironment.

Главное ее преимущество – запуск с руки по аналогии с авиамоделями, тогда как более крупные планеры нуждаются во взлетной полосе.

При необходимости RQ-11 Raven можно перевести в полностью автономный режим слежения, при котором он будет собирать разведанные с помощью бортовых видеокамер без участия оператора.

Разведывательный планер RQ-11 Raven

Наравне с разведывательными БПЛА в армии США применяются ударные дроны, например, MQ-1A Predator. Аппарат был создан компанией General Atomics в 1994 году и за прошедшие два десятилетия неоднократно модернизировался. Новейшая модификация MQ-1A Predator оснащается ракетами класса «воздух-земля» AGM-114C Hellfire.

Ударный дрон MQ-1A Predator

Активно ведутся работы над строительством беспилотных летательных аппаратов в России. В недавних военных учениях принял участие российский разведывательный дрон ZALA 421-08 под кодовым именем «Стрекоза». Кроме того, возобновлен ранее замороженный, еще советский проект по созданию ударного БПЛА под названием Ту-300 «Коршун-У».

Сверхлегкий разведывательный дрон ZALA 421-08

Главные войны будущего – на море

Именно плавающих боевых роботов можно назвать оружием завтрашнего дня, ведь по некоторым прогнозам за владение ресурсами мирового океана в отдаленном будущем могут развернуться масштабные войны.

Пока же плавающие на воде и под водой военные роботы крайне немногочисленны. Вспомнить можно разве что миниатюрную подводную лодку REMUS от американской компании Hydroid и робота-пловца Transphibian от уже упомянутой iRobot, который способен передвигаться по мелководью.

Радиоуправляемая подводная лодка REMUS (Remote Environmental Measuring UnitS)

Выводы

В то время как частные компании по заказу оборонных ведомств разных стран мира готовят новые, еще более совершенные виды «умного» вооружения, концепция «робо-войн» уже начинается подвергаться критике.

Так, международная неправительственная организация «Хьюман Райтс Вотч» выразила свое беспокойство относительно перспектив ведения войн «умными машинами», способными принимать решения хотя бы отчасти самостоятельно.

Чтобы решить эту проблему, «Хьюман Райтс Вотч» предлагает создать международный договор, ограничивающий строительство и использование роботов и дронов в боевых действиях.

Источник: https://itc.ua/articles/oruzhie-budushhego-boevyie-robotyi-i-dronyi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector